Начав листать блокнот с другого конца, я натыкаюсь на записи, отражающие отношения Норвуда Хантера с Богом. Этот дневник занимает девятнадцать страниц. Я могу проследить течение болезни по почерку, ухудшающемуся с каждой строкой. Главным образом Норвуд цитирует стихи Библии и кратко их комментирует. Изредка он отмечает свое состояние: боль в спине, паралич ног, утрата сил, обезвоживание. Последняя, почти неразборчивая запись сделана седьмого августа, за год до его смерти. В последний год своей жизни Норвуд не мог писать. Вот что поражает меня в этом дневнике: из сотни записей я нашел только девять, относящихся к Новому Завету. Зато я вижу множество заметок типа:   Псалом 28 . Отче, помоги! Я полон печали и страха. 4 Царств 11–14 . Как мало сохранивших верность Богу, но Он полон милосердия и сострадания. Псалом 53:5 . Сколь многие убоялись, когда им нечего было бояться. Псалом 59:4 . Приди мне на помощь, призри на немощь мою! Иов 42:2. Я знаю, Ты можешь все свершить. Ни один Твой замысел не будет разрушен. Псалом 71:14 . Но я — я всегда сохраню надежду. Псалом 20:1 . Пусть Господь ответит тебе, когда ты в печали, пусть Господь защитит тебя. 2 Паралипоменон 28:20 . Не бойся, не лишайся мужества — Господь Бог твой с тобой. Плач Иеремии 3:26 . Как хорошо в тиши ждать спасения от Господа! Псалом 138 . Дивно и чудно устроено. Псалом 27 . Господь — моя твердыня; чего мне бояться? Иов 23:10. Пусть Он испытает меня, и я выйду, как золото. Псалом 40:17 . Поспеши, Господи! Иов 36:15 . Он говорит с ними в час их скорби. Иеремия 46:28 . Не страшись, Иаков, раб Мой, ибо Я с тобой, — говорит Господь. Псалом 115:6 . Дорога в очах Господних смерть святых Его! Псалом 120:2 . Помощь моя от Господа! Псалом 9:14 . Помилуй меня, Господи, воззри на страдание мое!   Те из нас, кто хорошо знал Норвуда Хантера, понимают, что последние годы его жизни были наиболее тяжкими. Враги его веры побивали его камнями в Колумбии. В Перу он подвергался нападению аллигаторов, удавов и пираний. Он вырастил шестерых дочерей в двух совершенно различных мирах. Но все это не могло сравниться с последним испытанием: целыми днями лежать в постели, чувствуя, как тело полностью выходит из повиновения, и ожидая смерти. Ближе к концу все его силы поглощали простейшие акты дыхания и глотания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

– " Также – продолжает Шпренгер – и в других местах (Корана) Авраам представляется как основатель ханифства и Мохаммеду повелевается присоединиться к нему. Для ханифов; которые ревновали против служения кумирам и святым, было очень естественно смотреть на Авраама, как на основателя их учения, потому что он с древних времен считался главным хранителем учения о Единстве Божием» 363 . «Об учении первоначальной секты ханифов или авраамовских сабиев и об видоизменении (этого учения), проповеданном учителями Мохаммеда (ханифами) мы – говорит Шпренгер 364 , – не имеем никаких сведений, кроме тех, которые находим в Коране. И сведения эти чище, нежели можно бы полагать. Библиею ханифов были так называемые «свитки Авраама» 365 . А по взгляду весьма многих комментаторов (и по ниже представляемым словам самого Мохаммеда) из свитков (ханифов), которые назывались авраамовыми свитками, целиком взяты в Коран следующие стихи: главы LXXXVII, 1 «Славь имя твоего Господа, всевышнего» 2 «Творца, который установил соразмерность» 3 «В порядок все приведшего, который направляет нас» 4 «Который оживляет луга» 5 «И опять их чернит и засушивает» 14 «Счастлив тот, кто очищает свою душу» 15 «И поминает имя своего Господа и молится» 16 «Вы предпочитаете эту земную жизнь» 17 «Но будущая жизнь лучше и продолжительнее этой» 18 «Так написано в древнейших свитках» 19 «в свитках Авраама и Моисея». Глава LIII (Корана), – продолжает Шпренгер, – содержит оглавление (ханифовских) свитков (Авраама). При точном рассматривании в ней находят и программу учения Мохаммеда: 37 «Не известно ли ему содержание свитков Моисеевых» 38 «и свитков Авраама, который исполнял слово» 39 «именно: что никакая душа не понесет другого бремени, кроме собственного» 40 «и что человеку ничто так не пригодится, как его собственное стремление» 41 «и что его стремление наверно будет принято в соображение» 42 «и что тогда человек будет награжден достаточным возмездием» 43 «и что его предел твой Господь» 44 «и что Он (Бог) посылает смех и плач» 45 «и что Он дает жизнь и смерть» 46 «и что Он сотворил людей парно – мужчину и женщину» 47 «из семени, когда оно изливается» 48 «и что Ему (Богу) обязано (принадлежит) дело оживления мертвых» 49 «и что Он дарует довольство и богатство» 50 «и что Он Господь Сириуса» 51 «и что Он истребил древних Адян» 52 «и также Тамудян, – они исчезли» 53 «и пред ними народ Ноя, потому что они были неправедны и грешны» 54 «и Он погрузил ниспровергнутые земли (Содома и Гомора) » 55 «и потом Он (Бог) покрыл их тем, чем Он их покрыл (мертвым морем) » Одним словом – существенным учением хавифов было: «не почитать и не призывать на помощь и предстательство никакое существо, кроме Бога единого 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

34. πλθυνε ταπεινουμνην κα τεταπεινωμνην — умножи… смирена и смирену. Перифразируем для гладкости и ясности русской речи. 35. Греч. διεπτασε — снял крышу и ограду; а блаж. Θеодорит чит. ξσπασεν — вырвал, исторг. 36. Греч. διφθειρε — погубил; слав. разсыпа, кажется, имело чтение: δισπειρε — мы его не нашли. 37. В рус. синод. пояснено: заставил забыть. 38. Παρξυνε — соб. раздражил, слав. озлоби; можно бы: потряс, как часто переводится этот глогол у Исаии. 5, 25; 14, 16; 23, 11 и др. Иер. 50:34. 39. Ατς — вер. Сиона. 40. Враги. 41. πστρεψεν — слав. обратися. 42. Τ προτεχισμα — слав. предградие. Иер. 52:7. 43. ξεχθη — излияся. 44. Желая как-бы снова возвратиться в утробу матери и покоясь на ея груди. 45. Μαρτυρσω — слав. засвидетельствую. Пользуемся перифразом рус. синод. пер. 46. Слав. кто соотв. греч. τς в исих. спп. и альд. изд.; в др. нет. 47. Εδν σοι — видеша ти — видели для тебя, т. е. по желанию и просьбе твоей, возвещали лжепророки. Ср. Иер. 28-29 гл. 48. ξσματα — букв. изгнания, слав. изриновения, т. е. доверие к этим мнимым видениям повело за собою изгнание Еврейского народа из обетованной земли и его погибель. Иер. 27:10. 15; 31, 18. 49. Слав. дщери соотв. θυγατρς — в син., XII, mg, в др. нет. 50. Μ σιωπσαιτο — букв. пусть не умолкает, рус. синод.: не опускай. 51. Слав. зеница соотв. κρη в XII, лук. и исих. спп., в компл. и альд. изд., в др. нет. Во многих греч. спп. добавлено θυγατρ (ват., text. recept.) или θυγατερ — алекс. 52. Слав. поучися соотв. δολσχησαι — (XII, исих. спп., компл., альд.) или δολσχησον (лук. спп.), от δολεσχω у LXX: поучаюсь, размышляю и говорю о законе, Господнем и свящ. истории (Псал. 76:3-6; 118, 15), и в этом размышлении нахожу себе успокоение. В алекс., ват., text. recept. γαλλασαι — вселись; — едвали удачно и соотв. контексту это чтение. 53. Молитвенно. 54. πεφλλισας — отребил еси. См. выше прим. к 1, 22. 55. По изъяснению блаж. Θеодорита, выражение отребление сотвори повар, указывает на тяжесть страданий Еврейского народа и на жестокость врогов, которые, как повар с ягодами, поступали с младенцами грудными. По мнению новых толковников, сл. повар греч. μαγειρος напоминает «архимагира Навузардана» (Иер. 52 гл.), который совершил безпощадное избиение Евреев, по взятии Иерусалима (Блоговещенский. Кн. Плач 345 стр.). В евр. т. нет соотв. выр., но во всех греч. спп. есть, только в алекс. вм. πεφλλισας стоит: πιφαλισας — унизил. Вероятно, сначала стояло на поле, а потом внесено в текст это выражение.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Он умрет вместе с преступниками (53:12) Сын Хелкиин (1:1) Анафоф, в земле Вениаминовой (1:1) Когда? Царствование Иосии, 626 г. до Р.Х. (1:2) Почему? Поставлен пророком для народов (1:5) Начало? Решено до его рождения (1:5) Ответ Иеремии «Я молод» (1:6) Бог поправляет его «Я с тобою» (1,7.8) Бог предоставляет ему возможность Дал слова силы (1,9.10) Трагический характер призвания Иеремии подтверждает принцип: когда Бог призывает человека к труду, Он дает все необходимое для этого. Как Иеремия, мы перечисляем наши слабости и ограничения. Но Бог обещает Свое присутствие, дарующее способности. Как Иеремия, мы опасаемся тяжелых ситуаций. Но Бог обещает Свое освобождение. Бог не призывает нас выполнять задание, в котором Он не может помочь. Плач Иеремии Путь к обновлению ( Плач.5:21 ) Книга пророка Иезекииля Храм Иезекииля ( Иез.40:5 ) Восстановленный Иезекиилем храм – это не реальный объект, а видение, выражающее чистоту и духовную жизненность идеального места поклонения и поклоняющихся в нем. Видение не предназначено для земного, материального, исполнения, но подчеркивает истину, заложенную в имени нового города: ГОСПОДЬ ТАМ ( Иез. 48:35 ). Бог будет обитать в новом храме и среди Своего народа. План храма ВС Стена внешнего двора (40:5) В1 Внешние восточные ворота (40:6–16) ВД Внешний двор (40:17) К Комнаты внешнего двора (40:17) П1 Помост (40:17:18) В2 Внешние северные ворота (40:20–22) В4 Внутренние северные ворота (40:23:35–37) В3 Внешние южные ворота (40:24–26) В5 Внутренние южные ворота (40:27–31) ДВ Внутренний двор (40:32) В6 Внутренние восточные ворота (40:32–34) С Столы для жертвоприношения (40:38–43) ПС Комнаты для певцов и священников (40:44–46) A Алтарь (40:47; 43:13–27) П Притвор храма (40:48:49) Х Храм или святилище (41:1:2) СС Святое святых (41:3:4) БК Боковые комнаты (41:5–7) О Окружность верха храма (41:8) ОД Отделяющий двор (41:10) З Здание с западной стороны (41:12) КС Комнаты священников (42:1–14) СД Стена внутреннего двора (42:10) МС Место, где священники должны готовить жертвенное (46:19:20)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5587. ЕГО ЖЕ. Плач о самом себе. – 1984, 11, 39. 5588. ЕГО ЖЕ. Слова умилительные. – 1993, 3, 32. 5589. ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) , еп. О значении кратких молитв. – 1988, 4, 42. 5590. ИОАНН, архим. Преподобный Амвросий Оптинский о молитве. – 1990, 5, 43. 5591. ПРАВЕДНЫЙ Иоанн Кронштадтский . О молитве. – 1991, 6, 44. 5592. СЛОВО в вопросах и ответах Никиты Стифата . – 1992, 6, 32. 5593. ПРЕПОДОБНЫЙ Никодим Святогорец о стяжании христианского совершенства. (К 175-летию со времени преставления). – 1984, 5, 42. 5594. ПРЕПОДОБНЫЙ Нил Сорский о борьбе с помыслами. – 1988, 4, 47. 5595. ЕГО ЖЕ о молитвенном трезвении. – 1988, 5, 41. 5596. БЛАЖЕННЫ плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5, 4 ). (Речения святых отцов). – 1989, 7, 42. 5597. РЕЧЕНИЯ святых отцов о слезах. – 1989, 10, 40. 5598. О ТРЕЗВЕНИИ. (Речение святых отцов). – 1990, 10, 45. 5599. СВЯТЫЕ отцы о послушании. – 1984, 9, 48. 5600. СВЯТЫЕ отцы о посте и воздержании. – 1984, 3, 44. 5601. СВЯТЫЕ отцы о посте телесном и душевном. – 1987, 2, 40. 5602. СВЯТЫЕ отцы о послушании. – 1984, 9, 48. 5603. СВЯТЫЕ отцы о христианском подвижничестве. – 1985, 8, 45. 5604. СЕМЕНОВ В., прот. “Невидимая брань” преподобного Никодима Святогорца . – 1995, 12, 67. 5605. ПРЕПОДОБНЫЙ Симеон Новый Богослов . Избранные гимны. Путь к созерцанию Божественного Света. – 1992, 1, 70. 5606. СКУРАТ К. , проф. Наставления Митерикона благоговейным подвижницам. – 1996, 9, 66.8 5607. СОФРОНИЙ (САХАРОВ) , иером. Об основах православного подвижничества. (Доклад прочитан 30 ноября 1952 года в зале объединения “Православное дело” в Париже). – 1992, 6, 45; 7, 58. 5708. СТРЕЛЬЦОВ В. О молитве по Священному Писанию . – 1989, 8, 74. 5709. ТИХОН (БЕЛАВИН) , архим. Вегетарианство и его отличие от христианского поста. – 1994, 3, 25. 5710. ФЛОРОВСКИЙ Г., прот., КОНЦЕВИЧ И. О преподобном Серафиме Саровском . – 1991, 8, 46. 5711. ХОТОВИЦКИЙ А. О молитве Иисусовой. (Сказание о ней святых отцов Церкви и старческие советы подвижников Божиих). – 1994, 7–8, 71. 5712. ХРИЗОСТОМ, архим., АВКСЕНТИЙ, иером. Святой Григорий Палама об исихастах. – 1992, 5, 47.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литературные органы, удостоившие ее (повесть «На краю света») внимания…— Перечень шести современных Лескову рецензий см. в изд.: С. А. Венгеров, Источники словаря русских писателей, т. 4, Пг., 1917, стр. 44–45. 32 Стр. То же самое высказано мне и многими редстокистами. — О Редстоке и редстокистах см. примечание к рассказу «Шерамур» на стр. 648 наст. тома. 33 Блаженный Августин (354–439) — один из виднейших христианских богословов. 34 Стр. …достойному лицу В. А. К-ву. — Имя В. А. Кокорева раскрыто в книге А. Лескова «Жизнь Николая Лескова», М., Гослитиздат, 1954, стр. 306. Там же, стр. 303–305,— об отношениях Лескова с этим лицом. 35 Стр. А. К. Ключарев (1797–1867) — умер в Киеве в чине тайного советника. 36 Брики — бричка, дрожки. 37 Стр. «… плач в Раме»: Рахиль громко рыдала о детях своих…— Плач Рахили о своих детях в Раме (город в Палестине) описан в библии, в Книге пророка Иеремии, XXXI, 15. 38 …супруга тогдашнего юго-западного генерал-губернатора, княгиня Екатерина Алексеевна Васильчикова (рожденная кн. Щербатова) (1818–1869). — Ее муж — И. И. Васильчиков (1805–1862) был киевским генерал-губернатором в 1853–1862 годах. 39 Кагал — до 1867 года — группа еврейских старшин, решавшая всевозможные мирские вопросы; Лесков употребляет в переносном значении — шумная, крикливая толпа. 40 Брафман, Я. Л. (ок. 1825–1879) — еврей, принявший православие, видный деятель антисемитского движения 1860-1870-х годов, сотрудник различных юдофобских изданий. 41 Егова — одно из древнееврейских имен бога. 42 «Привычка — чудовище» — цитата из «Гамлета» Шекспира (д. 3, сц. 4). 43 Филарет Амфитеатров (1779–1857) — митрополит киевский в 1837–1857 годах. 44 …глядела Бедность в каждую прореху, И из очей глядела бедность — цитата из поэмы Гейне «Атта Тролль». В современном переводе В. Левина (см. Генрих Гейне, Собр. соч., т. 2, Гослитиздат, 1957, стр. 206) это место звучит так: Нищета гнездилась в дырах, Нищета из глаз глядела. 45 …«духом возмутился, — зачем читать учился»…— неполная цитата из «Автоэпиграммы» В. В. Капниста (1756–1823). 46

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова об обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести израильтян в покой и явить на них славу свою паче всех язык, елицы суть на земли, преобразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа — Искупителя мира (Исх. 33:11—23; Евр. 4:3—10). Во второй паремии — о благословении Иова, после претерпленных им тяжких испытаний (42, 12—16); в третьей — слова об уничижении и прославлении Господа, умножением чад Церкви Его (Ис. 52:13—53, 1—12, 54, 1). Чтением Апостола — проповедует о Христе, Который иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23—2, 2); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдания и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии тела Господа с креста (Мф. 27:1—38; Лк. 23:39—43; Мф. 27:39—54; Ин. 19:31—37; Мф. 27:55—56).    После молитв пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни — на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресвятой Богородицы, которой в день сретения Господня во храме иерусалимском, в 40-й день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и тебе же самой душу пройдет оружие (Лк. 2:35).    Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Девы, сейчас исполняемый на повечерии в Великий Пяток, есть творение Симеона Логофета, знаменитейшего писателя церковного, благочестивого вельможи константинопольского, жившего в 10 веке, при императорах Льве Премудром и Константине, и бывшего советником у этих государей как в делах воинских и гражданских, так и в трудах ученых.    Богочеловек Искупитель наш при своих внутренних страданиях, тужил и скорбел так глубоко, что явился к Нему Ангел для укрепления Его (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

12:35–37 135.4. Вопрос Господа о том, чей сын Христос 12:38–40 136. Обличительная речь против книжников и фарисеев, плач об Иерусалиме 12:41–44 137. Лепта вдовы 13:1–27 139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о будущем Церкви и о Его втором пришествии 13:28–37 140.1. Увещания к бодрствованию Пример со смоковницей 14:1–2 141. Заговор Иудеев против Господа Предательство Иуды 14:3–9 130. Вечеря в Вифании, помазание Господа миром; решение убить Лазаря 14:10–11 141. Заговор Иудеев против Господа Предательство Иуды 14:12–16 142. Приготовление Пасхи 14:17–25 143. Тайная Вечеря 14:18–21 143.3. Изобличение предателя; уход Иуды 14:22–25 143.4. Установление Таинства Евхаристии 14:26–31 145. Повторное предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников 14:32–42 146. Моление о чаше 14:43–52 147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы 150. Отречение Петра 14:55–65 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы 14:66–72 150. Отречение Петра 151. Утреннее совещание синедриона, приговор Господу 15:1б-5 152. Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа 15:6–15а 154. Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву, умовение рук 15:15б-19 155. Осуждение Господа на смерть; бичевание и уничижение 15:20–23 158. Крестный путь 15:24–28 159. Распятие 15:29–36 160. У Креста Господня 161. Смерть Господа 15:38–41 162. События после смерти Господа 15:42–47 163. Прободение ребер Спасителя; снятие со Креста; погребение 16:1–11 165. Первые события Воскресения 16:12–13 167. Явление Воскресшего Христа двум ученикам на пути в Эммаус 168. Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы 16:15–18 171. Благословение апостолов на проповедь по всему миру 16:19–20 172. Вознесение Господне Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Луки Глава, стихи и название перикопы 1. Введение 1:5–25 4. Благовестие Захарии 1:26–38 5. Благовещение Деве Марии 1:39–56 6. Дева Мария в доме Елисаветы 1:57–58 7. Рождение Иоанна Предтечи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Свт. Григорий Богослов сравнительно редко использует И. к. при обсуждении вопросов троичного богословия, но часто - в качестве иллюстрации в нравственных проповедях. Так, в надгробной речи ( Greg. Nazianz. Or. 8. 12) он восхвалял гостеприимство своей умершей сестры Горгонии словами из Иов 31. 32 и 29. 15-16; в надгробной речи «в похвалу отцу…» ( Idem. Or. 18. 38) он напоминает об Иов 40. 4. Словами из И. к. свт. Григорий описывает некоторые конкретные ситуации, напр. плач матери о больном проказой ребенке ( Idem. Or. 14. 11, 14; ср.: Иов 3. 11), словами из Иов 10. 11 он пытается ее утешить, в др. месте он подчеркивает важность заботы о бедных и предостерегает от стяжательства ( Idem. Or. 14. 18; ср.: Иов 31. 40). Свт. Григорий, так же как и др. греч. отцы, считает Иова богобоязненным и терпеливым праведником (ср.: Idem. Or. 21. 17-18), но в сравнении с добродетелями др. ветхозаветных праведников он подчеркивает его «твердость и непреодолимость в страданиях» (ср.: Idem. Or. 18. 24). Свт. Григорий Нисский в полемике по вопросам триадологии и космологии редко прибегает к И. к. (ср.: Greg. Nyss. Contr. Eun. 2. 277, 292; Idem. Or. catech. 4. 1; ср.: Canevet M. Gregoire de Nysse et l " herméneutique biblique. P., 1983. P. 117-118). Мифологический образ дракона в Иов 40. 25 LXX (ξεις δ δρκοντα ν γκστρ περιθσεις δ φορβεν περ να ατου /) свт. Григорий интерпретирует сотериологически. Диавол, к-рый хотел уничтожить Христа телесной смертью, сам «попался на крючок» и был так побежден Богом ( Greg. Nyss. De spatio. 1). Именам дочерей Иова (Иов 42. 14) Григорий дает аллегорическое толкование: Амалтея - добродетельная жизнь; Кассия - чистота и благоухание; Дия - благообразие начинаний, честность ( Greg. Nyss. In Cant. Cantic. 9). Свт. Иоанн Златоуст кроме комментария использует И. к. и в др. творениях. Особенно часто святитель цитирует Иов 1. 21: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Ими он утешает родителей, потерявших детей ( Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 10. 3; 41. 5; Idem. In Rom. 10. 4; Idem. In Col. 8. 6), обосновывает относительность богатства и бедности ( Idem. Homilia 15. 3//PG. 49. Col. 158), необходимость благодарить Бога за все удары судьбы ( Idem. In Hebr. 33. 4; Idem. In Col. 1. 2), преодолевать страх и искушения ( Idem. In Hebr. 20. 3), со смирением принимать страдания ( Idem. In 1 Cor. 28. 3).

http://pravenc.ru/text/578206.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010