И она прерывает это общение. Тот, богатый, продолжает звонить. Она отказывается от встреч. Он обижается, говорит, что больше не будет звонить. Женщина успокоилась. Ей это и не надо. Конечно, не является богачом, в дурном смысле этого слова, человек, который, организовав свое дело, платит налоги, не дает взяток и вовремя платит своим работникам зарплату. Но, увы, в современной России, как сознаются сами бизнесмены, делать «честные деньги» практически невозможно. Нечестно заработанные деньги оскверняют руку праведного человека. Мы должны довольствоваться тем, что мы имеем. Поэтому, обращаясь к Ангелу Смирнской Церкви, Господь Иисус Христос и говорит: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр.2:9 ). Как я вам уже сказал, некоторые святые Отцы истолковывают, что послания разным церквам – это послания, обращенные и к разным историческим периодам в истории христианства. Первыми гонителями христиан были иудеи. Поэтому здесь сказано: «и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» . Слово «сборище» («собрание») означает – «синагога». Поэтому, если более точно перевести этот текст, то получится так: «а они не таковы, но синагога сатанинская». Почему эти иудеи называются здесь как бы не иудеи? Сказано: «которые говорят о себе, что они Иудеи» . Давайте вспомним то, что записано в Послании апостола Павла к Римлянам, 2 глава, 28–29 стих: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога». Иными словами, с точки зрения Нового Завета, истинными детьми Авраама являются христиане, ибо они наследовали веру Авраама, Исаака и Иакова, которые веровали в грядущего Мессию. А так называемые иудеи называются «сборищем сатанинским» или синагогой сатанинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

— Во-первых, нужна правая вера, правые понятия. К счастью, человек в наше время может получить необходимое богословское образование. Миссионером не каждый может стать. Мы своим друзьям, своей семье можем проповедовать так, как считаем нужным, но если я имею официальное церковное послушание, то, естественно, у меня должно быть образование. Ревность тоже должна быть, но ревность «по разуму». И прежде всего этого должна быть любовь. В сердце миссионера должен быть Христос и любовь ко Христу, и, насколько это у него получается, он должен передать ее другим. Христос прежде всего — любовь. Главная заповедь — любовь к Богу и ближнему. Нужно читать и знать Евангелие, и самому жить так, чтобы слово Божие не было во осуждение. — Как узнать, когда нужно обратиться с увещеванием к ближнему, а когда полезней будет промолчать? — В Священном Писании есть слова: Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч. 9, 8–9). Если я сделаю замечание человеку, заведомо зная, что он не примет моих слов, я только выплесну свои, как мне кажется нужные и полезные, эмоции, но они приняты не будут, а результат от этого будет и вовсе обратный. Зачем, скажите, мне нужно это делать? Если же я знаю, что плод будет добрым, тогда да, дерзайте. Христос проповедовал везде. Если я берусь проповедовать сам от себя и свое, то, конечно, это будет вредно и для меня самого, и для окружающего общества. — В Даниловом монастыре есть Патриарший центр духовного развития детей и молодежи. Вы рассказываете юным миссионерам о подобных тонкостях их будущего служения? — Да, и я с радостью общаюсь с молодежью центра. Мне очень интересно, я считаю это общение для себя полезным. Я вижу ревность этих молодых людей, которую они употребляют во благо, и вижу, как они служат Хрис­ту своей жизнью. Это и мне помогает встрепенуться. Самое лучшее в своих сердцах, самое горячее они приносят в Церковь. Наша молодежь служит и в тюрьмах, и в больницах, и в школах, в армии, в институтах, в домах престарелых и в детских приютах — у нее обширное служение. Церковь так и должна служить. Мы всё время находим новые формы служения.

http://pravmir.ru/arhimandrit-aleksiy-po...

А то обстоятельство, что в послании ангелу церкви Смирнской Апокалиптик после речи о вражде к христианам со стороны иудеев говорит сейчас же, по-видимому, о преследовании со стороны языческих властей, указывает на то, что уже во время написания Апокалипсиса можно было предвидеть объединение двух враждебных сторон – иудеев и язычников в общей ненависти к христианам. Это объединение, между прочим, впоследствии для истории ярко засвидетельствовано процессом Поликарпа Смирнского . В упомянутом месте мы читаем: „Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни“ ( Откр.2:9:10 ). Нам указывают, что „темница“ здесь должна быть понимаема символически, как образное обозначение всех тех страданий, которые должны будут претерпеть христиане. Это, будто бы, необходимо потому, что тюрьмы, как особого наказания, у римлян не существовало, а заключение практиковалось только для осужденных на смертную казнь 653 . Но если смертная казнь христиан не практиковалась часто, – или, если угодно, и совсем, – во время написания Апокалипсиса, то о них известно было из прошлого, и кровавое время Нерона, конечно, для писателя не прошло даром. А наконец, здесь говорится о будущем, и ни с какой точки зрения мы не имеем права отрицать у писателя возможности предведения будущего положения церквей в государстве. Ввиду того, что церкви находятся накануне систематического кровавого преследования, „побеждающий“ утешается тем, что он „не потерпит вреда от второй смерти“ ( Откр.2:11 ). На предстоящее тяжелое положение христиан указывается и в послании ангелу церкви Филадельфийской, хотя здесь уже предсказание выражено не совсем в точных терминах, а потому оно может и толковаться в более широком смысле. Но ввиду того, что обещание в Откр.3:10 имеет, по нашему мнению, чисто личностный характер, мы понимаем его в узком историческом смысле, – предстоятелю говорит Господь: „И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Следующее прошение Молитвы Господней имеет прямое отношение к образу жизни человека, так как ставит прощение, получаемое человеком от Бога, в прямую зависимость от того, прощает ли человек своих должников. Этой теме посвящены многочисленные поучения Иисуса, в том числе та часть Нагорной проповеди, которая следует непосредственно за молитвой «Отче наш» и является комментарием к рассматриваемому стиху: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). Человек должен уметь прощать, если он хочет получить прощение от Бога: эта мысль была прочно усвоена ранней Церковью. В 1-й половине II века Поликарп Смирнский пишет христианской общине в Филиппах: «Если молим Господа, чтоб Он простил нас, то и мы должны прощать. Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога; каждый из нас должен предстать пред судилище Христово и каждый за себя дать отчет» 982 . В III веке Киприан Карфагенский говорит в своем толковании Молитвы Господней: Научивший нас молиться о грехах и долгах наших обещал нам милосердие Отца и следующее затем прощение. К этому ясно присовокупил и прибавил закон, ограничивающий нас известным условием и обетом, по которому мы должны просить, чтобы нам оставлены были долги так, как и мы оставляем должникам нашим, зная, что не может быть получено нами отпущение грехов, если мы не сделаем того же относительно должников наших... Итак, тебе не остается никакого извинения в день суда: ты будешь судим по собственному своему приговору, с тобою поступят так, как сам ты поступишь с другими 983 . Право прощать принадлежит не только отдельному члену Церкви, но и всей церковной общине. С самых первых лет бытия Церкви в ней существовала практика исповедания грехов. Об этом говорится уже в Деяниях апостольских: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). В Первом послании Иоанна читаем: «Если исповедуем (μολογομεν) грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Апостол Иаков пишет: «Признавайтесь друг перед другом в проступках» ( Иак. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сравнение древнего воспитания с новым окончено. Для чего сделано оно? Для вашей же, как мы сказали в начале слова, пользы. Какой? Той, чтобы вы, выслушав все сказанное нами, образумились и начали бы воспитывать детей по-другому. Как? Прежде всего, если хотите, чтобы дети ваши были счастливы, запомните, что для сего в воспитании «...никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). Значит и нужно вам, прежде всего, с раннего возраста внушать детям учение святой веры и правила благочестивой жизни. Нужно затем глубже напечатлевать на нежных сердцах детей страх Божий, благопоспешность к молитве и усердие ко всякому делу благому. Нужно приучать детей к тому далее, чтобы они исполнение заповедей Божиих или жизнь благочестивую и добродетельную ставили для себя выше всего на свете. Нужно, наконец, внушать им, чтобы они одобрение совести ставили выше всех похвал людских, чтобы они были искренне почтительны ко всем старшим, чтобы искренне и добросовестно всегда исполняли свои обязанности, чтобы боялись как величайшего несчастья всякого отчуждения от Православной Церкви и чтобы всегда твердо стояли против всяких искушений и соблазнов. И вот, когда так будете воспитывать детей ваших, тогда и можете надеяться, что и все хорошо у вас будет и что дети ваши возрастут на утешение Святой Церкви, на радость вам, родителям, на пользу отечеству и во спасение собственное. Аминь. 23-й день 180. Ангелы Хранители предостерегают нас от угрожающих нам опасностей и от бед избавляют нас (Из жизни св. Поликарпа, епископа Смирнского. Чет. Мин. февр. 23) И слово Божие, и святые отцы учат нас веровать в то, что Ангелы Хранители избавляют нас от бед и во всех путях наших сохраняют нас. Пророк Давид говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ). В другом месте: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:10, 11 ). И св. Василий Великий учит: «Как городские стены вокруг облегая город отовсюду отражают неприятельские нападения, так и Ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым» (Твор. Вас. В. ч. 5, бесед. на Пс.33 , ст. 8). Таким образом, и словом Божиим, и учением святых отцов мы утверждаемся в вере в ангельские защиту, охранение и избавление. Но нельзя ли и самым делом доказать истину, что Ангелы Хранители подлинно и от бед нас избавляют, и во всех путях сохраняют? Можно, братие, и самым делом доказать это, и сие сейчас мы и сделаем для вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

293, гл. 5). – «Никто не ужасает и не порабощает нас», – пишет св. Иустин философ в своем „Разговоре с Трифоном иудеем», – «по всей земле верующих во Иисуса. Хотя нам отсекают головы, распинают нас, бросают зверям, в темницы, в огонь, и подвергают всяким другим мучениям, однако, как известно, мы не отступаем от исповедания: но, чем более нас так мучат, тем более увеличивается число других верующих» («Сочинения св. Иустина филос. и мученика». Русск. перев. изд. Прот. П. Преображенск. Моск. 1892, стр. 809, § 110). Сожигаемый огненным пламенем, св. Поликарп , епископ Смирнский, радостно встречает свой смертный час и произносит следующие слова: «за сие и за все восхваляю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, чрез вечного Архиерея Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Сына, чрез Которого Тебе вместе с Ним во Св. Духе слава и ныне и в будущие веки. Аминь» ( Евсевий Памфил, «Церк. Истор.» в русск. перев., изд. при СПБ. Д. Ак. СПБ. 1858 Кн. 4, гл. 14, стр. 196). Таких и подобных примеров бесчисленное множество. Они многозначительны уже просто в смысле исторических фактов, мимо которых нельзя проходить равнодушно, и тем сильнее говорят сами за себя, чем более мы сами окажемся вдумчивыми в них. Не видно ли из последних, как не кстати вступаются иные за праведников и покушаются восстать против Провидения за их бедствия? Но последние не принимают нашей безрассудной услуги; они не жалуются на свою горькую участь; не хотят перемены ее; они радуются и благословляют Бога; они счастливы; мы не понимаем их счастья и думаем, будто можно роптать за то, за что они благодарят. Что же касается «слишком дорогой оценки гармонии» (см. выше), то так может возражать только озлобленный и недоразвитый духовно человек, для которого потусторонний мир не больше, как проблематическая будущность с довольно скудным содержанием. В радикальном противоречии с таким возражателем находятся люди высокого духовного развития, подобные приведенным. «А я знаю», говорит один из них, лежа на гноищи, в жестоких муках, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Насколько арабы горячи и темпераментны, можно судить из следующего. Мы стояли около Мерсины на рейде, а они грузили муку, подвозимую на баржах. Дело не всегда обходилось благополучно – иногда мешки подавались неудачно и падали в море, и нужно было тогда видеть досаду восточных людей, топавших ногами, танцевавших и неистово кричавших. По возвращении из путешествия наши соотечественники сравнительно с ними казались точно мореными мухами. В Смирне попался нам ловкий проводник-поляк. Он быстро и удачно провел нас повсюду и показал все достопримечательности. Прежде всего побывали с ним на вершине Пагуса, где находился полуразрушенный языческий цирк. Отсюда на далекое расстояние видно море и самый город, расположенный у подошвы горы. Осматривая развалины и особенно интересуясь какими-то затворами в стенах и ямами на площадках, служивших, по всей вероятности, логовищами для ристалищных зверей, мы умственно представляли себе первохристианскую эру. Здесь пострадали целые полки мучеников во главе с великим Поликарпом Смирнским . Вот страничка из его дивной жизни. За ним, уже 85-летним старцем, приезжают воины, чтобы схватить и доставить на суд народа. Святитель в это время совершает на крыше дома очередную молитву. Узнав о цели прибытия, он не сразу отдается и умоляет разрешить ему несколько помолиться. О чем же в столь исключительный момент служитель Божий просит Отца Небесного?! Несомненно, о Церкви, о пастве, о врагах, а может быть, и о том, чтобы Спаситель подкрепил его в предстоящих страданиях. Человеку свойственно страшиться телесных пыток и болезней. Если бы не Господь, никто не выдержал бы их, с Ним же легко идти на мучения, ибо тогда всем существом познаешь истину, что нечего бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ). Тогда сердце от переполняющих чувств любви к сладчайшему Искупителю горит желанием скорее разрешиться от скорбей, мятежной и многотрудной плоти и быть со Христом ( Филип. 1:23 ). Рано или поздно всем предлежит смерть, так не лучше ли умереть за святую идею, высшее благо, добро, как и говорит св. ап. Петр: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца или вор, или злодей, или посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ( 1Петр. 4:14–16 ). О, если бы Господь помогал каждому из нас воодушевляться такими чувствами – не страшно было бы тогда жить и терпеть...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Пётр. Грешник должен сам открыться и чистосердечно рассказать, что он сделал. Священник. Этого требует Бог от каждого грешника. Относительно этого святитель Иоанн Златоуст пишет: «Епископ или пресвитер тогда только знает, кого он должен разрешить или связать, когда он согласно своей обязанности выслушает все различные грехи кающегося». Если же духовник обязан их выслушать, то исповедник обязан сказать их ему. Следовательно, мы исповедуем свои грехи, потому что это установлено Христом при учреждении святого Таинства Покаяния. Фома. А как же говорят, что исповедь введена не Христом, а каким-то папой? Священник. Что Таинство Исповеди установлено Христом, а не людьми, это видно из того, что оно было от начала во всеобщем употреблении. Уже история апостольских времён говорит, что во времена апостолов исповедь существовала, и именно здесь говорится: «Много из верующих приходили и исповедовали грехи свои». В книге Деяний Апостольских говорится даже о том, что именно эти первые христиане открывали на исповеди. «Из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» ( Деян.19:19 ). Таким образом, они исповедовались в том, что имели у себя в домах запрещённые книги, которые они публично и уничтожили. Далее, если во времена апостолов не существовала ещё исповедь, то каким образом мог бы святой Иоанн написать такие слова: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Что исповедание грехов было известно и практиковалось и позже, об этом свидетельствуют ученики апостолов и святые отцы. Так, например, священник Поликарп, ученик Иоанна Богослова пишет: «Пресвитеры должны быть сострадательны и милосердны ко всем, они должны заблуждающихся обращать и не быть слишком строгими в суде». Что это за суд, как не суд, совершаемый священниками в Таинстве Исповеди. Святой мученик Климент, папа Римский, также современник апостолов пишет: «Лучше для человека исповедовать грехи свои, чем ожесточить своё сердце». Мог ли он яснее высказаться за то, что святую исповедь тогда уже знали и практиковали?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010