– Если она возродится, то будет в Москве, а переезжать туда я вовсе не намерен, – говорил он мне, оправившись от своей душевной подавленности. – Мне предлагали хорошее место в Румянцевском музее – стать заведующим Отделом восточных книг и рукописей. Но я отказался. Теперь меня интересует область чисто религиозного знания, его оправдания и доказательства путем изучения биологических, геологических и социальных наук. Востоковедение – это роскошь, своего рода ученое баловство. Сейчас народу требуется другое, жизненное, религиозное знание. Да и с могилкой мамаши я расставаться не хочу и не могу. Я привык бывать на ней каждый день... He без моего участия Е.А. Воронцов стал настоятелем Пятницкой церкви, куда перешел академический храм. Скончался он в конце 1925 года. Одним из виднейших профессоров Академии, влиявших на ее внутреннюю жизнь и на умонастроение студентов и профессуры, был М.М. Тареев . Автор многих серьезных и глубоких работ, в том числе солидного богословско-философского исследования «Основы христианства» 48 , обратившего на себя внимание Н.А. Бердяева и К. А. Смирнова , он был известен и в богословских кругах Германии, где его особенно ценил А. Гарнак. Лекции Тареева были содержательны и интересны. Они не блистали яркостью и оригинальностью стиля, но в них присутствовала хорошо продуманная мысль, глубокий анализ разбираемой темы, широкие обобщения и своего рода философский синтез идей, открывающий перед слушателем и читателем новые горизонты. Он был рационалистом и живо интересовался проблемами современности: философией Ф. Ницше, экономическим учением К. Маркса, трудами его немецких и русских последователей. Последний печатный выпуск его работы на тему «Религия и социализм» вышел уже в 1918 году 49 . В те времена богослов, разбирающий учение Маркса внимательно, без предубеждения, по первоисточникам, избегающий резких выражений и тривиальных сентенций, был редкостью и считался передовым. Епископ Феодор, ректор Академии, Тареева не любил, как не любила его и монашеская группа. Ходил слух, что из Академии его не удалили (как в свое время это было с профессорами В.Н. Мышцыным , И.М. Громогласовым. Д.Г. Коноваловым, А. И. Покровским и другими) только потому, что Тареева тотчас же пригласили бы в Московский университет, а это стало бы до некоторой степени уже скандалом. He знаю, насколько верны таких слухи.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Теперь ему уже 70 и он имеет четырех внуков. Сын старого рабочего-путиловца, который принимал участие в революции, затем в гражданской войне. Его отец — старый троцкист, «отрекшийся формально от своих взглядов». Николай с детства усвоил взгляды отца, учился на рабфаке, работал на заводе. Сейчас был уже на третьем курсе. В университете тогда было много троцкистской молодежи, были троцкисты и среди преподавателей. Кряжистые, хорошие парни, хотя и довольно хамоватые в обращении, щеголявшие своим пролетарским происхождением. Вскоре договорились — все три молодежных потока, «герценовцы», «деревенщина» (так называли ребят из института Покровского) и университетские ребята, соединяются в единый социалистический молодежный фронт. Общая платформа следующая: I. Трудовая и учащаяся молодежь, как наиболее действенная и передовая часть общества, является движущей силой пролетарской демократии и социализма. II. Главной целью молодежи является борьба с господствующим слоем бюрократии. III. Молодежь требует внутрипартийной демократии, а также полной демократии внутри страны, которая должна выражаться в свободе критики, в свободе слова, собраний, печати для всех, кроме монархических, фашистских и буржуазных партий. IV. Молодежный фронт высказывается за сотрудничество с международным рабочим движением (в частности, с Социалистическим Рабочим Интернационалом). V. Молодежный фронт высказывается за полную свободу профсоюзного движения. VI. Молодежный фронт считает недопустимым какую бы то ни было принудительную коллективизацию, осуждает всякое прямое или косвенное давление в этом вопросе и высказывается за то, чтобы советское крестьянство само избирало пути своего развития. VII. Молодежный фронт, являясь интернациональной организацией и признавая за всеми нациями право на самоопределение, в то же время считает необходимым сохранить Союз Советских Социалистических Республик. VIII. Социалистический молодежный фронт признает полную свободу религиозных и философских убеждений, как за своими членами, так и за всеми гражданами, категорически осуждает какое бы то ни было прямое или косвенное давление в этом вопросе.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

По уходе Рудинского Пр[еосвященный] Венедикт заявил епископам, что если он стоит кому нибудь на дороге, то он сейчас же может сложить с себя обязанности руководителя Совета и сдать, кому будет угодно указать. Пр[еосвященные] Григорий и Николай высказались против этой смены, а Иннокентий смолчал... После того как увидели, что начинание их не было поддержано, через 2 дня Рудинский явился с извинением и еще через некоторое время о. М.Тихомиров от лица “правой” группы заявил, что они совсем не солидарны с Рудинским в этом вопросе. Тот же Иннокентий после этого как-то говорил Пр[еосвященному] Венедикту, что он слишком деликатен с некоторыми протоиереями, которых надо было бы отдалить от себя и игнорировать. Это очевидно, меня, Акимова, Чепурина… Такова публика... Тот же Пр[еосвященный] Иннокентий при служении накануне Покрова в Покровской церкви говорил слово, где нарочно подчеркнул “некоторых лиц, сладко говорящих о мире церковном”… Этот Иннокентий усиленно старается провести в епископы архим. Льва 76 – такого же зеленого, без малейшего опыта монаха, чтобы иметь в Еписк[опском] С[овете] поддержку. “Мы еле с ним-то справляемся”, – говорит Пр[еосвященный] Венедикт. Когда Венедикт сказал, что есть более серьезные кандидаты и назвал о. К.Ивановского, о. Пашского, о. Митроцкого, 77 то против последнего особенно восставал Пр[еосвященный] Иннокентий, как против “нетвердого в Православии”… Вообще, эта “охрана Православия” и вопрос о благодатности теперь модны, и все расцениваются только с этой точки зрения… Кстати, из Москвы пришел проект нового чиноприема из обновленчества, что-то уж оч[ень] строгий; ходит по рукам какая-то записка архиеп. Иркутского Гурия (Степанова) , разбирающего обновленчество… Пр[еосвященный] Григорий задумал реорганизацию Пастырского училища, тоже не без подсказа и влияния “благодатных” и не без подвоха под Богосл[овские] Курсы… Хотят “обложить” все церкви, устроить единый фонд, т[аким] о[бразом] хотят невозможного – обложение незаконно, а единый фонд говорит об организованном управлении; то и другое ведет на Гороховую…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Выдающаяся советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, режиссер, педагог, профессор. Выпускница Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. В 1963 году дебютировала на сцене Большого театра еще будучи студенткой, исполнив роль Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». В 1964-м в составе труппы Большого театра выступила на сцене Ла Скала и была отмечена прессой. В 1975 году успех на гастролях в США утвердил Елену Образцову как звезду мировой оперы. Она блистала на лучших оперных сценах Европы и Америки, исполняя сложнейшие партии в «Хованщине» Мусоргского, «Царской невесте» Римского-Корсакова, «Пиковой даме» Чайковского, «Аиде» Верди. Ее партнерами были Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Владимир Атлантов. Образцова исполнила 85 оперных партий, записала 10 оперных альбомов с величайшими дирижерами и исполнителями.   Бархатистый тембр, огромный диапазон голоса, умение давать психологическую трактовку своим образам и яркая внешность сделали Образцову невероятно популярной. Ее называли лучшей Кармен XX века на мировой оперной сцене. Римма Васильевна Маркова (3 марта 1925 – 15 января 2015) Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Родилась в Самарской области, в семье актера Василия Маркова. Окончила студию при Вологодском драматическом театре. Работала в театре им. Ленинского комсомола. Актриса Театра-студии киноактера. Первой ее серьезной ролью стала Фрося в спектакле «Вторая любовь». И хотя спектакль, выдвинутый на Сталинскую премию, ее удостоен не был, сама Римма Маркова получила известность. На одном из приемов прима-балерина Майя Плисецкая наградила молодую актрису Маркову поцелуем со словами: «За Фросю». Сыграла в 80 фильмах, трех телеспектаклях. В фильме «Скворец и Лира» играла вместе с Любовью Орловой. Ее запомнили по ролям в фильмах «Покровские ворота», «Гардемарины, вперед», «Ночной дозор», «Дневной дозор», сериал «Воронины». В декабре 1994 года за большие заслуги в области киноискусства ей было присвоено звание Народной артистки РФ. Юлия Владимировна Берёзовая (22 января 1973 – 16 января 2015)

http://pravmir.ru/2015-poteri-goda/

Среди наиболее важных находок Н.Н. Покровского — извлеченный из сарая алтайского села рукописный сборник XVI в. с единственным полным списком материалов об известном русском философе, филологе и богослове Максиме Греке (исследован, откомментирован и издан Н.Н. Покровским в Москве в 1971 г.). Эти материалы позволили через 4 века очистить имя Максима Грека от политических и догматических обвинений, стоивших ему 20 лет заточения; на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1988 г. Максим Грек был причислен к лику святых. В 1974 г. в Новосибирске ученый выпустил труд, посвященный проблемам урало-сибирского старообрядчества XVIII в., в те годы еще и «неудобный» в цензурно-идеологическом плане по причине «религиозной тематики» (по этой работе им защищена докторская диссертация). В 1990-е гг. по его инициативе возникли две новые серии (помимо начатой в 1975 г. серии «Археография и источниковедение Сибири»), посвященные публикации актуальных для науки и общества исторических материалов — одна сибирская, другая — общероссийская. Это «История Сибири. Первоисточники» и «Архивы Кремля». В первой (вып. IV, 1994 г.) выходят источники по истории Тобольского архиерейского дома XVII в. в сопровождении обширного научного изыскания (в соавторстве с Е.К. Ромодановской) и подготовленные им и его учениками к изданию, откомментированные и исследованные новые источники по истории урало-сибирского старообрядчества XVIII–XX вв. (вып. IX, 1999 г.). Во второй серии, посвященной ранее недоступным, недавно рассекреченным документам советской истории, Н.Н. Покровскому (в соавторстве с молодым ученым С.Г. Петровым) принадлежит фундаментальное двухтомное исследование-публикация документов Политбюро 1922–1925 гг., раскрывающих механизмы политики уничтожения Русской Православной Церкви (М., 1997, 1998). Вышедшая в 2002 г. в Москве монография о староверах-часовенных востока России (в соавторстве с Н.Д. Зольниковой) подводит определенный итог десятилетиям экспедиционных и архивных разысканий, теоретическому осмыслению истории сибирского старообрядчества, его менталитета и мировоззрения в целом, однако не ставит точку в этих исследованиях. В 1999 и 2005 гг. вышли из печати подготовленные им и его учениками два тома «Духовной литературы староверов востока России XVIII-XX вв.», подготовлен и третий. В 2007 и 2008 гг. вышли два тома «Степенной книги царского родословия», важнейшего памятника русской культуры и литературы XVI в., подготовленные под ред. Н.Н. Покровского и при его решающем участии.

http://drevo-info.ru/news/16040.html

УПК, постановила в отношении названного обвиняемого меру пресечения содержание под стражей заменить подпиской о невыезде из г. Москвы. Дело следствием продолжать . И следующая выписка из протокола заседания Коллегии ОГПУ от 17 марта 1925 года: «Подписку аннулировать, дело прекратить и сдать в архив» . По окончании срока ареста владыка вернулся к управлению Покровским монастырем. Арест 1925 года Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года. На похороны почившего первосвятителя собралось множество клириков и мирян. В день его погребения, 12 апреля 1925 г., в Донском монастыре состоялось совещание православных архиереев, здесь было вскрыто и оглашено «завещание» Святейшего, по которому Патриаршие права и обязанности временно (до законного выбора нового Патриарха) передавались местоблюстителю митрополиту Кириллу (Смирнову); в случае же невозможности для него вступить в должность — митрополиту Агафангелу (Преображенскому), и, наконец, митрополиту Петру (Полянскому), если и митрополит Агафангел не сможет принять на себя обязанности патриаршего местоблюстителя. После ознакомления с завещанием было соборно составлено заключение: «…Ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел, не находящиеся теперь в Москве, не могут принять на себя возлагаемых на них вышеприведенным документом обязанностей, Мы, Архипастыри, признаем, что Высокопреосвященный Митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего местоблюстителя». Среди подписавших документ архиереев стоит и подпись архиепископа Иркутского Гурия . В конце 1925 года началась кампания против патриаршего местоблюстителя. Начались аресты архиереев, был арестован и владыка Гурий. На производство обыска и ареста архиепископа, который проживал в то время в Покровском монастыре, был выписан ордер 18 ноября 1925 года . Сохранилась анкета, датированная следующим днем (19 ноября), на Степанова Алексея Ивановича (архиепископа Гурия), заполненная им при аресте и зачислении за ОГПУ .

http://pravoslavie.ru/61450.html

Вскоре после освобождения из-под ареста патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) многие одесские священнослужители поспешили отмежеваться от обновленцев. Группа из 22 протоиереев во главе с прот. Покровской ц. Мелетием Шаравским предъявила раскольническому епархиальному управлению требование признать патриарха, затем, получив отказ, 1 авг. 1923 г. воссоединилась с канонической Церковью. Отход от обновленчества продолжался в 1924-1925 гг., когда большинство общин Одесского округа вернулось из раскола. В сер. лета 1925 г., во время перерегистрации уставов, 4 общины в Одессе порвали с обновленчеством. Ареной ожесточенных конфликтов стала Ильинская ц., перешедшая в 1923 г. к обновленцам. В июле 1925 г. настоятель вместе с общиной вернулся в каноническую Церковь. Несмотря на требование НКВД оставить Ильинскую ц. в ведении обновленцев, окрадминотдел 14 янв. 1926 г. зарегистрировал устав «старославянской» общины, владевшей храмом. При поддержке НКВД обновленцы в февр. того же года захватили храм. В июне 1925 г. о желании вернуться из раскола заявила община Воскресенской ц. на Ср. Фонтане. В июле власти насильственно вернули храм раскольникам. Община Казанской ц. на Пересыпи, порвавшая с обновленчеством, в июле 1926 г. под напором властей также была вынуждена передать храм обновленческой «пятидесятке». К 1 сент. 1924 г. в Одессе было зарегистрировано 17 приходов канонической Церкви с общим числом прихожан 20 тыс. чел., в Одесском округе насчитывалось 87 приходов и ок. 50 тыс. прихожан. К 1 сент. 1925 г. в Одесском округе были зарегистрированы 1 епископ, 47 священников, 13 диаконов, 5 псаломщиков, 6 церковнослужителей (к 1 янв. того же года в округе числились 1 епископ, 100 священников, 22 диакона, 7 псаломщиков, 8 церковнослужителей, 9 монахов). На 1 янв. 1927 г. в округе было 39 священников, 18 диаконов и 29 псаломщиков. К 1929 г. в Одессе действовало 14 «старославянских» церквей: Алексеевская, Вознесенская (мещанская), Всехсвятская кладбищенская, Димитриевская на 2-м кладбище, Духовская (полковая), Николаевская ботаническая, Николаевская на Балтской дороге, Николаевская портовая, Михайловская на Молдаванке, Петропавловская, Покровская на Б. Фонтанской дороге, Рождества Богородицы в слободке Романовке, Серафимовская на 3-м кладбище, Успенская. В 1929 г. в Одесском округе действовали 84 «старославянские» общины (к 1 янв. 1928 - 92 общины).

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Определениями обновленческого Синода от 10 июля и 5 сент. 1925 г. «митрополиту» Иннокентию было поручено провести подготовительные работы и переговоры с органами гражданской власти относительно предоставления помещения в Киево-Печерской лавре как для учебных занятий и студенческого общежития, так и для преподавателей школы, а также ходатайствовать о разрешении пользоваться б-ками и музеями бывш. КДА, бывш. Флавиановской и лаврской. Одновременно с тем от имени учредителей школы «митрополиту» Киевскому дана была особая доверенность от 17 авг. 1925 г. Иннокентий создал в Киеве особую оргкомиссию, в к-рую вошли бывший проф. КДА прот. Н. Фетисов, бывш. преподаватель Киевской семинарии А. Д. Дмитров и магистр богословия КДА прот. А. Никольский. Кроме указанных лиц преподавателями в новой школе стали «митрополит» Одесский Ювеналий (Машковский), «архиепископы» Бердичевский Александр и Могилёвский Лоллий (Юрьевский), «епископ» Змиевский Серафим, прот. Г. Богословский, прот. Г. Олтаржевский, профессора А. М. Покровский, Н. И. Смирнов и др. Община Киево-Печерской лавры выразила готовность уступить для школьной аудитории одну большую залу и неск. прилегающих к ней комнат для преподавателей и необходимое количество келий для интерната студентов, а для желающих предоставить и монастырский стол за небольшую плату (Украïнський православний блarobichuk. 1925. 16. С. 12). В состав совета школы вошли ректор и профессор правосл. катехизиса «митрополит» Иннокентий (назначен ректором школы определением Свящ. Синода от 16 нояб. 1925 (Указ от 1 дек. 1925 за 1127)); прот. А. Никольский (преподаватель литургики, церковнослав. языка и церковной истории); прот. Е. Викторовский (преподаватель Свящ. истории); прот. Г. Гордеенко (церковное пение); А. Дмитров. 21 марта 1926 г. в Неделю Православия состоялся акт открытия школы, в к-рую были приняты 42 студента. На следующий день начались занятия («Обновленческий» раскол. С. 497-498). Второй учебный год в богословской школе начался с окт. 1926 г. На 1-м курсе школы преподавались: Свящ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010