А Вы вот не были в Почаевской Лавре, ни в Житомире, а если бы пожаловали, то были бы встречены с любовью. Говорят о моем вызове в Синод, хотя я вовсе не желаю служить духу праздности и уныния, в чем именно и заключается присутствование там. Но если придется ехать не с экстерностью (у меня в Новгородской епархии весьма больна мать 70 лет), то воспользуюсь Вашим братским приглашением. Сейчас пишу ночью, возвратившись с обеда – ужина у губернатора в честь министра Глазова. Видимо это хороший господин, но едва ли хороший руководитель школьного просвещения. Посылаю Вам номер «Китайского вестника» с замечательной и весьма симпатичною передовицей епископа Иннокентия [Фигуровского]. Прошу святительских молитв и остаюсь Вашего Преосвященства преданный во Христе собрат епископ Антоний 26 октября 1904 года 23 Друже и святителю! Выход Владимира Карловича [Саблера] из Духовного Ведомства и замена его Ширинским-Шихматовым есть факт. Крайне недружелюбное отношение Константина Петровича [Победоносцева], побудившего Владимира Карловича подать в отставку 7-го апреля. Меня и Никона [Рождественского] Константин Петрович вымарал из заготовленного по его же указанию наградного списка (архиепископа), — на что я бы с… хотел, — а вообще, почти никто из архиереев награды не получил, хотя черед был и трем митрополитам и Наследник родился и они его крестили. Вызываются (это секрет) Гурий [Охотин] Новгородский, Лаврентий [Некрасов] и Вениамин [Муратовский] Калужский — аховые ребята — два. Мы с киевскими святителем [Флавианом (Городецким)] поедем вероятно 22-го — раньше не пускают Никона 15, а Никон завтра — после общего съезда у митрополита Антония [Вадковского]. Здесь Преосвященный Димитрий (Абашидзе), Алексий [Баженов] Таврический, ожидается 6-го епископ Платон [Рождественский] ( барыши из Ялты). Преосвященный Алексий с Преосвященным Димитрием были за последние полгода в русско-японских отношениях. Саша М. был у меня: зубрит и тает от умиления. К великой радости моей на стороне патриаршества оказался и протопресвитер Янышев: Господь да будет милостив к нему. Ваш ректор новый получил орден 2-й степени, а отец Алексий — крест. Поздравляю их. Прошу Ваших святых молитв, благодарю за гостеприимство, ожидаю Вас в Почаевскую Лавру, где пробуду 24 мая — 8 июня и 13 августа — 26 сентября.

http://pravoslavie.ru/5541.html

Архиепископ Игнатий (Семенов) умер 20 января 1850 года в Петербурге, погребен 23 января в Александро-Невской Лавре. Чин погребения совершали митрополит Петербургский Никанор (Клементьевский ; †1856), архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов ; †1857), архиепископ Нижегородский Иаков (Вечерков; †1857), епископы: Ревельский Нафанаил (Савченко; †1875), Рижский Платон (Городецкий ; †1891) и Винницкий Евсевий (Орлинский ; †1883). В погребении также приняли участие протопресвитер Василий Баженов, обер-священник армии и флота Василий Кутневич, восемь архимандритов, 44 протоиерея, священников и монахов, два протодиакона, 18 диаконов и множество причетников. Надгробную речь произнес инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Макарий. На могиле преосвященного в Федоровской лаврской церкви установлена шлифованная плита из олонецкого порфира с текстом: В надежде Воскресения Здесь вверены земле Бренные останки Преосвященного Игнатия, Архиепископа Воронежского и Задонского, Бывшего первосвятителем Олонецкой епархии. Архиепископ Игнатий (Семенов) был выдающимся иерархом православной церкви, крупным ученым и проповедником. По отзывам современников, он отличался “пленительной кротостию нрава”, любил часто совершать богослужения и не пропускал ни одного удобного случая без поучения. Им издано более двадцати книг, еще более десяти осталось в рукописи. Источники и литература ГАВО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1927. Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. III. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1968. Машинопись. С. 579–584. Акиньшин А., Ласунский О. О поучениях архиепископа Игнатия//Воронежский епархиальный вестник. 1993. 3. С. 5–7. Артоболевский С. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырско-миссионерская деятельность. Уфа, 1904. Архимандрит Ириней (Боголюбов). Воспоминание о высокопреосвященнейшем Игнатии, архиепископе Воронежском и Задонском,. СПб., 1851. 192 с. [Архимандрит Макарий]. Слово при погребении присутствовавшего в Святейшем правительствующем Синоде преосвященнейшего Игнатия, архиепископа Воронежского и Задонского//Христианское чтение. 1850. Ч. 1. С. 137–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В 1847-1848 гг. Е. безуспешно принимал экстренные меры по сохранению и обретению мощей св. прав. Боголепа Черноярского , погребенного под Иоанновским приделом Воскресенской ц. Но в нач. 1849 г. та часть берега, где находилась могила св. Боголепа, обрушилась в Волгу. В 1855 г. Е. способствовал почитанию Астраханских святителей Феодосия (Харитонова) (прославлен в 2002), Иосифа (прославлен в 1918) и др., а также сохранению их мощей. В 1850 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, в 1855 г. участвовал в погребении имп. Николая I. 15 апр. 1856 г. Е. возглавил Псковскую и Порховскую кафедру. В Пскове Е. освятил Преображенскую ц. (1859) в здании кадетского корпуса, возобновил иконостас в древней ц. во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (XV в.). В нояб. 1861 г. тяжело заболел, свои денежные сбережения завещал на восстановление псковского кафедрального Троицкого собора. Больного архиерея регулярно посещал архиеп. Рижский Платон (Городецкий) . 9 июля 1862 г. в Троицком соборе вик. С.-Петербургской епархии еп. Ревельский Леонтий (Лебединский) отслужил панихиду, 10 июля состоялось погребение Е. в усыпальнице Псковских архиереев - крипте Троицкого собора. Свящ. М. Благонравов писал, что Е. «отличался знанием языков древних и новых», его проповеди «по образу и силе речи сходны с проповедями» свт. Филарета (Дроздова), но «доступнее, чем речи» Московского святителя, т. к. «в провинции были далеко не такие слушатели, какие в столице» (Архиереи Астраханской епархии. С. 113, 114). Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й степени большого креста (1837), св. Александра Невского (1851), алмазным крестом для ношения на клобуке (1855). В собрании Псковского музея-заповедника хранятся рукописные сборники его проповедей, а также Библия (1829-1830, 298 л., скоропись) и др. книги, принадлежавшие Е. (см.: Кат. славяно-рус. рукописей Псковского музея-заповедника: XIV - нач. ХХ в. Псков, 1991. Ч. 1. С. 137, 148). Известна литография П. Ф. Бореля , напечатанная в мастерской А.

http://pravenc.ru/text/186965.html

В 1870 году Святейший Синод Русской Православной Церкви официально уведомил англикан, что Православная Церковь прежде взаимоотношения в таинствах считает необходимым согласие в вере (такова же была и точка зрения других Автокефальных Православных Церквей). В 1888 году по случаю 900-летия Крещения Руси Архиепископ Кентерберийский Эдуард Бенсон прислал приветственное послание митрополиту Киевскому Платону (Городецкому) с выражением благопожеланий всему клиру и верующему русскому народу. Митрополит Платон в ответном послании выразил надежду на установление более полного духовного союза между Русской Православной и Англиканской Церквами. Конец XIX и начало XX веков ознаменовались оживлением контактов между обеими Церквами. Участились взаимные поездки официальных и неофициальных лиц. Англиканские епископы, приезжавшие в Россию, убеждались в неизменном доброжелательстве и глубоком внимании к Церкви Англии со стороны Святейшего Синода, клира и мирян Русской Церкви. В 1895 году Россию посетил викарный епископ Лондонского диоцеза Уилкинсон, в 1896 году — епископ г. Питерборо Крейтон, в 1897 году — архиепископ г. Йорка Уильям Маклаган. С ответным визитом в 1897 году в Лондон прибыл архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский). Как представитель Русской Православной Церкви он присутствовал на Ламбетской конференции англиканских епископов и на торжествах по случаю 60-летия царствования королевы Виктории. Тогда же Оксфордский и Кембриджский университеты удостоили архиепископа Антония степени доктора богословия honoris causa. Из этой поездки владыка Антоний вынес глубокое убеждение в том, что в среде англикан укоренилось глубокое чувство расположения к Русской Православной Церкви. Дальнейшее сближение англикан с православными было вызвано появлением в 1896 г. буллы Apostolicae Curae, в которой папа Лев XIII объявил о недействительности англиканских рукоположений. Представители Церкви Англии обратились к православным богословам с просьбой высказать свое мнение по этому вопросу. Против возможности признания англиканского священства высказался, в частности, русский богослов протоиерей А.И. Рождественский, в то время как профессора В.А. Соколов и А.И. Булгаков выступили с критикой папской буллы и пришли к выводу, что, согласно принципу икономии, Православная Церковь может признать англиканские рукоположения при условии, если Церковь Англии выступит с надлежащими пояснениями. Позиция Святейшего Синода по этому вопросу была изложена в 1904 году, когда по просьбе святителя Тихона обсуждалась возможность присоединения к Православной Церкви в Америке англиканских священников. Святейший Синод постановил перерукополагать таковых «вплоть до окончательного решения представителями всех автокефальных Церквей Востока».

http://patriarchia.ru/db/text/2552828.ht...

В своих воспоминаниях Никанор характеризует его такими словами: «Вообще надо иметь в виду, что ум преосвященного Макария был необыкновенно работящий, легко схватывающий, ясный и точный, но совсем же поверхностный, крайне неглубокий и в довершение всего надменный, от легкости и необъятности достигнутых не столько успехов, сколько похвал. Ведь его усердные чтители в светской печати провозглашали гением, не менее, - тогда как наши духовные, особенно же киевские академики, зло, хотя и тайно, порицали» . Догматический труд Макария уже в молодые годы, до перехода на ректорство в Казань, виделся Никанору «состоящим из логических кругов, которые не представляют солидному критическому уму никакого солидного основания», и как богослов он, несомненно, тяготел к киевлянам, но они порой казались ему излишне либеральными, особенно в отношении к инославию. Своего предшественника по Херсонской кафедре, Киевского митрополита Платона (Городецкого) Никанор глубоко почитал («вообще он теплосердечный и отзывчивый, не московским чета» ), но что касалось взглядов «старца» на католичество и церковный раскол XVII века, то тут они в корне расходились. «Я далеко не всегда разделял воззрения старца Киевского, - признавался Никанор, - хотя он и благодетель мой». Проповедь Платона, сказанную им в Вильно 9 июля 1889 г. по случаю 50-летия присоединения униатов, он вообще нашел «еретическою». В ней Платон говорил, что Православная и Римская церковь - сестры, «разошедшиеся по недоразумениям»; и раскол на Руси, по его утверждению в другой проповеди, «произошел также из недоразумения»: прежде «крестились всяко»; и англиканскую иерархию митрополит тоже признавал...  «...И замечательна у старца тенденция, - скорбел Никанор, - провести свою вредную еретическую мысль именно в исторические моменты в празднование 900-летия по крещении Руси, в праздник 50-летия по присоединении Унии. Значит, у него это глубокое сердечное убеждение. Значит, хочет, чтоб его услышали, чтоб ему поверили, чтоб его прославили за толерацию в таком вопросе величайшей важности и щекотливости. По моему суду, увы, это недостойно, вредно для церкви и преопасно, соблазнительно для соблазна " малых сих " , да и мнящихся великими умников» .

http://bogoslov.ru/article/293390

В торжественной закладке единоверческого храма, состоявшейся 17 июня 1886 года, принял участие Митрополит Киевский Платон (Шелюхин - Городецкий), который 10 лет прослужил архиереем на Донской кафедре (1867-1877 г.г.) и при котором был построен и освящен каменный Михайло-Архангельский храм. В 1886-1889 годах Войсковой архитектор К.Ф.Кюнцель перестроил обветшавшее деревянное здание бывшей Михайло-Архангельской церкви. Она была заново расписана и снабжена необходимой церковной утварью. В единоверческом Успенском храме установили новый иконостас, изготовленный в Москве. Интересно прочитать и обратить внимание на следующий официальный документ: " 1889 г. 10 августа. Военный Совет положил: На устройство иконостаса во вновь построенной в г. Новочеркасске единоверческой Михайло-Архангельской церкви (выделено нами - Е.К.) отпустить из общего войсковаго капитала войска Донскаго, по смете на 1890 год, заимообразно, без процентов две тысячи рублей. " ( " Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам " , том ХХХ за 1894 год, С.-Петербург, 1895г., стр.489). Содержание этого документа несколько смущает тем, что - либо наряду с Успенской единоверческой церковью, построенной в 1886 г. и освященной в 1889 г. на месте бывшего здания деревянной Михайло-Архангельской церкви на Архангельской площади (затем Успенской пл., а ныне пл. Кирова) существовала, хотя бы и несколько лет, новоустроенная каменная единоверческая Михайло-Архангельская церковь на Азовской площади, либо здесь ошибка авторов документа и они вместо Успенской единоверческой церкви назвали Михайло-Архангельскую или наоборот, Михайло-Архангельскую церковь назвали по ошибке единоверческой. Не разъясняет этой ситуации и решение Военного Совета от 17 сентября 1894 г., которым предлагалось " ссуду на устройство иконостаса в Новочеркасской единоверческой церкви (название церкви не уточняется, возможно, потому, что деньги 5 лет назад выделялись Михайло-Архангельской церкви, а теперь она называется, например, Успенская -Е.К.), в количестве двух тысяч рублей сложить " , т.е. списать долг. По логике вещей и событий, речь, конечно же, идет об Успенской единоверческой церкви, в которой устанавливали новый иконостас, заказанный в Москве. Но факт есть факт. В документе написано - " единоверческая Михайло-Архангельская церковь " .

http://sobory.ru/article/?object=13159

Избранные мысли из душеспасительных поучений. – СПб., 1895. Две речи. – Киев, 1882. Речь при открытии Рижского Петропавловского братства. – СПб., 1866. Беседа в день празднования 50-летнего юбилея со времени воссоединения бывших в России униатов с православной греко-российской церковью в 1839 году. – Киев, 1899. Прощание с рижской паствой. – СПб., 1867. Письма к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому//Труды Киевской духовной академии. – 1892. Предсмертное слово увещания приснопамятного старца-архипастыря к заблуждающимся в вере штундистам и прочим сектантам. – Киев. 1897 Литература: Снесарев Н. Донская епархия и 10-летнее управление ею архиепископа Платона. – Новочеркасск, 1887. Андронников Н. О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. – Кострома. 1874. – С. 49. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857 – С. 273, 339, 342, 352, 371, 418, 446. Колосов В. И. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. – Тверь. 1889. – С. 433–434. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 3. 1901: т. 4, 5, 6, 9. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889. – М., 1899. – С. 2, 23, 31, 51, 53, 150, 227, 248, 263, 311, 335, 336, 353, 395. Князев А. Управление высокопреосвященным Платоном (ныне митрополитом Киевским) Херсонскою епархией 1877–1882. – Киев. 1884. Кириллов А. Пребывание высокопреосвященного Платона, митрополита Киевского и Галицкого в Новочеркасске с 19/V по 23/VI 1886 г. – Новочеркасск. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев. 1888. – С. 251. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 20, 357–359. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса. 1913. – Т. 1. – С. 193, 203, 138, 270.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Осенью 1837 - зимой 1838 г. в Одессе была эпидемия чумы. Храмы были закрыты, а город объявлен на карантинном положении. Духовенство получило предписание ходить по домам для ободрения «к благодушному перенесению всех карантинных предосторожностей». Архиеп. Гавриил посетил главный очаг эпидемии - Молдаванку, беседовал с жителями, выделил 100 р. для раздачи нуждавшимся. При архиеп. Гаврииле в 1841 г. был основан одесский во имя архангела Михаила женский монастырь - 1-я жен. обитель в Херсонско-Таврической епархии. Мон-рь получил от архиерея земельный участок, ранее отведенный для строительства архиерейского дома. В 1844 г. при мон-ре открылось 1-е в епархии девичье уч-ще для сирот епархиального духовенства. В 1849 г. Херсонско-Таврический архиеп. св. Иннокентий (Борисов) поручил проводить во всех одесских храмах катехизические беседы, со временем ставшие регулярными. Он благословил совершать ежегодно крестный ход в память основания Одессы из Михаило-Архангельского женского мон-ря к центру города, а также крестный ход с чудотворной Касперовской иконой Божией Матери . В 1853-1859 гг. существовало Одесское викариатство Херсонской епархии, викарный епископ находился в Херсоне. 16 нояб. 1859 г. была образована Таврическая и Симферопольская епархия, отделенная от Херсонской, которая получила название «Херсонская и Одесская» (вик-ство стало называться Новомиргородским ). В 1860 г. в Одессе началось издание «Херсонских епархиальных ведомостей» , 1-м редактором стал кафедральный прот. Иоанн Знаменский. В янв. 1875 г. был оформлен новый порядок деления епархии на благочиннические округа. В Одесском у. насчитывалось 4 округа. 25 апр. 1877 г. на Херсонско-Одесскую кафедру был назначен архиеп. Платон (Городецкий). Он учредил в Одессе епархиальное Свято-Андреевское братство, призванное бороться с сектантством и неверием. В 1882 г. братство начало проводить религиозно-нравственные чтения в одесской семинарской церкви, в 1883 г. такие же чтения проходили на вокзале Одесской железной дороги. В 1878 г. на базе существовавшего при одесском Михаило-Архангельском жен. мон-ре воспитательного заведения для детей и сирот духовенства Херсонской епархии открылось Одесское епархиальное жен. уч-ще. Здание для него было построено в 1876 г., в 1885 г. освящена училищная церковь, в 1894 г. появился больничный корпус. При уч-ще была организована церковноприходская школа. В 1882 г. в училище числилось 295 воспитанниц, в 1894 г.- 302 воспитанницы.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

переименован митр. Киевский и Галицкий Киевская и Галицкая Со 2 апреля 1767 года Арсений (Могилянский) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России со 2.04.1767 †8.06.1770 Гавриил (Кременецкий) митрополит, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский с 22.09.1770 †9.08.1783 Иларион (Кондратовский) епископ Переяславский и Бориспольский в 1783 временно управлял Самуил (Миславский) митрополит, бывший архиеп. Ростовский и Ярославский с 22.09.1783 †5.01.1796 Иерофей (Малицкий) митрополит, бывший еп. Черниговский и Нежинский с 1.04.1796 †2.09.1799 Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Новороссийский и Днепровский с 29.09.1799 по 21.08.1803 на покое, с 27.03.1808 член Св. Синода и экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии, с 21.08.1813 митр. Кишиневский и Хотинский Серапион (Александровский), митрополит, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 11.12.1803 по 24.01.1822 на покое; †14.09.1824 Евгений (Болховитинов) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 24.01.1822 митрополит с 16.03.1822 †23.02.1837 Филарет (Амфитеатров) митрополит, свт., бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 18.04.1837 †21.12.1857 Исидор (Никольский) митрополит, бывший митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 1.03.1858 по 1.07.1860 митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Арсений II (Москвин) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский с 1.07.1860 †28.04.1876 Филофей (Успенский) митрополит, бывший, архиеп. Тверской и Кашинский с 5.05.1876 †29.01.1882 Платон (Городецкий) митрополит, бывший архиеп. Херсонский и Одесский с 4.02.1882 †1.10.1891 Иоанникий (Руднев) митрополит, бывший митр. Московский и Коломенский с 17.11.1891 †7.06.1900 †8.11.1686 Мефодий (Раковецкий) епископ, упоминается на кафедре с 1687 по 1690 Викарии Киевской епархии Переяславские и Бориспольские епископы Восстановлена в 1698 году Кафедра в Переяславе Захария (Корнилович) епископ, рукоположен с 1.10.1700 †28.08.1715 Кирилл (Шумлянский) епископ, бывший еп. Луцкий и Острожский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По пути он останавливался ради бесед со старообрядцами в Н. Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове, заезжал в расположенные вокруг этих городов селения. В 1873 г. П. П. отправился с проповедью на Дон, где пробыл 3 месяца, еще одна 3-месячная поездка на Дон состоялась в 1878 г. В 1879 г. Донской архиеп. Платон (Городецкий) выразил П. П. признательность «за ревностные великие миссионерские подвиги». В 1875 г. П. П. провел миссионерские беседы в г. Новоалександровске Ковенской губ. (ныне Зарасай, Литва), в г. Режице Витебской губ. (ныне Резекне, Латвия), в селах, расположенных вблизи Гуслицкого в честь Преображения Господня монастыря в Московской губ. Начиная с Великого поста в 1869 г. каждый воскресный и праздничный день по окончании вечерни П. П. вел собеседования со старообрядцами в московском Никольском монастыре. Его доводы в спорах со старообрядцами можно было проверить по дониконовским рукописям и книгам Хлудовской б-ки, находившейся в Никольском мон-ре. Ранее собеседования со старообрядцами проходили в русле споров об обрядах, когда полемисты с обеих сторон часто показывали себя обрядоверцами. П. П. первым всесторонне осветил расхождения старообрядчества с правосл. Церковью с позиций богословия и церковной истории. Сила доводов П. П. заключалась не в ораторских приемах: миссионер стремился не победить, а убедить. Отношение к старообрядцам в духе кротости и христ. любви он считал главным условием собеседований с ними. Немалое значение имел и личный пример П. П.- строгого аскета, ревнителя христ. благочестия и просвещения. Время, свободное от миссионерских занятий и исполнения обязанностей настоятеля Никольского мон-ря, П. П. посвящал школе для 10-20 детей, устроенной при его келье. В школе учились дети священников, причетников единоверческих церквей, бедных родителей, обратившихся в Православие. Вначале здесь обучались только грамоте, затем П. П. ввел преподавание арифметики и грамматики. Из школы вышло немало миссионеров, священников и псаломщиков единоверческих храмов.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010