Поэтому увещеваем и умоляем тебя не переставать обличать противников, вынося божественное учение из священных сокровищниц сердца твоего (ср. Лк.6:45 ) и отсюда ясно доказывая, что Христос не был бы Христом, если бы Он не был описуем по образу нашему. Если Он стал плотью, то, конечно, и описуем, как плоть. А что не может быть описуемо, то не заключается в человечестве, но вне места и времени; это чистый Бог, называемый и представляемый непостижимым и беспредельным. К несомненному доказательству истины и естественными соображениями нужно доказывать это, что Христос описуем и поклоняем в иконе, ибо «в ней изображается первообраз», как говорит в одном месте божественный Дионисий; и в другом месте: «Одно в другом, кроме различия по сущности» 1408 . Итак, отвергающий, что Христос описуем, отвергает, что Он стал человеком; и не поклоняющийся иконе Его совершенно не поклоняется Ему, хотя и думает, что поклоняется, как говорит священное слово: неверные говорят, что знают Бога, а делами отрекаются ( Тит.1:16 ). Это изложил я почтению твоему не как незнающему, но как мыслящему точно так же, и почерпнув как бы каплю из моря учения; между тем есть бесчисленное множество отеческих свидетельств, равно как и древней истории от самого начала евангельской проповеди, [Col. 1581] к утверждению непорочной нашей христианской веры. 525. К ктитору Филофею (II, 191) 1409 (783) Великим благом считает достоинство твое, как говоришь ты, когда получаешь наши письма и даже когда мы упоминаем о тебе. Это служит в похвалу твоей богомудрой душе, украшенной великим смиренномудрием, а не нам, уничиженным и ничего не значащим. Впрочем, по вере своей ты получишь награду от правосудия Благого Бога нашего, Который вознаграждает веру каждого небесными воздаяниями и сделанное для ближнего о Христе относит к Себе Самому. Мы же поистине радуемся, называя себя друзьями такого и столь доблестного мужа, которого добродетель всем известна, хвала весьма справедлива и жизнь есть образец для многих, желающих жить благочестиво в настоящем веке, как стоящая на высоте горы добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Действительно, драгоценнейший, заблуждение иконоборцев очевидно. Ибо некогда, когда Бог был бесплотен, нельзя было изображать Бога, потому что сказано: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ; 1Ин.4:12 ). И тот, кто делает это, идолопоклонник. Когда же Бог Слово сделался плотью, уподобившись нам во всем, тогда Он описывается, то есть подобно нам изображается, если действительно верен апостол, сказавший: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Если это так, то Он изображен во плоти и о чем бы другом человеческом ты ни сказал ел во плоти, потел во плоти, плакал во плоти, страдал во плоти. Итак, о чем бы ты ни хотел сказать, всё это Он встретил во плоти. И это учение укрепилось как очевидное. Опровергать же, что Он может быть изображен во плоти, это значит вместе опровергать и всё сказанное. И, таким образом, необходимо было бы говорить, что Бог не явился во плоти. Что может быть более иудейским, чем это? Это сказано соответственно мере письма. Если же Бог даст когда-либо увидеться нам друг с другом, тогда столько тебе будет сказано догматов истины относительно написания и почитания поклонением святых икон, сколько честность твоя в состоянии будет выслушать. 438. К духовному сыну Василию (II, 97) (616) Мы желали вместе с господином Григорием [Col. 1349] видеть здесь и тебя, возлюбленное чадо, но так как этого не случилось, то утешаем себя за это лишение письмом, извещая тебя, что мы всегда содержим тебя в своем смиренном сердце, желая спасения тебе и находящимся с тобою братиям и сынам. Подлинно, для отца слава доброе мнение о сыне и священная похвала для него достоуважаемая жизнь сына. Поэтому увещеваю тебя в Господе не только соблюдать свою стойкость, но заботиться и о братиях, быть любимым и любить, быть уважаемым и уважать. Ибо где духовная любовь, там посреди Христос, как Он Сам обещал ( Мф.18:20 ). Руководи агнцев Христовых, как прекрасный наставник, сострадательно и снисходительно заботясь о них, как о собственных членах; ты знаешь, каков ты, как беспристрастен, как обходителен, как точен в исполнении заповедей Божиих. Да будет у всех одна душа, так чтобы всё было общее (ср. Деян. 4:32 ); да будет исповедь, потому что всё открывающееся есть свет, и наоборот; да будет послушание, при котором враг не найдет места к обольщению; да будет смирение, по которому Бог стал человеком, чтобы таким образом сделать людей богами. Воплощение и обожение

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Аркадий, бывший архиепископ Пермский, потом Олонецкий, достоин признательного воспоминания в ряду архипастырей, потрудившихся для церкви в борьбе с расколом. Современник двух великих деятелей на этом поприще – митрополита Филарета и митрополита Григория, он может занять здесь с полным правом первое место после них. И в Олонце и особенно в Перми он неутомимо, с примечательным знанием и искусством, трудился в деле вразумления и обращения раскольников на путь истины, справедливо поставляя в нем одну из важнейших обязанностей своего архипастырского служения. Вот что сам он писал в первые годы управления пермскою епархией к одному из правительственных лиц, характеризуя и свой образ действования в отношении к раскольникам: «Я обрек себя всего на службу св. церкви: не терпя фанатизма, не имею равнодушия, когда Господь открывает мне случай и возможность послужить спасению порученных мне. К полицейским мерам гражданского начальства прибегаю только в крайностях; тогда только прошу удержать противозаконные действия врагов церкви, когда они чрезвычайно вредны, чрезвычайно незаконны, ибо знаю, сколь неверны бывают сии меры, сколь необходимо действовать просвещением, убеждением. Направляя все части моего управления к сему, не могу отказаться и сам от переписки с православными, с единоверцами, с раскольниками, даже с мужиками, когда они требуют сего. В переписке сей стараюсь, сколь могу, соблюсти вежливость, истину, впрочем, без богопротивного потворства злу, заблуждению. Хочу быть поверяем во всем, прошу о сем других; поверяю себя даже чрез подчиненных моих: больше всего опасаюсь ошибки» 1 . И это не одни слова. Многочисленные письма его к разным лицам и особенно к священникам его епархии, печатаемые в настоящее время 2 , представляют несомненное доказательство их полной справедливости. В этих письмах, а также и в оставшихся его сочинениях, он является действительно архипастырем, «обрекшим всего себя на службу св. церкви», и особенно чрез обращение раскольников, которых огромное количество находилось в обеих епархиях, бывших в его управлении. Из них видно, как обширны и постоянны были его сношения, даже письменные, и с старообрядцами, и со светскими лицами, имевшими влияние на старообрядцев, и с духовенством, – как заботился он, одних вразумить и направить на путь истины, других – наставить, поддержать и утвердить в их деятельности против раскола; и все эти сношения проникнуты апостольскою простотой, не лишенной властности, запечатлены умом светлым и сильным, обширным знанием священного и отеческих писаний, и близким знакомством с учениями раскола. Мы имеем в копии два письма архиепископа Аркадия, – одно к нижнетагильскому протоиерею Михаилу Кириллову, другое – к управлявшему нижнетагильскими заводами Д. В. Белову, и находим не излишним привести их здесь в подтверждение сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Из них: 1) одиннадцать принадлежать четырем иерархам и одной высокопоставленной особе женского пола, которые в разное время пытались склонить Дёллингера к подчинению определениям ватиканского собора; это были два, следовавшие один за другим на мюнхенской кафедре, архиепископа фон Шерр и фон Штейхеле, один папский нунций в Баварии Руффо Сцилла и один из бывших великих почитателей и друзей Дёллингера, известный тюбингенский профессор богословия, в начале заседаний ватиканского собора посвященный во епископа Ротенбургского в Вюртембергском королевстве, – Гефеле, автор известной и у нас «истории соборов»; имя упомянутой высокопоставленной особы женского пола Рейш не признал пока возможным напечатать. 2) Четыре письма не следовало бы и называть письмами, – это официальные церковные документы: одно архипастырское послание к своей пастве архиепископа фон Шерра по поводу отлучения Дёллингера от римской церкви и три отношения мюнхенского епархиального ординариата – учреждения, имеющего некоторую аналогию с вашими консисториями – два к Дёллингеру по тому же делу отлучения его от церкви, и одно – к настоятелю той приходской церкви в Мюнхене, в которой долженствовало совершиться провозглашение этого отлучения. Самому Дёллингеру из всех писем принадлежат только одиннадцать. Из них пять адресованы к разным ученым или просто знакомым ему духовным лицам в ответ на их вопросы, напр., о том, справедливы ли распространяемые печатные известия, будто Дёллингер подчинился декретам собора, или о том, как он думает о задачах старокатолицизма и т. п. Наиболее живой интерес для православного читателя имеют те шесть писем Дёллингера, в которых он предлагает обстоятельный ответ вышеупомянутым иерархам и высокопоставленной даме на их приглашение подчиниться ватиканскому собору. В этих письмах Дёллингер с полным спокойствием, с терпением, но и с достоинством убежденного ученого объясняет своим корреспондентам важнейшие, научные и нравственные, мотивы своего поведения относительно собора и настойчиво просить их, если они сами убеждены в истинности ватиканских декретов, помочь ему – Дёллингеру сознать ту истинность и изменить свои убеждения, которые он так долго считал основательными и которые он более 47 лет излагал своим университетским слушателям с университетской кафедры и читающей публике в своих сочинениях, причем он указывает и на наилучшее средство к такому переубеждению его…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

        Письма 357, до ноября 1. К Евстафию Философу 357 (или 358) 14. К Григорию, другу 4. К Олимпию 360–362 9. К Максиму Философу 362 или 363 3. К Кандидиану 18. К Макарию и Иоанну 19. К Григорию, другу 363–370 22. О совершенстве в монашеской жизни 363–378 43(46). К падшей деве 20. К Леонтию, софисту 21. К Леонтию, софисту 365–378 15. К Аркадию, комиту 368, после 10 октября 369, осень 31. К Евсевию, епископу Самосатскому 370, весна 27. К Евсевию, епископу Самосатскому 370–371, зима 25. К Афанасию, епископу Анкирскому 370–373 57(61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 370–378 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского 45(49). К Аркадию, епископу 49(53). К хорепископам 50(54). К хорепископам 51(55). К Паригорию, пресвитеру 52(56). К Пергамию 58(62). К Церкви Парнасской 59(63). К неокесарийскому градоначальнику 60(64). К Исихию 370–378 68 (72). К Исихию 69(73). К Каллисфену 73(77). Без надписи 74(78). Без надписи 79(83). К чиновнику, облагающему податями 81(85). О том, что не должно клясться 82(86). К правителю области 83(87). Без надписи 103(107). К вдове Иулитте 104(108). К попечителю наследников Иулитты 105(109). К Елладию, сотоварищу ипарха 111(115). К Симпликии, еретичке 147(152). К Виктору, военачальнику 148(153). К Виктору, бывшему консулу 165(172). К Софронию, епископу 170(177). К Софронию, магистру 171(178). К Авургию 172(179). К Аринфею 173(180). К Софронию, магистру, за Евмафия 178(185). К Феодоту, епископу Верийскому 184(192). К Софронию, магистру 186(194). К Зоилу 262(270). Без надписи, о похищении девицы 264(272). К Софронию, магистру 266(274). К Имерию, магистру 269(277). К Максиму Схоластику 274(282). К епископу 275(283). К одной вдове 276(284). К сборщику податей 277(285). Без надписи 279(287). Без надписи 280(288). Без надписи 281(289). Без надписи, об одной притесненной женщине 282(290). К Нектарию 283(291). К Тимофею, хорепископу 298(306). К севастийскому градоначальнику 371, не позднее марта 44 (48). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Но я, впрочем, незаметно увлекся полетом слова и предложил неподходящее к тебе увещание. Ведь это для меня и для тех, которые подобно мне погружены во множество грехов, необходима эта речь, потому что она устрашает и возбуждает, а тебя цветущую таким множеством добродетелей и коснувшуюся уже самого свода небес, она вовсе не может поражать страхом. Поэтому, беседуя с тобой, я обращусь к песне другого рода и стану ударять по другой струне, потому что этот страх не может поразить тебя, а если и поражает, то только в такой разве степени – в какой и ангелов. Итак, перейдем к другому, а вместе с нашей речью перейди сюда и сама ты, а именно, помышляй о воздаяниях за свои добродетели, о блестящих наградах, о светлых венцах, о хороводе вместе с девами, о священных обителях, о небесном брачном чертоге, об уделе, общем с ангелами, о полном дерзновении и общении с Женихом, о том удивительном шествии с факелами, о благах, превосходящих и слово, и ум. 4 . Не противоречь моим словам, если даже я и причислил тебя, прожившую во вдовстве, к хору тех святых дев. Ты часто слышала меня и наедине, и публично беседовавшего о том, как вообще определяется девство, и что никогда нельзя было бы воспрепятствовать тебе быть сопричисленною к хору тех дев, а лучше сказать – превзойти их в значительной степени тебе, которая проявила великое любомудрие и в остальных добродетелях. Вот почему и Павел, давая определение девства, назвал девою не ту, которая не знает брака и свободна от сожительства с мужем, но ту, которая «заботится о Господнем» ( 1Кор.7:34 ). И Сам Христос, показывая, насколько важнее девства милостыня, скипетр которой ты сама крепко держишь и за которую давно стяжала себе венец, изгнал из того сонма половину дев, так они вошли без этой добродетели, лучше же сказать, потому что не владели ею в достаточной степени – потому что масло у них было, но не достаточной мере; а тех, которые вошли без девства, но облечении были добродетелью милостыни, принял с великой честью, называя их и благословенными Отца, и призывая к Себе, даруя им участие в царстве Своем и провозглашая (об их добродетели) перед всей вселенной ( Мф.25:1–12 ), и в присутствии ангелов и всей твари не отказался назвать их питавшими Его и оказывавшими гостеприимство. Этот блаженный голос и сама ты услышишь, тогда и в изобилии вкусишь эту награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Влияние Ареопагитик очень сильно чувствуется у немецких и фламандских мистиков XIV-ro и XV-ro веков, у Эккегарда, у Рюисбрука, у неизвестного автора знаменитой книги " О подражании Христу. " В новом мистическом и спекулятивном опыте вновь оживают предания таинственного созерцателя давних времен. С Ареопагитиками связан в своих философских построениях Николай Кузанский. Над переводом Ареопагитик работал знаменитый флорентийский платоник, Марсилий Фичино... Лютер резко поставил вопрос о мнимом Дионисии, - Ареопагитики он считал апокрифом, а в авторе видел опасного мечтателя. В тоже время выступил Эразм (вслед за Л. Валлою) с доказательством позднего происхождения памятника... Но влияние Ареопагитик не ослабело... Католические богословы XVI-ro и XVII-ro веков продолжали доказывать подлинность памятника (Л. Лессий, кард. Бароний, В. Кордерий, знаменитый издатель Ареопагитик), мистики продолжали им вдохновляться, - Ангел Силезий, отчасти квиетисты... Не будет преувеличением сказать: вне влияния Ареопагитик останется непонятною вся история средневековой мистики и философии. Ареопагитики были живым и главным (но не единственным) источником " платонизма, " т.е. неоплатонизма в Средние века. 4. Об авторе Ареопагитик приходится судить только по его творениям. Corpus Areopagimicum имеет следующий состав: 1) " О небесной иерархии, " - описание небесного горнего мира; 2) " О церковной иерархии, " - описание и истолкование церковного священнослужения; 3) " Об именах Божиих, " - трактат о свойствах Божиих; 4) " Мистическое богословие, " - рассуждение о неизреченности и недоведомости существа Божия; 5) собрание 10 писем к разным лицам, преимущественно на догматические темы. В тексте встречаются ссылки еще на целый ряд произведений того же автора; однако, всего вероятнее, это простая литературная фикция. Письма с именем Ареопагита, сохранившиеся только в латинском переводе, как и письма, открытые в сирийском и армянском переводах, принадлежат другим авторам. На Ареопагитиках лежит печать позднего неоплатонизма, прежде всего на языке.

http://sedmitza.ru/lib/text/538184/

Очень грустно положение митрополита в Синоде. Грустно оно не для личности, но для митрополита и как перевесь, взятый священниками над архиереями. Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке. Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо. Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием. 15 апреля 1865 года. 241 Письмо твое от 5-го апреля получено. На этой же почте получил письмо от А. Н. М., которому, как видно, «Опыты» не понравились, – вероятно, как конкуренция на литературном поприще. Особливо «Плачь» смутил его, по его выражению. Я отвечаю, что этой статьи не хотел печатать, но она оказалась нужной для тех, которые находятся в подобных обстоятельствах на гранях между монашеством и миром, и напечатана для них, по просьбе некоторых из них. 1 мая 1865 года. 242. Об издании сочинений Еп. Игнатия Спаси Господи за труды твои по напечатанию книги «Аскетические Опыты» и поздравляю с окончанием этого труда, за который да воздаст тебе милосердый Господь. Дай Бог, чтобы книга была сколько-нибудь полезна современному христианству. Получил от архимандрита Игнатия и от Норова письма, в которых видно их сердечное сочувствие к учению, изложенному в «Опытах». Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно. Предсказанное в Писании совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ и все страны, в которых доселе держалось православие. В особенной чистоте оно было сохраняемо в Молдавии, Валахии, Сербии. Никак не бери на себя напечатания остальных двух процензурованных частей моих сочинений. Это вовлечет тебя в самое затруднительное положение, сопряженное с душевным расстройством. Слава Богу за то, что напечатаны «Аскетические Опыты». В них – великая помощь для желающих истинно молиться и истинно подвизаться. 25 октября 1864 года. 243 По поводу клеветы, взведенной гласно посредством печатной статьи «Одесского Вестника», в которой П.А. Б. был обвинен несправедливо в недобросовестных действиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Возлюбленная о Господе! Спасайтеся о Господе и радуйтеся, яко мзда Вам многа будет на небесех! Читая Ваши письма, и видя в них описуемые Вами болезни телесные и страдания душевные, я премного болезновал о том сердцем моим, и молил Господа Бога о облегчении Вашем и исцелении от всех страданий . Между тем замечаю я из страданий Ваших то, что Вас Господь ведет к небесному царствию путем Святых, которые тоже в жизни сей страдали, и страданием своим и многими скорбями наконец, достигли в царствие небесное; и теперь там упокоеваются душою своею. И Вы, добрая матушка, непременно там же будете веселиться во светлостях святых; одну только слабость свою подальше отбросьте от себя – ропотливость, от которой крест Христов легче не будет. Я и сам сильно страдаю; ибо почти совершенно остави мя сила моя, и несть исцеление в плоти моей; но стараюсь безропотно терпеть, поскольку от нетерпения легче мне не будет. Приснослабый и недостойный Игумен Антоний. 9 июня 1856 г. На счет пишемой Вами книжки не извольте Вы беспокоиться, что медленно пишется. Я никакого срока не определяю, ибо есть что читать мне и без оной. A теперь и еще при письме сем написал я одну страничку, которую тоже потрудитесь переписать в книжку в конце всех статей; и простите, что я не умаляю, a прибавляю Вам трудов. Преподобного Аммона. Вопрос: Отче, аще кто во гресех состареется, не могий поститися, и бдети, и труд творити, и жестоко житие проходити, како может спастися? Ответ: Имже образом спасеся мытарь, якоже рече пророк: смирихся, и спасе мя Господь. Жертва бо Богу дух сокрушен и смирен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Сим же путем может спастися и убогий, и больной, и престарелый, и ученый, и неученый. От вопросов св. Афанасия Александрийского . Прииде убо брат к старцу единому, рече ему: Отче, Господь рече во св. Евангелии: врази человеку домашнии его. Да кто суть врази таковии? Отвеща старец: 1-е объядение, 2-е опитие, 3-е сребролюбие, 4-е лихоимание, 5-е высокоумие, 6-е непокорство, 7-е непослушание, 8-е осуждение братий, 9-е очи зазорливии, 10-е язык велеречив, 11-е сердце гневливо, 12-е клевета и лжа, 13-е дерзость и смех. Сии суть немилостивии врази человеку домашнии его.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

е. до получения второго Вашего письма, возвещающего об облегчении от болезни, чему я сердечно возрадовавшись, прочитал благодарственную молитву ко Господу Богу, и в конце оной воскликнул: Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков. Даруй Боже, чтобы таковая болезнь никогда не повторилась, которая может быть случилась с Вами от неумеренного стояния? Иные от усердной молитвы головы свои раскалачивали до мозгу, но с нами – как с людьми умными подобного усердия не случалось. Но от неумеренного стояния, как y меня, так и y Вас разболелись ноги до неисцельных ран, a посему весьма справедливо св. Исаак Сирин сказал, что умеренному жительству цены несть, ибо Господь Бог не на ноги наши смотрит, a на сердце, и говорит: Сыне, даждь Ми твое сердце, a не ноги; почему и в молитвенном стоянии должны мы себя умерять, a я так оскудел ныне силами своими, что и сидеть много не могу, и спасаюсь лежачи на боку, но не знаю – спасусь ли. 1-го февраля 1863 г. О зубной болезни Вашей сердечно сожалею я, но ни – сколько не удивляюсь этому. Ибо на мельницах и камни жерновные смалываются; a зубам нашим в течение жизни немало было работы. A главная причина болезни та, по словам святого Давида, что зубы грешников Господь сокрушает.... A мы с Вами в числе грешников не последние люди. Письмо 116 Слыша, что Ваша семейная, святая обитель не свободна была от болезней, a также и от некоторых неприятностей, сердечно жалел я и просил Господа Бога, елико мог, чтобы Он посетил, и исцелил немощи Ваши имене Своего ради. Что делать? Так уже Господь устроил, чтобы временная жизнь наша без скорбей не проходила, как сказано: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль. Но всего удивительнее, что ни один святой муж, сколько бы ни был свят и совершен, не провел жизнь свою без того, чтобы не претерпеть чего, и – того ради, чтобы человек не превозносился. И если святые терпели, a нам и кольми паче должно терпеть! A также и о болезненном страдании безвинного и ангелонравного Б. Вашего немало болел я сердцем моим, и просил Господа, чтобы для утешения Вашего сохранил жизнь его, и облегчил страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010