И ум их омрачен греховными страстями, И в вечности печальный ждет удел. Но многие сыны сомненья и печали, Чья жизнь была безплодна и пуста, Прочли те чудные и светлые скрижали, Что познавать учили Бога и Христа, И полны радости глаголам их внимали; В них чувства новые тогда затрепетали. Объятые духовным тяжким сном, Они согрелись их божественным огнем, И многие из них пошли иным путем; И свергнув путы лжи и оболыценья, Что овладели их и сердцем и умом, И благодатного исполнясь просвещенья, В смирении поверглись пред Христом. Он пробудил их мощным своим словом, Застывших в отрицании суровом, И в них забил родник воды живой. И снова возвратясь под кров родной Из области духовного изгнанья, Они нашли своим душам покой, Забывши прежние тяжелые страданья; И полные надежд, и радости великой, Прославили Зиждителя Творца, Что их извел из сей неволи дикой, Где тьма духовная и мука без конца. IV Оставил он свое изображенье... В нем видим мы печать сердечной чистоты, И кроткого блаженного смиренья, И отблеск чистых дум. Его черты Исполнены святого умиленья; Проникнуты они духовной красотой; При виде их благие помышленья Встают в душе и чувств небесных рой... Несется время. Неизменною чредой Идут за днями дни, и минет год, Как отошел от нас он в мир иной. Мы память сохраним об нем из рода в род И к Богу вознесем усердные моленья: Да примет его душу в райские селенья, Где ни печалей, ни болезней нет, Но вечный царствует незаходимый свет. Умолим Господа, да нам Он ниспошлет Избранника иного, и новое духовное светило Над Русскою землей опять взойдет, И явятся нам мощь его и сила! Да просияет он святыней слов и дел, И радостно бы мир его узрел, И приобщимся мы его святыни, Сыны великой жизненной пустыни. 1894 Величие Богоматери (К празднованию дня Собора Богоматери – 26 декабря) Весь объятый изумленьем Пред величием творенья, Полн грубоких дум, – Жаждет полного познанья Тайн вечных мирозданья Наш пытливый ум. Зрит он солнца и планеты И следит пути кометы, Зрит небес покров. Неисчетные громады

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Не доставляй победы торжества! Безропотно терпи обиды и гоненья, Не оставляй прискорбного пути – Духовных благ священного залога, Живи для вечности, для Бога – Единой истинной и вечной красоты, Всю жизнь Ему всецело посвяти. Откинув ложные надежды и мечты, Мужайся в подвиге суровом И узришь жизнь во свете новом. И час пробьет, настанет время, Духовная твоя умолкнет брань – Страстям невольная мучительная дань; И с радостию ты поднимешь бремя Напастей, бед, гонений и скорбей. В душе твоей, свободной от страстей, Исчезнут тяжкие сомненья и тревога, И свет духовный воссияет в ней – Наследнице Небесного Чертога. Мир чудный водворится – Рай, И с Господом ее свершится единенье. Исчезнет без следа твоя печаль И ты увидишь, полный изумленья, Иной страны сияющую даль – Страны живых, страны обетованья – Грядущего за подвиг воздаянья. Желаний твоих край... Величие Богоматери (К празднованию дня Собора Богоматери – 26 декабря) Весь объятый изумленьем Пред величием творенья, Полн глубоких дум, Жаждет полного познанья Таин вечных мирозданья Наш пытливый ум. Зрит он солнца и планеты И следит пути кометы, Зрит небес покров. Неисчетные громады Мириады, мириады, Бездны звезд-миров! И, исполненный сомнений, Вековых недоумений, Задает вопрос: Для кого сей необъятный, Полон тайны непонятной, Сотворен колосс? Те безбрежные пучины Есть начало, иль кончина И предел, и грань, Что премудро возродила К жизни творческая сила, Зиждущая длань? Цель какая сих созданий, Что числа им и названий, И пределов нет? Жизнь там творческая дышит Или смерть царит? И слышит Библии ответ: Этот мир в начале века Сотворен для человека – Так судил Творец! Но со дня грехопаденья Снят с него за преступленье Царственный венец. Но иной есть мир у Бога, Превосходнее он много Видимых миров. Беспредельный и безмолвный, Непостижных таин полный Мир святых духов. В нем есть также мириады, Светоносные громады, Солнца там горят! Бога высшие творенья – Все они Его веленье С трепетом творят. И над этим царством света, Царством мира и привета,

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Но в одно я верю. Я верю, что Пресвятая Богородица даже сейчас, в нашем безумном мире, где перепутано всё что можно, а потоки бесполезных слов пожирают последние островки радости и покоя — всё равно молится о нас, всё равно держит над нами Свой омофор. Может быть, даже сейчас какой-нибудь юродивый снова видит Царицу Небесную. И в этот раз ракеты не взлетят. « Радуйся, радосте наша. Покрый нас от всякого зла честным твоим омофром ». Быть Покровом Нет ничего правильнее, честнее и разумнее для любого, кто считает себя православным христианином, чем брать пример со святых. Праздники и жития нужны, чтобы мы чему-то научились, — другого смысла в них нет. И мне кажется, что очень-очень важно в этот день поднять свой омофор над кем-то, кто нуждается в защите. Не в благочестивом наставлении, а в самой обычной, мирской защите от боли и страдания. Богоматерь в день Покрова тоже защищала людей не от бесовских искушений, а от вражеского нападения. Помогала им выжить. Вот люди, которым нужен Покров. У усатого мужчины в середине верхнего ряда — восемь детей, и он тяжело болен. Парень под ним медленно слабеет от рака, но продолжает учиться. Светленький мальчик слева от него не может даже кашлять сам, а мальчику справа нуждается в курсе реабилитации. Родители девочки в правом нижнем углу мечтают вернуть её домой из больницы. Справа сверху ещё одна девочка , которую надо научить ходить, а мужчина в левом нижнем углу ослабел настолько, что без специальной коляски уже не сможет выйти из дому. Над ним красивая молодая женщина , её артерии не работают как надо, она может умереть в любой момент. Справа от неё таджикский мальчик , который без помощи просто обречён, как и русский мальчик с другой стороны от усатого мужчины. Помогите им, если можете, или хотя бы помяните в молитве. Богоматерь слышит нас, я летом проверял . Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание».

http://blog.predanie.ru/article/esli-zav...

На среднике по малиновой камке вышит лежащий во гробе Христос. Перед гробом – сложенная в виде горки плащаница. Над гробом – херувим и два летящих ангела. У каждого ангела по две рипиды с изображением херувима. На фоне надписи: хс, херувимъ, агглъ//гнь (дважды). Внизу под гробом пряденой золотной нитью вязью в две строки вышита вкладная надпись: лта, зрз=1598] г. возду(х) дала въ храмъ соборъ архистратига михаила п блговрномъ цр и великомъ кнзе едоре иванови(че)//всеа самодержце господарыне царицы и велика кнгини инка алекъсанъдра. На каймах, обрамленных с двух сторон жемчужной обнизью и золотной «веревочкой», по голубой камке жемчугом с золотной «веревочкой» вязью шит кондак пасхального канона: во гробе плотьскы и во ад же с дшею//ко бгъ в раи же с разбоиникомъ//и на престол бше хе со тцемъ и дхом вс исполн неписанныи. Надпись начинается на левой кайме, переходит на верхнюю, затем на нижнюю и правую. Буквы на первых двух каймах направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Личное шито тонким некрученым шелком песочного цвета «атласным» швом «по форме» с небольшими оттенениями серым шелком. Волосы шиты коричневым, черты ликов и контуры рисунка – крученым темно-коричневым шелком; подкрылья ангелов и херувимов – крученой голубой и зеленой нитями. Нимбы шиты волоченой золотной нитью, гроб и покров – сканым золотом с шелком песочного и коричневого цветов; одежды и крылья – прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметными двойными шелковыми прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «перышки», «клетчатый городок»). Все контуры и детали обнизаны жемчугом, в том числе и рельефный золотный орнамент на нимбах ангелов. В нимбе Христа – два рубина и два изумруда в золотых оправах, в нимбах ангелов – по два более мелких изумруда и одному турмалину. Подкладка из зеленой камки с крупным растительным узором. На подкладке черными чернилами в три строки написано: НА СЕМЬ ВОЗДУХЕ//ВСЕГО ЖЕМЧУГА СОЧТЕНО//10250 ЗЕРЕН. 1857 43–6. 36. Воздух составляет комплект с сударями «Агнец Божий» (кат. 62) и «Богоматерь Воплощение» (кат. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Можно ли умолчать о чудных делах Ее милосердия к оставленному Ей в наследие роду человеческому? Сколько раз избавляла Она от опасностей и спасала от врагов и бедствий каждого из нас! Матерь Божия по обещанию Своему не оставила мира и во успении Своем: Она всюду является Радостью скорбящих, Охранительницей царств, Заступницей обидимых, Защитницей беззащитных. Прошло почти два тысячелетия после Ее благодатного успения, и не прекращаются знамения Ее могущественного и милостивого ходатайства за нас, бедных грешников. Она всех слышит, о всех милосердствует, никого не оставляет без помощи. Нет человеческой возможности исчислить все благодеяния нашей Заступницы, в молитвах не усыпающей! Трудно и даже невозможно изобразить все чудотворные иконы, которые как знамение попечения Царицы Небесной сохраняются верующими и как неисчерпаемый источник благодати Божией изливают на всех людей дивную помощь и неисчислимые благодеяния. Как бы ни были велики твои грехи, христианин, но если случится с тобою какая беда, несчастье, – смело прибегай под державный покров Богоматери, и Она – Заступница усердная – защитит тебя от всякого зла. Примеров сильного ходатайства Божией Матери за грешников весьма много. В одной стране был могучий и отчаянный разбойник. Занимая пути и распутья, он с отважной шайкой бил, грабил и убивал всех встречных; но находясь в таком погибельном состоянии, он, между прочим, имел добрый обычай – каждодневно совершать известное правило и читать молитвы, особенно молитву Богородице: «Богородице Дево, радуйся!..» Однажды некоторый подвижник-прозорливец проходил тем путем, где разъезжали разбойники. Они, как дикие звери, схватили подвижника и представили своему атаману. Перед атаманом прозорливец начал говорить: «Послушай, чадо, я хочу открыть тебе и твоим товарищам великую тайну: прикажи для этого собрать сюда всех твоих подчиненных». Атаман подал знак предстоявшим, и в один миг собрана была вся шайка разбойников. «Все ли здесь, – оглядывая шайку, спросил подвижник, – или кого еще нет?» «Один еще не пришел», – ответил атаман.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Кондак 3 Сила благодатная, Тобою дарованная первописанной иконе Твоей, такожде проявися и в инех многих подобиях Ея, егда преданная чада Твоя моляху апостолов, да умножат им иконы Твоя, да вси имут их кийждо в дому своем, и радуяся и благоговея, прославляют Тя, святейшую Матерь всесильнаго Бога, вопиюще ему: Аллилуиа. Икос 3 Имущи безмерную любовь к богодарованным Ти чадам Божиим, благословила еси святых апостолов содеяти даже до тридесяти начертаний лика Твоего Пречистаго, на утешение и радость словесных овец стада святейшаго Сына Твоего. Темже вседушно благоговея, зовем Ти: Радуйся, ангелами хвалимая и воспеваемая от серафимов; Радуйся, яко Тобою вся вселенная радости и веселия исполняется. Радуйся, яко иконы Твоя на молитвенное с Тобою общение нам даровала еси; Радуйся, яко чрез них благодеяния различны миру всему источаеши. Радуйся, яко силу Твою благодатную и сей иконе обильно пресуществила еси; Радуйся, яко облистая нас святою иконою Твоею, Сама невидимо среди нас пребываеши. Радуйся, предстояще славней иконе Твоей, Самой Тебе истенней Матери Божией поклоняемся; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали. Кондак 4 Треволнениями житейскими обуреваемии и соблазны греховными соодолеваемии, смиреннии и грешнии раби Твои, под Твой милостивый покров прибегающе, яко в тихое и безмолвное пристанище, прилежно молим Тя: пролей невидимо живительную благодать Твою в души наша и умиротвори удрученная сердца наша, до чистым умом и нескверными устами вопием всегда: Аллилуиа. Икос 4 Слышав царь Лев греческий, яко чудес великое множество и благодеяния неисчетная исходят от иконы Богоматерни, якоже во Иерусалиме, восхоте имети ю во стране своей, и егда принесена 6ысть во святый Царьград, источи великия чудеса. Людие же видевши таковую милость к ним Божию, в несказанной радости взываху к Благословенней: Радуйся, Прерадованная, страну нашу осенившая твоим пришествием; Радуйся, благодатная Дево, христианом всех стран сердобольная Мати. Радуйся, яко от всякой души христианской всяко прошение приемлеши; Радуйся, яко вси гласы, призывающая Тя, отвсюду во вселенной слышиши. Радуйся, яко покровом Твоим весь род христианский покрываеши; Радуйся, яко благодать Твою и милости Твоя на всех ближних и дальних простираеши. Радуйся, яко всем вся благая в жизни сей подаеши милостиво; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

http://pravicon.com/info-1179

Песнь 5. Ирмос: Ужасошася всяческая/о Божественней славе Твоей:/Ты бо, Неискусобрачная Дево,/имела еси во утробе над всеми Бога/и родила еси Безлетнаго Сына,/всем воспевающим Тя/мир подавающая. Песнь 5 Ирмос: Изумился весь мip/о божественной славе Твоей:/ибо Ты, брака не познавшая Дева,/носила во чреве Твоём Всевышнего Бога/и родила вечного Сына,/всем воспевающим Тебя мир подающего. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Апостолов тезоименне,/со Ангелы равностоятелю Престола Владычня неотступне,/Ария безумновавшаго посрамил еси;/сего ради вопием ти, Николае, радуйся,/святителем удобрение и столпе церковный. Святитель отче Николай, моли Бога о нас. Апостолам соименный, с Ангелами наравне стоящий/у Престола Владыки неотступно,/Ария безумствовавшего ты посрамил;/потому, Николай, мы возглашаем тебе: “Радуйся,/святителям украшение и столп церковный!” Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Руку ми даждь, Николае, помощи, моляся ко Господу,/занеже буря потопляет мя греховная,/и приведи к тихому пристанищу покаяния, отче, твоими молитвами. Святитель отче Николай, моли Бога о нас. Руку помощи подай мне, Николай, молясь ко Господу,/ибо буря греха потопляет меня,/и приведи к тихой пристани покаяния/твоими, отче, молитвами. Слава: Аще и много беззаконновах, Николае,/но не отступаю надежды покрова твоего,/всегда радуйся, принося ти;/ты мя избави от всякия скорби и беды,/елика бо хощеши, вся можеши. Слава: Если я и много беззаконий сотворил,/но не отступаю от надежды на покров твой,/всегда возглас “радуйся” принося тебе;/ты же, Николай, меня избавь от всякой скорби и беды:/ведь все, что хочешь, и соделать можешь. И ныне: Облаче превышший небес, радуйся,/искапающий нам каплю, Богородице всеблагая,/подаждь от Бога людем нашим победу на варвары,/со иерархом Николаем Того моля. И ныне: Радуйся, Облако превысшее небес,/источившее нам Каплю, Богородица всеблагая!/Подай царю нашему победу над варварами от Бога,/со иерархом Николаем Его моля. Песнь 6. Ирмос: Божественное сие и всечестное/совершающе празднество,/Богомудрии, Богоматере,/приидите, руками восплещим,/от Нея рождшагося Бога славим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-s-a...

Есть, наконец, ещё способ созерцать небесный покров, подобно св. Андрею. Он во время молитвы узрел Пресвятую Богоматерь с сонмом святых за мир Христу молящуюся. Во время молитвы и у каждого из нас может отверзаться внутреннее око ясновидения. Во время усердной и пламенной молитвы объемлет душу некое особое ощущение, совершенно отличное от всякого ощущения земного. Это ощущение происходит именно от таинственного прикосновения к душе небесных наших заступников, простирающих вместе с нами руки свои к молитве пред Господом. После усердной и пламенной молитвы объемлет душу благодатное некое утешение и веселие, которые в самих себя носят свидетельство того, что они не земные, а небесные, проистекают именно от сообщения и соединения души с небесными нашими покровителями. Блажен, братья, тот, кто имеет дар истинной молитвы! Он не ощущает той сердечной пустоты и томительной скуки, которые нередко объемлют нас, неопытных в молитве, как будто бы души наши были одиноки в безлюдной и дикой пустыне. Грехи наши разлучают между нами и небом, скопляют над нами тучи, сокрывают от нас свет духовного солнца, заключают врата небесные, отверзтые над нами, сокрушают лестницу, поставленную к нам от неба, и дом души нашей, который есть и должен быть домом Божиим и храмом Духа Святого, становится пуст и мрачен, и мы тогда думаем, что нет Господа с нами, что, далеки от нас и все обитатели неба. Между тем, как небо со всем своим воинством преострто бывает над землёй и в то время, когда, тучи разделяют их: так и духовное небо простёрто над душой нашей и в то время, когда мы закрываем его от себя грехами, и всегда готово воссиять нами своими Солнцем, луною и звёздами, как скоро мы возшлём к нему усердную и тёплую молитву. Такая молитва скоро рассеет тучу, закрывающую от нас небо, опять, отверзет над нами врата небесные, вновь поставить от нас лестницу к небу, и тогда пустота и скука одиночества оставят душу и объемлет её небесное утешение и веселие, и мы воскликнем как Иаков: есть Господь с нами! Душа наша точно – дом Божий и над ней – врата небесные!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Здание окружено невысоким чуть выступающим цоколем. Его нижний ярус завершен трехчастным антаблементом и невысоким аттиком, раскрепованным над пилястрами, делящими фасады приделов и паперти на три прясла: в среднем находится прямоугольный входной проем, обрамленный порталом с массивным разорванным фронтоном, в остальных – по прямоугольному окну в аналогичном наличнике. Такие же окна на апсидах освещают пространство алтаря. На боковых стенах приделов и паперти – по ложному окну. Четверик храма также разделен на прясла двухуступчатыми лопатками, на углах огибающими, которые крепуют трехчастный антаблемент. Крупные килевидные кокошники, по три на фасад в нижнем ярусе и по два в верхнем, имеют профилированные обводы и украшены круглыми филенками в плоских обрамлениях. Цилиндрический барабан главы, прорезанный арочными окошками, украшен аркатурой, опирающейся на пилястры и трехчастным антаблементом в завершении. Внутри восьмигранное, с более узкими гранями пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом с барабаном световой главы в шелыге. Широкие арки соединяют основное пространство храма с алтарем, приделами и папертью. Алтарь перекрыт коробовым сводом, замкнутым на востоке тремя конхами, вытянутые с востока на запад приделы – поперечным коробовым сводом, с распалубками от подпружных арок, отделяющих скругленные торцовые части, перекрытые конхами, а паперть – крестовым сводом в центре и полулотковыми в торцовых частях, отделенных подпружными арками. Настенная масляная живопись в храме выполнена в позднеакадемических традициях на рубеже 19 – 20 вв. Восьмилотковый свод храма расчерчен вдоль ребер орнаментированными полосами. В угловых треугольных клеймах написаны образа Евангелистов с их крылатыми символами, в трех осевых клеймах размещены богородичные сюжеты, представляющие ее небесный образ. Это тезоименный храму «Покров», а также «Взятие Богородицы на небо» и «Богоматерь – Царица небесная». Тема продолжена на прилегающих к главной апсиде гранях восьмерика, где написаны «Благовещение» и «Введение во храм».

http://sobory.ru/article/?object=10782

Подобные попытки повторялись со стороны бунтовщиков весьма, нередко: таких случаев было, по крайней мере, пять, если не более. Но давно хранил обитель Промысл Божий и Покров Богоматери. Это было особенно очевидно в тех случаях, когда, например, замыслы заговорщиков разоблачить всего за какой-нибудь час до приведения их в исполнение или, когда обители совершенно негде было взять внешней помощи, ее вдруг случайно спасал проходивший мимо обители отряд солдат. С конца Апреля в монастыре поистине началось осадное положение. Право мыслящих иноков в обители было значительное меньшинство. Бунтовщики же день ото дня усиливались и осмеливались все более и более. Они, то распространяли нелепые слухи о суде над Константинопольским Патриархом и Архиепископом Антонием Волынским, то о согласии с Иларионовским учением Государя Императора, всех русских иерархов и прочих, то готовы были перейти к делу, постоянно грозя изгнать игумена и единомысленную ему партию, как еретиков и безбожников. Мы не говорим уже о всевозможных других угрозах, ругательствах, оскорблениях и прочих проявлениях крайней вражды и ненависти бунтовщиков ко всем не разделявшим их мысли инокам. Тяжесть положения для последних усиливалась от того, что в России плохо верили в серьезность и опасность положения обители и потому не спешили оказанием скорой помощи. Да и трудно было поверить всему происшедшему в обители, не будучи очевидцем того. Вообще, только очевидцы знают, насколько тяжела была атмосфера в монастыре для тех, кто не поддавался новоизмышленной ереси. Это поистине были дни скорби и терпенья, которые всю жизнь будут памятны, и о которых посторонним трудно судить, не перенеся их. Было заметно, что как только кто начинал склоняться к Иларионовскому учению (заблуждаться), так среди бунтовщиков проявлялся дух нетерпимости, братоненавистничества, злобы, вражды и насилия по отношению к братии, не разделявших их религиозных заблуждений, и подобный инок делался каким-то мрачным, желчным, раздражительным, хотя бы даже раньше отличался кротостью и мягкостью права» 23 . Вмешательство Патриарха Германа

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010