Преосвяшеннейшему Иустину на момент вступления на Тобольскую кафедру было 55 лет, он уже был известен, как благотворитель, ученый и плодовитый духовный писатель. Он обладал замечательным даром слова. В 1864 году он окончил Киевскую духовную академию и был назначен в Харьковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. За 16 лет достойной службы архиепископом Нектарием он награжден набедренником. В 1879 г. поступил инспектором в Литовскую духовную семинарию, где затем утвержден магистром богословия. За щедрое пожертвование книг в ученическую библиотеку получил благословение Святейшего Синода. В 1872 г. возведен в сан архимандрита. В 1875 г. утвержден на должность ректора Костромской духовной семинарии. Там же преподавал догматику и своими воодушевленными лекциями будил сердца слушателей, просвещая не только ум, но и сердце. В 1884 г. назначен епископом Михайловским, затем перемещен на должность викария Херсонской епархии, затем епископом Тобольским. Яркий проповедник и благоговейный епископ был очень скромным и многие свои произведения подписывал под инициалами «А.И.» или «Е.И.» (архимандрит или епископ). Полный православный богословский энциклопедический словарь называет 12 томов его сочинений. Сочинения Преосвяшеннейшего Иустина можно разделить на четыре группы: догматические, историко-патриотические, нравоучительные, гомилетические. В Тобольске он продолжал издавать свои труды. Проповеди, воззвания, наставления регулярно печатали «Тобольские епархиальные ведомости». Уже в . 5–6 за 1890 г. помещено «Первое слово, по вступлении на паству, к пастырям Церкви»: «В плоть и кровь свою обращайте мысль, что вы свет миру, соль земли, посредники между Богом и людьми, взявшие на себя дело Самого Спасителя мира – вести людей ко спасению, продолжать служение апостольское… Не полагаясь на школьные сведения, надо постоянно читать… Пастырь, ничего не читающий или читающий кое-что, не относящееся к своему делу, без сомнений, не возможет пасти свое стадо, да и сам может легко забыть и потерять, что имел». Наставление к священникам пронизано любовью и заботой как о них, так и о прихожанах. В них столько отцовского внимания: «Не возмущайте внутреннего покоя их, блюдите доброе имя каждого из них, помогите, дайте взаймы… будьте радушны, любезны, скромны, кротки, уступчивы… поддерживайте безукоризненную чистоту. [Проповедь] начинайте со школы: здесь посевайте в детских душах и сердцах семена здравых словес веры и благочестия; потом всеми способами, неусыпно старайтесь, чтобы посеянное возрастало под вашим надзором и плод приносило».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Об этом он задавал темы и студентам для кандидатских сочинений (о К. дю Преле, 653 о Дионисе, по русскому фольклору). И сам он предполагал на соискание магистра богословия представить перевод Ямвлиха 654 с примечаниями. Уже в 1922 году был опубликован проспект его новой книги «У водоразделов мысли, черты конкретной метафизики». Всего менее здесь можно угадать книгу христианского философа. Книга издана не была... У Флоренского своеобразно сочетается эстетизм и натуральная мистика, как это часто бывает в поздней романтике. И у него нет подлинно развития мыслей, но именно какое-то плетение эстетических кружев. Отсюда и вся двусмысленность. Бердяев верно заметил: «Люди, поверившие в Софию, но не поверившие в Христа, не могли различать реальностей». Он говорил это о Блоке и других символистах. 655 Но о Флоренском отчасти приходится повторить эти слова, и о самом Соловьеве. Здесь была несомненная муть в самом религиозном опыте, муть двоящихся мыслей и двойных чувств, муть эротической прелести... На русское богословие надвигался эстетический соблазн, как прежде моралистический, и книга Флоренского была одним из самых ярких симптомов этого искушения. 264 Архимандрит Феодор (в миру – Александр Васильевич Поздеевский, в схиме Даниил; 1876кон. 1940?). Окончил Костромскую Духовную семинарию (1896 г.) и Казанскую Духовную академию (1900 г.). В 1900 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. Преподавал основное, догматическое и нравственное богословие в Калужской семинарий (1901г.); магистр богословия (1902 г.); ректор Тамбовской Духовной семинарии (1904 г.); архимандрит (1904 г.); ректор Московской Духовной академии (с 1909 г.); епископ Волоколамский. В 1917 г. уволен от ректорства и назначен управляющим Даниловым монастырем на правах настоятеля (управлял монастырем до его закрытия в 1930 г.). Соч.: Аскетические воззрения преп. Иоанна Кассиана , 1902, К вопросу о христианском аскетизме. Казань, 1903. См. о нем: Вестник Ленинградской Духовной академии. 1990. 2. С. 49. В другом источнике (Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

А, по мнению исследователя, высока вероятность того, что Иосиф Аримафейский был членом священного сообщества – официального еврейского похоронного общества. Таким образом, он формально мог требовать тело Иисуса Христа у Пилата, но, вероятно, не имел достаточно времени, чтобы до наступления заката солнца достать новую узаконенную ткань для похорон, и использовал для погребения скатерть, которая во время Тайной Вечери один раз покрывала стол. Ткань Туринской плащаницы отвечает всем требованиям, которые применимы к еврейскому погребальному покрову тахрихим, и имеет правильные размеры для того, чтобы служить скатертью для пасхального стола на 13 человек. 32 То, что изображение на Туринской Плащанице является фотографическим негативом, стало ясно лишь после первых сделанных фотографий, выявивших позитив. А до этого к этому полотну относились как к простому монохромному изображению. См. по этому поводу: Протоиерей Глеб Каледа . Указ. соч. С. 62. В качестве дополнительного аргумента в пользу предположения о символическом соединении в антиминсе идеи скатерти Тайной Вечери и Плащаницы Христовой можно указать на то, что способ складывания антиминса (а это строго соблюдается всеми священниками во всех храмах в конце Литургии) очень напоминает складки на Туринской Плащанице. 33 На Западе антиминс – это стол, стоящий перед дикастерией (судебным местом), то есть он выполняет совершенно другую роль. См.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. Изд. П. П. Сойкина, б. г. (репринтное издание – М., 1992). С. 174. В католической же церкви применение антиминса на литургии допустимо только у униатов, то есть католиков восточного обряда (некогда бывших православными). 38 Предание доносит до нас, что именно в купленный для себя гроб положил Иосиф Тело Иисуса. Место же погребения было особенно дорогим, так как по вере иудеев именно из пригорода Иерусалима должно было начаться воскресение мертвых. Так оно и произошло… 42 По преданию, родственниками Самого Спасителя были Иоанн Предтеча, Иаков и Иуда братья Божии, Симон Кананит (?); родными братьями являлись Петр и Андрей, Иоанн и Иаков Зеведеевы, дети жены мироносицы Саломии; сестры Лазаря Четверодневного Марфа и Мария также являлись родственниками I ст. 43 Быть может, за исключением вывода о малом количестве воды в ковше на проскомидии. Но и здесь не удалось обойтись без апелляции к Христовой Плащанице как непосредственному свидетелю происшедших событий. Читать далее Источник: Тимаков А. Жизненность Предания//Альфа и Омега. 2004. 1 (39). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

В логике наших идей, исключением представляются еврейские погромы в России, где явно присутствовал немалый элемент религиозной ненависти; и существенно знать, есть ли это лишь исключение, подтверждающее правило. Однако достаточно важные вопросы: Какую роль играло в погромах Православие? и что это о Православии говорит? – никогда не ставились даже православною мыслью, хотя не подлежит сомнению, что для судеб Православия отворачиваться от подобных вопросов куда опаснее, чем их обсуждать. 1 В эпоху ранней Церкви известны, в частности, слова и поучения на Преображение Господне свв. Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Анастасия Синаита и др.; каноны на Преображение сочинены были свв. Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским в 8 в. 2 Ср.: «Внезапное и радикальное преобразование человека, внутреннее и духовное по характеру, но захватывающее всего человека в целом, называется пр. Симеоном разными именами – духовным рождением, мистическим воскресением, крещением Духом, обожением…» (Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). Париж, 1980. С.348). Ясно, что описываемое «преобразование» отвечает и понятию преображения, однако в этом ряду «имен» данного понятия нет. 3 Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Спб., б.г. Т.2. Кол.1898. 4 В.Н.Лосский. Мистическое богословие Восточной Церкви//Богословские труды, 1972. Т.8. С.116. 5 Св. Григорий Палама. Омилия 34//Беседы (омилии) Святителя Григория Паламы. Ч.2. М., 1993. С.90, 88-89. 6 К тому же, письменная его речь безграмотна до предела, по-детски, он в самом деле едва выучился писать, как то показывают точные тексты его записей, приведенные в публикации: А.Л.Гуревич. Блаженный старец архимандрит Софроний (Сахаров) и его работа над книгой «Старец Силуан»//Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний. По материалам «Силуановских чтений» Клин, 2001. С.131-132. 7 См.: Kallistos Ware. ”Kenosis” e umiltà “a somiglianza di Cristo” in San Silvano//Silvano dell’Athos. Atti del Colloquio internazionale “Tieni il tuo spirito agli inferi e non disperare!” Silvano dell’Athos : Vita e spiritualità. Bose, 3-4 ottobre 1998. A cura di Adalberto Mainardi. Edizioni Qiqajon, 1999. P.63. 8

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Мы почти не касались этой необъятной литературы, но содержание ее разнообразно и богато, как можно судить и потому, что, за отсутствием в России организованного богословского издательства, столь благотворно избавляющего на Западе всех авторов от всяких хлопот по выпуску и распространению книг, много капитальных работ (напр., даже богословских диссертаций на ученые степени магистра и доктора) первоначально печатались именно на страницах духовных журналов и потом выходили отдельными оттисками " . Надлежит упомянуть еще " Православное Обозрение " , издававшееся в Москве в 1860-1891 годы, под редакцией свящ. Н. Сергиевского; характер его преимущественно публицистический; он обсуждал проекты церковных реформ, нужды Церкви, явления общественной жизни. В нем печатались сочинения А.М. Иванцова-Платонова. Хорошо было поставлено осведомление о церковной жизни на Западе и об иностранной богословской литературе. В Москве с 1893 г. издавался миссионерским обществом " Православный Благовестник " , в С.-Петербурге с 1881 г. — " Православный Палестинский Сборник " . Издание предпринято было В.Н. Хитрово, с 3-го выпуска оно перешло в ведение Палестинского общества. В С. Петербурге в 1912-13 гг. издан был издательством П.П. Сойкина " Полный православный богословский энциклопедический словарь " (в двух томах). Важно отметить весьма полезный, богатый многими данными, труд С.В. Булгакова " Настольная книга для священно церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) " . Последнее — третье — издание, исправленное и дополненное, вышло в 1913 г., имея 1773 стр. В. Косолаповым составлен обстоятельный: " Месяцеслов Православной Кафолической Церкви " . Глубоковским не отмечена огромная просветительная деятельность Лавр: Троицко-Серггевой, в особенности при участии архим. Никона (Рождественского), впоследствии архиеп. вологодского и Почаевской, при участии архим. Виталия (Максименко), впоследствии архиепископа североамериканского, издававших листки для народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Жития их см. 29 октября. В понедельник Светлой Седмицы Иконы Божией Матери «Сладкое Лобзание» или «Гликофилусса» Принадлежит, по преданию, к одной из семидесяти икон, писанных св. апостолом и евангелистом Лукой. Икона прославилась во времена иконоборчества. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море — и пустила. Икона явилась на берегу пред Афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы. Тропарь, глас 7 Одержащей ереси,/о честней иконе Твоей, Дево,/яве промышлявши:/морешествием Твоей обители/яко дар достоин приношаеши./Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе,/Тя ублажаем. Кондак, глас 8 Иже в храме и обители Твоей приходящий Ти/и богоугодно спасительная гонящия/и почитающия Твой святый образ,/сим даруй, Дево, Твоя милости,/от всяких избавльши сих скорбей, Тебе вопиющия:/радуйся, Едина Богоневестная Использованные материалы Полный православный богословский энциклопедический словарь. T.II. СПБ: Изд-во П.П.Сойкина. С.2077. Май 1 Прмч. Акакий Новый, Сярский, Афонский († 1816; память 1 мая) Тропарь преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия, глас 1 Равночисленны Троицы Несозданныя суще,/с лики Ангелов и чины мучеников/предстоите вы, радующеся, Престолу Божества, мудрии./Сего ради причастием сияние отонуду приемлюще,/источник исцелений верным подаете/и Божественное просвещение,/мучениче Христов Евфимие со Игнатием мудрым и с Божественным Акакием,/о нас присно молитеся. Краткое житие Акакий (в крещении Афанасий) был сыном благочестивых родителей, живших в селении Нивори близ Фессалоники. Когда ему исполнилось 9 лет, родители отдали его учиться ремеслу к башмачнику, который часто бил его. Не вынеся жестокости хозяина, мальчик ушел от него и под влиянием встретившихся ему турчанок согласился отречься от Христа и принять мусульманскую веру. Турчанки отвели Афанасия к хазнадару Юсуф-бею, который оставил его в своем доме и вскоре совершил над ним обрезание, дав ему новое мусульманское имя вместо христианского; после этого он усыновил его и любил как сына. Прожив 9 лет в богатом доме в довольстве и роскоши, Афанасий достиг 18-летнего возраста.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Отдел 3. Сборники известных проповедников Отдел 4 Пособия по теории Гомилетики 104.Проф. М.М. Тареев . По вопросам Гомилетики. Отдел 5. Курсы по истории русской проповеди Русское – славянское слово «проповедь» происходит от славянского слова «ведение», обозначающее знание важных (священных) предметов, от корня «вед» от этого же корня происходят слова: «заповедь», «совесть», имеющие отношение к внутренней жизни человека. В словаре Владимира Даля: «Проповедь – поучение, речь, духовное слово, наставление священника пастве в церкви, либо народно, в другом месте». «Проповедь – христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за Литургией с целью поведать и разъяснить слушателям учение Иисуса Христа» (Полный православный богословский энциклопедический словарь, с. 1919). Об особенностях формы ораторской речи будет сказано ниже. См. в книге «Церковное красноречие». См. с.11 конспекта. Не следует думать, что можно «научиться» проповедовать только изучив правила гомилетики, – сделаться проповедником можно только после большей внутренней работы над собой, своим духовным развитием и т.д. Чтобы служитель Церкви в прохождении своего духовного звания является деятельным как по духу, так и по характеру достойных учителей Православной веры и Церкви. Святой апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея: «старайся предстать Богу достойным делателем не укоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим. 2:15 ). Священное Писание, которое есть абсолютный источник христианского откровения и жизни церковной, ибо это не λγος νθρπον, но γραθος λγος Θεο. Церковь основана не через Писания, а только через живое слово и пример Христа и апостолов. Св. Игнатий Богоносец: «Подлинное Писание для меня – крест Его и смерть, и воскресение и вера Им данная». Св. Папий Иерапольский : «книжные сведения не столько приносят мне пользы, сколько живой и более внедряющийся голос». См.: Еп. Феодосий.- с. 11-14. См. конспект о. Павла Рожкова. См. конспект о. Павла Рожкова.-с. 5. См. конспект о. Павла Рожкова.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-ko...

Антоний, митрополит Галицкий О митрополите Антонии сохранилось очень мало сведений. Известно только, что до возведения на Галицкую митрополию он был епископом в одной из южно-русских епархий. В тот период времени польский король Казимир усиленно добивался учреждения самостоятельной митрополии в Галиции. Свое требование он обосновывал тем, что святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, совершенно не занимался делами южно-русской Церкви. Король послал к Константинопольскому патриарху Филофею своего кандидата на Галицкую митрополию – епископа Антония. Причем он угрожал, в случае неудовлетворения его требования о посвящении Антония в митрополита, обратить всё русское население южных областей в латинство. Патриарх Филофей был вынужден уступить угрозам короля. В мае 1371 года прибывший в Константинополь епископ Антоний был возведен патриархом в сан митрополита Галицкого с правом управления еще четырьмя южными епархиями: Холмской, Туровской, Перемышльской и Владимирской. О дальнейшей деятельности митрополита Антония сведений не сохранилось. Скончался в 1391 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 57. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1039. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1574. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 34. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глубоковскому принадлежит также ряд экзегетических очерков, написанных в эмиграции и посвященных толкованию различных фрагментов новозаветных текстов 66 . Одной из последних работ, завершенных Н. Н. Глубоковским в эмиграции, является публикуемый ныне «Объяснительный библейский словарь». Судьба этого произведения во многом разделила нелегкую судьбу ученого. Осознавая острую потребность русской библейской науки в справочном издании энциклопедического характера, Глубоковский начал работу над словарем еще летом 1905 г. За основу им была взята «Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия», изданная в Москве в 1891–1892 гг. в четырех выпусках архимандритом Никифором (Бажановым , 1835–1895), настоятелем Высокопетровского монастыря. Вновь к идее словаря Глубоковский вернулся в 1915 г., когда он в качестве члена Училищного совета при Святейшем Синоде предложил издать словарь, который должен был стать общедоступным пособием для церковных и церковно-приходских школ. Предложение было принято, и в течение 1915 г. профессор полностью переработал словарь. В конце 1916 г. рукопись была передана в типографию, но из-за неблагоприятных условий военного времени и начинавшейся революции не было набрано ни строчки 67 . Выезжая заграницу, Глубоковский взял с собой и рукопись словаря. Возможность окончательно завершить работу представилась лишь в 1930 г., а в 1932–1933 гг. профессор собственноручно переписал словарь начисто 68 . После смерти Глубоковского и его супруги часть рукописных материалов ученого, включая словарь, перешла к его душеприказчику Ивану Кондратьевичу Пучкову. Протопресвитер Георгий Шавельский в письме, отправленном из Софии 13 сентября 1945 г. профессору Свято-Тихоновской духовной семинарии Владиславу Альбиновичу Маевскому, пишет, что И. К. Пучков «хранит эти рукописи, как зеницу ока. Хотели их приобрести московцы. Обещали значительную сумму, за которую Пучков, как будто бы, соглашался уступить их, правда, не все, а значительную часть их. Но потом Москва смолкла и, по-видимому, разговорами закончилось дело» 69 . Далее Шавельский высказывает опасения, что «о судьбе этих рукописей… столковаться с ним (с И. К. Пучковым – Прот. Л. Г. и свящ. Д. Ю.) будет очень трудно» 70 . Автор письма особо упоминает «Толкование на Апокалипсис», «Библейский словарь» и «Воспоминания», сообщает о том, что обширная личная библиотека Глубоковского, «с множеством его заметок на полях книг, приобретенная здешним Синодом у вдовы покойного, в 1944 году во время бомбардировки вся погибла» и высказывает опасение, что могут затеряться и рукописи 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

На философском факультете МГУ состоялось обсуждение энциклопедического словаря «Религиоведение» 2 июня 2007 г. 11:52 Обсуждение энциклопедического словаря «Религиоведение», выпущенного в сентябре 2006 года издательством «Академический проект», состоялось 30 мая на философском факультете МГУ. Как сообщила доктор философских наук, ответственный секретарь научно-теоретического журнала «Религиоведение» Екатерина Элбакян, обсуждение проводится в связи с подготовкой к выходу издания «Энциклопедия религии», рассчитанного на более широкую аудиторию. «Энциклопедия религии» выйдет на базе того же авторского коллектива и того же издательства объемом в 250 иллюстрированных страниц. В обсуждении приняли участие религиоведы, философы, представители религиозных организаций, преподаватели учебных заведений, журналисты. По словам одного из титульных редакторов словаря профессора Андрея Забияко, в словарь «Религиоведение» пытались «интегрировать все лучшее, что существует». Словарь «Религиоведение» важен для образования, но важен и с точки зрения религиозной ситуации в стране, — это то издание, которое «не несет религиозных предпочтений» и может способствовать «снятию стереотипов». Научный консультант Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Александр Кырлежев отметил, что «бросается в глаза» контрастная стилистика — рядом с блестяще написанными статьями присутствуют статьи, где «рассказывается самая общая информация». По его мнению, «нужен был глаз со стороны конфессионального сознания». Сопредседатель Института свободы совести Сергей Мозговой указал на недостатки методологического и терминологического характера. В частности, он предложил закавычить термин «секта религиозная», так как, по его мнению, понятий «секта», «ваххабизм», в науке не существует. Доктор философских наук, профессор МГУ Игорь Кантеров считает, что следует говорить «не об атеистическом, а скорее о секулярном религиоведении», свободном от конфессий. Но сегодня мы являемся скорее «свидетелями конфессиоцентризма», отметил он. По его словам, в словаре «нет атеистического надрыва». Сам выступавший писал статьи о новых религиозных движениях, «но при этом не занимался ни их апологией, ни их шельмованием», сообщил он. В частности, термин «секта» Игорь Кантеров считает правомерным «без всяких кавычек». «Другое дело, когда термин секта наделяется криминальными характеристиками», — сказал он. В связи с этим, заключил И. Кантеров, термин «тоталитарная секта», изобретенный А.Л. Дворкиным, «должен быть помещен в раздел уголовного права».

http://patriarchia.ru/db/text/252121.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010