В янв. 1874 г. редактором-издателем стал приходский прот. А. Колосов, ранее служивший законоучителем и ректором Черниговской ДС. По ходатайству ректора КДА еп. Михаила (Лузина) в окт. 1878 г. Киевский митр. Филофей (Успенский) распорядился передать издание из ведения Киевской духовной консистории в ведение академии. Редакцией журнала по поручению Совета академии занимались профессора И. И. Малышевский (редактор), А. Д. Воронов , Н. И. Петров и др. Журнал изменил не только периодичность издания, но и формат (вместо 1/8 начал печататься на 1/4 листа). С этого времени духовная консистория стала доставлять в редакцию издания только материалы для офиц. части. В 1882 г. епархиальный съезд духовенства выразил недовольство редакционной политикой «К. е. в.». Редакторы и сотрудники журнала обвинялись в свободном и чрезмерно критическом обсуждении не только текущей церковно-общественной жизни епархии, но и прямых распоряжений епархиального начальства. Митр. Киевский Платон (Городецкий) обратился к ректору КДА еп. Михаилу (Лузину) с письмом, в к-ром, детально проанализировав содержание и направление журнала, предложил ректору, восстановив прежний формат журнала, впедь размещать в нем преимущественно образцы лучших церковных проповедей, а также статьи церковно-исторического направления. Материалы, касавшиеся официальной хроники Киевской епархии, предписывалось направлять для предварительной цензуры прот. П. Лебединцеву, ближайшему сотруднику митр. Платона. Руководство КДА подчинилось этим требованиям. В 1886 г. на епархиальном съезде духовенства Киевской епархии было решено издавать только офиц. отдел, что стало причиной отказа КДА от редактирования издания, к-рое вновь перешло в ведение Киевской духовной консистории. При этом решение съезда об упразднении неофициального отдела выполнено не было. В сент. того же года редактором «К. е. в.» был назначен ключарь Киево-Софийского кафедрального собора прот. В. М. Розов. После его кончины в 1890 г. на редакторскую должность вновь вернулся прот. П. Лебединцев. При последнем основное внимание уделялось местным церковным памятникам, приоритет отдавался публикациям церковно-исторического характера. В янв. 1894 г. Синод утвердил в должности редактора настоятеля киевской Сретенской ц. прот. П. А. Троцкого († 5 июня 1900), при котором в журнале публиковались материалы в основном церковно-практического направления.

http://pravenc.ru/text/1684539.html

Во время Русско-Польской войны 1654-1667 года, Вильну на время заняли русские и в монастыре был похоронен князь Мышецкий, руководивший стойким сопротивлением польской осаде. Когда город вновь заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа. Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы. Во время страшного пожара в 1749 году Свято-Духов монастырь сгорел полностью, за исключением маленькой девичьей церкви. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6000 рублей. При почти полном исчезновении православного населения в Вильне, деяетльность монастыря имела особое значение. Последнее жестокое надругательство над монастырем поляки-католики совершили в 1794 году, ограбив его, учинив насилие над настоятелем - восьмидесятилетним старцем Георгием, одним из горсти монахов, оставшихся в обители. Свято-Духов монастырь в Российской империи [ править править код ] Возрождение обители началось с 11 августа 1794 года, когда Вильна стал губернским городом Российской империи. Свято-Духов монастырь был определен как штатный второклассный с соответствующим жалованием. В 1796 году братство при монастыре было распущено, а в 1797 году монастырь был передан в ведение архиепископа Минского Иова. В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона (Рудинского) и по просьбе виленского генерал-губернатора князя Долгорукова обитель была переведена в первый класс, что влекло за собой улучшение ее материального состояния. Святейший Синод выделил необходимые средства, и в 1836-1837 годах по благословению архиепископа Полоцкого Смарагда Свято-Духовская церковь была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел. Архимандрит Платон (Городецкий) провёл в монастыре большие восстановительные работы. В 1844 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была превращена в монастырскую трапезную, были сооружены святые врата. 4 июня 1845 года архиепископ Виленский Иосиф (Семашко) освятил главный престол в перестроенной церкви Святого Духа.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Вот мы совершили годичную память о светильнике киевской церкви, в минувшем году в эти самые дни угасшем. Слезы печали нашей, при надгробном пении, растворены были живым утешением от неложного и несумненного упования, что почивший верно уже совлекся теперь, в течении минувшего года, всех останков земного, тленного и ветхого человека, со всеми немощами и погрешениями, свойственными всякому смертному, и поистине во святых жребий его есть! У всех знавших почившего, особенно в последние годы и дни его, это убеждение так ясно, как день... Дал бы Господь, чтобы не оскудевали подобные светильники в церкви русской теперь и в предбудущее время! Ибо нынешнее время это-то не смотря на всеобщие крики о просвещении, прогрессе и цивилизации, очень несветло и неутешительно в отношении духовном и религиозном. Вот и к нам, в наш, доселе совершенно безмятежный и скромный круг, проторгается по малу дух чуждый... Потребен дух сугубый в делателях винограда Господня, чтобы он творил гроздия, а не терния, и движение некое в настоящем statu quo у нас точно необходимо... Да поможет Господь тем, кто призван на сие, а мы будем о помощи им свыше – молиться. Но простите, Святый Владыко, за многоглаголание и благословите отеческим благословением меня недостойного; а я с глубочайшею сыновнею преданностию лобызаю десницу Вашу. Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца Нижайший послушник Антоний, Епископ Чигиринский. Киев. декабря 23 дня 1858 г. CCLXVII Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. Приношу Вашему Высокопреосвященству живейшую сыновнюю благодарность за милостивые и драгоценные Ваши строки, которыми утешили меня от 10 генваря. Утешаюсь и отеческим благословением Вашим на предположенное мною посещение Москвы. Буду ожидать этого времени, как истинного для себя праздника, и молить Господа, чтобы благоустроил путь мой. Исполняя священную для меня волю Вашего Высокопреосвященства, препровождаю записку о выборе благочинных 3 , составленную мною в ответ на препровожденную Вами ко мне записку о сем предмете 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Вслед за сим Владыка будто бы бросился ко мне навстречу, заплакав с горьким рыданием, и я проснулся». «Верно, – прибавлял он, – это последняя моя болезнь и мне больше не встать». Так и исполнилось. Незадолго пред кончиною он отыскал между вещами забытую было им панагию, подаренную ему Вами еще в бытность его ректором московской академии, когда Вы приезжали ревизовать эту академию. Панагию сию он приказал положить с собою во гроб, что и исполнено. Заболел он 7 декабря катаром, но поправился в начале, так что 14 числа занимался уже делами. А вечером вдруг страшно заболел и едва пережил ночь. Медицинские пособия помогли ему несколько, но воспаление, поразившее у него правое легкое, было не по его уже летам. Ровно неделю страдал он тяжко, и во все дни причащался литургийными Дарами, облачаясь сам в малое облачение и вставая, сперва, в церкви, а потом в спальне в креслах, и только в последний раз причастился на постели, но все же в облачении. Надобно было видеть, как обнял он принесенную ему чашу, как целовал ее и прильнул к ней устами! .. Страдания его еще продолжались после того от часа шестам до часа девятого. Но – при воспоминании о всем этом у меня нет сил писать... Завещание его дало нам знать, что он давно уже принял схиму и наречен в ней Феодосием. Облачив его сперва в архиерейское облачение, мы, согласно воле его, сверх облачения возложили на него схиму. 22-го вынесли в церковь , а 26 или 27 думаем совершить погребение, ожидая 2 для сего преосвященного подольского. С глубочайшим сыновним смирением и преданностию повергаю себя к стопам Вашим и лобзаю Вашу десницу Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Ректор акад. Архимандрит Антоний. Киев. 24 декабря 1857 г. CCLXVI Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. Приношу Вашему Высокопреосвященству усерднейшее сыновнее приветствие с предстоящим светлым праздником церкви святой и наступающим новым годом, и соединяю свои молитвы с молитвами присных чад Вашей паствы, да воплотившийся для обновления рода человеческого Господь наш Иисус Христос и конечно уже вообразившийся, по апостолу, в душе Вашей, чрез веру, любовию и благими делами споспешествуемую, обновляет еще и еще дни жизни Вашей и дарует Вам еще и еще новые силы, дабы долее и долее продлился час светения Вашего святой церкви и нашего радования о нем!

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

– Интерес был поначалу чисто религиозный. Тут надо пояснить важный момент. Палестина в русском сознании XI–XII веков воспринималась как христианская земля. Крестоносцы уже взяли Иерусалим, уже основали в Палестине христианские государства, но еще не были выбиты оттуда мусульманами. Да, крестоносцы были католиками, да, формально раскол Церкви уже состоялся в 1054 году, но реально православный мир до XIII века еще не придавал этому такого значения, как впоследствии. Паломники потоком шли в Святую Землю, зная, что там их не обидят, что там христианская власть. Тот же игумен Даниил, пришедший в Иерусалим спустя шесть лет после его освобождения крестоносцами, с благодарностью писал о короле Балдуине, как тот его обласкал, дал охрану, поставил в Храме Гроба Господня на лучшем месте, когда совершалась служба Святого Огня – которую, кстати, совершал латинский епископ. Уникальное, между прочим, свидетельство, потому что в последующие века католики отказались от Святого Огня и в лучшем случае считают его одним из богослужений Греческой Церкви, а в худшем – подделкой. Но в 1106 году православный игумен Даниил спокойно стоит и ждет Святого Огня, и католический епископ его получает, передает католическому королю-крестоносцу Балдуину, а от Балдуина уже зажигает свечу наш Даниил, и все нормально, все довольны. Напомню, что тогда у нас с католиками был единый календарь, юлианский, все праздники, в том числе и Пасха, совпадали. На григорианский календарь католики перешли почти на пятьсот лет позже, в 1582 году. Кстати, само слово «паломник» – латинского происхождения. Паломник – это, строго говоря, тот, кто участвовал с пальмовой ветвью в крестном ходе праздника Входа Господня в Иерусалим. Но самого слова «пальма» в древнерусском языке нет: термин «паломник» – это калька с латинского palmarius. В конце XIX века митрополит Платон (Городецкий), говоря о католиках, сказал, что «наши земные перегородки до неба не доходят». А уж в XII веке они еще не то что до неба, а и просто высоко не поднялись.

http://foma.ru/duxovnyij-czentr-mira.htm...

Киевские святые, в том числе и Л., были прославлены свт. Петром (Могилой) , митр. Киевским. В 1643 г. установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих (первоначально в первую субботу после праздника Воздвижения Честного Креста). В 1760 г. Ближние пещеры были восстановлены после повреждений, вызванных землетрясением, и над ними был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1886 г. Платон (Городецкий) , митр. Киевский и Галицкий, перенес празднование памяти Собора Ближних пещер на 28 сент. В 1643 г. установлен Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (во 2-ю Неделю Великого поста). Соборное празднование подтверждено указом Святейшего Синода в 1843 г. В 1762 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 гг.) включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печатать им службы в месячных Минеях. Тем не менее нормативные месяцесловы синодального периода - в Типиконе и Следованной Псалтири - не включали имен киевских святых, продолжая считать их местночтимыми. Месяцесловы др. богослужебных книг (иерейского Молитвослова, Требника и алфавита имен при нем) стали включать имена киевских святых, преимущественно тех, которым были опубликованы службы в Минее Киевской (Службы преподобным отцем Печерским. Киево-Печерская лавра, 1855). Месяцесловы небогослужебные стремились включить максимальное количество имен киевских святых. Память Л. включалась в месяцесловы под 29 янв. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечал, что в книге XVIII в. из киевского Софийского собора «Описание о российских святых» память прп. Лаврентия, затворника, еп. Туровского, праздновалась 10 мая. Имя Л. включено в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе Минского и Белорусского митр. Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) решением Священного Собора РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2462417.html

Киевскому и Галицкому Платону (Городецкому) с прошением о благословении устроения монашеской общины на приобретенной земле. Она писала, что обитель может давать приют бедным женщинам правосл. вероисповедания, к-рые хотели бы посвятить себя служению ближнему. Указом Синода от 20 июля 1889 г. в Киеве был учрежден общежительный жен. мон-рь на пожертвованной княгиней земле в Лукьяновском участке города, к-рый включал «6 десятин земли с большим зданием для келий инокинь, трехпридельным храмом и с 12 другими домами». В них размещалось или предполагалось устроить «больницу с домовою церковью, бесплатное училище для девочек, рукодельные мастерские, бесплатную лечебницу, странноприимную аптеку, кельи для вдов и девиц, которые пожелают жить в монастыре без принятия до времени монашества, со взносом платы, просфорную с пекарнею, кухню, прачечную, теплицу, пчельник и вне ограды монастырской скотный двор и конюшню, дом для мирских служителей и гостиницу для богомольцев и приезжающих» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 559. Д. 61. Л. 14-15). Храмы и другие постройки Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 19 дек. 1888 г. митр. Платон утвердил проект главного монастырского корпуса, включавшего соборную и трапезную церкви, игуменские покои и кельи для сестер. 11 янв. 1889 г. прот. В. И. Лебедев освятил место, избранное для его сооружения. Именно этот день считается офиц. датой основания мон-ря. К 1899 г. на территории К. м. находились 3-придельный деревянный на каменном фундаменте собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с правым приделом во имя св. прор. Илии, левым - во имя Всех святых (освящен 17 дек. 1890). К собору примыкал главный 2-этажный корпус с домовой ц. во имя арх. Михаила, кельей Александры Петровны, приемным покоем, б-кой, ризницей, кельей игумении и т. д. На верхнем этаже располагались покои для приема высокопоставленных особ. На территории К. м. архит. Николаевым также были построены больница с ц.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Никита … Иов , в половине XV века. Антоний , 1466. Иона , 1514. Исайя Шапошников , 1559–65. Евфимий , 9 янв. 1567. Сильвестр , 13 сент. 1571. Василий … Геннадий , 1584. Исайя , 1598. Арсений , 1603–18, отказался. Макарий Кучин , с 1618, а 16 дек. 1624 хирот. в архиеп. Сибирского. Тихон , 1625 и 26. Ферапонт , 1633–37. Корнилий , 22 янв. 1641. Гермоген , в авг. 1641, 1642, в авг. 1643. Тихон , 1643 и 1644 (sic), в апр. и нояб. 1645, в июле (sic) 1647. Архимандриты Павел , игум., 1673–79, перев. в Симонов, а 12 июня 1680 опять сюда-ж и оставлен архим-том; по 1686. Сергий , 1687–89, уволен. После в Спасо-Геннадиеве. Корнилий , 1690–1700. Феофилакт определён 2 февр. 1701; до 1720. Иов , 1722–39. Никанор , 1739–46. Феодосий , 1747–54. Андроник перев. из Паисиина, 1754–1756. Софроний Тернолетов , из иеромонахов Киево-Печерских, 1756–71. Аггей Колосовский , с 1771, а 3 сент. 1773 перев. в Нижегородский Печерский. Феодосий в 1773 перев. из Миропольского; до 1780. Парфений перев. из Солотчинского, 1780–1809. Август 1809 перев. из Паисиина, а в 1820 уволен, за болезнью. Макарий Глухарев произведён 1821–1824, уволен на покой. С 1829 миссионер Алтайский; в 1847–49 архим. в Волховском мнтре. Евгений Бажанов (Баженов) в 1824 перев. из Тобольского Знаменского, а 29 июня 1829 хирот. в епископа Тамбовского. Афанасий Дроздов 17 июня 1829 перев. из Краснослободского Вздвиженского, а в дек. 1837 – в Рязанский Спасский. Платон Городецкий , 1837, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад. После епископ Ковенский (викарий Литовский). Нафанаил Савченко перев. из Каменецкого Подольского Троицкого, 1839–1845, 26 авг. хирот. в епископа Ревельского. Агафангел , 1845–50, перев. в Игрицкий. Женского Богоявленского Анастасиина: Иг-нья Платонида , 1856–62. 264 – Мария Давидова , 1862–68. 265 3 Макариев, на реке Унже, в городе Макариеве, основан св. Макарием в половине XV столетия, но запустел. В 1596 г. возобновлён строителем Давидом Хвостовым. Ныне 3-го класса. [V, 39.] 30 янв. 1854 возведён в первый класс. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одной из его важных заслуг в духовно-просветительской деятельности стало строительство и зарождение духовной жизни в Зубцовской Карелии. Стараниями и заботами о. Иоанна, например, в с. Ивановское-Новосильцево был построен в 1808 г. большой храм – Скорбященская церковь – массивное каменное двухэтажное здание с четырьмя престолами: холодный – на верхнем этаже – Божьей Матери Всех скорбящих Радость; и теплыми нижнего 1 этажа: Рождества Святого Иоанна Предтечи, Святого мученика Василия Просветителя Анкирского и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 6 . Следующим шагом строительной деятельности о. Иоанна Шалюхина стала постройка каменного храма в посаде Погорелое Городище 7 . Здание церкви было закончено в 1819 г., и тогда же протоиереем тверского кафедрального собора Иваном Алексеевичем Синицыным был освящен придел в честь свт. Николая Чудотворца. Главный престол в честь Ильи Пророка в 1821 г. был освящен им же. В 1837 г. было завершено строительство придела святого Иоанна Воина, тогда же он и освящен. Иоанн Андреевич Шалюхин, как показывают источники, был добрым и образованным пастырем, которого любили и уважали не только все погорельские прихожане, но даже многие окрестные жители за его простоту, добросердечие, приветливость, отеческую внимательность к каждому и мягкое расположение 8 . В семье посадского священника Шалюхина родилось 5 сыновей: Николай (будущий митрополит), Иван, Федор, Михаил, Алексей. Николай и Иван учились в Ржевском духовном училище, где они и получили фамилию Городецкие. Иван (1811–1838) – выпускник Тверской духовной семинарии; затем с 1829 г. студент Главного педагогического института (С.-Петербург, основан в 1816 г.); потом профессор физики Ришельевского лицея (первый ВУЗ Одессы, основан в 1817 г.) 9 . Федор (1819-после 1833) учился в С.-Петербургском духовном училище (на 1833 г.). Михаил (1825–1886, выпускник Тверской духовной семинарии) после кончины отца Иоанна Андреевича Шалюхина занял его место священника в Погорельской Ильинской церкви с 1849 года. В 1867 г. определен благочинным уезда. В 1880 г. за усердное служение получил орден св. Анны 3 степени 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Св. Макарий Унженский † 25 июля 1504. (Строит. Давид Хвостов , 1596–1608). Иона , 1598. Иоасаф , 1607–10. Зосима , 1613–25. Макарий , 1625–33. Макарий , второй, определён 22 февр. 1634; до 1638. Пафнутий , 1638–40, уединился. После в Московском Богоявленском. Иосиф Норкин , 1640–52, уволен. Пафнутий (вторично), бывший Московского Богоявленского, определён 1 апр. 1652 и 53. Карион , 1653–59, уволен. Пафнутий (третично) с 28февр. 1659–1661, в янв. отошёл в Кусскую пустынь и там †. Сергий , бывший архим. (какого монастыря?) определён 7 февр. (sic) 1661–63, оставлен. Нафанаил , 1663–66, оставлен. Никита , 1666–75, отрешён. Митрофан 1675 перев. из Владимирского Козмина, а 2 апр. 1682 хирот. в епископа Воронежского. Иона , 1682–88. Феодосий 1688–91. Спиридон , 1691–94. Иона , 1694–99. Трифиллий , 1699 и 1700. Леонид , 1700–14. Леонтий Павлов перев. из Кривоезерского, 1714–27. Александр , 1727 и 28. Леонтий (вторично) 1728–1741; † … Ефрем , 1741–44, отрешён. Александр , 1744–50. Варсонофий , 1751. Гурий , 1751–58. Анастасий , 1758–61. Иосиф , 1761–63. Амвросий , архим., 1763–70. Иероним , архим., 1770–74. Митрофан , 1774–82. Иосиф , 1782–92. Транквиллин , 1792–1800. Иринарх , 1800–6. Гедеон , 1806–20. Макарий 1820 перев. из Железноборовского; архим. с 1829 по 1838. Дионисий Муравьев , архим., 1839 перев. из Паисиина; до 1850 († …?). Платон , архим., в нояб. 1850 перев. из Чухломского Авраамиева; до 1867 († …?). 266 Иннокентий , архим., 1867 и 68. 4 Тихонов Николаевский под городом Духом, основан св. Тихоном Луховских в исх. XV века. В 1681г. приписан к Ново-Иерусалимскому; 1743 отписан. С 1764 третьеклассный. [IV, 870; VI, 399.] Св. Тихон Луховский, строит., † 16 июня 1492; в лике святых с 1569. Игумены Константин , 1569. Иона , 20 июня 1577. Антоний , 1583 и 84. Ферапонт , 1592–99. Мисаил , строит., 1602. Иона , 1608, 30 сент. 1614. Сергий , 1624–27. Иоаким , 1630–34. Евфимий перев. из Авраамиева Городецкого 3 авг. 1634. Корнилий определён 15 июня 1635. Феодосий , 1638 и 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010