На выставке в Казани, посвященной Казанскому образу Богоматери, впервые представят уникальные иконы из частных коллекций 29 июня 2016 г. 13:17 Уникальная выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря» откроется в Казани 2 июля 2016 года. Она будет работать до октября в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Об этом шла речь 28 июня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ». Во встрече с журналистами приняли участие директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, краевед Анатолий Елдашев и первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев). Уникальный выставочный проект в ГМИИ РТ приурочен к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое состоится 21 июля, и закладке собора в Казанско-Богородицком мужском монастыре. Выставка будет проходить в рамках международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации» с 18 по 21 июля. На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI — начала XX века. Горожане и гости столицы смогут увидеть около двухсот икон и более ста предметов декоративно-прикладного искусства, живописные портреты, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные с историей монастыря, а также археологический материал, обнаруженный при раскопках Богородицкого монастыря. В основном разделе выставки 170 икон из частных коллекций, богатое собрание древнерусской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XVIII вв. из фондов ГМИИ РТ, НМ РТ и музеев КФУ. Посетители выставки смогут также увидеть разнообразный материал фондовых коллекций, архивные материалы. На выставке будут представлены и первые древние списки Казанского образа Богородицы последней четверти XVI — начала XVII вв. Впервые будут экспонироваться иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря (1867-1928 гг.), являвшейся крупным центром иконописания. Помимо этого, будут представлены серебряная риза с чудотворной Казанской иконы Богородицы и древняя подвесная пелена конца XVI века из собрания НМ РТ, а также значительная коллекция окладов казанских мастеров и уникальные произведения ювелирного искусства, созданные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке будет экспонироваться коллекция портретов XVIII-XIX вв., панорамные графические листы и даже материалы ФСБ.

http://patriarchia.ru/db/text/4550615.ht...

В Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит в 1852 г. был вложен список И. Ч. и. (93,35×66,68 см), история которого прослеживается с нач. XIX в. Он находился в доме клирика Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря свящ. Ивана Алексеева, получившего икону от одного из монахов ТСЛ. В 1826 г. священник благословил этой иконой жившую в его доме девицу Александру Григорьевну Филиппову, которая позднее решила передать образ в храм. По благословению наместника ТСЛ икона была поставлена в пещерном храме арх. Михаила в Гефсиманском скиту, для Филипповой был сделан точный список, который она завещала храму Дома призрения при ТСЛ. Первое чудо от иконы - исцеление крестьянки Феклы Ельчищевой от расслабления - произошло 1 сент. 1869 г. Всего от иконы зафиксировано ок. 100 исцелений, образ пользовался широким почитанием в России. В связи с притоком тысяч богомольцев в скиту был выстроен собор с главным престолом в честь И. Ч. и. (1886-1897, освящен в 1893), где был поставлен список чудотворного образа. До передачи чудотворной иконы в скит для нее изготовили серебряный золоченый венец с драгоценными камнями и бриллиантовый фермуар. В 1870 г. на средства кн. Г. И. Грузинского, чья дочь благодаря иконе исцелилась от горячки, А. М. Постников выполнил серебряный оклад. Парчовая подвесная пелена к иконе и бархатные воздухи были пожертвованы в 1874 г. исцелившейся после молитв перед образом от ломоты в костях вдовой Анной Сергеевой Кокаревой. Перед иконой висели десятки лампад от богомольцев. С иконы было выполнено множество списков, нек-рые из них также прославились чудотворениями. Большая часть таких списков создана в скиту схиигум. Германом (Гомзиным). Иконы его работы находились в С.-Петербурге, Саратове, Чернигове, в часовне прп. Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, в Иерусалиме, на Афоне. До 1922 г. икона пребывала в скиту, затем была перенесена в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве. После закрытия храма в 1938 г. ее судьба неизвестна. В ТСЛ хранились 3 списка иконы: в притворе Троицкого собора (ранее стоявший в ц. в честь И. Ч. и. в скиту), в трапезной ц. прп. Сергия Радонежского и в монастырской трапезной (с дополнительными изображениями предстоящих свт. Василия Великого и сщмч. Антипы Пергамского). 13 сент. 2004 г. первый из упомянутых списков был возвращен в скит.

http://pravenc.ru/text/389455.html

обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В 70-х гг. XVI в. были созданы миниатюры к «Повести на сретение Владимирской иконы» в Лицевом летописном своде (Древний летописец. Т. 3. БАН. 30. 7. 31). Их выполнили иконописцы «макарьевской» мастерской Кремля. 115 миниатюр подробно иллюстрируют основные эпизоды повести. Изображения В. и. здесь более точные, но, как и на миниатюрах Радзивиловской летописи, левая рука Богоматери низко опущена, что отражает иконографию В. и. до ее поновления в 1514 г., а также ее списков XV в. На одних миниатюрах поля иконы выделены красной рамкой, на др.- рамка отсутствует (возможно, это связано с работой разных мастеров). На нек-рых миниатюрах показана ткань-пелена, подвешенная к нижнему краю иконы. На 1-м листе сказания (Л. 467) - изображение евангелиста Луки, пишущего В. и. и представляющего созданный им образ на благословение Пресв. Богородицы; под миниатюрой киноварью написано пространное название повести. На миниатюре «Моление кн. Андрея перед иконой Богоматери в монастыре в Вышгороде» В. и. стоит на престоле (столе) с зеленым покровом, а рядом с ней «на воздусе» - оглавные иконы Спасителя и свт. Николая с подвешенной к ним красной пеленой, ассоциирующиеся с иконами Успенского собора Кремля. Все изображения В. и. без оклада, только на миниатюре «Украшение иконы золотым окладом кн. Андреем» (Л. 478) на венце Богоматери показаны крупные камни, а на полях - дробницы; украшенная икона с подвесной пеленой стоит в киоте с килевидным верхом (в подобном киоте она стояла в Успенском соборе Кремля). Расположение миниатюр в основном соответствует тексту. Создавшие их мастера стремились как можно нагляднее передать содержание иллюстрируемых статей, используя традиц. иконографические образцы и западноевроп. гравюры. В лицевой повести впервые появляется изображение встречи В. и. 26 авг. 1395 г. (Л. 541). В соответствии с текстом на фоне горы («поля»), за к-рой виднеется крепостная стена города с главами храмов за ней, представлены 2 группы людей: справа - пришедшие из Владимира священнослужители держат на руках чудотворную икону; слева - к иконе подходит митр. Киприан с кадилом в руке, в митре, с нимбом, рядом с ним - кн. Владимир Андреевич и «прочии князи и княгини, бояре и боярыни». За ним - священники и монахи, несущие выносной крест, Нерукотворный образ Спасителя на древке, горящие кадильницы; вместе с ними шествуют певчие (отроки с книгой) и множество народа. Иконы с изображением «Сретения Владимирской иконы Божией Матери»

http://pravenc.ru/text/154962.html

Оплечье – верхняя часть одежды духовенства (фелони, саккоса, стихаря) обычно украшенная дробницами, жемчугом, камнями, орнаментальными узорами, а иногда шитыми композициями – кат. 96, 133. Палица (греч. αβδος) – четырехугольный, почти квадратный плат, привешиваемый за один угол на крючке к поясу при правом бедре архиерея, как обязательная принадлежность его одеяния. Как и набедренник, палица означает меч духовный, силу слова Божия в борьбе с неверием и заблуждениями – кат. 69, 84, 89, 111, 125, 134, 168, 174, 176, 178, 179. Пелена (греч. – σπpγανον, ποδα) – четырехугольный плат, употребляемый в церквах для покрытия престола и жертвенника, или выносимый при церковных шествиях, или подвешиваемый под икону, с накладным или вышитым крестом или лицевыми изображениями, в большинстве случаев повторяющими икону. Подвесные пелены были праздничные и повседневные. Кроме того, существовали пелены выносные, заменяющие иконы в крестных ходах, а также аналойные. Иногда пелены вешали отдельно и называли шитой иконой – кат. 9, 10, 11, 12, 16, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 43, 45, 68, 71, 74, 75, 88, 90, 91, 92, 94, 95, 115, 116, 126, 127, 131, 142, 143, 148, 177. Плащаница (греч. συνδων) – в шитых надписях на предметах – «воздух», в древних документах – «воздух большой» (с XVII в. – «плащаница») – плат большого размера преимущественно с изображениями «Оплакивание Христа», «Снятие со креста» или «Положение во гроб», именуемыми на предметах почти всегда «Положение во гроб». Плащаница символизирует погребальные пелены Христа и напоминает о его страданиях и погребении. На Руси «воздухи большие» появляются с XIV в. с принятием Иерусалимского устава богослужения. Они участвовали в чине погребения Христа, когда в заутрени Великой субботы вслед за дьяконом с Евангелием священники на головах выносили воздух из северных дверей алтаря и, проходя через царские врата, возлагали его на Евангелие на алтаре. Впоследствии устанавливается чин выноса плащаницы, когда в конце вечерни Великой пятницы священники «взимают воздухи на главы и исходят се-верными дверями в большие двери и идут круг церкви... и пришед в церковь , полагают... воздухи на гробе... а гроб стоит среди церкви». Это наиболее раннее упоминание о Гробе Господнем встречается в Чиновнике новгородского Софийского собора 1540 г. (цит. по: Баталов 1996. с. 273). Таким образом, вопреки мнению большинства исследователей, этот обычай установился не в XVII в., а гораздо раньше. Плащаница лежит посреди храма на столе, символизирующем Гроб Господень, для поклонения народа до начала пасхальной утрени, затем переносится в алтарь на престол на сорок дней до «отдания» праздника Пасхи – кат. 7, 21, 38, 83, 98, 104, 129, 151, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  Отдел церковных древностей Щукин собирал их на протяжении десятилетий, и эта коллекция в целом огромна и уникальна по своему характеру. Она интересна не только с точки зрения временного охвата (с XI по ХХ век) нашей духовной и материальной культуры, но и разнообразием представленных в ней русских земель. Комплексный характер собрания позволяет оценить художественную сторону православной литургии в полном объеме: архитектура и убранство православного храма, все составляющие богослужебный процесс детали. Среди драгоценных жемчужин коллекции на выставке представлены Евангелие второй половины XI века (на «пергамене»), выносные иконы XVI – XVII веков, уникальные подписные и датированные памятники XVIII века Русского Севера, например, трехстворчатый складень с изображениями распятия слева, Богоматери Знамения справа и Святой Троицы – по центру, или икона Соловецких чудотворцев, выполненная в виде рельефной резьбы по мамонтовой кости, или лубяные, с резьбой по дереву и росписью темперой, брачные венцы… Хочется разглядывать вновь и вновь великолепные образцы миниатюрного рельефа (панагии, образки, нательные крестики, кресты-мощевики), богослужебные книги в драгоценных окладах (так и стоит перед глазами «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» из Анзерского скита с медной гравюрой на обложке, изображающей этих двух святых), различные литургические сосуды, светильники, элементы храмового убранства и церковной утвари (например, южная, «дьяконская», дверь иконостаса «Грехопадение, изгнание из рая» московской школы иконописи XVII века, или подвесная пелена на зеленом атласе с расшитой золотыми и серебряными прядеными нитями Казанской Богоматерью, или потир с вкладной надписью царицы Евдокии, жены царя Михаила Романова). Всё это по праву составляет «золотой фонд» Исторического музея. И, поверьте, данное определение идет не от благородного металла (хотя он и присутствует почти в каждом изделии), а, прежде всего, от высочайшего художественного исполнения, яркой самобытности «духовных» изделий русских мастеров.

http://pravoslavie.ru/366.html

Церковь Двенадцати апостолов пострадала от варварского артиллерийского обстрела Кремля в начале ноября 1917 г. Но вскоре реставраторы отремонтировали храм. В 1929 г. музейные работники установили в нем пятиярусный, из резного золоченого дерева иконостас конца XVII – начала XVIII века, спасенный из взорванного Вознесенского кремлевского монастыря. Позднюю роспись забелили, сохранив лишь фрагменты живописи XVII века, открытые реставраторами в барабане центрального купола. Пол выложили керамической плиткой по образцу пола 1681 г., обнаруженного в алтаре. Значительные реставрационные работы были проведены в Мироваренной палате, где разобрали перегородки и расписали своды по мотивам древнерусских орнаментов. Весь второй этаж Патриаршего дома ныне занят экспозицией Музея прикладного искусства и быта России XVII века. В помещении храма Двенадцати апостолов, кроме старинного иконостаса, на стенах находится более двадцати икон XVII века. Среди них две из кремлевского Успенского собора: " Распятие с апостольскими страстями " , написанная Федором Рожковым в 1699 г., и " Рождество Божией Матери " , написанная Кириллом Улановым в 1698–1699 г.х. Из разрушенного кремлевского Чудова монастыря поступили Царские врата работы Симона Ушакова и старинные иконы: апостола Андрея Первозванного, написанная Федором Зубовым в 1699 г., праотца Исаака, Распятия с праздниками, Толгской Божией Матери. В музейной экспозиции находится икона из упраздненной еще до революции церкви Похвалы Божией Матери – мученика Феодора Стратилата, написанная Симоном Ушаковым в 1676 г. Примыкающая к храму с запада церковная трапезная знакомит с произведениями русского художественного шитья XVII века. Среди них хранившиеся ранее в Патриаршей ризнице покров " Митрополит Алексий " – вклад царя Алексея Михайловича в Чудов монастырь (1650 год), пелена подвесная " Божия Матерь Владимирская " (1639 год), плащаница – вклад царя Михаила Федоровича (1627 год), а также различные покровцы, хоругви и т. д. В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, показано внутреннее убранство богатого московского дома XVII века. В парадных сенях, расположенных перед трапезной, помещены священные и бытовые предметы, принадлежавшие русским патриархам: клобук, посох, саккос и кафтан патриарха Никона, клобук и братина патриарха Филарета. Крупнейшая экспозиция прикладного искусства помещена в огромной Крестовой палате. Здесь выставлены оклады икон, богослужебные сосуды, подсвечники, чаши, ковши, кувшины, братины, блюда, чарки и т. д. Среди них множество памятников западноевропейского и восточного искусства, привезенных в Россию в прошлые века. В центре же палаты под резной деревянной сенью стоит печь для варки святого мира и серебряная, украшенная изображениями, массивная кадь – дар императрицы Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=03384

109х74 Вклад царя Михаила Федоровича в Успенский собор Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 708 Инв. ТК-2801 Кат. В среднике подвесной пелены к иконе XII в. «Богоматерь Владимирская» вышито по желтой камке (видна по краям) поясное изображение Богоматери. Младенец сидит на ее правой руке, левой рукой Богородица прижимает Сына к груди; он касается лицом щеки Марии, обхватив одной рукой ее шею. Ступни ножек Младенца обнажены, левая повернута пяткой к зрителю. На каймах в двенадцати киотчатых клеймах изображены двунадесятые праздники (сверху слева направо); над клеймами находятся надписи. 1) Благовещение ( блговещеніе б(д)цы): на фоне двух архитектурных сооружений, соединенных зубчатой стеной слева к Богоматери приближается, благословляя ее, архангел Гавриил, Мария стоит в позе моления справа на подножии перед скамьей с подушкой, сверху на нее нисходит луч. 2) Рождество Христово ( рж(с)тво хво): на фоне горок, за которыми видны фигуры ангелов, в пещере изображена полулежащая Богоматерь, перед ней ясли с Младенцем, за которыми видна голова тельца, сверху на Младенца нисходит луч, слева над яслями склонились три волхва, справа стоит пастух с овечкой, внизу слева сидит Иосиф и перед ним пастух с посохом. Правее, пробуя рукой воду в купели, сидит служанка с Младенцем на руках. 3) Сретение ( сртеніе гне): на фоне архитектурных сооружений в проеме портала, у престола на подножии, стоит Симеон с Младенцем на руках, слева стоят Богоматерь, за ней Анна и Иосиф. 4) Крещение ( бговленіе гне): в Иордане стоит обнаженный Христос, слева на фоне горок к нему склонился Иоанн Предтеча, благословляя его протянутой рукой; справа на берегу три ангела. 5) Воскрешение Лазаря ( лазарево//во(с)крние): на фоне горок в пещере стоит закутанный в саван со скрещенными на груди руками Лазарь, под ногами у него – крышка гроба; слева стоят Христос с протянутой к Лазарю благословляющей рукой и апостолы; к ногам Христа припали Марфа и Мария. 6) Вход в Иерусалим ( вхо(д) во іеросалимъ//га ншего іса ха): в центре изображен Христос, едущий на осляти, за ним идут апостолы, справа из городских ворот навстречу им выходят люди, внизу – брошенные одежды, на заднем плане – дерево и гора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Стб. 518-519). Этот же принцип вводился и относительно порядка ношения одежды и обуви (Там же. Стб. 524-525). Казначею предписывалось строго смотреть, чтобы никто из иноков не имел в своей келье ничего лишнего. Запрещалось брать к.-л. вещь или делать приписки в книгах без благословения настоятеля (Там же. Стб. 526-527). Оставались запреты беседовать на трапезе и вечером, выходить из монастыря без благословения настоятеля, приносить в обитель вино (Там же. Стб. 528-530, 542-543); не разрешалось приходить в обитель женщинам, запрещалось проживание в монастыре детей (Там же. Стб. 543-546). В 6-й и 7-й главах содержалось предписание обязательного участия всех монахов, кроме больных, в монастырских службах (Там же. Стб. 530-542). Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Подвесная пелена. 3-я четв.— кон. XVII в. (ГРМ) 10-я гл. получила особое название: «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцехъ, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ»; здесь обобщен опыт уставной и повседневной жизни русских: Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского, Симонова, Саввина тверского, Андроникова, Чудова, Макариева Калязинского мон-рей, к-рые, по мысли автора, ничем не уступали мон-рям Афона. Главная идея «Отвещания...» - необходимость единодушия настоятеля и братии мон-ря. 11-я гл. посвящена обязанностям настоятеля (Там же. Стб. 563-566). 12-я гл. представляет собой краткий пересказ первых 9 глав Устава (Там же. Стб. 567-570). 14-я подчеркивает решающую роль соборных старцев в управлении мон-рем, в т. ч. в выборе настоятеля (Там же. Стб. 587-609). Здесь перечислены епитимии за нарушения монастырской дисциплины (Там же. Стб. 610-615). При составлении Устава И. использовал монастырские уставы преподобных Феодосия Печерского, Феодора Студита, правила прп. Афанасия Афонского , свт. Василия Великого, новеллы визант.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010