Тест: Великий канон свт. Андрея Критского 1. В Великом покаянном каноне св. Андрея Критского упоминаются люди и события, относящиеся к эпохе: 1 Ветхого Завета 2 Нового Завета Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Кто есть кто в Каноне свт. Андрея Критского? Комментарий: В Великом каноне свт. Андрея Критского упоминаются события и люди, относящиеся к... 6. II Патриарший период 1. Отметьте изменения в жизни Церкви в период царствования императора Николая II: Подсказка Необходимо отметить 3 пункта. 1 Учреждение Комитета попечения о русской иконописи 2 Утвержден устав о пенсиях и пособиях священнослужителям 3 Дарована свобода вероисповедания старообрядцам 4 Упразднена должность обер-прокурора Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: История... Тест: Покров Пресвятой Богородицы 1. К числу каких праздников относится Покров Пресвятой Богородицы? 1 Великих непереходящих 2 Двунадесятых непереходящих 3 Великих переходящих 4 Двунадесятых переходящих Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Церковные праздники: даты, объяснения и традиции Комментарий: В Православной Церкви Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих непереходящих праздников, празднуется 14 октября (нов. ст.). Ответить Пройти весь... Тест 4 на знание Великого канона Восстановите пропущенные слова в отрывках Великого канона свт. Андрея Критского, читаемого в четверг.   1. Мужа убих, глаголет, в язву мне, и юношу в струп, [...] рыдая вопияше; ты же не трепещеши, о душе моя, окалявши плоть, и ум осквернивши. Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените... Тест 3 на знание Великого канона Восстановите пропущенные слова в отрывках Великого канона свт. Андрея Критского, читаемого в среду.   1. От юности, Христе, [...] Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя. Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили,...

http://azbyka.ru/test/page/9

Слово архиепископа Иоанна, сказанное им в брюссельском Храме-Памятнике в 1962 г.Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.Святая Церковь завтра прославляет св. Андрея епископа Критского, творца Великого покаянного канона, а мы собрались, чтобы молиться об упокоении души Царя-Мученика и иже с Ним убиенных. В России также ежегодно собирались русские люди в храмы в день св. Андрея Критского, но не того, который прославляется завтра, а преподобномученика Андрея, замученного за исповедание Христа и правды Христовой. В этот день преподобномученика Андрея в России люди с радостным чувством собирались благодарить Господа за чудесное спасение Государя Александра III в Борках 17 октября 1888 года. Во время его путешествия произошло страшное крушение поезда, все вагоны были разбиты кроме одного, в котором находился Царь со своей Семьей.Так в день преподобного Андрея Критского, замученного врагами Христа и Его Церкви, был спасен Наследник, а впоследствии Государь Николай Александрович и также в день св. Андрея Критского, мирно окончившего свои дни на земле, Государь был убит безбожниками и изменниками. В день Андрея мученика Россия прославляла и празднуемого в один день с ним пророка Осию, предсказавшего воскресение; в их честь строились храмы, где народ русский благодарил Бога за спасение Государя. А через 30 лет, в день св. Андрея, учившего о покаянии, Государь был умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и непонятно, что Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ.Царь-Мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича, Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II, Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народа из братского славянского племени. Россия знала Александра III, Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво и разрешали свои недоразумения мирным путем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1227...

Очевидно, отсюда мы должны признать, что если Великий канон святого Андрея Критского и является его покаянной автобиографией, то его преподобный автор, несомненно, думал и о душах человеческих как пастырь и епископ, располагая верующих во Христа ко спасительному и животворному покаянию в дни Великой Четыредесятницы. Преосвященный Филарет Черниговский в своем большом труде «Историческое учение об отцах Церкви» уделяет немалое внимание оценке Великого канона преподобного Андрея Критского. Он указывает, что, хотя этот канон написан не стихами, а прозой, по тону своему он является «самым высоким произведением поэзии» В тропарях канона, по преосвященному Филарету, «много… чувства живого, глубокого, святого, так много образов, и образов, не мечтанием созерцаемых, а мыслию верною!Одна мысль дает разнообразию частей стройный состав — мысль о нужде обращения к Богу для души грешной; одно чувство проникает все части целого — чувство сокрушения. Духовное око поэта зрит события обоих Заветов в свете веры; лица свистории то представляют ему образы духовной жизни, то примерами падения возбуждают к строгому подвигу; в том и другом случае изображают тайны внутренней жизни.Так свАндрей зрит на свящисторию оком древности, озаренной светом откровения! Но у него все более в движении чувство — чувство, занятое скорбию о грехе и гибели страстей; при первой мысли о том или о другом душа его вся обращается к своему состоянию, вопиет к Господу о милости и только по временам восторгается сладким упованием на Бога в Христе Иисусе» При разборе Великого канона профессор И.А. Карабинов усмотрел определенную структуру в каждой его песни. Так, он утверждает, что преподобный Андрей в первой части каждой из песней беседует со своей душой, а во второй — обращается с воплем к Богу о помиловании. И.А. Карабинов отмечает, что в песнях канона не всегда сохранена точная библейская хронология. Так, преподобный Андрей говорит о всемирном потопе после упоминания о гибели Содома и Гоморры. И.А. Карабинов указывает также, что библейские повествования даются в первых восьми песнях канона, тогда как новозаветные — только в девятой

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно соответствует духу Великого Поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до вознесения Господня. Св. Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению. Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название великого произведения, канон св. Андрея является великим и по своему объему. Позже, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека. Чтение Великого канона всегда привлекало на богослужения большое количество молящихся. Канон длинен, не спеша поёт хор, не спеша читаются священниками тропари канона. Но молящиеся как бы не замечают времени, сосредоточив своё внимание на тех духовных проблемах, которые затрагивает канон. Весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Господь пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию. Но, сила и искренность покаяния не связаны с глубиной духовного падения. Напротив, сила покаяния, способность видеть нечистоту на дне души и мужественно извлекать ее на свет — есть признак высоты духа, и это умение увеличивается с духовным ростом человека. Многие великие святые оставили нам наиболее сильные покаянные молитвы, в чем мы убеждаемся, слушая молитвы пред причащением святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого . Канон св. Андрея приведен здесь в русском переводе для домашнего чтения с целью помочь русским людям покаянно настроиться в течение Великого поста и обновить свои души чистосердечной исповедью и благоговейным причащением Святых Таинств. Великий Канон

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

- Когда же Великий канон был введен в общецерковный обиход? - Полагаю, при преподобном Феодоре Студите, который жил на рубеже VIII-IX веков. Практически младшими современниками преподобного Андрея, отошедшего ко Господу в 740 году, были два других великих гимнографа - преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. Они были настолько плодовиты, настолько блестяще выражали свои мысли, что их творения очень активно были включаемы в богослужения, что невольно оттеснило на второй план труды их предшественников, в том числе и преподобного Андрея. Святому Феодору Студиту по его монашескому устроению оказались глубоко созвучны каноны преподобного Андрея, особенно его богословская составляющая, окончание каждой песни Троичным и Богородичным. Он посчитал важным восстановить его в богослужебной практике. Созвучие и любовь преподобного Феодора Студита к творчеству святого Андрея Критского можно увидеть и в следующем факте. Преподобным Феодором был написан канон «О Страшном суде», для которого он взял ирмосы Великого канона - «Помощник и покровитель» и другие, добавив к ним собственные тропари. Он, думаю, сделал это для того, чтобы, говоря о Страшном суде, мелодически и ритмически привязать это воспоминание к Великому посту. В результате, когда на первой седмице поста начинают петь мефимоны , то есть повечерие с каноном преподобного Андрея, на ту же самую мелодию и с употреблением тех же ирмосов, это сразу отсылает слушателя к теме Страшного суда и необходимости покаяния. А звучание ирмосов Великого канона за неделю до начала первой седмицы настраивает человека на подвиги, готовит к покаянию; ритм и мелодия готовят слушателя наподобие увертюры к восприятию Покаянного канона святого Андрея Критского. Авторитет преподобного Феодора Студита был так высок, что его инициатива включить канон в состав великопостного богослужения не встретила возражений у современников. Некоторые исследователи полагают, что Великий канон начали впервые читать на пятой седмице поста, но я с этим не согласен. Греческие Триоди были сформированы к X веку, а славянские Триоди относятся к XII столетию. Кстати, в славянской Триоди Моисея Киянина, одной из древнейших, на полях есть разбивка канона по дням недели, согласно которой текст преподобного Андрея читался частями с понедельника по пятницу включительно, а не так, как в настоящее время, - до четверга. Подобные же указания есть в одном древнем Гротаферратском уставе в разделе служб Великого поста.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/15/...

Ведь это я Адам, каждый день ядущий с дерева добра и зла, преступающий заповеди Божии каждый день. Ведь это я Каин, убивающий пусть не делом, но словом в самом себе тяжелым камнем осуждения и обиды тысячи, быть может, людей за жизнь. Ведь это я – Исав, продающий духовность за чечевичную похлебку. Ведь это я – Давид и Соломон, удаляющиеся от Царствия Небесного ради опьяняющих дурманящих, но таких ядовитых и смертоносных плотских наслаждений. И все, что мне осталось, это вопиять припевом канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Вот с каким настроем нужно входить в Великий пост. И тогда ноги сами понесут тебя в храм. Стой, человече, посмотри, продышись, подумай! Пропасть адская под ногами. Еще шажочек – и ух! На веки вечные. Повернись в сторону Господа, посмотри, как ты далеко до рая. Но надо с Божьей помощью идти, надо начинать этот путь! И пусть первым или «энным», но таким верным и спасительным шажочком для тебя станет Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас! скрыть способы оплаты Комментарии Марина Ханнанова 3 марта 2017, 16:38 Господи спаси души наши грешные!Какая благодать что есть Вера)))))) Галина Утенкова 2 марта 2017, 16:16 Когда я только что начала воцерковляться.то на первой неделе поста во время чтения великого канона слезы мои текли по щекам так. что платок становился мокрым...И первые мои исповеди проходили с таким же сокрушением и под обилие слез...А сегодня я сокрушаюсь о том. что слез нету...Преподобне отче Андрее. моли Бога о нас... Татьяна Стреблянская 28 февраля 2017, 22:55 Очень проникновенно сказано.Спасибо! Валентина 28 февраля 2017, 11:33 Прости меня Господи и помилуй! Нина Лапина 27 февраля 2017, 21:10 Православный покаянный канон Андрея Критского- самый сильный проникновенный очищающий канон. И его я нашла в Вашем портале, находясь в больнице. Как вовремя! Спасибо Вам за помощь! Марина 27 февраля 2017, 12:13 Спасибо большое! Согласна со всеми словами! С пути зла и греха нужно поворачивать на дорожку добра, внимательности и любви.

http://pravoslavie.ru/101366.html

Другой серьезный исследователь Постной Триоди, профессор И.А. Карабинов, называет Великий канон «покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского». Он считает, что Великий канон был составлен в последние годы жизни Критского пастыря, что это произведение было его покаянным трудом перед смертью С приведенными данными И.А. Карабинова согласуется мнение преосвященного Филарета Черниговского, который опровергает слова Никифора Каллиста о том, что Великий канон якобы принесен преподобным Андреем на VI Вселенский Собор в 679–680 годах Произведение это, несомненно, более позднего периода, и мнение И.А. Карабинова имеет все основания, так как в отдельных тропарях канона действительно имеются указания, что он написан в старости. В своем исследовании источников Постной Триоди профессор И.А. Карабинов вместе с тем отмечает, что Великий канон преподобного Андрея первоначально не имел связи с Четыредесятницей, что связь эта случайна Возможно, что канон этот был принят Святою Церковью для чтения в дни Великого поста позднее, но целый ряд исследователей, и в том числе профессор Е.И. Ловягин, находит в нем органическую связь с днями покаяния, положенными Святой Церковью в дни Четыредесятницы. «Быв усвоен особенно времени покаяния,— пишет он,— этот канон совершенно соответствует сему времени своим содержанием, своим духом и направлением, по которому он справедливо называется иначе каноном покаянным, или умилительным» О том же свидетельствует сама Святая Церковь словами Синаксария Триоди на утрени четверга 5-й седмицы, указывая, что канон этот исполнен неисчетным умилением: «умиление неисчетно имущ», что он «поущает… всякую душу, еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе, еликих же злых отбегати, и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием и иным яве благоугождением. Обаче [сей канон] толико есть широкий и сладкогласный, яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется»

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

– Конечно, детские ощущения всегда отличаются от ощущений человека уже во второй половине жизни. Что для меня Великий пост сейчас? То же самое, что было и в детстве, только с другими, может быть, ощущениями. Почему? Потому что изменилась обстановка, изменились люди, изменились служащие священники. Изменилась и церковная жизнь: казалось бы, все вокруг внешне остается, как и раньше: с неизменными песнопениями, неизменным чтением Великого Покаянного канона Андрея Критского, но – изменились служащие в Церкви. И это самое главное, как я считаю. Можно размышлять о том, стали ли они лучше или хуже, – это уже, в любом случае, абсолютно другие люди! Люди, которые не переносили на себе те тяготы, что были у нас раньше в виде государственного атеизма и всего прочего, что его сопровождало. То есть это люди уже совершенно другого плана. Но я бы назвал еще один фактор: дело и в качестве. Возьмем, например, качество чтения в церкви. Умение прочитать текст, умение дать в чтении эмоциональную часть, так сказать, самовыражение и, я бы даже сказал, передать смысл читаемого – это встретишь сейчас очень редко. Например, Канон Андрея Критского понимать сегодня приходящему в храм народу очень и очень сложно. Люди-то пришли новые в Церковь! Когда я был маленьким, то бывало так, что и священника-то еле слышно и еле видно, храм в темноте, лампадочки горят только, но все равно – все было как-то по-другому! Одно-единственное могу сказать: у нас сейчас происходит возрождение Церкви именно в количественном смысле. Очень много открытых церквей, очень много стало возможностей для того, чтобы люди пришли в храм, не уезжая куда-то далеко. Им и стоять сейчас удобнее, и многое другое… Но некоторые священнослужители в настоящее время читают Канон Андрея Критского весьма посредственно: вечно куда-то спешат, торопятся, у них свои дела и т.д. И это все очень чувствуется! Нет больше той покойной, равномерной обстановки, соответствующей времени святого спасительного Великого поста. А на первой его неделе и должен пост очень хорошо ощущаться, потом он уже как-то становится привычным…

http://ruskline.ru/opp/2021/03/16/nastro...

Невозможно было мириться с тем, чтобы в наше время, когда возрождаются и во множестве созидаются монастыри, славная своей историей Андреевская обитель Первопрестольного града продолжала нести на себе печать той самой борьбы с монашеством, о которой я сейчас сказал. Поэтому и принято было решение возродить здесь монастырскую жизнь.  Благодарю Вас, владыка, за те труды, которые Вы понесли. Конечно, это самые первые шаги, но мы будем делать все для того, чтобы здесь укрепилась монашеская жизнь. Кроме того, на территории Андреевского монастыря находятся очень важные синодальные учреждения — Синодальная библиотека, Учебный комитет, Синодальный информационный отдел, а также некоторые другие учреждения либо церковные, либо связанные с Церковью, которые работают, в том числе для просвещения людей. Дай Бог, чтобы эта обитель сегодня реально служила духовному просвещению нашего народа, укреплению веры православной не только в сердцах москвичей, но и всех тех, кто будет соприкасаться со святынями и с духовной жизнью этого монастыря». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого равноапостольного Кирилла, насельникам монастыря — Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви осмотрел в сопровождении архиепископа Верейского Евгения помещения Учебного комитета и в сопровождении В.Р. Легойды — помещения Синодального информационного отдела, располагающиеся на территории Андреевского монастыря. Завтра, 26 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром будет молиться за уставным богослужением в Зосимовой пустыни, а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре . Андреевский монастырь. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и житие святой Марии Египетской: на каком языке и в какой редакции? В разных епархиях, монастырях и храмах существуют свои уникальные традиции устроения этих богослужений. «Богослужения в Успенском кафедральном соборе совершаются по-церковнославянски и на английском. Это распространяется и на чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, песни которого также звучат попеременно на двух языках. Наши прихожа­­не — представители различных народов, но одна вера и понятный каждому богослужебный язык снимают барьеры и помогают обрести молит-ву», — считает секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко. Многим верующим непросто бывает расслышать и понять смысл тех или иных стихов из Великого покаянного канона, однако дело тут не только в сложности церковнославянского языка. «Основная трудность в понимании слов Великого канона связана не с языком, а с используемыми библейскими образами, к которым прибегал преподобный Андрей. Даже при переводе текста на современный русский язык эта сложность не устраняется, преодолеть ее можно лишь личным глубоким погружением в Священное Писание», — рассуждает епископ Переславский и Угличский Феоктист . Интересной бывает и практика чтения жития преподобной Марии Египетской. «На Мариином стоянии мы читаем его, чередуя разные имеющиеся редакции от года к году. Этому способствует очень удачное, на мой взгляд, издание соответствующего последования с пятью вариантами текста, выпущенное Издательством Московской Патриархии в 2012 году. Думаю, что это полезно для прихожан», — добавляет протоиерей Николай Балашов. Общая исповедь и таинство Елеосвящения: как часто? Практику совершения общей исповеди в настоящее время нельзя назвать повсеместной. Если она и практикуется, то лишь в некоторых местах и при наличии веских причин. «Общая исповедь у нас бывает каждый воскресный день перед поздней Литургией в течение всего года, так как большая часть присутствующих — постоянные прихожане, и они причащаются за каждой Литургией, — говорит настоятель собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в память царствования 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. — Частоту и необходимость частной исповеди прихожане определяют для себя индивидуально». А вот молитвенные говения, которые практиковал среди прихожан митрополит Антоний (Блум) в лондонском Успенском кафед­ральном соборе, сегодня уже не совершаются, о чем свидетельствует протоиерей Димитрий Недоступенко, поскольку они полностью ассоциировались с личностью и духовной харизмой архипастыря. Возможно, этот интересный духовный опыт окажется востребован в будущем.

http://e-vestnik.ru/analytics/v_suete_bu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010