Геродот, Повести, перев. Мартынова, часть II, стр. 193–197. 178 Хениа, Alkanna, у ботаников inermis. О ее употреблении см. Paulus. Sammlung der nierkwurd. Reisen, Th. II, p. 266–252. 181 Среди них ладан, мирра и корица; но на морском побережье имеется также бальзам (лат.) – прим. электронной редакции. 185 Neibuhr, Beschreibung von Arabien, p.145–146. Нибур описывает несколько способов собирания манны с деревьев, из-за чего она получается разного достоинства. Конечно, это манна не имеет ничего общего с библейской манной. 188 К38:1. Запах этого растения столь отвратителен, что его не едят даже неприхотливые верблюды. Камус. См. Freytag, Lexicon, t. III, p. 16. Это растение, как выражается Коран, «не утучнит, да и голода не утолит», выражение, сделавшееся почти пословицей, или, может быть, в Коране употреблено, как ходячая пословица. См. Мейдани, гл. 22, 281. 189 Цветки его походят формой на цветки жасмина, плоды сходны с финиками, вкус слад-вяжущий, из косточек плодов добывается масло, употребялемое для лечения разных болезней. Камсу. См. Freytag, Lexicon, t. II, p. 244. 199 К роду акаций принадлежит дерево самура , которое по Джеугари принадлежит к роду , а по Форскалю это mimosa ungus cati. См. Wellsted, Reisen in Arabien. Bd. I, p. 54. Это дерево имело огромное значение в культе богине Уззы. 203 Silv. de Sacy, Anthologie grammat Arab. p. 129. Abulfeda, trad. Reinaud, 120, 167. Магазин землеведения m.V, стр. 104. 212 Финики в свежем состоянии очень здоровая пища, в сушенном же несколько горячат, см. Пальгрэв, Путешествие. стр. 45, 156. 222 По мусульманскому преданию, Мухаммед сказал: «чтите тетку вашу – пальму». Казвини в объяснение этого предания говорит, что пальму Мухаммед назвал тёткой, потому что она сотворена из остатков той глины, из которой сотворён Адам, и уверяет, что это дерево растёт только в странах ислама. См. Sney Chrest. Arab t III. p. 75. По другому преданию от Мухаммеда, пальма служит прототипом мусульманина. См. Fundgruben des Orients, Bd. I. 152, Предание 33. 233 Strabo, Lib XVI. Странно только, что Страбон исключает из этого лошадей, мулов и свиней; именно он к приведённым нами словам добавляет: exceptis equis, molis et porcis, – сведение во всяком случае неверное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

244 , которая затем была пострижена в Покровском Суздальском монастыре. В Повести о втором браке говорится о соборном принятии решения о разводе. Великий князь Василий III «посла Данилу митрополиту, да съберет священный сънм. Вскоре же снидошася к митрополиту епископи и архимандрити, и честнейшиа игумени. Царь же и государь всеа Руси прииде и благословися от священнаго Собора. Данил же митрополит всеа Руси и преосвященный сънм – вси единогласно радостнее государя благословляют браку совокупитися и прощают в сий век и в будущий. Царь же и государь княз Великий Василей Иванович всеа Руси съвокупися браку з благоверною и христолюбивою великою княгинею Еленою месяца генуаря 28» 245 . Вскоре после вступления Василия III в брак с Еленой Глинской кроме Повести была составлена Выпись о втором браке Василия III, где об усилиях митрополита Даниила говорится гораздо меньше, чем в Повести 246 . После развода митрополит Даниил обвенчал Великого князя с Еленой Глинской, будущей матерью Ивана Грозного. «Тое же зимы, генваря 21, князь Великый Василей Ивановичь женился второе, а выбрал себе невесту княжну Елену, дщерь князя Василья Лговича Глиньского; а венчал их Данило митрополит» 247 . В. Жмакин отмечает: «Допустив незаконный развод, митрополит в то же время написал целых три слова о нерасторжимости брака. Этим самым он хотел показать пасомым, что допущенный им развод для Великого князя есть исключение, сделанное в видах государственной пользы, и значит, дело вполне извинительное и для него нисколько нравственно не предосудительное» 248 . Против второго брака выступали князь-инок Вассиан (Патрикеев) и преподобный Максим Грек . Во втором браке у Василия III родился наследник – впоследствии первый Русский царь Иоанн Грозный. В процессе формирования централизованного государства возникали сложные отношения удельных князей с великокняжеским домом. В 1520 г. при Василии III был схвачен Рязанский князь Иван, и Рязань вошла в состав Великого Московского княжества. Князь же Иван затем во время опасности крымского набега в 1521 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В кон. XVII в. была издана Повесть об обретении мощей И. с тропарем и кондаком святой (Сказание о обретении честных мощей сея святыя богоугодныя княжны Юлианы. К., см. также: ГИМ. Син. 684. Л. 35-38), особая редакция Повести была помещена под 6 июля в Четьи-Минеи митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) ( Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. М., 1762. Кн. 4. С. 244-245). Согласно Повести об обретении мощей И., по молитвам верующих у гроба святой совершались чудеса и исцеления. 23 июля 1823 г. указом Синода было позволено печатать Повесть об обретении мощей И. при издании Киево-Печерского патерика . В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVIII-XIX вв., И. ошибочно именуется как «святая великая княгиня Иулиана Оболенская» (среди «святых града Киева»), ее погребение в Киево-Печерском мон-ре отнесено ко времени до 1492 г. («в лето 6000» - дата недописана в части сотен, десятков и единиц) и датировано 26 июля (Описание о российских святых. С. 9). Общецерковное почитание И. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. В 1908 г. Волынский еп. Антоний (Храповицкий) составил службу И. В 2001 г. в Дубровице по благословению Сарненского и Полесского архиеп. Анатолия (Гладкого) создан приход во имя И., в храме имеется икона святой с частицей мощей. 18-19 июля 2005 г. в Дубровице праздновалось 500-летие св. княжны. С 1999 г. частица мощей И. хранится в храме во имя вмч. Георгия Победоносца в дер. Гольшаны. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 109-110; СИСПРЦ. С. 143-144; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. С. 34-35; Максимович М. А. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 228-229; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 283-284; Теодорович Н. И. Ист.-статистич. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1899. Т. 2. С. 611-612; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14-15; Голубинский. Канонизация святых. С. 214-215; Мельников А. А. Путь непечален. Минск, 1992. С. 175-178; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 43, 48, 57, 90, 128; Хойнацкий А. Ф., прот. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик волыно-почаевский. Житомир, 19972. С. 135-142; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 379-380.

http://pravenc.ru/text/1237853.html

Восстановление основных хронологических вех жизни прп. Нестора сопряжено с известными сложностями. Во-первых, не вполне ясно, какие из приводимых автором датированных случаев упоминания летописца о самом себе относятся к составителю Повести временных лет, а какие — к составителю предшествовавшего ей Киево-Печерского летописного свода 1090-х гг. (так наз. Начального свода). Во-вторых же, само отождествление Нестора агиографа с автором одной из редакций Повести временных лет все еще не может считаться вполне доказанным. Список князей в разных рукописях «Хожения» игумена Даниила существенно разнится. В приведенном у митр. Макария варианте имя «Давид Всеславич» следует исправить на имя Давыда Святославича черниговского. Также имеются в виду: Святополк Изяславич, князь киевский; Владимир Всеволодович Мономах, князь переяславский и ростовский; Олег Святославич, князь новгород-северский; Ярослав Святославич муромский; Мстислав Всеволодович, о котором летописи молчат, по мнению В. Л. Янина,— князь смоленский, внук Игоря Ярославича смоленского; Борис Всеславич, князь полоцкий, и его брат Глеб Всеславич минский. О проблемах, связанных с этим списком князей см.: Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила»//Труды Отдела древнерусской литературы. М.–Л., 1960. Т. 16. С. 112–131. В действительности перенесение мощей свт. Николая Мирликийского произошло в 1087 г., как о том пишет и сам высокопреосв. Макарий ниже (с. 244). Аргументация митр. Макария, верная по сути, не вполне точна здесь в деталях: р. Рось находилась не на Волыни, а в пределах Киевского княжества. Т. е. «не отменяют». По мнению позднейших исследователей, это послание представляет собой не особый памятник, а другую редакцию упомянутого митр. Макарием чуть выше послания митр. Никифора к неизвестному князю (Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). М., 1875. С. 111–116). В таком случае в имени адресата, вероятно, надо видеть ошибку: Ярослав Святославич муромский назван вместо Ярослава Святополчича волынского († 1123).

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

В. И. Шемячичу, к-рый был арестован в Москве, несмотря на полученные им от Василия III и митрополита заверения в безопасности ( Герберштейн С. Записки о московитских делах// Новокомский П. И. Книга о московитском посольстве/Введ., пер. и примеч. А. И. Малеина. СПб., 1908. С. 41). Несмотря на то что сведения Герберштейна неточны, поскольку «поимание» Шемячича произошло в апр. 1523 г., уже при митр. Данииле, участие В. в «деле Шемячича» представляется возможным. Судьбу новгород-северского князя определило его поведение в июле-авг. 1521 г., когда он, имея самостоятельные сношения с крымским ханом, не предупредил Василия III о готовившемся набеге на Москву. Очевидно, вел. князь уже в 1521 г. собирался обманным путем захватить Шемячича и принуждал митрополита способствовать этому, на что В. не согласился ( Зимин. Россия на пороге. С. 242-244, 254, 255; Голубинский. С. 698). Др. т. зр. была высказана В. Д. Назаровым. Историк считает, что В., по-видимому, «был не согласен с широкими и жесткими карательными мерами» по отношению к рус. воеводам, к-рые планировал принять вел. князь в связи с набегом крымцев (менее чем через месяц после ухода В. с кафедры вел. князь положил опалу на воевод В. Шуйского, И. П. Перемышльского, Г. Фомина, В. Коробова и Поплевина), и за это митрополит был удален. Гробница В. в Спасо-Каменном мон-ре не сохранилась. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 264; Т. 13. Ч. 1. С. 14, 28, 29, 30, 31-33, 35-36, 43, 254; Т. 23. С. 198; [о кончине В.] - Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Т. 6. С. 30; АФЗХ: Акты моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.)/Сост. Л. И. Ивина. М., 1983. Лит.: Токмаков И. Ф. Ист. и археол. описание моск. ставропигиального первокл. Симонова мон-ря. М., 1896. Вып. 2. С. 101; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 648-699; Зимин А. А. Повести XVI в. в сборнике Рогожского собр.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1958. Сб. 20. С. 192; он же. Россия на пороге нового времени: (Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в.). М., 1972; Казакова Н. А. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970; Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 11, 125, 132-139, 149; Назаров В. Д. К истории церк. Соборов и идейно-полит. борьбы в России 1-й пол. XVI в.//Церковь, общество и государство в феодальной России: Сб. ст. М., 1990. С. 187-207; Макарий (Веретенников), архим. Сосланы на Спас-Камень//Вологда: Краеведч. альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215-217; он же. Повести, написанные по благословению свт. Макария, митр. Московского//Альфа и Омега. 2001. 2 (28). С. 117-1138; Кравцов Ю. Д. Посольство Константинопольского Патриарха Феолипта в Москву в 1518-1519 гг.//Мининские чтения. Н. Новг., 2001. С. 45-67. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/154167.html

В новгородский и московский периоды архиерейства М. был создан (в ряде случаев по его поручению) ряд редакций житий нек-рых рус. и южнослав. святых: св. мч. Георгия Нового Кратовского (автор - иером. Илия, 1539 г.; см.: Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000), св. равноап. кнг. Ольги (Елены) (см.: Гриценко З. А. Лит. памятники о кнг. Ольге XII-XVII вв.: История текста, становление жанров, стиль: АКД. М., 1979), св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского (см.: Мансикка В. П. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1915), св. митр. Ионы (см.: Белякова Е. В. Об одном источнике жития митр. Ионы//Архив РИ. 1992. Вып. 2. С. 171-178; Усачев А. С. Житие митр. Ионы 3-й редакции//ВЦИ. 2007. 2(6). С. 5-60), прп. Михаила Клопского (см.: Васенко П. Г. Житие св. Михаила Клопского в редакции 1537 г. и печатное его издание. СПб., 1903; Повести о житии Михаила Клопского/Подгот. текста и ст.: Л. А. Дмитриев. М.; Л., 1958). По благословению М. в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. в московском Чудове мон-ре под рук. царского духовника, протопопа Благовещенского собора Андрея (впосл. митр. Афанасий) велась работа над составлением «Книги Степенной» царского родословия, излагавшей рус. историю не просто в хронологическом порядке, как в летописях, а по генеалогическим «ступеням» рус. правителей. Историческим апофеозом в изложении Степенной книги является время 1-го рус. царя - Иоанна Грозного (см.: Усачев. 2009). «Повелением» М. в 1547-1563 гг. была составлена Повесть о Московском пожаре 1547 г., вошедшая впосл. в Степенную книгу (см.: Зимин А. А. К изучению источников Степенной книги//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 225-230; Он же. Повести в сборнике XVI в. Рогожского собр.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1958. Вып. 20. С. 186-204; Салмина М. А. Повесть о московском пожаре 1547 г.//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 253-254; Макарий (Веретенников), митр. «Опалеста ему очи от огня...»: Митр. Макарий и московский пожар 1547 г.//Моск. ж. 2011. 4(244). С. 48-51).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Популярной в те годы была повесть «О видении некоему мужу духовну». Ночью во время его «тонкого сна» воссиял свет, раздался колокольный звон, и «некий муж» позвал героя повести в Успенский собор, весь наполненный неземным сиянием. В алтаре увидел он Господа Бога на престоле, вокруг него ангелов, Иоанна Предтечу и святых пророков. Богоматерь обращается с мольбой к Сыну за род человеческий, и он, нисходя к ее просьбе, обещает простить людей, если они раскаются и оставят дела греховные (179–184; также 102–103). В другом видении, явленном монаху Варлааму в Великом Новгороде, осажденном немцами, на престоле в Софии Новгородской восседала Богородица, окруженная святыми, молившими ее о помощи новгородцам. В этой «повести» с новой силой вспыхивает средневековая световая эстетика. Все видение пронизано сиянием, в семь (!) раз (чисто русская и даже новгородская конкретика) превышающим видимый свет: «…и видех свет велий неизречен, зело сияюще, паче света сего светлее седмерицею» (244). Некто вводит Варлаама в храм, наполненный неописуемой красотой светозарной: «…и видех посреди церкви свет невечерний сияющь, яко железо разжено искры пущая, посреде ж света оного престол злат, имуще велие украшение, тысяща тысящами и тмы тмами изметан, еже неудобь человеку во ум вместити, и на престоле же седящу надежду нашу, Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию… яко солце сияющу». Светоносный престол ее окружали сонмы небесных чинов с огненным оружием (245). Популярным был сюжет и о видении некоему благочестивому Григорию в Нижнем Новгороде. Во сне увидел он, как поднялась вдруг крыша его дома «и виде свет велий, аки небо и солнце, и луну и звезды и всю красоту небесную. И видех Господа, сходяща во образъ человечестей, аки птица крылата слетевъ… и сяде на персех моих». Рядом с ним появился человек, задававший Господу вопросы, из ответов на которые Григорий уяснил, что и как надо делать России (поститься, соорудить храм и т. п.), чтобы избежать грядущих бед и несчастий. А во Владимире в том же году «явися пречудное видение и зело ужасти исполнено» некой Мелании: «внезапу отворишася двери храмины тоя и обсия мя свет несотворенный. И вниде во храмину ту жена въ светлых ризах, поверх главы образ на руках держит велик и чуден велми». Она также передает через Меланию повеление народу поститься, молиться, вести благочестивый образ жизни, чтобы избежать кары небесной (236; 951–956).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Церковь св. Камина и башня на о-ве Холи-Айленд (Инишкялтра). XI–XII вв. В сборниках генеалогий ирл. святых приведены 3 версии родословия К. Согласно 1-й версии, наиболее распространенной, К., сын Диммы, был потомком Энды Кеннселаха из рода Катара Мара, легендарного правителя обл. Лаген (Лейнстер). Матерью К. была Куманн, дочь Далброна, к-рую считали также матерью Гуаре († 662/3), правителя Коннахта, и мн. ирл. святых. По др. версиям, К. принадлежал к племени Киарраге из Зап. Мумана (Мунстера) или к роду И Бриун из Сев. Коннахта (Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. N 290.1-3, 662.177, 700.1-3, 722.8). Согласно данным, приведенным Дж. Колганом, К. прибыл на о-в Инис-Келтра в поисках уединения для аскетических подвигов. Впосл. у него появились ученики, на острове была построена церковь, возник мон-рь. По преданию, друзьями К. были св. Сенан, почитавшийся как основатель церковного поселения на о-ве Инис-Катаг (ныне Скеттери, графство Клэр), и св. Лухтигерн, почитавшийся в Инис-Диамане (ныне Эннистимон, графство Клэр) ( Colgan J. Acta Sanctorum... Hiberniae. Lovanii, 1645. P. 746-747; O " Hanlon. 1875. P. 942-943). Нек-рые сведения о К. сохранились в повести «Битва при Карн-Коналле» (нач. X в.), посвященной сражению (649) между правителем Коннахта Гуаре и правителем Диармадом, сыном Аэда Слане из династии И Нейл (см.: Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 239-244). Согласно повести «Битва при Карн-Коналле», Гуаре оскорбил К. и святой предрек ему поражение от Диармада. В ответ на просьбу Гуаре о прощении К. заявил о невозможности снять проклятие, но обещал, что победитель будет к нему благосклонен. Во вставном эпизоде рассказывается о беседе Гуаре, К. и св. Куммене Фота о том, чем они могли бы наполнить большую церковь, построенную К. Гуаре пожелал наполнить храм золотом и серебром в дар церкви и беднякам, Куммене - книгами для обучения молодежи и наставления верующих, К.- болезнями, чтобы избавить от них мир. Впосл. Гуаре стал могучим правителем, Куммене были дарованы мудрость и знания, а К. постигла мучительная болезнь, от которой он скончался.

http://pravenc.ru/text/1470131.html

2008. С. 357-360; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 453-456; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 162-163; Чуфаровский Н., свящ. Ростовский Петровский монастырь и его основатель прп. Петр царевич. Ярославль, 1891; Голубинский. Канонизация святых. С. 548; Сергий (Спасский). Месяцеслов Т. 2. С. 195; Валентин (Ляхоцкий), иером. Прп. Петр царевич и основанный им Ростовский Петровский мон-рь. Ростов, 1912; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913; Скрипиль М. О. Повесть о Петре, царевиче ордынском//История рус. лит-ры. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 350-357; он же. Легендарно-полит. сказания Др. Руси//Филол. ин-т ЛГУ: Доклады и сообщения. Л., 1950. Вып. 2. С. 48-63; Будовниц И. У. Общественно-полит. мысль Др. Руси: XI-XIV вв. М., 1960. С. 331, 340-344; Дмитриев Л. А. Сюжетное повествование в житийных памятниках XIII-XV вв.//Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 244-251; Halperin C. A. Chingissid Saint of Russian Orthodox Church: «The Life of Peter, Tsarevich of the Horde»//Canadian-American Slavic Studies. 1975. Vol. 9. 3. P. 324-335; Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97; Die Erzählung über Petr Ordynskij: Ein Beitrag zur soziologischen Erforschung altrussischer Texte von der Forschungsgruppe «Ältere Slavische Literaturen» an der FU Berlin/U. Bamborschke, W. Kosny, H. Meyer-Harder, W.-H. Schmidt, K.-D. Seemann. B.; Wiesbaden, 1979; Белякова М. М. Некоторые наблюдения над отражением ист. фактов в «Повести о Петре, царевиче Ордынском»//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 77-81; она же. Об эволюции сюжета «Повести о Петре, царевиче Ордынском»: XV-XIX вв.//Вопросы сюжета и композиции: Межвуз. сб. Горький, 1988. С. 5-12; она же. «Повесть о Петре, царевиче ордынском» в ист.-лит. контексте: (К вопр. о датировке произведения)//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74-87; Дмитриева Р. П. Повесть о Петре, царевиче ордынском//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 256-259; она же.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

700 Заклан бысть пред очима своея матери. Смерть царевича Димитрия И.Тимофеев описывает согласно с первыми повестями об этом событии и теми грамотами, которые рассылало правительство Шуйского. В грамоте Марии Нагой к воеводам сибирских городов от 21 мая 1606г. говорится, что царевич убит на Угличе на глазах ее и ее братьев. Почти то же говорит и Тимофеев; между тем, известно, что в момент ранения царевича матери при нем не было, и она выбежала из дворца, когда сын уже лежал на земле с перерезанным горлом. Убит был царевич или закололся сам, – остается невыясненным. 701 Убийцы на се дерзнувшии, от града жителей... убиени быша мнози. Тимофеев не называет имен убийц. В других повестях того же времени («Повести 1606г.», «Житии» царевича, «Сказании о царстве царя Феодора Иоанновича») они названы: это – Осип Волохов, сын Василисы Волоховой, мамки царевича, Данило Битяговский, сын дьяка Михаила Битяговского, которому поручен был надзор за царевичем его матерью и родственниками ее – Нагими, Никита Качалов, племянник Битяговского. Угличане, созванные к месту происшествия набатом, по инициативе Нагих убили Михаила Битяговского, его товарища Данилу Третьякова, Данилу Битяговского, Никиту Качалова и Осипа Волохова, а также слуг Битяговского и некоторых других лиц, которых Нагие обвинили в убийстве Димитрия. После донесения следственной комиссии, посланной в Углич, и после слушания дела в Думе царицу Марию насильно постригли и вывезли в Никольский монастырь на реке Выксе, близ города Череповца; ее родных – Нагих, после пыток, сослали в отдаленные города и заключили в темницы, а жители города Углича подверглись разного рода наказаниям (см. «Новый летописец», изд. Оболенского, с.35). 703 К рабу сию всели... юже по времени с рабом ея рострига Гришка... оттуду извед. Тимофеев не называет имени этого слуги, к которому сослана была на Выксу Мария Нагая и с которым Лжедимитрий возвратил ее обратно в Москву. Карамзин сообщает, что в ссылке царице были даны два служителя (И.Г.Р., т.Х, ч.2, прим.244). Царица Мария Нагая, в монашестве Марфа, возвращена была из ссылки в 1606г., пробыв в изгнании 13 лет. После возвращения она жила в Вознесенском женском монастыре, в Кремле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010