Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресв. Богородицы . Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592-602); известно также, что имп. Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресв. Богородицы в одном из храмов К-поля ( Скабалланович. Успение. С. 85-86). Рождество Пресв. Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. ( Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» - тот же, что поется на этот праздник и в наст. время. Праздник Введения Пресв. Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, к-рая присуща др. Б. п. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX-X вв., в Типиконе Великой ц., по ркп. Patm. 266 (IX-X вв.) при нем не дается никакой службы ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В слав. Остромировом Евангелии 1056-1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании ( Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Б. п. В совр. правосл. богослужении в число Б. п. входят: Рождество Богородицы (8 сент.); память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сент.); Введение во храм (21 нояб.); Зачатие прав. Анной Пресв. Марии (9 дек.); Собор Пресв. Богородицы (26 дек.); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресв. Богородицы у Живоносного Источника в К-поле (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресв.

http://pravenc.ru/text/Богородичные ...

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Весьма активна была храмоздательная деятельность кн. Андрея Боголюбского. За первые 6 лет его правления были построены каменные храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове (ок. 1157/1158) и Успенский собор во Владимире (1158-1160), в 1164 г. освящена Ризоположенская ц. на Золотых воротах, около ворот на княжеском дворе заложен Спасо-Преображенский храм. В пойме у Боголюбова, рядом с устьем р. Нерли, при впадении в Клязьму, в 1165 г. был возведен храм, посвященный новому празднику Покрова Пресв. Богородицы, в память о победоносном походе на волжских булгар. В Боголюбове при кн. Андрее были выстроены церкви во имя мучеников Леонтия и Андрея Стратилата. Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Ко времени правления св. князя предание относит возникновение мон-ря в Боголюбове (см. Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рь ), Феодоровского мон-ря в вост. предместье Владимира на языческом капище в Яриловой долине. Не исключено, что князь является основателем и Константино-Еленинского мон-ря, упоминаемого в летописи под 1276 г., находившегося в непосредственной близости от Феодоровского. В нач. 70-х гг. XII в. во Владимире существовал Космодамианов мон-рь, игумен к-рого принимал участие в погребении кн. Андрея Боголюбского. Под 1217 г. летопись упоминает во Владимире Вознесенский мон-рь за валом Нового города. При кн. Андрее Юрьевиче Владимиро-Суздальская земля обрела чудотворные Владимирскую и Боголюбскую иконы Божией Матери. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Усиление княжеской власти после кратковременной усобицы между преемниками кн. Андрея Юрьевича и политическое возвышение Владимира, особенно в период правления кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Однако в памятниках к-польского кафедрального богослужения IX-XII вв.- Типиконе Великой ц . и др.,- «В.» помещается после песни прор. Анны и занимает в к-польской системе 15 библейских песней 7-е место (см.: Schneider. S. 64). Согласно певч. рукописи нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061), сохранившей распределение антифонов к-польского песненного последования , «В.» вместе с песнью прор. Анны образовывала 7-й рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом (μεγαλυνριον) «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем» ( Арранц. Как молились. С. 280). Песнь «В.» (точнее, ее начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой ц. в качестве прокимна на Богородичные праздники : Рождество (8 сент.), Введение во храм (21 нояб.) и Собор Пресв. Богородицы (26 дек.), Сретение Господне (2 февр.; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 авг.) и Положение пояса Пресв. Богородицы (31 авг.), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием ц. Пресв. Богородицы (вечером 1 сент.), а также на литии в день освящения К-поля 11 мая (поскольку К-поль считался городом Божией Матери); стихи «В.» пелись в составе аллилуиария 9-го июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник 2-й седмицы по Пасхе ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 225). В древнем (IV-X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, песнь «В.» пели на Благовещение и др. Богородичные праздники ( Tarchniš. Grand Lectionnaire. N 268, 1437). По Студийскому и Иерусалимскому уставам , первый из к-рых получил в IX-XII вв. широкое распространение в визант. монашеской среде, а второй был принят после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, «В.» входит в структуру канона утрени (он состоит из 9 (или 10) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков. Чин богослужения с 9 библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. (по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из гл. 23 «Толкований на молитву Господню» прп. Никона Черногорца (XI в.) - см.: Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «В.» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); вероятно, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466).

http://pravenc.ru/text/150153.html

В тесной связи с планами А. Ю. Б. по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества стояло интенсивное каменное строительство, к-рым отмечено 1-е десятилетие правления князя. В нек-рых своих моментах оно ориентировалось на киевскую столичную модель, хотя участие в ней киевских мастеров не засвидетельствовано, тогда как достаточно отчетливо видны следы работы галицкой артели и черты западноевроп. романики, привнесенные, по выражению владимирского летописца, «от всех земель мастерами» (надо думать, эти влияния объясняются традиц. суздальско-галицкими политическими связями, восходящими ко времени Юрия Долгорукого). Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, украсившихся Серебряными и Золотыми воротами с надвратной ц. в честь Положения ризы Богоматери, во Владимире же были воздвигнуты Успенский собор (к-рый мыслился А. Ю. Б. как кафедральный храм буд. Владимирской митрополии), ц. и мон-рь Вознесения близ Золотых ворот. На месте, по преданию указанном князю Божией Матерью, была построена княжеская загородная резиденция с храмом Рождества Богоматери - Боголюбово . Согласно Сказанию о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, на этом месте остановилась повозка с Владимирским образом, так что кони не могли сдвинуть ее. Явившаяся А. Ю. Б. в сонном видении Пресв. Дева повелела устроить здесь церковь в честь Своего Рождества, а Владимирскую икону не везти в Ростов, но оставить во Владимире. (Данного эпизода нет в первоначальной редакции Сказания XII в., но его достаточная древность удостоверяется упоминанием о нем в статье 1-й пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющей Комиссионный список НПЛ.) Для храма Рождества Богородицы в Боголюбове была написана Боголюбская икона Божией Матери , изображающая Пресв. Деву с хартией в руках,- как Она, по преданию, явилась А. Ю. Б. Простирая руки в молитвенном жесте к Своему Божественному Сыну, Пресв. Дева предстательствует перед Ним за своих новых чад - христиан Владимиро-Суздальской земли.

http://pravenc.ru/text/115338.html

Приход Покрова Пресвятой Богородицы с. Шмакова Варгашинского района был зарегистрирован 18 марта 1996 года. В конце 1990-х гг. члены общины собирались для молитвы в частном доме, затем – в приспособленном помещении. Но со смертью стариков община становилась все малочисленнее и в 2007 году Покровский приход официально прекратил свою деятельность как юридическое лицо. С 1949 года в здании располагается клуб. Село Шмаковское. Село расположено на реке Суери. Церковь в селе каменная, одноэтажная построена в 1832 году прихожанами при пособии крест. Ил. Загибалова. Приход неизвестно когда открыт, а из летописей церкви видно, что в 1754 году была построена церковь на месте сгоревшей деревянной. В церкви два престола: 1) во имя Покрова Пресв. Богородицы и 2) во имя Вознесения Господня. В селе Плотниковском находится приписная церковь построенная в честь положения Ризы Пресв. Богородицы. В деревнях: Секисовой, Волосниковой и на приходском кладбище имеются деревянные часовни, — во имя Чудотворца Николая, в честь сошеств. Св. Духа и во имя неизвестн. святого. В д. Мокиной находится молитвенный дом во имя св. муч. Мокия. Прихожанами особо почитается икона Божией Матери именуемая " Достойно есть " . Икона эта выписана с горы Афона по желанию прихожан со вложением в оной св. мощей св. Великомученика Пантелеимона и Иоанна Кукузеля. Св. Мощи вложены в икону с разрешения епископа Иустина в 1892 году. Пред иконой совершаются торжественные молебствия, 11 июля бывает с сей иконой крестный ход вокруг села, а потом по дворам всех прохожан. В приходе находятся деревни: Широковая (1 в.), Мокина (3 в.), Секисова (2 в.), Суслова (4 в.), Волосникова (7 в.), с. Плотниковское (7 в.). Всего в приходе 725 дворов, прихожан: муж. пола 1940, жен. пола — 2008. Церковной земли имеется: пахотной 180 дес., сенокосной 18 дес.; земля находится в расстоянии 3 в. от церкви. Церковный капитал 17450 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Священник получает жалованья 140 руб., диакон 70 руб., псаломщик 36 руб. Кружечных доходов получается до 1070 руб. в год. Для всех членов причта имеются деревянные дома, построены прихожанами в 1860 и 1906 г.г. В приходе имеются школы: 1) церковно-приходская в селе Плотниковском, учреждена в 1893 г., 2) одноклассная Министерства Народного Просвещения в дер. Сусловой с 1907 г. и дер. Волосниковой с 1910 г., 3) двухклассное Министерства Народного Просвещения в селе Шмаковском с 1902 г. Ближайшая церковь в селе Петуховском (8 верст). Расстояние церкви от Консистории 350 вер., от благочинного 43 вер., от уездного города 75 вер. Адрес: почт. отд. Белозерское.

http://sobory.ru/article/?object=39807

Согласно Житию, Е. была старшей дочерью черниговского кн. мч. Михаила Всеволодовича († 1245). Поскольку кн. Михаил выдал дочь Марию замуж за ростовского кн. Василька Константиновича в 1227 г., то рождение 1-й дочери следует отнести к нач. XIII в. По преданию, бытовавшему в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне женском монастыре , где покоились мощи святой, родители Е. долго не имели детей и усердно молились о чадородии в Киево-Печерском монастыре прп. Антонию и прп. Феодосию Печерским. В знак того, что их молитвы услышаны, князь и княгиня имели во сне видение Пресв. Богородицы, давшей супругам в руки прекрасную голубку. Божия Матерь сказала князю и княгине, что у них родится дочь, которую нужно назвать Феодулией, и ей предназначена подвижническая жизнь в монашеской обители. Юная Феодулия была удостоена посещения Пресв. Богородицы, показавшей ей рай и ад, и имела видение «мужа в белых ризах», к-рый открыл ей смысл монашеского подвига. В 15-летнем возрасте черниговская княжна приехала в Суздаль, чтобы выйти замуж за суздальского кн. Мину Ивановича. (Князь с таким именем упом. помимо Жития в синодиках суздальского Рождественского собора XVII-XVIII вв.: ГИМ. Увар. 242. Л. 6; 252. Л. 154. Согласно Житию, Мина был потомком варяга Шимона, следов., должен был принадлежать к боярскому, а не княжескому роду (потомки варяга Шимона - московские тысяцкие начиная с Протасия). Вступление Феодулии в брак с нетитулованным лицом указывает на то, что она была скорее всего не 1-м ребенком жен. пола в семье.) После неожиданной кончины жениха княжна приняла монашеский постриг в суздальском Ризоположенском мон-ре, вероятно в нач. XIII в., и получила имя в честь прп. Евфросинии Александрийской. Превосходя всех благочестием и мудростью (мотив высокой образованности и «учительности» преподобной, освоившей грамоту в 9 лет, является одним из основных в ее Житии), проводя жизнь в аскетических подвигах и молитвенных бдениях, Е. снискала любовь насельниц обители и горожан.

http://pravenc.ru/text/187882.html

[Брезавица, Горица], муж. мон-рь на одноименном острове у юж. берега Скадарского оз. (15 км от г. Вирпазар) с церквами во имя вмч. Георгия Победоносца и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Георгиевская ц. была построена на открытом плато в 80-90-х гг. XIV в. зетским господарем Георгием II Страцимировичем Балшичем (1385-1403). Видимо, в это время и был основан мон-рь. После кончины Георгия II его супруга, дочь св. кн. Лазаря Елена Балшич, отремонтировала в 1438-1440 гг. пришедшую в запустение церковь и построила в качестве своей усыпальницы Благовещенский храм. В мон-ре переписывались и печатались книги, наиболее известные из них «Шестоднев» (1439-1440) св. Никона Иерусалимлянина и Горицкий сборник (1441-1442; б-ка Сербской Академии науки и искусства), содержащий переписку Елены Балшич и ее духовного отца прп. Никона Иерусалимлянина. Одноглавая ц. вмч. Георгия также относится к типу триконховых храмов. Над притвором церкви возвышается высокая колокольня на 3 звона. Могила у юж. стены церкви предположительно принадлежит основателю мон-ря Георгию II. В храме частично сохранился подлинный каменный пол. Благовещенская ц. меньше, чем Георгиевская, с небольшой звонницей. Зап. фасад целиком декорирован каменной резьбой. Над входом высечена строительная надпись: «Сазда се храм Npecbemuje Богородице с трудом и откупом блaroчecmuboj госпоги Jeлe, дштери светопочившаго кнеза Лазара и подружие господина Гjypruja в лето 6948» В храме у юж. стены находится могила Елены Балшич. Позже к церкви были пристроены 2 придела; юж., от к-рого остались только развалины, служил усыпальницей. Оба храма были расписаны, но живопись не сохранилась. Мон-рь был разорен турками и пришел в запустение. В нач. XX в. черногорский король Николай I во здравие своей супруги Милены восстановил Благовещенскую ц., к-рую освятили в честь праздника Положения ризы Пресв. Богородицы, т. к. Горицкий сборник не был еще известен и не было сведений о первоначальном освящении храма. Однако в результате драматических событий сер. XX в., связанных с деятельностью И. Тито, церковь вновь запустела. В 80-х гг. XX в. на Скадарских о-вах велись археологические раскопки, и в 1986 г. были открыты фундаменты келий, находившихся западнее Георгиевской ц., и дорога от пристани до монастырских ворот. В наст. время обитель возрождается. Единственный насельник, он же настоятель обители - иером. Ефрем (Дабанович). 8 февр. 2002 г. митр. Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) совершил чин очищения храмов мон-ря, после того как они были оставлены захватившими их 1-7 февр. 2002 г. приверженцами группы Мираша Дедеича из т. н. «черногорской православной церкви». Морачник

http://pravenc.ru/text/77448.html

Но преимущественное внимание исследователей XIX века обращено было на обследование и изучение отдельных исторических памятников города Москвы, и о них (конечно, весьма далеко не обо всех) появился целый ряд новых трудов, заслуживающих полного одобрения, ибо при составлении их приняты были во внимание архивные данные. Таких работ особенно много появилось во второй половине столетия, очевидно, вследствие общего развития русской исторической науки. Кроме того, в это же время был издан целый ряд материалов по истории г. Москвы первостепенного значения в «Известиях Московской Городской Думы», как, напр.: «Переписные книги города Москвы» за и XVIII вв. (1620, 1626, 1638, 1665–1676, 1688–1696 и 1738–1742 гг.), «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы», собранные и изданные руководством и трудами И.Е. Забелина (правильнее В. и Г. И. Холмогоровыми, потому что им принадлежал весь труд, две части, М. 1884 и 1891 гг.); издания Московского Купеческого Общества и его Председателя Н.А. Найденова, как, напр.: «Москва. Актовые книги XVIII в.» (т. 1–12, М. 1892–1900 гг.), «Материалы для истории Московского купечества» (т. 1–9, М. 1883–1889) и другие. Благодаря появлению этих трудов, изучение древностей города Москвы поставлено теперь на надлежащий путь, ибо эти издания, сообщая новый материал, бывший доселе малоизвестным или и совсем неизвестным, дали исследователям возможность сообщить подробные, вполне достоверные сведения о том или другом историческом памятнике и при том более полные, чем какие доселе были известны. В каждом труде, посвященном истории и древностям всего города Москвы, уделяется не мало страниц Московскому Кремлю и его достопамятностям, а в том числе и сведениям о дворцовых церквах. Так, в «Путеводителе к древностям и достопамятностям Московским» (Максимовича, М. 1792 г.) находишь исторические известия о большинстве дворцовых соборов и церквей с указанием на более замечательные иконы, вещи и сосуды, хранящиеся в них (о Благовещенском – ч. I, стр. 91–110, Верхоспасском, за Золотой решеткой, стр. 163–169, Сретенском на Сенях, стр. 169, Спасском, что на Бору, стр. 169–171, Воскресения Христова за Золотою решеткою, стр. 267, Положения ризы преч. Богородицы на Сенях, стр. 267–268, вел. муч. Екатерины, стр. 268, Рождества пресв. Богородицы, что на Сенях, стр. 269–270 и Нерукотворенного образа, стр. 270). Точно также подробные сведения читаем в «Историческом путеводителе» по Москве А.Ф. Малиновского (отчасти в ч. I, а главным образом во II). См. также некоторые известия о них и в части «Истории города Москвы» И.Е. Забелина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

22 июля 1481 г. митр. Геронтий возглавил хиротонию И. на Ростовскую архиепископскую кафедру, вакантную после кончины Ростовского архиеп. св. Вассиана I (Рыло; † 23 марта 1481). Причиной поставления И. на кафедру, пользовавшуюся покровительством вел. князей Василия II и Иоанна III (предшественники И.- святители Трифон и Вассиан стали Ростовскими архиереями из настоятелей великокняжеского Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря ), по-видимому, была принадлежность И. к роду, близкому к великокняжескому двору. Рекомендовать И. в качестве кандидата на Ростовскую архиепископию мог тесно связанный с великокняжеской семьей прп. Мартиниан Белозерский. Став Ростовским архиепископом, И. продолжил политику его предшественников на кафедре, оказывавших поддержку великокняжеской семье. По-видимому, И. наряду с архим. Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря св. Геннадием (Гонзовым) и старцем Паисием (Ярославовым) в нач. 80-х гг. XV в. входил в число советников вел. князя. Так же как ранее архиеп. Вассиан, И. вместе с архим. Геннадием 24 авг. 1481 г. поддержал Иоанна III в его споре с митр. Геронтием о совершении крестного хода во время освящения храмов, став единственным архиереем, принявшим сторону вел. князя: «А по великом князе мало их, един владыка Ростовский князь Асаф да архимандрит чюдовский Генадей» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 314; ср.: Т. 20. Ч. 1. С. 348; Клосс Б. М., Назаров В. Д. Полемическое сочинение 1481 г. о хождении «посолонь»//Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 367). В 1485 г. по распоряжению И. в принадлежавшем Ферапонтову мон-рю с. Бородава была построена и 1 окт. архиереем освящена деревянная ц. в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы, о чем свидетельствует антиминс этого храма ( Бриллиантов. 1899. С. 51. Примеч. 4; Никольский К. Т., прот. Об антиминсах Правосл. Рус. Церкви. СПб., 1872. С. 293-294. Рис. Б). Строительство Ризоположенской ц. в с. Бородава совпадает по времени с возведением в Московском Кремле каменного храма с таким же посвящением (1484-1485), ставшего домовой церковью Московских первосвятителей (московский храм был построен на месте сгоревшей деревянной церкви в память о чудесном избавлении Москвы от татар в 1451). После ухода И. с кафедры новый Ростовский архиеп. Тихон выдал 1 апр. 1489 г. грамоту, по к-рой «бывшаго деля архиепископа Иоасафа» Бородавская ц. была освобождена от податей архиерею (ААЭ. Т. 1. 125).

http://pravenc.ru/text/578100.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010