49 Евангельский богач по ту сторону гроба особенно чувствует тяжесть греха и его губительные последствия для души. 51 Ср. Рождественский «Христианская апологетика», ч. 1, стр. 425; Berlage. Die dogmatische Lehre von den Sacramenten und letzen Dingen, s. 865. 52 Мысль о лично-сознательном состоянии душ после смерти не была чужда и языческому миру. Так, по представлению египтян, отшедшие в амент не пребывают в усыплении, но, смотря по характеру своей земной жизни, вкушают счастие или мучение (Duncker. Geschichte des Alterthums, 1 В, 2 Aufl., Berlin, 1855, s. 70–76). Если мы возьмем древнюю мысль в высшем ее развитии, то увидим, что здесь учение о загробном состоянии душ раскрыто еще определеннее. В «Федоне» Сократ сначала излагает и защищает положение, что человек в преходящей оболочке тела носит божественное начало. Далее, согласно с общим убеждением, он определяет смерть как отрешение души от тела. Потом, указав отличительные черты истинного философа, Сократ добавляет: «Готовясь умереть, оставляя друзей, я не жалуюсь и не скорблю; я надеюсь, что и там не менее, чем здесь, встречусь с добрыми друзьями». Подробно объяснивши своим ученикам надежду бессмертия, он в заключение прибавляет: «Так вот, по этим-то причинам нам надобно употребить способы, чтобы быть в жизни добродетельными и разумными: хороша ведь награда, и велика надежда!» (Эрнест Навин «Вечная жизнь», стр. 46–47). Ту же мысль выражает Цицерон (Эрнест Навин, стр. 47–48). Кузен по поводу философии Платона замечает: «Философия показывает, что в человеке есть негибнущее начало, но что это начало является и в другом мире с теми же силами и законами, как и в здешнем мире, что оно несет с собою последствия добрых и худых дел, совершенных здесь, – это высшая вероятность, которая, может быть, ускользает от строгого доказывания, но утверждается и освящается тайным голосом сердца каждого человека и всеобщим согласием народов» (Сочинения Платона, пер. Кузеном, стр. 178–179; ср. Эрнест Навин, стр. 49). 60 Splittgerber. Tod, Fortleben und Auferstehung, s. 76. Учение о телесном состоянии душ после смерти ставится в связь не только с воззрением, которым не допускается возможность психической деятельности без тела, но также иногда и с отрицанием воскресения наших тел. В последнем случае эта мысль развивается таким образом: как в растениях грубые материальные элементы возвышаются до растительного организма и как, далее, растение еще более утончается и восходит на высшую ступень, будучи усвояемо животным организмом, так и из тела человеческого в свою очередь вырастает более тонкое духовное тело. И поэтому грубое земное тело должно навсегда принадлежать земле. Подобного воззрения держался, например, Шведенборг (см. Rinck. Vom Zustand nach dem Tode, s. 166; ср. «Странник», 1873 г., т. 1, стр. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

«...мы располагаем только цифровыми данными о так называемых „двадцатках“, которые составляют по советскому законодательству ядро религиозной общины, необходимое для регистрации этой общины как таковой. количество прихожан составляет несколько десятков миллионов. Мы думаем, что безбожники преувеличивают свои успехи... количество приходов, принадлежащих нашей Патриаршей Церкви, составляет около 30 000. Число священнослужителей гораздо больше, чем число приходов, так как в каждом приходе имеется от одного до трех священников и даже более. Все эти приходы находятся в духовном окормлении 163 архиереев (не считая епископов, пребывающих на покое). Зап. Европа – митрополит Евлогий с подчиненными епископами и духовенством, в Литве – митрополит Елевферий, в Японии – арх. Сергий, в Китае – епископ Нестор» 425 . Власти отвечают репрессиями. В 1930 году арестован епископ Копорский Сергий (Дружинин), возглавлявший иосифлянскую оппозицию. 8 июня 1930 года прот. Николай Чуков был арестован по обвинению группы лиц, «занимающихся контрреволюционной деятельностью в составе подпольной монархической организации, называющейся „Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России“». Аресты по этому делу начались еще в октябре 1929 года. К началу декабря 1930 года число подследственных превысило 100 человек. Были арестованы четыре академика, среди них С. Ф. Платонов и Н. П. Лихачев, ученые, научные работники, духовенство... Так оказались в тюрьме прот. П. П. Аникиев , М. В. Митроцкий, Н. В. Чепурин, И. П. Астанин, А. А. Алашеев, Ф. И. Знаменский . Немало было и тех, кто был связан с Петроградской Духовной академией, Петроградским Богословским институтом и Богословскими курсами: С. В. Рождественский , В. Н. Бенешевич , Б. И. Коплан, П. Г. Васенко, В. А. Эберман, М. Д. Приселков, А. И. Бриллиантов 426 . 24 ноября 1930 года С. Ф. Платонов показал, что получаемые «Всенародным союзом...» денежные суммы от немецких националистов и от Ватикана, решено было предоставить, среди прочих, и семье священника Чукова 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как об этом можно молчать? Когда начались Рождественские чтения, я принимал участие во всех. Люди приносили огромные книги, материалы об истории Русского государства, которые куда-то клались и, вероятно, исчезли бесследно. Почему не привлекают этих народных учителей, которые пережили, испытали, проверили учебники эти на своих школах? Говорят, что Мединский возглавляет этот проект, хорошо, но надо, чтобы публиковали открыто хотя бы главы из этих учебников, чтобы народ читал, давал поправки, рекомендации. Помню, в 90-е миллиардер Сорос завалил нашу страну историческими книгами. Я их все собрал, прочел. Поверьте, этот Сорос от слова «сор» - засорил людям головы. А что не был привлечен Платонов Олег к этому вопросу – как такое расценивать?! Я не знаю, кто бы знал больше по истории нашей, чем Олег Платонов. Я вместе с ним пахал на этой ниве, мы издали 7 томов русской истории. На этом материале и надо строить школьную историю. Детям и людям мы не даем удовлетвориться историей, сказать правду. Я бы ввел интересный эпиграф к этой истории: за землю русскую поднимайтесь на брань за христиан на поганых. Это было сказано в слове о полку Игореве! Мы должны подняться на брань, назвать вещи своими именами, потому что полуправда – это ложь, которая потом прорастет еще большей ложью. А тех, кто хоронил нашу страну, государственность, кто лежит сейчас на Красной площади, надо перезахоронить подальше, где-то поближе к Ледовитому океану, поближе к вечной мерзлоте, чтобы они там покоились, а кому хочется – на оленях туда к ним приедут и помолятся. Зачем они тут в центре города? А вскоре приедут оркестры, будут играть концерт на кладбище и мучить этих покойников. Мусульмане считают, что на кладбище можно войти два раза в год, нельзя просто беспокоить усопших, а у нас концерты… Кстати, это шоу во время войны… По всем каналам показываются шоу, заполненные развратом, кровью, аферизмом. Чему они учат? Вот сейчас август. Кто-то знает, что в августе 80 православных праздников? Я когда начал считать, увидел пробелы и в своих знаниях.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

Таким образом, хотя и являясь «частным богословским мнением» 516 , учение святителя Феофана Затворника о душе мира, тем не менее, всецело принадлежит православной традиции церковного богословия. 464       Пимен (Хмелевской), архим. Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова : машинопись. Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1957. С. 62. URL : theophanica.ru/catalog/arhim.Pimen_ (Hmelevskoy).pdf 467       Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М. : Ин-т русской цивилизации, 2009. С. 506. 468       Личность адресата святителя была установлена сотрудниками Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского . Доклад о семействе Шишковых как адресатах святителя Феофана был представлен д. филол. н. В.В. Кашириной на VII Семинаре студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника » в рамках XXV Международных Рождественских чтений (г. Москва, 26 января 2017 г.). 469       Так, учение Платона о возникновении мира, развитое им в диалоге «Тимей», в изложении А.Ф. Лосева , «содержит концепцию космоса как живого существа, одаренного умом. Тут мы видим целую иерархию принципов – ум, душа, тело, что по отношению к космосу дает космический ум, космическую душу и космическое тело. Тело космоса, таким образом, одушевлено и одарено умом, т.е. космос есть живое, разумное существо, созданное благим демиургом в подражание вечному умопостигаемому образцу. Диалектика космоса, следовательно, строится так, что ум-мудрость, к которому пришел Платон в «Филебе», переходит в свое инобытие, становится душой, а душа, переходя в свое инобытие, становится космическим телом. Но для этого надо, чтобы космос был подражанием не отдельному, но универсальному живому существу, живому существу в его идее». См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3./пер. с др.-гр.; общ. ред. А.Ф. Лосева , В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1994. (Филос. наследие).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В послереволюционной России Н. б., как и вся богословская наука, оказалось в упадке. Нек-рые публикации были сделаны в эмиграции. В 1936 г. в Харбине игум. Филаретом (Вознесенским; впосл. митрополит РПЦЗ) был опубликован «Конспект по Закону Божию», позже издававшийся как «Конспект по нравственному богословию». Труд игум. Филарета был лишен схоластичности дореволюционных учебников и включал материал не только по этике, но и по аскетике. Большая часть сочинения была посвящена анализу грехов и добродетелей, как личных, так и общественных. В 1966 г. проф. И. М. Андреевский издал в Джорданвилле «Православно-христианское нравственное богословие», в к-ром обращается среди прочего к эстетике и рус. лит-ре. В СССР в сер. XX в. в машинописном виде были изданы неск. курсов по Н. б. Известны конспекты лекций проф. МДА прот. К. И. Ружицкого «Конспект по нравственному богословию», проф. МДА прот. А. А. Ветелева «Краткий курс нравственного богословия», преподавателя КДА Г. И. Шиманского «Конспект по нравственному богословию». Последний отличался широтой и системностью, схожей с дореволюционными пособиями. В постсоветскую эпоху в России было издано неск. учебных пособий по Н. б. Широкое распространение получил учебник «Православное нравственное богословие» проф. МДА архим. Платона (Игумнова), опубликованный в 1994 г. Труд архим. Платона посвящен по преимуществу теоретическим вопросам: процессу формирования личности, естественному нравственному закону, анализу человеческих эмоций, влечений и потребностей, нравственному сознанию, феномену свободы и основам аксиологии. В 2000 г. вышли в свет «Очерки христианской этики» проф. прот. В. В. Свешникова, в основе к-рых лежал курс Н. б., прочитанный автором в ПСТГУ. Структура «Очерков…» значительно отличается от дореволюционной. Кроме традиц. введения и описания греховного состояния человека автор посвящает отдельную часть проблемам психопатии и неврозов, богословским основам нравственности и анализу богословских добродетелей. В 2001 г. прот. Д. В. Рождественский опубликовал учебник «Нравственное богословие: Общее учение о нравственном законе Божием и нравственной жизни и деятельности человека». Отличительной чертой учебника является особенное внимание к Нагорной проповеди Спасителя. В 2006 г. вышел в свет труд прот. Г. Н. Нефёдова «Основы христианской нравственности». Структура текста не имеет традиц. деления на теоретическую и практическую части, богословские главы чередуются с практическими. Автор большое внимание уделяет семейной жизни и воспитанию детей.

http://pravenc.ru/text/2577979.html

Когда вздумаешь насмехаться над другими, обратись к самому себе: нет ли в тебе самом того, над чем хочешь смеяться, ибо самолюбие прикрывает многое, что стоит еще большей насмешки (Платон). Лучше бросать камень напрасно, чем пустые слова. – Удар меча легче удара языка: тот ранит тело, а этот душу (Пифагор). Легче удержать горящий уголь на языке, нежели тайну (Сократ). Только неблагородный способен в глаза хвалить, а за глаза злословить (Сократ). Из диких зверей кусается более всех ябедник, а из домашних – льстец (Диоген). Скорее можно довериться коню необузданному, нежели слову необдуманному (Феофраст). Для того нам дано два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили (Зенон). Лгуны приобретают ту выгоду, что когда они и правду говорят, то им не верят (Аристотель). Больше верь своим очам, нежели чужим речам (Сократ). Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу. Чем больше завидуешь, тем больше становишься причиною добра для того, кому завидуешь (Периандр Коринфский). Железо съедается ржавчиной, а завистник своим нравом (Антисфен). Завистники тем более несчастны, что кроме своего несчастья сокрушаются еще о чужом счастьи. – Злые радуются не столько своему счастью, сколько чужому несчастью (Феофраст). Язык, чрево и похоти обуздывай. – Виноград приносит три грозда: первый – удовольствия, второй – опьянения, третий – неприятности. – Первый бокал пьют для здоровья, второй для удовольствия, третий ради наглости, а четвертый ради безумия (Анахарсис). Вино без меры и мудреца делает легкомысленным. – Золото люди сведущие узнают на огне, а ум человека показывает себя через вино (Феогнид Мегарский). Юноши до 18 лет не должны пробовать вина, ибо не следует к огню прибавлять еще огня. Затем до 30 лет можно умеренно употреблять вино, а после 40 лет его можно употреблять уже как лекарство для освежения сил в виду приближающейся старости, говорил Платон. Он советовал пьяницам чаще смотреться в зеркало: авось они увидят свое безобразие и отстанут от пьянства. Когда выходишь из дому, то рассуди о том, что хочешь делать; а когда придешь домой, то рассуди о том, что ты сделал (Клеовул Линдский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1. Известия ЦИК, 1924. 22 марта. 67 2. Гидульянов П. В. Отделение Церкви от государства. М., 1924 Беседа Святейшего Патриарха Тихона с корреспондентом РОСТА в связи с состоявшимся постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР о прекращении производством «Дела гр. Белавина и др.» Сотрудник РОСТА посетил в Донском монастыре бывшего Патриарха Тихона. Вчера утром Тихон ещё не знал о решении Президиума ЦИК СССР. Прочтя постановление, он встал, перекрестился и сказал: «Передайте Советскому правительству и Президиуму ЦИК СССР глубокую благодарность как от меня, так и от моей паствы за такое милосердное отношение к моей прошлой деятельности. Правительство может быть вполне уверено, что оно найдёт во мне лояльнейшего гражданина Советского Союза, добросовестно выполняющего все декреты и постановления гражданской власти». В дальнейшей беседе Тихон опроверг сообщение газеты «Накануне» о том, что с ним был удар. Врачи, лечившие его, нашли у него нефрит (болезнь почек) и предписали избегать переутомления. Касаясь планов своей дальнейшей деятельности, Тихон сказал, что он займётся теперь организационной стороной своей Церкви, считая, что рамки советского законодательства дают для этого широкий простор. Что касается замешанного в контрреволюционной деятельности американского митрополита Платона [Рождественского], то Тихон заявил, что уже наметил ему заместителя, который в скором времени и будет послан в Америку для вручения Платону указа о вызове в Москву и для принятия от Платона дел. Тихон отрицает газетные сообщения, исходящие из кругов Синода, о своих сношениях с католическою церковью. – Ни у меня, ни у моих епископов, – говорит Тихон, – не только не было разговора о каком бы то ни было примирении с католичеством, но и не возникало этого в мыслях. Примирения с Ватиканом нет и быть не может. Этот план противоречил бы всему мировоззрению Православной Церкви. Относительно примирения с Синодом и той частью духовенства, которая стоит за ним, Тихон говорит, что его точка зрения на этот вопрос не изменилась: он по-прежнему ждёт покаяния от Синода и молится о том, чтобы Бог вразумил и смягчил сердца его членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Согласно «Положениям о выборах в Государственную думу» от 11 декабря 1905 и 3 июня 1907 гг., духовенству предоставлялось право участия в выборах в этот законодательный орган Российской империи на основании ценза: по сельской курии при наличии ценза церковной земли, а по городской на основании иного имущественного ценза (домовладения, доходов и пр.). Ход выборов представителей в Думу от духовенства тщательно контролировался со стороны Синода. При выборах в III Государственную думу на места направлялись секретные послания, которые рекомендовали ограничить участие в выборах священнослужителей, сочувствующих партиям «левее октябристов». В центральной церковной печати регулярно появлялись статьи, призывающие духовенство активно действовать в избирательной кампании вкупе с правыми организациями. Епархиальные власти использовали для воздействия на ход выборов епархиальные съезды духовенства и местную печать. Большую поддержку многим прошедшим в Думу священнослужителям оказывали церковные братства и монархические организации 356 . Предполагалось создать в Думе «духовную группу» (фракцию), но из-за различия взглядов депутатов от духовенства этого сделать не удалось, что опрокинуло все расчеты правящих кругов, стремившихся иметь в Думе вполне послушных депутатов – духовных лиц. Вот данные о представительстве православного духовенства и их политической ориентации в четырех Государственных думах. В Первую Государственную думу было выбрано шесть священников и два епископа. Епископы примкнули к правым, священники – к левым депутатам и центру. Во Вторую думу избраны 11 священников и два епископа – Евлогий (Георгиевский) и Платон (Рождественский). 3 депутата-священника примкнули к фракции кадетов, 4 – к социал-революционерам, остальные 4 священника и оба епископа распределились между октябристами и правыми. В Третьей и Четвертой думах численность депутатов от духовенства увеличилась (45 – в Третьей, и 46 – в Четвертой). Партийный «расклад» депутатов от духовенства в Третьей думе был таков: 15 священников примкнули к правым, 13 – к умеренно правым, 2 – к националистам, 9 – к октябристам и 4 – к прогрессистам; епископ Платон примкнул к правым, а епископ Евлогий – к умеренно правым. В Четвертой думе только по два депутата принадлежали к прогрессистам, октябристам и центру, 19 священников примкнули к умеренно правым, остальные 19 священников и оба епископа – к правым. Такое «поправление» депутатов от духовенства в Думе было обусловлено тем, что по избирательному закону 3 июня 1907 г. духовным лицам было запрещено присоединяться к левым фракциям в Думе. Вместе с тем правительство, увеличивая с 1907 г. для духовенства число депутатских мест в Думе, надеялось создать внушительную опору правым. Однако эта надежда оказалась впоследствии мнимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

« Протоиерея А.В. Горского (капитал составился из пожертвований разных лиц) » Протоиереев Ф.А. Голубинского и П.С. Делицына (капитал также составился из пожертвований разных лиц) «Протоиерея А.И. Невоструева 16–17) по 194 » « Протоиерея А.М. Иванцова-Платонова (капитал пожертвован пот. поч. гражд. Ю.И. Базановой). » Протоиерея В.Н. Амфитеатрова « Протоиерея Н.А. Румянцева «Протоиерея А.А. Соболева » Священника М.С. и П.А. Пятикрестовских и Ст. Сов. Ф.И. и М.А. Покровских 23podpis) « Имени Диакона С.Ф. Каптерева в 220 р. » Профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова (капитал внесен Советом Братства Преподобного Сергия) 26–28) » Профессора Н.П. Соколова – 3 стипендии, каждая по 164 » » И.С. Аксакова (капитал пожертвован Московским Купеческим Обществом Взаимного Кредита) « И.С. Аксакова (капитал пожертвован покойною podpisA.Ф. Аксаковой) » В.М. Ундольского (капитал пожертвован А.И. Хлудовым) 33–34) « А.И. Хлудова, – 2 стипендии, каждая по podpis2podpis63podpis » 35–37) « М.А. Хлудова, – 3 стипендии, каждая » podpis118podpis « 38–42) » Г.И. Хлудова, – 5 стипендий, каждая » podpis8podpis0 » 43–44) « Почетного гражданина г. Москвы В.А. Бахрушина, – 2 стипендии, каждая » podpis30podpis0 « » Пот. поч. гр. В.И. Феолого b5podpis20 » « Ст. Сов. А.Е. Косташ » podpis30podpis0 « » Ломоносовского Комитета « 2podpis01podpis » « Юбилейная (капитал пожертвован Московским духовенством и кафедрою по случаю исполнившегося в 1880 г. 25-летия царствования Государя Императора Александра podpisIIpodpis) » podpis18podpis0 « 49–50) » Академические – 2 стипендии (на проценты с разных капиталов, в том числе и поступивших от Славяно-греко- латинской Академии), каждая. nopodpis 2podpis1podpis0 « » Неизвестного лица (капитал поступил чрез Высокопреосвященного Алексея, покойного Архиепископа Литовского) b169podpis » « Неизвестного лица (капитал поступил чрез Преосвященного Епископа Христофора) » podpis16podpis0 « 53–55) » П.А. Мухановой – 3 стипендии, каждая по 30podpis0 » 3450 Рождественский Сергей, писавший курсовое сочинение на тему: «Критический обзор существующих мнений о происхождении русского раскола старообрядчества».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

п., имеют для себя основание в настоящем. Этого рода предчувствия, конечно, не имеют ничего общего с пророчеством. Они, как учил уже Платон, условливаются главным образом физиологическими причинами. Как ни мало исследована эта едва ли не самая темная область в кругу психических отправлений, однако же всеми психологами признается за неоспоримый – тот факт, что предчувствие не есть нечто не существующее в сфере психической жизни, – что оно при известных условиях обнаруживается и в своем обнаружении подчинено определенным, хотя мало еще исследованным, законам. Платон сделал наблюдение, что предчувствие в своем обнаружении условливается главным образом физиологическими сторонами человеческой природы и находится в зависимости от темперамента известного лица и от других свойств организации. Рассуждая в одном месте своего диалога «Тимей» (n. 71) о предчувствии, оно сообразно со своим воззрением на отправления психической деятельности, именно сообразно с трехчастным делением духовной природы человека, относит предчувствие к самой низшей стороне душевной жизни, непосредственно граничащей с чувственной стороной. Новейший физиолог Карус предчувствие объясняет главным образом тоже особенной физиологической чуткостью и органической восприемлемостью или нервозностью индивидуумов, причем указывает на некоторые болезни, в которых особенно развивается у людей способность предчувствия, – например, на водобоязнь. Если есть предчувствия высшего порядка, относящиеся к духовной области, – предчувствия угрожающей опасности, несчастия, близости смерти своей собственной или близкого лица, то и для них необходимо предположить какую-нибудь объективно-реальную основу, существующую в настоящем, будет ли то неясно сознанное ощущение каких-нибудь внутренних физико-психических процессов, ускользающих от рассудочного анализа, или отвне данное предуведомление, выходящее из круга доступных науке опытов и наблюдений. Но мера, объем и границы подобных предчувствий, во всяком случае, весьма ограничены. На вопрос, чту может и чту не может входить в область предчувствия, до каких пределов может простираться предчувствие в его естественном обнаружении, можно ответить в немногих словах следующее: предчувствие всегда характеризуется более или менее смутным представлением ближайшего будущего, непосредственно совпадающего с настоящим и необходимо имеющего основание для себя в настоящем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010