Известны три статьи С.Л.Франка о К.Н.Леонтьеве; две из них публикуются в настоящем издании. Третья – рецензия на книгу Н.А.Бердяева « Константин Леонтьев . Очерк из истории русской религиозной мысли» (Париж, 1926), – помещенная в газете «Руль» (Берлин) в 1926 г. 8 сентября. Ею поясняются различие акцентов и даже содержания первой и второй статьи С.Л.Франка о К.Н.Леонтьеве : «...В наше время, когда, пережимая нами национально-политическая катастрофа столь многому нас научила и заставила переоценить столько ценностей, многие идеи Леонтьева, ранее, по близорукости нашей казавшиеся нам парадоксальными, теперь вновь оживают перед нами в своей глубокой гениально-пророческой правде. Жутко, но вместе и поучительно теперь читать страницы, предсказывающие неизбежное наступление социализма и попрание социализмом всех гуманитарно-демократических начал общественной жизни. Да и вообще, только теперь мы можем достойно оценить не только пленяющую гениальность этого безгранично смелого мыслителя, этого «русского Ницше», но и всю объективную значимость его парадоксальных идей». 553 О К.Аггееве , чья работа послужила С.Л.Франку поводом для написания этой статьи, мало данных. Константин Маркович Аггеев (1868–1921) – сын крестьянина Тульской губернии. Окончил Киевскую духовную академию и там же защитил магистерскую диссертацию «Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К.Н.Леонтьевым понимания христианства» (Киев, 1909). Был законоучителем Петербургской Ларинской мужской гимназии, преподавателем богословия и церковного права на Высших женских курсах, одним из учредителей Петербургского религиозно-философского общества. Сотрудничал в «Церковном Вестнике» и журнале «Век». Духовный отец С.Л.Франка . 555 К моменту выхода статьи С.Л.Франка в печати появились и другие значительные работы о К.Н.Леонтьеве: Бердяев Н.А. К.Леонтьев – философ реакционной романтики//Вопросы жизни. 1904. июль (Затем в сб.: Sub specie aeternilatis. СПб., 1907); Милюков П.Н. Разложение славянофильства (Данилевский, Леонтьев, Вл.Соловьев)//Из истории русской интеллигенции. СПб., 1902; Розанов В. В. Поздние фразы славянофильства: К.Н.Леонтьев//Литературные очерки. СПб., 1893; Соловьев В.С. Леонтьев К.Н. //Энциклопедический словарь/Изд.Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб., 1896. Т.17а; Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил//Вестник Европы. 1892. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Приложение к §33 Пророк Елисей находился в стане израильского войска, когда оно шло против Моава. «Меша (Меса), царь моавитский, был богат скотом и присылал царю израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. Но когда умер Ахав, царь моавитский отложился от царя израильского» (4 Цар 3,4-5). Иорам в союзе с Охозией иудейским и царем Едома выступил против Меши, чтобы принудить его к покорности. Елисей предсказал поражение Меши. Войско его действительно было разбито, но сам царь заперся в крепости. Видя, что ему не выдержать осады, он вывел на стену своего наследника и принес его в жертву богу Кемошу. Это так ужаснуло израильтян, что они сняли осаду. В 1868 году немецкий миссионер Ф. А. Кляйн нашел в Заиорданье памятник Меши, связанный с этими событиями. Памятник был поврежден, но значительная часть его сохранилась. Он содержит одну из древнейших надписей, выполненных староеврейским (финикийским) письмом. Как это делали властители всех времен, Меша изображает свое спасение полной победой: «Я Меша, сын Кемошкана, царь Моава Дибонец. Мой отец был царем Моава тридцать лет, и я воцарился по смерти отца моего; и построил это святилище Кемошу в Керихоте (библ. Кир-Харешет), святилище для убежища, ибо он избавил меня от всех притеснителей моих и дал мне власть над моим врагом. Омри был царем Израиля и притеснял Моав многие дни, ибо Кемош гневался на свою страну. А его (Омри) сын наследовал ему. И он тоже сказал: я буду теснить Моав. Он сказал это в мои дни. Но я одолел его дом. И Израиль погиб навсегда… У меня есть рвы в Керихоте, выкопанные израильскими пленниками…» Как полагают историки, слова о гибели Израиля содержат намек на переворот Иегу и его покорность перед Ассирией. Памятник Меши датируется первыми годами правления Иегу (ок. 840 г.). Приложения к 1 тому 1. Краткая библиография Принятые сокращения ANET — Pritchard J.B.Ancient Near Eastern Texts. 1956. БТ — Богословские труды ЖМП — Журнал Московской Патриархии НЭС — Новый Энциклопедический словарь Брокгауза Ефрона

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

«Древо непослушания» (τ ξλον τς παρακος), от которого Адам вкусил раньше своего духовного созревания, привело к «неведению Бога и к обоготворению твари», к постоянной концентрации человека на самом себе. Жизнь людей стала заключаться не в служении Богу и добродетели, а в служении идолам своих страстей, в любви рода человеческого к себе «по телу» 13 . Таким образом, истинная причина всей аскезы, проповеданной отцами Церкви, коренится в необходимости постепенного научения совратившейся человеческой души ставить на первое место любовь к Богу. Само материальное творение не есть зло или даже причина зла. Оно связано с познанием и ведением добра, когда созерцается духовно и в согласии с заданной Творцом онтологической и хронологической иерархией. Оно же становится ведением зла, «когда воспринимается телесно», т. е. в отрыве от духовного смысла и предназначения, заложенного в творение Богом. Это зло есть уже само состояние человека, который «все вожделение души обращает к материи», и душа его, «управляемая худшим началом», приходит к истощению естественных сил 14 . Нарушение в сознании человека иерархии ценностей, установленной в мироздании Господом Богом, явилось причиной грехопадения человека. Богочеловек Христос восстанавливает в Себе и через Себя иерархию логосов нового человечества 15 . 1 Ружицкий К., прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи (магистерская диссертация, 1914). Машинопись. МДА, 1958. С. 11. 3 Бородай Т. Ю. Материя//Античная философия. Энциклопедический словарь/Сост. П. П. Гайденко. М., 2008. С. 475–481, здесь: с. 481. 5 Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Изд. 3-е. М., 2011. С. 2. 15 Kirill and Methody (Zinkovskiy), hieromonk’s. Hierarchic Anthropology of Saint Maximus the Confessor. P. 55–56. Читать далее Источник: Великие отцы Церкви о материи и теле человека (Александрийская и Каппадокийская школы)/Иером. Кирилл (Зинковский). - Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2014. - 509 с. (Библиотека христианской мысли. Исследования).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Мы успешно вступили в завершающий этап нашего многолетнего, почти четвертьвекового проекта. То, что создается сегодня силами ученых и сотрудников Церковно-научного центра, беспрецедентно в современной научной и издательской сфере. Это издание уже стало, и еще многие годы будет оставаться, основным и авторитетным источником знаний не только для нашей богословской науки, но и для историков, религиоведов, историков искусства. Причем не только в нашей стране — «Православная энциклопедия» получила международное признание. На нее как на фундаментальное научное издание ссылаются ученые самых разных стран. Ее используют русскоговорящие специалисты в университетах и научных центрах по всему миру. Это наш весомый вклад в современную науку — вклад, который стал возможным благодаря совместным трудам ученых Болгарии и Сербии, Грузии и Украины, Белоруссии и США, Греции и Польши, Финляндии и Германии и еще многих других стран. Отсюда и задачи, которые стоят перед нами, — мы только что говорили о них на нашем совместном заседании Советов по изданию «Православной энциклопедии». Их, по существу, три. Первое — обеспечить успешное завершение проекта нашего большого 75-томного издания. Второе — сделать все для того, чтобы наша энциклопедия была доступна людям по всей стране, в публичных библиотеках, в библиотеках вузов и школ, чтобы о ней знали не только специалисты, но и любой читатель, где бы он ни жил. И третье — необходимо на основе нашей фундаментальной энциклопедии создать пятитомный энциклопедический словарь на английском языке, чтобы предоставить доступ к знаниям о Православии огромной англоязычной аудитории. Последняя задача достаточно сложная — об этом мы говорили сегодня на только что состоявшемся заседании. Но какой бы трудной она ни казалась и с точки зрения подбора кадров, и с точки зрения финансирования, мы должны справиться, потому что англоязычный вариант энциклопедии открывает возможность для значительной части мира знакомиться с Православием, и с русским Православием в том числе.

http://patriarchia.ru/db/text/5396594.ht...

«Я встречал, – писал он, – на своем веку французов, итальянцев, русских, благодаря Монтескье я знаю, что можно быть даже персиянином, но я решительно вам объявляю, что, сочиненного вами человека, я не встречал ни разу в моей жизни» (цит. по: Вл(адимир) С (оловьев). Мэстр – энциклопедический словарь. Т. 20. Спб., 1897, с. 350). Апологет абсолютной монархии, он выводит ее из Божественной воли, потому и повиновение подданных государю своим основанием имеет, в его концепции, не фиктивный общественный договор, но нравственный и религиозный долг, ибо власть монарха носит священный характер, как власть Богопоставленная. В этом контексте, Де Местр делает далее крайние папистические выводы, ибо папа для него, в соответствии с Божественным правом, сосредоточивает в себе полноту верховной власти в Христианском мире. Развивая свои Богословские идеи, Де Местр предвосхитил догматическое определение 2-го Ватиканского Собора о папской непогрешимости. Мысли Де Местра составляют вершину реакционной политологии романтической эпохи. По глубине, но не по оригинальности идей, ему далеко уступает еще один интерпретатор основной пружины великой революции – Гобино, который в «Трактате о неравенстве человеческих рас» увидел в ней столкновение рас: высшей арийской, к которой принадлежало дворянство, и палеоевропейской, к которой принадлежало большинство третьего сословия. Эта экзотическая теория, едва ли, верна, относительно действительного расового состава французской нации. Ввиду событий, связанных с завоеванием Галлии франками, в жилах древней французской аристократии, выражаясь по-старинному, текло больше германской крови, чем ее было у третьего сословия, но оставался ли и ко времени революции расовый состав французского дворянства тем же самым, что и при Меровингах, – это, разумеется, еще вопрос, тем более, нет никаких солидных оснований полагать, что древние германцы были большими арийцами, чем галлы или италики, и, в частности, Римляне, чьей крови, может быть, было и больше в жилах французов третьего сословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так, сцена крещения Варфоломеем трибуна Терентина, с которого, «словно кора с дуба», соскочила пораженная проказой кожа, трансформировалась в легенды о том, как кожу заживо содрали с самого апостола. И если в преданиях античного времени мы еще вправе искать следы реальных судеб учеников Иисуса, то найти их в средневековых легендах-сказках надежды нет. Они, конечно, тоже представляют собой источник исторической информации, но касается эта информация процесса развития христианской ментальности уже в следующий исторический период. 83 Православная богословская энциклопедия, т. III, СПб., 1902. С. 170 . Эту же фразу буквально повторяет и не столь давно вышедший трехтомный Энциклопедический словарь «Христианство» (т. I, с. 335. М., «Большая Российская энциклопедия». 1993). 86 Commentarium in Evangelium Corcondans. Цитирую по книге: Vita et Martyrium sancti Bartholomaei apostoli ex sinceris fontibus Armeniaces in linguam latinam conversa. Salisburg, 1877, p. 63: «Bartholomaeus Euangelium Matthaei Indis dedit ibique fuit episcopus et praedicavit in Lycaoniao». 88 См.: Acta Apostolorum Apocrypha, Ed. C. Tischendorf. Lip-siae, 1852. P. 75–94; A-NChL, vol. 16. Edinburgh, 1870. P. 301–316. 90 Хотя «Арабское евангелие детства» в существующем виде сложилось уже в V или VI вв., многие легенды, оказавшиеся в его составе, датируются значительно более ранним временем. 92 См. Приложение I-II 12]. От самого евангелия Варфоломея сохранились лишь отрывочные фрагменты, причем в сравнительно поздних (V-VII вв.) коптских версиях. См.: Hennecke-3, Ι, 485. 94 Lipsius R. Α. Die apokryphen Apostelgeschchten und Apos-tellegenden. Ein Beitrag zur altchristlichen Litteraturgeschichte. Braunschweig, 1883–1890. Bd. I, S. 28 ff.; Bd. II, S. 54–108. 96 Христологические формулы этой молитвы, равно как и молитв, встречающихся в других местах Гомилиария, вследствие монофизитской специфики памятника утверждают лишь абсолютную божественность Христа, и наверняка являются результатом сравнительно позднего редактирования.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

    Канке В.А.Философия науки: краткий энциклопедический словарь. – М.: Омега-Л, 2008. – С. 137.     Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 64.     Там же,с. 65.     Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. - С. 291-294.     Гомологические ряды в наследственной изменчивости — понятие, введенное генетиком Н.И. Вавиловым (1887–1943) в 1920–1923 гг. после исследования параллелизмов в явлениях наследственной изменчивости по аналогии с гомологическими рядами органических соединений, основанных в свою очередь на закономерностях, отраженных в Периодической системе. Закономерности в полиморфизме (многообразии структур) у растений, установленные путем детального изучения изменчивости различных родов и семейств, можно условно до некоторой степени сравнить с гомологическими рядами органической химии, например с углеводородами (CH 4 , C 2 H 4 , CH 3 …), а также периодичностью в Системе элементов Д.И. Менделеева. Суть явления состоит в том, что при изучении наследственной изменчивости у близких групп растений были обнаружены сходные формы, которые повторялись у разных видов (например, узлы соломины злаков с определенной окраской или без нее, колосья с остью или без и т. п.). Наличие такой повторяемости давало возможность предсказывать наличие ещё не обнаруженных аллелей (различных форм одних и тех же генов), важных с точки зрения селекционной работы.     Номогенез ( nomogenesis ) – недарвиновская теория развития жизни, обязанная своим названием книге академика Льва Семёновича Берга (1876–1950) «Номогенез, или эволюция на основе закономерностей» (Петроград, 1922), одним из основных положений которой было признание закономерного, а не случайного характера изменчивости организмов, лежащей в основе эволюционного процесса.     Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Гл. 8). – СПб.: AXIOMA, 1995. - С. 22-25.

http://bogoslov.ru/article/1704645

  Заключение Итак, подведем некоторые предварительные итоги. Обращает на себя внимание сходство сотериологических целей православной антропологии и китайских религиозно-философских учений в части о человеке – и в том и другом случае предполагается путь трансформации человека через обретение и реализацию своего предназначения к достижению личного телесного бессмертия; при этом восстанавливается нарушенное исходное состояние человека и окружающего мира. В православии этот путь требует соработничества, синергии человека и Бога, в китайских же учениях, не знающих Бога, упор делается на «технических» методиках достижения бессмертия. Безусловно, эти предварительные выводы нуждаются в детальной проработке. Кроме того, за пределами нашего анализа оказались такие важные вопросы, как исследование «высших типов личности» в рассматриваемых учениях (святых в православии, «благородных мужей» в конфуцианстве, «бессмертных» в даосизме), различия в представлениях о «межличностном общении» в православной и китайской культуре, где, как известно, человек гораздо сильнее включен в систему социальных и природных связей. Данные темы могут быть рассмотрены в ходе дальнейшей работы.   Библиография 1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: Формирование основ мировоззрения и менталитета. – М.: «Наука», ГРВЛ, 1989. 2. Ермишина К.Б. Религиозная антропология. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 3. Иларион (Алфеев), Корытко О., Васечко В. История религий. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. 4. Зайцев Е. Учение В. Лосского о теозисе. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. – С. 20-21. 5. Китайская философия: Энциклопедический словарь/Под ред. Титаренко М.Л. – М.: Мысль, 1994. 6. Кобзев А.И. Личность, природа и судьба человека в конфуцианстве.//Личность в традиционном Китае. – М., 1992. – С. 141-160. 7. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. – Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ГРВЛ, 1972. 8. Личность в традиционном Китае. – М.: Наука, изд. фирма «Восточная литература», 1992.

http://bogoslov.ru/article/5467177

Трудно указать еще издание, которое составляло бы более насущную у нас потребность времени, как именно издание такого «Богословского словаря», который мог бы служить настольной справочной книгой по всем предметам богословского и философского знания. Наш век до небывалой степени расширил область этого знания, открыл новые сферы и выработал своеобразные термины, которые придают новую постановку многим богословским и философским вопросам и знакомство с которыми безусловно необходимо для всякого образованного человека, желающего стоять на высоте современности. Между тем наше духовенство (да и все образованное общество) поставлено в этом отношении в самые печальные условия. В то время как у духовенства всех цивилизованных народов давно уже имеется под руками масса всевозможных пособий и руководств, дающих ему возможность быстро освоиваться со всяким богословским и философским вопросом, у нас доселе еще не появлялось ни одного «Богословского словаря» – не только такого, который заслуживал бы это название, но даже и вообще никакого. Были лишь попытки издания Библейского словаря; но этого рода словари, как обнимающие лишь одну специально библейскую область знания, по этому самому не составляют Богословской Энциклопедии, долженствующей обнять всю область богословского знания, в которую библейские предметы входят лишь как часть, и потому потребность собственно в Энциклопедическом Богословском словаре не только доселе не удовлетворена, но не делалось даже и попыток к ее удовлетворению. В виду этого редакция и сочла весьма полезным и благовременным предложить своим читателям Богословский энциклопедический словарь, в который войдут статьи по всем предметам богословской науки – от Священного Писания и Догматического богословия до литургики и канонического права включительно, с присоединением и вопросов философии и педагогики, насколько они соприкасаются с областью богословия. За образец мы берем знаменитую «Реальную Энциклопедию» Герцога (теперь уже выходящую третьим изданием), и хотя не имеем возможности воспроизвесть ее во всем объеме ее почти двадцати больших томов, но все-таки надеемся дать по образцу ее Богословскую Энциклопедию, которая, стоя на высоте современной богословской науки и будучи приспособлена к потребностям нашего православно-русского духовенства, может дать некоторое удовлетворение давно чувствуемой потребности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Учение и жизнь ранней Церкви «Учение и жизнь ранней Церкви» Холла  — фундаментальный, глубокий труд по истории «классического периода» истории Церкви — первых пяти веов по Р.Х. Холл внимательно просматривает развитие догмы, богословские течения, исторические события, быт мораль и обычаи ранней Церкви. «Учение и жизнь ранней Церкви» Холла написана очень взвешенно, объективно, крайне аргументированно, лишена «конфессионального подхода». Холл написал скорее научный, а не популярный труд, «для продвинутых». Читать «Учение и жизнь ранней Церкви» Холла будет интересно всем кто на достаточно серьезном уровне изучает религию, философию и историю. Учение и жизнь ранней церкви О книге Учебник С. Холла написан объективно и аргументировано. Автора трудно обвинить в неуважении к какой–либо конфессии: он стремится показать путь развития догмы в течение первых пяти веков истории Церкви, когда закладывались основы ортодоксального, классического христианского учения. С. Холл дает блестящий анализ богословских течений и исторических событий наряду с подробным описанием быта, морали и обычаев в церковных общинах на протяжении этого периода, что позволяет глубже понять основы христианского учения. Цитаты из Библии приводятся по изданию: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. IV издание. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. Правописание имен и географических названий приведено в соответствие с энциклопедическим словарем «Христианство» (ХРИСТИАНСТВО: Энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Большая советская энциклопедия, 1995). Предисловие к русскому изданию Появление книги Стюарта Холла «Учение и жизнь ранней Церкви» в русском переводе может вызвать скептические замечания у некоторых читателей: зачем издавать произведение английского автора, когда имеется великолепный отечественный учебник «Вселенские соборы» А.В. Карташева? Однако не стоит спешить с выводами. Работа С. Холла ни в коем случае не дублирует труд российского коллеги, хотя охватывает сходный исторический период.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010