Движет ревность сердца, Что совсем я прав; Только уличает Свет мя преслужав. Но Бог милосерд, Сотрет камень тверд На мелкие части, Все мои напасти На них обратит. На Волыни и в некоторых местах Черниговской епархии сохранилось предание, будто император Александр I хотел помиловать Варлаама и даже предлагал возвратить ему сан архиерейства. Но Варлаам, удрученный недугами и слепотой, будто бы отказался от этого, выражая желание до конца жизни понести заслуженное наказание. Скончался он 23 июля 1820 года, а по другим источникам – в 1823 году. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 171. Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробны м описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 67, 77, 495, 542, 935. Белков Евг. Архиепископ Варлаам (Эпизод из 1812 года)//Русский паломник. – 1912, 42. – С. 653–654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 171. Русский паломник. – 1893, 28. – С. 438. Русская старина. – 1880, январь. – С. 210. – 1886, июнь. – С. 710; август. – С. 486. Исторический вестник. – 1881, июль. – С. 522–543. – 1893, октябрь. – С. 231–244. Русский архив. – 1903, кн. 2, 6. – С. 290–291. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 771. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 547; т. 2. – С. 1582. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. т. 5-а. – С. 531.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Литература: Леонид (Кавелин) , иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876, стр. 106, 107. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1401. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 1. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 243. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 599. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144, 289, 1036. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 1. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православных исповеданий Российской империи. Изд. 2. СПб., 1879, т. 1, стр. 31, 212315. Сказание о чудотворной иконе Божией матери Грузинской, СПб., 1886, стр. 65. Известия по Казанской епархии. 1888, 13, стр. 325; 18, стр. 596–597. Известия по Казанской епархии. 1899. 15, С, 702, 703, 705, 710. Известия по Казанской епархии. 1902. 6, стр. 264–266. Известия по Казанской епархии. 1907, 42, стр. 1312. Православный собеседник. Казань. 1900, апрель, стр. 473. Православный собеседник. Казань. 1901, январь, стр. 1719. Православный собеседник. Казань. 1907, сентябрь, стр. 419, 420, 433; ноябрь, стр. 698. Православный собеседник. Казань. 1915, июль-август, стр. 397. Православный собеседник. Казань. 1858, август, стр. 565–566. Православный собеседник. Казань. 1859, май, стр. 8688. Самарские епархиальные ведомости. 1878, 22, стр. 454. Симбирские епархиальные ведомости. 1898, 17, стр. 6. Симбирские епархиальные ведомости. 1901, стр. 131. Русская старина. СПб., 1887, июль, стр. 2. Русская старина. СПб., 1907, т. 130, стр. 90. Русский архив. М. 1899. Кн. 2, 6.–С. 360. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 7, стр. 707. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1138. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 580. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144. Н. Д[урново] Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 40, 49. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 63; ч. 2, стр. 213–214. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

7 ноября после приобщения Святых Таин он попросил усадить себя в кресло и весь день пробыл бодрствующим. На следующий день, когда ударили ко всенощной в честь праздника Архистратига Михаила, он взял в руки горящую свечу и стал вслух молиться. Во время этой молитвы лицо епископа Александра светилось необычайной радостью и оживлением, глаза сияли, на бледных щеках появился румянец. После молитвы он заснул глубоким, спокойным сном, так что окружающие думали, что он скончался. Но в девять часов вечера он проснулся и сказал сыновьям своим: «Думал я умереть во вторник, а умираю в пятницу». Затем он стал тяжело дышать и в три часа ночи 8 ноября скончался. Тело его было погребено 10 ноября в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Литература: Флоринский Н. И., протоиерей. Жизнеописание преосвященного епископа Александра (Павловича). – М., 1885. Богословский вестник. – 1904, т. 6. – С. 301. Схимонах Иннокентий//Русский инок. – 1911, декабрь. – С. 42. Душеполезное чтение. – 1885, ч. 2. – С. 154–178; 258–295. Христианское чтение. – СПб., 1874, август. – С. 888. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 349. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394, 1410. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 349. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г.. т. 1. – С. 239; т. 2. – С. 1839. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 1091. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 136. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 29, 60. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феофан (Прокопович) . История спора об происхождении Святого Духа. – Лейпциг, 1784. Гавриил, митрополит. О служении и чиноположениях Греко-российской Церкви. – СПб., 1799. с французского на греческий: Клерций П. (Петр Кларк). Всенародный суд, которым пред лицем Всемирной Церкви обличаются папа римский и папский двор, как разрушители Церкви и всего закона Божественного и человеческого. Литература: Авторский А. П. Состояние православного восточного монашества со времени завоевания Константинополя турками (1453). – Казань, 1919. – С. 359–361. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896. 139. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 139. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 487. Записки русского инока-афонца//Душеполезный собеседник. – 1891, в. 12. – С. 376. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 35, 36. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 734. Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. – СПб., 1912–1913, т. 2. – С. 111. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 65. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 676. Русская старина. – 1874, март. – С. 526. – 1876, февраль. – С. 267. – 1880, январь. – С. 125. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 355; Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г.. т. 1. – С. 816, 851.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

БАРТОШЕК М., – Римское право, Москва 1989. МАЧОВСКИЙ Г. И., – Русско-французский и французско-русский юридический словарь, Москва 1982. – Полный православный богословский энциклопедический словарь, репринтное издание, 2 тома, Москва 1992. СУВОРОВ Н., – Учебник церковного права, 2 е изд., Москва 1902. ТЫШКЕВИЧ С., – Краткий латинско-русский богословский словарь, New York 1958. ТЫШКЕВИЧ С., – Церковь Богочеловека, New York – Roma 1958. ХОЛЬЦ Л., – История христианского монашества, Санкг-Петербург 1993. ЦЫПИН В., – Церковное право, Москва 1994. ЮРКОВИЧ И., – Каноническое право о браке, Москва 1994. – Annuario Pontificio 1994, Citta del Vaticano 1994. BEYER J.B., – Il Codice del Vaticano II: dal concilio al codice, Bologna 1984. – Communicationes, Commentarium cura et studio Pontificii Consilii de Legum Textibus Interpretandis editum, prodibit bis in anno et quoties utilitas it postulare suadeat, Citta del Vaticano, 1 (1968). DEL GIUDICE F. – MARIANE F., – Il diritto canonico, Roma 1988. DÖPMANN H.-D., – Die orthodoxen Kirchen, Berlin 1991. KOŠIR B., – Ustavno pravo Cerkve, Ljubljana 1991. MAMULYAN A. – KASHKIN S., – English-Russian Comprehensive Law Dictionary, Moscow 1993. – Nuntia, Commentarium cura et studio Pontifaciae Commisionis Codici Iuris Canonici Orientalis Recognoscendo, prodibit bis in anno et quoties utilitas id postulare videbitur, Citta del Vaticano, 30 numeri. NUI V. B. – Ope pravo katolike Crkve, Zagreb 1985. – Nuovo Dizionario di Diritto Canonico, a cura di C. Corral Salvador, V. de Paolis, G. Ghirlanda, Torino 1994. POUPARD P., Connaissance du Vatican, 2.d., Paris 1994. PRADER J., La legislazione matrimoniale latina e orientale, Roma 1993. ROTY M., Dictionnaire Russe-Français des termes en usage dans glise Russe, 3.d., revue et augmente, Paris 1992. SALACHAS D., Istituzioni di diritto Canonico delle Chiese cattoliche orientali, Bologna 1993. – The Code of Canon Low: A Text and Commentary, edited by J. A. CORRIDEN, T. J. GREEN, D. E. HEINTSCHEL, New York 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Епископ Филарет принадлежал к числу тех немногих деятелей, вся жизнь которых, по особому устроению Промысла Божия, слагается из дел для славы Церкви Православной и блага пасомых. Литература: Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом её и настоящем: Исследование Николая Чернавского: в 2 т. Оренбург. 1900–1903//Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Оренбург. 1901–1902, вып. 1, стр. 506. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889 гг. М. 1899, стр. 16, 24, 144, 448, 484. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроники моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911, стр. 364, 514: т. 5, стр. 121, 166, 191, 246, 651. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872. 328. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404, 1406, 1416. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 328. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, т. 10, стр. 512. Описание кончины и погребения в Бозе почившего преосвященного Филарета, епископа Нижегородского и Арзамасского и биография его. Н. Новгород. 1873. Русская старина. СПб., 1880, т. 58, стр. 93–95. Русская старина. СПб., 1888, т. 60, декабрь, стр. 134. Христианское чтение. СПб., 1869, июнь, стр. 978. Христианское чтение. СПб., 1870, март, стр. 203–204. Православное обозрение. М. 1873, т. 3, стр. 595. Русский архив. М. 1903. Кн. 2, 3, стр. 128: 6, стр. 281, 283. Русский архив. М. 1910. Кн. 2, 8, стр. 631: кн. 1. 3, стр. 420. Русский архив. М. 1899. Кн. 3, 12, стр. 549. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г., т. 2, стр. 1634, 2215. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; M., 1896–1913, т. 21, стр. 93–94. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1838. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 59, 72, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мы прикрываемся фразой, что «всё от Бога». Да от Бога всё, но выбор остаётся за человеком. Чем талантливее автор, тем ответственнее (пусть даже интуитивно) делается этот выбор. Призвание поэта нельзя вызвать или выработать (такого нет в реестре профессий). Нация сама назначает себе Поэта. Самосохраняется его словом, его языком. Язык и народ – слова синонимы. Хотя сегодня, как и всегда, самоназначеных классиков – пруд пруди! Никакого отношения к царству ценностей в мире данностей они не имеют. – Кто и когда оказал наибольшее влияние на Ваше духовное сознание? – Не могу не вспомнить, какое сильное впечатления на меня произвела первая встреча с митрополитом Ленинградским и Новгородским (будущим патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым). Было это в Новгороде, в древнейшем центре России в 1988 году, в дни Празднования славянской письменности и культуры в год 1000-летия Крещения Руси. Начался праздник торжественным богослужением в церкви св. Филиппа, что на Торговой стороне Новгорода. Слушая митрополита, я впервые почувствовал, что обретаю родственную душу, что я уже не столь одинок и беспомощен в служении русскому слову, славянскому братству и многострадальной России. С нами Бог! Если вы откроете полный православный богословский энциклопедический словарь, изданный в самом начале прошлого века, то удивитесь количеству православных писателей – моих однофамильцев. Дмитрий Иванович исследовал орден иезуитов как силу политическую. Иван Михайлович трудился над «Катехизическими поучениями». Константин Иванович исследовал вопрос об авторе сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита. Полный тёзка моего отца Василий Михайлович положил начало изданию духовной газеты «Колокол». Темы, исследованные моими однофамильцами (от Византии до Раскола), во многом совпали с мотивами написанных мною драматический произведений: «Георгий Победоносец», «Константин Великий», «Юлиан Отступник», «Смутное время» и других. Возможно, это случайность, а может и промысел Божий, как родовое предназначение. Хотя моё родство с великими однофамильцами весьма сомнительно, несмотря на то, что фамилия «Скворцовы» появилась в России только в 17 веке, что не так уж далеко.

http://pravoslavie.ru/107314.html

Марк Эфесский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Серафим (Роуз), иеромонах. Приношение православного американца. – М.: Братство преподобногог Германа Аляскинского Платина, Калифорния; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2003. Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.150–161. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 31. Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С. 99 – 101. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.376–378. Фонкич Б.Л. Новые автографы Марка Евгеника//Византийский временник. –  М.,  1997. – Т. 57. Библиография работ автора: Второе слово против чистилища; Десять аргументов против существования очистительного огня; Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции; Латинянин, или О прибавлении, внесенном в Символ веры; Об освящении Святых даров; Ответы на вопросы латинян против чистилища;  Ответы на последующие вопросы латинян; Первое слово против чистилища; Повествование о Флорентийском соборе; Послания; Силлогические главы против латинян и о том, что Святой Дух исходит исключительно от Отца; Слово папе Евгению IV//Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994 

http://bogoslov.ru/person/2992694

Преосвяшеннейшему Иустину на момент вступления на Тобольскую кафедру было 55 лет, он уже был известен, как благотворитель, ученый и плодовитый духовный писатель. Он обладал замечательным даром слова. В 1864 году он окончил Киевскую духовную академию и был назначен в Харьковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. За 16 лет достойной службы архиепископом Нектарием он награжден набедренником. В 1879 г. поступил инспектором в Литовскую духовную семинарию, где затем утвержден магистром богословия. За щедрое пожертвование книг в ученическую библиотеку получил благословение Святейшего Синода. В 1872 г. возведен в сан архимандрита. В 1875 г. утвержден на должность ректора Костромской духовной семинарии. Там же преподавал догматику и своими воодушевленными лекциями будил сердца слушателей, просвещая не только ум, но и сердце. В 1884 г. назначен епископом Михайловским, затем перемещен на должность викария Херсонской епархии, затем епископом Тобольским. Яркий проповедник и благоговейный епископ был очень скромным и многие свои произведения подписывал под инициалами «А.И.» или «Е.И.» (архимандрит или епископ). Полный православный богословский энциклопедический словарь называет 12 томов его сочинений. Сочинения Преосвяшеннейшего Иустина можно разделить на четыре группы: догматические, историко-патриотические, нравоучительные, гомилетические. В Тобольске он продолжал издавать свои труды. Проповеди, воззвания, наставления регулярно печатали «Тобольские епархиальные ведомости». Уже в . 5–6 за 1890 г. помещено «Первое слово, по вступлении на паству, к пастырям Церкви»: «В плоть и кровь свою обращайте мысль, что вы свет миру, соль земли, посредники между Богом и людьми, взявшие на себя дело Самого Спасителя мира – вести людей ко спасению, продолжать служение апостольское… Не полагаясь на школьные сведения, надо постоянно читать… Пастырь, ничего не читающий или читающий кое-что, не относящееся к своему делу, без сомнений, не возможет пасти свое стадо, да и сам может легко забыть и потерять, что имел». Наставление к священникам пронизано любовью и заботой как о них, так и о прихожанах. В них столько отцовского внимания: «Не возмущайте внутреннего покоя их, блюдите доброе имя каждого из них, помогите, дайте взаймы… будьте радушны, любезны, скромны, кротки, уступчивы… поддерживайте безукоризненную чистоту. [Проповедь] начинайте со школы: здесь посевайте в детских душах и сердцах семена здравых словес веры и благочестия; потом всеми способами, неусыпно старайтесь, чтобы посеянное возрастало под вашим надзором и плод приносило».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.   Реверсов И.П. Защитники христианства (Апологеты)//  Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Алетейя, 2002. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира/Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.212–213. Рогожина А. Святой мученик Феофил Антиохийский. Сравнительный анализ некоторых фрагментов коптской и грузинской версий мученичества святого Феофила Антиохийского//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,   2003. – Вып. 12.  Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века/Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.324–338. Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 425 – 436, 914 – 915. Сагарда А.И., Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители//Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М.,  1998. – Вып. 3. Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. – М.: Русские огни, 1996. С.231–236. Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.123–149. Скворцов К.И. Философское учение Феофила Антиохийского//Труды Киевской Духовной Академии. – 1867. – 8. Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Акдемия, 2005. С. 87–93. Феофил Антиохийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.68–72. Шабуров Н.  Апологеты раннехристианские//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. 

http://bogoslov.ru/person/3170005

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010