При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени. Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем, и механизм, предложенный Отцами, явится сам собою».    Аскетические опыты. Т. II. С. 356    Аскетические опыты. Т. II. С. 90—91    Духовные беседы. С. 28, 269    Там же.    Лествица. С. 238    Слова подвижнические. С. 19, 164, 165    Приношение современному монашеству. С. 274. Аскетическая проповедь. С. 87    Аскетические опыты. Т. I. С. 133    Аскетическая проповедь. С. 86    Аскетическая проповедь. С. 87    Аскетическая проповедь. С. 97. Об этом же смотри: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 230; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 117, 118, 119; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 168, 183, 183    Аскетические опыты. Т. I. С. 263—264 Там же. Т. II. С. 174. Приношение современному монашеству. С. 101, 105. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 204—205, 526    Слова подвижнические. С. 51—52    Отечник. С. 26. Об этом также смотри: Антоний Великий, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 43; Отечник. С. 19—20; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 118; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 138    Приношение современному монашеству. С. 273    Приношение современному монашеству. С. 270. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 528    Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 513    Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 232    Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 31    Слова подвижнические. С. 411—412    Аскетические опыты. Т. I. С. 143, 197, 272. Приношение современному монашеству. С. 20, 96    Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 286, 290, 448    Лествица. С. 88, 136    Цветы прекрасные. С. 45—46    Приношение современному монашеству. С. 28    Приношение современному монашеству. С. 24    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 831    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(1,19–20).                        2. «В подражание притчам» (1, 84–144). Это краткие духовные мудрые изречения о добродетелях и пороках. Содержание их охватывает всё истинно подвижническое житие. «Научай, – заключает святой Ефрем, – брата своего, возлюбленный, не тому пути, который отводит в мир, но тому, который вводит в Царство Небесное. Бойся же Господа всей силой твоей и не соревнуй делам нечестивых, потому что огонь их не угаснет, и червь их не умрет ( Мф. 9, 44 )» (1, 144).                        3. «О покаянии» (1, 191–198). Преподобный призывает грешника приступить ко Господу и получить исцеление, сбросить с себя бремя грехов, принести покаяние и смочить молитвенными слезами «загнившие язвы. Ибо сей Небесный Врач, как благий, слезами и воздыханиями исцеляет язвы» (1,192).                        4. «О сердечном сокрушении» (1,198–204). По восхвалении Подателя всех благ испрашивается благодать Божия для исцеления от сокровенных язв.                        5. «Слово умилительное 1-ое» (1, 204–207). Зрение сияния звёзд приводит к мысли о Втором Пришествии Христовом. «Каким я – грешник, – размышляет Преподобный, – окажусь в этот страшный час? Как предстану престолу страшного Судии? Как мне рассеянному иметь место с совершенными? Или как мне козлищу стать с овцами одесную Христа?.. Или что мне делать, когда святые узнают друг друга в небесном чертоге? Кто меня узнает?.. О душа рассеянная, душа грешная!.. Постарайся оказаться готовой в этот страшный час, чтоб не плакать там в век века» (1, 204–205).    6.          «Слово умилительное 2-ое» (1,208–213). В нём продолжается призыв к сокрушению: «Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о всех благах, которые получила ты от Бога и которых не соблюла. Сокрушайся о всех злых делах, которые совершила ты. Сокрушайся о всем том, в чем долготерпелив был к тебе Бог. Сокрушайся и кайся, чтоб не предали тебя в тму кромешную» (1, 208).                        7. «Слово увещательное» (1, 213–214) – призывается юность быть внимательной к себе и возлюбить подвижничество, «чтоб дни не протекли в рассеянности» (1,213).                        8.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

11 Isaacus Syrus. Sermo II, 21//Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые текст. С. 210. 13 Isaacus Syrus. Sermo I, 1//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 5. Рус. пер.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 4. Ср. примеч. 9. 14 См.: [zallq meyan] (Isaacus Syrus. Sermo I, 1//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 6). 18 К большому сожалению, нужно отметить, что в издании Луи Лелуара (см.: Saint Éphrem. Commentaire de l " Évangile concordant: texte syriaque (manuscrit Chester Beatty 709)/Édité et traduit par Dom Louis Leloir. Dublin, 1963) все три рассматриваемых нами фрагмента отсутствуют по причине лакунарности рукописи. Тем не менее даже при переводе на другие языки параллели в этих фрагментах не вызывают особого сомнения 20 Isaacus Syrus. Sermo I, 3//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 24– 25. Рус. пер.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 18–21. 22 Isaacus Syrus. Sermo I, 35//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 239–240. Рус. пер.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 89–91. У Афраата так же, как у Ефрема, пост является оружием и щитом против диавола (см.: Aphrahates. Demonstratio III. De jejunio 1//Patrologia Syriaca. Pars I. T. I/Ed. I.Parisot. Parisiis, 1894. Col. 97). 25 Isaacus Syrus. Sermo I, 28//Mar Isaacus Ninevima. De perfectione religiosa. P. 203–204. Рус. пер.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 78. 26 Саврей В.Я. Антиохийская школа в истории христианской мысли. М., 2012. С. 161. Ценно также замечание Г. Кесселя: «Важно отметить связь Афраата с учениями более поздних сирийских авторов: как живших в близкое с ним время (прп. Ефрем Сирин , Иоанн Апамейский, автор Liber Graduum и др.), так и века спустя (Мартирий-Сахдона, прп. Исаак Сирин )» (Кессель Г. М. Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по «Тахвите о сынах Завета»//БТ. М., 2003. Вып. 38. С. 374). 27 См.: Ефрем (Лэш), архим. Ефрем Сирин . «Греческий Ефрем»//ПЭ. М., 2008. Т. 19. С. 95. Самые древние папирусные фрагменты (CPG. 3938) и рукопись Sermo asceticus (CPG. 3903) датируются VI веком (см. там же. С. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/vl...

Письма к мирским особам//Собрание писем. М., 1862. Вып. 6. С. 7478). О жизни подвижника Даниила Ачинского, умершего в 1843 году, Достоевский не мог не знать, поскольку эта жизнь описана Парфением в его «Странствии». О знании Достоевским так называемой «подвижнической» литературы говорит и то, что в черновиках «Братьев Карамазовых» он неоднократно упоминает термин «свет Фаворский» (15: 245, 246). Там же несколько раз упоминаются имена Исаака Сирина (15: 203,205) и Иоанна Дамаскина (15:204,230). О сердечной близости для Достоевского церковного богослужения говорит одна деталь: в тексте романа, в главе «Кана Галилейская», Зосима говорит Алеше: «Пьем вино новое, вино радости новой, великой» (14:327), а в черновиках после слова «новое» поставлен еще один эпитет: «чудодеемое» (15:261,263). Знающие службы Пасхальной ночи улыбнутся, прочитав это слово (2-й ирмос канона). Это, кстати, подтверждает одно место из воспоминаний дочери Достоевского: «На Страстной неделе мой отец… постился, ходил в церковь и откладывал всякую литературную работу. Он любил наше удивительное богослужение Страстной недели, в особенности Светлую заутреню» (Достоевская Л.Ф. Достоевский в изображении своей дочери. С. 92). 305 Соловьев В. С. Три речи в память Ф.М. Достоевского//Соловьев B.C. Собр. соч.: В 8 т. СПб., б.г. Т. 3. С. 197. 307 Соловьев Вс. С. Воспоминания о Ф.М. Достоевском//Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 203–204. 310 Долинин А. С. Тексты черновых записей к «Братьям Карамазовым». Комментарий//Ф.М. Достоевский: Материалы и исследования. С. 366. 315 Цит. по:Чешихин-Ветринский В. Е. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников и его письмах. М., 1923. Ч. 1.С. 76. 326 Долинин А. С. Тексты черновых записей к «Братьям Карамазовым». Комментарий//Ф.М. Достоевский: Материалы и исследования. С. 374. 333 Ср.: «Если не любишь, то не веруешь» (Варсануфий Великий,Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. СПб., 1905. Ответ 228). 334 Антоний Великий , преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

374 Клеман пишет о времени того опыта, который изложен у Кассиана: «Молитва “Отче наш” возносит регулярно обращающихся к ней к той огненной молитве, которую столь немногие познают на опыте... Всецело исполненная света душа не нуждается более в помощи человеческого языка с его всегдашней ограниченностью, но, совокупляя всего человека, становится изобильным источником, откуда истекает молитва и невыразимым образом устремляется к Богу. В это краткое мгновение душа успевает сказать столько, что, придя в себя, не в состоянии ни с легкостью повторить, ни даже вспомнить сказанного ею» ( Клеман О. Истоки. М., 1992. С. 204–206). 375 Клеман О. Истоки. М., 1992. С. 204–206. Нужно отметить, что богослов Оливье Клеман, ученик В.Н.Лосского , в 1959 г. выпустил заметки о времени, он писал о преображении темпоральности в свете православной духовной традиции (Clément О. Transfigurer le temps. Notes sur le temps à la lumiére de la tradition orthodoxe. Paris, 1959). 377 – означает «освящение». О связи молитвы «Киддуш» и «Отче наш» см.: Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Часть первая. Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 220. 378 О том, как на смену аскетическому деланию приходит мистическое состояние, пишет Исаак Сирин : «От молитвы рождается некое созерцание, и прерывает оно молитву уст, и молящийся в созерцании становится телом бездыханным, придя в восторг. Такое состояние мы называем молитвенным созерцанием» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Указ. изд. С. 206. С. 60). 379 Этот небуквальный перевод Кассиана адресует его читателей к новозаветным словам «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( ο καθαρο τ καρδ, Мф 5:8 ) и не дает сближать исихастскую аскезу с распространенными в его время стоическими представлениями о пути человека к бесстрастию. 380 «Любовь рождается от бесстрастия ( γπην μν, τκτει πθεια)» (Св. Максим Исповедник . Первая сотница о любви//Добротолюбие. Т. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 164); Φιλοκαλα. Τμος πρτος. Указ. изд. Σ. 202.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

232 Об этом свидетельствует его изложение учения о Боге, помещенное в этом труде далее (см.: Основы. Т. 1. С. 163– 178). 243 См.: Основы. Т. 2. С. 7. Заметим, что действие тела, описанное во второй часть данной цитаты, по-видимому, надо понимать как противоположенное тому, о котором говорится в первой. – ид.И. 253 Основы. Т. 1. С. 311; ср.: Феодор Эдесский , свт. Сто душеполезнейших глав. Гл. 10, 61//Добротолюбие. СТСЛ, 1993. Р С. 321, 332–333; Евагрий, авва. Наставления о подвижничестве. Гл. 1. 24//Добротолюбие. СТСЛ, 1993. Т. 1. С. 574; Ригорий Синаит, прп. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях... Гл. 78, 79//Добротолюбие. СТСЛ, 1993. Т. 5. с – 193–194. 259 Подробности об этой молитве и примеры вообще, как нужно поступать в данном случае, прекрасно изложены в книгах: Слова подвижнические. Слово 40. С. 170; Руководство к духовной жизни. 59. С. 44–46, 190–191; Древний патерик. М., 1899. Гл. 20,4 (4) (Здесь и далее номера в скобках даются по латинскому переводу, помещенному в патрологии Миня – ид.И.). С. 390–391.-Еп.В. 267 Слова подвижнические. Слово 50. С. 224; см.: Основы. Т. 1. С. 315; ср.: Слова подвижнические. Слово 54. С. 238–239; Основы. Т. 1. С. 251, 315–324; Нил Синайский , прп. О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения. Гл. 4–5, 11, 20//Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 201–204, 211, 222; Достопамятные сказания. Об авве Пимене. 59, 139. С. 201, 217; Об авве Сисое. 5. С. 249; Душеполезные поучения. Поучение 12, 13. С. 142, 150. 268 Нил Синайский , прп. О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения. Гл. 4//Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 201–202; Основы. Т. 1. С. 316. 269 Нил Синайский , прп. О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения. Гл. 5 И Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 203–204; см.: Основы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Надо это учитывать, иначе дело будет для читателя неясно. 836 По воле Божией, человек может передавать и другим людям из того, что открыто ему благодатию. Иногда же дарования благодати никак не могут быть утаены. Ср.: прим. 19. 839 «Два блага подает нам святая благодать чрез возрождающее нас крещение, из которых одно безмерно превосходит другое. Но одно подает она тотчас, именно: в самой воде обновляет и все черты души, составляющие образ Божий, просветляет, смывая с нас всякую греховную скверну; а другое ожидает произвесть в нас вместе с нами: это то, что составляет подобие Божие». Подробности о восстановлении в нас образа и подобия Божия посредством благодати и подвижничества см. у блаж. Диадоха, оттуда взято и это место (Подвижническое слово. Гл. 89/Добротолюбие. Т. 3. С. 62–64). 841 Под естественным состоянием души, приняв в расчет некоторые предыдущие рассуждения Диадоха (Подвижническое слово. Гл. 74), нужно, кажется, понимать – вопреки общей терминологии, установленной отцами – безблагодатное, т. е. падшее, но доброе состояние души до крещения. 843 О том, что бесы не знают наших мыслей, см.: «Основы» Отдел 2. § 9. Также см. еще у Евагрия (Добротолюбие. Т. 1). 851 Подробно см. в: Сильвестр, еп. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т. 5. Киев, 1897. С. 6–7. 852 Ср.: Суворов Н. Объем дисциплинарности суда и юрисдикции Церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884. С. 40, 163; его же. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в Восточной Церкви. М., 1906. С. 110. Необходимо прочесть и рецензию проф. Н. А. Заозерского на высказываемые в этих книгах положения (Православное обозрение. 1885. 2, 3.). 853 Тертуллиан называет покаяние «разрешением» (Творения/Перевод Е. Карнеева. Ч. 2. СПб., 1861. С. 97–98. О покаянии); блаж. Августин – «примирением» (Творения. Т. 6. Киев, 1887. С. 204. О граде Божием. XX, 9); Карфагенский Собор (V Поместный) – даже «вторым крещением» (см.: Макарий, митр. Православно-догматическое богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Издание Сретенского монастыря, 2002   ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ         ИЗДАТЕЛЬСТВО   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ Преподобный Исаак Сирин СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ 511 стр. Твердый переплет. ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ: МАГАЗИН " СРЕТЕНИЕ " Б. Лубянка, 19. Метро: " Чистые пруды " , " Тургеневская " , " Кузнецкий мост " , " Лубянка " . Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10 Настоящее издание перевода Слов святого Исаака Сирина является значительно измененным в сравнении с прежними. Перевод был сверен с переводом преподобного старца Паисия Величковского, и во множестве мест, где оказывались между ними разногласия по смыслу, или вообще где русский перевод внушал подозрения, он был сличен с греческим текстом по изданию Никифора Феотокиса (1770 г.), а в нескольких местах еще и с греческими рукописями Московской Синодальной библиотеки. Но так как и греческий текст представляет собой также перевод, хотя и древний, с сирийского языка, на котором святой Исаак писал, то мы сочли полезным обращаться иногда и к новейшим переводам прямо с сирийского, которые имеются в западно-европейской литературе. К сожалению, с сирийского переведено всего лишь несколько Слов, а именно: слова 1,2,3,4,5,6,56,57,58,74,84 переведены на немецкий язык в издании " Bibliothek der Kirchenvater " , выпуск 204-205 (Lovanii, 1876); слова 19, 82, 83, 85 и отрывки из других переведены на латинский язык в книге Iohannes Baptista Chabot, De S.Isaaci Ninivitae vit,scrip -tis et doctrina (Lovanii, 1892). На эти переводы и делаем мы указания ради краткости просто словами " в сирийском тексте " . При просмотре прежнего перевода мы нашли нужным во многих местах изменить его по разным причинам: оказались и важные опечатки, искажавшие смысл, и неверное, по нашему мнению, понимание подлинника, и неловкие или слишком устаревшие русские выражения. Во многих случаях, ввиду трудности для понимания высоких мыслей святого Исаака, мы сочли необходимым сделать пояснительные примечания к тексту перевода, частью (очень немногие) наши собственные, а большей частью заимствованные нами из примечаний к переводу Паисия в печатном издании 1854 года и из примечаний в греческом издании Никифора Феотокиса.

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/is...

Так и Бог всего и Отец пробудил «Перворожденного всея твари» ( Кол. 1:15 ) Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его, из мертвых». Физиолог александрийской редакции. М., 1998. – С. 18. «Пеликан... весьма чадолюбив: когда выводит он птенцов, то они, как немного подрастут, бъют в лицо родителей своих, и родители, давая (им) пощечины, убивают их; а потом сжаливаются родители их, и, прогоревав три дня о детях своих, которых убили, приходит после третьего дня их мать и разрывает собственные бока, и кропит свою кровь на мертвые тела птенцов, и воскрешает их. Так и Господь наш у пророка Исаии говорит: «Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» ( Ис. 1:2 ). Творец нас родил, и мы били Его, «послужихом твари паче Творца» ( Рим. 1:25 ). И вот взойдя на высоту Креста и отверзши бок, источил Он кровь и воду во спасение и жизнь вечную. Кровь, так как сказал: «Прием чашу и хвалу создав» ( Мф. 26:27 ), а воду чрез «крещение покаяния» ( Мр. 1:4 ; Лк. 3:3 ; Деян. 13:24;19:4 )». Там же. – С 21. 202 Подробнее об этом см., например: В. Н. Лосский. Догматическое богословие//В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви Догматическое богословие. М., 1991. – С. 253. 204 Святитель Григорий Палама , суммируя святоотеческое аскетическое учение о состоянии бесстрастия, пишет: «Бесстрастие – это не умерщвление страстной силы души, а ее направление от худшего к лучшему и ее действие в божественном состоянии, когда она полностью отворачивается от дурного и обращается к прекрасному…». Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. – С. 178. 205 Преподобный Исаак Сирин учит об этом так: «Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы покорилось ему все... В то время, как смирение воцаряется в житии твоем, покоряется тебе душа твоя, а с нею покорится тебе все, потому что в душе твоей рождается мир Божий». Преподобный Исаак Сирин . Слово 74. О видах добродетелей//Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижническия. – С. 372. 206 В тексте, приписываемом преподобному Симеону Новому Богослову , об этом сказано так: «Владение пятью чувствами будто есть очень простое дело; но я тебе скажу, что кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем, что в ней: ибо у нас все бывает от них и через них.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Очевидно, что у составителя кодекса должны были иметься какие-то основания для помещения их творений в одной рукописи 203 , а у Фотия – не только тематические и стилистические критерии для сравнения их друг с другом и с ещё одним автором V в., Марком Подвижником : если все эти лица жили в одно и то же время, то сопоставление их становится вполне естественным и закономерным 204 . Для «помещения» Иоанна Карпафийского скорее в V, нежели в VII в., имеются и другие, внутренние основания. Так, вторая сотница начинается с опровержения дуализма (манихейства). Эта тема была, пожалуй, более актуальной для V, чем для VII в., хотя анти манихейская полемика встречается и у свв. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина . Терминология и некоторые аргументы автора свидетельствуют о влиянии на него стоицизма 205 . Вряд ли можно согласиться с Д. Бальфуром (с. 137–138), что с античной философией Иоанн Карпафийский был знаком лишь опосредованно, через Евагрия. Если деление способностей души на вожделеющую, разумную и яростную, как и всей философии на три части (у христианских авторов – на практическую, физиологическую и богословскую), ещё не обязательно свидетельствует о знакомстве Иоанна Карпафийского с Этикой Аристотеля и стоическими теориями в силу распространённости и популярности подобного рода трёхчастных построений 206 , то довольно специфический термин «конечная причина» 207 и сам стиль рассуждений первых глав второй сотницы говорят об определённом знакомстве автора с античной философией. В пользу такого вывода говорят и предположенные нами в двух местах аллюзии с Эпиктетом и Платоном 208 , а также знакомство (быть может, опосредованное) с одним из сочинений Ямвлиха 209 . В таком случае преимущественное влияние стоицизма опять возвращает нас к V, а не к VII в. 210 . Если автор сотниц жил на Карпафийском острове между Родосом и Критом (или происходил оттуда), то его знакомство со стоицизмом тем более вероятно и объяснимо, что именно на Родосе в период позднего эллинизма процветала стоическая школа, оказывавшая влияние на области, прилегавшие к Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010