Ист.: PG. 65. Col. 87-108 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 18-28); ActaSS. Iul. T. 4. P. 617-631; ЖСв. Май. С. 244-268; Garitte G. Une «lettre de saint Arsène» en géorgien//Muséon. Louvain, 1955. N 68. P. 259-278; Lettres des Pères du désert: Ammonas, Macaire, Arsène, Serapion de Thmuis. Begrolle-en-Mauges, 1985. Р. 85-113; Les Apophthegmes des Pères : Collection systématique. Т. 1/Éd. par J.-Cl. Guy. P., 1993. P. 74-77. (SC; N 387). Лит.: CPG, N 5545-5554; Guy J. -Cl. Le centre monastique de Scéte au IVe et au début du Ve siècle: Prosopographie et histoire. R., 1963. P. 154-158; idem. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1963. P. 20. (SH; N 36). А. И. Сидоров Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. На основе древней повести, возможно рим. происхождения, о деятельности А. В. в качестве воспитателя Аркадия и Гонория (текст сохранился в рукописи Хроники Георгия Монаха - Paris. Coisl. 305. Fol. 249об.- 251об., XI в.), а также Apophthegmata Patrum и Скитского патерика были составлены греч. пространные жития А. В. (2 анонимных и приписываемое Симеону Метафрасту ), а также похвала А. В. прп. Феодора Студита. Краткие жития входят в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 441-444) и в Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 665-666). Хотя А. В. завещал после смерти не предавать его тело земле и не воздавать никаких почестей, по сообщению «Анонима Меркати» (лат. паломничество XII в.), мощи преподобного находились в к-польской ц. Богородицы Триаконтафиллос (Перивлепты), построенной имп. Романом III Аргиром в 1034 г. (Описание святынь К-поля. С. 452). Где ранее находились мощи А. В., неизвестно. О первоначальном незначительном почитании А. В. в К-поле свидетельствует отсутствие его памяти во всех списках Типикона Великой ц . IX-X вв. Начиная со 2-й пол. XI в. его память отмечается 8 мая в большинстве визант. календарей.

http://pravenc.ru/text/76280.html

о Косовской битве см.: Гильфердинг А. Поездка по Гер­цеговине, Боснии и Старой Сербии. Там же – народные сказания. Из них одно в полном виде напечатано в: Чт. ОИДР. 1860. Об историческом достоинстве их давно сказал Раич: «о Милоше в простой повести сказуемое на басни походит» (Троношская л. в Гласнике (Кн. 5)). В Сербском прологе XIV в. под 15 июня: «в си же день, а в л. 7897 (1389), был бой князя Лазаря с Амуратом царем на Косове поли и ту многа труппя падоше от христиан и турок. Сербле бо испрева разбили беху и царя Амурата убыше. И за пробежение некоих от Сербских войск преодолеша турци и было великое сражение. Убыше же и славного Сербского господина, кн. Лазаря. Все же погубенные и кровь свою пролявше христиани Бог сподоби с всеми пострадавшими за имя Его, Ему же слава» (Гласник. Кн. 10). 938 Никон. л. 3, 244. «Видится ныне яко жив в той, юже сам созда великую обитель, глоголему Раваницу». 939 Раич. История разных славенских народов. Ч. 3. Сказание напечатано в Гласнике (Кн. 12). Ныне Раваница кн. Лазаря опять с иноками, хотя и немногими (Православная Сербская Церковь (Дантон, свящ. Сербия и сербы)//Христианское чтение. 1865. Ч. 2). 941 Сербский текст см. в: Гильфердинг А. Поездка по Герцеговине, Боснии и Старой Сербии. Евфимия считается супругою кн. Лазаря (см.: ИОРЯС. Т. I). Но инокиня Евфимия – вдова деспота Углеша и по житию св. Стефана деспота вместе с вдовою кн. Лазаря Милицей являлась к султану. На завесе, шитой в 1399 г. по атласу серебром, золотом и шелками, инокиня Евфимия называет себя: «дочь господина кн. Кесаря Вонхне, лежащего зде некогда же деспотица» (Гласник. Кн. 5). 942 Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. Служба св. кн. Лазарю Сербскому на 15 июня см. в: Царского 563; сербская ркп. (Гласник. Кн. 1); Вершинский Д.С. Месяцеслов. 946 Ркп. святцы: «святые и праведные братия по плоти Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы, посадницы Новгородские, иже на Сокольне в девичье монастыре быша в лето 6000 м. июня в 17 д.». Если, назвав Алфановых посадниками, сказали и более, чем надлежало сказать (Калайдович К.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наша волоколамская легенда дает по этому предмету лишнее указание, идущее из XVI века и важное своей хронологической определенностью. О почитании понедельника в боровской обители есть свидетельство и в житии Пафнутия, которое повествует, что преподобный постился по понедельникам и пятницам строже, чем по средам [Изданный мной текст, л. 51: в понедельник и в пяток ничтоже вкушаше, в среду же сухоядение.]. 239 238 С этой стороны данные разсказы можно сопоставить с 20-м из посмертных чудес преп. Павла Обнорского, прибавляемых в рукописях к его житию: „О нахождении варваров и пленении обители преподобного» (нападение казанских татар в 1538 году). 240 Срв. указания А. Н. Пыпина в „Очерке литер. истории ... повестей и сказок...» (1857), 188, 138. 241 Белорусский рассказ подобного содержания отмечен г. Давидовичем в Этногр. Обозр. 1896, 1, 117. 242 Досифей при этом упустил из виду разные легенды о людях, обмиравших и рассказывавших свои видения, легенды, образцы которыхъ он приводит ниже сам, передавая со слов Пафнутия видения обмиравшей инокини. 243 Луг Духовный, гл. 30, стр. 39–40. Подобным же образом нисходит огонь, но совершенно при другой обстановке, в повести, составляющей 196-ю главу Луга Духовн.: когда дети, играя, стали представлять служение литургии и совершили чин освящения Даров, эти последние также были восхищены снисшедшим с неба огнем (стр. 241–243). 244 Разыскания, XVII: Aмфuлox-Evalach в легенде о св. Грале (Сборн. Отд. р. яз. и слов., т. 46, 1890 г.); XXI: К видению Амфилоха (там же, т. 53, 1892 г.). 247 Н. сочин., 336–337. А. Н. Веселовский цитирует по Migne’ю, Patrol. graec., t. 65, col. 156. – Русский перевод см. Древн. Пат., гл. 18, отд. 4, стр. 339. Латинский см. Migne, Patrol., ser. lat., t. 73, col. 978. 250 Вместе с Прологом вошел и в Великие Минеи-Четьи, в которых под этим числом и читается дважды. Напечатан в 3-м выпуске сентябрьской книги этихъ Миней. 251 А. О. Архангельский, Творения оо. церкви в древнерусской письменности (1890 г.), III, 24. В означенном месте данное „слово» также напечатано, но рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изображения Ал. и Ан. сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Ал. и Ан. (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион (так! - и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Ал. и Ан. как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Память Ал. и Ан. может также отмечаться накануне праздника Рождества Богородицы - 7 сент. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; 6; 15; 18; Повести о Куликовской битве. М., 1959; Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в. Л., 1984; Памятники Куликовского цикла. М., 1998. Лит.: Добролюбов И. , свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1885. Т. 2. С. 242; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 27. Примеч. 246; Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М., 1892. Вып. 1. С. 48; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1: Сент. С. 64-65; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 430-431; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 11-12; Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979. (ТОДРЛ; Т. 34); Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980; Моисеев Н. [Феофилакт (Моисеев), архим. ] 600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.//БТ. 1981. Сб. 22. С. 178-237; Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 339-360; Дмитриев Л. А. Сказание о Мамаевом побоище//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 371-374; Салмина М. А. Повесть о Куликовской битве летописная//Там же. С. 244-246; Шахматов А. А. [Рец.]//СбОРЯС. СПб., 1910. Т. 81. 7. Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г. С. 79-204.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Известна найденная в 1978 г. под Новгородом на Городище печать Л., имеющая на одной стороне поясное изображение Богоматери «Знамение», а на другой - надпись: «Лазо[р]ь епис[к]упъ См[оли]ньск...» ( Янин, Гайдуков. 1998. С. 36-37, 120). В послании еп. Владимиро-Суздальского св. Симона († 1226) киево-печерскому иером. Поликарпу , вошедшем в состав Киево-Печерского патерика , говорится: «Пишет же ми княгини Ростиславляя Верхуслава, хотя ти поставити епископом или Новугороду на Онтониево место, или Смоленску на Лазарево место, или Юрьеву на Алексеево место» (Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21; ср.: Патерик Киевского Печерского монастыря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 75). Данный текст не дает оснований для предположения, что кнг. Верхуслава (Анастасия) Всеволодовна (дочь блгв. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и вдова кн. Ростислава Рюриковича) имела в виду смещение ныне здравствующих епископов, чтобы поставить на место одного из них Поликарпа. Вероятнее всего, в патерике отражена ситуация, когда Новгородская, Смоленская и Юрьевская кафедры были одновременно вакантны. Следует учитывать, что сама Киевская митрополичья кафедра оставалась незанятой с 19 авг. 1220 по 1224 г. и соответственно хиротонии новых епископов в это время совершаться не могли (находившийся в Никее митр. Кирилл I (II) прибыл в Киев только в янв. 1225). В указанный период Л. также не мог оставить кафедру (по церковному праву это можно было сделать только после рассмотрения его дела в митрополии). В литературе высказывалось мнение, что послание Симона было написано в 1219 г., когда после удаления новгородцами осенью 1218 г. свт. Антония с кафедры вопрос о замещении Новгородской архиепископии был вынесен на суд митр. Киевского Матфея и до нач. 1220 г. (см.: НПЛ. С. 60, 261; точные годы архиерейства Юрьевского еп. Алексия неизв.) оставался нерешенным (см.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 56-57; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания 1-й трети XIII в.//НИС. 1984. Вып. 2(12). С. 89-94; Янин, Гайдуков. 1998. С. 37; Печников. 2003. С. 352). Однако такой датировке противоречит упоминание в послании Владимирского епископа о создании им «суждалскыа церкве, юже сам создах» (Древнерус. патерики. 1999. С. 22), т. е. наиболее вероятно - собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, заложенного в 1221/22 г. и освященного свт. Симоном 8 сент. 1225 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 188-190; см.: Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 244).

http://pravenc.ru/text/2462529.html

556 Напр., замечание о знакомстве Алексия с греческим языком и о его переводе Нового Завета с известием о переводе с греческого книги Литургиария митр. Киприаном (л. 16), также известие о древнем благочинии, установленном в Чудовом монастыре Алексием (л. 26). 558 Так он с большей уверенностью повторяет ошибочное предание об избрании Афанасия на патриарший престол в Царьграде, о чем Симон Азарьин в предисловии к чудесам Сергия говорит еще нерешительно, с оговорками. См. житие Афанасия в рукоп. Унд XVII-XVIII веков. 288, л. 83. 559 Архиеп. Филарет в Обз. русск. д. лит. I, стр. 380 и Р. Свят., сент., стр. 48. По-видимому, к рассматриваемому разряду житий принадлежит новая редакция жития Варлаама Хутынского, хранящаяся в его монастыре и приписываемая Софронию Лихуду (Слов, пис. дух. чина, стр. 248. Обз. руск. д. лит. I, стр. 363); но ее не нашли мы ни в одной из рукописных библиотек, которыми пользовались. 560 Это сказание известно нам только по рукописи XVII века, принадлежащей Н. С. Тихонравову, N° 57 без трех первых листов. Исторические сведения автора о времени Паисия так скудны, что он сознается в незнании, «каковыя ради вины» началась усобица между вел. кн. Василием и его дядей Юрием, и, неверно относя смерть последнего к 1429 году, прибавляет: «Како же вел. кн. Георгий Димитриевич к Москве прииде, во время ли взятия града Галича вел. князем московским, племену ему сущу, или по взятии града яковым-любо образом прииде, о сем мы в галических древних летописцех не обретохом» (л. 44). 561 Отрывок в сб. Тр. Серг. л. N9 806, л. 244–246. Печатное житие изд. в Петерб. синод, тиногр. 1850 г. с службой и похвальным словом. Из 5 посмертных чудес одно 4-е помечено 1573 годом. 563 Эти положения высказаны в трудолюбивом исследовании г. Некрасова «Зарождение национальной литературы в Северной Руси». 564 Те же особенности заметны в одной летописной повести о постройке Успенского собора и обретении мощей св. митроп. Петра (см. о ней выше, стр. 133) и в записке игумена Алексея о составленном им житии Геннадия Костромского. Рассказы Антония Галичанина о своих предсмертных видениях, переданные посещавшему его брату, внесены потом в число чудес Павла Обнорского. Смерть Антония помечена в рассказах 1526 годом. Может быть, это-тот Антоний, которому, по известию жития Сергия Нуромского, ученик Сергия и Павла Алексей сообщил рассказы о Сергие, а брат, посещавший Антония и записавший эти видения, тот ученик его и оградник Геннадий, которому Антоний передал полученные от Алексея сведения (см. видения Антония в волокол сб. Моск. дух. ак. XVI века. N° 491, л. 160 и N° 530, л. 390).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

238 «Тетка Иринья» появляется также в воспоминаниях автобиографичного повествователя в рассказе «Слон голубоглазый». Назначение ее фигуры в композиции этого текста отчасти напоминает об агиографическом приеме синкрисиса, ибо она (возможно, неосознанно для самого писателя) бросает «житийный» отсвет и на его заглавную героиню, скромную советскую труженицу, всей своей жизнью утверждавшей непреходящую ценность Добра и Милосердия. 242 Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. Описанная далее особенность народных житий справедлива и для ранней сибирской агиографии. 243 См.: Левин И. От тела к культу/Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. С. 162–190. 244 Обе пары страстотерпцев в официальных месяцесловах объявляются монахами островных обителей, плывшими на материк за провизией для братии, но это, по всей видимости, только позднейший благочестивый домысел. Ранние рассказы об этих святых такой подробности не знают, да и само совладение ситуации в обоих житиях подозрительно. Кроме того, известно, что Иоанн и Логгин Яренгские погибли поодиночке и в разное время и лишь народный культ объединил их в едином кратком Житии. 247 См.: Климова М. Н. Отражения мифа о великом грешнике в рассказе А. М. Горького «Отшельник»/Вестник Томского гос. пед. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки (Филология). 2000. Вып. 6. С. 39–42. 248 Такая трактовка темы подвижничества заявлена уже в раннем рассказе «Сосновые дети», неизменной она остается и в позднем «триптихе о праведниках», включившем рассказы «Из колена Авакумова», «Сказание о великом коммунаре» и «Слон голубоглазый». 249 По замыслу Ф. А. Абрамова, этот же акт самопожертвования для усмирения братоубийственной розни должна была повторить в годы Гражданской войны народная сказительница Махонька, одна из центральных героинь его закатного романа «Чистая книга». См.: Абрамов Ф. Чистая книга. С. 674–676. 252 Заметим, кстати, что в данном случае упреки критиков в «книжности» образа справедливы. Писателя, как не странно, подвела именно его образованность в мировой духовной культуре. Образ кающейся в пустыне Марии Магдалины явно навеян эрмитажным полотном Тициана, иллюстрирующим ее католическое Житие. Каноническому православию образ кающейся грешницы из Магдалы, как уже не раз нами говорилось, глубоко чужд, не знает его, насколько нам известно, и русская народная вера.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Житие Феодоры (BHG 1731) анонимно, содержит общие места с хроникой Георгия Амартола. По предположению А. Маркопулоса 239 оно послужило источником для хроники. Д. Е. Афиногенов, на основании текстологического анализа различных рукописей «Повести о прощении Феофила» (BHG 1734), приходит к выводу, что житие августы было составлено на основе этого источника, автор которого в свою очередь пользовался текстом Георгия 240 . Составители агиографической базы данных, придерживаясь версии А. Маркопулоса, относят составление к ближайшему времени после смерти благоверной императрицы, годам правления Василия I (867–886) или Льва VI (886–912) 241 . Учитывая, что «Повесть о прощении Феофила» была создана в конце IX в, можно предположить, что житие Феодоры создано несколько позднее. Самая ранняя сохранившаяся рукопись жития указывает на 3 августа 1111 г., как на дату окончания труда переписчика 242 . Житие было издано впервые 1891 г 243 , в 1983 г. переиздано А. Маркопулосом 244 , в 1998 г. переведено на английский язык 245 . Свт. Феофилакт Никомидийский был в числе епископов, принимавших в событиях вокруг иконоборческого собора 815 г. За свою верность иконопочитанию он, как и прочие, был отправлен в ссылку и на свою кафедру уже не вернулся. По предположению А. Фогта, издателя одного из житий свт. Феофилакта (BHG 2451) 246 , святой родился около 765 г. 247 Он был сотрудником свт. Тарасия так же, как и свт. Никифор. При восшествии Тарасия на столичную кафедру, Феофилакт удалился в основанный патриархом монастырь 248 . В 806 г. он был уже на кафедре Никомидии, где им была построена церковь Косьмы и Дамиана с комплексом благотворительных учреждений 249 . А. Фогт датирует смерть святого примерно 840 г., но отсутствие упоминания об императорах, правивших после Льва Армянина заставляет думать, что святитель мог скончаться еще в его царствование 250 . Автором уже упомянутого жития был тезка святого, некий Феофилакт 251 . Х. М. Лопарев полагал, что этот Феофилакт не был современником святителя, поскольку в тексте больше говорится о патриархах Тарасии и Никифоре и императорах, чем о главном герое повествования 252 . A. Фогт считает агиографа никомидийским клириком, жившим после 843 г., сомневаясь в возможности его идентификации с Феофилактом II, одним из преемников святого на кафедре Никомидии 253 . Будучи мало осведомленным о жизни святого, автор уделяет большое внимание основанным им благотворительным учреждениям, которые все еще существовали в момент написания жития. Это позволяет издателю предполагать, что Феофилакт-агиограф возглавлял их или просто принимал участие в их работе 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

232 Содержание его исчислено было в 32.242 р., в том числе по Синоду, С.-Петербургской епархии и Лавре, 16.596 р., по Новгородской 9.346 р. и по орденам Андрея Первозванного и Иоанна Иерусалимского 6.300 р. 234 Матери фельдмаршала гр. П.А. Румянцева и кн. Сергея В. Мещерского были родные сестры, дочери графа Андрея Артам. Матвеева. Князь П.С. Мещерский женат был на графине Екатерине Ивановне Чернышевой, сестре бывшего впоследствии военным министром и светлейшим князем А.И. Чернышева. 239 Записки эти хранятся в Публичной Библиотеке и с этой рукописи напечатаны в Вестн. Европы 1867 г. кн. III и IV. В 1820 г. Панаев напечатал книжку своих стихотворений под заглавием: Идиллии. Президент Росс. Академии, А.С. Шишков, предлагал академии наградить сочинителя этой книги, составляющей некоторое новое явление в нашей словесности, золотою медалью третьей степени. Но рассматривательный комитет, отдав справедливость её достоинствам, нашёл в ней и значительные недостатки. (М.И. Сухомлинова, История Росс. Акад. Т. 8., стр. 244. СПб. 1887 г.). Кроме того напечатаны им похвальные слова Императору Александру I, князю Кутузову-Смоленскому, Державину и пр. Биография его в Хрестоматии Н.В. Гербеля: Русские поэты в биографиях и образцах, стр. 235. СПб. 1873 г. 241 Победная повесть появилась на немецком языке в 1798 г.; с немецкого переведена на русский, напечатана с одобрения цензора Тимковского и имела несколько изданий в течение немногих лет, но под фирмой одного года, одной типографии и одного места издания. По изъяснении её, истинная церковь не есть ни восточно-греческая, которая после Константина В. пала и сделалась идолопоклоннической, николаитской, развратной, ни западно-латинская, которая есть блудница Вавилонская, но церковь моравских братьев или Гернгутерская. Второе пришествие Христово близко. Последуя вычислениям Бенгеля, Штиллинг определяет точный год его – 1836. См. о победной повести в Записке о крамолах врагов России (P. Арх. 1868 г., стр. 1352) и в Чтен. Общ. Ист. 1858 г. кн. IV. Смесь, стр. 139).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

41 Протоиерей В. Рафальский. Церковная свеча//Церковный вестник. Орган Православной Церкви в Польше. Варшава, 1956. 4. С. 19. 45 Охотникова В. И. Псковская агиография XIV–XVII вв. В двух томах. Т. 1: Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта (исследование и тексты). СПб., 2007. С. 101. 46 Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. СПб., 2008. С. 101. 50 Там же. Позднее по благословению Митрополита Макария было сделано более подробное описание пожара. — Архимандрит Макарий. Повести, написанные по благословению святителя Макария, Митрополита Московского//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 117–138; Он же. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. С. 226–247. Несколько ранее, в 1536 году, девятого июля “в неделю, в 8 час дня, в граде Ярославле загореся храм святаго чюдотворца Николы, и оттого згоре град Ярославль весь, и церкви древяные внутри града погореша все и дворы”. — ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 113. 53 Вешнякова О. Н.; Кольцова Т. М. Каталог. Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств. Архангельск, 1993. С. 10–11. 54 И. И. Срезневский приводит такое значение слова “тощий” — пустой. — Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным источникам. СПб., 1903. Т. 3. Стб. 1064. 55 Тихомиров М. Н. Древняя Москва XII–XV вв.: Средневековая Россия на международных путях. XIV–XV вв. М., 1992. С. 244. 56 Игумен Макарий. Новые материалы о Всероссийском Митрополите Макарии//ТОДРЛ. Т. 46. СПб., 1993. С. 303–304. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 8 марта, 2018 20 мая, 2017 12 мая, 2017 12 августа, 2016 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-svyatyin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010