Диакон приготовляет священные (принадлежности): святой дискос 12 на левой стороне, чашу на правой, и остальное с ними. Потом, совершив три поклонения пред (столом) предложения, говорят каждый: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13), и помилуй меня»; и (ещё): «Ты, Спаситель наш, искупивший нас «от клятвы закона» (Гал.3:13) честною Твоею кровью, пригвождённый ко кресту и копьём пронзённый, сделавшийся для людей источником безсмертия, слава Тебе».    Потом, диакон говорит: «Благослови, владыка». И священник благословляет: «Благословен Бог наш, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, священник берёт левой рукой просфору, а правою святое копье 13 , и, делая им знак (креста) поверх знака печати на просфоре, трижды говорит: «В... воспоминание» (Лк.22:19) Господа и Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа».    И тотчас вонзает святое копье на правой стороне печати, и, (сверху) надрезая, говорит: «как овца, веден был Он на заклание» . Одинаково, вонзая святое копье на левой (стороне), говорит: «И как овца незлобивый пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» .    Вонзая святое копье на верхней стороне печати, говорит: «От уз и суда Он был взят» . Опять, вонзая святое копье на нижней стороне печати, говорит: «род Его кто изъяснит» (Ис.53:7, 8)?    Диакон, при каждом надрезании, говорит: «Господу помолимся». После этого, держа свой орарь правою рукою, диакон говорит: «Подними (вырезанный агнец), владыка».    И священник, вдвинув святое копье с боковой правой стороны просфоры, поднимает (вырезанный) святой хлеб, говоря так: «Он отторгнут от земли живых» (Ис.53:8), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». И, полагая его навзничь (т. е., мягкою стороною вверх) на святом дискосе, — после того, как диакон скажет: «Принеси в жертву 14 , владыка», — священник приносит его в жертву крестообразно, говоря: «Приносится в жертву Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29), за жизнь мира и спасение». И поворачивает на другую сторону, с крестом наверху, и диакон говорит: «Вонзи, владыка».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

   Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, Апостол Павел заканчивает словами (Евр.11:24-26, 32-40, 12:2): «... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее».    Что же это такое? Ответ дается в Евангельском чтении первого воскресенья (Ин.1:43-51): «... увидишь больше сего... истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».    Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если перемените свое видение жизни, если возжелаете и если примете подвиг.    Об этом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье (Евр.2:1, 3): «... Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть... как мы избежим (праведного воздаяния), вознерадевши о толиком спасении?»    В Евангельском чтении второго воскресенья (Мк.2:1-12) образом этого усилия и желания является расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои».    В третье воскресенье начинается поклонение Кресту, и мы слышим в Евангельском чтении (Мк.8:36-37): «... какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» С этого воскресенья, в чтении Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход «во внутреннейшее, за завесу», т. е. во святая святых Царствия Божьего (см. третье воскресенье: к Евреям 4:14, 5:6; в четвертое воскресенье: к Евр.6:13-20; в пятое воскресенье: к Евр.9:11-14), в то время как в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти (страдания) Христа: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его...» (Мк.9:31) и Его Воскресение: «... и в третий день воскреснет» пятое воскресенье: (Мк.10:32-45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

А если люди, живущие там, восстают против строительства храма, они могут получить проклятье вместо благословения, ожидаемого от построения храма. Смотрите, что сказано в Первой книге Царей (2:25): «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу. Если же человек согрешит против Господа (а согрешающий против храма, согрешает против Господа) , то кто будет ходатаем о нем?». Поклонение поясу Божией Матери или кресту, и другим неодушевленным предметам, и молитвенное обращение к ним, что это может означать? И есть ли какие-то библейские прецеденты по этому вопросу? - Я бы назвал три прецедента. Во-первых, апостол Павел говорит: «Крестом Твоим похваляемся», т.е. он считал, что единственное, чем мы можем хвалиться, это крестом Господним. Это мы находим в Писании. По поводу неодушевленных предметов, пояса или чего-то подобного, мы можем в книге Деяний найти текст – это 19 глава книги Деяний святых апостолов, 11-12 стих: «Бог же творил немало чудес руками Павла так, что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них». Вот здесь мы видим, как совершенно неодушевленные предметы – платки и опоясания возлагались на людей в отсутствие Павла, и больные получали исцеление, и даже злые духи выходили из этих людей. Но есть очень интересный текст в Ветхом Завете – это Книга Чисел, 21 глава, 16-17-18 стих: «Отсюда отправились к Беэр (что значит «колодец», место это было названо так, потому что Бог чудесным образом устроил там колодезь для них). Тогда воспел Израиль песнь свою: «Наполняйся колодезь, пойте ему!». Колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа, законодатели жезлами своими, из пустыни отправились в Матану». Т.е. это была какая-то стоянка, и при помощи Моисея-законодателя, и все князья колен израильского народа своими жезлами выкопали, и вот это песнопение – «наполняйся, колодезь, пойте ему». Конечно, нельзя сказать, что это вот именно такая молитва, обращенная к колодцу. Или, например, что почитание креста, оно как-то отдельно от почитания страдающего Христа. Или почитание пояса Божией Матери, оно как бы отдельно от самой Божией Матери. Как платки и опоясания Павла не были просто платками и просто опоясаниями, иначе каждый имеющий платок мог бы им исцелять. А книга Деяний говорит, что это апостола Павла платки и опоясания. Как они оказались в руках других людей? Наверное, зная о чудесных свойствах этого Божьего угодника, люди предлагали ему платки, подносили опоясания, люди понимали, что предметы, которые соприкасались с ним, они источали благодать. А что удивляться? Если в книге Деяний апостолов сказано, что тень проходящих апостолов исцеляла людей! Больных выносили на улицу и их клали по предположительному маршруту, где пройдут апостолы и где будет их тень. Люди даже этим довольствовались и получали реальные исцеления, реальные чудеса!

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Арсений. Изображал. Я. Так же, как и ты, и как все старообрядцы? Арсений. Нет. Не Он, как мы, а мы, как Он. Я. Пусть будет по-твоему, дело не в игре слов. Когда ты кончишь изображение на себе крестного знамени, какую молитву проговариваешь? Арсений. Известно, какую. Какая полагается тут: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь. По Малому катехизису. Я. И Христос так же молился? Арсений. Так же и Христос. Я. Вот видишь, какая тут допущена несообразность. По-вашему выходит, что Христос молился Самому Себе и называл Себя грешным. Подумай, к чему ваше лжемудрование ведет нас? Арсений. Если не так, то как же Христос молился? Я. Святые евангелисты свидетельствуют о том, как Христос молился: пал на лицо Свое, молился ( Мф.26:39 ), пал на землю и молился ( Мк.14:35 ), преклонив колени, молился ( Лк.22:41 ). Есть и апостольское предание о том, как творить молитву, но никак не о сложении перстов, а именно: воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Да и для чего бы Господь наш Иисус Христос в молитве Своей к Отцу Своему Небесному слагал два перста? Арсений. Во исповедание двух естеств – божеского и человеческого. Я. В ком? Арсений (подумав). В Самом Себе. Я. Страшно подумать, что ты сказал. Вера есть несовершенство знания. Всеведущему Богу приписывать веру – богопротивно 5 . Исповедовать веру в Божество и человечество Иисуса Христа приличествует только нам, немощным, а не Богу. Далее, по 31-й главе Стоглава ты воздаешь поклонение пречистому образу и животворящему Кресту Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородице и Небесным Силам… Неужели ты по совести своей скажешь, что и Христос также молился, как и мы, грешные? Арсений промолчал. Но подумай, как же мог Христос молиться и поклоняться иконам, которых тогда еще и не было? Пойми, мог ли кланяться Творец твари? – С чем сообразно этому доверять и такую нелепость защищать? В 31-й главе Стоглава несправедливо написано о перстосложении и клятве. Святой Мелетий не учил о перстосложении для крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В 614 году персы, по-теперешнему жители Ирана, – овладели Иерусалимом и храмом и похитили Крест Господень. Через 14 лет, в 628 году Крест был снова возвращён в Иерусалимский храм. С этого времени установлено было во Вселенской Церкви повсеместное празднование Воздвижения Животворящего Креста Господня для всеобщего поклонения ему. Все мы знаем, братия и сестры, что всеобщее поклонение Кресту Господню установлено потому, что на нём Господь перенёс мучительные страдания и самую смерть ради нашего спасения. В сегодняшнем евангельском чтении святая Церковь напоминала нам, как Спаситель был судим, приговорён к распятию и как был распят на Кресте Голгофы. Во дворе Пилата сначала били Его, терновым венцом окровавили главу и лик Его, потом кричали Пилату: распни, распни Его. Когда Пилат сказал толпе, что не находит в нём вины, то они ещё сильнее кричали: возьми, возьми, распни Его. Тогда, – говорит евангелист, – он предал Его им на распятие ( Ин. 19:16 ). И распяли Его на голгофском Кресте и с Ним двух разбойников по ту и другую сторону от Него. Если разбойники, братия и сестра, были распяты потому, что были разбойниками, по делам своим ( Лк. 28:41 ) получившие наказание, то за что был распят невинный, безгрешный, никому никакого зла не сотворивший Христос? – Он был распят не за Себя, не за Свои дела, а за дела людей, за их грехи, за наши грехи и не по Суду Пилата и Синедриона, а по изволению Божию ( Ин. 19:11 ), допустившему этот суд по неизреченной любви Божией, пожелавшей через искупительные страдания и смерть Христа избавить нас от грехов, мучений и вечной смерти за них. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ...ибо не судить мир, но спасти мир пришёл на землю Христос ( Ин. 3:6, 17 ). И вот смотрите, что произошло на Кресте Голгофы. На Кресте Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нём, язвою Его мы исцелились ( Ис. 53:5 ). Как переносил, как чувствовал на Кресте невинный Страдалец? На Кресте Он молился за распинателей Своих! Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). На Кресте Он поручил осиротевшую Мать Свою возлюбленному ученику Своему, сказав: Жено, се Сын Твой, а ученику: Се Матерь Твоя ( Ин. 19:26–27 ). На Кресте Он помиловал уверовавшего разбойника и даровал ему Царствие Небесное, сказав: Сегодня же ты будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). На Кресте Христос никого не забыл. Он забыл только Себя Свои страдания. И когда пришёл им конец, Он сказал: Совершилось и, склонив голову предал Дух Свой Отцу Своему ( Ин. 19:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

в) все, в том числе и колоссяне, примирились с Богом в Теле Христа (Церкви), чтобы предстать пред Богом непорочными. Павел – служитель Церкви по домостройтельству Божию, страдающий за Христа и возвещающий «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым... чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» ( Кол. 1:21 – 29 ) 2. Осуждение ложных представлений о Христе а) о зарождающемся гностицизме, связанном как с греческими философскими спекуляциями, так и с влияниями восточного мистицизма и дуализма: «философия и пустое обольщение, по преданию человеческому, по стихиям мира». Противопоставление данного учения Божественной полноте Христа, Его духовному обрезанию, Его спасительному делу. О «погребении в Крещении и совоскресении», об «истреблении рукописания и пригвождении его ко Кресту», о торжестве Христа над бесплотными силами ( Кол. 2:1 – 15 ) б) зарождающийся гностицизм и иудейская традиция: о ненужности соблюдения ветхозаветных иудейских обрядов (суббота, праздники, новомесячия), являющихся лишь тенью того, что исполнилось в Церкви – Теле Христовом ( Кол. 2:16 – 17 ) в) ангелология и стериология гностицизма. Поклонение ангелам, аскетика без Христа, «самовольное служение, смиренномудрие и изнурение тела» отдаляют от Христа, возвращая людей к «стихиям мира» ( Кол. 2:18 – 23 , найти и прокомментировать связь с Гал.) (см. приложение 1), так как Он – «Глава, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» 3. Практические указания: разные стороны христианской жизни а) богословская и духовная основа христианской жизни: смерть во Христе и скрытая в Нем жизнь ( Кол. 3:1 – 4 ) б) прежняя языческая жизнь и новая христианская святая жизнь: учение о христианской этике как о новой жизни во Христе. Восстановление помраченного грехом Образа Божьего: совлечение ветхого человека и облечение в нового, «который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Любовь – совокупность совершенства. Все – «во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол. 3:5 – 17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В подтверждение этого они ссылаются на некоторые места Св. Писания. Так, указывают а) на слова прор. Моисея: «проклят перед Богом (всякий) повешенный (на дереве)» ( Втор. 21:23 ; сн. Гал. 3:13 ) и говорят: если проклят человек, повешенный на дереве, то тем более должно быть проклято и скверно самое дерево или крест. – Но, как видно из контекста речи, в указанных словах прор. Моисей говорит о тяжких преступниках закона, которых в наказание убивали и вешали на дереве. Значит, и проклятие относится к человеку-преступнику, а не к дереву, на котором он висел, и не за то, что висел на дереве, а за то, что впал в такой грех, за который следовало его повесить. Христос же был безгрешен ( 1Пет. 2:22 ; сн. Ис. 53:9 ) и «сделался за нас клятвой» ( Гал. 3:13 ), приняв на себя грех всего мира. Поэтому причина проклятия не в кресте, а в людях и их грехах, вызвавших крествые страдания Спасителя. Самый крест после прикосновения к нему тела Христова и совершения на нем нашего спасения освятился и стал великой святыней, достойной почтения и поклонения, а отнюдь не презрения. 639 б) Затем, сектанты говорят, что крест заслуживает не почитания, а совершенного презрения, так как он осквернен вознесенными на него грехами и рукописанием о нас, как пишут ап. Петр и Павел: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на дерево, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет 2:24 ); «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). – Но говорят они неправду. Хотя Господь, взяв на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ), Сам вознес их «телом Своим на древо ( 1Пет. 2:24 ); но тело Его от этого не осквернялось, а осталось всесвятым. Отсюда и крест, к которому было пригвождено святое тело Христово, отнюдь не осквернился через распятие на нем Господа, а, напротив, освятился честною Его Кровию ( Кол. 1:20 ). Думать, что на кресте грехи остались, значить отрицать спасительность пролитой на нем крови Христовой, «не почитать за святыню кровь завета» ( Евр. 10:29 ; 1Ин. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Верующие христиане могут находить основание для почитания честного креста даже в ветхозаветных указаниях и пророчествах (срав., напр., Быт. 48:13–15 ; Ис. 60:13–14 ; Чис. 21:8–9 ; срав. Ин. 3:14–15 ; Прем. 14:7 ; Пс. 59:6 ; Ис. 11:12 и др.). Что же касается Нового Завета, то уже Апостолы, после крестной смерти Христа, такое благоговение питали к кресту Его, что им обозначали самое дорогое и священное для каждого христианина – наше искупление от греха проклятия и смерти, совершенное Господом нашим Иисусом Христом, т. е. – самую сущность христианства. «Я не желаю хвалиться – говорит ап. Павел ( Гал. 6:14 ), – разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». «Слово о кресте,–пишет он коринфянам ( 1Кор. 1:18 ), – дня погибающих юродство есть, для нас же, спасаемых, сила Божия». «Многие, о которых я часто говорил вам, – сообщает он филиппийцам (3:18), – а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова». «Я рассудил быть у вас (коринфян) незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и, притом, распятого» ( 1Кор. 2:2 ). «Итак, – обращается он к евреям (13:13), – выйдем к Нему (Иисусу Христу) за стан, нося Его поругание». Колоссянам он изъясняет, что Богу Отцу богоугодно было «посредством Его (т. е. Иисуса Христа) примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1:20 ). О почитании креста Христова в первенствующей Церкви свидетельствуют уже мужи апостольские и первые христианские апологеты. Так, ученик и друг апостола Иоанна Богослова, св. Игнатий Богоносец пишет: «мой дух – в прах пред крестом». Иустин Философ в своей первой апологии (гл. 72) свидетельствовал римскому сенату: «крест есть величайший символ силы и власти Христовой». Минуций Феликс (Octav с. 9, п. 12 и 29) изъяснял язычникам, что, почитая крест, христиане воздают этим поклонение и честь Тому, Кто был на нем распят, а не боготворят самое дерево. О почитании креста в первенствующей христианской церкви говорят также Тертуллиан и Ориген , причем, последний утверждает, что почитание креста, уже задлго до него было настолько раопросраненным и всеобщим среди христиан, что римские язычники называли и самых христиан не иначе, как крестопоклонниками (cruciole, crucis religiosi). Вот основания для учения Православной Церкви о почитании св. креста!

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Во времена недавних гонений на Церковь один священник, находясь в самых страшных, невыносимых условиях лагерной жизни, испытывал необыкновенную Божию благодать, чувствовал, что душой он находится в раю. Тогда же он написал, может быть, несколько неискусное, но искреннее и точно изображающее его состояние стихотворение, в котором есть такие слова: «Среди хулы, кощунств, матерщины, визга пилы я чувствую, что я нахожусь в раю». И это он ощущал потому, что с ним был Господь. Если ему даже при таких страшных обстоятельствах ничто не помешало стяжать в своем сердце Господа, то тем паче для нас неизвинительно нерадение об этом. Будем же усердно стремиться к тому, чтобы через понуждение себя к непрестанной Иисусовой молитве стяжать благодать Божию, Божественный свет. И тогда учение святителя Григория Паламы, чью память мы сегодня празднуем, не покажется нам ненужным. Хотя бы в малой степени просветим свои души и сердца, ибо без благодати Божией никакого очищения от грехов быть не может. Аминь. 11 марта 2001 года Неделя 3я Великого поста, Крестопоклонная (Мк., 37 зач., VIII, 34 — IX, 1) Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. О следовании за Господом Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня третья неделя Великого поста, которая называется Крестопоклонной. Приблизительно в середине поста по Уставу Святая Церковь, чтобы духовно укрепить своих чад, предлагает им поклонение Кресту. Когда человек подвергается житейским скорбям, болезням или испытывает другие какие-нибудь неприятности и несчастья, то самым утешительным для него, когда уже ничто не помогает, бывает рассказ о том, что кто-то испытывал нечто подобное и, может быть, страдал еще тяжелее.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, Победную поющия: Х ристос Воскресе из мертвых! Пасха как переход Слова этого песнопения напоминают нам, что Пасха это переход или прохождение из одного места или состояния бытия в другое. Христос не умер на кресте в одно мгновение и не воскрес немедленно из мертвых. Некоторое время прошло между днем Его смерти и днем Его Воскресения. Именно это время мы и воспоминаем в Святую Субботу. По учению Церкви, Иисус Христос, Богочеловек, снизшел в глубины ада, в место пребывания душ усопших людей. Он снизошел в самую подлинную область смерти, управляемую князем тьмы и зла, и разрушил его власть и силу, ибо Божественная Жизнь оказалась сильнее смерти. Вот когда воистину началось Воскресение Христово. От смерти к жизни – Христос ведет нас “Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим”. Иисус Христос воскресил Лазаря из мертвых после того, как тот был мертв целых четыре дня. Он сделал это, чтобы показать, что обладает властью над живыми и мертвыми. Однажды, когда Христос придет судить всех людей, настанет всеобщее воскресение. Только в Евангелии от Матфея упоминается, что мертвые восстали из гробов своих после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И в этом был о знамение, что Сын Божий воистину обладает властью воскрешать мертвых и дарует вечную жизнь в сем, кто уверует в Него. Спаситель разрушил силу смерти Своею собственною смертью на Кресте. Он одолел смерть для того, чтобы даровать всем нам новую не оскудевающую жизнь. Великая и святая суббота Поклонение Плащанице Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял; пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши; души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010