И мы думаем: «Если Бог есть Персона, то как это Откровение отражается в нашем земном бытии?» Говорю «в нашем», потому что к нам относятся слова «по образу и по подобию», а не к прочей твари.    Когда мы говорим о том, как мы можем уподобиться и где пределы возможностей человека, то скажу вам не без боли, что человечество слишком несправедливо живет по отношению к Богу. Вот, святой Григорий Богослов пишет: «Мы есть тварь, но тварь сия получила заповедь от Творца стать богом». Это призвание Бога нельзя, не должно забывать. Мы спрашиваем: до каких мер доходит наше подобие Богу? — И уже не в Ветхом Завете, а в Новом мы находим ответ в словах св. Иоанна Богослова: «мы... будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). О, этот чудный Иоанн! Юноша, он ходил за Христом и осязал эту Истину руками, созерцал Ее глазами (см. 1Ин.1:1)... И он говорит, что пока мы еще не достигли того состояния, которое нам заповедано, — но когда нам будет дано откровение от Духа Святого о том, как Бог есть, тогда мы станем подобны Ему... И все мы хотим знать, как Он есть (а не как Он не есть, не «неведомый Бог» (см. Деян.17:23)), и видеть, чтобы подражать Ему. Итак, нам даны эти слова драгоценнейшего сердцам нашим Иоанна Богослова: «Мы будем подобны Ему». В чем подобны? — В образе бытия, как и апостол Павел говорит про Христа: «будучи образом Божиим, Он принял образ раба» (Флп.2:6—7)...    Понимаете ли вы принцип монашеской жизни, когда целью монашеской науки есть «увидеть Бога, как Он есть» (1Ин.3:2)? Многие богословы говорят о невозможности для нас видеть Бога, «как Он есть». Но повторю опять перед вами слова — Господь сказал: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Читая богословов, идеи которых полны апофатизма, и читая эти слова: «блажени чистии сердцем», я думаю о том, чтобы очистить мое сердце от всякой мысли, неугодной Богу, от всякого движения сердца нашего, противного закону любви Отчей. Ибо когда сердце наше свободно от всякой злой мысли, тогда узрим мы Бога, «как Он не есть», по-богословски, или «как Он есть»? Для меня несомненно — «как Он есть». Иначе выходит абсурд: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят как Он не есть». Получается, весь мир заблуждается, — весь мир верующих в то, что Бог сотворил космос? Есть и другие формы понимания Откровения Бога — нехристианские. Даже в библейском Ветхом Завете еще есть некая незрелость, и чаяние восполнения этого Откровения в сознании Израиля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Еретики говорят, что Бог заповедал: не сотвори себе богов серебряных и богов золотых. На это отвечаем: Бог сказал это иудеям, которые в пустыне слили себе тельца и говорили: се бози твои, Израилю, а впоследствии воздали божескую честь Веельфегору, при Ахаве же—Ваалу, то есть Крону, при Манассии—Дию, при Иеровоаме—златым юницам, при Навуходоносоре—образу златому. И пророк о них говорит: пожроша сыны своя бесовом; оставив истинного Бога, сотворили идолов в честь скверных людей и бессловесных животных и именовали их богами. Мы же не идолов делаем, не тельцов, не юниц, но служим живому Богу и святым Его, ибо никто из любящих царя не бесчестит его хоругви. Если иконы, как вы мудрствуете, подобны идолам, то и скиния, которую сотворил Моисей, и церковь, устроенная Соломоном, по вашему, подобны идольским храмам, и жертвы, которые в них приносились во славу Божию, подобны еллинским жертвам, которые они приносили идолам, и ковчег, в котором были скрижали завета и прочее, ничем не отличается от твоего сундука, в котором ты хранишь домашние вещи, и жезл Ааронов прозябший не отличается от твоего посоха, на который ты опираешься, и свещник златый, имевший семь светильников, не отличается от твоего свещника, который ты вжигаешь у себя в доме. Если все эти предметы, как мы сказали, одинаковы между собой, то и святые иконы подобны идолам. Как при Ное Бог мог и без ковчега спасти его, ибо все возможно Богу, однако же устроил ему спасение посредством бездушной и рукотворенной вещи. Также и евреев Бог мог и без медного змия спасти от угрызений змей, но благоволил по неизреченным судьбам Своим посредством медного змия избавить их от смерти; так и нам ныне Господь и Бог наш посредством видимых святых икон и других божественных предметов невидимо устрояет спасение. Ибо так Сам Он повелел и изобразил на плащанице, образ Свой, который впоследствии был отнесен в Царьград. Затем святые апостолы повелели евангелисту Луке написать на иконе пречистый Его образ и поклонились изображенному на ней божественному Его человечеству. Евангелист Лука написал также и образ Пречистой Его Матери, Которая есть воистину Богородица. Если же вы, несмысленные умом, сомневаетесь, каким образом посредством неодушевленных и рукотворенных предметов могут совершаться чудеса, то знайте, что Богу все возможно. Каким образом, когда. Моисей чудодействовал, то не ему, а его жезлу сообщил Бог силу совершать чудеса, также и милоти Илииной Бог даровал Свою благодать, и ею Елисей совершил страшный знамения, которых не мог совершить сам по себе. Иудеи почитали пророческие и патриаршеские гробы и перенесли из Египта кости Иосифовы. Послушаем Павла, говорящего о различных дарованиях духовной благодати, как сказано в Святом Писании: якоже устроих церквам галатийским, тако и вы сотворяйте (1. Кор. 16, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Особенно подробные изображения херувимов встречаем в книге пророка Иезекииля (гл. 1). «Я видел, говорит пророк, среди облака образ четырех chajoth. (ниже, ст. 10, пророк называет их и херувимами), имевших такой вид: фигура была у них человеческая, но четыре лица было у каждого, и четыре крыла у каждого из них; ноги у них были несгибающиеся, а подошвы ног их как копыто ноги тельца; они блистали блеском полированной стали. Под крыльями их были руки человеческие с четырех сторон их; равным образом и лица их и крылья их были со всех четырех сторон. Они не оборачивались при хождении, но однакож ,каждое шло всегда лицом вперед. Лица их передние были подобны лицу человеческому; лица их на правой стороне были подобны лицу льва; лица их на левой стороне были подобны лицу вола; лица их на задней стороне были подобны лицу орла. Крылья их были распростерты вверху по два, приноравляясь одно к другому, а другими двумя крыльями они покрывали тела свои». В другом месте ( Иез.41:19 ) пророк Иезекииль, описывая свой таинственный храм, представляет херувимов с двумя лицами, человеческим и львиным, изображенными по всем стенам храма между пальмами, так что каждый херувим одним своим лицом смотрел на одну пальму, а другим на другую. В Апокалипсисе Иоанна Богослова ( Откр.4:6:9 ) повторяется описание херувимов Иезекииля: «кругом престола четыре ζα, полные очей: одно подобное льву, другое подобное тельцу, третье лицом подобное человеку и четвертое подобное орлу летящему. Апостол Павел ( Евр.9:5 ) по величественному виду херувимов на ковчеге завета называет их херувимами славы, χερουβμ δξης. Из других небиблейских свидетельств о херувимах прежде всего заслуживает внимания свидетельство Иосифа Флавия. В описании скинии Моисея этот иудейский историк называет херувимов ζα πετειν, имевшими такой вид, какого никто никогда не видел («Antiquitates Iudaicæ» III, 6:5). В другом месте («Antiquitates Iudaicæ» VIII, 3:3) по вопросу о херувимах Иосиф говорит: «что изображали херувимы – этого никто объяснить не мог» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Пояснительная фраза Луки об ангелах имеет тонкие отличия от параллельных мест у Марка и Матфея. Вместо того чтобы сказать, что воскресшие подобны ангелам, у Луки Иисус говорит, что они равны ангелам, употребляя редкое слово isangeloi 1350 . Хотя стоит подчеркнуть, что он не говорит, что они подобны, или равны, ангелам во всех отношениях, но только то, что все–таки подобны в одном отношении (тут используется обычное объяснение, т. е. gar): они бессмертны 1351 . Они «дети Бога, будучи детьми воскресения», и, по–видимому, Лука хочет, чтобы эта двойная фраза с силой передавала одну и ту же мысль. Истинные дети Божьи подобны своему Отцу, они не могут умереть 1352 . Лука здесь свободнее, чем в некоторых других местах, но главный смысл остается тем же, что и у Марка и Матфея: вопрос о законе левирата не имеет отношения к вопросу о воскресении, ибо в новом мире, который создаст Бог–Творец, не будет смерти и, стало быть, не будет нужды в деторождении 1353 . Иисус обращается тут к исходной предпосылке спорного вопроса, упраздняя саму необходимость его задавать 1354 . h11 (в) Бог живых Это приводит нас к положительному аргументу за воскресение, выдвинутому Иисусом. Здесь Лука следует Матфею и Марку лишь с одним значимым отличием. Именно тут современные западные представления сбивают нас с толку больше всего. Кажущееся самым «естественным» прочтение этого отрывка звучит так: Авраам, Исаак и Иаков давно умерли; но Моисей пишет, что Бог говорит о них как о живых; вот что подразумевает слово «воскресение». Такое прочтение вместе с чересчур поспешным и неточным толкованием слов «как ангелы» в предыдущей части отрывка ведет к заключению, которое сделали многие ученые, что это «духовное воскресение, а не телесное – не такое, какое имели в виду саддукеи или Ирод» 1355 , или что «воскресение, которое здесь не доказывается, но просто молча предполагается, включает в себя творческую силу Бога, преображающую жизнь человека и придающую ей сверхматериальную форму, подобную жизни ангелов» 1356 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Первообразы святых икон — святы и честны; первообразы идолов — гнусны, нечисты, выдумки бесов. Если иконы подобны идолам — то и скиния, которую устроил Моисей, и храм, созданный Соломоном, подобны идольским храмам; тогда и жертвоприношения, приносимые в скинии, подобны эллинским жертвоприношениям, которые для идолов совершались; тогда и ковчег, в котором хранились скрижали завета и прочие святыни, подобен тому ларцу, которым ты пользуешься в своих домашних делах, а жезл Аарона процветший подобен твоей палке, на которую ты опираешься, и золотой семисвещный светильник подобен тому светильнику, который ты зажигаешь у себя дома. Если все это подобно, то подобны и святые иконы идолам. Отнюдь нет, нимало! Все эти святыни ты почитаешь потому, что благодать Божия изволила прийти через них. Так же и в наше время благодать Божия изволила прийти к нам через святые иконы, Честной и Животворящий Крест и другие божественные и освященные вещи. Бог мог спасти Ноя и без ковчега, ибо все возможно Богу. Но как Ною Он устроил спасение с помощью неодушевленной и рукотворной вещи, — так и нам этими неодушевленными божественными предметами подает спасение. Как евреев мог Бог и без медного змея спасти от укусов змеиных, но изволил Своими неизреченными судьбами с помощью медного змея избавить их от смерти — так и нам сейчас Господь Бог наш с помощью этих видимых святых икон и других божественных вещей сотворил духовное спасение. Хотя и неодушевленны они и созданы руками, но ими избавляемся от потопа греховного и мысленных укусов змеиных, благодаря вочеловечению Божия Слова. И если в Ветхом Законе поклонялись созданному человеческими руками храму и другим божественным вещам, которые Сам Бог повелел во славу Свою создать, — то насколько более надлежит сейчас, в новозаветной благодати, почитать и поклоняться человеческими руками написанному на иконе образу Господа нашего Иисуса Христа. Сам Он это заповедал, и на плате изобразил, по слову Исаии пророка: “В тот день будет во Египте алтарь Господу, и образ Его на алтаре будет” .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

136 Трагические последствия этого можно с особенной ясностью наблюдать в местах православной «диаспоры» в Западной Европе, Америке и т. д., где плюрализм национальных юрисдикций является реальным тормозом роста Православия и его свидетельства перед инославием. 137 Первая публикация: St. Vladimirs Theological Quarterly 6.4 (1962), pp. 170–184, включена в сборник Church, World, Mission (St. Vladimir " s Seminary Press, 1979); по-русски: Церковь . Мир. Миссия. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996. Перевод Ю. С. Терентьева. 138 Ср.: Nicolas Afanassiev. Le Concile dans la theologie orthodoxe russe//Irenikon. 35 (1952). P. 316–339. 141 См. статью «О понятии первенства в православной экклезиологии» в наст, сборнике. – Прим. сост. 142 См. мою статью «Богословие и Евхаристия»//St. Vladimir s Theological Quarterly. Vol. 5. (1961). 4. P. l0f. 146 См. статью «О понятии первенства в православной экклезиологии» в наст, сборнике. – Прим. сост. 147 Доклад был прочитан на симпозиуме в колледже св. Ксавье в Чикаго в 1966 г. и опубликован в книге: The Word in History, ed. T. Patrick Burke (New York, Sheed & Ward, 1966), pp. 120–132. Включен в сборник Church, World, Mission (St. Vladimir " s Seminary Press, 1979); по-русски: Церковь . Мир. Миссия. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996. Перевод Ю. С. Терентьева. 148 Сен-Жюст Луи (1767–1794), деятель Великой французской революции, член французского Национального конвента и Комитета общественного спасения, казнен вместе с Робеспьером. – Прим. сост. 149 Местр Жозеф де (1753–1821), французский философ, писатель и политический деятель. – Прим. сост. 150 Altizer Т. Mircea Eliade and the Dialectic of the Sacred. Philadelphia. Westminster Press, 1963. P. 112. (Алтайзер, Томас (p. 1927), американский богослов, в 1960 г. объявил о «смерти Бога». – Прим. сост.) 153 Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях//Сочинения. T. II. Издание пятое. М., 1907. С. 192. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

563 Никон (Рклицкий) , епископ. Жизнеописание и творения Блаженнейшего Антония Митрополита Киевского и Галицкого. В 10 т. Нью-Йорк, 19571963; Его же. Митрополит Антоний [Храповицкий] и его время 18631963. Нижний Новгород, 2003. 567 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 19171943: Сб.: в 2 ч. Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 568 Шкаровский М.В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 19351945 годов (сборник документов). М., 2003. 574 Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 19451970 гг. Под ред. Н.А. Кривовой, отв. сост. Ю. Г. Орлова , сост. О.В. Лавинская. К.Г. Лященко. Т. 1. М., 2009. 576 Законодательство Русской Православной Церкви за границей (19212007). Сост. Д.П. Анашкин. М: Изд-во ПСТГУ, 2013. 578 Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского): Миссионерское служение. Исторический очерк. Авт. сост. архимандрит Павел (Фокин). М.: Изд-во ГЛАС, 2007. 582 Манухина Т.И. Памяти митрополита Евлогия; Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 605. 595 Ставицкая Н.И. Навсегда с Россией. Василий (Кривошеим), архиепископ. Спасенный Богом: воспоминания, письма. СПб.: Сатис, 2007. С. 56. 620 Болдырев О., протоиерей. Воспоминания. Церковно-исторический вестник. 1999. 45. С. 160223. 624 Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского): Миссионерское служение. Исторический очерк. Авт. сост. архимандрит Павел (Фокин). М.: Изд-во ГЛАС, 2007. 625 Павел (Фокин), архимандрит. Предисловие. Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского). С. 34. 631 Alexeev W. Russian Orthodox Bishops in Soviet Union, 19411953. Research program on the USSR: Mimeographed series. New York, 1954. 637 Сретенский монастырь. Духовное наследие русского зарубежья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/sm/6089.htm (дата обращения 05.10.2013).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

54) Предсказание за неверие сбылось: я всю жизнь кашляю и ничто мне не помогает. 55) Точное название книги «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную». В русском переложении святителя Иоанна Тобольского . М., 1904 (Сост.). 56) Лиза просила благословения ежедневно причащаться, а монах сказал: «Нельзя тебе!» – и прогнал ее. 57) Я помню его телеграмму: «Никому нельзя, а больным душою (Н. Д.) можно». 58) Речь идет о митрополите Ленинградском Никодиме (Ротове), тогда епископе (хиротонисан во епископа в 1960 г.). Узнав о кончине Натальи Дмитриевны Крыловой, он приехал на ее отпевание, привез с собой для покойной полное схимническое облачение (Сост.). 59) Отец Сергий Мечев . 60) Лет через 25 я как-то услышала от Н. Д.: «Лиза как дочь мне, я ее родила, я ее люблю». И разговор навсегда был окончен. Ни слова осуждения. 61) Монахиня Елена (Елена Васильевна Мантурова, 1805–28.5.1832) – первая начальница Мельничной общины (Сост.). 62) Михаил Васильевич Мантуров (1896–7.7.1858) погребен с левой стороны церкви Рождества Богородицы, под самым окном (Сост.). 63) Вот как об этом повествуется в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрита (позже – митрополита) Серафима (Чичагова) : «Мать Александра недоумевала, какому святому посвятить третий придел [церкви Казанской иконы Божией Матери], и поэтому однажды всю ночь молила в своей келии Господа указать Свою волю. Вдруг послышался в маленьком окне ее стук и за ним голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана!» С трепетом и радостью бросилась мать Александра к окну, чтобы видеть, кто ей говорит, но никого не было, а на подоконнике она обрела чудно и невидимо откуда явившийся образ св. первомученика архидиакона Стефана, написанный на простом, почти неотесанном обрубке бревна. Этот образ был всегда в церкви и теперь перенесен в келию первоначальницы Дивеевского монастыря» (СПб., 1903. С. 29) (Сост.). 64) Преподобный Серафим, будучи иеродиаконом, побывал у матушки Александры в первой половине июня 1789 г. вместе с саровским строителем о. Пахомием и казначеем о. Исаией. Матушка первоначальница просила о. Серафима «не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

И выборки из отцев - о познании истины сделаны потому, что я опасался решить вопрос неверно. Остался один незаполненный листок. Ночь 15 декабря 1948 г., Рига. Женский монастырь. Завтра утро 16 декабря. Митрополит ВЕНИАМИН Итак, выводы О спасении души 1. Спасаться совершенно возможно нам: и архиереям, и духовенству, и богомольцам. Факт очевидный. О власти 2. Власть абсолютно необходимо не только признавать, но и чтить, и молиться за нее. Это дух христианства. Это заповедь апостолов. 3. При близком сношении с ней, она оказывается не только нужной, но и дружественной и даже помогает Церкви нашей. 4. В особенности власть заботится о рабочем классе: Церковь обязана сочувствовать этому содействию. А в начале христианства было -“общее”. 5. Власть эта полезна Церкви в мipoboм масштабе, и во вселенско-православном. Нужно поддерживать ее за одно это. Еще есть трудности 6. Они очищают морально Церковь, как и всякие скорби вообще. А Церковь нуждается в этом даже и теперь. Фактов множество!.. 7. Они смиряют не только Церковь, но и весь народ. 8. Господь попустил и попускает их для возгревания ревности к вере... Иных путей не видно. Промысл Божий и о себе думать 9. Нужно крепко верить: все - под Промыслом Божиим. 10. Следует теперь не о спасении, а о нас, духовенстве: каковы мы сами?! А страдания, если будут, считать заслуженными. Избранная библиография Божьи люди. Сост. А. Светозарский. М. “Современник”. 1991. 109с. О Вере, неверии и сомнении. Сост. А. Светозарский. СПб. “Нева-Ладога-Онега”. М. “Русло”. 1992. 220с. (http://pravbeseda.org/library/books/fed.html) На рубеже двух эпох. Сост. А. Светозарский. М. “Отчий дом”. 1994. 447 с. Небо на земле. С предисл. А. Светозарского. М. “Паломник”. 1994. 139 с. Святый сорокоуст. Мысли по поводу указов Митрополита Сергия//К свету. 13. [Сост. С. В. Фомин. М. 1995.] С. 12-60. Сорокоуст на родине//К свету. 13. [Сост. С. В. Фомин. М. 1995.] С. 77-95. Из того мipa. Книга чудес и знамений нашего времени. Сост. А. Светозарский. М. Сретенский монастырь. “Новая книга”. 1996. 396.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

I. Источники. Афанасий. О воплощении ­­ Свт. Афанасий Великий . Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти./Святоотеческие тексты догматического содержания: Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию (Для заочного отделения)./Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М. В. Асмус . – М.: ПСТБИ, 1999. Афанасий. Творения ­­ Святитель Афанасий Великий . Творения: в 4-х тт. Т.1. – М., 1994. – (Памятники церковной письменности). Василий. Письмо 38 (СТДС) ­­ Свт. Василий Великий . Письмо 38. К Григорию брату./Святоотеческие тексты догматического содержания: Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию (Для заочного отделения)./Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М. В. Асмус . – М.: ПСТБИ, 1999. Григорий. Послание 3 (СТДС) ­­ Свт. Григорий Богослов . Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария – первое./Святоотеческие тексты догматического содержания: Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию (Для заочного отделения)./Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М. В. Асмус . – М.: ПСТБИ, 1999. Григорий. Слово 29 (СТДС) ­­ Свт. Григорий Богослов . Слово 29. О богословии 3, о Боге Сыне первое./Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М. В. Асмус . – М.: ПСТБИ, 1999. Григорий. Слово 45 (СТДС) ­­ Свт. Григорий Богослов . Слово 45, на св. Пасху./Святоотеческие тексты догматического содержания: Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию (Для заочного отделения)./Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М. В. Асмус . – М.: ПСТБИ, 1999. Григорий Палама. Омилия 16 (СТДС) ­­ Свт. Григорий Палама . Омилия 16, о Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа./Святоотеческие тексты догматического содержания: Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию (Для заочного отделения)./Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М. В. Асмус . – М.: ПСТБИ, 1999. Ириней. П.Е. ­­ Иже во святых отца нашего Иринея епископа Лионского пять книг обличения и опровержения лжеименного знания/Св. Ириней Лионский . Творения. – М.,1996. – (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т.2).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010