Рационализм с своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большего и большего развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлого столетия; чем далее, тем действие ее обширнее, разрушительнее. Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев, как из французской революции родился его предызображение - колоссальный гений, Наполеон. - Что меня поражало больше, нежели нынешние обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто бы оно вечно, - забвение вечного, как бы несуществующего, - насмешки и ругательства над христианством, - утонченное и лютое гонение на Церковь, гонение на жизнь ее, на Святого Духа - заменение Бога и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца [т. е. сатаны. - д. Г. М. ], - общая, всесветная молва, как бы при столпотворении, - повсеместное устройство железных дорог - работа, подобная столпотворению. Надо заметить, что Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтоб лишить людей возможности все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединенного человечества: паровозы возвращают людям эту возможность» ( Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни... С. 204); но, завершает письмо владыка Игнатий: «По непостижимой милости Божией нам дано туне величайшее благодеяние Божие: «познание Христа, православная вера во Христа». Народ, и в частности - душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою...» (Там же. С. 205) Тем не менее, и в своей историософской характеристике особого значения непосредственно самой России для судеб мира, и в духовной оценке ее собственной будущей судьбы святитель Игнатий не был пессимистом. В 1863 году он писал уже упоминавшемуся Н.Н.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/10/...

873 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. Письмо 148. С. 333. 874 Преп. авва Исаия. Слово 16, § 10//Добротолюбие. T. I. С. 349. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 83. 875 Никон Черногорец. Панденты. Тактикон//Пастырское чтение. 1915, март. С. 10. См. также: Пролог, 21 мая; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 2-я. Слово 5-е. О терпении. С. 245—246. 876 Пастырское чтение. 1915, март. С. 11. 877 Там же. С. 50. 878 В. П. Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души. М., 1913. С. 170. Старец Амвросий здесь кратко передает рассказ св. Амфилохия, еп. Иконийского, приводимый им в слове о покаянии. 879 Извлечение из беседы о покаянии св. Амфилохия, епископа Иконийского. Киев, 1894. Изд. Киево-Печерской Лавры. 880 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265, преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 11. С. 262; § 108. С. 365. 881 Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 302; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12-е, гл. 4, 5. 882 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265. 883 Преп. Петр Дамаскин. Творения. В 2-х книгах. Изд. 3-е Киево-Печерской Лавры. Киев, 1905. Кн. 1. С. 143. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 56 и 97. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61, С. 151—152. 884 Преп. Петр Дамаскин. Указ. соч. Кн. 1. С. 159. Ср.: Кн. 2. Слово 8. С. 264. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 62. 885 Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. § 85//Добротолюбие. T. III. С. 99. 886 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 25, § 61. 887 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). Изд. 2-е. М., 1899. С. 54—55. 888 Утренние молитвы, молитва 8-я ко Господу Иисусу Христу («Многомилостиве и всемилостиве Боже мой..») 889 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 54—56. 890 Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад. 1911. Слово 7. С. 34—35. 891 Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204—205. 892 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 5, § 30. 893 Он же. Слово 26, § 89. 894 Он же. Слово 26, § 13. 895 Он же. Слово 6, § 10. 896 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 146. Надо иметь в виду, что иногда и наше сластолюбивое сердце, связанное навыком греха, прикрывается рассуждением, что Господь милостив, велел семьдесят раз по семь прощать и проч., только бы не принимать решительных мер к исправлению. И когда согрешивший не принимает надлежащих мер к исправлению, не сокрушается всем сердцем о своем падении, не просит Бога о помощи как должно, то страх Божий не зарождается в нем и человек удобно бывает низлагаем врагом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

192 Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. С. 270—271. Ср.: Там же. Поучение 35. С. 280—282. 193 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. 194 Еп: Феофан. Путь ко спасению. С. 283—284. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 28. Подробно об этом см. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61. 195 Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. §§ 84—85//Добротолюбие. Т. III. С. 98—99; ср. § 29. См.: Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1902. С. 152—269. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. О покаянии и на чтение о грехе Давида С. 893. 196 Преп. авва Дорофей. Послания. С. 208. 197 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 60. С. 218—221. 198 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 2-е. T. V. С. 430. 199 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 10. 200 Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий. 201 Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий. 202 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289. 203 Он же. Внутренняя жизнь. М., 1899. С. 104. 204 См. Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 97. Добротолюбие. Т. III. С. 71, ср.: Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. М., 1858. С. 253. 205 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57—58. Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 81—82. С. 314. 206 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289. Преп. Максим Исповедник. Сот. 1-я, § 93. О возможности освобождения от страстей и достижении совершенства. См. Преп. Макарий Египетский. Слово 3. Гл. 11—13. 207 К. Попов. Блж Диадох и его творения. T. I. С. 515. 208 См. Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот 1-я, § 36. 209 С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 307. 210 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 48-е. С. 210. Подобное же высказывание находим еще раньше у преп. Нила Синайского. 211 Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 98. Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1-я, § 94: «Исполнением заповедей ум совлекается страстей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Указатель мест Священного Писания, объясняемых или приводимых святым Исааком Сириным Глава:стих Страница Глава:стих Страница 3:18–19 114,115 191:387 36:1,7,8 117,365 77:30–31 90:15–16 118:35 125:5–6 36:2–3 144:18 18:21–24 370,371 33:14–18 56,198 56,198 56,185, 198,424 8:11–12 55:6–8 Глава:стих Страница Глава:стих Страница 378,425 59:1–2 58,122 302,513 214,264 15:13–16 15:20–22 384,506 121,304 161,273 36,69,177 19:18–19 32,123,304 20:13–15 57,255 14:15–16 176,328 16:17–18 146,302 16:12–13 58:204 226,262, 318,328 2:46–47 lKop.1:18 36,333,481 Глава:стих Страница Глава:стих Страница 1:27–28 3:23–24 13:1–2 13:9–10 15:53–54 141,341 141,341 8:24–25 99,336 8:38–39 246,328 324,336,358 39,130 3:9–10 12:7–9 208,318 1:15–16 4:9–10 4:22–23 13:12–13 Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

365 . 2. Обличение себе самому и исповедь. С. 32–39. [Т. I. С. 23–29.] TLG 4138/2. Reprehensio sui ipsius atque confessio [Dub.] 35 . CPG 3906. 366 . 3. B низложение гордыни. C. 40–48. [T. I. C. 29–35.] TLG 4138/3. Ad eversionem superbiae. CPG 3907. 367 . 4. Слово умилительное. C. 49–67. [T. I. C. 35–49.] TLG 4138/4. Sermo compunctorius. CPG 3908. 368 . 5. Слово подвижническое. C. 68–115. [T. I. C. 49–84.] TLG 4138/5. Sermo asceticus. CPG 3909. 369 . 6. B подражание Притчам. C. 116–194. [T. I. C. 84–144.] TLG 4138/6. Ad imitationem proverbiorum. CPG 3910. 370 . 7. B исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей. С. 195–207. [Т. I. С. 144–153.] TLG 4138/7. Ad correctionem eorum qui vitiose vivunt et honores appetunt CPG 3912. 371 . 8. Обличение себе самому и исповедь. С. 208–252. [Т. I. С. 153–187.] TLG 4138/8. Reprehensio sui ipsius et confessio. CPG 3913. TCO 12. Кн. 4. 372 .9. O страстях. C. 253–258. [T. I. C. 187–191.] TLG 4138/9. De passionibus animi. CPG 3914. 373 .10. O покаянии. C. 259–268. [T. I. C. 191–198.] TLG 4138/10. De paenitentia. CPG 3915. 374 .11. O сердечном сокрушении. C. 269–276. [T. I. C. 198–204.] TLG 4138/11. De compunctione. CPG 3916. 375 .12. Слово умилительное 1-e. C. 277–281. [T. I. C. 204–207.] TLG 4138/12. Sermo compunctorius. CPG 3917. 376 .13. Слово умилительное 2-е. C. 282–288. [T. I. C. 208–213.] TLG 4138/13. Sermo alius compunctorius. CPG 3918. 377 . 14. Слово увещательное. C. 289–291. [T. I. C. 213–214.] TLG 4138/14. Sermo paraeneticus. CPG 3919. 378 . 15. Слово o втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. С. 292–299. [Т. I. С. 215–220.] TLG 4138/48. In secundum adventum Domini nostri Iesu Christi [Dub.]. CPG 3920. 379 . 16. Слово 1-oe. O скончавшихся отцах. C. 300–305. [T. I. C. 220–224.] TLG 4138/15. Sermo in patres defunctos. CPG 3921. 380 . 17. Слово 2-oe. O скончавшихся отцах. C. 306–314. [T. I. C. 224–230.] TLG 4138/16. Sermo alius in patres defunctos. CPG 3922. 381 . 18.O брани C диаволом. C. 315–318. [T. I. C. 230–232.] TLG 4138/17. Sermo tetrasyllabus. CPG 3923. TLG 4138/18. Sermo heptasyllabus. CPG 3924.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

TCO Рус. пер. T. 10. Кн. 3. T. 10. Кн. 4. 73–112 77–116 113–160 118–165 161–179 168–186 T. 11. Кн. 1. 180–283 188–291 T. 11. Кн. 2. 284–312 292–320 313–325 322–334 ТВОРЕНИЯ СВ. ЕФРЕМА СИРИНА . ЧАСТЬ 1 ТСО 12. Кн. 3. ПИСАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ. 364 . 1. Слово о добродетелях и пороках. С. 5–31. [T. I. С. 3–23.] TLG 4138/1. Sermo de virtutibus et vitiis [Dub.] 624 . CPG 3905. —309— 365 . 2. Обличение себе самому и исповедь. С. 32–39. [T. I. С. 23–29.] TLG 4138/2. Reprehensio sui ipsius atque confessio [Dub.] 625 . CPG 3906. 366 . 3. В низложение гордыни. С. 40–48. [T. I. С. 29–35.] TLG 4138/3. Ad eversionem superbiae. CPG 3907. 367 . 4. Слово умилительное. С. 49–67. [Т. I. С. 35–49.] TLG 4138/4. Sermo compunctorius. CPG 3908. 368 . 5. Слово подвижническое. С. 68–115. [T. I. С. 49–84.] TLG 4138/5. Sermo asceticus. CPG 3909. 369 . 6. В подражание Притчам. С. 116–194. [T. I. С. 84–144.] TLG 4138/6. Ad imitationem proverbiorum. CPG 3910. 370 . 7. В исправление тех. которые предаются страстям и домогаются почестей. С. 195–207. [T. I. С. 144–153.] TLG 4138/7. Ad correctionem eorum qui vitiose vivunt et honores appetunt CPG 3912. 371 . 8. Обличение себе самому и исповедь. С. 208–252. [T. I. С. 153–187.] TLG 4138/8. Reprehensio sui ipsius et confessio. CPG 3913. TCO 12. Кн. 4. 372 . 9. О страстях. C. 253–258. [T. I. C. 187–191.] TLG 4138/9. De passionibus animi. CPG 3914. 373 . 10. О покаянии. C. 259–268. [T. I. C. 191–198.] TLG 4138/10. De paenitentia. CPG 3915. 374 . 11. О сердечном сокрушении. C. 269–276. [T. I. C. 198–204.] TLG 4138/11. De compunctione. CPG 3916. 375 . 12. Слово умилительное 1-е. C. 277–281. [T. I. C. 204–207.] TLG 4138/12. Sermo compunctorius. CPG 3917. 376 . 13. Слово умилительное 2-е. С. 282–288. [T. I. С. 208–213.] TLG 4138/13. Sermo alius compunctorius. CPG 3918. 377 . 14. Слово увещательное. С. 289–291. [T. I. С. 213–214.] TLG 4138/14. Sermo paraeneticus. CPG 3919. 378 . 15. Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. С. 292–299. [T. I. С. 215–220.] TLG 4138/48. In secundum adventum Domini nostri Iesu Christi [Dub.]. CPG 3920.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

106 Доб. сиречь с тилесными страстьми Ч. 107 Доб. непросто якоже прилучися, но во Ч. 108 Нет К. 109 Вместо приходитъ в Ч: не уединенное же, но. 110 Нет К. 111 Нет К. 112 Т. 2. С. 65–67. 113 Лествица. 27, 13–14. 114 Там же. 27, 55. 115 страдалчестве — 1 К . 116 Доб. — 2 К. 117 Доб. — 3 К . 118 Доб. путь Ч. 119 ключимее К. 120 Доб. сиречь со единемъ или со двема Ч. 121 Доб. и К. 122 И Самого Господа глаголъ приведе, иже рече Ч. 123 Вместо рече Господь в Ч: И паки. 124 На поле: Лествичаш/с. 125 Нет К. 126 Доб. ради Ч. 127 Лествица. 1, 26. 128 Источник не найден. 129 также Κ. 130 вещь Κ. 131 Нет К. 132 Доб. паки Ч. 133 Доб. кто из них К. 134 вседневною К. 135 Доб. единому Ч. 136 въ К 137 доб. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком аминь Ч. 138 Доб. иже глаголеть Ч. 139 со К. 140 со К. 141 Нет Κ. 142 Источник не найден. 143 причащаюся К. 144 утолстевающихъ Ч ; утывающыхъ К. 145 Доб. или плачемъ К. 146 Доб. и К. 147 На поле замена: жителству Ч жителству К. 148 Доб. и спостника Ч. 149 оба Κ. 150 безместный К. 151 Доб. своихъ Ч. 152 возразнствуетъ К. 153 и намъ К. 154 стяжати К. 155 Доб. на поле 1 К. 156 Доб. и Ч. 157 Доб. на поле 2 К. 158 Доб. на поле 3 К. 159 Доб. на поле 4 К. 160 Доб мнози Ч К. 161 Доб. на поле 5 К. 162 Доб. на поле б К. 163 почувствовати К. 164 Доб. на поле 7 К. 165 к молитве Κ. 166 Доб. глаголетъ Ч. 167 Повторены слова Добре рече Лествичникъ, яко: «Уединенное неискусныхъ и далее доб. приводитъ въ напасть и погубляетъ К. 168 Нет К. 169 Доб. есть К. 170 и высокое святых отецъ нет Ч доб. воистину К. 171 Нет К. 172 На поле Лествичник и ниже То же в Ч. 173 На поле Петръ Дамаскин. Го же в Ч. 174 Нет К . 175 Лествица. 27, 55. Ср. прим. 16. 176 См. прим. 13. 177 См.: Лествица. 7, 44. 178 См.: Лествица. 26, 16. 179 сшуевая Ч. 180 познаваема Ч. 181 общежительное К. 182 не Ч. 183 смотряй Ч. 184 жити К. 185 тое К. 186 Доб. Давыдъ глаголетъ Ч. 187 Источник не найден, но ср.: Святаго отца нашего Исаака Сирина , Слова духовно–подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Велич- ковским. М., 1854. С. 200–201. Слово 42 (181). 188 5. Источник не найден. 189 Источник не найден. 190 въскоре Κ. 191 по сицемъ Ч. 192 Господу Κ. 193 въ нет Ч. 194 Нет Ч. 195 Источник не найден. 196 9. довольствуют Ч. 197 памятословная Ч. 198 Испр. из монахом. 199 Доб. не 200 Доб. действовати на всякъ часъ и время, аще и немотует художпого ил Ч. 201 На поле рядом «Авва Дорофей. Слово 10»; и вниз колонкой возле строк идут цифры от 1 до 5. Так же и в Ч. 202 урокъ Ч. 203 В строке написано хощетъ, на поле предложена замена — можетъ. 204 В строке написано на поле предложена замена — 205 изъ отрубей приписано на поле. 206 На поле 207 мытоимцы Ч. 208 Выделенный курсивом текст отсутствует в списке, пропущен переписчиком; восстановлен по Ч. 209 В списке от бубрегъ, на поле предложена замена от почек. 210 На поле, как и в Ч прелесть. 211 На поле, как и в Ч благодать. 212 См: Добротолюбие. Т. 2. С. 199. 149. 213

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

1133 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 198. Творения. T. V. С. 166. 1134 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами, § 204. С. 202. 1135 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 49. 1136 Там же. T. III. С. 463. 1137 Там же. T. IX. С. 373—374. 1138 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 45. С. 101—102. 1139 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. С. 251—252. 1140 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IX. С. 108. 1141 Преп. Исаак Сирин. Слово 57. С. 299. 1142 Иеросхм. Макарий Оптинский. П. 402. С. 684. 1143 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 307. 1144 Преп. Марк Подвижник. Об оправдании делами, § 150//Добротолюбие. T. I. С. 552. 1145 Преп. авва Дорофей. Поучение 13, свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 118. T. IX. С. 150. 1146 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 279, 366, 495. 1147 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение, 1895. T. III. С. 453—454. 1148 Свт. Григорий Чудотворец. Творения. Екклезиаст. Гл. III. Петр.:1916. С. 66. 1149 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном, § 43. 1150 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IV. С. 611; ср.: С. 422; см.: Творения. T. V. С. 53: «Скорбь, переносимая с благодарностью, может служить основанием к великому снисхождению и делать Бога милостивым к нам». 1151 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. III. С. 36—38. 1152 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 35; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. С. 444. 1153 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправд. делами, § 157, Слово 1, §§ 66 и 157. 1154 Преп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления. § 65//Добротолюбие. Т. II. С. 665, священноинок Дорофей. Цветник//Русск. инок. 1914, 9. С. 524. 1155 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 74. 1156 Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 66//Добротолюбие. T. II. С. 275. 1157 Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 220. 1158 Преп. Исаак Сирин. Слово 91. С. 433. 1159 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 75. 1160 Там же. Т. III. С. 463. 1161 Епископ Буго. Смысл страданий. С. 25, 31. 1162 Цветник духовный. Ч. II. С. 46—47.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1354 « πολυμαθς κα φιλπονος», Epistulae quattuor ad Serapionem. Epistula 4. 2. 1. 1; De decretis Nicaenae synodi 27. 1. 3. 1356 Meijering E. P. Orthodoxy and Platonism in Athanasius: Synthesis or Antithesis? Leiden: Brill, 1968. P. 130–131. 1358 В аутентичных произведениях употребляется им дважды: In illud: Qui dixerit verbum in filium 26. 668. 1 и Epistulae quattuor ad Serapionem 4. 12. 5. 9//TLG. 1363 «Для поспешающего к горней жизни, всякого наказания и всякой темницы тяжелее пребывание с телом», Василий Великий , свт. Беседа 5. На память мученицы Иулиты//Он же. Творения. В 2-х т. М., 2008. Т. 1. С. 901–912, здесь: с. 906. См.: Попов И. В., мч. Патрология. С. 263. 1368 Все Божиим повелением приведено из небытия в бытие (Πντα προστγματι Θεο κ το μ ντος ες τ εναι παραχθντα), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in hexaemeron 8. 7. 12–13//TLG. 1372 Homiliae in hexaemeron 1. 11. 42//TLG; русский перевод: «Если мы предпримем теперь говорить о таких предположениях, то сами впадем в такое же пустословие, как и их изобретатели», Беседы на Шестоднев. Беседа 1. С. 334. 1373 «Видя, что тела, описывающие круги, возвращаются в прежнее свое положение, равномерностью и непрерывностью их движения не удерживай себя в той ложной мысли, будто бы мир безначален (ναρχον) и нескончаем (τελετητον)», ibidem. 1. 3. 14; Беседы на Шестоднев. Беседа 1. С. 323. 1379 «διατεμοσης τν φσιν, S. Basilius Caesariensis. Constitutiones asceticae [Sp.] 31. 1384. 20//TLG. 1382 Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 18//Творения. В 2-х т. М., 2008. Т. 2. С. 320–376, здесь: с. 353. 1383 «Наша жизнь двояка; одна свойственна плоти, скоропреходящая, а другая сродна душе, не допускает предела», Homilia In illud. Attende tibi ipsi 3, PG 31. 204 B; «Душа есть подобие неба, так как в ней обитает Господь; плоть же составлена из земли (σρξ δ κ γς πρχει), и в ней обитают смертные люди и бессловесные животные», Sermo de renuntiatione saeculi. PG 31. 644 D. 1384

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

202 Грамоты в Ж. М. Просв. 1847 июнь 140. 141. По Русским памятникам, послы Феогноста и Симеона возвратились с решением п. Филофея в 1353 г. (Собр. л. 217. Никон. л. 3. 203). Но когда они говорят, что Алексий посвящен был п. Филофеем (Степ. кн. 1, 451. 452. Никон. л.4:59): то ошибка. Собор о посвящении его был в 1354 г.; а тогда патриархом был Каллист. Филофей не надолго был патриархом в 1353 г. и при перемене на императорском престоле уступил кафедру и. Каллиоту. Серб Пахомий как видно, не звал ни перемен Константинопольских 1353 г., ни событий при м. Феогносте: иначе не стал бы приписывать поставление Романа одному корыстолюбию Царяграда (Степ. кв. 1. 452, 453), тем более, что п. Каллист был жизни духовной, подвижнической. – Летопись: «того же (1354) л. поставлен бысть митрополитом в Царигороде владыка Алексий на всю Русскую землю и на ту осень выйде из Царегорода». Собр. л. VIII. 9. V. 228 III. 86. IV. 62. 204 Грамота 1361 г. в Ж. М. Просв. 1847 г. стр. 141. Летопись под 6864 г.: «тое же осени Алексий митрополит пойде в Цареград. Тое же зимы приде Алексий митрополит из Царягорода». Собр. л. VIII. 10. 208 Григорьев о ярлыках стр. 89. 90. 95. 128. 129. «По ярлыку Джанибека Тайдулино слово темникам и тысячным князьям и пр. Когда сей митрополит Алексий войдет к Царюграду: пусть, где бы то ни было, никто не трогает его и не делает ему насилия; где случится ему остановиться, пусть не трогают его и не берут лошадей его, потому что он молит Бога за Джанибека, за детей его и за вас. Кто учинит насилие, будет отвечать великою молитвою. – Дали грамоту в 1355 г. 17 д. мес. арама». 209 Троиц. лет. у Карамз. 4. ир. 384. Степ. кв. I. 454. 455. Никон. лет. 3, 208. 209. 4, 61. 62. Продолж. Нестора 98. Лет. Даниловича, стр. 175. Львов. л. 2, 122. Саввы указатель Синод. ризеици стр. 109. М. 1859 г. В кратком житии св. Алексия, которое составил, вероятно, клирик Василий, хан, призывавший Алексия, называется Амуратом. Но Мюрид был ханом 1361–1363, и Тайдула была женою Джанибека (пр. 208).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010