179 Полиелей в праздник Воздвижения, по указанию некоторых, следует отправлять пред престолом, на котором находится крест, а не перед обычной праздничной иконой, потому что всего лучше петь величание кресту пред самым крестом, который лежит на Престоле, украшенный и уготованный к воздвижению, а затем уже по порядку читать Евангелие и т.д. (Рук. д. сел. паст. 1886, 6). 180 Воздвижение св. креста перед народом, как это совершать указывается в Уставе, в очень многих храмах опускается по своей трудности и вместе с этим опускается и лития, положенная на этот раз в Уставе. Некоторые священники обертывают крест длинным покровцем с лентами, так что при воздвижении, даже при каком наклонении головой, ленты касаются пола храма, чем яко бы выполняется требование Устава наклоняться с крестом так, чтобы касаться пола. Относительно этих порядков должно заметить следующее. В Уставе 14 сентября находится очень важное замечание, а именно: «аще ли же не в соборных храмех, и воздвижение креста не бывает, точию поклонение кресту, якоже указано в неделю 3-ю св. постов». Очевидно, Устав, предполагая прямо совершение этого обряда в храмах соборных, допускает опущение его в церквах приходских, в которых совершается лишь поклонение кресту без воздвижения и литии, как это указано в Крестопоклонную неделю Великого поста. Следовательно, опущение воздвижения креста, как имеющее свое основание в духе и букве Устава, не может быть признано погрешностью. Лития и воздвижение суть неразрывные части одного целого; то и другое указывает на известное событие из истории креста: поднятие креста при его обретении и восклицание народа. В благоустроенных хорах самый напев «Господи помилуй» с периодическими повышениями и понижениями голосов приспособлен к действиям креста: при опущении креста вниз голоса понижаются, при поднятии – повышаются. Следовательно, если опускается воздвижение креста, то вместе с тем опускается и лития. На это прямо указывает наш Устав, когда говорит, что при опускании воздвижения бывает одно только поклонение кресту, как в 3-ю неделю Великого поста, без литии. Что касается обычая привешивать к кресту ленты для указанной цели, то это есть, если дозволительно так выразиться, фальсификация обряда. В Уставе ясно говорится о низком приклонении головы священника: «таже преклонят главу, елико пядью отстояти главе от земли» (Литов. Еп. Вед. 1888, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Владимир Легойда: Несмотря на большое число паломников, поклонение кресту Андрея Первозванного проходит в спокойной обстановке 25 июля, 2013. Новостная служба Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выразил удовлетворение работой специально созданного Правительством Москвы штаба по организации пребывания креста Андрея Первозванного в храме Христа Спасителя, а также отметил христианское отношение друг к другу людей, стоящих в многочасовой очереди к святыне. 25 июля, ПРАВМИР. Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выразил удовлетворение работой специально созданного Правительством Москвы штаба по организации пребывания креста Андрея Первозванного в храме Христа Спасителя, а также отметил христианское отношение друг к другу людей, стоящих в многочасовой очереди к святыне. «Очень радостно оттого, что поклониться кресту пришли не только москвичи. Люди приехали со всего Центрального федерального округа, много паломников из Смоленской, Кировской, Московской областей, Поволжья и других регионов, даже из соседних стран. Хотя в основном это жители столицы», — отметил Владимир Легойда. По его словам, работа штаба по организации пребывания креста Андрея Первозванного в Москве построена качественно. Отношение стоящих в многочасовой очереди к святыне людей друг к другу представитель Церкви назвал христианским, — пишет Интерфакс-Религия . «На мой взгляд, очередь в храм организована на высоком профессиональном уровне. Хотел бы поблагодарить штаб по организации пребывания креста, а также волонтеров, бесплатно работающих на прилегающих к храму Христа Спасителя улицах, среди которых есть много молодых людей», — отметил Владимир Легойда. «Несмотря на большое число паломников, а это ежедневно несколько десятков тысяч человек, поклонение кресту проходит в спокойной и по-человечески теплой обстановке. Вчера поток желающих поклониться кресту был такой, что вместо десяти часов вечера последний паломник прошел в храм в 00:40 ночи. Как мы и обещали, никто из стоявших в очереди в конце дня не остался у закрытых дверей», — добавил он.

http://pravmir.ru/vladimir-legojda-nesmo...

Кирилл сказал: Так, правда; есть писано, что кресту надо поклоняться; но у нас нет такого обычая. Я заметил: Ваш обычай не поклоняться кресту есть обычай крестоборный. Кирилл еще сказал: Есть место, где кресту можно и поклоняться. Я ответил: Нигде того не написано, чтобы по месту поклоняться кресту, чтобы место прославляло крест и даровало ему честь поклонения. Он прославлен страстью Христовой, и на всяком месте поклоняться ему должно, как писано в том же Учительном Евангелии на Воздвижение креста: «идеже бо начертан бывает крест, благословляет и освящает, просвещает и вся спасенная дает». Тогда Корнилий, который со мною говорил прежде в келье Иоасафа, с ревностью выступил в защиту своего митрополита: «По-твоему, сказал он, уже стало быть так, что где и в неприличном месте крест воображен, везде ему надо покланяться!». И наговорил много такого, чтó и повторять неприлично. Я ответил ему: Напрасно вы так поняли, что будто я велю писать крест Христов в неприличных его святыне местах. Повелено изображать его на месте, приличном его святыне, и поклоняться ему; а ежели по какому-либо случаю крест будет воображен на месте, не приличном его святыне, то повелевают правила его заглаждать, дабы там его святыне не приносилось бесчестие (Шестого вселен. соб. прав. 73). Я же только привел из книги свидетельство против слов вашего митрополита, что будто кресту не везде поклоняться можно, а есть для того какое-то особенное место, чего нигде не писано. Тогда некоторые белокриницкие старцы вступились за меня. Они тоже заметили: Напрасно говорит Корнилий, что кресту поклоняться нельзя; это правда, надо кланяться! Дворник, сметив, что старцы выдают не Корнилия, а самого Кирилла, закричал на них: «Вам нужно молчать, да слушать, или вон идти; а будете говорить, там нам достанется!». Пришедший со мною климоуцкий Иван Федоров заметил дворнику: «Ужели здесь такое место, что при разговоре нельзя вашим старцам сказать правду, и за это грозит им какая-то беда?». Тут Кирилл, обратясь к своим старцам, сказал про меня: «Он только нас препирает, зная, что мы не имеем обычая поклоняться кресту; а они и сами не кланяются, у них у самих такого обычая нет!».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В-четвёртых , протестанты и сами часто изображают знамя Моисея в виде креста. Так, в самой популярной среди постсоветских протестантов детской Библии 80 медный змей висит именно на кресте. Итак, ещё в древности Моисей установил крест с повешенным на нём змием, прообразовав тем самым победу Христа на Кресте над древним змием. Таким образом, Крест есть средство поражения не Христа, а древнего змия; Крест есть славное орудие победы Христа, а не победы над Христом; Крест есть славное средство нашего спасения, а не отвратительная мерзость. 5) Псалмопевец Давид призывает: «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно » ( Пс.98:5 », а также: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его » ( Пс.131:7 ). Пророк здесь призывает поклониться храму Божию, который часто называется в Библии «подножием Божием» (см. гл. 1, абз. 25, сноска 2); это – буквальное толкование данного стиха. Но у данных библейских слов есть ещё и другой смысл: Давид пророчески призывает поклониться Кресту, который стал действительно и буквально подножием Бога, когда пречистые ноги Христа были к нему пригвождены; это – толкование намёком (евр. рэмэз) 81 . В. Трубчик комментирует данный библейский аргумент, приводимый православными в пользу почитания Креста, и пишет так: «Но как же сами православные объясняют поклонение кресту? Ясно, что прямого повеления поклоняться кресту или еще каким-то вещественным предметам в Библии не найдешь 82 , поэтому православным приходится защищать свое поклонение этим вещам, скажем так, неубедительными доводами. Вот один из них: « Пс.131:7 . « " Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его»». Объяснение. Под « " подножием»» здесь должно разуметь не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала (ср. « " проклята земля»»: Быт.3:17 ), а святой Крест Господень, и на основании сего места должно воздавать « " поклонение»» и « " прославление»» честному Кресту, послужившему орудием чести и величайшего добра для всего человечества: Еф.2:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Лик: Господи, помилуй (12 раз). Возглас: Милостию и щедротами... Песнь 7 Ирмос: Не послужиша твари, богомудрии... 1-й лик: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Секира, юже Елисей взят от Иордана, Христе, Крест являше, имже из глубины суеты извлекл еси народы воспевающия: отцев Господи и Боже, благословен еси. 2-й лик: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Радуются с землею сущии на небеси поклонению твоему, Кресте; тобою бо Ангелов и человеков соединение бысть, всесильне, вопиющих: Господи и Боже, благословен еси. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко кипарис милосердие, яко кедр благовонный веру, яко певк истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, Избавителя славяще, на нем пригвожденнаго. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Не поколебав небесных, во утробу Твою Бог вселися, граде Божий избранный. На Кресте же вися, тварь поколеба. егоже моли, на недвижимом Его камени мне соблюстися. Катавасия: Избави от бед и скорбей рабов Твоих, Владыко Всемилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю, на Кресте распеншемуся Господу Иисусу. Песнь 8 Ирмос: Отроки благочестивыя... 1-й лик: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Простерл еси руце на древе, руки невоздержныя разрешая грех; копием же прободен был еси, сим врага уязвляя, Господи; желчи же вкусил еси, сластную злобу изымая; оцтом напоен был еси, всех веселие. 2-й лик: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Умом чистым и совестию светло приступивше поклонимся; предлежит древо честное и святое, имже Христос бесчестную подъят смерть, честию облек высочайшею обесчестившихся люте преступлением. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Древом греха умерщвлен бых, и вкушением сластным погребен бых. Оживи мя, Господи, воздвигни мя лежащаго, яви поклонника страстей Твоих и причастника востания Божественнаго и сонаследника возлюбившим Тя. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Возносима зрю Тя, не имуща ни доброты, ни вида в страдании, егоже воплощаема видех прекраснейша паче сынов человеческих, Единородный Сыне, – вопияше Пречистая Дево. – Покажи Твою славу, Спасе всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На воскресном бдении Евангелие не должно читаться на середине храма; оно всегда должно читаться в алтаре. Лишь потом, во время чтения 50-го псалма, оно должно износиться на середину храма, священник должен держать его на персях и братия должна по двое подходить и целовать Евангелие. У нас все это происходит по-другому. А вот в этот день Евангелие читается так, как должно быть по Уставу, древний чин в этот день удержан. Наконец, когда приходит время пения Трисвятого, в конце великого славословия, то старший священник, держа Крест на главе, исходит через северные врата в сопровождении других священнослужителей, свещеносцев, дьяконов, и стоя в Царских вратах, возглашает: «Премудрость, прости». И здесь трижды поется тропарь Кресту: Спаси, Господи, люди Твоя. Крест полагается на середине храма и совершается особенное поклонение Кресту: сначала поется тропарь 6-го гласа «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Потом все находящиеся в храме должны подойти и поклониться Кресту при пении особенных стихир: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» и пр. И затем поются те стихиры, которые мы слышали на Крестовоздвижение. В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен». Так является несоединимость величия Божия и того уничижения, которое мы видим. После поклонения Кресту воскресная всенощная кончается своим чередом: ектеньи и обычный конец. Надо сказать, что с седмицами и неделями Великого поста получается некая трудность со счетом. Обычно мы привыкли, что неделя, – воскресный день, – начинает седмицу. Так, например, глас начинается в неделю и действует всю седмицу. А в Великом посту получается сложнее. Сначала проходит первая седмица, а потом бывает первая неделя, т.е. первое воскресенье. Проходит вторая седмица, потом бывает вторая неделя. Счет недель и седмиц идет по другому, чем в обычное время. Однако нельзя сказать, что обычная логика строения седмицы не действует в Великом посту. Неделя, т.е. воскресный день, воскресная литургическая память, конечно же, имеет влияние на ход седмицы. В некоторых седмицах это заметить сложнее, но на Крестопоклонной это совершенно ясно. Надо сказать, что такое двойственное положение воскресений, возможно, определено положением первого дня Пасхи, к которому ведет вся Страстная и за которым следует Светлая седмица, составляющая с днем Пасхи как бы один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При троекратном пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя» вокруг креста совершается каждение, после чего в соборных храмах и монастырях совершается воздвижение креста и осенение им народа на все четыре стороны при многократном пении: «Господи помилуй». Диакон при этом произносит особую ектению, на каждое прошение которой поется 100 раз «Господи помилуй». Самое воздвижение состоит в том, что священник или архиерей осеняет крестом ту сторону, для которой бывает воздвижение (сначала восток, потом запад, затем юг, север и опять восток), трижды, затем преклоняется, держа крест в обеих руках, до земли, пока голова его не будет отстоять от земли на одну пядь. Потом он снова «воздвизается горе», то есть поднимается. При этом священника поддерживают с обеих сторон прислужники, а архиерея старшие священники под руки. Как преклонение, так и возвышение совершается медленно, пока пропоют 100 раз «Господи помилуй»: преклонение должно совершаться при пении первой половины сотницы, то есть 50-ти раз «Господи помилуй», а возвышение при пении второй половины сотницы. При конце сотницы священник снова знаменует крестом трижды, а лик поет особенно громко последние три раза «Господи помилуй». Это должно напоминать, как при нахождении креста Иерусалимский патриарх Макарий взошел на возвышенное место и оттуда воздвигал крест на все стороны, чтобы все могли его видеть, а народ, повергаясь перед крестом, восклицал: «Господи помилуй». После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне…», и кондак кресту: «Вознесыйся на крест волею…» При пении кондака крест опять полагается на аналогий и совершается поклонение кресту. Поется трижды: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» сначала духовенством, потом ликами, причем на каждое пение творится земной поклон, какой бы день седмицы ни случился. Затем лики поют особые стихиры кресту, во время которых сначала духовенство, а затем и все молящиеся прикладываются ко кресту, творя перед ним по три земных поклона, как обычно, то есть два поклона перед прикладыванием и один поклон после прикладывания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Видимым предметом христианского чествования был драгоценный для христианского сердца символ –крест Христов, который, но всей вероятности, в праздники носился в процессиях, от этого и получивших название крестных ходов, как чудесный трофей, а во время постов предлагался как предмет услаждения среди подвигов и как орудие против искушений. О поклонении кресту, которое прежде мы только предполагали, у Тертуллиана встречаем ясное свидетельство и притом свидетельство весьма характерное. Опровергнув разные клеветы, взводимые на христиан, Тертуллиан пишет: «что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении кресту: то мы того не стыдимся». Дальше говорит, что если бы христиане покланялись кресту, как Богу, то в таком случае они ничем не отличаются от язычников, которые также покланяются дереву. «Какое дело до формы, когда материал один и тот же, и когда он почитается за бога? Какое различие между крестом и между афинскою Палладаю или Фаросскою Церерою, которыя не иное что, как кусок грубого и безобразного дерева. Всякий кусок дерева есть часть креста: стало быть, мы, поклоняясь кресту, покланяемся по крайней мере целому богу, а не какой-либо части его.... Боги ваши даже созидаются на кресте. Впрочем, обожая трофеи, вы сами обожаете кресты, на которых трофеи держатся. Войска ваши благоговеют к своим знамёнам, клянутся ими, предпочитают их всем богам. Превосходные изображения, драгоценные ткани на знамёнах как будто нарочито изобретены для того, чтобы служить украшением крестов. Нельзя, впрочем, не похвалить вас за то, что вы не захотели обожать крестов обнажённых и неукрашенных» 293 . Решительный тон Тертуллианова свидетельства показывает, что поклонение кресту в его время до того было делом обычным и общеизвестным, что язычники признавали крест за божество христиан. Ясно, что начало почитания креста восходит выше и едва ли не к апостольскому времени. Сопоставление креста с кумирами греко-римских божеств, равно как с трофеями и знаменами заставляет предполагать одинаковый образ чествования. Кумиры, трофеи и замена находились по обыкновению в храме и носились в торжественных процессиях во время празднеств. Ношение креста в крестных ходах быть может и подало повод считать его за божество. Материалом креста было дерево, форма представляла простую форму знамён; украшение последних не осталось без влияния на обычай украшать крест цветами и дорогими материями.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

6 „Днесь пророческое». Слава и ныне: той же, чтение оставшееся от слова Андрея. По 6 песни кондак и, если есть время, поем хотя три икоса (следовательно, их было, как в сохранившихся кондакарях, 13—24); и чтение слова об обретении Честного Креста, которого начало: ,,203-го“». 9-й песни тропари все и два ирмоса на 4, ирмосы по 2. Ексапостиларий «Свят Господь» или Креста: «Крест хранитель всея вселенныя». На хвалитех нынешние стихиры, по Слава и ныне «Днесь сад живота». По славословии и трисвятом, когда народ начнет тропарь «Спаси Господи», выходят два диакона через св. двери с кадилом и иереем; когда иерей станет на месте певцов, берет диакон ковчег (с крестом) в руки, и вынимает иерей честной крест из него, «причем честное древо лежит прямо» (?); диакон кладет ковчег обратно на столик. Два диакона становятся один направо от иерея, другой налево, один с кадильницей; по исполнении народом тропаря иерей начинает осенять (крестом), причем эклисиархи со стоящими вместе восклицают «Господи помилуй» трижды с сильным криком; и на каждое «Господи помилуй» иерей осеняет честным крестом трижды к востоку, т. е. при трех только Господи помилуй; при восклицании экклисиархом и народом, кроме этого, еще 100 «Господи помилуй» иерей возвышает крест, протягивая руки до головы. На 90-м Господи помилуй возвышают голос и иерей опять осеняет трижды. Так же совершается воздвижение потом на юг, запад, север и опять на восток. Поется кондак, диакон ставит возле иерея столик с ковчегом, в который иерей кладет крест без покровца и, поцеловав крест, входит с диаконом в алтарь. После кондака поется «Кресту Твоему» 3 и тропарь гл. 6 «Днесь пророческое»; и опять «Кресту Твоему» 3, тропарь «Токмо водрузися древо» и опять «Кресту Твоему». Поклонение кресту совершает сначала игумен один, затем все по два, творя перед крестом 3 поклона. При этом поклонении певцы из монахов становятся вблизи креста направо и поют стихиру «Приидите вернии», Слава и ныне «Кресте Христов» и «Кресту Твоему» трижды; ектения и отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Слово на поклонение животворящему Кресту. Св. Иосифа, архиепископа Фессалоникийского 17 Ныне совершается празднество Кресту: да радуется лик ангельский! Предстоит зрелище Креста: да покланяется сонм смертных! Веселится Божественная сила Креста: да бежат далеко полки демонов! О, Божественный Кресте, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные врата райские, тобою сокрушается держава смерти, чрез тебя ад лишается добычи, чрез тебя умершие получают жизнь, чрез тебя разбойник радуется в раю, чрез тебя небесное сочеталось с земным, тобою ниспослано познание истины, тобою дарована баня возрождения, тобою приобретено для земнородных оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, чрез тебя мы восприемлем Тело и Кровь Христовы, тобою мы удостоиваемся быть сынами Божиими и наследниками царства небесного, чрез тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются торжества наши. Но какой язык может изобразить, сколько благ и какие Христос Бог чрез тебя даровал человеческому роду? Зная все это, чистыми очами воззрим на чтимое и животворящее древо, на котором был пригвожден Христос Бог наш и прободены гвоздями святые длани Его, на котором богоубийцы пронзили копьем божественные ребра Его, и поднесли для пития уксус, смешанный с желчью, – при чем мимо ходящие кивали главами своими и со изумлением говорили: уа, ины спасе, Себе ли не может спасти ( Марк. 15:29, 31 )? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Матф. 27:40, 42 ). Это говорила нечестивая и слепая толпа иудеев, усладившаяся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же, верные, воспоем животворящие страсти Господа, пригвождение ко кресту, Его погребение, тридневное восстание из мертвых, дабы вместе с Ним совоскреснуть и сопрославиться с Ним, если состраждем, как предуказал сосуд избранный, божественный Павел ( Рим. 8:17 ). и как, наконец, к этому приглашает нас святейший Крест, праздник которого мы ныне совершаем. Итак, если мы желаем, чтобы сей крест был верным стражем и помощью в нашем спасении, будем всегда желать носить с собою Его знамение, дабы не оскорбить его худыми и нечистыми делами, постыдными и скверными словами, вследствие чего виновник и изобретатель зла действует свободнее и смелее и с большими силами влечет нас в бездну погибели. Но, подкрепленные силою Животворящего Креста, со всяким тщанием будем отгонять его – виновника зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010