Пейзажи Русского Севера у Третьякова – это прикосновение к неким основам жизни человека. Интересно, что его работы или безлюдны, или люди там маленькие, не главные вроде бы по сравнению с природой или архитектурой. Но они совсем не стаффаж, не изображаются заодно, просто так. И даже если в работах нет человека, они всегда – о людях, живущих и живших на этой земле. Вот, например, пейзаж «Улица в деревне Кимжа. Март», где изображена Кимжа в Мезенском районе Архангельской области. В центре работы – поклонный крест, сразу обращающий на себя внимание. Этот крест был установлен на том месте, где когда-то стоял дом жительницы деревни, которая проводила на фронт во время Великой Отечественной пятерых своих сыновей. И ни один из них не вернулся… «Улица в деревне Кимжа. Март», 2022 г. Еще один крест мы видим в работе «Обетный крест на Мезени» (2022): эта картина – напоминание обо всех, кто когда-то ходил в море. «Неслучайно в тех местах существует поговорка Кто в море не ходил – тот Богу не молился”», – замечает художник. В Кимжу он впервые приехал тоже с отцом, зимой, будучи студентом второго курса института, и настолько был потрясен этим местом, тем, насколько здесь сохранились не просто отдельные строения, а ансамбль целиком, что через полгода приехал уже сам, на летнюю практику. А потом вернулся туда спустя уже почти 30 лет… И увидел, что изменения времени в чем-то печальны (какие-то здания просели, например), а в чем-то очень благотворны – восстановлен храм. Но главное – тем же осталось ощущение величественности пейзажа… «Обетный крест на Мезени», 2022 г. Особенно Николай Третьяков любит писать зиму. Зима подчеркивает ощущение первозданности, реальности пейзажа, стирает ощущение времени. В его работе «Кижи. Март» (2022) памятники архитектуры выглядят не просто талантливо собранными музейными экспонатами, а настоящей живой деревней. «Ничем не заменишь дыхание жизни», – говорит художник Третьяков пишет обязательно с натуры, в мастерской может доделать лишь небольшие детали. «Ничем не заменишь дыхание жизни», – говорит художник. Как-то он писал даже при -39 в Костромской области, согревая краски с помощью свечки. В итоге получилась картина «Крещенское утро» (2009) – мягкая по цветовому звучанию, с солнечными лучами, лежащими на сиреневатом снегу, наполненная хрустальной тишиной и покоем.

http://pravoslavie.ru/150896.html

Христос сказал: – Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе. Вот оно и настало. Спросим себя честно, чем мотивированы мои поступки, мои молитвы, мои поклоны? Любовью к себе, к людям, к Богу? Только честно. Ответь сам себе в тишине души. А когда ответишь, посмотри, что приносит тебе поклонение тому духу, которому кланяешься: боль или радость, любовь или зло, вдохновение или уныние. И если ты все делаешь правильно, то откуда в тебе постоянная усталость, уныние, раздражение, обидчивость, одиночество, непонимание, несдержанность, гневливость, желание властвовать и унижать людей осуждением? Поклониться Христу через крест – это значит, что во всех своих поступках, молитве, работе, в семье, на деле надо с охотой отдать душу духу любви Христа. Убрать с пьедестала свое Я. Совсем. И принять на себя иго Христа, которое легко. Иго Христа тяжело для греха и зла, для всего того, что нас угнетает. Оно легко для всего того, что нас радует и вдохновляет. Нести свой крест тяжело тому, кто не расстался и утаил в себе грех. Крест легок для тех, кто все свое упование положил во Христе. Иго Христово легко не потому, что оно ничего не значит. Без Бога поднять крест невозможно в принципе. Оно легко только в том случае, если Сам Христос придерживает крест на наших плечах. Легкость заключается в помощи Бога в избавлении от ненужного груза грехов, власти бесов. Апостол Андрей сказал Игемону, который угрожал его распять, если он будет проповедовать: «Если бы я боялся креста, я бы его не проповедовал». Не мы умираем на кресте. Мы не умрем, даже если захотим. Умирает на кресте грех и ложь сатаны, сросшаяся с нами кровеносными сосудами и нервами души. На кресте умирает только та ложь, которую мы считаем жизненной мудростью, и та ложь, которая нам представляет нас самих себя кем-то иным, а не чадом Божиим. На кресте от нас отклеивается сатана, и мы делаемся по-настоящему свободными. Поклоны и книксены – это в последнюю очередь истинное поклонение Кресту и Христу, которое заключается сочетании и подчинении души Духу Святому.

http://pravmir.ru/raspyatie-kak-marker-n...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой, глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимается, как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь, как бы, существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском антимире шаманской культуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральный символом, обустроенного для христианина, пространства был восьмиконечный православный крест. Сакральная, защитная сила креста диктовала условия формирования зновь осваиваемой земли (островов, архипелагов Севера): воздвижение Креста, как центра окружающего пространства. И кресты первопроходцев вели последующие поколения поморов-мореплавателей от одного залива с другому, от одного места стоянки к следующей. Здесь поминали павших, не побоявшихся вторгнуться в чужое сакральное пространство. Духовное культурное пространство диктовало особенности культурному ландшафту, было изначально по отношению к последнему. И поморский крест становился привычен местному населению. О чем свидетельствует кладбище бывшей фактории в губе Долгой. Здесь 27 погребений 1930–1950-х годов. На отдельных могилах сохранились восьмиконечные кресты, вертикально стоящие доски, круглые или прямоугольные шесты, остатки нарт. Шесть погребений памятников не имеют. Как мы видим, даже в советский период продолжали ставить намогильные восьмиконечные кресты. В той же губе Долгой имеется бухта Кораблекрушения, ограниченная с юга мысом Омсаля. В средней, возвышенной части мыса, нами в 1986 г. были обнаружена останки приметного креста и неподалеку, его верхняя перекладина. В центре кладки из необработаннаго камня находится срубленный брус основания креста. Сечение бруса 22x24 см; высота каменной кладки 80 см, диаметр основания 1,8 м. Очевидно, этот крест, как и крест на вершине Большого Воронова острова, был срублен строителями геодезического знака.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Неподалеку от избы, и на западном мысе расположены древние поморские кресты и их останки, всего числом 9. Высота восьмиконечных могильных крестов – 349 и 394 см. Самые небольшие кресты – высотой 145 и 169 см. Остальные 3–4 метра. Самый высокий крест около 6 метров высотой, диаметр его основания 50 см. Крест был закреплен в срубе, поставленном на грунт. Сохранились только остатки первого венца сруба. Скопление поморских крестов на западном мысе, закрывающем бухту Покойников от Баренцева моря, находится в основании мыса, на самой высокой точке, посередине между морем и бухтой. Даже при установке МАКЭ вновь вертикально нескольких упавших и переломленных крестов – они были хорошо видны с моря и указывали на места возможных стоянок, как в Губе Хальмерпаха, так и в Губе Осьминная. Часть крестов явно могла использоваться как створные знаки при входе в бухту Покойников на маломерных судах и лодках. Надписи на крестах настолько стерлись, что почти не читаются. Указанный комплекс сочетает в себе многие виды поморских восьмиконечных многометровых крестов: приметных, обетных, памятных, поклонных, намогильных, межевых (охранительных) крестов. Охранительные кресты на материке, обычно, ставились на перекрестке земных дорог. Здесь тоже был перекресток дорог морских и перекресток море-суша. Еще севернее губы Осьминина расположена губа Дыроватая. С юга один из проливов – входов в эту большую губу – ограничивает мыс Иньков нос. В 1986 г. нами был обнаружен на северо-западной оконечности мыса, напротив острова Шокальского, упавший восьмиконечный крест длиной около 370 см (около 40 см верхнего окончания отломано) и диаметром столба, в нижней части, 25 см. Крест представляет собой часть ствола дерева с узловатым, в нижней части, корневым утолщением, диаметром около 50 см. В целом, столб креста имеет круглое сечение, обтесана лишь лицевая сторона. На лицевой поверхности столба креста имеются три поперечные врезки (глубиной 5 см) под две верхние, перпендикулярные столбу, и одну нижнюю, диагональную, перекладины.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Особый интерес для нас представляют кресты XIV–XVI веков с иконографическими изображениями. Из всего богатства символического языка Церкви иконопись остаётся наиболее понятной и доступной современному человеку, подтверждая старую формулу: «православие не доказуется, а показуется». В данной статье приведены описания и богословские обоснования нескольких иконографических крестов, созданных в последние годы и широко распространённых сегодня в Русской Православной Церкви. Предоставленные образцы являются результатом большой работы по возрождению православной традиции крестоделания. Работы основываются на изучении и анализе древних крестов. Этому посвящена наша книга «Образ Креста» (Федоров Ю. А. СПб., 2000). В ней была сделана попытка проследить историю развития формы и семантики нагрудных крестов в контексте истории Церкви и государства, в связи с развитием богословия, литургики и религиозного сознания народа. Стоит заметить, что возрождение духовной традиции только как формы будет искусственно и неизбежно приведёт к обычной художественной стилизации. Крест «Деисис. Ангел Хранитель» Тельный четырёхконечный крест с расширяющимися секиро-образными концами, соединёнными перемычками, образующими круг. Такая форма характерна для древних новгородских крестов, таких, как Алексеевский победный крест XIV века из Софийского собора в Новгороде и поклонный крест XIII–XIV веков из Боровичей, и перекликается с простой формой тельников XII века, где крест был заключён в круг. В сочетании двух главнейших символов – круга и креста – заключён глубокий смысл, и понимание его неоднозначно. Солярная символика круга позволяет воспринять его как символ Христа – Солнца Правды, источник Божественного Света. Но, пожалуй, ещё ярче здесь выступает значение круга как символа безначальности и бесконечности, обозначающего Творца мира и вселенскую сферу, освящённую крестом символом искупительной Жертвы Спасителя. «О, необычайное чудо! Широта и долгота креста равны небесам, так он всё освящает божественною благодати ю» (стихира на хвалитех, глас 8).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Закрыть Украинские феминистки поддержали Pussy Riot, спилив в Киеве крест 17.08.2012 895 Активистки украинс кого феминистского движения Femen сегодня провели странную акцию, сообщает Лента.ру. Девицы вполне профессионально бензопилой спилили и повалили деревянный крест, который находился у Октябрьского дворца в центре Киева, прямо над Майданом Незалежности. Их жертвой, по некоторым данным, стал крест, установленный над Майданом во время событий «оранжевой» революции 2004-2005 годов. «Данным актом Femen призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин», - заявили пилильщицы. Милиция возбудила уголовное дело по факту снесения поклонного креста в центре Киева по статье «хулиганство» Уголовного кодекса Украины. На место выезжало руководство Печерского райуправления милиции, а также представители специальных технических служб. Если специалисты установят, что после возвращения креста на место он не будет угрожать жизни и здоровью граждан, то есть не упадет, то крест будет восстановлен. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/17/uk...

Байкеры установили под Севастополем поклонный крест из деталей двигателя 11 ноября, 2015. Новостная служба На освящении присутствовали все байкеры севастопольского мотоклуба 11 ноября. ПРАВМИР. Благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта освятил поклонный крест, сделанный местными байкерами из деталей двигателя внутреннего сгорания. «Крест получился непривычным, но вполне каноничным. Основные перекладины выполнены из шатунов корабельного двигателя, нижняя наклонная перекладина – из двух поршней. Лучи, исходящие из центра креста – детали коробки передач. Даже рамка для текста, поясняющего задумку байкеров, выполнена из распределительных валов», — сообщает «Православная жизнь». Крест хорошо виден автомобилистам, едущим в Севастополь, в темное время суток он подсвечивается. На освящении присутствовали все байкеры севастопольского мотоклуба. Протоиерей Сергий Халюта призвал их перед каждым выездом приходить к поклонному кресту и просить благословения и помощи Божией в пути. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 октября, 2023 28 июня, 2022 27 июня, 2022 14 июня, 2022 21 апреля, 2022 19 апреля, 2022 17 февраля, 2022 4 февраля, 2022 2 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/baykeryi-ustanovili-po...

Самый большой поклонный крест в Якутии освятили на берегу Чернышевского водохранилища 9 июня, 2014. Новостная служба На сегодняшний день это самый высокий поклонный крест на территории Якутской епархии. 9 июня. ПРАВМИР. В рамках архипастырского визита епископа Якутского и Ленского Романа в Мирнинское благочиние 9 июня совершено освящение поклонного креста на берегу Чернышевского водохранилища. Длина поперечной перекладины составляет шесть метров, высота креста — 12 метров, — сообщает Православная Якутия . На сегодняшний день это самый высокий поклонный крест на территории Якутской епархии. Крест установлен усилиями настоятеля прихода святителя Тихона Задонского поселка Чернышевский иеромонаха Тихона (Целлера). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 сентября, 2019 4 августа, 2019 27 февраля, 2019 10 апреля, 2018 1 марта, 2018 2 февраля, 2018 18 декабря, 2017 7 августа, 2017 3 марта, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/samyiy-bolshoy-poklonn...

Он с таким вдохновением и упорством помогал нам в этом трудном, но почётном деле, как будто там лежал и его родственник! Подкрестье готово. Надо поднимать тяжеленный трёхметровый крест и на полуметровой высоте от земли вставлять его в конструкцию из металлического уголка. Впятером мы корячились долго. В последний момент, когда казалось, что сейчас мы уроним крест, каким-то усилием воли Наташа дотянулась до молотка и подала его Валере. Он, одной рукой держа крест, другой стукнул молотком по зацепившемуся нижнему углу креста. «Дух!» – ахнул крест и стал в подкрестье. Потом мы вспоминали этот момент, и на память пришла сказка «Репка». Господь собрал нас там ровно в таком количестве, чтобы мы смогли поставить крест. Не окажись кого-то из нас в этом месте в этот час, миссия была бы невыполнима. Как с той мышкой… Ещё до установки Поклонного креста мы прикрутили к нему Святое Распятие. Под ним – первую табличку: «ПОМЯНИ, ГОСПОДИ, ВСЕХ В ВЯТЛАГЕ ПОГРЕБЕННЫХ В ВЕРЕ СКОНЧАВШИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН» В курском храме Серафима Саровского во время панихиды и освящения этой таблички голос батюшки «…всех узников Вятлагеря…» заставлял вздрагивать всех прихожан. Под ней – именную табличку нашего деда: «АЛЯБЬЕВ ФЕДОТ ФЁДОРОВИЧ 1896 г/р Арестован в дер. Алябьево Курской области 23.02.1943 г. Приговорён по ст. 58–1б к 10 годам. Умер в ОЛП–13 29.10.1943 г. от пеллагры». Обе таблички, как и курская земля с могил жены Федота Анастасии и сыновей Василия и Ивана, были освящены на панихиде в храме Преподобного Серафима Саровского города Курска. На перекладину креста установили свечи, зажгли их и начали читать литию. В момент произнесения молитвы «Трисвятое» Наталья посыпала крестом курскую землю на землю вятскую. Лежите спокойно теперь, бедолаги, виновные и невиноватые! Мы отпели вас и предали земле, как положено быть погребенным православным христианам. Земля пухом! В конце нашей литии свечи, как по приказу, как будто на них кто-то разом дунул, погасли сами Обычно, когда отпевают покойника, в конце службы священник говорит, чтобы все погасили свечи.

http://pravoslavie.ru/126385.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010