199 См.: АСС. Дело об акафисте. 1872. 49/1753; Дело в СПбДЦК за 1872 г. [Издания акафиста св. Иоанну Предтече и Крестителю Господню см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 200 Иеросхимонах Иероним, по сообщению профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского , родился в 1803 году в Старом Осколе Курской губернии. Образования он не получил, но свой сильный природный ум развил чтением. 33 года он жил в отечестве и после 50 лет иноческой жизни скончался на Афоне (1887). См. подробности об о. Иерониме в книге Дмитриевского «Русские на Афоне». 201 См.: АСС. Дело об акафисте. 1872. 63/1767; Дело в СПбДЦК за 1872 г. [Издания акафиста при. Павлу Обнорскому, Вологодскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 202 Отец И. И. Сергиев родился 19 октября 1829 года. По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии поступил в Кронштадтский Андреевский собор. Подвижническая жизнь и великие труды его создали ему широкую известность. Глубокочтимый православным народом, о. Иоанн Ильич Сергиев известен всей России, известен как духовный писатель, благотворитель и молитвенник. [Канонизирован в 1964 году Русской Православной Церковью Заграницей, впоследствии, в 1990 году, – Русской Православной Церковью Московского Патриархата.] 203 См.: АСС. Дело об акафисте. 1875. 48/1022; Дело в СПбДЦК за 1875 г. [Издания акафиста св. прав. Артемию, Веркольскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 204 См.: АСС. Дело об акафисте. 1875. 61/1035; Дела в СПбДЦК за 1875–1876 гг. [Издания акафиста при. Макарию, Калязинскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 205 См.: АСС. Дело об акафисте. 1876. 18/636; Дела в СПбДЦК за 1875–1876 гг. [Издания акафиста св. мч. Авраамию Болгарскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 207 См.: АСС. Дело об акафисте. 1875. 62/1036; Дело в СПбДЦК за 1875 г. [Издания акафиста прп. Александру, Свирскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

е. различные проявления гордыни; царь Озия и военачальник Сисара - тщеславие, порождающее властолюбие; Девора и Варак - согласие и единомыслие; Навуходоносор - властолюбие, порождающее жадность; Седрах, Мисах и Адвенаго - троица тела, души и ума - образ простоты; Адония - жадность, мать гортанобесия; Соломон - мудрость и миролюбие (намек на этимологию имени); Валтасар - гортанобесие, мать похоти; Кир - символ ума, побеждающего чревоугодие; Сеннахериб и Навузардан - похоть; Езекия - покаяние и слезы ( Nil. De sept. passion. 27-32). Автор сирийских трактатов, по-видимому, не знаком с предложенной Евагрием классификацией 8 главных страстей, которая частично представлена также в безусловно подлинном сочинении Н. А. «Слове подвижническом» ( Nil. Exerc. 55//PG. 79. Col. 788). Во многих местах автор сирийских трактатов упоминает страсти из «евагрианского» списка, однако центральное место в его сочинениях занимает учение о самолюбии (φιλαυτα), к-рое также представлено в трудах Евагрия и через последнего перешло в восточносир. аскетическую традицию (прп. Исаак Сирин , Иосиф Хаззая и др.). 4. «Об учителях и учениках» (Περ διδασκλων κα μαθητν; De magistris et discipulis; CPG, N 6053, 2449; изд.: Ven. 1908. P. 76-81 (с лат. пер.)). Небольшой трактат, написанный в стиле кратких сентенций Евагрия Понтийского, посвящен вопросу духовного руководства монахов, тематически совпадает со 2-й частью «Слова подвижнического» Н. А. Трактат сохранился также в лат., сир., арм. (с греческого и с сирийского) и араб. переводах. В сир. и араб. традиции приписывается Евагрию ( Muyldermans. 1942). Греч. текст издан по 2 рукописям XI в.: Paris. gr. 1188. Fol. 237, и Paris. gr. 1066. Fol. 59. Он также сохранился в 6 манускриптах, не учтенных издателем: Ath. Laur. Γ 017 (Eustr. 1827), 1095 г. Fol. 236-287; Bodl. Auct. T. 2. 04 (Misc. 204), XI в. Fol. 75v - 76v; Ath. Laur. Г 121 (Eustr. 361), XII в. Fol. 159; Hieros. Sab. 66, XII в. Fol. 3-5; Scorial. Х. III. 02 (Andres. 272), XIII в. Fol. 61v - 62; Bodl.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

...Кто, в здравом уме находясь, решится предать себя в рабство, будучи господином? Кто, обладая всыновлением Богу, согласится называться породою диавола? Кто, отбросив неизреченное благородство добродетели, изберет причислиться к низкородной страстной жизни? Кто от богатства духовного взыщет перейти в бедноту и оскудение в душе? Кто предпочтет потерять Царство Небесное, чтобы приобрести огонь и тьму, и другие страшные муки вечные? Не здравоумных это дело и не непотерявших смысла шаг, но неких безумных и бесчувственных, чтобы созданные по образу и подобию Божию для наследия вечных благ произвольно через бессловесное сластолюбие низошли в глубины ада на вечное осуждение (прп. Феодор Студит , 92, 169). ...Воспомянем же оные дни юности нашей, когда мы или ходили в неведении, как во тьме, или влаялись в течении дел суетных, как в волнах морских, или погружались в плотские удовольствия, как в бездну водную; затем помянем, как оттуда вызвал нас благой Бог и, простерши руку, исторг и путь мирный показал, внушив нам притещи к сему светлому и святому образу жития; присовокупим и то, что между тем, как столько и толиких родных наших, знаемых, друзей и приятелей остались в том же горьком положении, мы одни, как от египетского рабства, избавлены от него, и возведены на высокую гору жительства сего, и отсюда взирая долу, видим, как люди, вращаясь как в глубочайшем некоем рве, всуе мятутся, друг друга толкают, друг друга сбивают с ног, домогаясь в поте лица, как чего-то великого, земных благ непостоянных, скоро преходящих и тленных, и что еще сожалетельнее, имея в воздаяние за то попасть в ад на вечное мучение... (прп. Феодор Студит , 92, 204–205). Вы, как видится, некие израилиты есте, избавленные от руки фараона невидимого, от горького плинфоделания в рабстве страстям и от темного Египта мирской суеты, которые потом, при прохождении пустыни подвижнической прискорбной жизни, когда встретились тяжелые прискорбности, не возблагодарили Бога и не воздали славу Ему, чтоб, ради такого доброго расположения, пришло потребное по Божиему промышлению, но возроптали на Бога, говоря как бы: лучше бы нам умереть в Египте, припоминая котлы египетские и разумея под ними каждый, что наиболее услаждало его в мире (прп. Феодор Студит , 92, 221–222).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Он дает монаху Любовь Святого Духа, И от этой любви Сердце монаха Всегда печально о народе, Потому что не все Спасаются. (С.114) Монах иногда блаженствует В Боге и живет, Как у Бога в раю, А иногда плачет за весь Мир, Потому что он хочет, Чтобы все люди спаслись. Так Дух Святой Научил монаха любить Бога И любить Мир. Мир стоит молитвами Святых; И монах призван молиться За весь Мир. (С. 115) О, народы всей земли, На коленях припадаю пред вами И умоляю со слезами: Придите ко Христу. Я знаю Его любовь к вам. Я знаю и потому кричу всей земле... (С. 198) Не могу молчать я о народе, Который люблю до слёз. Не могу я молчать, Потому что душа моя скорбит Всегда о народе Божием, И слёзно молюсь я о нем. (С. 204) Душа моя скорбит До великих слёз: Жалко мне людей, Которые не знают Сладости святого Умиления. Душа моя сильно желает, Чтобы милость Господня Была со всеми, Чтобы вся вселенная, Все люди знали, Как желанно Любит нас Господь, Как дорогих детей. (С. 205) Когда душа полна любви Божией, То от безмерной радости скорбит И слёзно молится за весь Мир, Чтобы все люди познали Своего Владыку и Отца Небесного, И не знает покоя, покамест Не насладятся все благодатью Его любви. (С. 207) Вспомнила душа моя любовь Господню, И согрелось сердце мое, И предалась душа моя глубокому плачу, Что я столь много оскорбил Господа, Любимого Творца моего; Но Он грехов моих не помянул; И тогда предалась душа моя Глубочайшему и печальному плачу, Чтобы помиловал Господь всякую душу И взял в Свое Небесное Царство. И плачет душа моя за весь Мир. (С. 209) 15 Но только не без опытного руководства незаблудшего и рассудительного духовного отца, который имеет непременное попечение о том, чтобы нам не впасть в прелесть и не расстроить разумной части нашей души. 17 См.: Преп. Исаак Сирин . Слова духовно-подвижнические. Слово 65. Василий Селевкийский же богословски нам напоминает, что человек украшается, и Бог лобзает его нетварными Своими и Божественными энергиями. «Нетварное и невместимое существо Слова общением облобызало больную и гордую природу человечества...» (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (PG.T.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Первой настоятельницей Улалинской женской общины стала насельница Ардатовского Покровского монастыря Анастасия Семеновна Логачева, в иночестве Афанасия. В свое время она была послушницей прп. Серафима Саровского . На Алтай ее привез А. Г. Мальков в 1863 г. 196 Матушка Афанасия «проводила подвижническую, строгую жизнь; как игумения она отличалась детским незлобием, жила крайне просто, носила бедную одежду и занималась прядением шерсти» 197 . Будучи в преклонном возрасте и имея стремление к уединению, монахиня Афанасия не могла долго руководить общиной. Через пять лет она удалилась в уединенную келию за р. Маймой и, по сведениям протоиерея М. Путинцева, приняла схиму. Там жила в строгом посте и молитве. Почила в 1875 г. и похоронена около храма свт. Николая. В мае 1870 г. по выбору общинниц в должности настоятельницы была утверждена монахиня Ольга (42 лет), прибывшая на Алтай из Влахернского монастыря Московской епархии. В 1872 г. она скончалась по болезни. На смену ей в конце 1874 г. была определена монахиня Алексия, прибывшая из московского Зачатьевского монастыря 198 . После нее настоятельницей монастыря стала игуменья Серафима. При общине была открыта школа-приют для девочек. Их обучением занималась послушница Мария, дочь М. В. Чевалкова. Первым священником в общине и Уахтинском отделении был миссионер Арсений Ивановский 199 . В 1871 г. его сменил священник Стефан Петров. Но в начале 1875 г. он трагически погиб при падении из конного экипажа. Смерть наступила на следующий день после удара (13 февраля) 200 . Отец Стефан был похоронен с южной стороны Никольской церкви общины 201 . На месте падения о. Стефана (напротив врат монастыря) его сыновьями был поставлен каменный памятник с крестом 202 . В отчете миссии за 1871–1875 гг. фамилия общинского священника, погибшего от удара при падении с конного экипажа, обозначена Попов, но, видимо, это ошибка 203 . В другом месте упоминается, что это был отец начальника миссии архимандрита Владимира (Петрова). То, что у начальника миссии был отец – Стефан, подтверждается ведомостью о служащих 204 . На смену о. Стефану Петрову в общину был назначен священник Роман Архангельский 205 . Он служил в миссии до 1880 г. Тогда из-за болезненности и преклонности лет он попросился за штат 206 . До 1892 г. в монастыре служил священник Николай Космодамианский. Он вышел за штат по слабости здоровья и преклонности лет. Его сменил новорукоположенный священник Николай Торопов, служивший при монастыре более десяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

200 См.: «Бездетная и бесплодная царская дочь, под которой, полагаю, надо подразумевать, главным образом, светскую философию...» (О жизни Моисея. PG 44, 329. Ср. рус. пер.: О жизни Моисея Законодателя, Толкование на жизнь Моисея, 10, с. 32). 201 Письмо 323, 2. PG 32. 824. Ср. рус. пер.: Творения, т. 3, с. 263. 202 Беседа 22,1. PG 31, 564. Ср. рус. пер.: Творения, т. 2, с. 255. 203 Надгробное слово св. Василию Великому. PG 46, 809. 204 Ср.: Слово 43, 21. PG 36, 524. Рус: Творения, т. 1, с. 616. 205 Бесстрастие как отложение греховных помыслов, движений и пожеланий соответствует тройственному душевному устроению (разум, эмоции и воля). Поэтому бесстрастие в отношении разума есть отложение греховных помыслов, относительно эмоций — отложение «движений», т.е. греховного возбуждения, относительно воли — отложение греховных пожеланий. 206 См.: прп. Максим Исповедник, Главы о любви, 2, 30. TLG 2892 008. Рус: Творения, кн. I, с. 111. 207 См. об этом: св. Исаак Сирин, Слова подвижнические, 48. С. 205—208. 208 Это сравнение встречается у многих Отцов, начиная уже со св. Григория Богослова. Наиболее ярко выражено у прп. Максима Исповедника: Quaestiones et dubia, 1, 67. TLG 2892 002. 209 Этос с греч. характер, определяющий состояние личности или явления, внутренний строй; часто употребляется как θος το τρπоυ «настрой» характера, духовное состояние. Старец Иосиф подчеркивает православное понимание этоса, чтобы отделить его от новоевропейского понимания нравственности, которое основано на гуманистических ценностях. Об этосе см. также: Предисловие, с. 50. 210 Таково общее убеждение Святых Отцов. Ср.: св. Ириней Лионский: «[Иисус Христос] сделался тем, что и мы, чтобы нас сделать тем, что есть Он» (Пять книг против ересей, 5, предисловие. Творения, с. 446). Ср. также прп. Максим Исповедник: «Они по усыновлению в Благодати и в меру возможности становятся тем, чем Бог является, согласно вере (нашей), по природе и по причине» (Мистагогия, 24: заключение. TLG 2892 049. Творения, кн. I, с. 181).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

С. 199. Иоанн, затворник Сезеновский – см. примеч. к с. 110. Иларион Троекуровский – см. примеч. к с. 110. Филарет (Дроздов; 1783–1867) – митрополит Московский и Коломенский, Филарет (Амфитеатров; 1779–1857) – митрополит Киевский и Галицкий. Климент (Зедергольм; 1830–1878) – иеромонах, духовный писатель; сын реформатского суперинтендента, ученик и помощник Амвросия Оптинского ; принимал деятельное участие в изданиях Оптиной пустыни. «Вы перевели Евангелие… на русский язык…» – Русский перевод Нового Завета был осуществлен В.А. Жуковским в 1840-е гг.; опубл. посмертно (Берлин, 1895). С. 200. Филиппов Т.Н. – см. примеч. к с. 93. C. 201. «Борьба наша не к крови и плоти…» – Ср.: Еф. 6, 12 . «Петр Васильевич Киреевский был светочем.. – ОРРГБ.Ф. 99. Карт. 25. 19. Л. 13, 29 об. – 30. С. 202. «Приди ты, немощный…» – Строки из поэмы И.С. Аксакова «Бродяга» (1847–1850). Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – историк, общественный деятель, профессор Московского университета; представитель московских западников. Неверов Я нуарий Михайлович (1810–1893) – педагог и писатель. Afaee/?» Константин Дмитриевич(1818–1885) – историк, общественный деятель либерального направления, публицист. С. 203. «Больно людям, любившим их…» – См.: Герцен А. И. Константин Сергеевич Аксаков [Некролог]//Колокол. 1861. 15 янв. Л. 90. «Исполни, Господи, сердце мое жизни вечной». – Исаак Сирин , преп. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 160. …«Божие дыхание»… – Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. 8. С. 63. Выражение принадлежит св. Григорию Богослову . «Небо многосветлое Церковь показася, вся просвещающая верныя…» – Служба Обновлению храма Воскресения Христова. Канон. Кондак по 3 песни. «Днесь ризою умною, свыше истканною от Божественныя благодати, Церковь Твоя, Господи, якоженевестаукрасися…» – Там же. Канон. Песнь 8. Тропарь 1. С. 204….«великая благочестия тайна». – 1Тим. 3, 16 . …кучению о ней как об «основном таинстве мироздания». – См.: Наст. изд. Т. 1. Примеч. к с. 179.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Некоторые мотивы хилиазма повлияли на развитие утопического мышления. Идеология «Священного союза» — представление о способности нескольких наиболее могущественных государств обеспечить мир и спокойствие в Европе (см. прим. 43 к предыдущей статье). Масонство (франкмасонство) (от фр. franc тазоп — вольный каменщик) — религиозно–этическое движение, возникшее в начале XVIII в. в Великобритании и распространившееся во многих странах, в том числе в России; масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе (на основе христианства). Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, масонство допускало исповедание любой религии. Под национальным религиозным мессианизмом Флоровский имеет в виду учение русских славянофилов и аналогичное течение в польской общественной мысли, полагавшие, что только одна нация обладает великим будущим в европейской истории и призвана «повести» за собой все европейское человечество. 202 Левиафан (библ.) — огромное морское чудовище, воплощение первобытного хаоса; в переносном смысле — нечто огромное и чудовищное. 203 Иулиания Лазаревская, Муромская (ум. 1604) — православная святая; происходила из дворянского рода Недюровых; прославилась благотворительностью и подвижнической жизнью в миру. Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов) (1724–1783) — русский православный подвижник, духовный писатель, богослов, епископ с 1761 г.; основные сочинения — «Об истинном христианстве» (1770–1771), «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1777–1779). 204 Юлиан Отступник (Julianus Apostata) (331–363) — римский император с 361 г. Получил христианское воспитание, но, став императором, объявил себя сторонником языческой религии, реформировав ее на базе неоплатонизма. Издал эдикты против христиан, за что и получил от христианской Церкви прозвище «отступник». 205 понтифик, верховный правитель (лат.). 206 гражданское право (лат.). 207 сверхсложное действо (лат.). 208 действо из действий (лат.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

189 Слова старца Нектария Оптинского в кн.: Записки священника Сергия Сидорова, с приложением жизнеописания, составленного дочерью, В.С. Бобринской. – М., 1999 С. 85. 190 В этой главе использованы отдельные наблюдения из статьи В.Я. Канатуша «Что Библия говорит о снах и сновидениях». 191 Слова аввы Евагния приводятся по изданию: У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Вступ., пер. и комм. А.И. Сидорова . М., 2002. 192 Здесь и далее по изданию: Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. Репринт. 193 Преподобный Григорий Синаит . Творения. М., 1999. 194 Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1911. Репринт. 195 «Ибо не воспринятое не уврачевано; но что соединилось с Богом, то и спасается». Святитель Григорий Богослов . Собрание творений в 2х томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.2. С. 10. 196 Минея, 27 сент. Служба мч. Калистрату, на Господи воззвах, Слава. 197 Субб. Мясопустная, на Хвалитех, стихира 4. 198 Молитва на вечерни Св. Пятидесятницы. 199 Рим.16:8 . 200 Флп.1:21–23 . 201 Епископ Афанасий (Сахаров) . «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. Цит. по. www.liturgica.ru/bibliot/usoph/usopsh0.htm. 202 Евмений, игумен. Пастырская помощь душевнобольным. Издание Макариево-Решемской обители, 1999. С. 159–162. 203 Цит. по: Клеман О. Истоки: Пер. с фр М., 1994. С. 137. 204 Здесь и далее большинство пословиц и примет приводится по изданию: Русские пословицы и поговорки. М., 1988. 205 Розов А.Н. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003. С. 54. 206 Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. В 2т. М., 1993. Т. II. С. 1288. 207 Св. Григорий Богослов . Указ. соч. С. 49. 208 Епископ Каллист (Уэр) . Внутреннее Царство. Киев, 2003. С. 42. 209 Канон в Неделю утра, песнь 5, гл.7. 210 Стихиры покойны гл.8. 211 Стих., гл. 2. 212 Священник Тимофей. Наиболее частые извращения церковных правил и нецерковные обряды: Материал на сайте www.reguiem.ru Обряды и обычаи.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

И я подумываю теперь, подобно прочим старцам, главу приклонить, но куда?.. И вот в этом-то новом для меня побуждении, я, за неимением других искренних советников, осмеливаюсь прибегнуть к Вашему Высокопреосвященству, как „искушенному по всяческим“ и просить у Вас – наученных долгим опытом доброго Архипастырского Совета: сдавши место сыну, в монастырь мне идти на иноческое подвижничество, или остаться на своем гнезде?.. К первому я даже от юности имел стремление и увлекался монашескими образцами, но боюсь, как бы надо мной не сбылись Божественные слова: „никто же возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии“; смогу ли исполнять иноческие обеты, силу коих Вы испытали и знаете, а с другой стороны уж не стар ли я для истинной подвижнической жизни и послушания?.. С этим насущным для меня вопросом я и во оно время заезжал к Вам в Тверь, но при посторонних личностях и кратковременном собеседовании не мог его высказать. Конечно, не смею ждать от Вас письменного о сем изъявления, но как Вы Святительскою Своею рукою издали благословите, – так, верую, —204— 1884 г. и вдохновится мысль моя и так дело и судьба моя устроится.... За сим прося ваших святительских молитв и благословения, имею счастие числиться некогда ваш сотоварищ и даже друг, а ныне быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою – погоста Зяблицкого убогий иерей Иоанн Евфимов Целебровский“. 25-го ч., в день Благовещения Пресв. Богородицы, я служил у себя в домовой церкви. За литургиею, в обычное время, т. е. на малом входе, возведен мною в сан архимандрита настоятель Николо-Теребенской Пустыни, игумен Арсений 2266 , а после литургии, при вручении ему жезла, мною сказана следующая речь: „Приветствую тебя, почтенный о Господе Брат, с получением высшего иноческого сана – сана архимандрита. Путь к достижению этой духовной почести открыт для тебя и твоим прежними многолетними трудами на поприще духовно-училищной службы, и в особенности твоим нынешним ревностным попечением о благоустроении вверенной тебе обители, как во внешнем, так наипаче внутреннем, духовно-нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010