Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРОКГАУЗА И ЕФРОНА ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ универсальное справочное издание, в 86 (82 основных и 4 дополнительных) полутомах, издавался в 1890-1907 гг. Ф. А. Брокгаузом (Лейпциг) и И. А. Ефроном (С.-Петербург) (репр.: М., 1991). Первые 8 полутомов вышли под ред. И. Е. Андреевского, последующие - под ред. К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского. Содержит значительное число статей из различных разделов церковной науки (богословие, религиозная философия, каноническое право, история христианства, религиеведение). Подавляющее большинство статей, вошедших в первые выпуски словаря, являются переводами из нем. энциклопедии Брокгауза. Статьи публиковались анонимно, содержали самую краткую информацию и были лишены к.-л. оценок, большое число материалов было посвящено протестант. богословам. В рецензиях на первые тома Б. и Е. с. отмечались недостатки, вызванные следованием нем. образцу, давались резкие оценки, вплоть до обвинений в псевдонаучности (Богосл. библиогр. листок. 1890. 10/11. C. 435-447). Учитывая критику, издатели словаря изменили редакционную политику: они начали активно привлекать рус. авторов и вводить авторский стиль изложения (новая позиция редакции отразилась в предисловии к 9-му полутому; начиная с 4-го полутома в словаре публиковался список авторов, «поместивших самостоятельные статьи»). Статьи по богословию и религиозной философии В первых выпусках издания большое число статей по богословию было написано П. П. Васильевым: «Благодать», «Богоматерь-Богородица», «Богословие», «Богослужение», «Богоявление», «Бог» и др. В ст. «Бог» автор подробно остановился на доказательствах бытия Бога (космологическом, телеологическом, онтологическом и нравственном), уделив наибольшее внимание философам и богословам Нового времени. В ст. «Богословие», дав краткий очерк развития богословской науки от древности до XIX в., Васильев подчеркнул особое значение для нее святоотеческого наследия.

http://pravenc.ru/text/153467.html

[vii] Собственно говоря, так понимаемая личность – это и есть ипостась человека в смысле Василия Великого: тот уникальный способ бытия, который отличает отдельно взятого человека от всех остальных людей. [x] Богочеловек//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Том 3. С. 354-355. Здесь и далее мы ссылаемся на трехтомный энциклопедический словарь «Христианство» (М., 1995) как на доступное издание. Но статья «Богочеловек» – это перепечатка из Православной богословской энциклопедии, издававшейся с 1900 г. в Санкт-Петербурге. Издание оборвалось в 1911 г. на 12-м томе (последняя статья – «Константинополь»). Редактором первых шести томов был А.П. Лопухин, последующих – Н.Н. Глубоковский. [xv] H.C. Powell . The Principle of the Incarnation. London, New York, and Bombey, 1896. P. 424-432. [xvii] В перечне Поуэлла отсутствует еще одно объяснение – самого Поуэлла. Дело в том, что он был сторонником так называемой «кенотической христологии», основателем которой считается лютеранский богослов Томазий (Богочеловек. С. 358.). Согласно этой христологии, Христос с самого начала добровольно отказался от ряда божественных свойств, в том числе и от всеведения. Собственно, Поуэлл и проделал огромную работу по составлению своего перечня только для того, чтобы показать несостоятельность всех других объяснений, кроме кенотического. Однако как православные, так и католические богословы решительно отвергли кенотическую христологию: если Христос жил в мире только как обычный человек, спасение как преображение человеческой природы божественной природой становится необъяснимым. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/4018849

В презентации, ведущим которой выступил С.Л. Кравец, приняли участие некоторые герои вышедшей энциклопедии председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , академики В.М. Котляков, К.Н. Трубецкой, шахматист, заслуженный мастер спорта СССР Ю.Л. Авербах, российский шахматный историк и литератор И.М. Линдер. Ответственный секретарь Энциклопедического словаря рассказал о проекте научно-просветительского интернет-портала, который предполагается осуществить на базе издания. Важным моментом будет возможность он-лайн обновлений при сохранении базовых текстов. Приветствуя собравшихся, митрополит Иларион напомнил, что терминологические словари составлялись уже в Древнем Египте в период Среднего царства (2 тыс. до Р.Х.), своды знаний составлялись и в Древнем Китае (XII-X вв. до Р.Х.). «Энциклопедии были популярны в христианском мире в период раннего Средневековья: на Западе примером могут служить творения Исидора Севильского, в частности, его " Этимологии " (VII в.), на Востоке византийский словарь " Суда " (X в.)», уточнил архиерей. По мнению владыки, первым энциклопедическим трудом в России следует считать азбуковник, помещенный в «Кормчей книге» XII века епископа Климента Новгородского. «С XVI века азбуковники на Руси получили уже самое широкое распространение и толковали понятия религиозной, гуманитарной и естественнонаучной областей знаний», продолжил председатель ОВЦС. Отметив бесспорные заслуги «Большой Советской энциклопедии», претерпевшей три издания, митрополит Иларион констатировал почти полное отсутствие в ней религиозной сферы или наличие терминов исключительно в марксистской трактовке. «Новый словарь содержит более полутора тысяч статей по религиозной тематике, что в десятки раз превышает их количество в его предшественнике Советском энциклопедическом словаре», сообщил архипастырь. Словник и содержание статей по религиозной тематике разработаны и отредактированы с учетом доступности изложения для самых широких читательских кругов. Для работы привлекались авторы и рецензенты ЦНЦ «Православной энциклопедии». «Помимо статей о важнейших богословских понятиях (например: " Евхаристия " , " Обожение " , " Евангелие " и др.), в словарь включены статьи о выдающихся современных религиозных деятелях (главах Церквей, богословах, миссионерах, святых), а также о многих памятниках религиозной архитектуры или местах паломничества», рассказал владыка Иларион.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1619499...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИТТЕЛЬ [нем. Kittel] Герхард, (23.09.1888, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша - 11.07.1948, Тюбинген), нем. протестант. исследователь НЗ, сын известного гебраиста и текстолога ВЗ Рудольфа Киттеля . В 1913 г., защитив докт. диссертацию, К. стал преподавателем Кильского, а затем Лейпцигского ун-та. В 1921 г. получил профессорскую кафедру НЗ в Грайфсвальде, в 1926 г.- в Тюбингене и в 1939 г.- в Вене (работал до отставки в 1945). В 20-х гг. XX в. К., уже будучи профессором НЗ, проходил научную стажировку по иудаике в раввинских учебных заведениях. Первые научные работы К. посвящены исследованию иудейской апокрифической лит-ры межзаветного периода (Оды Соломона, 1914) и связей иудейского и раннехрист. богословия I в. (Павел в Талмуде, 1920; Проблемы палестинского позднего иудейства и раннее христианство, 1926; Иисус и иудеи, 1926). Его приглашали читать лекции в англ., швед., дат. и австр. ун-ты. Труды К. были посвящены иудейской и христ. лит-ре новозаветного периода. Анализируя притчи и изречения Иисуса Христа, он усматривал их близость к соответствующим сентенциям раввинов I в. В работах К. тех лет прослеживалась явная тенденция к примирению христианства с иудаизмом. Критикуя антисемитизм своих коллег, он подчеркивал важность иудео-христианского сотрудничества, отмечая укорененность всей христ. культуры и этики в феномене ветхозаветного благочестия и нравственных поучениях. Более того, Евангелие НЗ есть, с т. зр. К., систематическое и универсальное толкование евр. Библии. Т. о., ультралиберальные идеи К. были у опасной черты, за которой стирались границы между ветхозаветным иудейством и христианством. Конечно, будучи христ. богословом, К. не подвергал сомнению превосходство христианства над иудаизмом, но это превосходство он усматривал скорее в этической, чем в онтологической, сфере и вообще считал бесплодными споры о сравнительных достоинствах 2 религий. В 1928 г. К. стал инициатором подготовки и издания фундаментального Богословского словаря Нового Завета. Первые тома этого словаря выходили под его редакцией в 30-х гг. XX в. (Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Stuttg., 1932-1979. Bd. 1-10; англ. пер.: Theological Dictionary of New Testament. 1964-1976. Vol. 1-10). В этом энциклопедическом труде принимали участие практически все ведущие немецкие специалисты по НЗ и языкам Библии. Словарь, известный каждому исследователю НЗ как «Словарь Киттеля», доныне является одним из важнейших пособий по НЗ, т. к. в нем проанализировано каждое слово греческого текста НЗ с т. зр. его понимания у античных авторов, в Септуагинте, в сочинениях авторов эллинистического иудейства (Филон Александрийский, Иосиф Флавий), в корпусе канонических книг НЗ, в произведениях раввинов и в христ. письменных памятниках II в.

http://pravenc.ru/text/1841155.html

К участию в этой энциклопедии нами привлечены все более или менее известные у нас богословские силы. При этом считаем своею нравственностью обязанностью выразить глубокую признательность своим сотрудникам, которые с большою готовностью откликнулись на призыв редакции и щедро делились плодами своей учености и мысли. Из приложенного ниже списка (далеко еще не полного) видно, что в нашем издании приняли участие представители всех духовных академий, а также и некоторых университетов, и та отзывчивость, с которою все они отнеслись к нашему изданию, с несомненностью показала как чувствуемую всеми потребность в подобном издании, так и достаточность наличных сил для его исполнения. Это изобилие сил между прочим повлияло и на самый характер Энциклопедии. Первоначально мы имели в виду издать лишь краткий справочный словарь, в котором сообщались бы лишь самые сухие энциклопедические сведения, необходимые для самых элементарных справок. Но с одной стороны – заявления от многих подписчиков, чтобы предметы обрабатывались в Энциклопедии не кратко и сухо, а полно и обстоятельно, а с другой – характер статей, представлявшихся сотрудниками, которые, как бы идя на встречу заявлениям подписчиков, давали обстоятельные исследования по всем важнейшим предметам богословского знания, заставили редакцию изменить свой первоначальный план и сразу же приступить к изданию большой Энциклопедии – в том объеме, в каком она и является в своем первом, предлагаемом теперь благосклонному вниманию читателей, томе. Конечно, это неизбежно усилило труды и расходы редакции; но не смотря на это, мы надеемся безостановочно вести это крупное издание, которое по нашему плану будет закончено в пять лет (в 1905 г.). В виду тех трудностей, с которыми связаны подобного рода издания, такой срок, думаем, отнюдь не очень продолжителен, и во всяком случае он далеко короче тех периодов, в которые обычно исполняются подобного рода издания [В виде справки не лишне сообщить, что «Реальная Энциклопедия» Герцога даже в своем третьем издании (следовательно, при массе готового обработанного материала, нуждающегося только в подновлении!), начав выходить в свет с 1896 года, за пять лет дошла только еще до 7-го тома, так что для окончания всего издания потребуется около 15 лет. Большая римско-католическая энциклопедия (Kirchenlexicon) Ветцера и Вельте, начав выходить (во 2-м издании!) с 1882 года, теперь – чрез 18 лет – доведена только до буквы Т, входящей в 11-й том. Наконец, даже краткий богословский словарь Мейзеля (Kirchliches Handlexicon von Meusel), начатый в 1887 г., закончился (в шести томах) лишь в 1900 году, следовательно – чрез 13 лет. В виду этого назначаемый нами пятилетний срок для православно-русской Богословской Энциклопедии, не имеющей для себя никаких подготовительных работ и принужденной не только разрабатывать сырой материал, но даже вырабатывать и самые план и метод, есть крайне незначительный.].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Но ни одна из четырех существовавших в России духовных академий, включая Московскую, так и не решилась принять на себя подобный труд. §1. Под редакцией А. П. Лопухина Тем большая честь и заслуга принадлежит профессору СПбДА Александру Павловичу Лопухину 1081 , отважившемуся на подобный издательский и научный подвиг и немалый финансовый риск, поскольку издание осуществлялось исключительно на его средства. Это была первая православная энциклопедия: ни одна из поместных православных Церквей не имела подобного издания. «Честь и слава Лопухину, хоть он был и «американец» в богословии (кажется)» 1082 , – отозвался о нем В. В. Розанов . Православная богословская энциклопедия предложена была в качестве ежегодного бесплатного приложения к духовному журналу «Странник» (одному из лучших в то время), фактическим владельцем, издателем и редактором которого Лопухин стал 13 июля 1899 года. Уже через год, 25 августа 1900 г., старшим цензором архим. Владимиром (Благоразумовым, † 25.09.1914, епископом) был подписан к печати первый том, носивший заглавие «Православная энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке». По признанию самого Лопухина , «плохо ли, хорошо ли», но Православная энциклопедия организована «на личный страх издателя – без всякой посторонней помощи, единственно в надежде на сочувствие того круга читателей, для которого предназначена» 1083 . Первоначально он планировал издать «краткий справочный словарь, в котором сообщались бы лишь самые сухие энциклопедические сведения, необходимые для самых элементарных справок» 1084 . Но заявления со стороны подписчиков «Странника» и характер первых присланных статей побудили Лопухина сразу приступить к изданию «большой Энциклопедии», что значительно увеличило и «труды и расходы редакции». За образец своего издания Лопухин взял «Real-Enzyklopädie...», выходившую в Лейпциге с 1896 г. третьим изданием под редакцией профессора А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

89 Meyers Konversations-Lexikon – энциклопедический словарь Мейера, одна из основных энциклопедий в Германии, существовавшая под различными названиями и выходившая в виде различных изданий в период с 1839 по 1984 год. В 1984 г. была объединена с энциклопедий «Брокгауз». 90 Словарь французского языка (Dictionnaire de la langue française), автор – Литтре, Максимилиан Поль Эмиль (Littré, Maximilien Paul Emile) (1801–1881), французский философ-позитивист, историк, филолог и лексикограф. 92 Автор этой книги, впервые изданной в Копенгагене в 1893 г, Альфред Леманн, писал в предисловии: «Прилив суеверия в настоящее время сильно идёт на подъём. В последние годы не только появилось много сочинений о волшебстве, частью в форме исторического изложения, частью в форме перепечатки старинных сочинений о магии, но и в пользующихся уважением философских и психологических журналах наряду со строго научными статьями печатались также истории о привидениях и бабьи сказки. Некоторые известные представители науки устраивали опыты с профессиональными спиритическими медиумами и после нескольких сеансов, не умея отличать немногие, конечно, необыкновенные, но вполне естественные действия этих медиумов от многочисленных их фокусов, стали принимать за чистую монету все спиритические «проявления» и вследствие такого легко полученного убеждения более или менее открыто стали заявлять себя сторонниками спиритизма... Поэтому популярное изложение истинной сущности всех этих мистических фактов представляет действительную потребность. Разумеется, оно едва ли убедит тех, кто верит в возможность волшебства; но оно будет полезно для тех, кто хотя и отказывается верить этим таинственным историям, но в то же время, постоянно слыша о них, не знает определённо, чему в них можно верить и как к ним следует относиться, а в таком положении до сих пор находится большинство образованного класса. Ввиду этого я и делаю опыт такого изложения». 94 Ср. в позднем «Иконостасе» (1922), где фиксируется определённое (происшедшее, очевидно, под влиянием развернувшихся вокруг событий революции и Гражданской войны) изменение взглядов о. Павла в этом отношении: «Раз, по Апостолу, «совесть сожжена» и ничего, ни один луч, от образа Божия не доходит до являемой поверхности личности, нам неведомо, не произошло ли уже суда Божия и не отнят ли Вручившим залог богоподобия Его образ» ( Павел Флоренский , свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 93). О людях с «сожженной совестью» пишет апостол Павел в 1Тим.4:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

При изучении методологических вопросов студенты знакомятся с материалами конференции, которая состоялась в РАГС в октябре 2003 г. и носила название «Философско-методологические проблемы изучения религии» . Материалы этой конференции исследуются студентами на семинаре по методологии религиоведения. Семинары, включающие доклады студентов, проводятся по всем темам курса. Особенно большой интерес представляет состоявшаяся на этой конференции дискуссия между М. О. Шаховым и его оппонентом покойным А. Н. Красниковым. В наших духовных школах аргументы М. О. Шахова оказались востребованными и вызвали значительный интерес, тем более что они были развиты в позднейших публикациях этого ученого . Изучая историю и методологию западного религиоведения, нельзя оставить без внимания работы упомянутого выше А. Н. Красникова. Прежде всего, речь идет об учебном пособии, которое он выпустил на основе материала своей докторской диссертации . Незаменимы также хрестоматии, выпущенные его трудами . Одним из примеров серьезного изучения западного религиоведения выпускниками МДА является защищенная в стенах нашей Академии диссертация иеромонаха Варлаама (Горохова), посвященная трудам М. Элиаде, выполненная под научным руководством прот. П. Великанова. Ее автореферат опубликован на научном богословском портале «Богослов.Ru». Весьма востребованными при изучении религиоведения в МДА оказываются справочные издания, выпущенные издательством «Академический проект», прежде всего энциклопедический словарь «Религиоведение» и «Энциклопедия религий» . Серьезным подспорьем для ознакомления с новой литературой являются рецензии и библиографические обзоры, публикующиеся на научном богословском портале «Богослов.Ru». В нашем курсе особый акцент делается на современном состоянии религиозных организаций в России. Значительное влияние уделяется межрелигиозному диалогу, принципы которого были изложены нами в соавторстве с прот. В. Чаплиным и преподавателем МДС Ю. В. Максимовым в недавней публикации . Очень большое внимание уделяется изучению ислама. При этом необходимо учесть, что все студенты Академии прослушали в семинариях курс «История религий», поэтому знакомы с историей ислама и других религий. При изучении ислама (как, впрочем, и других мировых религий) важное значение имеют статьи, опубликованные в Православной энциклопедии . Получили освещение в этом фундаментальном издании и некоторые вопросы шариата .

http://bogoslov.ru/article/740746

Maitri-up. 1, 4), und sehnsüchtig richtete er sein Auge auf eine andere, vor welcher aller Erdenglanz verblasste... Unbekümmert um den Zusammenhang mit Natur und Wirklichkeit ging das Denken seine eigenen Wege träumte Träume und gestaltete Gestalten ohne Blut und Leben... Einmütig mit allen im Glauben an die Nichtigkeit ihres Daseins hienieden, durften indische Denker hoffen, aus aller Herzen zu sprechen, wenn sie beteten (Brh. – np. 1, 3, 30): „Aus dem Nichtseienden führe mich zum Seienden, aus dem Dunkel führe mich zum Lichte, aus dem Tode führe mich zur Unsterblichkeit!“ О климатогеографических условиях жизни в долине Ганга см. курсы географии. „В сохранившихся ещё девственных лесах Бенгалии, как называют равнину, прорезываемую Гангом“, – пишет наприм., Фридрих Гельвальд (Земля и её народы, т. II, стр. 146–147), – „деревья которых опутаны бесконечными ползучими растениями, живёт страшный королевский тигр, слон, носорог и другие звери. Климат чрезвычайно знойный и вредный для здоровья; здесь главное гнездо холеры... Тем не менее, в этих знойных и сырых низменностях сосредоточивается самое густое население, потому что здесь самый незначительный кусок земли является достаточным для прокормления целого семейства... Необыкновенное плодородие избавляет индусов от необходимости усиленного труда; поэтому жители отличаются леностью, доходящей часто до полной апатии. Несмотря на богатство природы, у людей нет богатства, потому что никто не старается приобрести, сберечь, скопить“. Именно эта беспечность в отношении к заботам о материальном существовании, развивая в индийце леность и апатию, с другой стороны приучала его к самоуглублению и рефлексии. „Жаркая, влажная атмосфера долины реки Ганга, с её пышной тропической растительностью, всё доставляющей человеку без труда, ослабила и разнежила доброго, энергичного индуса. Физическая бездеятельность, вызывавшаяся жарким климатом и лёгкостью услуги среди щедрой природы, давала простор самосозерцанию и рефлексии“ (Энциклопедический словарь Брокгауза: Индия, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Конечно, не подобает отвергать или даже только подвергать сомнению возможность новых Вселенских Соборов, которые бы по внушению Духа Святаго новыми богоприличными выражениями определили и выразили неизменную веру, и, подобно семи Вселенским Соборам прошлого, своим свидетельством отграничили бы православное вероучение от ложных и лживых домыслов и мнений. И вместе с тем, есть некий тонкий соблазн уже в самой этой потребности дальнейших определений и ограничений, которыми как-то схематизируется живой церковный опыт и подвергается опасности превращения в логическое богословствование о вере. По правильному замечанию одного православного богослова, еретическим является не только то, что действительно и прямо противоречит догматическому вероучению, но также и то, что присвояет себе общеобязательное и догматическое значение, заведомо не имея его. Для заблуждающегося христианского сознания характерно именно это стремление к логическому исчерпанию веры, как бы к подмене живого богообщения религиозно-философской спекуляцией о Божественном, жизни – учением. Заблуждения и ереси всегда родятся из некоего ущербления церковной полноты, из угасания церковного самочувствия, являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления» 5 . Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие.С.15–16,28–31; Беляев А. Догматическое богословие//Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь. Т.4.С.11–26; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч.1, 2.С.36–40; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. СПб.,1997.С.9–13; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003.С.25–29. Вопрос 4. Первый период истории развития догматической науки: временные рамки, характеристика, состояние богословской мысли, важнейшие догматические сочинения Ответ. Православное догматическое богословие развивалось постепенно и непрерывно, в различные периоды по-разному: то как постепенное собирание материала, то как богословское построение, то как напряженнейшая богословская полемика.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010