А. Протасов  (1790 г.) заявляет  в  своей латинской оде, что Платон  Московский превзошёл и Тацита, и Ливия, и Сенеку, и Цицерона, и Ксенофонта, и Саллюстия, и Сократа, и Аристотеля, и Платона... Учитель Перервинской семинарии С. Некрасов  обращается к  Платону с  таким  стихотворением  (1807 г.): Живёшь–и жить даёшь другим ... He Божество ли ты какое?– Лишь сродно Божествам  одним Чудотворение такое... A в  тон  ему ученик  риторики А. Поморцев  (в  том  же году) поёт: Пастырь священный, Мудрости светом К  нам  ты блестишь. Дух  утомлённый Горним  советом Греешь–живишь. Нет  сомнения, что во всех  этих  излияниях  было много искренней, настоящей любви и признательности со стороны авторов  к  Платону, как  попечителю духовно-учебных  заведений. 13 Митрополит  Платон  как  проповедник Ещё в  бытность свою учеником  низших  классов  Славяно-греко-латинской Академии Платон  хорошо ознакомился с  самым  выдающимся проповедником  христианской Церкви–св. Иоанном  Златоустом. Это знакомство наложило печать и на проповеди самого Платона. Читая его проповеди, невольно припоминаешь себе великого оратора древней Церкви, с  которым  y Платона есть значительное родство и в содержании поучений, и в  манере их  составления. Оказали на Платона влияние, несомненно, и наши выдающиеся проповедники, в  особенности же Гедеон  Криновский, который Платову представлялся идеалом  церковного проповедника. Знакомство с  языческими ораторами классической древности, и прежде всего с  Цицероном, также играло значительную роль в  проповедническом  развитии Платона. Наконец, на складе его проповеди сказалось влияние и наиболее выдающихся французских проповедников,– главным образом  Боссюэта. Первыми проповедническими произведениями Платона являются катехизические беседы, говорённые им в бытность его учителем  Славяно-греко-латинской Академии и стяжавшие ему большую известность среди московского населения. Всех  этих  бесед –34, и они помещены в 8 и 9 томах  собрания сочинений Платона в  том  порядке, в  каком  были сказаны. Первые шесть бесед  посвящены изъяснению учения о Церкви вообще, историю которой он при этом представляет  в  кратком  виде. Замечательно, что свои катехизические беседы Платон  отличает от  проповедей в  собственном  смысле: он  указывает  на то, что проповеди пишутся по отдельным  пунктам  христианского веро- и нравоучения, a катехизические беседы должны раскрыть христианское учение–от  начала и до конца. Поэтому он  в  этих  первых  шести беседах  излагает  последовательно историю Церкви: первобытной, патриархальной, подзаконной и новозаветной. Далее Платон  приступает  к  толкованию символа веры , которое и ведёт слово за словом .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

259 В 372 г. до н. э., когда спартанские корабли погибли при волнении моря после землетрясения у берегов Ахайи. 260 Письмо (поздняя риторическая стилизация), по-видимому, имеет в виду не вторую, а третью поездку Платона. 272 Тиранн Дионисий Младший, потеряв власть, должен был доживать жизнь частным человеком в Коринфе, 273 Имеются в виду «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта и малые диалоги Платона – «Лахет», «Хармид» и пр. 276 Платон. Федон 59 bc (ср. выше, II 65). Здесь же Платон признается, что и сам не был при кончине Сократа. 280 «Федр»– не раннее произведение Платона, а принадлежит к зрелому периоду его деятельности (370-е гг.). 287 Устойчивая, однако же фантастическая традиция, стремившаяся связать величайшего философа и величайшего оратора Греции; особенно часто напоминал об этом Цицерон. 288 Обращение к неизвестной покровительнице, для которой написана книга Диогена; см. вступ. статью. 290 Повивальный – от того, что Сократ сравнивал свою диалектику с повивальным искусством, рождающим мысль. 297 Система знаков на полях была разработана александрийскими учеными для изданий Гомера и потом перенесена на издания Платона. 298 Этот очерк учения Платона, составляющий первое «приложение» к его биографии, пересказывает в основном «Тимея», еще не привнося в него неоплатонических элементов. 299 Эти два круга следует представлять как пересекающиеся под углом круги экватора и эклиптики в небесной сфере; плоскость экватора, постоянная, считается ведущей и движется снаружи и вправо (т. е. на восток, к месту всякого рождения), а плоскость эклиптики, переменная, считается подчиненной и движется внутри и влево (т. е. от востока); первая соответствует единству разума, вторая – многообразию чувств. Подробнее см.: Платон. Сочинения в 3-х т., т. 3, ч. I. М., 1971, с. 668–670. 303 Этика Платона излагается в основном по его сочинениям: «Феэтет» (176 ас); «Государство» (X 613 а, 612 ab); «Федон» (69 а и далее); «Филеб» (63 d и далее) и др. 305 Разделения, составляющие второе приложение к биографии Платона, составлены Диогеном по сочинению эллинистического времени, иногда ложно приписывавшемуся самому Аристотелю.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Подобным же образом Сократ старается доказать относительность понятий добра и красоты, на основании исследования общих свойств объективной природы вещей и т. п. 60 . Во всех этих и т. п. случаях Сократ, очевидно, стремится частные представления и понятия вывести из более общих и основных; следовательно, способ исследования моральных вопросов у Сократа, по своему основному направлению и духу – строго научный 61 . Если бы Сократ был просто популярным философом-моралистом, то для нас оказалось бы непонятным и основное стремление его философии – все добродетели и все счастье человека, со стороны формального их определения, возводить к знанию, вследствие чего, по Сократу, не достачно, чтобы человек поступал правильно, а от него требуется также ясное и точное понятие о том, почему он должен поступать так, а не иначе 62 . То громадное значение, какое Сократ придавал знанию в практической деятельности человека, при том, требуя от него знания методического и в форме понятий, также ясно говорит за то, что в основу своей этики Сократ полагал чисто научный принцип. Наконец, несомненно, что учение Платона об идеях, как гипостазированных понятиях, имеет свои корни именно в Сократовской философии. Эту зависимость подтверждает сам Платон уже одной формой своих диалогов, влагая в уста Сократа все свои научно-философские диалектические рассуждения. Нельзя, конечно, приписать Сократу всего содержания философии Платона, так как нет никаких исторических данных за то, чтобы можно было Сократу приписать учение об идеях, как гипостазированных понятиях (на это нет указаний ни у Ксенофонта, ни у Аристотеля, ни у других древних классических писателей); но несомненно, что, по крайней мере, форма и метод философских исследований Платона заимствованы им у Сократа, поскольку в своих основных чертах Платоновский метод аналогичен тому методу, какой Ксенофонтом приписывается Сократу. Аристотель также прямо считает Сократа основателем нового, чисто научного направления в философии, имея, опять-таки, очевидно ввиду не столько содержание Сократовской философии, сколько ее метод 63 . Такое влияние Сократа на чисто научное развитие позднейшей философии было бы для нас совершенно непонятным, если бы Сократ был просто популярным философом-моралистом, а не философом-моралистом в научном смысле этого слова. Свидетельства Платона и Аристотеля дают нам право заключать, что философии Сократа, вообще, не был чужд чисто научный характер, а сопоставляя эти свидетельства с отмеченными уже выше свидетельствами Ксенофонта о безразличном, в научном смысле, отношении Сократа к религиозно-метафизическим вопросам и о характере его исследований в области этики, – мы вправе утверждать, что такого рода научным характером отличалась именно этическая сторона философии Сократа, но не религиозно-метафизическая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Демосфен (384-322 до Р.Х.) считается одним из крупнейших государственных деятелей и политических ораторов конца классического периода. В отличие от Горгия, Антифона, Исократа, Платона, Аристотеля, Демосфен принадлежал к демократическому политическому направлению. В творчестве Демосфена синтезируется опыт ораторской прозы предшествующего времени, поэтому его речи рассматриваются как образцовые и включаются во все хрестоматии. В особенности популярны " Филиппики " и искусное самопрославление в речи " О венке " . Философия занимает выдающееся место в истории прозаической литературы. Из философского текста развивается богословская и собственно научная литература. От античной философии до нас дошло сравнительно немногое, большая часть античных философских (как и научных) произведений утрачена и известна по цитатам и критическим замечаниям, разбросанным в дошедших до нас произведениях, и по популярным изложениям философских учений, например, у Диогена Лаэрция, Секста Эмпирика, Плутарха, христианских апологетов, Отцов Церкви. Но дошедшие до нас философские произведения классического периода греческой литературы - Платона, Аристотеля и Ксенофонта - сохранились не случайно: они остаются, высшими образцами стиля философской прозы и неиссякаемыми источниками мысли, которым так или иначе следовали и следуют позднейшие авторы. Платон (427-347 до Р.Х.). Произведения Платона описаны, в том числе и со стилистико-риторической точки зрения, в весьма обширной литературе [xxx] . Дошедшие до нас произведения Платона представляют собой в основном литературные диалоги [xxxi] , многие участники которых были реальными лицами. Непревзойденный художественный стиль, драматургическое совершенство, реалистичность и психологическая правдивость диалогов Платона и техника аргументации, которую используют спорящие персонажи, показывают, что диалоги представляют собой риторические произведения. Поэтому можно говорить о стилистическом направлении в истории философиив историко-литературном смысле, которое восходит к Платону независимо от того, какие идеи высказывают мыслители, использовавшие художественный метод Платона.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

И Платон изобретает самый подходящий для этого стиль – диалог. Читая диалоги Платона, мы начинаем мыслить вместе с Сократом, слушать его, как бы присутствуя при его беседах с афинянами. Сократ не давит своим авторитетом, а воздействует только аргументами и силой мысли. Нас убеждает не сам Сократ, а те мысли и аргументы, которые мы сами в себе с помощью Сократа обнаруживаем. Правда, в этом методе кроется и очень серьёзная проблема – проблема отличия исторического Сократа от Сократа – литературного героя, устами которого Платон излагает своё собственное учение. Отличить, где излагаются мысли подлинного, исторического Сократа, а где самого Платона, представляется крайне сложным. Считается, что в ранних диалогах Платона чаще излагаются взгляды Сократа, а в более поздних – мысли самого Платона. Платон, как гениальный ученик Сократа, лучше всех понял суть его учения, и поэтому изучать Сократа как философа надо по произведениям Платона. Ксенофонт также издал свои «Воспоминания о Сократе», но он, видимо, не до конца понял смысл учения Сократа, поэтому иногда он приписывает Сократу мысли, которые тот вряд ли высказывал, – об экономике, физике, природе, т.е. о том, что Сократа интересовало меньше всего. Так что лучше всего читать Платона. Скажем, три речи Сократа на судебном процессе описаны в платоновской «Апологии Сократа». В диалоге «Критон» описываются события, происходившие, когда Сократ уже находился в тюрьме в ожидании смертной казни. Критон, подкупив стражников, пришёл к Сократу и предложил бежать из темницы. Сократ отказался это сделать, поскольку всю свою жизнь он учил людей добру, а нарушать законы не подобает добропорядочному гражданину. Поэтому, согласившись на бегство, Сократ перечеркнул бы тем самым всю свою жизнь. В диалоге «Федон» излагается последняя беседа Сократа с его учениками. Этот диалог относится к поздним, так что там больше излагаются идеи самого Платона, нежели Сократа. Но сюжетная линия всё же исторична, и из этого диалога можно узнать, каковы были последние часы жизни Сократа.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Ср. R.P.X 598b-d, 599a, d, 601b, 602d; Legg. X 889b). Можно себя спросить, далека ли от этого эстетического иллюзионизма известная теория Аристотеля о том, что в истории мы находим действительные факты, в поэзии же - только возможное (Poet. 9). Таким образом, наука уже давно рассталась с тем убеждением, что учение о подражании впервые введено только Аристотелем. Уже Г.Финслер указывает на это учение у Ксенофонта (Memor. III 10), хотя и с оговоркой о неточной терминологии (но она, как мы знаем, и у самого Платона достаточно пестрая). Однако дело идет, конечно, гораздо дальше Ксенофонта. Аристотель, несомненно, заимствовал свое понятие " подражание " у Платона, а Платон - в горгианских кругах. Кроме того, имеются достаточно определенные данные о зависимости подобного рода учений и от пифагорейских кругов . О несамостоятельности Аристотеля в учении о катарсисе, где Аристотель, несомненно, использовал существовавшую до него теорию эстетических аффектов, еще раньше того говорили Е.Ховальд и М.Поленц . Неплохо рассуждал и А.Ростаньи об Эмпедокле, как о посредствующем звене между Горгием и пифагорейцами, что только подтверждает собою старую работу Г.Дильса о Горгии и Эмпедокле . Другими словами, приведенное нами определение трагедии у Горгия ни в каком случае не должно производить на нас впечатления чего-то неожиданного и слишком уж оригинального. Современная классическая филология вскрывает целый бурлящий поток всех этих концепций подражания, иллюзии, аффектов и их очищения, который в классическую эпоху заканчивается для нас теориями Платона и Аристотеля, кульминирует у Горгия и горгианцев, а своим началом теряется в туманных далях Эмпедокла и пифагорейства. Что касается живописи и скульптуры, то Горгий подчеркивал в них выражение внутренних настроений при помощи внешне ощущаемых средств: " Живописцы услаждают наше зрение, мастерски составляя из многих цветов и тел одно тело и одну форму. Работа скульпторов, состоящая в изготовлении статуй, доставляет глазам приятное зрелище.

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

Анаксагор учил о самовластном и неограниченном уме, к-рый «правит» жизнью всего сущего, в т. ч. и Д. людей (DK. 59B12), и предопределяет их, однако его толкование ума, воздействие к-рого на вещи понималось преимущественно механически, подверглось суровой критике сначала Платоном, затем Аристотелем. Демокрит , подобно Гераклиту, считал Д. воздушной и огненной ( Arist. De anima. 404a1-15), утверждал, что «людям следует большее значение придавать надлежащему состоянию души, чем тела, ибо совершенная душа выправляет дурные стороны тела, телесная же сила без разума ни в чем не может совершенствовать душу» (DK. 68В187; пер. С. Я. Лурье). Полагая, что тело приводится в движение Д., Демокрит связывал конечную причину движения с атомами и тем самым толковал Д. человека как особую разновидность телесной структуры; на этом основании он отрицал бессмертие Д. и рассматривал смерть человека как разрушение состоящей из атомов душевно-телесной природы ( Лурье. С. 320); по мнению Демокрита, Д. рождается и умирает вместе с телом. В теории образов, близкой по содержанию к теории «истечений» у Эмпедокла, Демокрит пытался объяснить происхождение в Д. ощущений и представлений притеканием «образов», испускаемых вещами. До Платона наиболее полное учение о Д. в античной философии было создано Сократом , о философских воззрениях к-рого известно в основном благодаря непохожим друг на друга трудам Платона и Ксенофонта. Сложный и загадочный мыслитель Сократ представлен у Платона преимущественно в качестве неутомимого искателя истины, диалектика и философа, у Ксенофонта - учителем жизни. Поворот Сократа от «природы», составляющей основной предмет исследования у большинства философов-досократиков, к познанию человека, религиозно-нравственной проблематики добра и зла обусловил его особое внимание к Д. 3 основные темы - о природе Д., познании Д. и посмертной участи Д., определившие общее толкование Д. у Сократа, опирались на учение о боге, понимаемом в качестве владыки прекрасного космоса, причины «великих деяний» и подателя благ.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Главкон, отец Хармида и Периктионы, матери Платона III 1 Главконид, лицо неустановленное II 30; ср. Ук. ист. Гнур, отец Анахарсиса I 101 Гобрий, персидский маг I 2 Гомер, поэт I 90; II 11, 43, 46; III 7; IV 20; VIII 21; IX 71; ср. Ук. ист. Гомер из Византия, эллинистический поэт IX 113 Горгий Леонтинский (483–375), знаменитый софист, создатель «украшенной» прозы II 49, 63; III 52; VI 1; VIII 58 Горгий, отец Леофанта I 41 Горгил, один из душеприказчиков Стратона V 62 Грилл, отец Ксенофонта Афинского II 48 Грилл, сын Ксенофонта Афинского II 52, 54, 55 Гриллион, скульптор времен Аристотеля V 15 Даимах Платейский, историк III в., писал об Индии и осадном искусстве. См. Ук. ист. Даипп, упомянут в завещании Стратона V 63 Дамагет, отец мудреца Хилона I 68 Дамас, брат Демокрита, помогавший ему в бедности IX 39 Дамасий, афинский архонт в 582–580 гг., стремившийся к тираннии I 22 Дамасипп, считается отцом Демокрита IX 34 Дамо, дочь Пифагора VIII 42 Дамон Киренский, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Дамон (V в.), теоретик музыки, советник Перикла и учитель Сократа, изгнан впоследствии из Афин как друг «тридцати»; впервые оформил учение о музыкальном этосе, переменами в музыке объяснял политические перевороты, придавал музыке большое воспитательное значение II 19 Данай, древний зодчий в Линде I 89 Дарий, сын Гистаспа, царь Персии в 522–486 гг. IX 12–14; ср. Ук. Ист. Дексий, отец Ксенофана Колофонского IX 18 Дельфида, дочь Евдокса Книдского VIII 88 Демарат, спартанский царь в 510–481 гг., изгнанный и ходивший на Грецию с Ксерксом I 72 Демарат, друг и последователь Феофраста V 53 Демей, считается отцом Зенона Китийского VII 1 Деметрий Александрийский (ок. 300), философ-киник, ученик Феомброта VI 95 Деметрий Амфипольский, ученик Платона III 46 Деметрий Византийский (III в.), историк, писал о нашествии галатов и о I Сирийской войне. См. Ук. ист. Деметрий Красавец, возможно, сын Антигона Гоната, полководец, захвативший власть в Кирене, но убитый по наущению своей невесты Береники IV 41

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

172. В ту пору римляне изгнали царей и положили начало правлению консулов. 4733 173. Ксеркс царствовал двадцать лет. (486–465 до н. э.) 174. Сочинители трагедий Эсхил, Пиндар, Софокл и Эврипид знамениты и почитаемы. 175. Историограф Геродот и живописец Зевксис получают всеобщее признание. 4773 176. Артаксеркс, прозванный Долгоруким, царствовал сорок лет. (465–424 до н. э.) 177. Во время его царствования первосвященник Ездра восстановил писанный Закон./добавлено: Во время его царствования первосвященник Ездра восстановил писанный Закон, погибший в пламени от враждебных народов. 178. Неемия восстановил стены Иерусалима. 179. Сочинители трагедий Аристарх, Аристофан и Софокл почитаются уважаемыми людьми. 180 . Тагда же прославились лекарь Гиппократ, философы Сократ и Демокрит./исправлено: Прославились первый комедиограф Кратин, лекарь Гиппократ, философы Сократ и Демокрит. 4792 181 . Дарий, прозванный также Незаконнорожденным, царствовал 19 лет. (424–405 до н. э.) 182. Рождается Платон./исправлено: В эту эпоху узнали философа Платона и Горгия, первого учителя риторики. 4832 183 . Артаксеркс царствовал сорок лет. (405–359 до н. э.) 184. Говорят, что в это время произошла история с Эсфирью 30 . 185. Платон и Ксенофонт, ученики Сократа, почитаются уважаемыми людьми/.исправлено: Ксенофонт, ученик Сократа, также почитался уважаемым человеком. 4858 186. Артаксеркс, имя которого было также Ох, царствовал двадцать лет. (359–338 до н. э.) 187. Оратор Демосфен добивается признания./ исправлено: Демосфен добивается признания его первейшим из ораторов. 188. Возвышен Аристотель./исправлено: Аристотель возвышен, как первейший из диалектиков. 189. Умирает Платон. 4862 190. Ксеркс, сын Оха, царствовал четыре года. (338–336 до н. э.) 191. Философ Ксенократ почитается выдающимся человеком. 4868 192. Дарий царствовал шесть лет. (336–331 до н. э.) 193. Александр, победив иллирийцев и фракийцев, тотчас же завоевал Иерусалим и, войдя в Храм, принес жертву Богу. 194. Персидское царство, стоявшее до сих пор неколебимо, переходит под власть греческих царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Каллий (ок. 450–370), пасынок Перикла и шурин Алкивиада, известный богач, персонаж Платона и Ксенофонта II 7 (?), 30 Каллий (V в.), поэт древней комедии. См. Ук. ист. Каллий, отпущенник Феофраста V 55 Калликл, персонаж диалогов Платона, возможно вымышленный, один из первых в истории идеологов концепции сверхчеловека III 52 Калликрат, лицо неустановленное IV 38 Каликратид, брат Эмпедокла VIII 53 Каллидемид, афинский архонт, герой Марафонской битвы I 56 Каллимах, один из душеприказчиков Платона III 43, ср. 42 Каллимах (370–240), крупнейший поэт александрийской школы, возглавлял Александрийскую библиотеку, создал первый каталог греческих писателей. См. Ук. ист. Каллимед, афинский архонт в 360/59 г. II 56 Каллин, перипатетик, ученик и наследник Феофраста V 52, 53, 56 Каллин, перипатетик, друг Ликона, посмертный издатель его сочинений V 70, 71, 73, 74 Каллипп Коринфский, стоик, ученик Зенона Китийского VII 38 Каллипп, афинянин, ученик Платона и соратник Диона, впоследствии предавший его, за что сиракузяне почитали его освободителем от тираннии III 46 Каллипп, свидетель по завещанию Феофраста V 57 Каллисфен Олинфский, историк и философ, родственник и ученик Аристотеля, сопровождал Александра Великого в походе в Азию, казнен за участие в заговоре; ему был приписан знаменитый роман об Александре V 4, 5, 10, 39, 44; VI 45 Каллисфен, перипатетик круга Феофраста V 53, 56 Карион, раб, завещан Феофрастом Демотиму V 55 Каркин, трагический поэт, живший при дворе Дионисия Младшего, написал 160 драм II 63 Карнеад IV 62–66; X 9; соим. IV 66; I 14, 16; IV 60, 67; V 19; ср. Ук. ист. Кассандр, сын Антипатра, в 305–297 гг. царь Македонии, захвативший в 317 г. Афины и установивший там олигархию во главе с Деметрием Фалерским IV 1; V 37, 78 Кассий, скептик I или II в. н. э. VII 32, 34 Кафисий, флейтист. См. Ук. ист. Кебет Фиванский II 125 Кекроп, современник и порицатель Гесиода II 46 Кеней, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Керкид Мегалопольский (III в.), законодатель, полководец и кинический философ, автор сатирических ямбов и мимиямбов. См. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010