Покажись, великий Господень Крест,/яви мне ныне образ/божественной красоты Твоей,/ а меня самого – поклонником,/достойным восхвалять Тебя!/И вот, я Тебе и возглашаю, как одушевленному,/и обнимаю Тебя. Да возгласят согласно/хвалу небо и земля,/ибо лежит пред всеми/всеблаженнейший Крест,/на котором пригвожденный телесно/принесен был в жертву Христос;/будем лобызать его с душевной радостью. Слава, Троичен: О Троица отличиями!/О Единица образом!/Отец, Сын и Дух,/равное силою Единство,/советом Своим, и волей, и могущественной властью/мip Твой сохраняй, мир подавая. И ныне, Богородичен: Общения с мужем не зная совсем,/Ты, Дева, без семени рождаешь Младенца,/непорочно носишь Рожденного,/мира Творца, Христа Бога;/Его умоли все умиротворить. Катавасия: Божественнейший Моисей/в древности Крест Твой прообразовал,/ когда в Красном море провел Израиль,/рассекши влагу жезлом,/ и песнь исхода воспевая Тебе, Христе Боже. Песнь 3 Ирмос: Придите, будем пить питие новое,/не из камня бесплодного чудесно изводимое,/но бессмертия источник,/пролившийся из гроба Христом,/на Котором мы утверждаемся. Придите, песнь воспоем новую,/разрушение ада празднуя:/ибо из гроба Христос воскрес,/смерть победив,/и спас вселенную. Придите, почерпнем, верные,/не из родника, изливающего воду тленную,/но от источника просвещения,/поклоняясь Христову Кресту,/Которым и хвалимся! То, что в древности прообразовал/Моисей распростертыми руками, –/Крест Твой – ныне обнимая,/невещественного Амалика побеждаем, Владыка Христе,/и им спасаемся. Очами и устами чистыми,/исполняя ликующий напев,/Господню Кресту радостно поклонимся, верные,/с громогласными песнопениями. Слава, Троичен: Единого в трех Ипостасях/Бога безначального чту,/нераздельного образом естества:/Отца, Сына и Духа Живого,/в Которых мы крестились. И ныне, Богородичен: В кусте терновом Моисей/в древности образно узрел/таинство Твое, Чистая:/ведь огонь Божества, как пламя тот куст,/Твоего чрева не опалил. Катавасия: Утверди, Владыка Христе,/Крестом Твоим меня на камне веры,/да не поколеблется ум мой/от нападений злого врага,/ибо Ты один свят!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Закрыть «Подобное крестоборчество выглядит кощунственно и омерзительно» Желание директора ГМЗ «Царское Село» убрать крест из Александровского парка и провести выставку костюмов богохульного фильма «Матильда» напоминает кощунственные карнавалы 1920-х годов 11.10.2016 825 Как сообщалось , директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова заявила, что поклонный православный крест в Александровском парке Царского Села установлен неофициально и без согласования с администрацией музея: «Юридически это самовольное сооружение, и конечно, с ним нужно будет что-то решать». Также она намерена устроить в музее выставку костюмов, пошитых специально для съемок кощунственного фильма «Матильда». Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик : Я расцениваю поведение госпожи Таратыновой как настоящее хамство и презрение к символам русской культуры, в основании которой лежит крест. Вспомним Тютчева: Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Крестоборчество отличало большевиков в 1920-х и 1930-х гг. Уничтожение крестов и церквей шло рука об руку с истреблением традиционной классической и народной русской культуры, с призывами выбросить Пушкина за борт современности. И удивительно видеть такую борьбу с символами не только русской, но и мировой культуры со стороны директора музея. Вдвойне и тройне приходиться сожалеть, что ныне с нами нет Ивана Петровича Саутова – замечательного русского человека, которого я лично знал. В свое время, будучи директором Царскосельского музея, он гостеприимно принимал отца Геннадия Зверева и прекрасного греческого священника, ныне, к сожалению, покойного. Во времена Саутова крест спокойно возвышался в Александровском парке, и не было никаких нареканий.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/11/po...

Так осваивалось и заполнялось пространство и духовное, и физическое. «Было время, когда Новая Земля считалась могилой для посещающих ее мореходцев» – писал в 1866 г. К. Свенске 311 . Действительно, «поморский поход за море, в «немецкие земли» на запад или к «острову мертвых» (на север) воспринимается как движение «вниз», в нижний мир, где располагается царство мертвых» 312 . Здесь «островом мертвых» названа Новая Земля, поэтому, среди восьмиконечных православных крестов на Новой Земле большое место занимали кресты надгробные, намогильные. А, если «море не взяло», то ставились кресты обетные, в благодарность за чудесное спасение. Пройдя по морю путь в мир иной, на Матку (Новую Землю), кроме приметных и обетных крестов возводились кресты памятные, поклонные и своеобразные межевые, отдаляя православное духовное пространство от стороннего, незнаемого и непознанного до конца островного мира. И покоились православные души на Гусиной земле и в районе побережья губы Матюшиха. Снова обращаясь к давнему прошлому, необходимо отметить, что впервые о поморских крестах на Новой Земле говорится в изданном дневнике упомянутого Де-Фера, который описал первое плавание Виллема Баренца в 1594 г. вдоль западного и северного побережья Новой Земли. 10 июля 1594 года они поднялись на север до «острова с крестами» 313 . В настоящее время остров называется Крестовым. На гравюре к книге Де-Фера были изображены два восьмиконечных креста, установленных в деревянных срубах. 1 августа голландцы добрались до самых северных островов у Новой Земли – Оранских островов, далее идти на восток помешали льды. Баренц направился вновь на юг вдоль западного побережья. Необходимо отметить, что ледовая обстановка очень часто заставляла голландских мореплавателей далеко отходить от берега. Поэтому, они не могли увидеть все возможные приметные знаки поморов, зачастую этому мешал и туман. 8 августа на одном из мысов (видимо, на северо-западной оконечности острова Междушарского) обнаружили крест и назвали мыс Крестовым. Затем еще один крест был замечен ими в районе мыса Мучного (юго-западное побережье Новой Земли). Высадившись здесь, они «наткнулись на следы людей, которые, очевидно, заметив моряков, успели убежать. Именно там оказалось шесть полных мешков ржаной муки, спрятанных в земле, и куча камней у креста, а в расстоянии ружейного выстрела стоял еще другой крест с тремя деревянными домами, выстроенными по Северному обычаю. В этих домах они нашли много бочарных досок, и поэтому сделали предположение, что тут ведется ловля лососевых рыб; они обнаружили также пять или шесть гробов, полных костями умерших, не зарытых в землю, а заваленных камнями. Там лежала, также, сломанная русская ладья» 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Поэтому «поклоняйся Кресту, не Крестом поклонение свое определяет: но восходит прочее умом к самому на нем распятому Иисусу» (245 б ); в) кто при поклонении образу обращает внимание на внешнюю его сторону: на древность образа, на художество его начертания, на богатство украшения и проч., «сицев поклонник есть нечестив». Тоже нужно сказать и о том, кто «в Кресте ищет осмоконечия, или шестоконечия, или четвероконечия, и теми рогами Крестными поклонение свое оканчивает, не возводя прочее ума своего к распятому Христу...» (246 а ); с) «всяка вещь сложная или составная, имать своя слоги или составы, или части сугубые, иныя суть существенныя, без нихже отнюд не может быти. Иные несущественныя, без нихже бытие свое может имети» (246 б ). По отношению к Кресту и его назначению существенными частями служит древо продольное и поперечное; дощечка же, на которой была надпись, и та, которая служила подножием распятому Спасителю, не относятся к существу Креста (247 а –248 б ). Поэтому напрасно раскольники защищают осьмиконечный Крест; православные же одинаково почитают как осьмиконечный, так и четвероконечный (248 а –250 б ). Во-вторых, раскольники считают четвероконечный Крест печатью антихриста, о которой упоминается в Апокалипсисе (13:16–17). «Камень веры» отвечает а) что, если это справедливо, то раскольники не должны употреблять обычного крестного знамения, а должны ограждать себя знамением осьмиконечным; в) знамение антихристово будет таково, что без него нельзя будет ни купить, ни продавать; но в настоящее время многие, не имеющие четвероконечного Креста, продают и покупают; след., знамение антихриста не есть четвероконечный Крест (251 б ); с) указывает на песни церковные и свидетельства св. отцев, в которых везде прославляется Крест четвероконечный, а не осьмиконечный (252 а –253 б ) и д) утверждает, что, хотя в последние времена существования на земле церкви Христовой как последователи Христа, так и приверженцы антихриста будут иметь свою печать ( Апок.7:2–3, 13:16–17 ), но последнею не будет служить четвероконечный Крест (251 аб ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

В Севастополе установили поклонный крест в память о павших в Крымской войне 30 июля, 2013. Новостная служба На Павловском мысе также установлена мемориальная доска в честь воинов ‘белорусских полков’, погибших в первую оборону Севастополя. 30 июля. ПРАВМИР. 29 июля в Севастополе на Павловском мысе в торжественной обстановке был освящен и установлен православный Поклонный крест в память воинов, погибших при обороне Севастополя в Крымской войне 1853—1856 гг. Об этом сообщает «Новый Севастополь» . Шестиметровый крест был изготовлен в Витебске из корабельной сосны по инициативе общественной организации «Морское братство нерушимо» и доставлен в Севастополь накануне Дня Военно-Морского Флота России. На месте установки креста были построены роты почетного караула от Черноморского флота России и Военно-морских сил Вооруженных Сил Украины, торжественно подняли Государственные флаги России, Украины и Беларуси, а военные оркестры ЧФ и ВМСУ исполнили гимны. На Павловском мысе состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали представители командования Черноморского флота России, ВМС Украины, Севастопольской городской государственной администрации, Росвоенцентра. Директор студии военных художников имени М.Б. Грекова Андрей Соколов передал в дар командующим флотами России и Украины, городским властям Севастополя, храмам Севастопольской епархии несколько картин на историческую и духовную тематику, написанных художниками студии. Чин освящения Поклонного креста перед установкой провел настоятель Никольского храма-памятника протоиерей Георгий Поляков. Представителям командования ЧФ РФ и ВМСУ были вручены памятные грамоты и копии флагов Минского и Витебского полков. На Павловском мысе также установлена мемориальная доска в честь воинов «белорусских полков», погибших в первую оборону Севастополя.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-sevastopole-ustanovi...

Задержаны подростки, подозреваемые в спиливании креста в Архангельске 24 сентября, 2012. Новостная служба К поруганию святыни причастны двое 17-летних жителей округа Варавино-Фактория. Первый раз злоумышленники пытались срубить крест ночью 24 августа. Вплоть до 25 августа люди проходили мимо креста, не придавая особого значения первым зарубкам. 24 сентября. ПРАВМИР. Двое несовершеннолетних задержаны в Архангельской области по подозрению в том, что срубили поклонный крест Архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря, сообщает Интерфакс . Архангельским полицейским удалось установить, что к поруганию святыни причастны двое 17-летних жителей округа Варавино-Фактория. В настоящее время злоумышленники задержаны. Во время выхода на место преступления подростки подробно описали свои действия. Помимо признательных показаний подозреваемых, у следствия есть и важные вещественные доказательства причастности молодых людей к преступлению. В ходе расследования стали известны некоторые подробности. Оказалось, что первый раз злоумышленники пытались срубить крест ночью 24 августа. Свидетелями этого были многие граждане, но никто из них по непонятным причинам не пытался остановить злоумышленников и не обратился в органы внутренних дел. Вплоть до 25 августа люди проходили мимо креста, не придавая особого значения первым зарубкам. «Сейчас о причинах своего поступка подростки говорят, что решили срубить крест исключительно из хулиганских побуждений, в чем теперь раскаиваются и готовы принести публичные извинения верующим», — говорится в сообщении МВД.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/zaderzhany-podrostki-s...

И к тебе снисходит Бог. Поднимись на колокольню, Глянь – какая красота! Пей во все глаза раздолье – Эту ширь и эту даль! Вот где воля без оков-то! Вот где близко до небес! Из глубин былого Ковды На скале – поклонный крест. Я брожу от зданья к зданью, Кепку теребя в руках. Что ж дома сомкнули ставни? Что ж все двери на замках? Расставанье. Час отъезда. Замираю на мосту. Вот – ей-богу – свято место! Отчего ж так пусто тут? 2 Шел дождь. Ботинки хлюпали водой. А я – одет совсем не по погоде, Бродил, отогреваясь красотой По древнему селу – поморской Ковде. Я был пленен. Точнее – влит звеном В цепь вечного согласия и счастья. Где все, что есть – тому подчинено, Чему и я безропотно подвластен. Аукалось родство окрестных мест, Я ощутил знакомыми до боли И крест над храмом, и поклонный крест, И крест над обновленной колокольней. И кованые ковдские кресты, Могучие, как те, кто жил здесь прежде… И чаек крик, и лодки у воды, И этот дождь, стекавший по одежде. В лицо хлестали мокрые кусты, Но я уже не разбирал дорогу… Я понял – мы ушли из красоты, Для нас однажды сотворенной Богом. Мы строим Вавилоны, вновь и вновь Теряя рай. Довольствуемся адом. Бетонных обитатели кубов И черных почитатели квадратов. А красота сквозь слезы смотрит вслед, Не веря в то, что брошена навеки, Родителя всего на всей земле Пытаясь видеть в каждом человеке. Геннадий Попов Орел Три молитвы Без веры нация – толпа… Иеромонах Роман 1. Грешная – перед иконами Нам та дороженька заказана И не поставлена свеча… Ю. Кузнецов Полчетвертого – волчье время: Племя чертово – ногу в стремя. Зверь ли мечется в чистом поле, Души лечатся ли в неволе? Зверя добыча – душа человечья, Если обличье – шкура овечья. Сам под нож ложится баран. Всякая вошь боится топора. До сих пор разрешает спор Лихой топор, на расправу скор, Где тулово, где голова? Живем безтолково, живы едва. Если разобраться, разве это жизнь? Что вы, братцы! Хоть помирать ложись. Святые Отцы, Господи на небеси! Не взглянув в святцы, милости не проси. Столько имен,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Не выходит ли у Аполлинаристов, что только ум из всего состава человеческого окончательно неисцелим, совершенно презрен и осужден... Св. Григорий отвечает на это укором в телопоклонничестве, «ты поклонник плоти, ибо вводишь человека не имеющего ума». Напротив, если ум и нуждается во врачевании, он более всего и может быть исцелен, как образ Божий. «Восстановление образа» и есть смысл человеческого спасения, и Слово приходит к человеку именно как Первообраз к образу. Здесь Христология смыкается у св. Григория с его религиозным идеалом. Теории Аполлинария он противопоставляет не столько богословское рассуждение, сколько исповедание веры. И для своей веры он находит столь четкие слова, что предвосхищает позднейшие формулы V века («две природы» и «единое лицо»)... 4. Спасение для человека в соединении с Богом. Однако, воплощением Слова еще не завершается спасение. Со всею силою св. Григорий подчеркивает искупительное значение Крестной Смерти. В ней высшее благо и высший дар Божий, — «страдание Бога, Агнец, закланный за наши грехи»... Крест есть Жертва, — «очищение не малой части вселенной и не на малое время, но целого мира и на веки». Св. Григорий со всею силою подчеркивает жертвенный характер смерти Спасителя. Он подробно сопоставляет эту жертву с прообразовательными жертвами Ветхого Завета. Крест есть жертвоприношение, и Христос есть истинный Агнец и Жрец, Примиритель и Архиерей. И это — Жертва и выкуп, λυτρον... Христос приемлет на Себя весь грех человеческий и потому страждет, «изображая в Себе нас», «как Глава целого тела»... Это не простое замещение — вместо нас... Св. Григорий со всей резкостью старается выразить величайшую интимность принятия и усвоения Спасителем нашей клятвы и греха и называет его непереводимыми неологизмами: αυτοαμαρτια и т.п. Конечно, воспринятый грех не осквернял Безгрешного. Волею восходя на Крест, Богочеловек возносит на него наш грех и распинаемый сораспинает его на нем... И св. Григорий песнословит «крест и гвозди, которыми я разрешен от греха».

http://sedmitza.ru/lib/text/537873/

У нас памятник героям Первой мировой войны на Поклонной горе. 1 августа 2014 года Владимир Владимирович открыл памятник по столице Словении Любляны. И прошлым летом вместе с президентом Словении сынам России, погибшим в Первой и Второй мировых войнах. Наконец, памятник князю Владимиру на Боровицкой площади. Все знают, какая долгая история была, и как долго определялось место установки. Евгений Никифоров: - Политические дебаты были. В.А. Кононов: - Да, сколько было! И сейчас, смотрите, каждый день езжу мимо этого памятника на работу и вижу, что этот памятник живет, там гуляют люди, там всегда свежие цветы. Это говорит о том, что угадали и с местом, и с памятником. И вот, крест на месте трагической гибели. Понимаете, здесь много символов, много того, что мы называем воссоединением прерванной связи времен. Смотрите, что происходило. Этот крест 10-ти лет не простоял, 10 с  небольшим, может быть, лет. Он  был установлен в 1907 году и стал тем памятником, который в числе первых был снесен, причем, как свидетельствуют первые исторические источники, при прямом участии лидера Советского государства Владимира Ленина. Евгений Никифоров: - Говорят, он лично набрасывал веревочку, так сказать. Там его подпилили, понятное дело, но лично он набрасывал веревочку, и, так сказать, с эффектом. В.А. Кононов: - Был же декрет такой принят в апреле 1918-го года о сносе памятников царям и их слугам. И вот в числе первых пострадал этот крест, пострадал этот памятник на месте гибели Великого князя Сергея Александровича. Смотрите, ровно в 99-ую годовщину со дня коммунистического, социалистического субботника. Какая нужда была сносить этот памятник, мне не очень понятно.   Евгений Никифоров: - Ненависть, политическая ненависть. Ещё она эмоционально была заквашена, эта ненависть. В.А. Кононов: - И, конечно, восстановление политической справедливости  - это то, что нами двигало и то, что, собственно, способствовало успешному завершению этого долгого проекта. О процессе расскажет мой коллега Евгений Егорович, который работал своими руками.

http://radonezh.ru/text/krest-v-kremle-p...

1670 г. в Пустозерск прибыл из Москвы стрелецкий полуголова И. Елагин, совершивший по царскому указу новую казнь над ссыльными: Е., Лазарю и Федору вторично резали языки и рубили кисти правых рук, после чего они были заключены в земляных тюрьмах. Однако и эти наказания не прервали их писательской и проповеднической деятельности. Именно тогда Е. и его духовный сын Аввакум по взаимному соглашению и «понуждению» приступили к работе над собственными Житиями, которые переписывались в совместные пустозерские сборники. Е. всецело подчинился влиянию Аввакума, стал его близким другом и единомышленником. В период догматических споров Аввакума с Федором Е., несмотря на осуждение им сомнительных с т. зр. правосл. догматики рассуждений Аввакума (см. Аввакумовщина ), не порвал с ним дружеских уз. Е. читал послания Аввакума, занимался редакторской правкой его сочинений, в т. ч. его Жития, вместе с Аввакумом, Лазарем и Федором заверял копии Пустозерских сборников, пересылавшихся для этого переписчиками из Центр. России в пустозерскую тюрьму. Помимо писательского таланта Е. обладал искусством резьбы по дереву. Судя по словам Е., приведенным во 2-й ч. его Жития (написана ок. 1676), о том, что он изготавливает резные деревянные изделия ок. 30 лет, этим традиц. для монаха рукоделием инок начал заниматься еще в Соловецком мон-ре, но особенно предавался ему во времена пустынножительства: «А живя я в пустыни, сподобил мя Бог питатися от рукоделия». На р. Суне он выстроил келью-пятистенку, одно из помещений к-рой предназначалось «рукоделия ради и покоя», и, когда эта келья сгорела, Е. сетовал: «Где рукоделию быти и от того питатися, по Христову словеси и святых отец?» (Житие протопопа Аввакума. 1994. С. 80, 76). Этот вид декоративно-прикладного искусства был весьма распространен на Русском Севере: помимо деревянной бытовой утвари (ведер, ящиков и т. п.) Е. резал кресты малые тельные («воротовые») и большие поклонные (такой крест стоял перед его кельей в Виданской пуст.: «Многажды бо правило по книге на улице у креста болшово говорил»; с просьбой изготовить крест туда к нему приехал и некий христианин на лошади, «а на дровнях у него брусье изготовлено на большей крест» - этот крест под двускатной кровлей был им сделан за 2 дня (Там же.

http://pravenc.ru/text/190079.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010