В соответствии с текстом Жития она изображена изможденной аскетическими подвигами, согбенной, с морщинами на лице. Образ выполнен одним из работавших в Суздале при митр. Иларионе мастеров - последователей Симона Ушакова (Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 429-431. Кат. 98). Единоличная поясная миниатюрная иконка нач. XX в. в серебряной рамке с.-петербургской фирмы Грачёвых (ГМИР - Серебряная кладовая ГМИР: [Альбом]/Сост.: И. А. Павлова. СПб., 2004. С. 26) связана с царской семьей (Е.- с крестом в руках). Святые Евфимий, Иоанн, Феодор и Евфросиния Суздальские. Икона. Иконописец А.И. Татаринов. 1791 г. (частное собрание) Святые Евфимий, Иоанн, Феодор и Евфросиния Суздальские. Икона. Иконописец А.И. Татаринов. 1791 г. (частное собрание) В XVII-XVIII вв. иконы Е. в суздальских храмах были широко распространены. В 1674 г. вязниковский иконописец М. И. Пономарёв для местного ряда иконостаса собора Покровского мон-ря должен был написать «за южными дверьми образ преподобные Евфросинии Суждальской, а при нем два древа рябиновые» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). В 1683 г. в соборе Рождества Пресв. Богородицы находился местный образ Е., предстоящей Богоматери с Младенцем (Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 429). В описи Ризоположенского мон-ря 1771 г. только в соборе упомянуто 11 икон Е., украшенных серебряной басмой, окладами, венцами и цатами, в т. ч. образ молящейся Е. «в житии, на нем два венца и две цаты серебреные вызолочены, ожерельцо жемчужное с каменьем, тот образ обложен вокруг серебром, на немже по житию ее сорок три венчиков небольших серебрены вызолочены»; над ракой в иконостасе образ Е. в житии; икона молящейся Е. «в окладе серебреном, венцы и поля вызолочены, подложен камкою тусинною»; «за правым крылосом иконостас, в коем тринадцать образов... седмой образ преподобной Ефросинии, на нем два венца и поля серебрены вызолочены»; «стоящих по разным местам образов… десятый образ положения ризы Пресвятыя Богородицы и преподобныя Ефросинии»; «на раке мощей преподобныя благоверныя княжны Ефросинии образ ея» и др. ( Георгиевский. 1900. Прил. С. 28-31). Кроме икон в соборе хранилось 2 покрова: «Пелена шитая в шелку, на ней вышит образ благоверныя княжны Ефросинии Суздальские, венец шит золотом, около венца подпись, низано жемчугом крупным, а вкруг та пелена обложена камкою зеленою, по той камке слова шиты золотом, в руку ея крест обнизан по краям жемчугом»; «на мощах преподобныя княжны Ефросинии покров вышит шелком, на том покрове образ ея вышит шелком же, а венец вышит золотом, около венца подпись низано жемчугом крупным, крест празументовой золотой, вкруг того покрова подпись, слова шиты по зеленой камке золотом» (Там же. С. 32).

http://pravenc.ru/text/187882.html

Вознесение Господне. Дни богосл. ч. 2. стр. 174– 77. Богослужение на праздник Вознесения Господня. Воскр. Чт. 1839. 7. О празднике Вознесения Господня, приб. к Твор. Св. Отцев. 1858. 2. День св. Троицы и Пятидесятница. Дни богосл. ч. 2. стр. 183–195. Выписка из одной древней церковной книги о том, почему в день Пятидесятницы с литургиею соединяется вечерня. Воскр. Чт. 1843. 8. О пятидесятнице ветхозаветной и ее отношении к новозаветной. Воскр. Чт. 1840. 12. Богослужение в день пятьдесятницы, тоже, 1839. 8. Кассиана Римлянина о том, почему в пятьдесятницу не преклоняют колен, тоже 1845. 47. Василия Великого о том же, тоже 1851. 5. Вечернее богослужение в день пятьдесятницы. Христ. Чт. 1853. Июнь. О цветах и растениях в Троицын день. Воскр. Чт. 1837. стр. 67. Письмо о празднике св. Троицы. Воскр. Чт. 1858. 8. Нерукотворенный образ И. Христа, Дни богосл. ч. 1. стр. 56. Христ. Чт. 1834 г. Август. Константина Багрянородного о перенесении нерукотворенного образа из Едессы в Царьград. Воскр. Чт. 1843. 19. Праздники в честь Креста Господня, Дни богослуж. ч. 1. стр. 60–75. Мысли и чувствования в час воздвижения креста. Воскр. Чт. 1840. 23. Воспоминание о явлении знамения креста в Иерусалиме. Воскр. Чт. 1839. 7. Судьба животворящего древа после обретения его св. Еленою. Воскр. Чт. 1853. 22. Явление креста Равноапостольному Константину и первое крестное знамя. Воскр. Чт. 1855. 25. Положение Ризы Господней. Дни Богосл. ч. 1. стр 76. Воскр. Чт. 1840. 14. Праздники Богородичные О почитании Богородицы. Исидора Нелусиота письма о величии Божией Матери Воскр. Чт. 1848 19. Амвросия Медиоланского о подражании Пр. Богородице тоже 1851 19. Напоминание христианину о покрове Пресв. Богородицы там же 26. Христианское славословие Божией Матери тоже 1852 20. Земная жизнь Божией Матери, как основание нашей надежды па помощь Ея там же 34. Прокла Константинопольского похвальное слово Пресвятой Богородице тоже 1853 31. О Преблагословенной Деве Марии, Матери Господа нашего И. Христа приб. к Твор. Св. О., 1848 г. кн. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но преимущественное внимание исследователей XIX века обращено было на обследование и изучение отдельных исторических памятников города Москвы, и о них (конечно, весьма далеко не обо всех) появился целый ряд новых трудов, заслуживающих полного одобрения, ибо при составлении их приняты были во внимание архивные данные. Таких работ особенно много появилось во второй половине столетия, очевидно, вследствие общего развития русской исторической науки. Кроме того, в это же время был издан целый ряд материалов по истории г. Москвы первостепенного значения в «Известиях Московской Городской Думы», как, напр.: «Переписные книги города Москвы» за и XVIII вв. (1620, 1626, 1638, 1665–1676, 1688–1696 и 1738–1742 гг.), «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы», собранные и изданные руководством и трудами И.Е. Забелина (правильнее В. и Г. И. Холмогоровыми, потому что им принадлежал весь труд, две части, М. 1884 и 1891 гг.); издания Московского Купеческого Общества и его Председателя Н.А. Найденова, как, напр.: «Москва. Актовые книги XVIII в.» (т. 1–12, М. 1892–1900 гг.), «Материалы для истории Московского купечества» (т. 1–9, М. 1883–1889) и другие. Благодаря появлению этих трудов, изучение древностей города Москвы поставлено теперь на надлежащий путь, ибо эти издания, сообщая новый материал, бывший доселе малоизвестным или и совсем неизвестным, дали исследователям возможность сообщить подробные, вполне достоверные сведения о том или другом историческом памятнике и при том более полные, чем какие доселе были известны. В каждом труде, посвященном истории и древностям всего города Москвы, уделяется не мало страниц Московскому Кремлю и его достопамятностям, а в том числе и сведениям о дворцовых церквах. Так, в «Путеводителе к древностям и достопамятностям Московским» (Максимовича, М. 1792 г.) находишь исторические известия о большинстве дворцовых соборов и церквей с указанием на более замечательные иконы, вещи и сосуды, хранящиеся в них (о Благовещенском – ч. I, стр. 91–110, Верхоспасском, за Золотой решеткой, стр. 163–169, Сретенском на Сенях, стр. 169, Спасском, что на Бору, стр. 169–171, Воскресения Христова за Золотою решеткою, стр. 267, Положения ризы преч. Богородицы на Сенях, стр. 267–268, вел. муч. Екатерины, стр. 268, Рождества пресв. Богородицы, что на Сенях, стр. 269–270 и Нерукотворенного образа, стр. 270). Точно также подробные сведения читаем в «Историческом путеводителе» по Москве А.Ф. Малиновского (отчасти в ч. I, а главным образом во II). См. также некоторые известия о них и в части «Истории города Москвы» И.Е. Забелина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В 1172 г. была заложена ц. св. Иакова на Яковлевой ул., о ее освящении сведений в летописях нет. В 1179 г. архиеп. свт. Иоанн (Илия) со своим братом Гавриилом за один сезон построили Благовещенскую ц. в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино. Далее с 80 гг. и до конца XII в. строительство в Н. велось практически без перерывов, при этом мн. храмы строили за 1–2 сезона. К этой эпохе относится возведение надвратной ц. Богоявления в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино (1180–1182), перестройка ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (1184), строительство церквей апостолов Петра и Павла на Сильнище (1185–1192), Вознесения на Прусской ул. (1185–1191), Успения в Аркажском мон-ре (1188–1189), Преображения Господня Хутынского мон-ря (1192), Положения Ризы и Пояса Богородицы на воротах Детинца (1195), Воскресения на Мячине (1195–1196), Кирилла (1196), Преображения в Ст. Русе (1198), Преображения Господня на Нередице (1198), св. Илии Пророка на Славне (1198–1202), Сорока мучеников (1199–1211), вмц. Параскевы на Торгу (1207), вмч. Пантелеимона (1207). Заказчиками храмов были как церковные иерархи, так и частные лица, князь. Многие из этих храмов сохранились или изучены археологически. В 10–30-е гг. XIII в. сообщения о новом строительстве носят нерегулярный характер: в 1211 г. новый архиеп. Антоний «створи полату Митрофаню церковь в имя святого Антония» (НПЛ. С. 52), однако характер этих работ не вполне понятен; в 1218 г. владыка заложил ц. вмц. Варвары в Варварине мон-ре, в 1219 г. Твердислав и Феодор заложили ц. арх. Михаила на Прусской ул. (освящена в 1224), в 1224 г. Семен Борисович построил ц. ап. Павла с приделами прав. Симеона Богоприимца и равноапостольных Константина и Елены, в 1226 г. заложили ц. св. Иакова на Яковлевой ул. (очевидно, на месте храма 1172 г.), в 1233 г.— ц. св. Феодора на воротах Детинца от Неревского конца. К данному периоду, вероятно, относится единственный сохранившийся памятник — ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни, не имеющая летописной даты. Из всех этих построек помимо Перынской ц. изучен только храм арх. Михаила на Прусской ул. (исследования В. А. Булкина), об остальных сооружениях пока сведений нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Богородицы. Это могли быть некогда семейные иконы, о чем свидетельствуют многочисленные полудрагоценные камни, жемчуг и жен. украшения (сережки), серебряные и медные золоченые оклады, тканевые приклады (пелены, покровцы). Среди икон примечательна пядница с образами св. воинов Феодора Стратилата и Феодора Тирона, видимо мозаичная, к ней была приложена золотая цепочка и пелена. К числу личных святынь, вложенных в мон-рь, принадлежали также «воротные иконы» (нательные), резанные из древесины юж. пород («синолоя» и кипариса), кресты и панагии. Одна из панагий была золотая, другая - «синолойная», в гладком серебряном золоченом окладе - вклад еп. Кассиана («владыки Косьяновская»); голутвинский игум. Кассиан упоминается в приписке 1473-1480 гг. в пергаменной «Лествице» Иоанна Синайского (1422, РНБ. Погод. 73. Л. 1-3; Вздорнов. 1980. Кат. 90; Мазуров. 2001. С. 240, 241, 317, 392-394, 513), но, возможно, это Рязанский еп. Кассиан , управлявший в 1551-1554 гг. епархией, соседней с Коломной ( Макарий (Веретенников), архим. Еп. Рязанский Кассиан (1551-1554)//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 306-314). К числу личных вкладов в мон-рь относится и нательная («воротная») костяная икона «Юрьевская» с резными изображениями Воплощения Пресв. Богородицы и праздников на створках-затворах. В К. С.-Г. м. хранились святыни, относящиеся к начальной истории обители. В алтаре собора находился крест «Сергия чудотворца положенья», видимо оставленный преподобным как благословение обители; он был «синолойный» (Города России. 2002. С. 66). В ризнице, устроенной в теплой ц. прп. Сергия Радонежского, в помещении рядом с трапезной, на 1-м месте среди облачений хранились «ризы Сергия чюдотворца» ветхие, из белой камки-куфтерь, с оплечьями, вышитыми золотыми и серебряными нитями по атласу (Там же. С. 71; Мазуров. 2001. С. 239, 297). Вероятно, к средневек. древностям могла принадлежать упоминаемая в лит-ре XIX в. икона прп. Сергия, написанная на доске от его гроба.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589 ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121754_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; 24 авг. 1550, Арсениев Комельский мон-рь), прп. (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых). Основным источником сведений об А. К. является «Сказание о житии и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашаго Арсения игумена, составшаго обитель Пресвятыя Богородицы на Комельском лесу, в Олонове концы», написанное Иоанном, мон. Арсениева Комельского в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря . В Комельском мон-ре хранилась повесть о жизни и чудесах А. К., составленная вскоре после кончины святого, в 1596 г. рукопись сгорела. Нек-рое время спустя игумен нашел в монастырской кладовой «малую хартию» (краткую запись) о жизни А. К. и поручил иноку Иоанну составить новое житие. Иоанн дополнил «хартию» рассказами братии и описаниями чудес святого, однако, по сообщению автора, к этому времени «самовидцы» святого уже скончались. Составление «Сказания» можно отнести к 1-й пол. XVII в., т. к. посмертные чудеса, совершенные по молитвам к А. К., относятся к 1602-1657 гг., причем последние чудеса приписаны к основному тексту позднее; сохранился список «Сказания» 1-й пол. XVII в.- РГБ. Ф. 354. 65. Л. 22-56. Известное число списков «Сказания» невелико. Прп. Арсений Комельский. Миниатюра из сб. " Жития Вологодских святых " . Нач. XVIII в. (ГИМ) Прп. Арсений Комельский. Миниатюра из сб. " Жития Вологодских святых " . Нач. XVIII в. (ГИМ) А. К. род. в Москве, в дворянской семье Сахарусовых (в кон. XV в. представители этого рода владели поместьями в Сенежской вол. Владимирского у. и занимали высокие посты при митрополичьем дворе). В молодости принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре. Здесь преподобный нес различные послушания, «всегда успевая на славословие Божие, и книги святыя почиташе, и преписоваше со многим вниманием, и службы монастырския проходя, и вся узаконенная иноком творя, ко всем велие смирение и послушание имея, и всем слуга вменися» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 23об.). Сохранилось Евангелие, переписанное преподобным в 1506 г. (Вологодский обл. краеведческий музей. Инв. 7281). В мон-ре А. К. «поживе лета доволна и за многую его добродетель поставлен бысть игуменом в великую лавру» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 24-24 об.). Будучи игуменом (1525-1527), А. К. неоднократно посещал приписной к Троице-Сергиеву Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь . Игумен мон-ря Иона рассказал А. К. о видении огня над местом погребения прп. Стефана Махрищского . А. К. повелел поставить над гробом прп. Стефана раку, покрыть ее покровом «и свещу великую поставити». Тогда же по благословению А. К. было установлено ежегодное празднование памяти прп. Стефана, и игумен Троице-Сергиева мон-ря служил первую литургию с молитвой новопрославленному святому.

http://pravenc.ru/text/76294.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варфоломей (Любарский), еп. Вятский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Любарский Владимир (Василий) Павлович; 15.07.1699, посад Мена Черниговской губ.- 4(5).06.1774, Вятка), архиеп. Вятский и Великопермский. Из семьи священника, близкий родственник митр. Платона (Любарского) , составившего его биографию. Учился в Черниговской духовной школе (коллегиуме), где был учеником Антония (Сахновского), потом в КДА. По приглашению еп. Гедеона (Вишневского) в 1729-1744 гг. был последовательно преподавателем всех классов, префектом, ректором в Смоленской славяно-латинской школе (семинарии). 25 апр. 1729 г. Гедеоном (Вишневским) пострижен в монашество. В 1738 г. В. назначен игуменом Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Богородицы во Влахерне монастыря и членом Смоленской консистории. В 1739 г. (по др. данным, в 1738) В. по оговору иером. Кирилла (Ярошевича), позже казненного в Смоленске, провел 2 месяца в заключении в Тайной канцелярии, но был оправдан. С 29 июля 1745 г. архимандрит Пафнутиева боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря и присутствующий в Московской следственной комиссии о раскольниках. По приглашению архиеп. Арсения (Мацеевича) с 1747 г. (по др. данным, с кон. 1745) архимандрит Спасского ярославского мон-ря. Был создателем и фактическим руководителем Ярославской ДС. 9 мая 1758 г. назначен архиеп. Вятским и Великопермским, 19 июня (по др. данным, 19 июля) хиротонисан в Петропавловском соборе С.-Петербурга. 15 окт. 1758 г. прибыл в Вятку. В епархии столкнулся с непорядками и разорением, оставшимися от архиеп. Антония (Илляшевича) . Привел в порядок финансы, решил в пользу архиерейского дома дела о спорных землях, организовал строительство нового кафедрального собора. Восстановил ДС, открытую еп. Лаврентием (Горкой) и переставшую существовать при Антонии (Илляшевиче), пожертвовал в ее пользу собственную б-ку и приобрел для семинарии книги на 2500 р. Инспектором ДС назначил Платона (Любарского), к-рый характеризует В. как умелого и волевого хозяйственника, хорошего проповедника, любителя и знатока латыни и европ. лит-ры. Одним из последних действий В. было распространение воззвания «Краткое увещание» против Пугачева. Погребен в вятском Троицком кафедральном соборе. Собор и захоронение не сохранились. Соч.: Краткое увещание преосв. еп. Вятского и Пермского Варфоломея к народу своей епархии// Платон (Любарский). Иерархии. С. 63-64. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 57-62; он же. Сб. древностей Казанской епархии и др. приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 181-192; История Вятской ДС//Вятские ЕВ. 1868. 1, 2, 4, 12. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/154405.html

Со своей стороны, Иерусалим должен был передавать нек-рые из почитаемых реликвий в К-поль, а взамен получал новые возможности в решении насущных вопросов для христиан Палестины, тем самым поддерживая авторитет Церкви и среди своей паствы, и во всей империи. Так, в 469 г. в К-поль из Назарета была перенесена риза Пресв. Богородицы ( Georg. Mon. Chron. P. 617); в память об этом событии 2 июля установлен церковный праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 1; Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 14). Предстоятельство на престоле Иерусалима свт. Иувеналия (422-458) ознаменовалось окончательным оформлением Церкви Палестины в автокефальный Иерусалимский Патриархат. На это время пришлась кульминация христологических споров в Вост. Церкви, формирование богословских доктрин халкидонского православия, несторианства и монофизитства. Участвуя в спорах и в больших церковных Соборах того времени, ИПЦ стремилась добиться независимого положения и достойного места в христ. ойкумене. На III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. присутствовало 14 епископов ИПЦ ( Mansi. T. 4. Col. 1124-1128; ДВС. Т. 1. С. 215-217; Bagatti. 1971. P. 92-95). Их делегация выступила на стороне свт. Кирилла Александрийского, неизменно присутствовала на соборных заседаниях его партии. Свт. Иувеналий, безусловно, надеялся, что его поддержка свт. Кирилла будет способствовать получению ИПЦ автокефального статуса (подобная автокефалия на Соборе была утверждена за Кипрской Церковью) и переподчинению Иерусалимскому престолу, помимо трех Палестин, церковных общин провинций Финикия и Аравия. Свт. Иувеналий обсуждал этот вопрос на личных встречах со свт. Кириллом, но тот по неизвестной причине отказался от вынесения вопроса об автокефалии ИПЦ на соборное рассмотрение ( Mansi. T. 5. P. 802). На «разбойничий» Собор 449 г. в Эфесе свт. Иувеналий прибыл с 16 епископами ( Mansi. T. 6. Col. 927-936; ДВС. Т. 2. С. 77; Bagatti. 1971. P. 92-95). В ходе разбирательств по поводу конфликта между архиеп. Флавианом К-польским и архим. Евтихием свт. Иувеналий и все представители ИПЦ выступили на стороне председателя Собора, архиеп. Диоскора Александрийского. Иувеналий признал Евтихия православным, а Флавиана подлежащим низложению ( Mansi. T. 6. Col. 615-618, 833-862). Поддержка действий Диоскора Иувеналием, как и большинством участников Собора, означала не столько признание правоты его вероучения, сколько согласие с офиц. позицией власти по расследованию конфликта Флавиана и Евтихия. Имп. Феодосий II и его приближенные давали понять участникам Собора, какое именно решение должно быть принято. В этих условиях для делегации ИПЦ было сложно выступать против гос. линии, в то время когда Иерусалим был столь многим обязан имп. двору, правящей фамилии и лично Феодосию II.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Примечательны следующие особенности: л. 40 об. о кртно во з ка з . В соборны храме ка з бываетъ. возвизание крт его. а в прочии храме не в собор гд. ино ащ точию прилчитс празникъ сеи. в с. в нлю. тога бывае т возвизание крт. а не по вс годы. Л. 43 об. 46. 75. встречаются отмены старинного устава: то стариннои перево; – или: а то пвали та пре сего старинны ставо. а нн пою т коем стом в мини казано, или: а се стариннои ставъ. Л. 96 на праздник Благовещения полагается ход вокруг монастыря с литией; л. 110 об. на всенощном бдении Успению пресв. Богородицы, после славословия великого, назначается вынос плащаницы, которая полагается на столе, устроенном в виде гробницы, и покрывает положенную на нём икону пресв. Богородицы; за тем следует пение кафизмы 17 с припевами, по подобию великой субботы; потом чтение Евангелия утреннего Богородице. После сего плащаница вскрывается, икона полагается сверху её и все к ней прикладываются. Плащаница и икона остаются среди церкви до входа с Евангелием на обедни, и тогда вносится в алтарь. Л. 115 об. Послдование стыа и великиа. м. ца и, н. ца с нли. мытар и фарисеа. и до петрова пота. гла в к. В уставе делаются ссылки на обычаи Московских обителей – л. 196 об. 228., Кириллова монастыря л. 182. 190 об., 211. 214. 230. 236. 239 об., 263 об., Сергиева монастыря 190 об. 204 об. 206. Также встречаются на полях отметки: Иосиф л. 119 об. 120 об. 134 об. Но часто при сравнении посторонних обычаев, когда устав говорит о своём, местном, действовании (напр. «зде же поют») на поле выставляется: пско в . см. л. 133 об. 169. 190 об. 228. 231 об. Тоже встречается и ранее л. 119 и об. 120 об. 128. Любопытны след. замечания: л. 206. в великую субботу на утрени, когда совершалось нагробное величание, троици в сергиеве пре сего бывали блыа ризы (на игумене и священниках). же периреи ставилъ постныа ризы. О плащанице л. 207 об. и 208. сперва замечено, что она после славословия великого выносится из алтаря игуменом со священниками на главах и по пропении только трисвятого вносится в алтарь (см. 389. л. 440 об.); но далее говорится, что она среди церкви лежит на столе и во время обедни до херувимской песни, после коей диаконами на главах опять вносится в алтарь. Л. 208 об. Елеосвящение назначается совершать в великую субботу, а не в четверток. Л. 220 об. на почасиях пасхальных, т.е. на службах, следующих по окончании каждого часа, полагаются особые краткие молитвы. Молитва на почасии 1-го часа нач. Блгодарю т ги бже мои, ко сподоби еси на дни сиа постныа. 3-го часа: Ги бже ншь престын безмертныи. бвеселивыи ста сво ченики и аплы. дхо твои сты. 6-го часа: Влко ги хрте исе бже ншь. и свои млрдие на ра гршны, смири себ да ада сше свои хожение. 9-го часа: Бже великии крпкии всемогии рос. к са изволи. по члвчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010