И другое наставление, тоже афонита, но уже не в священном сане, а простого монаха, преподанное уже не клирику, а инокине. Вот что отвечал на вопрос, как готовиться к Причащению, старец Паисий Святогорец: «Человек всегда должен быть готов, но, когда собирается причащаться, хорошо сделать в духовном плане больше того, что он делает обычно, чтобы приготовиться получше (выделено мною. — Иг. Нектарий ). Очень будет тебе полезно прочитать Последование к божественному Причащению еще и в келье (согласно приведенной в книге ссылке, Последование ко Причащению читается в монастыре, о котором идет речь, в храме. — Иг. Нектарий ). Ты будешь лучше понимать молитвы и глубже чувствовать собственную греховность. Еще можешь петь первую песнь Великого канона и из “Феотокария” первую песнь канона понедельника и среды первого плагального гласа, с поклонами. Подготовка к Причастию не в том состоит, чтобы переменить одежду и почистить зубы. Главное, чтобы человек испытал себя: ощущает ли он божественное Причащение как потребность? В ладу ли он со своей совестью? Может, есть что­то, что препятствует ему причаститься и до сих пор остается неисповеданным» ( Блаженной памяти старец Паисий Святогорец . Слова. Т. VI. О молитве. М.: Святая Гора, 2013. С. 203–204). Вот, пожалуй, в чем суть: готовясь к Причащению, делать в духовном плане «более того, что делаешь обычно». Это, наряду с внимательной в целом и усердной христианской жизнью, залог Причащения с пользой для души, потому что иначе, как говорит тот же старец, бывает и так: «Христос вселяется в нас в божественном Причащении, но тут же уходит» (Там же). Не мерой дает Бог Духа… И два Причащения не более благодатны, чем одно, все зависит не от частоты, а от способности принять и «усвоить» благодать или самим усвоиться ей, стать для Бога своими. Способность же эта иначе, нежели жизнью подвижнической, не приобретается, и место для вселения благодати в нас, опять-таки, лишь трудами соответствующими приготовляется: как звать Гостя дорогого в горницу неприбранную, не оскорбится ли Он?

http://pravoslavie.ru/73111.html

Его сильно теснили заимодавцы. И, отдав ему все мое состояние, я избавила его от беды...» Блаженный Иоанн Мосх завершает: «И сказав это, она почила в Господе, получив отпущение своих вольных и невольных прегрешений» [с. 256—258].    Почти все подвижники, о которых говорится в «Луге духовном», творили чудеса по воле и милости Божией. Поэтому описывать их следует отдельно. Здесь же можно ограничиться лишь общим о них свидетельством, которое дано блаженным Иоанном Мосхом в конце его повествования. «Один из старцев говорил нам, – пишет он, – о дивных знамениях. Они бывают и теперь в Церкви Божией по причине народившихся и разрастающихся ересей, в особенности по причине раскола Севера акефала (акефалы – «безголовые», вначале не имевшие определенного вождя. – К. С.) и других гибельных учителей, для ограждения и утверждения в вере более слабых душ, равно как и для обращения лжеучителей, если бы захотели. Поэтому святые отцы и с первого времени христианства святые мученики ежедневно до сих пор совершают знамения в Кафолической Божией Церкви» [с. 263, 264] (См. также: с. 5, 6, 21, 24, 26—28, 32, 33, 39, 40, 59, 70, 73, 74, 90, 91, 93—95, 105, 106, 116, 120, 121, 125, 129—132, 150, 151, 154—156, 164—167, 178—180, 188, 189, 193—194, 205, 206, 212—214, 229—233, 248—250...).    Были на подвижническом пути и немалые трудности, искушения, невидимая брань, скорбь и, что всего страшнее, разочарование, когда перед отшельником вставал вопрос: «Что мне делать?» Опытные старцы и здесь находили мудрые решения. Так, в главе 208-й «Луга духовного» читаем: «Один брат, одержимый печалью, спросил старца: Что мне делать!? Помыслы одолевают меня, внушая мне, что напрасно я отрекся от мира и – все равно – спасения не достигну... А ты знаешь ли, – ответил старец, – хотя бы мы и не могли достигнуть земли обетованной, нам лучше сложить кости в пустыне, чем возвратиться в Египет!» [с. 258]. (См. и главы: 14, 39, 60, 204, 205).    Итогом описания подвижнической жизни праведников Божиих может служить весьма поучительное видение авве Афанасию, бывшее при его размышлении о судьбе жаждущих Правды и о нерадивых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

24 Об этом старец Иосиф говорит в слове «Вера и дела», см. настоящее издание, с. 353—355. 25 Там же, с. 355. 26 Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. 27 См.: «Познай себя», наст. изд., с. 196. 28 Выражение принадлежит св. Григорию Паламе (Возражения против Акиндина), см. ссылку: наст, изд., с.398. 29 См. об этом: «Христианство и гуманизм», наст, изд., с. 374—376. 30 См. наст, изд., с. 197, 295. 31 «Познай себя», наст, над., с. 196. 32 О трех состояниях природы человека подробнее см. «Слово о монашестве», наст, изд., с. 91—100; «Богочеловечество и обожение», наст, изд., с. 345—348. 33 См. наст. изд., с. 252—253. 34 См. об этом: «Смысл церковных таинств», наст, изд., с. 401. 35 Триады I, 3, 43. 36 См. об этом: Ватопедские Оглашения, Беседа 1, с. 21—22. См. также: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с.396—397. 37 Подробно об этом см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 12, с. 108—115; A­ σκηση . Μητρα τον Αγιασμο , σ . 54—58. 38 В наст. изд. слово «злострадание» иногда переводится как «любострадание», чтобы подчеркнуть второй аспект значения. 39 Ср.: прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 54. TLG 2892 001. Рус.: Творения, кн. II, с. 190. 40 О степенях совершенствования в добродетельной жизни, согласно заповедям блаженства, старец Иосиф говорит во многих книгах. Подр. см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 14, с. 125—132. См. также: «Познай себя», наст. изд., с. 203—204. 41 Гомилия 33. PG 151, 416—417. См. наст. изд., с. 97. 42 «Учение о телесном делании и послушании», наст. изд., с. 229. 43 Старец Иосиф Исихаст, с. 196. 44 Подробнее об этом см.: Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, с. 110—111. 45 В изложении этапов духовной жизни, состояний человеческой природы и образа действия Благодати старец Иосиф в целом опирается на учение прп. Исаака Сирина (см. Слова Подвижнические, 4, с. 19—25; 66, с. 345—346; а также passim), авторов Добротолюбия (см. напр. Филофей Синайский, Феодор Эдесский, прп. Феодор и др.) и прп. Максима Исповедника. Однако у последнего эти вопросы рассматриваются в несколько ином плане. Так, он объединяет первую и вторую ступени подвига, называя их «практической философией», а третью ступень разделяет на две основных (которые также делятся им еще на несколько): «естественное созерцание» и «таинственное богословие». Учение прп. Максима является, пожалуй, самой развернутой и глубокой системой, обобщающей весь опыт аскетического делания, однако наша цель состояла в описании исключительно тех моментов духовного восхождения, которые в том или ином виде встречаются у старца Иосифа, поэтому мы не касались тех возвышенных состояний, описание которых так характерно для богословия прп. Максима. В качестве краткого введения в его богословие см.: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Москва, 1996, с. 111—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Мф. 15, 8. Архимандрит Рафаил. Тайна спасения. М., 2001, с. 298. Цит. по: Путь умного делания. Архиепископ Антоний (ГолынскийМихайловский) о молитве Иисусовой и божественной благодати. Красногорск, 2000, с. 356. Еф. 5, 19. Святитель Феофан Затворник. О молитве Иисусовой в письмах… М., 2005, с. 37. Добротолюбие, указ. изд., т 5, с. 217, 218). Лавсаик, указ. изд., с. 69 – 70. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… указ. изд., с. 110 – 111. Преподобный Максим Исповедник. Подвижническое слово. Добротолюбие, указ. изд., т. 3, с. 146. Новосибирский Сергий (Соколов). Рим. 8, 26. См. Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой в письмах к схимонаху Агапию, архимандриту Агафангелу и схиигумену Герману. М., 2005. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… указ. изд., с. 151, 166. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 231. Свами Нараянананда. Практические наставления по достижению Самадхи. М., 2003, с. 70 – 73. Монах Иосиф Дионисиатис. Наставник молитвы Иисусовой. М., 2005, с. 203 – 204. Святой Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 224. Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве. М., 2002, с. 201 – 202. Творения аввы Исаака Сирина. Указ. изд., с. 386. Лк. 9, 10 – 11. Преподобный Феодор Санаксарский. Наставления духовным чадам. РождествоБогородичный Санаксарский монастырь, 2003, с. 137. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 70. Святитель Феофан Затворник. О молитве Иисусовой… указ. изд., с. 40. Иноков Каллиста и Игнатия наставление безмолвствующим. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 308. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Собр. соч., указ. изд., т.1, с. 271. Святитель Филарет Московский. Призовите Бога в помощь. Указ. изд., с. 331. Мф. 22, 37. Творения аввы Исаака Сирина. Указ. изд., с. 114. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. СПб., 2006, с. 187. Преподобный Максим Исповедник. Избранные творения. Указ. изд., с. 120. С. Большаков. На высотах духа. М., 1995, с. 5 – 6. Перевод Е. Рейна.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

653 Другими словами, просить молитвенной помощи у святых и даже просить их, чтобы они понесли все наши грехи (что они и делали при жизни) с условием, чтобы просящий нелицемерно и строго нес им послушание. См.: Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 123–124. Ответ 164. В этом заключается сила старчества и духовного руководства. См.: «Основы» Отдел III. Гл. 10. § 1. Послушание и старчество. 654 Се. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 35; ср. еще там же: С. 195–196, 198, 204. 657 Там же. Слово 26, 125. Ср.: Слово 26, 211. Велики козни бесовские! Одних чудесами и великими добродетелями древних святых приводят в полное безнадежие и нестерпимую печаль («где уж спастись, нам это невозможно: вон как святые жили и что пишут» и тому подобное), а других – в самомнение и хулу (причем эти последние почитают деяния святых за сказки и невозможные в действительности вещи). 671 Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 143. Слово 22, 1. Кстати, то, что тысячу лет тому назад преподобному казалось невероятным по легкомыслию и преступной тратой времени, данного нам для оплакивания своих грехов, в XX веке не только исполняется, но и вменяется в особую заслугу (конечно, для «мира» и пресловутой «науки»). 675 См. весьма любопытный рассказ аввы Евстафия в: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 5. Принятие на себя подвигов. 676 Ср.: Лествица. Слово 22,42; Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 30. Ответ 44; Преп. Иоанн Кассиан . Писания. О постановлениях киновитян. Кн. XII. Гл. 10, 14, 16, 17, 18 и след. В общем же, так как мы не достигли еще совершенства, то бесполезно и даже вредно и рассуждать об этих искушениях, которые выше нашего разума. 678 Троерожник, или murex ferreus y римлян, Fussangel y немцев, «рогульки железные», «подметные каракули» – особый военный метательный снаряд для преграды коннице. Между прочим, их употребляли при осаде Троице-Сергиевой Лавры. Остаток запасов их от того времени сохранился до сих пор в ризнице монастыря. Подробное исследование см. у свящ. П. Флоренского: Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 808. Примечание к отделу XXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Анонимное краткое сказание о святом Исааке, 1854=Краткое сказание о святом Исааце//Святаго Отца нашего Исаака Сирина , епископа бывшаго Ниневийскаго, слова духовно-подвижническия, переведенные с греческаго старцем Паисием Величковским – М.: Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1854. С. XVII-XX. Pütz W., 1854=Pütz W. Survey of the geography and history of the Middle Ages, A. D. 476–1492 – London, 1854. Свт. Григорий Двоеслов , 1858=Святаго Отца нашего, Григория Двоеслова , епископа Римскаго, собеседования о жизни италийских Отцев и о безсмертии души. – Казань, 1858. – 386 с. Свт. Филарет Черниговский , 1859=Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. – Т. 2. – 1859. Sachau E., 1869=Sachau E. Praefatio//Theodori Mopsuesteni fragmenta syriaca. – Leipzig, 1869. P. III-VII. Wright W., 1871=Wright W. Catalogue of Syriac manuscripts in the British museum acquired since the year 1838. – Part 2 – London, 1871. Wright W., 1872=Wright W. Catalogue of Syriac manuscripts in the British museum acquired since the year 1838. – Part 3 – London, 1872. Свт. Филарет Черниговский , 1882=Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. – Т. 3. – 2-е изд., исп. и доп. – 1882. – 355 с. Преп. Феофан Исповедник , 1884=Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского //Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1884 г. – Кн. 1-я. – М., 1884. Omont H., 1886=Omont H. Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la Bibliothèque nationale. – Paris, 1886. Свт. Феофан Затворник , 1895 a=[Святитель Феофан Затворник .] Преподобный Нил Синайский . Краткое сведение о нем//Добротолюбие в русском переводе, дополненное. – Т. 2. – 2-е. изд. – М., 1895. С. 203–204. Свт. Феофан Затворник , 1895 b=[Святитель Феофан Затворник .] Святой Исаак Сирианин . Краткое сведение о нем//Добротолюбие в русском переводе, дополненное. – Т. 2. – 2-е. изд. – М., 1895. С. 643–644.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

«Раздражительность, – размышляет он, – нужно лечить борьбой с собой и памятованием, что с возрастом она сделается господствующим направлением и сделает человека тяжёлым для жизни, нетерпимым. Помнить будем наставление отца Серафима: «Чадо, стяжи мирный дух, и около тебя тысячи спасутся»» (204–205). А вот и сделанная Святителем выписка из Богопросвещенных советов святого праведного Иоанна Кронштадтского : «Когда приходится переносить сильные напасти, скорби и болезни, то не малодушествуй, не унывай и не ропщи, не желай себе смерти, не говори дерзких речей перед Богом, например, таких: о, какая лютая скорбь, о, какая не по силам моим напасть, лучше бы мне умереть или лучше бы убил я себя! Избавь Бог от такого малодушия, ропота и дерзости! Ещё: смотри, чтобы реки внутренних скорбей и бедствий не отторгнули тебя от Господа Иисуса Христа, ибо враг всем старается отвлечь нас от Господа: и прелестию удовольствий, и тяготою бедствий, как Иова, и особенно внутренними тяготами, теснотами и скорбями; ещё: тот грех, на который ты не соизволяешь, не вменяется тебе, например, невольное преткновенье в молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная злоба, с которой мы усердно боремся, скупость, которой мы отвращаемся, – это все нападения злого духа. Наше дело терпеть, молиться, смиряться и любить. До зде о.Иоанн. Слышишь ли? Смотри, этого не забывай» (200). 29. «Облечься в иноческую одежду ... значит» мыслить и действовать «не по-мирскому» 118 Сам святой Макарий, приняв монашество молодым человеком (в 1861 г., было ему тогда 25 лет), прошёл длинный подвижнический путь (†1926), узнал и радости его, и трудности. Потому и суждения его о монашестве непосредственны, исполнены большой любви к монахам и отеческого попечения о них. Все его слова, направленные к насельникам монастырей, необыкновенно тёплые, добрые, спокойные, заботливые... Но обращённое к инокам относится не только к ним – и миряне могут черпать из него много много – ведь Господь у всех один, и все дороги ведут к Нему, в Его Вечное Царство ...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1362 Epistulae quattuor ad Serapionem. Epistula 4. 2. 1. 1; De decretis Nicaenae synodi 27. 1. 3: πολυμαθς κα φιλπονος. 1364 Meijering E. P. Orthodoxy and Platonism in Athanasius: Synthesis or Antithesis? Leiden: Brill, 1968. P. 130–131. 1370 Василий Великий , свт. Беседа 5. На память мученицы Иулиты//Он же. Творения. В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 906: «Для поспешающего к горней жизни, всякого наказания и всякой темницы тяжелее пребывание с телом». См.: Попов И. В. Патрология. С. 263. 1375 S. Basilius Caesariensis. Homiliae in hexaemeron 8. 7. 12–13: Πντα προστγματι Θεο κ το μ ντος ες τ εναι παραχθντα («Все Божиим повелением приведено из небытия в бытие»). 1379 Homiliae in hexaemeron 1. 11. 42; см.: Беседы на Шестоднев. Беседа 1. С. 334: «Если мы предпримем теперь говорить о таких предположениях, то сами впадем в такое же пустословие, как и их изобретатели». 1380 Ibid. 1. 3. 14; см.: Беседы на Шестоднев. Беседа 1. С. 323: «Видя, что тела, описывающие круги, возвращаются в прежнее свое положение, равномерностью и непрерывностью их движения не удерживай себя в той ложной мысли, будто бы мир безначален (ναρχον) и нескончаем (τελετητον)». 1386 S. Basilius Caesariensis. Constitutiones asceticae [Sp.] 31. 1384. 20: διατεμοσης τν φσιν. 1389 Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 18//Творения. В 2 т. Т. 2. С. 353. 1390 Homilia In illud. Attende tibi ipsi 3//PG 31. 204 B: «Наша жизнь двояка; одна свойственна плоти, скоропреходящая, а другая сродна душе, не допускает предела»; Sermo de renuntiatione saeculi//PG 31. 644 D: «Душа есть подобие неба, так как в ней обитает Господь; плоть же составлена из земли (σρξ δ κ γς πρχει), и в ней обитают смертные люди и бессловесные животные». 1391 Киприан (Керн) , архим. «Золотой век» святоотеческой письменности. C. 88. Здесь же кратко отмечено, что «стоическое учение о семенных логосах просветилось в устах кесарийского святителя в таком миропонимании», но не проведено более или менее подробного сравнительного анализа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 471. В подтверждение этой истины свт. Игнатий приводит слова прп. Варсонофия Великого, что для исполнения воли Бржией нам должно отвергнуть не только волю демонов, но и волю своего естества (Руководство к духовной жизни. С. 44—45). Об этом учил еще прп. Антоний Великий, что в сердце человеческом действуют три воли: от дьявола, от самого человека и от Бога; к первым двум Господь не благоволит (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 57). Весьма интересна мысль св. Марка Подвижника: «Всякое доброе дело, которое делаем мы естественными нашими силами, хотя удаляет нас от противного. но без благодати не может приложить нам освящения» (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 540). По прп. Максиму Исповеднику, Бог принимает лишь то, что ради Христа делается (Сотни глав о любви//Добротолюбие. Т. 3. С. 203—204). Согласно св. Исааку Сирину, ко всякому истинно доброму делу посредниками для нас бывают Крещение и вера, посредством которых мы призваны Господом на дела благие (Слова подвижнические. С. 8). Обратим при этом внимание и на следующие слова прп. Иоанна Лествичника: «Добродетели многие даровал Он (Бог) нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, потому что мы и взаим берем, и взаим даем, и сеем, и плаваем, надеясь обогатиться. Итак, если, как мы здесь показали, любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона: то значит, добродетели недалеки от нашего естества… Но что касается до чистоты, безгневия, смиренномудрия, молитвы, бдения, поста, и всегдашнего умиления: то сии добродетели выше естества. Некоторым из них научили нас люди; другим Ангелы; а иных учитель и дарователь есть Сам Бог Слово» (Лествица. С. 191—192). Но должно заметить, что, хотя христианину необходимо жизнь свою устраивать по добродетелям евангельским, часто путь к этому пролегает чрез добродетели естества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Святая Церковь именует преподобного Нила «монахов множества наставником». Действительно, подвижнические творения сего отца Церкви предназначены по преимуществу тем, кто переступил порог монашеской обители и принял или намерен принять иноческий образ. Однако каждый православный человек, и не монах, в той или иной мере сведущий «в церковных писаниях» и ищущий большей полноты духовного вразумления, может и должен черпать богодухновенную мудрость из сего светлого и чистого источника. По слову святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского († 1867), если «Церковь дает нам молитвы, взяв из уст святых, чтобы молитвы были хороши и чувством, и примером, и разумом», то и творения отцов Церкви, исшедшие из сердец чистых и из рук благоговейных и непорочных, точно так же приносят читающим несомненную пользу — и их уму, и душе, и сердцу. Вячеслав Овсянников, кандидат богословия Текст писем печатается по изданию: «Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Том 32 и 33. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Москва. 1858 и 1859». Цитаты из книг Священного Писания, кроме Псалтири, даны в русском переводе по синодальному изданию. Неоговоренные примечания принадлежат публикаторам. Добротолюбие. 2-е изд. — М., 1895. Т. 2. С. 203–204. Статья с незначительными сокращениями печатается по: Вячеслав Овсянников, кандидат богословия — «Преподобный Нил Постник, Синайский, и его творчество». Вступительная статья в книге «Творения преподобного отца нашего Нила Синайского». М.: Издательство Московского подворья ТСЛ, 2000. С. 3–13. Или епарха. Епарх — это начальник города или области. О Ниле как префекте говорится в книге 3-й (ноябрь) Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского и во 2-м томе «Добротолюбия»; о нем же как о епархе сказано в книге 5-й (январь) Четьих Миней и в некоторых других изданиях. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. Кн. 3: Ноябрь. — М.: Синодальная типография, 1905. С. 304–305.

http://pravoslavie.ru/sm/060928202516.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010