Платон, митрополит Киевский и Галицкий (Городецкий Николай Иванович) Родился 2 мая 1803 года в посаде Погорелое Городище Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1811 году поступил в Ржевское духовное училище. В 1817 году перешел в Тверскую духовную семинарию. В 1823 году, по окончании курса духовной семинарии, послан в Санкт-Петербургскую духовную академию. 7 сентября 1827 года окончил духовную академию со званием магистра и назначен профессором в Орловскую духовную семинарию. С 9 марта 1828 года занимал должность преподавателя французского языка. С 14 апреля 1829 года – инспектор духовной семинарии, секретарь семинарского правления и ревизор духовных училищ. 25 сентября 1829 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию. 17 мая 1830 года пострижен в монашество; 25 мая рукоположен во иеродиакона; 26 мая – во иеромонаха. 5 мая 1831 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, а 6 ноября того же года возведен в сан архимандрита. В этот период исполнял и другие должности: библиотекаря, члена Совета духовной академии, эконома академии, редактировал академический журнал «Христианское чтение». 20 декабря 1837 года определен ректором Костромской духовной семинарии и профессором богословских наук. Кроме того, управлял Костромским Богоявленским монастырем, был членом консистории, цензором проповедей местного духовенства и членом Комитета попечения в тюрьмах города Костромы. 28 апреля 1839 года, после воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью, поставлен настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. 8 сентября 1843 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. 6 ноября 1848 года переведен епископом Рижским, викарием Псковской епархии. С 27 июня 1849 года по 15 апреля 1856 года управлял Псковской епархией. С 11 марта 1850 года – епископ вновь учрежденной самостоятельной Рижской епархии и управляющий Псковской епархией. 21 апреля 1850 года возведен в сан архиепископа. С конца 1860 года – присутствующий в Святейшем Синоде (почти в течение четырех лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А. Князев Автор дал своей статье другое заглавие, именно: «Вклад ученика на праздник своего учителя», с следующим посвятительным прибавлением: Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Платону, Архиепископу Херсонскому и Одесскому и разных орденов Кавалеру, Милостивийшему Архипастырю и Отцу, в день юбилея 50-летней Его службы Церкви и Отечеству усерднейшее приношение от признательного ученика, Коллежского Советника, Александра Князева . I. В жизни своей я нахожу замечательную особенность, именно: благотворное влияние на нее преимущественно одного и того же лица. Это лицо, являющееся для меня в виде путеводной звезды, есть нынешний Владыка Херсонский, Высокопреосвященный Платон. Под его начальством я учился в С. – Петербургской Духовной Академии. Под его же управлением я проходил свою духовно-учебную службу в разных местах. Что я должен из этого вывести для себя? То, что мне суждено не только участвовать в его служении Слову Истины, но, в свою пору, и свидетельствовать о том, как право он правил слово Истины. Настоящее юбилейное торжество сего Архипастыря представляет лучшую пору для такого свидетельства. И я предлагаю здесь, как вклад благодарного ученика на светлый праздник своего достойнейшего учителя, очерк пастырских трудов его, по управлению Псковскою и Рижскою епархиями, в которых служить мне судил Господь под его мудрым начальствованием. 1 . Преосвященный Платон вступил в управление псковской епархией по смерти псковского архиепископа Нафанаила 1 , еще бывши викарием псковским, и управлял ею до перемещения на псковскую кафедру астраханского архиепископа Евгения Баженова, когда рижское викариатство уже было преобразовано в самостоятельную епархию, всего почти 7 лет. Чтобы лучше оценить заслуги его для псковской епархии, нужно знать, в каком положении осталась она после преосвященного Нафанаила. Преосвященный Нафанаил, сам по себе, был пастырь точно Христов, по своим необыкновенно высоким качествам. Особенно он был богат евангельскою любовью к меньшей братии Христовой. Он не мог равнодушно не только видеть несчастного, но и слышать о нем. Не редко он плакал о несчастье другого больше, чем сам несчастный, и готов был жертвовать для него всем. Не было у него копейки, которой он мог бы поделиться с бедняком: он делился с ним своей обувью, своим платьем. Не находилось, подчас, для этого у него своих вещей: он отдавал вещи своего келейника, какие попадались ему на глаза, с сугубым после вознаграждением за это. Но отказать ищущему у него помощи не имел сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

2-е послание преосвященного Платона к православным эстам и латышам Прибалтийского края о том, что Иисус Христос основал одну церковь, которую должны составлять все ученики его в совершенном единомыслии Источник Возлюбленные мои братия и чада о Господе, православные эсты и латыши прибалтийского края! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим.1:7 ). В предыдущем послании моем я объяснил вам, возлюбленные, что наша православная Церковь есть истинно Христова и спасительная Церковь, а вместе советовал вам твердо держаться ее учения и неуклонно пребывать в ее недрах. Надеюсь, что вы исполните сей пастырский совет мой ко спасению душ ваших. Но как в нашем краю есть много разноверных церквей и некоторые иноверцы не только не прекращают, но еще и усугубляют их усилия увлечь вас в свое исповедание: то, для большего утверждения вашего в православии и предохранения от совращения в иноверие, я считаю полезным более раскрыть вам ту истину, которой слегка коснулся в предыдущем послании моем, именно – нахожу нужным объяснить вам, что Иисус Христос основал одну Церковь свою с тем намерением, чтобы все ученики его составляли ее в совершенном единомыслии, и поэтому мы должны твердо и единодушно пребывать в ней. А дабы вы яснее видели, как это необходимо, то я покажу вам теперь, что не только Иисус Христос , но и апостолы Его и преемники их – св. отцы сильно желали того, чтобы все христиане составляли одну Церковь и удалялись всякого разномыслия, а тем паче разделения в вере и совершенного отпадения от Церкви Христовой. I. Иисус Христос основал одну Церковь . Это видно 1) из тех слов Его, в которых выражается намерение Его устроить одну, а не многие церкви: Я создам Церковь Мою (а не церкви), сказал Он апостолам, и врата адовы, т. е. никакие неприязненные силы, не преодолеют ее ( Мф.16:18 ). Это же видно 2) из того, что Иисус Христос всех учеников своих называет одним стадом, в котором Он один пастырь, хотя овцы – ученики его могут принадлежать к разным дворам, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ (ОЛДП), научное об-во в Российской империи, Российской республике, РСФСР и СССР. Основано по инициативе историка литературы, библиографа кн. П. П. Вяземского (1820-1888). В период службы в К-поле при посольстве он много путешествовал по Греции и собрал богатую коллекцию рукописей. Длительное время занимаясь изучением «Слова о полку Игореве», Вяземский задумал создать об-во, к-рое объединило бы «людей науки во всеоружии знания и талантов, добрым подвигом подвизающихся на пользу отечественного просвещения». Основателями об-ва выступили 48 членов-учредителей, подписавших проект его устава (список см.: Устав. 1877. С. 15-16). Среди членов-учредителей ОЛДП было: 3 архиерея - архиепископ Литовский и Виленский (впосл. митрополит Московский и Коломенский) Макарий (Булгаков), архиепископ Херсонский и Одесский (впосл. митрополит Киевский) Платон (Городецкий), епископ Харьковский и Ахтырский (впосл. архиепископ Тверской и Кашинский) Савва (Тихомиров); военные и гос. деятели - генерал-фельдмаршал кн. А. И. Барятинский, гр. С. Г. Строганов, граф (с 1880) П. А. Валуев, кн. П. А. Вяземский, Н. В. Мезенцов, А. А. Половцов, гр. С. Д. Шереметев; историки и филологи - Е. В. Барсов , А. П. Барсуков, Н. П. Барсуков , П. И. Бартенев , А. Е. Викторов , В. О. Ключевский , Д. Ф. Кобеко, А. А. Куник, Р. И. Минцлов, П. И. Савваитов , Н. С. Тихонравов ; крупные предприниматели - П. П. Демидов, кн. Сан-Донато, Т. С. Морозов, В. А. Ратьков-Рожнов, К. Т. Солдатёнков; худож. кн. Г. Г. Гагарин, гр. А. Д. Шереметев и др. (Там же). 6 мая 1877 г. имп. Александр II утвердил положение Комитета министров о создании ОЛДП (2 ПСЗ. Т. 52. Ч. 1. 57286. С. 436), 18 мая того же года министр народного просвещения гр. Д. А. Толстой утвердил устав об-ва. Целью ОЛДП было провозглашено издание «славяно-русских рукописей, замечательных в литературном, научном, художественном или бытовом отношении» и переиздание книг, «сделавшихся библиографической редкостью, строго держась текста рукописи или старопечатной книги, без исправлений» (Устав. 1877. С. 1). При этом издания должны были осуществляться «в точных снимках, с воспроизведением лицевых изображений и орнаментов».

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Шестое пастырское послание преосвященного Платона к православным эстам и латышам Прибалтийского края, о том, что православная русская церковь с самого основания ее и доселе хранила истинную древлеотеческую и благодатную веру христову Источник Возлюбленные мои братия и чада о Господе, православные эсты и латыши прибалтийского края! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим.1:7 ). Объяснив вам в предыдущем послании, что наша русская Церковь приняла от востока при князе Владимире истинную, древле-отеческую и благодатную веру Христову, я намерен теперь показать вам, братья, что эта вера, по благости Божьей, во все последующие века сохранялась в нашем отечестве неизменно – во всей целости. Для доказательства сей истины я мог бы проследить с вами ученье нашей Церкви из века в век, и вы увидели бы, что оно в каждом веке было одно и тоже и ни в чём не разнилось от учения древней православной Церкви Христовой. Но такое наследование потребует много времени и может быть утомительно для вас. Поэтому я, не вдаваясь в оное, представлю в подтверждение рассматриваемой истины другие, более краткие и понятные для вас доказательства. И прежде всего скажу вам, возлюбленные, что наша Церковь в первые веки её существования не могла повредить, или в чём-либо изменить принятого ею с востока учения. Почему? Потому, что она, как я сказал в четвертом послании моём к вам, с самого основания и в продолжении шести сот лет находилась под верховным надзором святейших константинопольских патриархов, которые отечески пеклись, чтобы эта юная дщерь их паствы находилась в совершенном единомыслии с материю её – восточною Церковью , и как можно более утвердилась в правоверии. Для этого они до половины XV века 1 , в продолжении 450 лет сами назначали ей главных правителей – митрополитов, а нередко и епископов, и преимущественно присылали их из Греции. Все пастыри, присылаемые ими в Россию, за исключением одного митрополита Исидора, принявшего унию с Римом и поэтому отвергнутого русскою Церковью , были люди благочестивые и преданные православию, а многие даже и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Юрмала. Церковь Владимира равноапостольного. Jrmalas Svt apustulisk kaza Vladimira pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты В начале XVIII века Швеция, захватившая к тому времени часть территории края, потерпела поражение в войне с Россией. Шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию. Рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли присягу на верность России. В этих условиях можно было предполагать, что отношения к православию в Балтийских губерниях будут более благоприятными. Но этого не произошло. Петр I, вернув немцам все привилегии, закрепил за ними на последующие полтораста лет полное господство во всем. Немецкое дворянство даже усилило гонение на православие. Еще в середине XIX века православные крестьяне продолжали платить подати в пользу лютеранской церкви. Ожесточенней стала немецкая цензура, в том числе в делах православной церкви. Исключительно на немецком языке велось все делопроизводство, включая суды. Под пристальным вниманием немецких властей находилось православное духовенство. Гонению был подвергнут и затем тайно по доносу вывезен епископ Иринарх. Унижению, тотальной слежке был подвергнут епископ Филарет (Гумилевский). Его сподвижник, протоиерей Владимир Назаревский, за проповедь, произнесенную в кафедральном соборе, был запрещен к служению и выслан под надзор. В это непростое время и была основана в 1850 г. Рижская епархия. В нее вошли церкви Лифляндской и Курляндской губерний, 9 приходов от Полоцкой епархии и все храмы Эстляндской губернии, относившиеся до этого к Санкт-Петербургской митрополии. Возглавил Рижскую кафедру Преосвященнейший Платон (Городецкий) с возведением его в сан архиепископа Рижского и Митавского. Его служение в Риге так же оставалось весьма сложным. Владыка, изучая состояние церквей и приходов, особенно вновь созданных в связи со стотысячным переходом местного населения в православие, констатировал, что немецкое дворянство продолжает притеснять православных крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=09837

1865–1878 гг. 51 Я иду. Но ведет меня Бог. Боже ущедри ны и благослови ны. Просвети лице Твое на ны и помилуй ны. 52 Январь. Настал год новый. Не будет ли у меня обновы? Не знаю и не чаю. Надеждами я мало избалован. Одинокий сижу в своей келье и работаю пером. Что же оно пишет? Все, что сказует ему ум. А что и что сказует он? Про то ведают многочисленные тетради мои. Оканчивается январь месяц. Я занимаюсь своим ученым делом и ничего нового не слышу. Но на небе и на земле было слово о мне новое. В один тихий вечер посетил меня присутствующей в св. синоде архиепископ Платон Городецкий  и поведал мне, что св. синод, по желанию киевского митрополита Арсения, решил возвести меня в сан епископа с тем, чтобы я был викарием киевской епархии. Я поблагодарил его преосвященство за это нечаянное известие. Он уехал восвояси, оставив после себя приятное мне благоухание. Наречение и посвящение в епископа чигиринского, викария киевской митрополии, и приезд в Киев Февраль. Сижу в своей келье, занимаюсь книжным делом и жду перемены своей участи. Наступил 6-й день февраля. Мой келейник Николай перед обедом подал мне письмо. Распечатав его, читаю: Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Порфирий. Определением святейшего Синода назначено во вторник 9-го сего Февраля наречете Вас во епископа чигиринского, викария киевской епархии. О чем имею честь довести до сведения Вашего Высокопреподобия. С истинным почтением и совершенной преданностью честь имею быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Н. Драемский.(?) 53 Не разобрал я неразборчивой подписи синодского чиновника, однако, поверил ему и стал поджидать указа из св. синода о назначении меня викарным епископом. Указ этот получен был мной сего же дня. Помещаю его здесь. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из святейшего правительствующего Синода бывшему настоятелю духовной нашей Миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию. По указу Его Императорского Величества святейший правительствующий Синод слушали Высочайше утвержденный в 5-й день сего Февраля доклад св. Синода о трех избранных кандидатах на вакансию викария Киевской епархии, епископа Чигиринского, в числе которых первым назначены Вы, с тем, чтобы наречение и посвящение удостоенному епископского сана произвести в С.-Петербурге, на каковом докладе собственной Его Императорского Величества рукой написано: быть первому, а в прочем быть по сему. – Приказали: 1. О сем Высочайшем Его Императорского Величества повелении объявить Вам от святейшего Синода указом, и 2. наречение Вас в сан епископа произвести в присутствии святейшего Синода 9-го, а посвящение 14-го числа сего Февраля в Святотроицкой Александроневской лавре. – Февраля 6-го дня 1865 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Няндомская Основана в 1929 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Вологодское викариатство. 16(29)01.1929 16(29)07.1931 Няндомская, обн. Основана в 1930 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Архангельское викариатство. Упразднена в 1931 г. 14(27)03.1930 29.01(11.02)1931 Николай Смирнов Овручская Основана ок. 1924 г. (?) Именование – по г. Овруч (Житомирская область УССР). Житомирское викариатство. Возобновлена 09(22)07.1993 как самостоятельная (выделена из Житомирской епархии). Именовалась: Овручская; с 09(22)07.1993 – Овручская и Коростеньская. Викарная кафедра: Брусиловская. ( 09(22)07.1993 Одесская Основана 09.05.1837 (выделена из Екатеринославской епархии). Изначально именовалась Херсонской, но кафедра пребывала в Одессе. К новообразованной епархии были приписаны земли между рр. Буг и Днестр с уездами Одесскими, Тираспольским и Ананьевским, приписанные в 1812 г. к Кишиневской епархии. На вновь сформированную епархию был переведен опытный администратор – еп. Гавриил Розанов (б. Екатеринославский). Именовалась: Херсонская и Одесская; с 1853 г. – Херсонская и Таврическая; с 16.11.1859 – Херсонская и Одесская, паки; с 1946 г. – Одесская и Кировоградская; с 17(30)10.1947 – Херсонская и Одесская, в 3-й раз; с 27.08(09.09)1976 – Одесская и Херсонская; С 30.01(12.02)1991 – Одесская и Измаильская. Викарные кафедры: Одесская, Мелитопольская, Новомиргородская, Белгород-Днестровская, Кировоградская, Николаевская, Тираспольская, Ананьевская, Николаевская, Новомиргородская (?), Криворожская, Славянская. (Слисок иерархов составлен по месту реального нахождения их кафедры.) 09.05.1837 01.03.1848 Гавриил Розанов 01.03.1848 26.05.1857 11.06.1857 02.10.1874 02.10.1874 16.11.1875 16.11.1875 01.03.1877 25.04.1877 04.02.1882 Платон Городецкий 20.02.1882 14.11.1883 12.12.1883 27.12.1890 12.01.1891 09.06.1893 Сергий Ляпидевский 03.09.1893 26.03.1905 26.03.1905 03.02.1913 02.1913 22.12.1913 08.12.1913 09(22)02.1918 1920(?) 03(16)05.1921 01(14)06.1923 13(28)12.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Платон — новый рижский викарий Епископ Платон принадлежал к числу выдающихся русских архипастырей. Он родился в 1803 г. в посаде Погорелое Городище Тверской губернии и в миру именовался Николаем Ивановичем Шамохиным . Впоследствии, вероятно при поступлении в училище или в семинарию, фамилия его была изменена на Городецкого. Жизнь мальчика в доме родителей (отец — священник Иоанн Андреевич Шамохин) продолжалась до восьми лет. Быстро развивавшегося талантливого сына отец отдал в Ржевское духовное училище, затем одним из первых по списку его перевели в Тверскую семинарию. В 1823 г. Николай Городецкий окончил Тверскую духовную семинарию и как ее лучший воспитанник был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1827 г. со степенью магистра богословия. Осенью того же года Николай Иванович Городецкий был назначен преподавателем физико-математических наук и греческого языка в Орловскую духовную семинарию. В 1829 г. он был переведен бакалавром греческого языка в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Он первым стал читать лекции по нравственному богословию на русском, а не на латинском языке и приступил к исследованию русского раскола. 17 мая 1830 г. в Александро-Невской лавре было совершено пострижение Николая Городецкого в монашество с именем Платона. Он всегда чувствовал призвание к монашескому служению, но укрепил его в этом желании знаменитый впоследствии архипастырь Иннокентий (Борисов). В 1831 г. иеромонах Платон был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Санкт-Петербургской Академии. Академическое служение продолжалось 5 лет, и в это же время архимандрит Платон состоял членом Петербургского цензурного духовного комитета, редактором журнала «Христианское чтение», ревизором духовных учебных заведений Олонецкой епархии и др. Архимандрит Платон привлекал внимание современников как проповедник, после одной из проповедей тогда еще иеромонах Платон был даже отмечен Николаем I, который приказал «обратить внимание на молодого проповедника» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430289/

Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010