88 Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), писатель, поэт, церковный историк, паломник по святым местам, коллекционер, чиновник Святейшего Синода, камергер. Происходил из семьи выдающихся деятелей русской истории и культуры. Святитель Филарет поддерживал близкое знакомство с А. Н. Муравьевым в течение тридцати пяти лет, с 1832 года до своей смерти в 1867 году, рассматривал и исправлял все его церковные произведения. – Прим. сост. 92 Митрополит говорит о духовном настроении моего брата, который, будучи удручен скорбью о кончине жены, увлекался внушениями одного мечтателя, будто бы через некое вещественное очищение можно достичь духовного видения усопших. – Прим. А. Н. Муравьева. 96 Я просил владыку приобщить меня у себя на подворье; посему обращает он мое внимание на самое Таинство, а не на лицо приобщающего. – Прим. А. Н. Муравьева. 97 См.: 2Мк.12:39–43. – Прим. сост. Перевод сделан для меня владыкою с греческого, из Книги Маккавеев, в обличение протестантам, о необходимости церковного поминовения. – Прим. А. Н. Муравьева. 106 Священномученик Зинон, епископ Веронский (Веронийский) († ок. 380, память 12/25 апреля). «Слово о надежде, вере и любви» было напечатано во втором томе Христианского чтения за 1843 г. – Прим. сост. 108 Corpus Christi – праздник, совершаемый в четверг после католического праздника Троицы в воспоминание об установлении Таинства Евхаристии. Обычай почитания Святых Даров впервые возник в 1247 г. в Бельгии. – Прим. сост. 110 Речь идет о статье в Прибавлении к творениям святых отцов, издававшемся МДА, и отклике на нее А. Н. Муравьева «Рассуждение о времени преложения Святых Даров», написанном по поводу неточно употребленных терминов в опубликованной статье. Переписка по этому вопросу составила несколько обширных писем. – Прим. сост. 111 Афанасий Паросский (Парийский) (1721–1813), греческий богослов и просветитель, автор многочисленных апологетических, литургических и догматико-канонических сочинений. – Прим. сост. 112 Английский монарх – глава Англиканской Церкви – присягает на коронации: «Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верую, что в Таинстве причащения не происходит пресуществления хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оное ни совершалось…» – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

20 Адресовано священнику Г. И. Богоявленскому, мужу сестры митрополита Филарета Агриппины Михайловны. – Прим. сост. 29 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 32 Дворянка Харьковской губернии Ю. Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 33 Александра Федоровна, императрица (1798–1860), супруга императора Николая I. Известна обширной благотворительностью. Оказала нравственное и духовное влияние на формирование личности сына – будущего царя-реформатора Александра II. Тепло относилась к А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову. – Прим. сост. 35 Алексей Петрович Ахматов (1817–1870), обер-прокурор Святейшего Синода (1862–1865). – Прим. сост. 36 А. В. Горский (1814–1875), протоиерей, профессор. Награждение было произведено императором Александром II по представлению обер-прокурора. – Прим. сост. 37 Лев Карлович (Карл Людвиг) Боде (1787–1859), барон, обер-гофмейстер. Его отец эмигрировал во время Французской буржуазной революции (1789–1794) в Россию. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. С 1842 г. – гофмаршал и вице-президент московской дворцовой конторы. Надзирал за постройкой Большого кремлевского дворца. В 1853–1856 гг. – предводитель дворянства Подольского уезда Московской губернии. Был женат на представительнице рода Колычевых. Погребен под храмом Святителя Филиппа в с. Лукино (ныне Патриаршее подворье). – Прим. сост. 39 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском Подольского уезда Московской губернии. В архиве (Ф. 35, разд. III, к. 3, ед. хр. 2, л. 18) хранится письмо от 7 июня 1847 г. за подписью митрополита Филарета с сообщением о полученном от Святейшего Синода разрешении на строительство этого храма. – Прим. сост. 40 Внизу имеется надпись, выполненная рукой неизвестного: 16 июня 1855 г. Его Высокопревосходительству Г[осподину] Обер-Гофмейстеру Барону и кавалеру Льву Карловичу Боде. Последние пять слов и число месяца – рукой митрополита Филарета. НИОР РГБ. Ф. 35 (Фонд Боде-Колычевых), разд. III, к. 3, ед. хр. 2. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пархальский Многоглав. XI в. (НЦРГ. А 95. Л. 110 об.) (ПМ; НЦРГ. А 95, XI в.) был переписан Гавриилом Малым (Патара) в мон-ре Пархали. Ранее датировался X в. По объему (655 л., 43,5×33,5 см) самый большой М., не издавался. Содержит 108 сочинений, среди к-рых - агиографические, гомилетические, экзегетические произведения, гомилии свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла, архиеп. К-польского, свт. Епифания Кипрского, свт. Мелетия I, патриарха Антиохийского, свт. Афанасия Александрийского, свт. Григория Богослова. В рукописи сохранилась единственная древняя редакция Мученичества вмц. Шушаник (без окончания), остальные версии к-рого представлены рукописями XVIII в. Также ПМ содержит переводные Мученичества вмц. Варвары, вмц. Евгении, мц. Голиндухи Персидской, мц. Христины. Шатбердский сборник (НЦРГ. S 1143, 973-976 гг.- Шатбердский сборник. Тб., 1979) был составлен мон. Иоанном-Бераи и, согласно последним исследованиям, не является М. Рукопись содержит 14 экзегетических, агиографическо-исторических, гомилетических сочинений, среди них - «О сотворении человека» свт. Григория Нисского, «О двенадцати драгоценных камнях» свт. Епифания Кипрского, «Физиолог» свт. Василия Великого, неск. сочинений свт. Ипполита Римского, груз. хроника «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), Житие Иакова, еп. Нисибинского, толкование свт. Епифания на Псалтирь. Сборник изучали Марр (1888), прав. Евфимий Такаишвили, Ф. Д. Жордания ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1). Изд.: Le Synaxaire géorgien: Rédaction ancienne de l " Union arméno-géorgienne/Publ. et trad. d " apres le manuscrit de couvent Iviron du Mont Athos par N. Marr//PO. 1926. Vol. 19. Fasc. 5. P. 629-741; Шанидзе А. Ханметный Многоглав//Моамбе (Вестник)/ТГУ. Тб., 1926. Вып. 7. С. 98-159 (на груз. яз.); Сванский Многоглав/Сост.: С. Горгадзе. Тифлис, 1927 (на груз. яз.); Грузинский Ханметный Лекционарий/Фототип. изд. осуществил и симфонией снабдил А. Шанидзе. Тб., 1944 (на рус. и груз. языках); Груз. версии апокрифов об апостолах/Сост.: Ц. Курцикидзе. Тб., 1959 (на груз. яз.); Синайский Многоглав/Сост.: А. Шанидзе. Тб., 1959 (на груз. яз.); Шатбердский сборник/Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Кларджетский Многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991 (на груз. яз.); Многоглав пустыни/Сост.: А. Шанидзе, Л. Барамидзе и др. Тб., 1994 (на груз. яз.); Афонский Многоглав/Сост.: М. Мамулашвили и др. Тб., 1999 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563866.html

Переход евреев через Чермное (Красное) море описан в библейской книге Исход, а пребывание пророка Ионы во чреве кита — в книге пророка Ионы — Сост. 29 Я читал несколько случаев о действительном проглатывании. И даже недавно: в Красном море моряк был проглочен китом и остался еще живым, когда животное поймали. Это я сам читал в газетах — Авт. 30 Гладков Борис Ильич — общественный деятель, писатель, поборник народной трезвости, автор ряда работ апологетического характера ( " Библия в общедоступных рассказах " . — Спб., 1915; " Благовествование четырех евангелистов, сведенное в одно повествование " . — Спб., 1908; " Да, Христос действительно воскрес! "  — Спб., 1906; " Общедоступное толкование Евангелия " . — Спб., 1906; " Помогите вернуться к Богу " . — Спб., 1910; " Первопричина нашего атеизма " . — Спб., 1911) — Сост. 31 Речь идет о Семене Людвиговиче Франке (1877–1950), религиозном философе и психологе, прошедшем в своей жизни сложный путь от атеизма к вере, от марксизма к служению Православию — Сост. 32 Преподобный Серафим Саровский († 1833) — святой старец, обладавший дарами исцеления, предвиденья. Учил о " стяжании " Духа Святого как высшей цели жизни христианина — Сост. 33 Епископ Феофан, в миру Василий Дмитриевич Быстров (1872–1940), был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Оказал огромное влияние на будущего владыку Вениамина, будучи его духовником — Сост. 34 Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Америки и Сибири († 1879). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1977 году — Сост. 35 Старец Иоанно-Предтеченского скита на Валааме о. Никита и старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры о. Исидор предсказали владыке Вениамину его дальнейший жизненный путь (монашество и архиерейство), когда он, будучи студентом Духовной Академии, посетил этих праведников. (См. подробнее о них в книгах владыки Вениамина " Божьи люди " и. " Записки архиерея " . Рассказ об этом приведен митрополитом Вениамином в VI части настоящей книги ( " Чудеса Божий " ), а также в его " Записках архиерея "  — Сост. 36

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

724 Bacca – ягода, lavreus и lavrus – лавр, дерево, посвященное у греков Аполлону, богу света и просвещения; а потому художников, поэтов и пр. увенчивали лавровыми венками. Отсюда произошла и ученая академическая степень бакалавр. Baculus – просто палка. Ученая степень бакалавра богословских наук СПбДА была присвоена митрополиту Филарету 8 февраля 1810 г. Первым в России ему было присвоено ученое звание доктора богословия (13 августа 1814 г.) за курсы лекций, проповеди и печатные труды. – Прим. сост. 726 Антония (А. Н. Троилина, 1821–1897), игумения. С 1841 г. послушница Спасо-Бородинского монастыря, в который поступила при личном участии в ее судьбе митрополита Филарета, с 1859 г. монахиня Аносинского Борисоглебского монастыря. В 1861–1871 гг. игумения московского Страстного монастыря, с 1871 г. игумения московского Алексеевского монастыря. Наставница многих монахинь. – Прим. сост. 728 Некто, во время службы митрополита Филарета в этом монастыре допустивший бесчинный выкрик, смутивший народ. – Прим. сост. 729 Аполлинария (Шувалова, ур. Немчинова, 1794–1869), игумения московского Зачатьевского монастыря. – Прим. сост. 730 Евгения (Е. Н. Мещерская, ур. Тютчева, 1774–1837), основательница (1831) и первая настоятельница и игумения Аносинского Борисоглебского монастыря. – Прим. сост. 732 На Фонтанке находилось Троицкое подворье, место пребывания митрополита Филарета в столице. – Прим. сост. 735 Мария (Тучкова Маргарита Михайловна, ур. Нарышкина, 1781–1852), первая игумения (1840–1852) Спасо-Бородинского монастыря, основанного ею на месте гибели ее мужа генерала А. Тучкова (1777–1812) во время Бородинского сражения. Пострижена в монашество митрополитом Филаретом. В сан игумении была возведена по древнему чину посвящения диаконисс. – Прим. сост. 743 Святитель почти точно предсказывает предел земной жизни Тучковой: с этого времени она прожила еще 24 года. 775 Святитель укоряет Тучкову за употребление в официальном прошении имени «инокиня Мелания», данного ей при постриге в рясофор 4 июля 1836 г. в лавре ее наместником архимандритом Антонием (Медведевым). Восприемником при постриге был митрополит Филарет. Указом Синода имя, полученное при постриге в рясофор, в официальных документах употреблять не полагалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

110 Голубцов А. П. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908. С. 216. 111 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497. – Сост. 112 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 495. – Сост. 113 Подробное его описание см. выше, в статье «Чин погребения мирянина». – Сост. 114 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 500–501. – Сост. 115 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 84, 79. – Сост. 116 Как неестественно было бы, например, для потерявшего в один день родную мать и друга оставить гроб матери и пойти хоронить друга. 117 На сугубой ектении и на литии. Тайное поминовение усопших на праздничной литии может быть совершаемо всеми богомольцами во время многократного пения «Господи, помилуй». 118 Но всякая молитва, даже тайно возносимая за богослужением отдельными богомольцами, сливается с молитвами всех и возносится ко Господу чрез предстоятеля как единая общая молитва Церкви. 119 У нас не только миряне, но и многие из священнослужителей не знают о том, что церковный Устав предписывает и священнослужителям, и мирянам совершать в конце праздничной литии поименное поминовение своих живых и усопших сродников и знаемых. Следовало бы позаботиться о том, чтобы это забытое предписание Устава стало широко известно. А ревнителям праздничного поминовения усопших до€лжно особенно рекомендовать исполнение этого предписания, руководствуясь которым они смогут в полном соответствии с церковным Уставом удовлетворить свою потребность – поминать любимых усопших и в великие праздники. 120 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 216–217. – Сост. 121 Что может случиться при очень большом количестве поминаний. 122 Свечи – жертва в церковный кошелек. 123 Дары, подаваемые с поминанием. 124 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 195–197. – Сост. 125 Но это не значит, что в своей домашней молитве молящийся может ни с чем не считаться и, например, в Великом посту петь «Христос воскресе…» или на Пасху читать: «Господи и Владыко живота моего…». В существенном и основном и домашняя молитва должна быть в соответствии с церковной. И самая широта и простор должны иметь известные границы, за пределами которых начинается уклонение от правильного пути на распутия произвола и самочиния.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Гавриил Кутлумушский. Или станьте подобны Христу, или измените имя! Старец Гавриил Кутлумушский. Или станьте подобны Христу, или измените имя! Старец Гавриил Кутлумушский на Святой Горе Афон известен многим. Когда с ним беседуешь, то вопреки ожиданиям поражаешься его начитаности в древних текстах. Философский колорит его поучений собирает много молодых людей, ищущих чего-то необычного. Его примеры из Ксенофонта, Платона, стоиков совершенно неожиданно раскрывают глубину христианской добродетели. Так было и в этот раз, на Пасху: ...Современные люди отверглись Закона Божиего и везде устанавливают собственные законы. Однажды Александр Великий во время боя увидел одного полководца скрывающимся в толпе от стрел. Он приблизился к трусу и спросил: - Как твое имя? - Александр. - Тебе нужно или измениться - или изменить имя. Это меня зовут Александр. Но разве ты видел меня когда скрывающимся от врага?! Это нужно сказать и современным христианам. Или станьте подобны Христу, или измените имя!     Перевод портала Афон Комментарии Всего комментариев: 68 2017/02/04, 12:53:36 Батюшка Гавриил прошу ваших молитв о здравии духовном и телесном раба Божьего Артемия. От освобождения его от пагубных страстей и зависимостей. Прошу молитв о здравии рабов божьих Веры, Ольги, Кирилла. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б.Вера 2016/03/17, 15:43:54 Батюшка. Прошу твоих святых молитв о грешной Ирина и ее детях. Вздохни, старче. Спаси и сохрани тебя. 2015/08/13, 01:20:38 Отче! Возьмите пожалуйста под свой покров Алексея.Фотинию мл.Романа.Валентину.Андрея.Николая.Аллу.Низко кланяюсь.Помолитесь чтобы Лешу взяли на работу.везде отказывают.везде. Почему отче? Простите Фотиния 2015/08/13, 01:07:56 о.гавриил.дорогой батюшка! Помолитесь за Алексея! погибает душа. Без работы.семья рушится.В детстве прислуживал в алтаре с оптинскими монахами. ушел. Батюшка родненький. Мы очень очень глупые.грешные. как нам приблизиться хоть на шажок к вашей мудрости и быть покорными Богу. Отец Гавриил погибаем я.Фотиния. Алексей.Андрей пьет.мама гордая.Ксения сына бросила.ишет богатого.слушает маму ... Простите.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=150...

Прп. Максим Грек : «Если иконы, как вы мудрствуете, подобны идолам, то и скиния, которую сотворил Моисей, и церковь , устроенная Соломоном, по-вашему, подобны идольским храмам, и жертвы, которые в них приносились во славу Божию, подобны еллинским жертвам, которые они приносили идолам, и ковчег, в котором были скрижали завета и прочее, ничем не отличается от твоего сундука, в котором ты хранишь домашние вещи, и жезл Ааронов прозябший не отличается от твоего посоха, на который ты опираешься, и свещник златый, имевший семь светильников, не отличается от твоего свещника, который ты вжигаешь у себя в доме. Если все эти предметы, как мы сказали, одинаковы между собой, то и святые иконы подобны идолам» 223 . Св. Леонтий, епископ города Неаполя на острове Кипре, из слова против иудеев о поклоне­нии кресту Христову и изображениям святых, и себе – взаимно; также и об останках святых: « И ты имел много различных изображе­ний и знаков для воспоминания о Боге, прежде чем лишился их вследствие своего неразумия; то есть жезл Моисеев, Богом начертанные скрижали, не­опалимую купину, сухую скалу – источавшую воду, ковчег Завета, заключавший в себе манну, ал­тарь – вместилище божественного огня, дощечку с [вырезанным на ней] именем Божиим, показан­ный Богом ефод, в который были вставлены два камня оникса с вырезанными на них именами двена­дцати колен Израиля, по шесть на каждое плечо ( Исх. 28:17–21 ), осеняемую Богом скинию. Если же и ты, с своей стороны, осенял все это ночью и днем, говоря: слава Тебе, Который один только Бог Все­держитель, Который через посредство всего этого творил чудеса в Израиле; если же и ты, припадая, поклонялся Богу через посредство всех тех закон­ных установлений, какие ты некогда имел, то ви­дишь, что через изображения воздается поклонение Богу…» 224 . Прп. Иоанн Дамаскин : «Итак, что скиния, и завеса, и кивот За­вета, и трапеза, и все находящееся в скинии были подобия, и образы, и дела рук человеческих, ко­торым поклонялся весь Израиль; а еще и то, что изваянные Херувимы были сооружены по пове­лению Божию, – [это] достаточно доказано [нами выше].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Через четки человек видит духовный мир и как бы осязает его. Четки – колокольчик, который будит душу, уснувшую в земной суете. Четки – струи воды, смывающие грязь грехов с одеяния души. Четки подобны ветру, который разгоняет как облака и туман образы видимого мира. Четки – брение, которое исцеляет ослепшее око души. Четки – цветок неувядаемый, луч неугасимый, родник неоскудеваемый, поток неисчерпаемый. Четки – нить от Хитона Господня, за которую держится грешная душа. Четки – шипы от тернового венца: тому, кто молится на четках, попускаются скорби и искушения для еще большей награды. Четки это багряная тесьма, подобная струи крови, которую блудница Раав – наша грешная душа – опустила из окна своего дома, как условный знак, и спаслась вместе с семьей от смерти. Когда грешник держит четки, то ангел мщения проходит мимо него, даруя еще время для покаяния. Четки подобны рогам жертвенника, за которые хватается преступник, чтобы избежать казни. Четки – жезл Моисея, который усладил горькие воды Мерры. Четки подобны крупицам соли, которые бросил пророк Елисей в ядовитый источник и сделал его воду пригодной для питья. Четки – меч Гедеона, поразивший во мраке ночи бесчисленных врагов. Четки – образ жертвенника в Соломоновом храме, на котором огонь горел день и ночь, не угасая. Четки подобны кидару на главе первосвященника, где написано золотыми буквами «Святыня Господу». Четки – драгоценные камни урим и туммим, через блеск и сияние которых открывалось архиерею будущее народа. Четки определяет состояние души, как пробный камень – качество металлов. Четки открывают человеку глубины его сердца – чем он живет и дышит, что накопилось в подвалах памяти, недоступных для мерцающего света сознания. Четки это перекресток дорог, где решается, по какому пути должен пойти человек. Четки иногда бывают легкими как пушинка, словно их поддерживает рука ангела, а иногда тяжелыми, как свинец, будто их тянут вниз когти демона. Четки – символ надежды, подобно якорю: с ними душа обретает спокойствие среди бурных волн житейского моря. Четки учат видеть промысл Божий в жизни человека, и в бездорожье мира находить путь, ведущий к спасению. Четки горькое – земные скорби – делают сладким, а сладкое – земные наслаждения – горьким. Четки – учитель веры, подруга надежды и служанка любви; где славится имя Христа, там обитают эти добродетели, как три сестры.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

1) Не смотреть на то, что делают люди, какие бы они ни были; но слушать и внимать, чему научает Слово Божие, и что из него проповедуется в храмах Божиих. 2) Рассуждать и подражать святому житию Спасителя нашего, Который словом и делом научил, как нам жить, а также подражать и святым угодникам Его. 3) Слух и зрение отвращать от всего непотребного, потому что через уши и глаза, как через дверь, входит всякое зло в сердце человека. 4) Более держаться своего дома и уединения. 5) Молиться Богу, чтобы сохранил от соблазнов: настаем мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей ( Пс. 85, 11 ). (Из твор. св. Тихона, еп. Ворон., т. 1, стр. 136.) Владычица наша, Пресвятая Богородица! Мы обращаемся к Тебе с теплой нашей мольбой: спаси нас от соблазнов мира, соделай нас наследниками неизреченной славы Твоего Сына и Бога нашего и удостой нас быть участниками сей славы Твоим всесильным ходатайством и заступлением. Чему подобны души зараженных страстями Души зараженных страстями подобны различным водным вместилищам: души чревоугодников и пьяниц подобны водам грязным и зловонным, а души сребролюбцев и любостяжателей – водам, наполненным жабами и разными кровожадными насекомыми; души гордых и завистливых подобны водам, в которых укрываются змеи. Гордый разум подобен гнилой воде, никому не хочется почерпать оттуда по причине горести нрава и зловония нечистых дел (иеромон. Е. Головановский). Наши искушения: борьба с плотью и миром Нелегко бороться нам со своей страстной и прихотливой плотью, так как она постоянно с нами и в нас, поэтому мы иногда и не замечаем ее враждебных действий. А ведь этот враг наш постоянно искушает нас. Вместо того чтобы, по воле Божией, уклоняться от зла и творить дела добрые ( Пс. 33, 15 ), плоть наша и удерживает нас от добродетелей, и поощряет на грех . Вот, например, в праздник благовестят к утрени, а тебе с теплой постелью расстаться не хочется, – знай, что это плоть твоя искушает тебя; это она шепчет тебе: «Зачем так рано вставать тебе? Ты устал вчера, отдохни еще, на дворе темно и холодно, церковь неблизко – лучше к обедне сходишь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010