Кто-то вместо поклонов просто стоит на коленях полслужбы или полулежит, упершись головой в пол. Те, кто у нас все-таки творит метания в пол, спорят, надо ли опираться на ладони или на костяшки кулаков. Половина наших женщин, подходя ко кресту, не кланяются, а поцеловав крест, делают… книксен! Ну, книксен, так книксен. Что они при этом думают, трудно сказать. Итак, с поклонами – разброд и шатание. И в самом деле, в поклонах нет никакой сакральности. Это форма изъявления отношения человека к Богу. На самом деле поклоны – одна из методик молитвы и одна из форм приведения души в молитвенное состояние. Джорджоне. Поклонение пастухов. 1500-1505 г. Национальная картинная галерея, Вашингтон, США Поклоняться Отцу в духе истины Кроме поклонов, Устав требует: «Средопóстную срéду, на трапéзе не достоúт разрешáти на елéй и винó, яко пáче дéнь плáча есть, а не рáдости». Вот так вот: «не радости». Третья часть поклонения состоит в воспоминании того, как евреи ходили по пустыне и мучились от жажды, а Моисей бросил в горькую воду посох, и она стала сладкой и пригодной для питья. Суммируем: служба, поклоны, сугубый пост и воспоминание. Пост телесный – для облегчения души и отрыва ее от плотских утех, типа пищи. Размышления о ветхозаветном чуде должны намекать нам на животворное действие Креста. Мы легко видим связку: поклоны подготавливают душу к молитве. Пост заставляет молчать тело. И душа, возвысившись над телом, должна предаться богомыслию. Впрочем, Евангелие прекрасно раскрыло суть поклонения как отношений, а не формы обряда: Приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа (по-нашему, двенадцатого до полудня). Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды и спрашивает:  отцы наши поклонялись на этой горе (разумея под отцами – Авраама, Исаака и Иакова), а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей:

http://pravmir.ru/raspyatie-kak-marker-n...

Молитва святого Макария Великого к Богу Отцу Боже вечный и Царь всего сотворенного, сподобивший меня дожить до этого часа! Прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой скверны плоти и духа. И дай мне, Господи, эту ночь провести в мирном сне, чтобы, встав со смиренного моего ложа, благоугождал я пресвятому имени Твоему во все дни жизни моей и побеждал нападающих на меня врагов  плотских и бесплотных.  И избавь меня, Господи, от помыслов суетных, оскверняющих меня, и пожеланий порочных. Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу Вседержитель, Слово Отчее, Иисусе Христе! Будучи Сам совершенным, по великому милосердию Твоему никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда во мне пребывай. Иисусе, добрый Пастырь Твоих овец, не предай меня мятежу змия и на волю сатаны не оставь меня, ибо семя погибели есть во мне. Но Ты, Господи Боже, от всех принимающий поклонение, Царь Святой Иисусе Христе, сохрани меня во время сна немеркнущим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты освятил Твоих учеников.  Дай, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твоё на ложе моем: просвети ум мой светом разумения святого Евангелия Твоего, душу  любовью ко Кресту Твоему, сердце  чистотою слова Твоего, тело моё  Твоим страданием, чуждым страсти, мысль мою Твоим смирением сохрани. И подними меня в надлежащее время на прославление Тебя. Ибо прославлен Ты со безначальным Отцом Твоим и с Пресвятым Духом вовеки. Аминь. Молитва к Святому Духу Господи, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, и отпусти мне недостойному, и прости всё, в чём я согрешил сегодня пред Тобою как человек, более же того, не только как человек, но и хуже скота: вольные мои грехи и невольные, известные и неизвестные; те, что от юности и от навыка злого, и те, что от вспыльчивости и беспечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

На литургии Прокимен, гл. 4 1. Песнь отцов: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами ( Дан. 3, 26–27 ). Аллилуйя: 1. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его. 2 . Взывали к Господу и Он внимал им ( Пс. 98, 6 ). Причастный: 1. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних ( Пс. 148, 1 ). 2. Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает словословить ( Пс. 32, 1 ). На вечерне Прокимен, гл. 8: Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи. Стихи: 1. От конца земли взываю к Тебе. 2. Покоюсь под кровом крыл Твоих. 3. И я буду петь имени Твоему во век ( Пс. 60, 6.3.5.9 ). Во Неделю вторую Великого поста Память святителя Григория, архиепископа Фессалоникского, чудотворца Тропарь, гл. 8 Светило православия, Григорий чудотворец , опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ. Кондак, гл. 8 Учитель веры, отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш и мы будем восклицать: «Радуйся, проповедник благодати». В Неделю третью Великого поста Поклонение Святому Кресту Тропарь, гл. 2 Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ. Кондак, гл. 7: Пламенный меч уже не охраняет врат Едема, он чудесно угашен древом Креста; жало смерти и победа ада уничтожена, ибо явился Ты, Спаситель мой, с призывом к находящимся в аду: «Идите опять в рай». В Неделю четвертую Великого поста Память преп. Иоанна Лествичника Тропарь, гл. 2 Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою приобретя небесные дарования, ты исцеляешь болезни и души прибегающих к тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Не разрушай же горнего чина, но, напротив, поддерживай его и ревнуй о нём, сколько есть сил. Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое святыми правилами и украсить это, как делали отцы наши. Подвизайся за святые уставы, чтобы, любя благолепие дома Господня и соблюдая святой чин, получить от Бога многоразличную мзду. Принадлежности же алтаря чти преимущественно перед всем, соответственно их степени, как имеющие священную печать, и воздавай им почтение приобщением , и предстоянием, и принятием антидора и святой воды, и поклонением честным иконам и всесвятому кресту. 330. О бесчинно входящих в алтарь неосвящённых лицах и о чине погребения усопших Входить в алтарь могут только рукоположенные и избранные на служение вечному Царю. И никому другому не позволяй входить в алтарь! После них дай место монахам, а за ними – мирянам. Людям, заражённым тщеславием, не позволяй входить и во святое: входя несмысленно, они вносят сюда свои страсти и выказывают их близ бесстрастного и божественного и не только не получают освящения, но заслуживают осуждения и отвержения. Ибо таковые хотят быть причастниками Божественных Тайн наравне с людьми низкими и немощными, и, по причине своего богатства, председательствовать с пренебрежением к бедным и, по расчетам человеческим, перед всеми величаются мирскими преимуществами. Но не это избрал Бог. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных , – говорит апостол, то есть редки между людьми мужи знаменитые и великие, но не из них Бог избрал Себе служителей, потому что таковы понятия мира, однако не таковы мысли Божии. Бог сотворил одного человека и из одного – всех. И чтобы посрамить тех, которые мыслят только о земном, избрал Бог, говорит апостол, немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее. Избрал Бог ничего не значащих и ничего о себе не думающих, чтобы значащих, т. е. многодумающих и высящихся, упразднить смирением и истиной. Да не похвалится никакая плоть пред Богом , да не скажет какой-либо мудрец, или благородный, или сильный, или богатый, что он устроил наше спасение. Ибо Смиривший Себя до плоти, и воплотившийся от смиренной, но святой Жены, названный плотником и сыном плотника, и осужденный даже на Крест, Сам спас нас и мир через рыбарей, скинотворцев , мытарей и язычников, уверовавших в Него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Но распространять эти прещения на святые иконы нет ни малейшего основания, ибо между идолами и иконами, как мы сказали, громадное расстояние. Идол изображает измышлённое существо разных языческих богов, которых никогда не было и быть не может; святые же иконы изображают Самого Господа, Пресвятую Богородицу, святых Ангелов и угодников Божиих. Начало иконам можно, как мы говорили, видеть в изображении Херувимов, которые поставлены были Моисеем в скинии. Следовательно, если приводимые проклятия распространять и на иконы, то этому проклятию подлежит и Моисей, сделавший изображение Херувимов, и всего страшнее, даже Сам Бог, Который повелел это устроить. Наконец, язычники металлические, деревянные и глиняные изображения считали за богов и этим, по слову апостола Павла, «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... и поклонялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим.1:23–25 ). У язычников «тленное (то есть идолы) названо богом» ( Прем.14:8 ). Православная же Церковь , почитая святые иконы, не богами их почитает, а, напротив, всю честь, которая воздаётся иконе, она относит не к дереву и краскам, а к тем лицам, которые написаны на иконах. Поклоняясь иконам, мы представляем в своём уме изображаемых на них лиц, как бы они были перед нашими глазами. Например, когда поклоняемся Кресту, представляем в нашей мысли Христа, висящего на Кресте; а когда поклоняемся иконе Божией Матери, возводим ум наш к Пресвятой Богородице и называем Её Блаженной паче всех мужей и жён. Итак, поклонение святым иконам, совершаемое нашей Церковью, не нарушает второй заповеди, так как идолы, о коих говорит она, далеко не тождественны с иконами. Фома. Вы сказали, что излюбленным местом или коньком для противников иконопочитания служит слово второй заповеди Моисеева закона. Но у них есть и другой конёк – это слова апостола Павла, сказанные им в Афинском ареопаге: «мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но также Крест Распятия и Славы Господа пред кончиною этого мира воссияет от края до края небес, возвещая Страшный Суд Божий. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Тогда Крест сей самым явлением своим как бы скажет в оправдание Господа пред целой Вселенной и во свидетельство, что с Его стороны все сделано для людей, что только возможно. Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во Славе Своей и когда сие знамение Креста явится пред Ним светлее самых лучей солнечных». Господом славы святой апостол Павел именует Распятого Сына Божия. Земное прославление ничего не могло добавить к Всеблаженству Всевышнего. Иисус Христос есть Господь нашей славы, славы преображенного Его Крестным Подвигом человечества, славы рода христианского. Спаситель воззвал людей из земного праха и возвел верных к сиянию детей Божиих, к счастью бессмертных Небожителей. Так через Крест и Воскресение Господне сбылось высочайшее предназначение рода людского, которое предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:7 ). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воспоем же со Святою Церковью, со всеми истинными рабами Божиими песнь молитвенную и прославляющую: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею», ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь. Слово в Неделю по Воздвижении Креста Господня Еще о крестоношении: Крест и «крестики» И подозвав народ с учениками Своими, сказал им Иисус: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Мк.8:34 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Воздадим хвалу Пречестному Кресту Господню! На нем распростер руки Иисус Сладчайший, всех людей призывая в спасительные Свои объятия. Вершиною Крест возносится в Небесное Царствие, пронзая недра земли и преисподней, – убивает смерть и разрушает ад. Восток и запад, север и юг – весь мир освящен благодатными его ветвями. С Креста, сжигаемый зноем, сдавленный удушьем, терзаемый гвоздями, истекающий кровью, умирающий Сын Божий как бы говорит людям: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей ( Ин.15:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пассия — Евангелие от Марка 01.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Снова по милости Божией сподобляемся мы дара поклонения Кресту Христову и святое Воскресение Его восславить. Крест Христов говорит нам, как велик наш грех и каким должно быть наше покаяние. Крест выявляет грех в полноте, и всякий, кто идет крестным путем вслед Христу, должен до конца осознать свою греховность, чтобы принести ему совершенное покаяние. В этом смысл нашей жизни, нашего следования за Христом. Мы видим выявление Крестом греха в полноте, когда приближается час тьмы, и Господь говорит на Тайной Вечери избранным из рода человеческого людям, лучшим Своим ученикам: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». У них недостанет мужества сохранить верность Христу в заповеди Его, но все они по малодушию оставят Господа. В час испытания придут соблазны к ученикам Христовым. Невозможно не придти соблазнам, потому что они немощны, потому что нет еще в них крепости Божией, благодати Духа Святого. Мы с вами во святом крещении помазаны Духом Святым, но надо, чтобы этот дар раскрылся в нас осознанием, какой ценой мы получили его. И потому в этом мире, лежащем во зле, мы все проходим через искушения. Искушения могут быть столь сильны, что даже великие подвижники могут претыкаться и падать. Наступает такая тьма, что никто не может устоять. «Если бы Господь не сократил тех дней, — говорит Христос, — не спаслась бы никакая плоть». И есть такие соблазны, которые касаются всех. «Все вы соблазнитесь», — предупреждает Своих учеников Христос. Хотя только один будет предатель, но оставят Господа все. Мы должны быть готовы к внезапным испытаниям, которые могут скоро открыться в самой предельной степени. Мы знаем из недавней истории Церкви, как неожиданно может начаться буря. Крест Христов может оказаться камнем преткновения для многих по видимости принадлежащих к Церкви. Но только Крестом Христовым спасутся те, кто любит Господа, даже если они будут терпеть поражение.

http://moral.ru/пассия-евангелие-от-марк...

Патриарх Иаков крестообразно руками благословил сынов Иосифа, Ефрема и Манасию ( Быт. 48:13–14 ). Израильтяне победили язычников только потому, что пророк Моисей молился о победе, простерши руки ( Исх. 17:1–13 ). В Новом Завете Христос благословлял руками детей и апостолов: «Вывел их вон из города до Вифании, и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лук. 24:50–51 ; Мк.10:16 ). В Ветхом Завете были и пророчества о крестном знамении. Господь чрез пр. Исаию сказал: «Приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение... ( Ис. 66:18–19 ). И прор. Иезеклию «сказал Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иезек. 9:4). В греческой и еврейской библиях сказано: начертай т а в, т. е. букву, которая по еврейски писалась как крест: + X X И псалмопевец просил Господа: «Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» ( Псал. 85:17 ). В подземных храмах древних христиан, катакомбах, находятся изображения Пресв. Богородицы и древних святых людей с распростертыми молящимися руками, относящиеся ко II и lll векам. Этим воздеванием рук при молитве они изображали крест (посл. ап. Варнавы 12 гл). Для гонителей христиан первых веков крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали известного человека за христианина. В одном из мученических актов язычник говорит; «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста» («Труды Киевской Дух. Академии» 1865 г., т. 3, стр. 326). Св. Иустин, философ и мученик (умерший в 165 году), пишет: «Чтобы воздавать Богу лучшее, христиане должны молиться на восток и крестное знамение изображать не левою, а правою рукою» ( " Разговор с Трифоном иудеем», гл. 89). Защищая христианство от нападения на него язычников, Тертуллиан (умер в 220 г.), между прочим, пишет: «Если нас обвиняют в поклонении кресту, мы того не стыдимся» («Апология», гл.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Подвиги Апостолов Петра и Павла Смертью за Иисуса Христа увенчал Павел апостольскую и мученическую жизнь свою. Совершив едва половину подвигов своих, он имел уже право писать: 645 «я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменных, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями; в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Такова была жизнь подвижника, которого Иисус Христос избрал особенным образом для возвещения учета Своего язычникам и который, по благодати Божией, возродил мир идолопоклоннический к новой жизни. Движение, сообщенное этим великим Апостолом, уже не прекращалось. Увидим, как оно возрастало и охватило современное общество, не взирая на все препятствия. Невозможно читать посланий св. Павла не поражаясь двумя отличительными чертами его гениальности и апостольства. Во-первых, что он постоянно одушевлен был только одной мыслью: проповедовать об Иисусе Христе при полнейшем самоотвержении; во-вторых, что проповедовал только то, что сам узнал от Господа из дивных откровений, которых был удостоен, а потому в творениях верного ученика этого невозможно отыскать ничего, чего не находилось бы в Евангелиях: 646 а в жизни его ни одного поступка, который бы не был полнейшим самопожертвованием Тому Кого возвещал Павел, как спасение и воскрешение мира. Труды Ап. Петра менее известны, нежели подвиги Павла, однако нельзя сомневаться, что он также претерпел; многое во время странствовании своих по Азии. Оба Апостола, соединившись для трудов благовестия, принесли одновременно жизнь свою в жертву за веру, которую проповедовали. Осудивший же их Нерон вполне заслуживал постыдную славу первого гонителя христианства. «Апостолы, говорит Лактанций , 647 разорялись по всей вселенной и в течении двадцатипяти лет, до царствования Нерона, положили основания Церкви во всех странах и во всех городах. В царствование Нерона 648 Петр прибыл в Рим и, сотворивши несколько чудес, по дарованной ему от Бога власти, 649 обратил к истине великое множество людей и тем воздвигнул духовный, твердый храм Господу. Это дошло до сведения Нерона. Государь сей, видя, что множество людей, не только в Риме, но повсюду оставляют поклонение идолам, осуждают древнее богопочитание и переходят в новую религию, решился, как гнусный и жестокий тиран, разрушить храм небесный и уничтожить истину; он первый стал гнать служителей Божиих, пригвоздил Петра к кресту и казнил Павла».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

После же избиения женщин и детей божественный Моисей не позволяет воинам поселиться в стане неочищенными, но повелевает предварительно очиститься, говоря: «и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите» (Чис.31:19-20). Видишь, что даже совершеннейший и славный между нами род людей избранных не вполне беспорочен, ибо никто не чист от скверны (Иов 14:4), хотя бы кто отличался между людьми, для которых похвальное есть дело обычное: ибо совершенная святость блюдется до будущего века. Итак, Моисей повелевает победителям находиться вне стана и совершить очищение в третий день и седьмой. Третий день означает или третье время, в которое совершилось через Христа очищение, — время, следовавшее за временем Моисея и тем, когда явлен был лик святых пророков; или же время Воскресения, когда Христос восстал от мертвых, пригвоздив к честному кресту бывшее против нас рукописание и претерпев за нас страдание, разрешившее нас от греха (Кол. 2:14). Седьмой же день побуждает нас разуметь время окончания настоящего века, когда, совершенно отбросив бремя греха и получив в удел святость, мы будем со Христом, проводя жизнь непорочную, чистую и блаженную во Христе.     П. Хорошо сказано, по моему мнению.     К. Ты удивишься сверх того и следующей далее тайне Тотчас за Моисеем начинает речь священник Елеазар и говорит «И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею: золото, серебро, медь, железо, олово и свинец, и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду; и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан» (Чис.31:21-24). Заметь, что Моисей, который говорил сначала, указал победителям время очищения, но еще не указал способа очищения (потому что закон предвозвещает время очищения чрез Христа), а способ возвещен был вторым, следующим за Моисеем, священником, то есть Елеазаром: потому что после Моисея дает установления Христос, Который уже не указывает времени очищения, так как время уже наступило, но открывает способ очищения и, так сказать, полагает пред глазами, наконец, самую тайну, изъясняя подлинную цель закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010