72 Викентий Лиринский (Vincentius Lirinensis; ум. ок. 450), христианский церковный писатель, монах на острове Лирин. В сочинении «Первое предостережение, или трактат в защиту древней и вселенской кафолической веры против всех безбожных еретических новшеств» сформулировал критерий истинности церковного предания: «во что верили повсюду, всегда, все». – Прим. сост. 73 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834–1912), российский историк, профессор Московской духовной академии, академик Петербургской АН (1903). Автор свыше 70 работ по истории русской и южнославянских Церквей. Основной труд «История русской церкви». – Прим. сост. 74 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный мыслитель, историк, публицист; в эмиграции с 1925 г., преподавал в Св.-Сергиевском институте в Париже (1926–1939), в 1943 г. переехал в США, профессор Св.-Владимирской семинарии. Имеется в виду его книга «Русское религиозное сознание». В 2 т. – Прим. сост. 75 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), протоиерей, богослов, патролог; в эмиграции с 1920 г., с 1926 г. профессор Св.-Сергиевского института в Париже, с 1947 г. в США, в 1951 г. стал Деканом Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, профессор Гарвардского и Принстонского Университетов. – Прим. сост. 76 Вейдле Владимир Васильевич (1895–1979), критик, эссеист, поэт, в эмиграции с 1924 г., профессор Св.-Сергиевского института, выдающийся знаток европейского искусства и культуры. – Прим, сост. 80 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, видный церковный деятель России в начале XX в.; первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Здесь имеется в виду его работа «Догмат Искупления» (Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. Октябрь – декабрь; переиздана в 1926 г. в Сремских Карловцах (Югославия). – Прим. сост. 81 Протоиерей Савелий Туберозов, священник Захария Бенефактов – герои романа Н.С. Лескова «Соборяне». – Прим. сост. 82 Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939. (Чижевский Дмитрий Иванович (1894–1977), немецкий филолог-славист и философ русско-украинского происхождения.) – Прим .сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX веков. СПб., 2000. Икона Древней Руси XI-XIV веков. Альбом/Сост. Н. И. Бердник, научн. консульт. Т.В. Вилинбахова. СПб., 1993. Икона. Секреты ремесла. Сборник/Сост. А. С. Кравченко, А. П. Уткин. М., 1993. Иконописный сборник. Вып. 1. СПб., 1907. Иконопись Палеха. Из собрания Государственного музея палехского искусства/Авт-сост. Л.П. Князева, Н. П. Кузенина, О.Я. Колесова. М., 1994. Иконостас. Происхождение – развитие – символика. М., 2000. Иконы Владимира и Суздаля//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2008. Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Каталог выставки. М., 2004. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2008. Иконы Москвы XIV-XVI вв.//ЦМиАР. Каталог собрания. Серия Иконы. Вып. II/Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. Отв. ред. Г.В. Попов. М., 2007. Иконы Мурома//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2004. Иконы Пскова//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2006. Иконы Ростова Великого//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2006. Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы/Ред.-сост. Э. С. Смирнова . М., 2005. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. Т. 1, 2. М., 2007. Иконы Рыбинского музея. М., 2005. Иконы строгановских вотчин XVIXVII веков. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря/Каталог-альбом. М., 2003. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв.//ЦМиАР. Каталог собрания. Серия Иконы. Вып. I/Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000. Иконы Углича XIV–XX веков/Сост. А. Н. Горстка. М., 2006. Иконы Ярославля XII–XVI веков//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2002. Иконы Ярославля XVII–XVIII вв. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля. Т. 1–2. М., 2009. Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Муз. соч.: Изд. М. И. Бернарда: Духовно-муз. соч.: «Покаяния отверзи ми двери»: (Мелодия из Обихода синод. изд.), Херувимские 1, 2. СПб., 1885; Изд. П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч.: Для смеш. хора. 1: Непорочны в Великую субботу: Греч. расп., 2-3: Херувимские песни 3-4, 4: Венчание, 5-7: Херувимские песни 5-7, 8: «Милость мира» 2], 9: «Достойно есть» 1], 10: «Хвалите Господа с небес» 1], 11: «Блажени, яже избрал» 1], 12: «Отче наш», 13: «Милость мира» 1, 14: «Блажени, яже избрал» 2], 15: «Покаяния отверзи ми двери» (мелодия из Обихода синодального изд.), 16-17: Херувимские песни 1-2, 18: «Сам Един еси безсмертный», 19: «Тебе поем», 20: «Милосердия двери», 21: «Под Твою милость», 22: «Богородице Дево», 23: «Достойно есть» 2], 24: «К Богородице прилежно», 25: «Хвалите Господа с небес» 2], 26: «Милость мира» [C dur], 27: «Хвалите Господа с небес» 3], 28: «О, всепетая Мати», 29: Стихира на литии прп. Сергию (древнего расп.), 30: «Свете тихий», 31: «Ныне отпущаеши», 32: «Ныне силы небесныя», 33: «Не имамы иныя помощи». М., 19-24, 26-28, 30-32 - есть варианты для жен. хора, 19, 26, 28, 30-32 - для муж. хора]; «Да исправится молитва моя»: Трио (2 сопрано и альт или 2 тенора и бас) с хором. М., 1905; Литургия св. Иоанна Златоустаго (22 номера). М.; Лейпциг, «Разбойника благоразумнаго»: Трио (2 тенора и бас). М.; Лейпциг, Изд. ж. «Музыка и пение»: «Помилуй мя, Боже». СПб., Изд. Церк.-певч. благотворительного об-ва: «Утоли болезни». СПб., гг.]. Совр. изд.: «Свете тихий»//«Достойно есть»: Произв. рус. духовной музыки: Сб./Сост.: П. П. Левандо. Л., 1990. 27; Литургия св. Иоанна Златоуста: 4: «Слава Отцу и Сыну», 11: Херувимская песнь, 15: «Милость мира»//Песнопения рус. литургии/Сост.: Б. Г. Тевлин. [М.], 1990. Вып. 1. 5; Херувимская 3, «Милость мира»//«Тебе поем»: Песнопения Божественной литургии/Сост.: А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1997. С. 72-74, 108-110; «Да исправится молитва моя»//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на Литургии Преждеосвященных Даров/Сост.: О. А. Бычков. М., 2005. Ч. 2. С. 39; «Богородице, Дево, радуйся»//Песнопения великой вечерни/Сост.: О. А. Бычков. М., 2006. С. 86. (Богослужебный репертуар 4-голосного мужского хора; Вып. 1): «Милость мира», «Достойно есть», «Хвалите Господа с небес»//Песнопения Божественной литургии/Сост. О. А. Бычков. М., 2009. С. 95, 121, 137. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; Вып. 3. Ч. 2); «Достойно есть»//«Достойно есть». «О Тебе радуется»: В 2 ч./Сост.: О. А. Бычков. М., 2011. Ч. 2. С. 32; «К Богородице прилежно», «Не имамы иныя помощи»//Рождество Пресв. Богородицы/Сост.: О. А. Бычков. М., 20142. С. 256, 274. (Песнопения двунадесятых праздников; Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

Петр Федорович Полянский родился в 1865 [ошибка: 1863 72 . – Сост.] году в семье священника. Здоровый, рослый семинарист, он был типичным сангвиником, среди своих сверстников он отличался физической силой и бесшабашной удалью, которая порой переходила в чисто бурсацкое озорство [? – Сост.]. Никто никогда не ожидал от него никаких особых успехов ни в учебе, ни в жизни. Поэтому всех поразило, когда Петр Федорович неожиданно подал прошение в Духовную Академию и блестяще [? – Сост.] выдержал труднейшие экзамены. Столь же поразительна была защита им диссертации. В 1890 – Сост.] году Петр Федорович становится субинспектором Московской Духовной Академии, в то время, когда ректором академии был молодой блестящий архимандрит Антоний (Храповицкий) , а инспектором – архимандрит Сергий (Страгородский) . Несмотря на усиленные советы Антония (Храповицкого) , молодой П. Ф. Полянский категорически отказывается от монашества и ведет светскую, открытую жизнь преуспевающего духовного чиновника. Революцию он встречает в чине действительного статского советника 73 . После революции – служба бухгалтером в кооперативной артели «Богатырь» (под Москвой). В 1921 – Сост.] Петр Федорович (с опозданием на 31 год) исполняет совет Антония Храповицкого : в конце года Патриарх Тихон рукополагает его в священники и постригает в монахи [? – Сост.]. Еще два месяца – и он становится епископом Крутицким [Подольским.Сост.]. В 1922–1923 гг. епископ Петр скитается по тюрьмам, а осенью 1923 года после очередного освобождения является к Патриарху, и с этого времени до самой смерти Святейшего (архиепископ; с лета 1924 г. – митрополит) Петр является ближайшим к Патриарху человеком» 74 . В другом месте труда тех же авторов встречаются следующие строки на интересующую нас тему: «Что можно сказать о митрополите Петре? Прежде всего, это был человек настоящей русской складки. Какое бы то ни было позерство и аффектация ему совершенно были несвойственны. Это был жизнерадостный и веселый человек: хорошая шутка и звонкий смех были с ним неразлучны. Это был сговорчивый и уступчивый человек – отнюдь не фанатик и не изувер. Он любил хорошо покушать и не прочь был немного выпить» 75 [? – Сост.].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ср. « якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1 Кор 4:13 ц.-слав.). Отреб, отребие – ‘негодные остатки от чего-нибудь’, ‘мусор’. – См. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым отделением Имп. Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1847. Т. 3. О–П. – С. 125. – Сост. 99 Преподобный Никон (Беляев; – один из последних оптинских старцев, исповедник, скончался в ссылке под Архангельском. Прославлен в лике местночтимых святых Оптиной пустыни в 1996 г. – Сост. 100 Епископ Арсений (Жадановский). Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман// Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания. М., 1995. – С. 68, 71–72. – Авт. С этими воспоминаниями монахиня Игнатия была знакома задолго до их публикации. В них владыка Арсений пересказывает содержание своих бесед с отцом Германом и цитирует составленную им книгу: Старчество. Мысли святых Отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни. М., 1910. – Сост. 101 Схиигумен Герман (Гомзин; Строителем пустыни назначен в 1897 г. Иконописец; собеседник и духовный наставник преподобномученицы великой княгини Елисаветы, составитель и издатель ряда книг духовного содержания. О нем см. также Алексей Светозарский. Послесловие//Заветы о молитвенном делании Смоленской Зосимовой пустыни схиигумена Германа. Б. м., 1995. – С. 51–80. – Сост. 102 Иеросхимонах Александр (Стрыгин; †1878), духовный сын преподобного Льва Оптинского, старец-затворник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, подвижник, достигший высоких степеней молитвы. – Сост. 103 Старец Герман состоял в переписке со святителем Феофаном Затворником. См. изданные им Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. М., 1908; Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве. М., 1910. – Сост. 104 Епископ Арсений (Жадановский). – Сост. 105 Об Иисусовой молитве о. Германом написана книга Заветы о молитвенном делании Смоленской Зосимовой пустыни схиигумена Германа. Берлин, 1923. – Сост. 106

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

2793 1) «Русская беседа»: История славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись/Под ред. Б. Ф. Егорова, А. М. Пентковского и О. Л. Фетисенко. СПб.: Пушкинский Дом, 2011; 2) Разумевающие верой. 2794 Аксаков И. С., Аксаков К. С. Литературная критика/Сост., вступ. статья и коммент. A. С. Курилова. М.: Современник, 1981; Аксаков И. С. 1) И слово правды… Стихи, пьеса, статьи, очерки/Предисл., сост. и коммент. М. А. Чванова. Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1986; 2) Письма к родным, 1844–1849/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1988; 3) Письма из провинции; Присутственный день в уголовной палате/Авт. предисл. Т. Ф. Пирожкова. М.: Правда, 1990; 4) Письма к родным, 1849–1856/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1994; 5) Биография Федора Ивановича Тютчева/Репр. воспр. изд. 1886 г. М.: АО «Кн. и бизнес», 1997; 6) Еврейский вопрос. М.: Изд. дом «Социздат», 2001; 7) Отчего так нелегко живется в России?/Сост., вступ. статья, примеч. B. Н. Грекова. М.: РОССПЭН, 2002; 8) Иван Сергеевич Аксаков в его письмах: Эпистолярный дневник 1838–1886 гг. с предисл., коммент. и воспоминаниями А. Ф. Аксаковой: В 3 т./Сост., подгот. текста, примеч., указ. имен Т. Ф. Прокопова. М.: Русская книга, 2003–2004; 9) У России одна-единственная столица…: Стихотворения и поэма. Пьеса. Статьи, очерки, речи. Письма. Из воспоминаний и мнений об И. С. Аксакове. Венок И. С. Аксакову. Москва И. С. Аксакова (путеводитель)/Сост., вступ. ст., путеводитель, примеч. Г. В. Чагина. М.: Pycckiй мipъ, 2006; 10) И. С. Аксаков – Н. Н. Страхов. Переписка/Сост. М. И. Щербакова. , 2007; 11) Наше знамя – русская народность/Сост. и коммент. С. Лебедева. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008; 12) О державности и вере. Минск: Белорус. правосл. церковь , 2010; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Избранные труды/Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. А. Ширинянц, А. В. Мырикова, Е. Б. Фурсова. М.: РОССПЭН, 2010. 2795 Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни России 1860-х годов: Дис. канд. ист. наук/Моск. гос. ун-т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Живым ключом бьет здесь жизнь русского народного духа в самых заветных его тайниках, тайниках веры в воскресение, в жизнь будущего века, в абсолютную правду Божию. ... И нет печали у его гроба, но веет миром и утешением. И верится, и плачется И так легко, легко... Яснее ощущается наше бессмертие, светлее светится заря нашего воскресения, и над лежащим здесь пастырем как бы наглядно исполняется слово Спасителя: «Не умре, но спит» . 105 Печатается по: «К. П.». 1912 N1. С. 17–21. 1 Андреевский собор – главный собор г. Кронштадта (на начало XX века в городе было 15 православных храмов). Построен в начале XIX в. по проекту архитектора А. Д. Захарова. Место 53-летнего служения святого праведного Иоанна Кронштадтского . После Октябрьской революции закрыт. Здание разрушено. 8 Макарий, митрополит. Милосердие в пастырском подвиге отца Иоанна Кронштадского// Кронштадский Пастырь. 1913. – Прим. Сост. 9 Цит. по: О. Иоанн у Государя Императора Александра III//Кронштадтский Пастырь. 1912. N 23. С. 395. – Прим. сост. 10 Цит. По: Салтыков К. Отец Иоанн Кронштадский и М.Е.Салтыков-Щедрин//Кронштадский Пастырь. 1914. С.421. – Прим. Сост. 11 См. напр.: Ростовский А.О.Иоанн Кронштадский как миссионер//Прибаления к «Церковным Ведомостям» 1909. 51.С-52. С. С. 1018–1020; С. 1068–1074; С. 1257–1262. – Прим.сост. 15 Фоменко Кл., прот. Хулиганство//Киевские епархиальные ведомости. 1913. неофициальная. С.1129– Прим.сост. 18 См,: Степанов С.А. Численность и состав черносотенных союзов и организаций//В кн.: Политические партии России в период революции 1905–1907гг. Количественный анализ. Сб. статей. М., 1987. С.198.-Прим.сост 19 См.: Степанов С. А. Банкротство черносотенных союзови организаций (1870–1914). М., 1982/Машинопись/. С. 62. – Прим. сост. 23 Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский (20 дек. 1908)//Церковный Вестник. 1909. N 1. – Прим. сост 25 См.: Памяти О. Иоанна. Выписка из дела канцелярии митрополита С.-Петербургского...//Прибавление к Церковным Ведомостям. 1909. N 8. С. 359–364.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

137 Лавринов В.В. Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви в 1920-е – 1940-е гг. (на материалах Урала): Дисс. ...канд. ист. наук. – Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2010. – 198 с.; Лавринов Валерий, протоиерей. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922–1945). Материалы по истории Церкви. Кн. 42. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2007. – 308 с.; Лавринов В.В. Историография обновленческого движения в Русской Православной Церкви в 1920–1940-е гг.//Научная рефлексия. Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – 24. – С. 151–158. 138 Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского/Авт.-сост. Журавский A.B. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. – 864 с. 142 Митрофанов Георгий, священник. Русская Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е годы (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.). – СПб.: Изд. «Ноах», 1995. – 144 с. 143 Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь . Немецкая политика по отношению к Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. Материалы по истории Церкви. Кн. 32. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2002. – 528 с.; Его же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Материалы по истории Церкви. Кн. 24. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005. – 424 с. 144 Воин Христов верный и истинный. Тайный епископ ИПЦ Михаил (Ершов). Жизнеописание, письма и документы/Сост. ИВ. Ильичев. – М.: Братонеж, 2011. – 744 с.; Вятский исповедник: Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды/Сост. J1.E. Сикорская. – М.: Братонеж, 2010. – 512 с.; «О, Премилосердый... Буди с нами неотступно...» Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х – начало 1970-х годов/Сост., подг. текстов, комм., предисл., вступ. ст. VI Осиповой. – М.: Братонеж, 2008. – 464 с.; Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы/Сост. Л.Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2008. – 528 с.; Священномученик Иосиф, Митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды/Сост. М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. – СПб.: «Кифа», «Издательство Олега Абышко», 2006. – 352 с.; Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы/Сост. Л.Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2009. – 520 с.; «Тайной Церкви ревнитель». Епископ Гурий Казанский и его сомолитвенники. Жизнеописания и документы/Сост. Л.Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2008. – 336 с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Автор заметки “Летопись жизни Святейшего Патриарха Сергия», помещенной на стр. 179–184 в книге “Патриарх Сергий и его духовное наследство» 427 , совершенно умалчивает о факте перехода Свят[ейшего] Патр[иарха] Сергия с 16 июня 1922 г. в обновленческий раскол и об его возвращении из раскола 27 августа 1923 г. И вообще, во всех статьях этого панегирического сборника вышеуказанное печальное событие в жизни покойного Святейшего даже намеком не упоминается. Мы берем на себя смелую задачу осветить это событие и частично охватить факт его пребывания в расколе и ухода из него, и показать, какую нравственную борьбу с собой вел он, когда осознал свою преступную ошибку и проявленное им малодушие. [...] Я и тогда [в 1948 г. – Сост.] не мог скрыть этого факта, упомянув [в одной из своих работ. – Сост.] о Святейшем Патриархе Сергии, как участнике конкордата трех, но без всяких объяснений и подробностей. В текущем году [...] сделать это повелела моя совесть, не могущая терпеть и умалчивать об этом факте пребывания в обновленчестве покойного Святейшего Сергия. Я стремился восстановить [!? – Сост.] попранную правду, ту правду Русской Православной Церкви, за которую покойный Святейший [ Сергий Страгородский . – Сост.] всегда сам боролся неуклонно [!! – Сост.], со всей присущей ему настойчивостью. Я уверен, что Свят[ейший] Патр[иарх] Сергий уже благодарен мне за то, что я частично развенчал его доблести и заслуги перед Русской Православной Церковью (которых, однако, никто от него не отнимает и никто не отрицает, ибо они присущи ему как величайшему человеку своего времени), указав на допущенную им преступную ошибку – обновленчество. Панегирист Патриарха Сергия сделал все, от него зависящее, чтобы всячески скрыть от истории и от его биографов факт хотя бы и недолгого [! – Сост.] его пребывания в обновленческом расколе. Мы же идем другим путем [действительно! – Сост.], а именно путем вскрытия этого печального факта – временного отхода от Р[усской] П[равославной] Ц[еркви], и вот почему: мы не имеем права скрыть от истории тех печальных потрясающих отпадений от единства Русской Церкви, которые имели место в массовом масштабе [! – Сост.] после опубликования в журнале “Живая Церковь » письма-воззвания трех известных архиереев (т. н. конкордата). Многие из архиереев и духовенства рассуждали наивно и правдиво так:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

П. написал 1-е послание игум. Феодосию (Маслову), настоятелю скита Цыбукан (BMNN. 2119.2.22. Fol. 47-48; 2119.3.82. Fol. 34-34v; Jai. Bibl. Mold. Mitr. N 117. Fol. 173-174v; Жгун, Жгун, сост. 2004. С. 266-267; Они же, сост. 2014. С. 332-335). В том же году в ответ на критику противников практики исихастской молитвы П. составил важное апологетическое сочинение о молитве, в котором собраны и систематизированы высказывания мн. преподобных отцов, в основном паламитов, а также прп. Нила Сорского (на слав. яз.: BMNN. 2119.2.22. Fol. 69-98v; 2119.3.82. Fol. 51-75; Jai. Bibl. Mold. Mitr. N 117. Л. 208-251; РГБ. 214.146. Л. 8-45; Житие и писания. 1847. С. 170-210; Жгун, Жгун, сост. 2004. С. 203-236; Они же, сост. 2014. С. 490-542; на рус. яз.: Об умной или внутренней молитве. 1902. С. 1-47; Четвериков. 1988. С. 149-170 (частично); на польск. яз.: O modlitwie umysu. 1995. S. 29-67; на румын. яз.: Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1999. Vol. 2. P. 127-161; на англ. яз.: Seraphim (Rose). Little Russian Philokalia. 1994. P. 17-54). До 1772 г. П. отправил послание к иером. Никифору (Феотоки) в ответ на просьбу прислать учеников в качестве наставников для воспитания юношей в Ясской гимназии. П. отказал, смиренно сославшись на несовершенство братьев и неготовность к такому служению (BMNN. 2119.2.22. Fol. 198-200; 2119.3.82. Fol. 178-179v; Жгун, Жгун, сост. 2007. С. 169-171; Они же, сост. 2014. С. 444-449). В 1772 г. П. написал 2-е послание к свящ. Димитрию (Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 577. Fol. 40-42v; BMNN. 2119.3.70. Fol. 89-90; РГБ. 214.140. Л. 11 об.- 12; 214.142. Л. 94-96 об.; BMN. 95. Fol. 36v - 38; Житие и писания. 1892. С. 237-238; Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 418-422). В 1775 г. П. направил послание к братьям, трудившимся в монастырском метохе Некшаны (Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 1962. Fol. 6-11; НАРМ. 2119.2.32. Л. 29-31 об.; 2119.2.33. Л. 20 об.- 22 об.; BMNN. 2119.3.70. Fol. 96-99v; Жгун, Жгун, сост. 2007. C. 219-224). В том же году, когда община была вынуждена перейти из Драгомирны в мон-рь Секу, П.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010