Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ Стихиры самогласны, глас 1, на 4: На “Господи воззвах:” стихиры самогласные, глас 1, на 4 На Вышних Престолех почиваяй Един Бог,/превыше земных подал есть видети Своему угоднику,/пребожественнеи руце молебно простирающу,/о граде и о людех молящуюся Тебе, Владычице./Покрый и ныне, Госпоже,/нас омофором милости Твоея. (2) На вышних престолах почивающий единый Бог/высшее земного видеть дал Своему служителю/– Тебя, пребожественные руки в молении простирающую,/о граде и народе молящуюся, Владычица./Покрой нас и ныне, Госпожа,/омофором милости Твоей. (2) Град, почитающий Тя и по долгу славящий,/покрываеши, Пречистая, Твоим омофором честным/от нахождения противных, от глада же и труса, и междоусобныя брани,/Дево Неискусобрачная, Богоневесто,/человеков покров и заступление. Град, почитающий Тебя и как должно славящий,/Ты покрываешь, Владычица, священным омофором Твоим/от нашествия противников, от голода и землетрясения и междоусобной войны,/Дева, брака не познавшая, Божия Невеста,/людям покров и заступничество. Палата одушевленная Христова,/верным же стена, и покров, и держава,/Тобою град Твой, Богомати, спасается,/Твоею помощию правовернии венчаются,/Тобою, хвалящиися присно, победы на поганыя носят:/покрываеши бо омофором милости Твоея. Дворец одушевленный Христов,/а верным – стена, и покров, и сила!/Тобою, Богоматерь, град Твой спасается;/Тобою хвалящиеся всегда/одерживают над язычниками победы,/ибо Ты их покрываешь омофором милости Твоей. Слава, и ныне, глас 6: Приидите, празднолюбных собори,/Пресвятую Деву воспоим:/днесь бо Ангели со святыми празднуют/честный Покров Божия Матере/и к похвалению нас, земных, призывают/вопити непрестанным гласом:/радуйся, Церкве чудное украшение/и всему миру предивный покров./Радуйся, верным пособие на бранех и воином соблюдение;/радуйся, покрове и заступление наше:/Тебе бо христианский род непрестанно блажит. Слава, и ныне, глас 6: Придите, собрания всех любящих празднества,/Пресвятую Деву воспоем:/ибо в сей день Ангелы со святыми празднуют/священный Покров Божией Матери/и ко хвале нас, земных созывают,/да восклицаем неумолкающим гласом:/“Радуйся, Церкви чудное украшение/и всему миру предивный покров!/Радуйся, помощь верным в битвах и воинов сохранение!/Радуйся, покров и защита наша,/ибо Тебя христианский род/непрестанно блаженной именует!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/pokrov-pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покров: богословская тайна и исторический парадокс 13.10.2023 4507 Время на чтение 7 минут Что за чудная метафора - Покров Пресвятой Богородицы! По привычке к названию праздника мы редко проникаем в первоначальное содержание этого образа. Однако, сама мысль о распростертом над миром как бы невидимом покрывале, завесе, пелене представляет собой нечто необычайное и исключительное. Это дополнение к Божественному, Отеческому смотрению. Ибо с Промыслом Божиим больше ассоциируется исполнение общих величественных " судеб " , судов Божиих о мире и человеке; Богоматеринский же покров выступает как начало вселенской защиты и милосердия. Мать Христа Бога склоняется над миром, как над Своим детищем, и закрывает, повивает его, укутывает от зла и угроз. Образ всепроникающего Покрова - это антитеза " сетям диавола " . Помните, в житии Антония Великого явившийся Христос дарует тому на мгновение способность видеть все путы бесовские, расставленные против человечества? Их оказалось так много, что преподобный не удержался и воскликнул: " Господи, кто же спасется от них? " И вот, в ободрение и поддержку для верных космос церковный пронизывает иная и более могущественная структура светозарного Покрова. Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь. Вообще, во всем, что касается жизни Божией Матери и участия Ее в судьбах творения, много таинственного. Вероятно, из-за этого в истории зародилось множество легенд и апокрифов, зачастую крайне сомнительных, таких как пресловутый " Сон Богородицы " , фантазии о Софии или виргиналистские видения неопределенного происхождения в разных странах. Но в имени Девы Марии человеческая душа предчувствует некую недосказанность; в богословском отношении учение о Матери Христа, даже в сравнении с догматами о Непостижимом Божестве, является менее проясненным - об этом мы уже упоминали, размышляя о Благовещении .

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/18/...

Покров Пресвятой Богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства 14 октября, 2020 Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. Что такое Покров Пресвятой Богородицы? Какая история у этого праздника? Есть ли специальные молитвы и акафисты? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! История Покрова Божией Матери 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери . Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoy-bogo...

Покров Божией Матери над Россиею. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим....»   (Из тропаря Казанской Божией Матери.) О, как мало осталось ныне православных русских людей, которые знают сколь безчисленные благодеяния излила Пречистая Матерь Божия на Россию в течение Ее тысячелетней истории! И в частности – все ли теперь чествуют, как должно, одну из величайших святынь Русской Земли – чудотворную икону Казанской Божией Матери, явление которой празднуется 8 июля по ст.ст., а осенью 22 октября ст.ст. вновь чествуется эта великая наша национальная святыня в связи с поистине чудесным спасением Российского государства от ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели в 1612 году, по усердным молитвам верующих русских людей перед этой нашей святыней, сопровождавшей ополчение князя Пожарского, в эпоху так называемого Смутного Времени? В 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, который вел путевые записки, во время путешествия по России со своим патриархом Макарием, писал буквально так: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными очами как эти святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них». Чрез эти многочисленные чудотворные иконы Пречистая Матерь Божия и являла видимым образом всем русским людям Свое невидимое присутствие на Русской Земле и Свой Покров над нею, почему наша Родина и дерзала называть себя «Домом Пресвятыя Богородицы». Уже на самой заре русской истории Пречистая Матерь Божия чудесно послала Свою икону в храм ново-основанной Киево-Печерской обители, как бы в благословение новопросвещенному отечеству нашему. Многие другие чудесные события, связанные с покровительством Божией Матери, записаны в летописях, увековечены построением храмов и обителей в честь Ее и учреждением памятных крестных ходов. На протяжении всей нашей истории известно множество случаев очевидного заступления Пресвятой Богородицы и Ее явления русским людям самого разнообразного положения – князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим. Обо всем этом можно было бы написать целую книгу. Упомянем здесь только о самом замечательном.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Покровские храмы Руси Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. 13 октября, 2009 Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. Источник: Фрагмент передачи «Православная энциклопедия» Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. История праздника В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX в., во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа. Стамбул В храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как говорит Церковное Предание, в этом храме молился и блаженный Андрей, родом славянин, бывший рабом у одного из византийских вельмож. Однажды юродивый Андрей и его друг Епифаний несколько часов молились рядом. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом. Житие блаженного Андрея не говорит, когда произошло это чудо. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.

http://pravmir.ru/pokrovskie-xramy-rusi/

Покров Богоматери: от чего защищает Она мир? Ее воздетые руки — не защита людей от гнева, а повторение дела Христа 14 октября, 2017 Ее воздетые руки — не защита людей от гнева, а повторение дела Христа Иисус простился на горе Елеон с учениками, благословляя – и стал возноситься, не опуская рук с благословляющим жестом. И Церковь в лице Богоматери повторяет этот жест — рассказывает Ольга Шульчева-Джарман. От чего защищает Она мир? Простирает Богоматерь руки над миром – от чего защищает Она мир? От гнева Сына ли? Неужели как громоотвод от молнии Зевса-Громовержца стоит Она там, одинокая? Неужели наши грехи, как любят говорить благочестивые люди, так прогневили Бога, что Его справедливое правосудие должно обрушиться на нас – и обрушатся неминуемо, если снимет Свой Покров Богородица? Получается, что дряхлый, ветхий мир победил. Он состарил подвиг Христа. Все, что сделал Человек Иисус Христос, утратило силу. Мир прирос грешками и грешищами. Уже милость Божия, излившаяся на Кресте, воссиявшая в Воскресении – эта всеобъемлющая милость Божия, о которой гововрит Христос и апостолы, эта милость состарилась, одряхлела с миром. Ей нужно обновление. И вот Мать Христа принимает на Себя удар. Она оказывается милостивее, добрее, щедрее Бога, Своего Сына. Христос Бог не может помиловать – и тогда приходит Мать, держа в руках полотно и простирая его над миром. Христос Бог обессилел, взирая на мир два тысячелетия – но у Матери хватит терпения и на тысячелетия тысячелетий. И Сын-Судия, Сын-Царь после Воскресения и Вознесения стал так же далек от Своего народа, от христиан, от всех людей земли, наконец, что требуется обновление Его дела, Его спасительного ходатайства – и Заступницей становится Мать. Что за чушь? – спросите вы. Нет, это не чушь, это вполне традиционное для языческих религий Средиземноморья явление. Старое божество отступает назад, к людям приближается божество или посредник божественного свойства другой генерации. К нему-то и обращены все мольбы, он-то (или она – богиня-посредница) и предстательствует о бедных людях, которые бояться гнева и суда (очень часто – праведного гнева и праведного суда) главного бога. Это повторение дела Христа

http://pravmir.ru/pokrov-bogomateri-ot-c...

В тот же день празднуем Покров Святой Богородицы. О видении святого Андрея и Епифания, когда видели они в воздухе святую Богородиц Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – великий, но не двунадесятый праздник, отмечаемый православной церковью 1 октября. По проложному сказанию праздник установлен, как считали исследователи, императором Львом VI Философом или Премудрым (866–912) в память события, бывшего в первой половине X в., – видения святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию Богоматери во Влахернском храме в Константинополе во время войны с сарацинами, когда городу угрожала опасность. Согласно же Житию Андрея Юродивого, событие произошло в конце жизни святого (ум. около 936 г.): св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Богоматерь с сонмом святых, молящуюся о мире и распростершую свой покров над христианами. Мнение, поддерживаемое многими современными исследователями-медиевистами о том, что праздник Покрова Богородицы – русский церковный праздник, не вошедший в греческие богослужебные уставы, остается до сих пор гипотезой. Так, по мнению Н. Н. Воронина, храм Покрова на Нерли (1158–1165) был посвящен новому празднику – Покрова Богородицы, установленному властью владимирского князя (Андрея Боголюбского) и епископа без санкции киевского митрополита. «Этот праздник выражал в особенно открытой, но и утонченной форме мысль о преимущественном покровительстве Богоматери Владимирской земле, ее князю и его людям». (См.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. XII столетие. М., 1961. С. 266). Праздник Покрова, действительно, был известен только по русским месяцесловам, по каким-то неизвестным причинам не имевшийся или исчезнувший в византийской традиции (см.: Wortley J. Hagia Skepe and Pokrov Bogoroditsi//Annalecta Bollandiana. 1971. Vol. 89. P. 149–154), он появляется в других православных церквах под русским влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Праздник Покрова Божией Матери Покров – один из любимейших праздников на Руси, хотя событие, вызвавшее его к жизни, произошло в далеком Х веке в столице Византии. В середине Х века Константинополь теснили сарацины, и жители города обратились с усердной молитвой к Богоматери о заступничестве. В воскресный день, 1 октября, горожане собрались во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. Во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу: «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога». Царицу Небесную окружали ангелы и сонм святых, в их числе Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Затем Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=819

Первый день. Поучение 5-ое. Покров Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события: а) сила общественной молитвы, б) высокое значение храма; в) Матерь Божия – покров всем прибегающим к Ней). I. Нынешний праздник установлен, братия, по следующему случаю. В десятом веке на греков напали сарацины и грозили самой столице – Царьграду. Сарацины были мусульмане и страшно ненавидели христиан. Завоеванные уже государства и города они обыкновенно разоряли до основания, а жителей обращали в рабство. Численностию своею они значительно превосходили греков. Последние объяты были страхом и ужасом, когда увидали под стенами столицы дикого врага. Бедные военными силами, но не бедные верою и надеждою на Бога, греки собрались тогда в знаменитый влахернский храм, где хранилась риза Божией Матери, ко всенощному бдению и здесь горячо молили Царя неба и земли и Его Пречистую Матерь о своем избавлении от страшных врагов. В храме находились царь Лев Мудрый, царица Зоя и множество народа. Здесь же находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, русский родом, взятый греками в плен, и ученик Андрея, блаженный Епифаний. Пред концом всенощного бдения, в четвертом часу утра, блаженный Андрей в молитвенном настроении возводит очи свои горе и видит: Божия Матерь стоит в воздухе среди сонма ангелов, пророков, апостолов и всех святых и молится о спасении всего мира, осеняя его Своим покровом (омофором). Св. Андрей в благоговейном удивлении указал на свое видение ученику своему Епифанию и спросил его: «видиши ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о спасении сего мира?» – «Вижу, отче, – отвечал св. Епифаний, – вижу и ужасаюсь». По утру молва об этом событии разнеслась по всему городу. Все воодушевились, узнавши, что Сама Матерь Божия молится за них; вскоре, действительно, неприятели были прогнаны от стен греческой столицы. В благодатную память об этом было установлено празднество 1-го октября в память Покрова Божией Матери. II. Многому научает нас это событие. а) Оно говорит, прежде всего, как велика, сильна пред Богом молитва, и особенно молитва общественная, молитва в храме. Она не остается одинокою, но сливается с молитвой небожителей. Матерь Божия и святые, побуждаемые нашею усердною мольбою к ним, начинают вместе с нами и за нас умолять милосердого Бога об избавлении нас от напастей. Как утешительно это особенно для готового впасть в уныние и отчаяние! Пусть мы всеми оставлены в своем несчастии – что до того? Мы не оставлены на небе, не забыты Царицею небесною, нас помнят, о нас заботятся, за нас ходатайствуют пред Богом наши братия по духу – святые, живущие на небеси. Не унывай же, христианин, в скорби, а скорее обращайся к молитве Богоматери и святых, и поверь, доколе в сердце и на устах твоих будет эта молитва, доколе рука твоя поднимается для крестного знамения, дотоле ты не погиб еще среди самых трудных обстоятельств жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приложения 1-й день Покров Пресвятой Богородицы Блаженный Андрей, родом славянин из Новгорода, подвизался в Константинополе в X столетии. С юности и до смерти он пребыл верен взятому на себя подвигу юродства Христа ради. Не щадя своей плоти, он предал ее на испытания постом и жаждой, зноем и морозом. На нем сбылось реченное Господом: «Блаженны нищие духом». Блаженный Андрей зрел Самого Христа, укреплявшего его на брань с бесами. Пребывавший «в узах и железах», святой Андрей сподобился принять утешение от возлюбленного ученика Христа – святого Иоанна Богослова. Неслучайно именно святому Андрею, достигшему дара прозорливости, явлено было видение святого Покрова Божией Матери. Однажды во Влахернском храме за всенощным бдением отверзлись его духовные очи, и он увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую на воздухе в великой славе, окруженную святыми и Ангелами. Она молебно простирала руки к Своему Сыну, осеняя молившийся в храме народ Своим светоносным омофором. Это событие датируют 910 годом. А двумя столетиями позже на Руси, вошедшей уже, смотрением Божиим, в сонм христианских народов, родился другой Андрей, чье имя столь же неразрывно связано с празднованием Покрова Пресвятой Богородицы, – святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (†1174). Усердный почитатель Божией Матери, он воздвиг на Руси много храмов, Ей посвященных. При нем, как сказано в Службе Покрова, Владимирская земля «украсишася многоименитыми церквами Твоих, Богородице, праздников». Слушая повествование о видении святого Андрея Юродивого, святой князь помышлял и скорбел, «како страшное и милосердое видение, паче же надеяние наше и заступление, бысть без праздника». Но не только от цареградского видения узнал святой князь Андрей о благодатном Покрове, он и сам сподобился видеть его. Подобно тому как некогда во Влахернском храме был удостоен видения Божией Матери святой Андрей Юродивый, так 18 июня 1155 года в Боголюбове Царица Небесная явилась святому князю Андрею Боголюбскому, обещая Свой Вышний Покров и защиту ему, и народу, и всей великой Русской Земле (Явление Богоматери святому Андрею Боголюбскому, запечатленное на чудотворной Боголюбской иконе; празднование 18 июня). С той поры святой князь в молитвенном дерзновении к Богородице неизменно взывал: «Аз же, раб Твой, имею Тя – Стену и Покров». Через несколько лет, в 1164 году, в ознаменование бесчисленных милостей, явленных Пресвятой Богородицей Русской Церкви и Русской Земле, был установлен на 1-е октября особый церковный праздник – Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010