Мы проходили практику в разных больницах, и самый продолжительный период был в Железнодорожной больнице. История её  восходит ко времени строительства Китайско-восточной железной дороги. Это был огромный участок, на котором располагались здания разных отделений больницы: глазное отделение, хирургическое, терапевтическое, детское, кожно-венерическое и т.д. и т.д. В детском отделении царил доктор Бухалов. Лучшего детского врача даже трудно себе представить. Мне кажется, что дети не могли его не любить. Это добродушный толстяк. Маленького роста, он казался почти круглым шариком и, мне кажется, нисколько от этого не страдал. Он тоже читал нам лекции и убеждал, что ребенок прекрасно разбирается во вкусе пищи сразу после того, как его начинают отрывать от груди и переводить на обычное питание. Много было домашних вызовов у бедного доктора Бухалова в первый день Рождества и Пасхи. Дети, получив рождественские мешочки, объедались орехами, конфетами, пряниками, а на Пасхе – крашеными яичками. Ведь нужно было побиться яичками, а битое приходилось съедать. Как тут не заболеешь? Я снова возвращаюсь к первым дням в Харбине. Харбин меня принял очень тепло. Сразу появилось много друзей, и почти все мои друзья были мальчики. В школе я дружила с мальчиками, сидела за партой с мальчиками, доверяла им мои “сокровенные” тайны, которые только могла я иметь в своем возрасте – в 14–15 лет. По приезде в Харбин у меня сразу образовался кружок своих друзей: Эдик Аветисов, мой друг, приехавший тоже из Хайлара, Вова Косицин, Олег Чашин, Эрик Варбола. Когда я приходила в, меня уже ждали два-три приятеля – студенты ХПИ. И все эти ребята были моими платоническими друзьями. Я могла с ними делиться своими проблемами, секретами, со своей же стороны я дарила им искреннюю дружбу, никогда не предав ни одного из них. Девочкам я не доверяла, испытав не раз их предательство. И вот на фоне моей студенческой жизни появляется загадочная фигура. Дело в том, что дирекция Харбинского политехнического института предоставила несколько аудиторий для медицинского техникума, и наши занятия начинались в 2 часа дня, а лекции ХПИ к этому времени заканчивались. В связи с этим у нас был постоянный контакт – одни студенты приходили, другие уходили, кто-то занимался после лекций, кто-то сдавал зачеты и т.д. и т.д. В зимнее время после лекций было уже темно. Домой мы шли всегда большой дружной группой. Ой, как же это было приятно. Снег похрустывает под ногами, мерцают городские огоньки, но мы, минуя город, ид м короткой дорогой из Нового города на Пристань через железнодорожные пути. Веселые, счастливые и уставшие, потому что пешком преодолевали большие расстояния, не говоря уже о том, что несли на себе вес шубы и всей зимней одежды.

http://azbyka.ru/fiction/minuvshee-razvy...

25 ноября 2022 Вчера на 97-м году жизни скончалась королева Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II, которая также была главой Церкви Англии. Предлагаем вспомнить статью выдающегося богослова XX века архиепископа Василия (Кривошеина), посвящённую аспектам богословского диалога между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием. Статья профессора протоиерея Думитру Станилоэ представляет собой первую из двух лекций, прочитанных им в Оксфорде в январе 1969 года. Статья посвящена православному пониманию учения о Предании. Румынский богослов рассматривает законы, по которым может развиваться богословский язык, чтобы соответствовать нуждам современности. Отец Думитру Станилоэ также поднимает проблему очищения богословского языка инославных христиан от элементов, не соответствующих Преданию. Соответствие богословского языка инославных христиан преданию Церкви рассматривается как необходимое условие для возможного сближения Церквей. 21 марта 2022 Портал «Богослов.Ru» публикует исторический документ, незнакомый для русскоязычных читателей. Выступление архиепископа (впоследствии митрополита) Платона (Рождественского), управляющего Русскими Церквями в Северной Америке (1907–1914 гг.), состоялось 27 февраля 1911 года в Филадельфии по приглашению факультета Филадельфийской школы богословия, Церковного братства и Филадельфийского церковного клуба. В своей речи архиепископ Платон размышляет о возможности объединения Русской Церкви с англиканской и необходимых для этого условиях. На взгляд владыки, англикане должны согласовать своё догматическое учение с учением Православной Церкви. Обрядовая сторона при этом совершенно второстепенна и не потребует никаких перемен. 18 марта 2022 11 февраля 2022 2 октября 2020 Глава Американской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископ Элпидофор выступил с лекцией в Фордемском университете (21 сентября 2020). 22 июня 2020 Со следующего академического года в Папском Латеранском университете можно будет пройти двухгодичный курс по специальности «Межконфессиональное богословие в экуменической и коммуниональной перспективе», передает Vatican News. Речь идет о втором цикле обучения, называемом в Папских университетах лиценциатом: согласно общепринятой международной классификации академическая степень его выпускников соответствует степени магистра богословия.

http://bogoslov.ru/topic/27264

Лучшие умы желали христианства, еще не зная его, и жили смутными надеждами на его явление. Без своего ведома они уготовляли пути его. Данте с поразительной образностью высказал эту мысль, сравнивая Виргилия “с человеком, который, идучи ночью, несет за собою светильник, но сам не пользуется его светом, а светит тем, кто следует за ним”. Хотя и преданный всем существом своим древнему миру, он подчас как бы предчувствует новую религию и смутно ощущает близкое наступление великого нравственного переворота. Главный интерес стихов Виргилия не в том, по поводу чьего именно рождения они были написаны, а в том, что они отражают в себе тогдашнее ожидательное состояние душ 598 . Если и допустить, что стихи Виргилия написаны в честь новорожденного ребенка кого-либо из сильных его современников, и на всю эклогу Виргилия смотреть не более как на льстивое приветствие 599 , украшенное гиперболами: и в таком случае она не теряет своего значения, как отражение господствовавших в то время надежд и ожиданий новой эры. Даже эти безмерные ласкательства показывают нам стремления и надежды тогдашнего времени. Убеждение, что истощенный мир приближается к какому-то великому перелому и что готовится какой-то переворот, который возвратит миру его юность, в то время было одним из самых распространенных. Древние мудрецы разделяли обыкновенно жизнь мира на несколько эпох и думали, что по прошествии их цикл их начнется вновь; а в этот момент времени жрецы, гадатели и философы, разноречившие относительно всех остальных вопросов, сходились между собою в том, что человечество дошло до конца одного из этих длинных периодов и что начало нового цикла уже близко. Пифагеройцы и платоники этого времени утверждали, что по окончании великого года светила небесные займут то самое положение, какое они занимали при начале мира 600 ; этрусские гаруспиции читали в небесах, что вскоре начнется десятый последний век 601 ; орфики предсказывали, что скоро вернется царство Сатурна 602 ; сивильские оракулы прониклись этими мнениями и распространяли их в народе, а в то время оракулы эти были в большом ходу 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Христианская любовь не есть и то, что римляне называли словом humanitas, – “гуманность”, основанная на сознании единства человеческой природы у всех людей и общности человеческих интересов. Она одинаково далека по своему характеру и от страстной и в духовном отношении не вполне чистой платонической любви и от холодной гуманности. Созерцание бесконечной благости в лице великого Искупителя мира – вот что служит основой христианской любви, сообщает ей необычную энергию в делах благотворительности, милосердия, сострадания, вызывает ее на нравственный энтузиазм и постоянно поддерживает ее на идеальной высоте в истинных последователях христианства. Отсюда проистекает и универсальность или всеобъемлемость христианской любви. Платоническая любовь слишком артистична и эгоистична для того, чтобы обнять в себе всех людей, – предел ее сочувствия к людям слишком тесен; она не выходит из круга прекрасного; ко всему, что лежит вне этого круга, она холодна; все слабое, немощное, болезненное, антиэстетическое возбуждает со стороны ее презрение. Холодная гуманность более практична, но не менее эгоистична. Она на первом плане ставит интерес и выдвигает на вид единство человеческой природы. Но это единство не обусловливает собою одинакового нравственного достоинства людей. Между людьми есть много лиц, с естественной точки зрения не заслуживающих никакой любви и никакого уважения. Христианство внушает любовь ко всем, не исключая даже врагов, потому, что через Христа все искуплены, что во Христе все люди – братья, что Христос больше пострадал за грешников, чем за праведников, что Он со креста прощал своим врагам. Таким образом к естественному основанию для любви к человеку, коренящемуся в единстве человеческой природы, Христос присоединяет глубочайший религиозно-нравственный мотив. Наконец и христианское учение о загробной жизни в тех своих особенностях, которые придают ему несравненное превосходство перед учениями всех других религий по этому вопросу, всецело утверждается на догмате искупления и только от связи с ним получает силу полной убедительности и достоверности для христианского сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Тогда умерщвленный избавитель возвратится к жизни, – восстановит золотой век, в котором не будет господства зла, а будут царствовать мир и добро. Обращаясь от мифологии к учению древних философов и мудрецов, мы и здесь находим выражение надежд и чаяний касательно пришествия Избавителя. Вспомним «Логос» Платона, «Всеобщего учителя», которого желал Сократ, «Святого Мужа», которого ожидал Конфуций, «Всемирного властителя», о котором говорится в Сивиллиных книгах и который ожидался на всем Востоке. В несомненную крайность впадает мифическая школа Баура при объяснении древних языческих мифов, выражающих мысль об искуплении. Она думает найти в этих мифах все существенное содержание откровенной идеи об искуплении. Бесспорно, в некоторых из древних языческих мифов более или менее ясно высказывается та мысль, которая составляет основу откровенной идеи об искуплении, – именно, что только Бог может искупить нас, что только Богочеловек может быть нашим Спасителем и Искупителем. Но эта мысль ни в одном из древних мифов не высказывается вполне ясно и без примеси элементов, искажающих ее сущность, т. е. без примеси политеизма. Но языческие мифы о будущем искуплении не вполне ясны, нередко затемнены слишком фантастическими образами, и по справедливости могут быть названы лишь «сониями и гаданиями» древнего мира относительно будущего искупления. Как неопределенные очертания, в которых нам являются предметы во время ночи, определяются и являются в их действительном виде только при дневном свете: так языческие чаяния искупления проясняются и получают свой истинный смысл только при свете откровенного учения об искуплении рода человеческого. Для примера возьмем вышеизложенный миф о Прометее. В нем играют роль несколько богов и героев. Прикованный к скале, Прометей высказывает предвещание, что некогда тяжкая участь его, сопряженная с величайшими страданиями, кончится, и сам предвидит своего будущего избавителя в Геркулесе. Но это избавление должно совершиться только через искупительное страдание. Меркурий предсказывает ему: «Не ожидай, смертный, конца твоего страдания, пока не явится бог искупителем твоего мучения, готовый умереть и низойти за тебя в неведомое царство Аида и в мрачную пропасть тартара». Это исполняется тогда, когда юный полубог Хирон, сын Кроноса, справедливейший и мудрейший из центавров, жертвует за Прометея собою, между тем как Геркулес убивает коршуна на его груди и освобождает его от мучения. Из этого, как и из других подобных мифов, видно, что языческий мир сознавал нужду в искуплении, чувствовал свою болезнь и смутно сознавал в глубине своей души, что против этой болезни есть целительное средство и что оно должно быть такого рода, что без божественной жертвы дело это обойтись не может; но язычник не достигал до познания самого истинного врачующего средства. Мессианские чаяния его являются нам лишь в слабых и тусклых очертаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Отдельному рассмотрению зарождения иконографического ядра храмовых росписей в искусстве катакомб посвящено исследование С. Г. Савиной «Иконография. Богословские очерки иконографического извода» 345 . Богослужебное искусство формируется и живет по тем же правилам, что и само богослужение. Знаковый характер раннехристианского искусства, – очевидно, выражение той же «disciplinae arcanae» (тайного учения), запрещавшей открывать сокровенное учение непосвященным, не допускавшей и письменных формуляров богослужебного чина таинств 346 . Принятие Миланского эдикта, повлекшего легализацию христианства и превращение его в религию вселенской империи, конечно же, изменило условия развития христианского искусства. Храмоздательство и создание росписей на этом этапе связано с покровительством императора 347 . Казалось бы, должен произойти переход от «тайных образов» к прямому свидетельству евангельского откровения. Но феномен «византийского антика» показывает, что упрощенная трактовка перехода от позднеэллинистического и раннехристианского искусства к символическому реализму неуместна. Обратимся к примеру, который характеризует порядок взаимодействия языческого и святоотеческого платонизма. Обратимся к фрагменту керамического блюда из собрания Государственного Эрмитажа с изображением нереид. Процитируем замечательную атрибуцию В. Н. Залесской, имеющую самое непосредственное отношение к нашей теме: «...сцена, названная Порфирием Тирским «Пещера нимф», оказывается связанной с конкретным евангельским событием. Образ «пещеры нимф» неоднократно встречается в гомилиях, полемических трактатах и посланиях Григория Нисского , обозначая, чаще всего, земной, грешный мир. В специальных же, приуроченных к рождественским праздникам, проповедях под (пещера) подразумевалась Вифлеемская пещера. Рождественская гомилия Григория Нисского содержит фразу, которая некогда была оттиснута на бортике блюда, и частями которой являются четыре греческих слова, читаемых на фрагменте. Она гласит: «Господи, помоги, созерцая грот, увидеть в пещерном мраке звезду Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Я так счастлива, что узнала семью Amte в Индии, семью мою, в некий миг Вечности. Это сделало мою жизнь более богатой. Многовозлюбленный мальчик мой Vikas (сын Амте). Сколько уже лет ты связываешь нас своими письмами! Будь благословен и радостен! Один друг, А. П., который сейчас находится в ашраме Саи Баба, приедет посетить вас. Ему 32 года, и он – изумительный инженер. Как было бы хорошо, если бы ему понравилось ваше дело и он остался у вас. Однако, трудность в том, что он не сможет вас посетить, если Саи Баба не даст ему разрешение! Бог сотворил нас свободными, но человек открыл способ стать рабом... человека! Жаль? Будем надеяться... Сегодня – Рождество Христово. О, если бы «Свет Мира» давал бы вам всегда Свет Свой. Всю мою любовь – тебе, возлюбленный мой «Сократ». Так же и «Платону». Душа, соединившаяся с Создателем, – душа, которая любит ВСЕХ, без различия, во Свете Истины. Афины, 14–1–1984 Возлюбленный брат! Возлюбленная сестра! Возлюбленные мои «Сократ» и «Платон» и все остальные возлюбленные члены семьи Амте, которых я не знала. Рождественская ваша открытка и пожелания принесли мне большую радость. Ваша открытка всегда самая красивая из всех, что я получаю каждый год! Не нахожу слов выразить свою благодарность Богу за то, что я узнала вас, Амте. И я так рада за новую награду Baba Amte! Духом я буду со всеми вами при вручении в Нью-Дели в феврале. Буду благодарить Бога, давшего Baba любовь Свою, силу Свою, мужество Свое, чтобы воевать против неведения, предвзятости и равнодушия, дабы он стал ангелом-победителем! Да, Baba! Потому что верю, что самая сильная бомба – это любовь. Любовь – это единственная бомба, способная разрушить все зло на земле. Вспоминаю, как познакомилась с тобой – по благодати Божией, – как полюбила и как удивлялась тобой, как разделяла надежды и даже веру твою, что свет победит тьму. Очень часто, когда говорю о своем «паломничестве» в Индию, любимые ваши лица проходят передо мною. Выскажу ли «поздравления» тебе, Baba, за премию? Нет! Нет! Скорее всего поздравляю тех, кто тебя избрал для премии, потому что это означает, что они тебя поняли...

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

Психология и школа Сб. ст. М., 1912. С. 9). Преп. Иустин очень тонко и глубоко замечает, что для христианина, опытно переживающего истины веры, психология без души невозможна. – Примеч. ред. 952 Hom. V, 4. Col. 497AB. Ср.: Hom. VII, 1. Col. 524C; Hom. V, 27. Col. 493D; De elev. mentis, 2. Col. 892B; De charit. 23. Col. 925D. 972 Hom. I, 9. Col. 460AB. Cp. Ibid.: «Святые души носятся и путеводствуются Духом Христовым, Который правит, куда Ему угодно. И когда угодно Ему, – носятся в небесных помыслах». 1002 Ibid. 21–23. Col. 925CD; De elev. mentis, 18. Col. 904D-905A; Hom. XVII, 12. Col. 632AB; De charit. 12. Col. 920D. 1009 De patientia et discr. 13. Col. 876BD. Cp.: Hom. XXXIV, 1. Col. 744C; Hom. XVI, 5. Col. 616D-617B; Apophtegm. Col. 240B. 1015 Hom. V, 8. Col. 513B. Cp.: Ibid. 9. Col. 513C; De elev. mentis, 2. Col. 892B; Hom. II, 5. Col. 468B; De patientia et discr. 29. Col. 889A; De elev. mentis, 1. Col. 889C. 1027 Греч. χρησο ­ «благие», как это стоит в издании Migne. Но в новых изданиях, сделанных на основании более точных рукописей, стоит: χριστο ­ «христы», т. е. святые «становятся христами». – Примеч. ред. оригинала. 1031 πιστολ 4. P. 380. Το σου πατρς μν σακ το Σρου, Τ ερεθντα σκιτικ, κδ. Νικηφρου το Θεοτκη, ν Λειψ 1771, νατυπομενα πιμ. ωακεμ Σπετσιρη, θναι 1895. Все примечания даются по этому изданию (на русском языке). – Примеч. ред. 1259 Подробнее о так называемых доказательствах бытия Бога см.: Лега В. П. Философия Плотина и патристика: взгляд с точки зрения современной православной апологетики. М.: ПСТБИ, 2002. С. 100–108; а так же: Кудрявцев-Платонов В. Д. Лекции о доказательствах бытия Бога. Сергиев Посад. 1895; Рождественский И. П. Христианская апологетика. Основное богословие. СПб., 1884. Т. 1. С. 314–327. – Примеч. ред. 1260 Так у преп. Иустина. В действительности цитируемый текст относится не к Евангелию, а к Соборным Посланиям. – Примеч. ред. Читать далее Источник: Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) : жизнеописание. На Богочеловеч. пути. Путь Богопознания./[пер. с серб. С. Фонова]. - М. : Паломник, 2004-. (ПФ Красный пролетарий). Т. 1. - 2004. - 428, с., л. портр. : портр.; ISBN 5-88060-036-X Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

(Извлечение из отчета, СПБ., 1871, стр. 262 – 264). Комитет состоял из следующих лиц: От духовного ведомства: главный священник армии и флотов прот. Богословский, члены духовных консисторий: Петербургской – прот. Содальский, Московской – прот. Рождественский, Киевской – прот. Лебединцев, проф. Киевского университета прот. Фаворов; профессора церковного законоведения: Моск. Дух. Академии Лавров и С.-Петербургской Барсов и юрисконсульт при обер-прокуроре Св. Синода Степанов. От II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии: старший чиновник Отделения Маркус и состоящий при нем действ. стат. сов. Любимов. От Министерства Юстиции: правитель канцелярии Министерства Бурлаков, прокурор С.-Петербургского окружного суда Баженов, товарищ председателя того же суда Сабуров и председатель С.-Петербургского столичного съезда мировых судей Неклюдов. От Министерства Народного Просвещения: профессора С.-Петербургского университета – гражданского права Пахман и уголовного права Чебышев-Дмитриев. Делопроизводителями комитета были назначены: состоящий при департаменте Министерства Юстиции Матвеев и секретарь С.-Петербургской духовной кансистории Камчатов. Комитет начал свои заседания с 30 апреля 1870 г. и имел в течение этого года 23 заседания. Письмо 7. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Напутствуемый благословением и благожеланием Вашего Высокопреподобия, благополучно прибыл я в Петербург в 5 часов вечера в воскресенье 25 апреля и, поклонившись общему покровителю нашему Св. Благоверному князю Александру, отправился на Троицкое Подворье ко Владыке 58 . Принят милостиво и узнал от Владыки, что Иван Николаевич 59 прибыл в субботу утром и в воскресенье уже служил со Владыкою на подворье, и что мы не опоздали, и даже можно было бы требовать нас не столь экстренно и поспешно. Комитет о цензуре 60 еще не кончил своих дел, и преосвящ. Макарий мог открыть наш комитет только 30 апреля. На подворье узнал я, что Владыка получил Высочайшее разрешение отправиться в епархию с 15 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

59 Рождественский, протоиерей и член Московской духовной консистории († 1894 г.), бывший также, как уже и упомянуто, членом комитета для преобразования духовно-судебной части. Он держался одинаковых с А.Ф. Лавровым взглядов на предполагавшуюся церковно-судебную реформу. А.Ф. постоянно упоминает о нем в своих письмах к А.В. Горскому, называя его то Иваном Николаевичем, то отцом протоиереем. 60 Шестидесятые годы были вообще временем усиленных реформ и преобразований. Отголоски этих реформ не могли не доходить и до духовного ведомства и здесь производили соответствующую реакцию. Так явились: духовно-учебная реформа и проекты реформ духовно-судебной и духовно-цензурной. 6 апреля 1865 г. последовал указ, которым значительно ослаблялись строгость действовавших дотоле цензурных постановлений и устанавливались для печати довольно большие облегчения (главным образом отмена в большинстве случаев предварительной цензуры). Цензурное управление сосредоточивалось в учрежденном при министерстве Внутренних Дел Главном Управлении по делам печати. Следствием этой реформы явилась мысль об облегчении строгости и духовной цензуры. Обер-прокурор Св. Синода гр. Д.А. Толстой во всеподданнейшем отчете по ведомству православного исповедания за 1870 г. весьма определенно развивал мысль, что духовная цензура не может и не должна оставаться в прежнем положении и что устав о духовной цензуре, изданный еще в 1828 г., «во многом требует соответствующих времени и обстоятельствам изменений»; тем более, что по новому (30 ноября 1869 г.) академическому уставу цензура духовных книг, прежде принадлежавшая Академиям, «изъята из ведения высших духовно-учебных установлений как предмет сторонний для их ученой и учебной деятельности». (Извлечение из отчета, СПБ, 1871, стр. 264 – 272). Поэтому и ввиду того, что по Высочайшему повелению 2 ноября 1869 г. была учреждена, под председательством статс-секретаря князя Урусова, новая комиссия для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати, Св. Синод признал «необходимым и благовременным» подвергнуть пересмотру устав духовной цензуры, для чего в январе 1870 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010