Ты хорошо знаешь, как тяжел грех, какая скверна в нем, имей же к нему брезгливость, ненависть, отвращение. Ведь ты от внешней грязи и нечистоты отвращаешься, не терпишь ее, как же ты не бежишь нравственной грязи, которая во сто раз отвратительнее всякой внешней скверны? Нет, довольно тебе поддаваться обольщениям греха, беги, ненавидь, презирай его! Ведь с врагом — человеком ты порываешь связь, прекращаешь всякое общение, прекрати же общение и с грехом — этим врагом твоей души, твоего спасения. Господи! Ты все мне дал: высокий сан священства, внешнее благополучие и любовь ко мне родных, присных и пасомых. Но что я Тебе, Господи, дал и даю? Одну измену, одну скверну, одно только себялюбие. Господи, когда же придет время моего исправления, моего духовного возрождения, когда я паду ниц пред Тобою и от всего сердца возблагодарю Тебя, Господи, за все Твои ко мне милости! «Убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние» (Из 9-й песни Великого покаянного канона св.Андрея Критского. Вторник). Действительно, на каждом шагу враг нас подстерегает и старается уловить в свои беззаконные сети. Нужно постоянное бодрствование, внимание к себе, чтобы распознавать его козни, дабы вовремя принимать меры противодействия вражиим наветам и оставаться неуязвимыми. Нравственный рецепт из Книги Притчей (гл.3, ст.7-8; паремия на вечерне четвертка первой Недели Великого поста). «Не буди мудр о себе, бойся же Бога и уклоняйся от всякаго зла. Тогда исцеление будет твоему телу и уврачевание костем твоим». Мудрование о себе приносит вред здоровью, а страх Божий и удаление от пороков — дает исцеление. В самом деле, что так расстраивает наши нервы, как не постоянное стремление к славе, чести, прибытку, и когда у нас бывает больше неприятностей с людьми, всякого рода беспокойства и разочарований, как не при этом стремлении? И какой мир, благодушие, спокойствие приносит нам преданность Богу и всякая добродетель, а если душа здорова — тогда и тело наше чувствует свежесть и бодрость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

ЖМП 12 декабрь 2017 /  23 апреля 2018 г. 13:00 Взял в руки Часослов — поменьше гордись собой Заслуженный артист России Ян (Иоанн) Осин выпустил вторую половину авторского курса для начинающих чтецов и обучающихся этому искусству на приходах церковнослужителей из числа мирян ( о первой см.: Журнал Московской Патриархии. 2012. ). Сюда вошли полные тексты утреннего и вечернего молитвенного правил и заменяющие их на Светлой седмице Часы Пасхи. Мы попросили автора рассказать о работе над новинкой и о том, как легче всего научиться церковному чтению, избегая самых распространенных в этом деле недочетов. PDF-bepcuя — Ян, зачем понадобилось продолжать Практическое пособие по церковному чтению выпуском с утренними и вечерними молитвами? — Первая часть ориентировалась на богослужебные нужды. Она выдержала несколько переизданий, и в откликах с мест высказывались пожелания записать также тексты не богослужебных, а келейных молитвословий. Ведь их тоже каждому хочется произносить правильно и красиво! Как и пособие, данное издание состоит из двух компонентов: аудиодиска и полного текста молитв, напечатанных по-церковнославянски в виде буклета. Тщательно выверены последовательность молитв, а также написание слов в них, в том числе в подробных помянниках о живых и об усопших. Хотел бы особо заметить: это не аудиомолитвослов. Мой записанный голос не произносит молитвы за вас — он помогает вам проверить себя, исправить недочеты и ошибки с буклетом в руках, следя за темпоритмом предложений, за остановками и паузами внутри фраз. — Как вам кажется, каковы сейчас самые распространенные, типичные проблемы церковного чтения на приходах? — Мир убыстряется, становится все динамичнее, и у начинающих чтецов не хватает времени на практику (тем более на учебную подготовку к непосредственному чтению за богослужением). А в нашем послушании исполнительское качество напрямую зависит от опыта. Больше читаешь, совершенствуешься в чтении — делаешь меньше ошибок. Помарок не надо бояться, их надо исправлять, чтобы в дальнейшем не повторять. Чего греха таить: даже у священников, особенно за чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, бывают недочеты (например, в слове «Дева» не замечают титло и произносят «два», вместо «единица» проскальзывает «единица»). Поэтому чтецам-новичкам посоветовал бы в первую очередь не лениться, а уже приобретшим некоторый опыт — обращать внимание на советы опытных коллег. Подмечено: как только начинаешь гордиться сделанным — тут же ошибешься буквально на ровном месте.

http://e-vestnik.ru/interviews/tserkovno...

156 И этим человеком, несомненно, был Моисей. 1. Объяснение, которое дает г–жа Хорт десяти египетским казням, как и вообще все толкования библейских чудес протестантами, основаны на полной неспособности рационалистического протестантского ума к восприятию феномена чуда. Чудо не было бы чудом, если бы его можно было запросто объяснить законами природы. Оно как раз и является их нарушением, причем таким нарушением, которое нельзя интерпретировать, исходя из явлений обычного порядка. В этом ощутимо и ярко обнаруживается не только всемогущество Божие, но и то обстоятельство, что Он, как Творец мироздания, является его полновластным Хозяином, распоряжающимся всем по Своему усмотрению: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» (Богородичен четвертой песни Великого покаянного канона св. Андрея Критского ). Если бы все, или даже большинство казней, описанных в книге Исход, легко объяснялись особенностями египетской природы, то египтяне не обратили бы на них должного внимания и не поверили бы вовсе Моисею. Например, знойный ветер хамсин дует в Египте из пустыни регулярно в определенное время года в течение 50 дней (почему и называется по–арабски хамсин, т.е. пятьдесят (дней)), и если бы описываемая в Библии тьма была вызвана именно им, то здесь не было бы никакого чуда. Произвольным является и мнение г–жи Хорт, что первые восемь казней были вызваны необычным разливом Нила. Священное Писание ничего не говорит об этом разливе в связи с казнями, а если бы он имел место, то это непременно было бы отражено в библейском тексте. Утверждение же, что нашествие саранчи было вызвано обильными ливнями в Эфиопии, свидетельствует о плохой осведомленности автора в области биологии. Дожди, и тем более ливни, крайне неблагоприятны для размножения и развития саранчи, напротив, для этого необходимы сильная засуха и жара, когда и происходят нашествия саранчи, причем это бывает обычно летом, а не зимой. Поэтому появление ее в то время года, когда был исход, необычно. Град и особенно упоминаемый в Священном Писании наряду с ним дождь ( Исх. 9, 33–34 ) – явления уникальные для Египта. Дождей в Египте в норме не бывает, и они настолько непривычны для египтян, что в одном древнеегипетском тексте, чтобы объяснить факт орошения Сирии и Палестины дождями, говорится, что там «Нил падает с неба». Примеров того, что десять казней были явлением необычным для данного времени года и для данного региона (т.е. Египта), можно было бы привести достаточное количество. Но необходимо подчеркнуть, что некоторые из казней (не только смерть первенцев, но и превращение воды в кровь, которое было мгновенным, а стало быть, не было вызвано размножением каких бы то ни было бактерий, а также, например, «осязаемая тьма»), не просто необычны, а вообще необъяснимы с точки зрения законов природы. Это обстоятельство и вынудило даже египетских волхвов оценить эти казни как перст Божий ( Исх. 8, 19 ). Из Египта на Синай

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Расхождения, и серьезные, начались много позже. Внимание, которое отец мой все больше и больше оказывал Мама, было замечено ее родственниками и принималось сочувственно. У бабушки Трубецкой было достаточно жизненного опыта и чуткости, чтобы оценить и почувствовать как редкую ценность, как личность, полюбившего ее старшую дочь. Ее твердая уверенность в большом решении поддержала Мама в ее колебаниях. К концу зимы, когда расположение к Мама перешло в глубокое и сильное чувство, а Мама, как очень юная девушка, еще, может быть, не ясно сознавала, к чему это скоро приведет, тетя Эмилия сочла нужным предупредить Мама и выразила это подарком: она подарила Мама браслет, на внутренней стороне которого была выгравирована надпись. Слова покаянного кондака из великого канона Андрея Критского – «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается...» тетя Эмилия избрала как намек на скорый конец девической жизни Мама. От этого времени сохранилось письмо Мама к ее матери. Это письмо поражает присутствием дружеской близости, простоты и доверия у дочери к матери. Мама открывает бабушке свое отношение к двум молодым людям – к Феде Соллогубу и к другому Феде, ее любившему. Первый был много старше, был женат и не мог быть соперником Папа как жених, но видно из письма, что все же обаяние этого блестящего человека не проходило для Мама бесследно. Весь тон письма похож на обращение к подруге – Мама ничего не утаивает от матери, почти как «откровение помыслов» старцу. В этом письме из Москвы в Калугу (на Вербной неделе 1884 г.) Мама описывает своей матери дни, когда она была в душевном борении. Отрывки из письма Мама от 1 апреля 1884 г.: «...я начала было серьезно увлекаться им, но вот три дня что он с нами весь день, обедает у нас, сидит вечером, и после этих трех дней пропало увлеченье! Он очень мил, но не то, что я от него ожидала! А Ты его судишь все-таки не верно! Как Ты не понимаешь, что с другой женой это был бы совершенно другой человек. Вот эту зиму он проводит у Самариных и вполне довольствуется семейной их жизнью и говорит, что нигде ему так не хорошо, как у них! К несчастью, этого спокойствия, которое Ты нашла в моем письме, все эти дни у меня не было, и бывало даже совсем скверно! Затем Ты меня не вполне поняла.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

В сей грозный час, среди последнего томления тела и духа, среди всеконечного смятения мыслей и чувств, какой глас желали бы вы, братие мои, чтобы изшел из уст ваших? — Мне бы не хотелось для себя другого, кроме: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Помилуй грешника, коего жизнь исчезла в суете и грехах! Яви последний знак милосердия и даруй, да изыду из темницы плоти моей с чувством покаявшегося на кресте разбойника!    Ударит, наконец, час общего всемирного пробуждения от сна смертного: надобно будет вставать из утробы земной, облечься в тело новое и неразрушимое, и, вместе с делами своими, явиться на Суд Страшный для услышания приговора над собою на всю вечность. Тогда, среди неба и ада, между Ангелами и духами отверженными, что будешь чувствовать ты, бедная душа моя? Не возопиешь ли в последний раз: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»    Да, братие мои, на Страшном всемирном Суде Божием, не прежде, конец сей покаянной молитвы: она прекратится тогда, как пред лицом вселенной навсегда решится судьба каждого из нас. После сего уже не будет ей места. В раю, у праведных останется одна радость и одно вечное славословие имени Божия. Во аде, для грешников один вопль отчаяния и скрежет зубов.    Какая из сих участь ожидает нас? — Един Господь весть. Но, если пребудем таковыми, каковы есмы; если умрем во грехах наших: то явно, где часть и с кем жребий наш. Воззовем же к Господу Богу из глубины души все и каждый: помилуй нас! Даждь всем нам прежде конца покаяние! Аминь.    Из Великого Канона Андрея Критского, в понедельник первой седмицы Великого Поста — Редакция «Азбуки Веры» 6. Слово первое в среду недели 1-й Великого поста...     «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»! (Пс. 140:2).    Увы, как в нас все слабо и нечисто, даже самое лучшее и совершеннейшее! Если что драгоценного осталось в природе нашей от ее совершенств первобытных, то — молитва, посредством коей человек мгновенно возносится над всем земным и тленным, становится превыше небес и всего сотворенного, приступает к престолу Самого Бога и входит с Ним в непосредственное общение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Очень сложно сейчас ответить «да» или «нет». Мы же решили обучаться дома не из-за того, что наша школа плохая, а потому, что мне очень не нравится сама современная методика, программа школьная, где очень много сумбура, плохо поданной и совершенно ненужной информации. Уверена, что программу начальной школы я вполне смогу преподать ребёнку самостоятельно, учитывая её ритм, оставляя время на занятия, например, в музыкальной школе и цирковом кружке, куда мы хотим пойти с сентября. Насчёт средней школы я уже не уверена, хотя физику, например, может давать мой муж, инженер-электронщик. Возможно, к моменту закрытия школы, если таковой момент замаячит на горизонте, мы придумаем какой-нибудь ход конём, чтобы этого закрытия не допустить. Возможно, уже наши дети к этому грустному году настолько вырастут, что это и не будет нашей проблемой. Понимаете, это слишком большой, тяжёлый момент, и, конечно, хотелось бы отбрыкаться от участия в его решении, потому что это потребует очень больших усилий. Думаю, что самым правильным ответом будет – мы будем решать этот вопрос по ситуации, и я не могу сейчас сказать, что мы не отдадим наших детей в нашу школу ради её спасения. – Сейчас идёт Великий Пост. Как он у вас проходит, и в чём вы видите его смысл в вашей многочадной семье? – Если говорить о кулинарной составляющей, то этот пост нам сложно даётся. Мы с мужем, видимо, уже в силу возраста, очень плохо переносим отсутствие животного белка, поэтому, с вашего благословения, убрали полностью из рациона только мясо и мясные продукты, а рыбу и даже иногда молоко и яйца себе позволяем. Детям кашу варю на воде, а в тарелки добавляю молоко. Яйца варю отдельно. То есть мы им максимально даём поблажку. Но, например, полностью убрали конфеты, а сласти — печенье, зефир и проч. – едят они после Причастия, матушка в храме их угощает, или в гостях где-то. Я стараюсь себя сдерживать в обидах, окриках на детей (хотя полностью удержаться не получается, каюсь), в количестве съеденного. Муж всю первую неделю ездил на чтение Покаянного Канона Андрея Критского, что тоже подвиг, это первый раз в его жизни. Сейчас мы хотим ещё ездить на литургии Преждеосвященных Даров, которые будут в будни.

http://pravoslavie.ru/111291.html

Сам себе идолом стал я, страстями душу свою повредив, о Милосердный. Но в покаянии меня прими и в познание призови. Да не буду я собственностью и пищей чужого. Спаситель, Ты Сам надо мною сжалься. Не послушал я голоса Твоего, ослушался Писания Твоего, Законодатель. Но в покаянии меня прими и в познание призови. Да не буду я собственностью и пищей чужого. Спаситель, Ты Сам надо мною сжалься. Марии: Во глубину впадши великих непотребств, ты там не задержалась, но помыслом лучшим скоро поднялась посредством деяний к наивысшей добродетели, ангельскую природу, Мария, дивно удивив. Троице: О Тебе, нераздельном по сущности и неслиянном в Лицах едином Троичном Божестве, я богословствую, как о равноцарственном и сопрестольном. Громко пою Тебе песнь великую, в небесах троекратно воспеваемую. Богородице: И рождаешь Ты, и сохраняешь девственность, и в обоих случаях остаешься Девой по естеству. Рожденный дает природе новые законы, и чрево не рождающее рождает. Где того хочет Бог, там преодолевается природный порядок, ибо творит Он все, что хочет.   ПЕСНЬ ПЯТАЯ Ирмос: Просыпаясь ночью до рассвета, молю Тебя, Человеколюбец, просвети и наставь меня повелениями Твоими, и научи меня, Спаситель, совершать волю Твою. Скрюченной книзу женщине подражай, о душа: приди, припади к ногам Иисуса, дабы Он распрямил тебя, и ты прямо пошла бы по стезям Господним. Хотя Ты и глубокий колодец, Владыка, но источи мне воду из пречистых Твоих жил, чтобы, подобно самарянке, испив, я больше не жаждал. Ибо жизни струи Ты источаешь. Силоамом да будут мне слезы мои, Владыка Господи, да умою и я очи сердца моего и да вижу мысленно Тебя, Свет Предвечный. Марии: С бесподобной любовью Древу жизни возжелав поклониться, удостоилась ты желаемого, всеблаженная; удостой же и меня достичь высшей славы. Троице: Тебя, Троица, славим, Единого Бога: Свят, свят, свят Ты – Отец, Сын и Дух – простая сущность, непрестанно поклоняемая Единица. Богородице: Из Тебя, нетленная, незамужняя Матерь-Дева, Бог, века сотворивший, в мой облекся состав и соединил с Собой человеческую природу.

http://bogoslov.ru/article/6025169

Подлинные грешники — совесть которых кровоточит, и слово Божие зовет их войти в бесконечную глубину Божественного прощения и милосердия. Ради них Христос сошел с небес на Голгофскую гору, чтобы призвать их к покаянию. Христос пришел взыскать подлинных грешников, тех, кто изнемогает под тяжестью мук, не притворщиков, которые изображают из себя кающихся, чтобы их хвалили и прославляли за то, чего они не имеют. Христос пришел «отпустить пленных на свободу», и Он сошел в самые темные и сокрытые места преисподней, чтобы взыскать их. Но если ты не сознаешь себя заключенным в темницу греха, если ты не узнал еще, что такое тьма греха, если ты не проснулся еще от ужаса греха, как можешь ты «из глубины воззвать ко Господу»? «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается и имаши смутитися», — молимся мы, преклонив колена, в середине Великого покаянного канона святого Андрея Критского. А начинаем его восклицанием: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний?» Если ты не начнешь плакать и рыдать от несчастья греха, как услышит тебя Спаситель? Начало покаяния, говорят святые отцы, — видеть свои грехи, бесчисленные как песок морской. Основание покаяния — осознание греха, вопль скорби за содеянные нами преступления, скажем больше, — пребывание на грани отчаяния от отсутствия света. Только так можно узнать, что Христос — истинный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир. И что милосердие Его непобедимо ничем. Христос многократно — в Евангелии от Матфея семь раз — обличает тех, кто все посты и установления церковные тщательно соблюдал: «Горе вам, книжники и фарисеи». Но ведь это, наверное, относится не только к ветхозаветной Церкви? Это можно видеть в относительно недавней истории, когда так называемые обновленцы старались во всем угождать новой революционной власти. И это было в Европе во время Второй мировой войны, когда иные ответственные представители западных христиан услужливо приветствовали гитлеровских оккупантов. А сегодня — то, что происходит с Церковью на Украине под давлением Фанара, за которым явное присутствие заокеанского глобализма? Это в окружающем нас мире. Но разве Господь не сказал, что «время начаться суду с дома Божия»?

http://moral.ru/проснуться-и-бодрствоват...

Это, сдается мне, непременное условие встречи с самим собой. Нередко бывает так, что человек переносит всю свою любовь к себе на некий идеал. Да, сам он последний грешник, но он точно знает, как надо жить ему и всем остальным. Это свое знание он будет страстно навязывать всем окружающим – и, по-моему, в этом есть нечто от попыток заставить людей полюбить пусть не его самого, каков он есть, но хотя бы его «идеального». Впрочем, почти все мы то и дело горячимся в спорах, доказываем вроде бы истину, а на самом деле – свою правоту. Добиваемся, чтобы именно нас признали самыми умными, знающими, правильными. Просим, по сути, чтобы нас полюбили. Может быть, дело в том, что с идеалом всё очень просто? Он на то и идеал, чтобы его только хвалить. А любой живой человек – и я сам, и мой ближний – очень сложное и до конца не понятное существо, в котором есть и свет, и тьма. Встреча с самим собой – реальным, а не придуманным – бывает очень неприятной. Вот поэтому и спешим порой вычеркнуть себя из «списка хороших», особенно если нам еще в детстве внушили: «ты некрасивая», «ты хулиган», «из тебя не выйдет никакого толка». Раз так, то и встречаться с собой не стоит. Как может проходить эта встреча с самим собой – тема для особого разговора, и даже не одного. Но путей тут очень много: от покаянного канона Св. Андрея Критского , пламенного диалога со своей душой, до современных психотерапевтических методов… Все это может пойти нам на пользу, если мы действительно хотим такой встречи. «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!» – рефреном звучат эти слова в Песни Песней. По одному из древних толкований, так Господь говорит нашей душе (не забывая обо всех ее страстях, про них в Песни тоже немало сказано). Мне кажется, мы можем с этими словами согласиться. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

294 . Clark E. A. Ascetic piety and women’s faith: essays on late ancient Christianity. Lewiston, N. Y. 1986. XV, 427. 295 . Clark E. A. The ascetic impulse in religious lifë A general response//Asceticism 1 .241). 505–512. 296 . Clark E.A. Reading asceticism: exegetical strategies in the early Christian rhetoric of renunciation//Biblical interpretation. 1997. 5:1. 82–105. 297 . Clément O. Notes sur le temps//ВРЗПЭ 1957. 26. 72–93; 27. 133–160; 28. 213–235. 298 . Clément О. Transfigurer le temps – notes sur le temps à la lumière de la tradition orthodoxe. P.; Neuchâtel 1959. 299 . Clément О. V. Lossky, un théologien de la personne et du Saint-Esprit//ВРЗПЭ 1959. 30–31. 137–206. 300 . Clément О. Byzance et le Christianisme. P. 1964. 122. 301 . Clément О. L’essor du christianisme oriental. P. 1964. 123. [Книги проф. О. Клемана – в ряду первых соч., утверждавших на Западе новый совр. взгляд на Православие, с выделением центр, значения исихастской традиции и богословия энергий]. 302 . Clément О. L’homme comme lieu théologique//Contacts. 1969· 21(68). 290–305. 303· Clément О. Questions sur l’homme. P. 1972. 221. 304· Clément О. The Holy Spirit and monasticism today//CistSt 1979. 14:4. 313–334. 305 . Clément О. Quelques approches de la théologie et de l’expérience du Saint-Esprit dans l’Église Orthodoxe//Contacts. 1979. 31(107). 241–268. 306 . Clément О. Conner un sens à notre corps//Contacts. 1981. 33(114). 103–135. 307 . Clément О. Le chant des larmes. Essai sur le repentir. P. 1982. [В этом же изд. франц. пер. Большого Покаянного Канона св. Андрея Критского ]. 308 . Clément О. Orient-Occident. Deux passeurs: Vladimir Lossky et Paul Evdokimov. Geneve. 1985. 210. 309 . Clément О. Sources. Les mystiques chrétiens des origines. Textes et commentaires. P. 1986. пер.: Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М. 1994. 383. 310 . Clément О. Quelques jalonsde vie à partir du patrimoine ascétique et mystique de l’Eglise Orthodoxe//Contacts. 1988. 40(142). 82–103.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010