Глубокая назидательность и особенная сила благодатию помазанного слова, искренность, теплота и задушевность, иногда в соединении с изумительной простотой и в то же время художественностью изложения – вот общие черты нравоучительных трудов святителя. Главная задача, раскрывающаяся во всех их, это – указание на небо, на высший смысл и цель человеческой жизни, возбуждение к искреннему покаянию и живому обращению к Богу, к поддержанию в себе или возгреванию благодатной жизни. «Эти произведения великого подвижника веры и благочестия христианского, говорит преосвященный Никандр, полные духовно-благодатного помазания, в возможной полноте и близости отражают в себе дух учения Христова и апостольского – и все направлены к указанию высшего блага, вечных целей бытия человеческого... Они не только способны пробуждать человека-христианина от духовного усыпления, не только вызывать его из состояния религиозной апатии, равнодушия к вере, так называемой теплопрохладности, столь распространенной ныне среди современных христиан, не только побуждают христианина грешника к покаянию, исправлению и благодатному обновлению жизни во Христе, но и указывают ему самые надежные средства к достижению всего этого...» Сочинения, в которых излагаются истины христианского нравоучения на основе глубокого духовного опыта и внимательного наблюдения над явлениями духовной жизни: 1) Письма о духовной жизни. 2) Письма о христианской жизни, в 4 частях. 3) Письма, к разным лицам о разных предметах веры и жизни. 4) Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться. 5) Душа и ангел не тело, а дух. (Против брошюр – слово о смерти и прибавление к сему слову). В первых двух частях «Писем о христианской жизни» и во второй части «прибавлений» к ним, в письмах «о духовной жизни», в замечательном труде: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и в некоторых отделах «Писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни», равно как отчасти и в мыслях на каждый день года, мы находим громадное собрание и глубоко осмысленное изложение явлений и фактов духовной жизни, начиная с первых благодатных движений христианского сердца к богообщению. Борьба со грехом, падения и восстания, благодатная помощь Св. Духа, все, что переживает христианин, деятельно вступивший на путь благочестия, – все это находит живое выражение в указанных сочинениях, все изображено с неподражаемым совершенством, в связи со знаменательными советами и указаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Беседы об Антифонах//Христианское чтение. – 1890, январь-февраль. – С. 7. Поучение епископа Аркадия воспитанницам женской гимназии в начале говения, пред исповедью и после причащения Святых Таин//Христианское чтение. – 1890, март-апрель. – С. 281–289. Письма Аркадия к разным лицам//Христианское чтение. – 1890, март-апрель. – С. 334–364; май-июнь. – С. 626–667; 1891, январь-февраль. – С. 37–68; май-июнь. – С. 492–510. Литература: Чернавский H. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. – Оренбург, 1900–1903, т. 2. – С. 13, 262–352. Попов E., протоиерей. Великопермская епархия. – Пермь, 1879. Субботин Н. И. , профессор. Аркадий, архиепископ Пермский и Олонецкий, и некоторые его сочинения против раскола. – М., 1890–1894. Шестаков И., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799–1899). – Пермь, 1899. – С. 123–147. Троицкий И. Е. Воспоминания об Аркадии//Христианское чтение. – СПб., 1887. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 1. – С. 21, 272; т. 4. – С. 197, 198; 1911, т. 9. – С. 240, 241. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 613–614. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1407, 1408. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 1. – С. 241, 242, 270, 297; т. 3. – С. 23, 26–28, 303; т. 5. – С. 362, 402, прим. 1; том доп. – С. 191 и прим. 3. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранны е и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 93 и прим. 1–101; ч. 2. – С. 281 и прим. 1. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 842.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 914 г. императрица Зоя захватила регентство в свои руки, удалив Патриарха от двора. Под председательством Святителя в 920 г. состоялся собор, который еще раз запретил вступление в четвертый брак. Помимо этого Святитель активно занимался устроением миссии у аланов и хазар, состоял в переписке с армянским князем Ашотом, пытаясь вернуть армян в лоно Православной Церкви, налаживал отношения с Римской Церковью. Святитель умер 15 мая 925 г. и был погребен, согласно собственному завещанию, в монастыре Галакрены. Литературное наследие святителя Николая составляют 163 послания разным лицам и “беседа на взятие Фессалоники, произнесенная с амвона Великой церкви” в 904 г. Среди этих писем три (1, 2 и 102 2 ) адресованы мусульманскому правителю. Эти письма, как гласит надписание первого из них, были направлены “эмиру Крита”, но это явная грубая ошибка копииста, фактически письма адресованы не критскому эмиру, но главе правоверных, халифу в Багдад 3 . Для первого и 102 письма это убедительно доказал Р. Дженкинс, который справедливо заметил, что критский эмир явно не мог быть назван “величайшим из сарацинских владык” и правителем “всего народа сарацинского”. К тому же и внутренняя логика, и сам тон письма, и исторический контекст — все говорит в пользу халифа как адресата 4 . Те же доводы привел и Н. Глебов, распространив их и на второе письмо 5 . На наш взгляд, надписание первого письма можно реконструировать следующим образом: Тщ peridTxJ mБj Kr»thj f…lJ, то есть ‘Преславному и знаменитейшему эмиру и возлюбленному другу, послание о Крите’. Это объясняет, как могла возникнуть такая ошибка у одного из переписчиков. Адресатом святителя Николая был халиф ал-Муктадир (908–932), которому тогда было немногим более двадцати лет. Каждое из трех писем, направленных Святителем молодому халифу, преследует особую цель, и для каждого из них нужно вкратце восстановить исторический контекст возникновения. Первое письмо было написано Святителем, когда он еще был регентом при Константине Багрянородном, но уже после смерти Дамиана, о которой он упоминает — следовательно, в конце 913—начале 914 года.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-mist...

Б. издал «Материалы для биографии Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсонского» (СПб., 1884-1887. 2 т.), «Материалы для биографии Московского митр. Филарета» (СПб., 1882), переписку архим. Фотия (Спасского) и кн. А. Н. Голицына и др. Ряд статей и некрологов Б. посвятил различным церковным деятелям: митр. сщмч. Арсению (Мацеевичу) , Московскому митр. Макарию (Булгакову) , прот. Г. П. Павскому , прот. И. В. Васильеву и др. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 168. 1887 г. 496; Оп. 170. 1889. 473 [об увольнении Б. из СПбДА]; Ф. 802. Оп. 10. 1898. 28. Л. 59-61; РНБ ОР. Ф. 120. Оп. 1. 339 [письма А. Ф. Бычкову]; Ф. 391. 378 [письма А. А. Краевскому]; Ф. 593. 133 [письмо Н. В. Покровскому]; Ф. 874. Оп. 1. 7, 10, 14, 21, 48, 76 [письма С. Н. Шубинскому]; ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. 363 [формулярный список]. Соч.: Русский простонародный мистицизм. СПб., 1869; Духовные стихи (роспевцы) секты людей Божиих//Зап. отдела этнографии имп. Географического об-ва. СПб., 1871. Кн. 4; Иоанн (Соколов), еп. Смоленский как проповедник//ХЧ. 1872. Т. 3. С. 420-440; Конспект лекций по кафедре гомилетики. СПб., 1874; Конспект лекций по истории русского проповедничества. СПб., 1874; Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) и дело об отобрании церковных имений в 1762-1763 гг.//РС. 1876. 4. С. 721-756; Конспект лекций по пастырскому богословию и гомилетике. СПб., 1878; Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879; Князь А. Н. Голицын и архим. Фотий//РС. 1882. 3. С. 765-775; Митрополит Московский Макарий (Булгаков)//Там же. 1883. 6. С. 669-680; Как пишут критику в «Православном обозрении». СПб., 1886; Лекции по гомилетике. СПб., 1886; Лекции по истории проповедничества и гомилетики. СПб., 1886; Письма Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического, к разным лицам//ХЧ. 1886. Т. 1. С. 226-248; Св. Ефрем Сирин как проповедник//Там же. С. 732-770; Григорий Богослов как проповедник//Там же. Т. 2. С. 731-760; Лекции по патристике. СПб., 1887; Лекции по православной христианской гомилетике. СПб., 1889; О возможных улучшениях в современной нашей церковной проповеди//ХЧ. 1894. Т. 1. С. 171-188; Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современных. СПб., 1899 [полн. список тр. Б. см.: Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 34-40].

http://pravenc.ru/text/77608.html

27 . Мысли на каждый день года: по церковным чтениям из Слова Божия: крат. поучения. – Москва: Правило веры: Сретен. монастырь, 2003. – 399 с., 1 л. портр. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р, Т) 28 . Мысли святителя Феофана Затворника о сокровенном мире человека. – Минск: Изд-во Дмитрия Харченко, 2011. – 189 с. (Т) 29 . Наставления в духовной жизни. – 2-е изд. – Москва: Отчий дом, 1997. – 367 с. (Р) 30 . Наставления в духовной жизни: [богословская симфония по письмам свт. Феофана Затворника ]/сост. митр. Иоанн (Снычев). – Москва: Апостол Веры: Альта-Принт, 2005. – 384 с. (Е) 31 . Наставления в духовной жизни: письма/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь. – Москва: Издат. отдел Московского Патриархата: Посад, 1994. – 188 с. (Е) 32 . Начертание христианского нравоучения. – Репр. изд. 1895 г. – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 1998. – 519, с.: портр. (Е) 33 . О духовной жизни и молитве Иисусовой в письмах к схиигумену Герману и схимонаху Агапию: письма. – [Винница]: Винницкая епархия, 2001. – 104 с.: портр. (Е) 34 . О молитве Иисусовой в письмах к схимонаху Агапию, архимандриту Агафангелу и схиигумену Герману: письма/сост. иерод. Онуфрий (Маханов). – Москва: Паломник, 2005. – 144 с. – Библиогр.: с. 9. (Е) 35 . О нашем спасении: собрание творений святителя Феофана, затворника Вышенского . – Москва: Ковчег; пос. Печенга (Мурман. обл.): Трифонов Печенгский монастырь, 2003. – 1168 с.: фот. (Е) 36 . О православии с предостережениями от погрешений против него: слова епископа Феофана. – Москва: Изд. отд. Моск. Патриархата, 1991. – 109 с. (Р) 37 . О православии с предостережениями от погрешений против него. – Минск: Лучи Софии, 2003. – 272 с. – Печ. по изд.: Москва, 1900. (Е) 38 . Основы православного воспитания: по книге «Путь ко спасению». – Киев: О-во любителей православной литературы: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского , 2002. – 72 с.; То же. – 2-е изд. – 2006. (Е) 39 . Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. – Москва: Правило веры, 1999. – 511 с. (Т)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда в 913 г. умер император Александр, при малолетнем наследнике Константине Багрянородном был назначен регентский совет, который возглавил св. Николай, став на короткое время первым лицо в государстве. В это время на империю обрушился целый ряд бедствий: восстание Конастантина Дуки, вскоре же подавленное, поход болгарского князя Симеона, который предпринял осаду Константинополя, к счастью, окончившуюся для него неудачно. По просьбе папы Иоанна Х святитель направил в Италию войсковую экспедицию против арабов, которая увенчалась победой - в 916 г. объединённые силы христиан наголову разбили мусульман и навсегда изгнали их из Италии. Одновременно с этим патриарх вступил в переписку с Багдадским халифом по целому ряду вопросов. В 914 г. императрица Зоя захватила регентство в свои руки, удалив патриарха от двора. Под председательством святителя в 920 г. состоялся собор, который ещё раз запретил вступление в четвёртый брак. Помимо этого святитель активно занимался устроением миссии у аланов и хазар, состоял в переписке с армянским князем Ашотом, пытаясь вернуть армян в лоно Церкви, налаживал отношения с Римской Церковью. Святитель умер 15 мая 925 г. и был погребён, по собственному завещанию, в монастыре Галакрены. Литературное наследие святителя Николая составляют 163 послания разным лицам и " беседа на взятие Фесслоники, произнесённая с амвона Великой церкви " в 904 г. Среди этих писем три (1,2 и 102) адресованы мусульманскому правителю. Эти письма, как гласит надпись первого из них, были направлены " эмиру Крита " , но это явная грубая ошибка копииста, письма фактически адресованы не Критскому эмиру, но главе правоверных, халифу в Багдад . Для первого и 102 письма это убедительно доказал Jenkins, который справедливо замечал, что критский эмир явно не мог быть назван " величайшим из сарацинских владык " и правителем " всего народа сарацинского " . К тому же и внутрення логика и сам тон письма и исторический контекст - всё говорит в пользу халифа как адресата . Те же доводы привёл и Глебов, распространив их и на второе письмо .

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/st...

[Сетования по поводу злого демона, посеявшего разногласия между болгарами и ромеями, оправдание вторжений на болгарскую территорию желанием защитится и ответить на вторжения на территорию Диррахия и Фессалоники]. (Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X веках по P. Хр. II Памятники христианского Херсонеса. – M., 1908. – Вып. 3. – С. 58–59). 1158 Издание с переводом на английский язык см.: Nicholas I, Patriarch of Constantinople: Letters/Greek Text and English Translation by R.J.H Jenkins, L.G. Westerink. – Washington, D.C., 1973 – P. 52–69, 9; p.314–315, 68; p.388–391, 106; p.553–555, 569. Всего известно 163 письма Николая к разным лицам. 1159 Причислен Церковью к лику святых (память 16 мая) ( Николай Мистик //Христианство. – М., 1995. – Т. 2. – С. 209). Библиографию см.: Любарский Я. Н. Замечания о Николае Мистике в связи с изданием его сочинений//ВВ. – 1986. – Т. 47; Kazdan А. Nicholas I Mystikos//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1466–1467; Николай Мистик. Письма//Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М., 2004. – С. 394–396. 1160 Подр. см.: Ангелов Д. Методы византийской дипломатии в отношении с Болгарией по данным писем константинопольского патриарха Николая Мистика //Вопросы истории славян. – Воронеж, 1963. – Вып. 1. – С. 60–68; Златарски В. Н. История за българската държава през средните векове. – София, 1971. – Т. 1. – Ч. 2. – С. 822–830; Божилов И. Цар Симеон Велики (893–927). Златният век на середновековна България. – София, 1983. 1161 Nicolai Constantinopolitani patriarchae epistolae//PG. – 1863. – T.lll. – Epist. 9, col. 72 D; Nicholas I... – P. 58–63, (to auto, то есть Symeon archonti Boulgarias). Перевод прилагаемых ниже отрывков, взятых из середины письма, приведен по изданию С. П. Шестакова и сверен с греческим текстом и его английским переводом Р. Дженкинса и Л. Вестеринка, выполненном в Вашингтонском центре византийских исследований в 1973 г. 1162 Фракия и Македония (главный город – Адрианополь) были крупнейшими и наиболее значительными из «западных» (европейских) военно-административных областей Империи, непосредственно граничившими с болгарскими землями (о времени создания этих фем см.: Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. – München, 1975. – S. 162–163).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам его современного нам биографа архимандрита Георгия (Тертышникова) «В подвиге духовно-нравственного творчества святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. Об этом он говорит в одном из своих писем: «Писать – это служба Церкви нужная» Почти ни одна стороны духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главная тема его творений – спасение во Христе» «В XIX веке изданием трудов святителя Феофана занимался Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, столичные и региональные отечественные типографии, периодические издания – как духовные, так и светские. Книги с изложением нравственного учения христианской церкви выдерживали многократные прижизненные переиздания: «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни», «Письма о духовной жизни», догматическое сочинение «Душа и Ангел – не тело, а дух». Свт. Феофан перевел многие аскетические и мистические сочинения, уделяя сугубое внимание творениям св. Пахомия, св. Василия Великого , св. Иоанна Кассиана , св. Венедикта, «Добротолюбию». Очень важны также его толкования Посланий св. апостола Павла, написанные в форме проповедей. В трудах святителя обобщен духовный опыт многих подвижников Церкви Известный церковный историк протоиерей Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» так характеризовал богословскую деятельность святителя: «Литературная деятельность Феофана развивается особенно в годы затвора. Он сразу же намечает целую систему работ. Во-первых, он принимается за толкование Нового Завета. Во-вторых, он решает перевести по-русски «Добротолюбие». Этой работы хватило на 20 лет. Феофан успел только истолковать послания Апостола Павла (без послания к евреям). Евангелие, думал он, нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним; так составилась его «Евангельская история о Боге Слове». Феофан всегда опирается на святоотеческие толкования, всего больше на Златоуста, Феодорита. Но он очень охотно пользовался и новыми западными комментариями, запасал себе книги и «самых крутоголовых», но особенно любил комментарии английские. В его библиотеке было много иностранных книг, в частности, собрания Миня, и не только его «Патрология», но и другие его серии, словари проповедники, курс богословия. Феофан не строил системы ни догматической, ни нравоучительной. Он хотел только очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути. И в этом его несравненное историческое значение. Он продолжил и докончил подвиг старца Паисия 1 . Он осуществил русское Добротолюбие и сумел свое живое мировоззрение построить вполне в отеческом стиле и духе с. 501–502, 508].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Приход к власти нового короля в Польше, как правило, сопровождался ослаблением притеснений со стороны католиков и униатов. Вероятно, этим воспользовался один из родоначальников рода Бурачков. Крестовоздвиженская церковь была восстановлена и получила юридические права на существование " старанием пана Артемия Афанасовича Бурачка, бурмистра Могилевского " , по привилею короля Августа II от 1 августа 1699 года. Приверженность к Православию, утвердившаяся в трудные годы истории, передавалась из поколения в поколение. Праправнук Артемия Афанасьевича Степан Онисимович Бурачек (18001876), известный в свое время корабельный инженер, желая противодействовать разлагающему влиянию, как он выражался, " латинского Запада " , начал, при поддержке своих единомышленников, издавать в 1840 году журнал " Маяк " ( " Маяк современного просвещения и образованности " издавался с 1840 по 1845 год. Всего вышло 72 номера). Одним из направлений этого журнала было распространение и утверждение идей Православия. Кроме этого, Степаном Онисимовичем было написано и опубликовано несколько работ духовного содержания. Среди авторов " Маяка " был и иеромонах Феофан (Говоров) - будущий святитель Феофан Затворник. Завязавшееся в 1844 году знакомство переросло в дружбу благодаря идейной близости и искренней православности всего семейства Степана Онисимовича. Встреча святителя с этой семьей, видимо, была предопределена. Бывать в дружной и гостеприимной семье Бурачков, где он всегда был радушно встречаем, стало потребностью Феофана, когда он приезжал или жил в Петербурге. После кончины Степана Онисимовича Святитель помогал семье и материально. Все это делалось очень деликатно, подчеркнуто ненавязчиво. Регулярную переписку с членами семьи Бурачков Святитель поддерживал вплоть до своей кончины. Еще при жизни, в 1892 году, святитель Феофан издал свои " Письма к разным лицам " . После его кончины, в 1898 году, в Москве вышло в двух томах " Собрание писем святителя Феофана " . В этом сборнике свыше 450 писем. В 18981901 годах Афонский Русский Пантелеимонов монастырь опубликовал под тем же названием в 8 выпусках 1471 письмо Святителя. Оказалось, что во всех изданиях письма к Бурачкам не публиковались за исключением письма от 8 января 1877 года (вып. 3, 373). Отдельные выдержки из писем можно найти в работе профессора МДА И. Н. Корсунского " Преосвященнейший епископ Феофан. Биографический очерк " (М., 1895).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/354/...

3) «О терпении скорбей», учение Св. Отцов, собранное Епископом Игнатием Брянчаниновым , изд. 4-е 1904 г. Ученым Комитетом Мин. Народ. Просвещения одобрено для ученических библиотек средних и низших учебных заведений 2 сент. 1884 года, 175 стр. Книга эта представляет перепечатку из т. V Полного Собрания сочинений, – стр. 151–261; только выдержки без наставлений автора. 4) «О кончине мира». Три поучения из сочинений Епископа Игнатия Брянчанинова , Ученым Комит. Минист. Нар. Просвещ. одобрено для ученических библиотек» средних и низших учебных заведений; изд. 4-е 1899 года. Эта книга представляет перепечатку выдержек из т. IV, – стр. 209–225, 266–273 и 89–44. 5) «Судьбы Божии». Предсмертное творение Епископа Игнатия Брянчанинова , Спб. 1867, г.; при нем очень ценное предисловие Петра Александровича Брянчанинова. Статья эта помещена в т. II Полн. Собр. Сочин., – стр. 77–109. 6) «О молитве Иисусовой». (В Полн. Собр., сочинений Епископа Игнатия, т. I, стр. 205–298; т. V, – стр. 107–118; т. II, – стр. 233–314). 7) «Чаша Христова», Спб. 1863 г. Статья эта напечатана в т. I, – стр, 544–552.; 8) «Плач инока, о брате его, впадшим в искушение греховное» Спб. 1867, Статья помещена в Полн. Собр. сочинений Епископа Игнатия, т. V, – стр. 38–464. 9) «Приготовление к таинствам Исповеди и Св. Причастия», изд, ,3-е, Спб. 1900 г. (В Полн. Собр. сочини т. IV, – стр. 45–68). 10) Письма Преосвященного Игнатия,; приложенные к «Жизнеописание Епископа Игнатия Брянчанинова », изд. в 1881 г. – стр. 1–144. 11) Письма Епископа Игнатия Брянчанинова к разным лицам, напечатанный в журнале «Богословский Вестник» за 1913 и 1914 г.г. иеромонахом Игнатием (Садковским) 12) Изречения Епископа Игнатия Брянчанинова , извлеченный из писем его к монахам. (Сообщил иеромонах Игнатий Садковский ; напечатаны в и Богословском вестнике» за 1913 год). Все почти означенные творения Преосвященного Игнатия по времени своего написания относятся к периоду его церковно-общественного служения, но начало литературной его деятельности положено еще в дни его юности: В числе оставшихся от Преосвященного Игнатия бумаги, ныне принадлежащих сенатору Н.С. Брянчанинову, имеются древние тетради первых литературных трудов Епископа Игнатия, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010