Где небо соединяется с землей Пелена подвесная " Богоматерь Знамение " . Россия. XVII в. Уже из различных наименований – «дом Господень», «дом Божий», «святилище» и других, встречающихся в Священном Писании и Священном Предании, можно заключить о важности и святости христианского храма. Св. Церковь приравнивает последний к Самому Небу. « В храме стоящи … на небеси стоящи мним», - говорится в одном из песнопений. «Церковь есть земное небо», - говорит также свт. Алексий митрополит Московский. Храм, как пишет архимандрит Рафаил (Карелин) – это небо, храм – место невидимого присутствия Божия, поле Божественных сил и энергии. В храме Церковь земная соединена с Церковью небесной. В храме непрестанно льются, как волны реки, песнопения ангелов, их небесные хоралы слышит человеческая душа, погруженная в молитву; храм наполняет духовный свет, незримый для глаза, но видимый человеческим сердцем, опытом, слезами покаяния. Именно здесь в священных символах и изображениях перед взором молящегося предстает вся история домостроительства Божия. Здесь само время теряет свое естественное свойство постоянного неуловимого движения, прошлое и будущее в едином целом становится вечным настоящим. Только в пространстве храма в литургическом действии открываются все новые глубины премудрого Божественного замысла, в который вмещаются все тайны вселенной. Христианский храм несет в себе вечное и неизменное (поэтому содержание, формы храма, его знаково-символический язык должны быть твердыми и устойчивыми, общими для всех регионов и времен).  Таинство Евхаристии есть – центр духовной жизни Церкви. В теснейшей связи с богослужением, которое складывается из многих видимых и невидимых действий, стоит и церковное искусство. Оно во многом предопределяет весь ход совершаемого богослужения, давая возможность в видимых образах глубже осознать причастность человека к Творцу.  Среди прочего, более приближается к литургическому действию православная иконопись. Природа (символы) богослужения и иконописи одинаковы – различны только способы их выражения. Как христианское богослужение стало возможным после  воплощения Сына Божия и Его искупительного подвига, так и иконопись стала возможна только в Новом Завете. Все это становится зримым выражением сущности Церкви. Видимое и невидимое, реальное и условно-символическое служит главной цели – спасению человека.

http://pravoslavie.ru/279.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Макарий Желтоводский, Унженский, прп. Описания иконы Макарий Желтоводский, Унженский, прп. - житие Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (память 25 июля по старому стилю) Угодник Божий Макарий родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. Отца его звали Иваном, мать — Марией. Еще в младенчестве Макарий удивлял их: когда звонили к утрене, он начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать. И на всякий церковный звон Макарий так отзывался, а в прочее время молчал. Долго родители не могли понять, в чем дело, и начали было беспокоиться, но однажды все разрешилось. Как-то в праздник зазвонили в церкви, родители стали собираться к утрене, а маленький Макарий, как всегда, начал кричать и плакать. «Если бы он перестал плакать, — сказал отец, — взяли бы его с собой на службу». Макарий сразу же успокоился, а когда его принесли в церковь, он услышал пение певчих, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Тогда родители поняли, почему плакал Макарий, и с того дня стали его носить в храм; он каждый раз очень радовался, а если его оставляли дома, снова начинал кр[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. XVII.] Прп. Макарий Желтоводский (на лицевой стороне Св. Троица). Шитьё. Пелена подвесная. Москва. Начало XVII в. Вклад царя Михаила Федоровича Романова и его матери инокини Марфы в Макарьевский Унженский монастырь. Собрание Костромского музея. Файл 7940.jpg:   Размер: 1149x1200, 1.38 MPix, 336 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (179) , (8) . Описание: [Россия. 2004.] Прп. Макарий Желтоводский, Унженский. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г. Файл 7941.jpg:   Размер: 1100x1200, 1.32 MPix, 202 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (180) , (4) .

http://pravicon.com/icon-2318

На выставке в Казани, посвященной Казанскому образу Богоматери, впервые представят уникальные иконы из частных коллекций 29 июня, 2016. Новостная служба На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI – начала XX века 29 июня. ПРАВМИР. Уникальная выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря» откроется в Казани 2 июля 2016 года. Она будет работать до октября в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ). Уникальный выставочный проект в ГМИИ РТ приурочен к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое состоится 21 июля, и закладке собора в Казанско-Богородицком мужском монастыре, сообщает «Православие в Татарстане». Мероприятие будет проходить в рамках международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации» с 18 по 21 июля. На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI – начала XX века. Горожане и гости Казани смогут увидеть около двухсот икон и более ста предметов декоративно-прикладного искусства, живописные портреты, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные с историей монастыря, а также археологический материал, обнаруженный при раскопках Богородицкого монастыря. В основном разделе выставки 170 икон из частных коллекций, богатое собрание древнерусской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XVIII вв. из фондов ГМИИ РТ, НМ РТ и музеев КФУ. Посетители выставки смогут также увидеть разнообразный материал фондовых коллекций, архивные материалы. На выставке будут представлены и первые древние списки Казанского образа Богородицы последней четверти XVI – начала XVII вв. Впервые будут показаны иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря (1867-1928 гг.), являвшейся крупным центром иконописания. Помимо этого, будут представлены серебряная риза с чудотворной Казанской иконы Богородицы и древняя подвесная пелена конца XVI века из собрания НМ РТ, а также значительная коллекция окладов казанских мастеров и уникальные произведения ювелирного искусства, созданные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке будет экспонироваться коллекция портретов XVIII-XIX вв., панорамные графические листы и даже материалы ФСБ.

http://pravmir.ru/na-vyistavke-v-kazani-...

На выставке в Казани, посвященной Казанскому образу Богоматери, впервые представят уникальные иконы из частных коллекций 29 июня 2016 г. 13:17 Уникальная выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря» откроется в Казани 2 июля 2016 года. Она будет работать до октября в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Об этом шла речь 28 июня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ». Во встрече с журналистами приняли участие директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, краевед Анатолий Елдашев и первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев). Уникальный выставочный проект в ГМИИ РТ приурочен к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое состоится 21 июля, и закладке собора в Казанско-Богородицком мужском монастыре. Выставка будет проходить в рамках международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации» с 18 по 21 июля. На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI — начала XX века. Горожане и гости столицы смогут увидеть около двухсот икон и более ста предметов декоративно-прикладного искусства, живописные портреты, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные с историей монастыря, а также археологический материал, обнаруженный при раскопках Богородицкого монастыря. В основном разделе выставки 170 икон из частных коллекций, богатое собрание древнерусской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XVIII вв. из фондов ГМИИ РТ, НМ РТ и музеев КФУ. Посетители выставки смогут также увидеть разнообразный материал фондовых коллекций, архивные материалы. На выставке будут представлены и первые древние списки Казанского образа Богородицы последней четверти XVI — начала XVII вв. Впервые будут экспонироваться иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря (1867-1928 гг.), являвшейся крупным центром иконописания. Помимо этого, будут представлены серебряная риза с чудотворной Казанской иконы Богородицы и древняя подвесная пелена конца XVI века из собрания НМ РТ, а также значительная коллекция окладов казанских мастеров и уникальные произведения ювелирного искусства, созданные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке будет экспонироваться коллекция портретов XVIII-XIX вв., панорамные графические листы и даже материалы ФСБ.

http://patriarchia.ru/db/text/4550615.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иконы с изображением «Сретения Владимирской иконы Божией Матери» Самые ранние сохранившиеся до наст. времени иконы были созданы в XVI в. До этого времени храмовым образом Сретенского мон-ря, вероятно, была икона-список чудотворной В. и. Композиция самой ранней иконы (32x24 см; 2-я пол. XVI в., ЦМиАР) отличается лаконизмом и по своей схеме напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа - выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом и вел. князем. Изображение князя появляется здесь впервые, на миниатюре, точно следовавшей тексту повести, этого образа не было. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ. В XVII в. подобные изображения, называемые «Сретение иконы Богоматери Владимирской», становятся многочисленными. Однако они представляют не столько встречу чудотворного образа 26 авг. 1395 г., сколько Большой крестный ход, совершавшийся в XVII в. в дни празднований чудотворным иконам - «Владимирской» и «Казанской»; эти изображения дополнены историческими подробностями, характерными для того времени. На иконе (сер.- 2-я пол. XVII в., ГТГ) из ц. свт. Алексия, митр. Московского, на фоне города и горы изображена многолюдная толпа, перед к-рой в левой части иконы возвышается В. и. с подвесной пеленой, а в правой - выделяются крупные фигуры с нимбами духовного владыки и светского правителя (митр. Киприана и вел. кн. Василия) во главе «большого крестного хождения». Как следует из устава, в Большой крестный ход из Кремля брали чудотворные иконы - В. и. из Успенского собора и «Одигитрию» из Вознесенского мон-ря. Обе святыни изображены на иконе: В. и. на первом плане (ей посвящено празднество), «Одигитрия» - на втором. В. и. изображена очень точно, левая рука Богоматери касается рукава Младенца Христа; изображение В. и. было украшено реальным серебряным окладом (не сохр.), показана подвешенная к ней пелена с Голгофским крестом.

http://pravicon.com/info-3734

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. XVII.] Прп. Макарий Желтоводский (на лицевой стороне Св. Троица). Шитьё. Пелена подвесная. Москва. Начало XVII в. Вклад царя Михаила Федоровича Романова и его матери инокини Марфы в Макарьевский Унженский монастырь. Собрание Костромского музея. Файл 7940.jpg:   Размер: 1149x1200, 1.38 MPix, 336 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (179) , (8) . Описание: [Россия. 2004.] Прп. Макарий Желтоводский, Унженский. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г. Файл 7941.jpg:   Размер: 1100x1200, 1.32 MPix, 202 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (180) , (4) . Описание: [Кострома. 1620-е.] Прпп. Макарий Унженский и Иаков Железноборовский. Икона. Кострома. 1620-е гг. 160. х 110. Из церкви Успения в Костроме. С 1929 в КГОИАМЗ " Ипатьевский монастырь " . Файл 7942.jpg:   Размер: 821x1200, 0.99 MPix, 232 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (180) , (5) . Описание: [Галич. Н. XVIII.] Прп. Макарий Унженский с житием. Икона. Кострома. 1-я треть XVIII в. 67. х 59. Из церкви Ввведения в Рыбинской слободе в Галиче (Костромская обл.). С 1964 в КГОИАМЗ " Ипатьевский монастырь " . Файл 7946.jpg:   Размер: 1605x1800, 2.89 MPix, 543 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (265) , (7) . Описание: [Галич. Н. XVIII.] Прп. Макарий Унженский с житием. Икона. Кострома. Начало XVIII в. 102. х 88. Из с. Починок (Чухломский р-н Костромской обл.). С 1965 в ГТГ. Г. Москва. Файл 7947.jpg:   Размер: 1506x1800, 2.71 MPix, 534 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (219) , (4) . Описание: [Галич. XVIII.] Прп. Макарий Унженский. Скульптура, темпера. Галич. Последняя треть XVIII в. 158. х 91. Из церкви Успения в Солигаличе (Костромской обл.). С 1968 в КГОХМ, г. Кострома. Файл 7948.jpg:   Размер: 716x1200, 0.86 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (151) , (3) . Описание: Преподобный Макарий Желтоводский Чудотворец. XVII в. Дерево, темпера. 32,3 х 27,2 см. Место создания: Россия. Кинешемский художественно-исторический музей. Файл 33188.jpg:   Размер: 664x800, 0.53 MPix, 109 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (80) , (0) . Описание: Преподобный Макарий Унженский. Конец XVII века. Мастер круга Оружейной палаты. 31,3 х 26,5 х 3,7. Дерево, левкас, темпера. Музей русской иконы, Москва. Файл 33189.jpg:   Размер: 768x922, 0.71 MPix, 238 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (82) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2318-photo

  Отдел церковных древностей Щукин собирал их на протяжении десятилетий, и эта коллекция в целом огромна и уникальна по своему характеру. Она интересна не только с точки зрения временного охвата (с XI по ХХ век) нашей духовной и материальной культуры, но и разнообразием представленных в ней русских земель. Комплексный характер собрания позволяет оценить художественную сторону православной литургии в полном объеме: архитектура и убранство православного храма, все составляющие богослужебный процесс детали. Среди драгоценных жемчужин коллекции на выставке представлены Евангелие второй половины XI века (на «пергамене»), выносные иконы XVI – XVII веков, уникальные подписные и датированные памятники XVIII века Русского Севера, например, трехстворчатый складень с изображениями распятия слева, Богоматери Знамения справа и Святой Троицы – по центру, или икона Соловецких чудотворцев, выполненная в виде рельефной резьбы по мамонтовой кости, или лубяные, с резьбой по дереву и росписью темперой, брачные венцы… Хочется разглядывать вновь и вновь великолепные образцы миниатюрного рельефа (панагии, образки, нательные крестики, кресты-мощевики), богослужебные книги в драгоценных окладах (так и стоит перед глазами «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» из Анзерского скита с медной гравюрой на обложке, изображающей этих двух святых), различные литургические сосуды, светильники, элементы храмового убранства и церковной утвари (например, южная, «дьяконская», дверь иконостаса «Грехопадение, изгнание из рая» московской школы иконописи XVII века, или подвесная пелена на зеленом атласе с расшитой золотыми и серебряными прядеными нитями Казанской Богоматерью, или потир с вкладной надписью царицы Евдокии, жены царя Михаила Романова). Всё это по праву составляет «золотой фонд» Исторического музея. И, поверьте, данное определение идет не от благородного металла (хотя он и присутствует почти в каждом изделии), а, прежде всего, от высочайшего художественного исполнения, яркой самобытности «духовных» изделий русских мастеров.

http://pravoslavie.ru/366.html

Еще одна уникальная премьера — восемь икон из праздничного и страстного чинов шестиярусного иконостаса Вознесенского собора, датированного 1679 годом. «Нам редко удается столь близко продемонстрировать посетителям прекрасную работу царских мастеров Оружейной палаты, - продолжает Атамуратова. - После закрытия монастыря иконостас перенесли в кремлевскую церковь Двенадцати апостолов. Но по размерам она меньше Вознесенского собора, поэтому два квартета икон вынужденно оставались в запасниках». Здесь же можно увидеть храмовую икону в драгоценном окладе 1686 г. из екатерининской церкви и золотой венец храмовой иконы монастырского собора, изготовленный примерно в то же время, а также несколько тщательно отреставрированных священных сосудов. Царские вклады и пояс преподобной Евфросинии Важнейшая часть экспозиции — вклады представительниц знатнейших родов русской аристократии. Имеющий официальный статус усыпальницы государынь, монастырь пользовался особым покровительством цариц и царевен, княгинь и потомственных дворянок. Музей выставляет несколько выдающихся памятников этого рода. Так, мать царя Михаила Федоровича старица Марфа Романова пожаловала сюда в 1630-е годы шитую подвесную пелену «Богоматерь Феодоровская», старица Феодосия Сицкая в 1662 году — серебряную водосвятную чашу, императрица Анна Иоанновна в 1730 году — серебряное кутейное блюдо. Есть и дары от самих царей: Михаил Федорович пожертвовал покров с изображением Голгофского креста, его сын Алексей Михайлович — золотой потир. И все же возвышается над этим рядом реликвий подвесная пелена «Богоматерь Одигитрия» из расшитых жемчугом бархата и тафты, преподнесенная в 1630 году княгиней Домникой Мстиславской. «Ее муж Федор Мстиславский — известный государственный и военный деятель, которому в Смутное время несколько раз предлагали взойти на царский престол, - добавляет Татьяна Атамуратова. - После его смерти Домника Михайловна поступила в Вознесенский монастырь и в качестве вклада внесла туда пелену под чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее».

http://e-vestnik.ru/reports/voznesenskiy...

Один из центральных сюжетов на свитке — торжественный пронос церемониального знамени польского короля коронным гетманом. Само знамя — в витрине напротив, и этот уникальный экспонат Музей армии Швеции также привез в Россию впервые. Периферийные участки стяга реконструированы как раз сообразно изображению на Стокгольмском свитке, а вот центральная тканевая часть дошла до нас в своем первозданном виде. И по геральдической символике в центре знамени символично прочитывается, что Руси в те далекие времена оппонировал (скажем именно так, аккуратно) прообраз объединенной Европы: тут и родовой герб королевского рода Вазы с знаменитыми Тре Крунур, и польский Орел, и литовский Погонь... Собственно же романовские мемориальные экспонаты начинаются с событий, сопутствовавших избранию Михаила Федоровича на царство. Есть, правда, более ранний предмет, которым отец Михаила инок Филарет, будущий Святейший Патриарх, вроде бы пользовался в ссылке в Антониев-Сийском монастыре в годы годуновского правления. Но, как осторожно замечают сами музейщики, эта история о кресле из фондов Архангельского краеведческого музея — всего лишь легенда. А вот выносной фонарь — несомненный свидетель провозглашения Михаила Федоровича Романова всероссийским самодержцем. Он был в руках участников Великого посольства, участники которого направились после Земского собора из Москвы в Кострому в юному Михаилу Романову с известием об избрании того на царство. Многое могут рассказать об исторических событиях в Ипатьевском монастыре и большемерные кирпичи из захаба (защитно-фортификационной пристенной конструкции) этой обители, обнаруженные во время раскопок. Икона из соседнего села Стрельникова повторяет облик святыни, которой инокиня и великая старица Марфа благословила своего сына на царство, подвесная пелена с этим же ликом Богородицы считается ее вкладом в Ипатьев монастырь. Их предоставил Церковный историко-археологический музей Костромской епархии . Наконец, ценнейшие экспонаты — подлинные мемории государственной и частной жизни первых венценосных Романовых. Благодаря участию Оружейной Палаты Московского Кремля экспозиция обогатилась интереснейшими памятниками оружейного искусства XVII cmoлemuя. В первую очередь это шлемы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

http://e-vestnik.ru/culture/nachalo_dina...

Оплечье – верхняя часть одежды духовенства (фелони, саккоса, стихаря) обычно украшенная дробницами, жемчугом, камнями, орнаментальными узорами, а иногда шитыми композициями – кат. 96, 133. Палица (греч. αβδος) – четырехугольный, почти квадратный плат, привешиваемый за один угол на крючке к поясу при правом бедре архиерея, как обязательная принадлежность его одеяния. Как и набедренник, палица означает меч духовный, силу слова Божия в борьбе с неверием и заблуждениями – кат. 69, 84, 89, 111, 125, 134, 168, 174, 176, 178, 179. Пелена (греч. – σπpγανον, ποδα) – четырехугольный плат, употребляемый в церквах для покрытия престола и жертвенника, или выносимый при церковных шествиях, или подвешиваемый под икону, с накладным или вышитым крестом или лицевыми изображениями, в большинстве случаев повторяющими икону. Подвесные пелены были праздничные и повседневные. Кроме того, существовали пелены выносные, заменяющие иконы в крестных ходах, а также аналойные. Иногда пелены вешали отдельно и называли шитой иконой – кат. 9, 10, 11, 12, 16, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 43, 45, 68, 71, 74, 75, 88, 90, 91, 92, 94, 95, 115, 116, 126, 127, 131, 142, 143, 148, 177. Плащаница (греч. συνδων) – в шитых надписях на предметах – «воздух», в древних документах – «воздух большой» (с XVII в. – «плащаница») – плат большого размера преимущественно с изображениями «Оплакивание Христа», «Снятие со креста» или «Положение во гроб», именуемыми на предметах почти всегда «Положение во гроб». Плащаница символизирует погребальные пелены Христа и напоминает о его страданиях и погребении. На Руси «воздухи большие» появляются с XIV в. с принятием Иерусалимского устава богослужения. Они участвовали в чине погребения Христа, когда в заутрени Великой субботы вслед за дьяконом с Евангелием священники на головах выносили воздух из северных дверей алтаря и, проходя через царские врата, возлагали его на Евангелие на алтаре. Впоследствии устанавливается чин выноса плащаницы, когда в конце вечерни Великой пятницы священники «взимают воздухи на главы и исходят се-верными дверями в большие двери и идут круг церкви... и пришед в церковь , полагают... воздухи на гробе... а гроб стоит среди церкви». Это наиболее раннее упоминание о Гробе Господнем встречается в Чиновнике новгородского Софийского собора 1540 г. (цит. по: Баталов 1996. с. 273). Таким образом, вопреки мнению большинства исследователей, этот обычай установился не в XVII в., а гораздо раньше. Плащаница лежит посреди храма на столе, символизирующем Гроб Господень, для поклонения народа до начала пасхальной утрени, затем переносится в алтарь на престол на сорок дней до «отдания» праздника Пасхи – кат. 7, 21, 38, 83, 98, 104, 129, 151, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010