Пожаловал благочестивый же Государь Царь и Великий Князь Михаило Фёдорович всея России, в дом Пречистыя Богородицы, при игумене Иакове з братею напрестольное Евангелие в тетрархе, да на ризы миткаль. Да благочестивый-же Государь Царь и Великий Князь Михаил Фёдорович всея России, пожаловал в старой колокол в прибавку, что дал блаженныя памяти Царь и великий Князь Иван Васильевич всея России, и тот колокол переливали меди десять пудов новыя. 7160 (1652) г. Пожаловал Государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всея России в дом Пречистыя Богородицы в Свенский монастырь, блаженныя памяти по святейшем Иосифе патриархе московском и всея России, в монастырскую казну из его патриаршыя казны денег двадесят рублев. 7256 (1748) г. Пожаловала благочестивейшая Государыня Императрица Елисавета Петровна шесть тысяч рублей на построение соборныя церкве Успения Пречистыя Богородицы в Новопечерский Свенский монастырь 26 . Далее отмечаем только роды вкладчиков, при чём имена простых людей, не имеющие непосредственного исторического интереса, опускаются. л. 10, гл. 2 (главы отмечены только в оглавлении): род Данили Романовича, да Никити Романовича, да Василия Михайловича Юрьевых. 7062 г. л. 11, гл. 3, род князя Дмитрия, да князя Алексея Никитича Трубецких. 7135. л. 13, гл. 4, род князя Алексея Ивановича Воротинского. 7149 г. л. 13. гл. 5, род князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. 7073 г. л. 14, гл. 4, род Андрея Ивановича Нарманского. 7192 г. л. 14, гл. 6, род государева думного дьяка Михаилы Данилова. 7149 г. л. 14, гл. 7, род князя Петра Серебреного. 7059 г. л. 14, гл. 8, род Петра Головина. 7059 г. л. 14, гл. 9, род Игнатия Блудова, 7062 г. л. 15, гл. 10, род Василия Тучкова. 7062 г. л. 15, гл. 11, род Михаилы Лыкова. 7062 г. л. 15, гл. 12, род Фомы Третьякова. 7069 г. л. 15, гл. 13, род князя Данилы Засекина. 7069 г. л. 15, гл. 14, род Бориса Ивановича Сукина. 7076 г. л. 16, гл. 15, род Володимера Лошкина. 7077 г. л. 16, гл. 16, род Петра Софонова. 7128 г. генваря в 3 день. л. 16, гл. 17, род Елизарья Михайловича, да Михайлы Михайловича Салтиковых. 7080 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

И блажен, кто не соблазнится о Мне», разумеется – ввиду таких дел ( Мф. 11:3–6 ). Если предположение, что первоначально явился сборник изречений, не оправдывается свидетельством Св. писания и отчасти противоречит самой теории Эвальда, то, естественно, что оно не находит себе оправдания в истории церкви, хотя Эвальд и ссылается на неё. Нет и следа ни одной такой рукописи, которая когда-нибудь существовала бы и употреблялась бы в церкви в виде Собрания изречений. Если же Эвальд, напротив, видит «весьма ясное подтверждение своего мнения во всех писаниях св. Иустина мученика , который ни на что так часто не ссылается, как на изречения Христа, именно на такие, какие были собраны только в этом труде Spruchsammlumg)», то эти «ясно» и «скоро» нисколько не оправдываются до нас дошедшими творениями св. Иустина мученика : «Первая и вторая Апологии и Разговор с Трифоном иудеем». Для читателя Иустиновых творений очевидно, что автор их указывает изречения Господа Иисуса, но также очевидно и то, что Иустин указывает на события Ев. истории, и таких указаний весьма много. Кроме изречений Христа Спасителя, в сочинениях Иустина упоминаются: родословие Иисуса Христа (Ап. 1, гл. 32; Разг. гл. 23, 43, 45, 100, 101, 120), благовестие о рождестве Иисуса и рождение Иоанна Кресгителя (Ап. 1, гл. 33; Разг. глав. 100, 78; Ап. 1, гл. 33 и 32; Разг. гл. 66, 43, 84), Рождество Христово в Вифлееме, поклонение Волхвов, бегство в Египет, избиение младенцев в Вифлееме (Ап. 1:34, 46; Разг. гл. 77, 78, 88, 102, 103, 106), история Иисуса Христа до начала Его открытой деятельности – вообще (Разг. гл. 88; Ап. 1, гл. 35), Крещение Иисуса Христа от Иоанна (Разг. гл. 51, 88, 103, 49), искушение Его от диавола (Разг. гл. 103, 125), жизнь и деятельность Христа вообще (Ап. 1, гл. 46: Разг. гл. 88; cp. Ап. 1, гл. 31), рассказ о начальнике в Капернауме (Разг. гл. 76, 120, 140), избрание апостолов (Ап. 1, гл. 39, 42, 106, 81), послание их на проповедь (Ап. 1. гл. 19), усекновение главы Крестителя (Разг. гл. 49), исповедание ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Там же, гл. 1 (С. 11—12). 721 См. цитаты в Главе II нашей работы. 722 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 1 (С. 13). 723 Там же, гл. 1 (С. 14—15) 724 Там же, гл. 2 (С. 18). Учение преподобного Исаака Сирина о чистой молитве рассмотрено нами отдельно. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Изд. 2–е. СПб., 2001. С. 198—204. 725 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 18—19). Ср.: Дорофей Газский. Поучение 1–е (Рус. пер. в: Преподобного отца нашего ав–вы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10–е. Шамордино, 1913. С. 19—25). 726 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 23—24). Ср.: Григорий Полома. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы (В кн.: Беседы иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы. Пер. с греческого архим. Амвросия (Погодина). Т. 3. Монреаль, 1984. С. 85—137). 727 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 34—35). 728 Там же, гл. 3 (С. 35—37). 729 Там же, гл. 4 (С. 37—38). 730 Там же, гл. 5 (С. 39—42). 731 Там же, гл. 6 (С. 43–48). 732 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 11 (Цит. по: Крины сельные или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божи–их и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковского. 2–е издание русского Свято–Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1912. С. 15—16). 733 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 23 (С. 25—26). 734 Паисий Величковский. Крины седьмые, гл. 24 (С. 28—29). 735 Там же, гл. 26 (С. 31). 736 1 Фес. 5:17. 737 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 28 (С. 39). 738 См.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. С. 5—6. 739 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Об именах божественных. В кн.: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб., 1997. С. 684—707. 740 См.: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. Сочинение написано и 1816 году. О нем см. в: Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 169. 741

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

23.  Тогда же на литии, гл. 8. 24.  25 марта утро, канон, гл. 4, песнь 9. 25.  Пролог. Слово св. Иоанна Златоустаго на Благовещение. 26.  24 декабря, вечерня, на Господи, воззвах, гл. 2, самогласен. 27.  1 августа, вечер, на Господи, воззвах, rл. I. 28.  15 августа, вечер, на литии, слава, гл. 5, самогласен, Феофаново. 29.  Тогда же, и ныне, глас той же. 30.  Тогда же, великая вечерня, на стиховне, слава и ныне, гл. 4. 31.  15 августа, утро, канон, гл. 4, Иоанна Дамаскина, песнь 4. 32.  Типикон, глава 24, «О вжигании светильников». 33.  Припев праздника Успения на первый канон. 34.  То же на второй канон. 35.  То же на праздник Благовещения. 36.  То же на праздник Рождества Божией Матери. 37.  То же на праздник Введения, на первый канон. 38.  То же на второй канон. 39.  Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной Веры» 4,13. M.P. g. t. XCIV, col. 1141–1145. 40.  Суббота сырной седмицы,вечер, на литии, слава, гл. 6. 41.  Епископ Феофан. Толкования на послания святого Апостола Павла к Римлянам, m. I. стр. 509. 42.  Ва-евиге-сна — через тебя, а не за тебя (Быт 3, 17). 43.  Прав. 1–21 Гангрского Собора 340 года. 44.  Молитва к Пресвятой Богородице на повечерии. 45.  Великий Пяток, утро, антифон 15 и 16. 46.  О любви 4 сотница, гл. 13 47.  Там же, гл. 14 48.  Добротолюбие, т. 3,стр. 233 ср. блаж. Диадоха, «Подвижническое слово», параграф 3, Добротолюбие, т. 3 стр. 12 и др. 49.  Литургия свят. Иоанна Златоустого. Молитва: С сими и мы блаженными… 50.  М. Скабалланович. Толковый Типикон, m. I, Киев, 1910 г. стр. 77. 51.  Епископ Феофан Вышинский, «Толк. на послание к Солунянам», стр. 525 и сл. 52.  5 августа, утро, на 2 кафизме, седален, гл. 4. 53.  Трипеснец, гл. 4, п. 1. 54.  6 августа, малая вечерня, стих. на стих., гл. 2. 55.  7 августа, вечерня, стих. на стих., гл. 6. 56.  6 августа, утро, канон, гл. 4, песнь 8, светилен. 57.  5 августа, утро, канон, гл. 4, песнь 9. 58.  6 августа, вечер, на Господи, воззвах, слава и ныне, гл. 6, Анатолиево. 59.  Da resurectione 1. I, c. 47, 6 — 8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Гл. 40. Рассуждение о тексте из второго послании к Коринфянам ( 2Кор.4:16–18 ). Гл. 41. Рассуждение о тексте из второго послания к Коринфянам ( 2Кор.5:1–21 ). Гл. 42. Рассуждение о словах, сказанных в первом послании в Коринфянам ( 1Кор.15:1–58 ). Гл. 43. Устранение некоторых возражений, вытекающих будто бы из слов Апостола Павла. Гл. 44. Продолжение рассуждения. Слова, сказанные во втором послания к Коринфянам ( 2Кор.4:10 ): («Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем») никоим образом не говорят против воскресения плоти. Гл. 45. Противники истинного учения ложно понимают и применяют место из послания к Ефесянам ( Еф.4:22–24 ), где Павел говорит о древнем и новом человеке: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Гл. 46. Объяснение учения Апостолов о плотском и чувственном вообще. Гл. 47. Необходимость восстановления в нравственном отношении и исцеления человека, по учению Св. Павла, касается также и плоти, поэтому и для нее в будущем следует ожидать награды. Гл. 48. Возражения, взятые из первого послания к Коринфянам (15:50), где Павел говорит, что плоть и кровь не могут получить царствия Божия: «скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления». Доказательство, что Павел, несмотря на сказанные слова, приписывает телу известное участие в заслугах, а, следовательно, и в благах царствия небесного. Гл. 49. Продолжение рассуждения. Если плоть я кровь не могут наследовать царствия Божия, то под этим подразумевается не их субстанция, но греховная деятельность. Гл. 50. Продолжение рассуждения. Апостол не отнимает у них возможности воскресения, но не обещает им только участия в благах царствия Божия, которое является вечной наградой на небесах. Гл. 51. Продолжение рассуждения. Плоть и кров у прообраза нашего Христа вознесены были на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Это сказано, противники, не нами, но самими учителями вселенскими, светилами и Церковными столпами, в толковании Слов Христа: Плоть не пользует нимало. ОТВЕЧАЕМ, В-ТРЕТЬИХ: Плоть не пользует нимало, если человек думает о ней, что она существует только сама по себе и отдельно от Божества, и такая плоть обычного человека, так понимаемая, действительно не пользует нимало. Но Плоть Христова, поскольку сопряжена Божеству ипостасным соединением и обожествлена, приносит неизреченную пользу. Ибо эта Плоть была ценой нашего искупления, по слову Павла: примирил (Бог нас с Собою) в теле Плоти Его, смертью Его ( Кол. 1, 22 ). Но и Сам Христос говорит: Ядущий Мою Плоть (...) имеет жизнь венную ( Ин. 6, 54 ). Для утверждение в этой истине послушаем, что говорит святой Феофилакт в толковании на Евангелие от Иоанна, главу 5, зачало 24 (28, лист 86): «Давайте проникнемся величием Таинства причащения, ибо ядущй и пиющий Плоть Господню и Кровь пребывает в самом Господе, и Бог пребывает в нем. Это необычное соединение, выше человеческого понимания, пребывание в нас Бога и наше пребывание в Боге. Разве не замечате необычности услышанного? Не обычного Бога, то есть бесплотного, ядим, неохватного и нетленного, и не видим Его глазами, не чувствуем зубами, и тем более не обычную человеческую плоть, которая не пользует нимало, но поскольку Бог соединил Себе Плоть, неизреченным соединением, то это Плоть животворящая. Это не значит, что она преложилась в Божие естество, да не будет этого, но она подобна раскаленному железу, которое остается железом, но и показывает действие огня. Такова и Плоть Господня, пребывающая Плотью и обладающая животворящей силой, как Плоть Божия Слова». Вы же, противники, подумайте над словами этого святого учителя, который дает такое важное и ясное сравнение: «Как железо не само собою жжет, но будучи соединенным с огнем, так и Плоть Христова, сама по себе, если считать ее плотью обычного человека, не пользует нимало. Но Плоть Христова, нераздельно соединенная с Богом Словом, не обычная, но обоженная. Поэтому Плоть Христа, благочестиво понимаемая, приносит неизреченную пользу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Там же. Гл. 4. пар. 34. С. 72 Там же. Гл. 4. пар. 20. С. 62 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 25. С. 192-193 св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 5. С. 197 Там же. Гл. 4. С. 196-197 Там же. Гл. 3. С. 195 св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово. М., 1859. Гл. 21. С. 99 Там же. Гл. 8. С. 59-60 Там же. Гл. 16. С. 80-82 св. Василий Великий. К жителям Сизополя//Творения: В 3-х т. СПб.,1911. Т. 3. С. 326 Псалтирь Следованная. М.:Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 93 " Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и два умерщвления, то есть смерти: первая жизнь, за преступление заповеди, временная и плотская, вторая же, по соблюдении Божественных заповедей,- обещанная Святым жизнь вечная. Соответственно этому есть и два рода смерти: одна плотская и временная, а другая, посылаемая в будущем в наказание за грехи, вечная, то есть геенна огненная " . св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М.,1901. Слово 21, Гл. 62. С. 173 св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 10. С. 204 блж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея//Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. СПб.,1857. С. 154-155 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 20. С. 186 Там же. Кн. 3. Гл. 20. С. 185 Там же. Кн. 3. Гл. 28. С. 196-197 св. Иоанн Златоуст. Слово против иудеев четвертое//Творения в 12-ти томах. СПб.,1898. Т. 1. Кн. 2. С. 680 блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 14, гл. 4. С. 7 Псалтирь Следованная. М.:Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 275 " Плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто ипостасное, ибо, будучи воспринята ипостасью Бога-Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью " .

http://moral.ru/Osipov.htm

Гл. 9. Тело Христа имело все признаки истинной человеческой плоти, а плоть человека создана из земли, а не из небесного материала. Гл. 10. Учение Валентиниан, что тело Христово психической природы (душевное), ведет только к противоречиям. Гл. 11. Утверждение других, будто душа во Христе стала плотию, ведет также к противоречиям и непреодолимым трудностям и недостойно Бога. Христос приходил вовсе не для того, чтобы обнаружить душу, сделавши ее телом. Гл. 12. Душа человека по самой природе своей одарена самосознанием. Христос приходил для спасения человека. Гл. 13. Если, по учению ереси, душа Христова восприняла, свойство и сущность телесную, и тело восприняло сущность души, то они не являлись бы ни телом, ни душой, ни чем-нибудь третьим. Гл. 14. Христос ни воспринимал природы ангелов. Гл. 15. Человеческая природа Христа доказывается Его собственными словами и Св. Писанием так ясно, что ересь Валентиниан – нисколько по существу не отличается от неверия язычников вообще. Гл. 16. Хотя тело Христово и было человеческое, но оно не было обременено первородным грехом, и хотя произошло путем сверхъестественным, все-таки было истинным человеческим телом. Гл. 17. Христос должен был получить Свое тело от девственной матери, как это было предсказано у пророка Исаии. Гл. 18. Христос родился без участия человеческого отца. Опровержение учения Эвиона. Гл. 19. Совсем не следует из Иоанна, 1:13. «(не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога, родились)», что Христос имел пневматическое тело, как полагают это еретики. Гл. 20. Другие священные писатели говорят точно и ясно об истинном рождении Христа от Девы. Гл. 21. Мнение о том, что Христос прошел, так сказать, через Марию, ничего не получив от нее существенного, не согласуется как с природою вообще, так и со свидетельством Свящ. Писания. Гл. 22. Христос в Свящ. Писании называется сыном Давида, сыном Авраама, н – следовательно от плоти Давида и Авраама чрез Деву Марию. Гл. 23. Свидетельство Симеона Богоприимца исполняется на еретиках. Пророчество Исаии о рождении Христа от Девы и исполнение этого предсказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

19. 1-20. 5). Послание начинается с рассказа о спасении, совершенном Иисусом Христом по отношению к человечеству, к-рое пребывало во тьме, не имея надежды (гл. 1). Далее автор переходит к теме Церкви, к-рая составлена из обратившихся язычников и пророчество о которой содержится в Ис 54. 1 (гл. 2). В ответ на милость, оказанную Христом язычникам, уверовавшие должны исповедовать Христа исполнением заповедей (гл. 3). Далее приводится их краткий перечень (гл. 4), после чего автор переходит к теме вечного блаженства и призывает не бояться страданий и смерти и отвергать земные блага (гл. 5). Он резко противопоставляет век нынешний и век грядущий (гл. 6) и призывает проводить жизнь в подвиге (гл. 7). Особое внимание должно быть уделено сохранению плоти в нравственной чистоте (гл. 8), поскольку каждому человеку предстоят воскресение и суд во плоти (гл. 9). Нужно избегать земных наслаждений (гл. 10), ожидая воздаяния в будущем (гл. 11). Хотя сроки наступления Царства Божия неизвестны, надо ожидать его постоянно (гл. 12) и каяться в прежних грехах (гл. 13). Далее подробно говорится о Церкви и о том, что плоть является вместообразом (νττυπος) Духа и может стать причастной нетлению (гл. 14). Главы 15-19 посвящены призывам к воздержанию и покаянию в перспективе Судного дня и обретения блаженства. Претерпевание страданий в наст. время приносит «бессмертный плод воскресения» (Ibid. 19. 3-4). В заключение автор призывает терпеливо переносить искушения и не ожидать скорой награды (гл. 20). VII. Богословие. Учение о Боге во 2-м Послании к Коринфянам может быть реконструировано лишь в самых общих чертах. Автор часто использует титул «Господь», но не всегда понятно, говорит ли он о Боге Отце или об Иисусе Христе. К Богу Отцу несомненно может быть отнесена заключительная доксология, в к-рой Он называется Единым, невидимым и Отцом истины ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 20. 5). Он Отец Иисуса Христа (Ibid. 3. 2; 9. 11; 12. 6), пославший Его в этот мир для спасения человека (Ibid. 20. 5). Бог также именуется Творцом человека (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

V). В последующих главах (VI-IX) перечисляются 9 чинов небесной иерархии с краткой характеристикой каждого. В гл. IX ангелам, особенно ангелам-хранителям народов, уделяется наибольшее внимание ввиду их наименьшей сокрытости и участия в делах «нашей иерархии». В гл. X описываются иерархические отношения, в к-рые вступают не только триады друг с другом, но каждый чин, а также отдельные представители небесных воинств внутри каждого чина и внутренние силы каждого небесного и человеческого ума. Затем автор объясняет, почему небесная иерархия именуется «небесными силами» и что означает это наименование (гл. XI); ее члены, так же как и члены земной иерархии, по «Божественной соименности» называются именами более высших чинов (гл. XII); ни то ни другое никак не нарушает иерархического принципа. Вместе с тем более высшие чины могут выполнять роль низших, как, напр., серафим, очищающий прор. Исаию ( Ис 6–7 ), хотя далее Дионисий склонен увидеть на месте серафима ангела, относящего свое очистительное искусство «к Богу, как к причине, а к серафиму, как к первому священноначальнику» (гл. XIII). Число небесных сил неисчислимо (гл. XIV). Они могут раскрываться в антропоморфных образах или через аналогию с природными явлениями, но остаются неописуемыми и знающими о людях гораздо больше, чем люди о них (гл. XV). «О церковной иерархии» (EH) Трактат состоит из 7 глав. Гл. I об учреждении иерархии, в остальных главах говорится о 6 таинствах (ερουργα):  Крещении  (гл. II), таинстве собрания ( Евхаристии ) (гл. III), Освящении мира (гл. IV), Рукоположении (таинстве  Священства ) (гл. V), монашеском  постриге  (гл. VI) и  погребении  (гл. VII). За исключением гл. I, каждая глава делится на 3 части: после 1-й вступительной части во 2-й излагается чинопоследование таинства, в 3-й – его символическое толкование. В гл. III приводится евхаристическая молитва , в к-рой вспоминается грехопадение и Воплощение, имеющее сотериологическое значение для членов Тела Христова (3. 11–12). Исхождение и возвращение ставятся в контекст Божественного домостроительства, когда первое соотносится с вочеловечением Христовым по человеколюбию к нам, а второе – с посильным уподоблением с нашей стороны Его Божественной жизни (3.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010