Слово 26, § 82. 157 В подлиннике заглавия этого Слова составляют следующие стихи: «Предисловие это соответствует букве α (альфа) и содержит в себе духовную мудрость: ибо как та служит началом письменности. во всяком языке, так и эта составляет начало всех добродетелей, хотя, опять, и конец всех. Но как азбука есть детское обучение, без которого нельзя обучаться последующим предметам (земного) учения, так и начало ведения, хотя весьма мало, но без него отнюдь нельзя приобрести добродетели». 158 Πλνη, в слав. «прелесть». 159 Τν κλαμον — трости. 160 В подлиннике вместо заглавия стихи: «Предисловие написано сверх надежды; вот, опять, вторая буква, β (вита), говорю, и второе Слово. Вкратце будет здесь сказано, что вера рождает другую и великую веру, как говорят святые отцы, основание добродетелей, как сказал Господень апостол, положивший оное. Одна бывает без дел закона, а другая от дел получает совершенство. Эта бывает находима в безмолвии и чрез многие брани совершается». 161 В подлиннике Слово это озаглавлено так: «Третья буква есть γ (гамма), и вот третье Слово о страхе. Два есть страха Господня: вводный, удаляющий от зла, и совершенный, усердно возделываемый». 162 См.: Преп. Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам, 21. — Творения. Ч. 2. М. 1849. С. 231–233. 163 В подлиннике оно озаглавлено такими стихами: «Вот четвертое настоящее Слово о благочестии и буква δ (дельта), ибо порядок (азбуки) так положен; имеет оно (в себе) воздержание, потому что вместе с целомудрием составляет начало осьми противоборств осьми страстям. Таковы дела благочестия». 164 Eσβεια. 165 Eσβειν. 166 Σβεσϑαι. 167 νω μν. 168 Και επκεινα. 169 Заглавие подлинника составляют стихи: «Пятое Слово о терпении и буква ε (эпсилон). Оно есть первое и великое в добродетелях и во всяком искусстве». 170 Ανεπειραστος. 171 Заглавие подлинника: «Вот опять написалось евангельское Слово о надежде будущего. Зита ( ζ) шестая из букв. Ищет (ζητει) и ум того, чтобы сделаться беспопечительным».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Возражение 2. Далее, жизнь за счёт верных – это вознаграждение тем, кто проповедует Евангелие, плата за их дело и труд, согласно сказанному [в Писании]: «Трудящийся достоин пропитания» ( Мф. 10:10 ). Но благовествовать приличествует не монахам, а прелатам, кои являются пастырями и наставниками. Следовательно, монахи не вправе жить подаянием верных. Возражение 3. Далее, монахи находятся в состоянии совершенства. Но гораздо совершеннее подавать милостыню, а не получать её, в связи с чем читаем: «Блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20:35 ). Следовательно, им должно не жить подаянием, а, пожалуй, самим подавать от своих телесных трудов. Возражение 4. Далее, монахам приличествует избегать всего, что препятствует добродетели и даёт повод к греху. Но получение милостыни даёт повод к греху и препятствует акту добродетели; так, глосса на слова [Писания]: «Чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» ( 2Фес. 3:9 ), говорит: «Тот, кто, не желая трудиться, часто вкушает пищу с чужого стола, вынужден льстить своему благодетелю». К тому же [Писание] говорит: «Даров не принимай – ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» ( Исх. 23:8 ); и ещё: «Должник делается рабом заимодавца» ( Прит. 22:7 ). Но это противно монашеству, поскольку глосса на слова [Писания]: «Чтобы себя самих дать вам в образец...» и так далее, говорит: «Наша же вера призывает людей к свободе». Следовательно, похоже, что монахи не вправе жить подаянием. Возражение 5. Кроме того, монахи более чем кто бы то ни было должны подражать совершенству апостолов, в связи с чем апостол сказал: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» ( Филип. 3:15 ). Но апостол не желал жить за счёт верных, чтобы, по его словам, не давать повода лжеапостолам ( 2Кор. 11:12 ) и не искушать слабых ( 1Кор. 9:12 ). Из этого можно заключить, что по тем же самым причинам монахам тоже надлежит воздерживаться от того, чтобы жить подаянием. Поэтому Августин говорит: «Откажитесь от унижающей вас постыдной торговли, которая вводит слабых в соблазн, и тогда люди узрят, что вы желаете не проводить лёгкую жизнь в праздности, а войти в царство Божие тесными вратами и узким путём».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Но, (скажете) для чего ты говоришь это нам, не монахам? Мне вы говорите это? Скажите лучше Павлу, который говорит: " бодрствуя " во всяком терпении и молитве (Кол. 4:2), который говорит: " попечения о плоти не превращайте в похоти " (Рим. 13:14); а он писал это не монахам только, но всем, живущим в городах. Мирянин не должен ничем отличаться от монаха, кроме одного только сожительства с женою; на это он имеет позволение, а на все прочее нет, но во всем должен посту­пать одинаково с монахом. И блаженства Христовы изречены не монахам только; иначе все погибло бы во вселенной, и мы могли бы укорять Бога в жестокости. Если блаженства сказаны только для одних монахов, и мирянину достигнуть их невоз­можно, а между тем (Бог) дозволил брак, то Он сам погубил всех; если в брачной жизни невозможно исполнять свойственное монахам, то все исказилось и погибло, круг добродетелей стал тесен. Как будет " Брак у всех [да будет] честен " (Евр. 13:4), если она служит нам таким препятствием к добродетели? Что же следует сказать? Возможно, очень возможно и имеющим жен быть добродетельными, если пожелают. Каким образом? Если они, имея жен, будут, " как не имеющие " , если не будут радоваться стяжаниям, если будут пользоваться миром, как не пользующиеся (1 Кор. 7:29-31). Если же некоторые находили в браке препятствие (к добродетели), то пусть они знают, что не брак служить препятствием, а воля, зло­употребляющая браком, подобно как не вино производить пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление. Поль­зуйся браком умеренно, и ты будешь первым в царствии небесном и удостоишься всех благ, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 8. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ " Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах " (Евр. 5:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» В видео священник призывает отдавать людям материальную помощь, а если у меня пять внуков и я отдаю всё им, а на других не хватает. Монахам проще у них нет семьи, детей и внуков, а как нам заниматься благотворительностью если своих много ртов? Похожие вопросы 4 Ответа Уверен, что то, что Вы делаете — это очень хорошо и по-христиански. Если еще иногда будете покупать какому-нибудь оборванному бомжу буханку недорогого хлеба, то будет еще лучше :-)) С искренним уважением, считается ли благотворительностью, если я отдою внукам и помогаю родным детям? Нет. Не стоит путать частичное или полное содержание ближайших родственников с благотворительностью — оказанием помощи нуждающимся. На Ваш вопрос есть прямой ответ в Евангелии: “ И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают” ( Лк.6:32–33 ).  если у меня пять внуков и я отдаю всё им, а на других не хватает Разве кто-то Вас к чему-то принуждает? Нет. У Вас есть выбор — поступать по-христиански или нет. По-христиански — это не отдавая приоритета только своим ближайшим родственникам, но помогая любому нуждающемуся. По большому счету, Вы не делаете ничего из ряда вон выходящего, также поступают многие люди. То, что Вы любите своих внуков и помогаете им — это хорошо, но это не благотворительность, это просто дедушкина забота. Монахам проще у них нет семьи, детей и внуков Согласно Вашей логике благотворительностью должны заниматься лишь монахи и одинокие люди. Но это далеко не так, поскольку Христос дал заповедь любви всем, а не только монахам. Любовь к ближнему, желание помочь тому, кто оказался в трудной ситуации — это движущая сила в благотворительности. А вовсе не кровные узы. а как нам заниматься благотворительностью если своих много ртов Вы знаете, у меня сложилось впечатление, что вся Ваша большая семья живет за счет дедушки. Если Вы, действительно, кормите всю семью, то честь Вам и хвала. Только возникает вопрос — а чем же заняты дети, их супруги и внуки, если дедушка должен всех их кормить?

http://azbyka.ru/vopros/schitaetsja-li-b...

1 Если придет к тебе брат и откроет тебе свои мысли, то не сообщай их никому, но молись о себе и о нем, чтобы обоим вам быть свободными от нечистых мыслей. Если какой брат будет униженно просить тебя, чтобы ты помог ему в делах его, то весь тот день трудись с ним. Подражай старшим монахам в монастыре, чтобы получить от них благословение. Исправляй погрешности других без всякого снисхождения к ним, но исправляй со страхом Божиим, без всякого пристрастия к лицу: кто бы ни был виновный, отлучи его от Церкви со строгим выговором. Береги одежду свою, чтобы не быть тебе нагим в день суда. Не забывай отцов монастыря, которые рождают тебя духовно; старайся жить так, чтобы они удивлялись славе твоей, которую ты будешь иметь посреди святых. Ешь хлеб свой молчаливо и воздержно и сиди за столом скромно. Не все желания свои исполняй. Стой в правоте пред лицем Божиим. Когда ударяют в колокол, то не ленись тотчас идти в церковь . Находясь в путешествии, спеши возвратиться в монастырь свой, чтобы можно было тебе продолжать свои молитвы. Церковные дела должны быть препоручены человеку верному, который боится Бога. Если к добрым делам, которые предложены тебе в сих наставлениях, хочешь присоединить и другие добрые дела, то исполняй их и непрестанно благодари Господа Иисуса Христа, Коего слава вечна. Аминь. 2 Кто хочет спастись, тот не должен посещать жилища своего, в котором жил прежде удаления в уединение; не должен жить в том городе, в котором прежде грешил; не должен посещать плотских родителей и сродников своих, ибо от сего происходит вред для души и уничтожаются плоды жизни. Если ты посвятил себя Богу, то исполняй все заповеди Его и делай все, что приказывает тебе отец твой; не оставляй без исполнения приказаний его, потому что если не будешь повиноваться отцу своему, то прежние грехи твои не будут прощены тебе. Если же будешь покорен ему, то будь уверен, что все прежние грехи твои будут прощены тебе. С женщиною не ешь никогда. Если ты здоров, то не снимай с себя пояса. К трем мерам вина (виноградного) не присоединяй четвертой, разве будешь находиться в жестокой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

5:3–11), то не приводит названия ни мирянина, ни монаха: такое различение привнесено умом человеческим. Писания же не знают этого, но желают, чтобы все жили жизнью монахов, хотя бы и имели жен. Послушай, что говорит и Павел (а когда говорю о Павле, говорю опять о Христе). Павел же, в послании обращаясь к людям, имеющим жен и воспитывающим детей, требует от них всей строгости жизни, свойственной монахам. Так, устраняя всякую роскошь и в одежде и в пище, он пишет такие слова: « чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою » (1 Тим. 2:9); и еще: « сластолюбивая заживо умерла » (1 Тим. 5:6); и еще: « имея пропитание и одежду, будем довольны тем » (1 Тим. 6:8). Чего еще больше этого можно было бы требовать от монашествующих? А, научая других удерживать язык, он опять постановляет строгие правила, такие, которые исполнить трудно и монахам, потому что устраняет не только срамные и глупые речи, но и шутовские, изгоняет из уст верных не только ярость, и гнев, и обиду, но и крик: « всякое », говорит, « раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас » (Еф. 4:31). Или мало тебе кажется этого? Подожди и услышишь гораздо больше о том, что Он заповедует всем о незлобии. « Солнце », говорит, « да не зайдет во гневе вашем » (Еф. 4:26), « смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем » (1 Фесс. 5:15); и еще: « не будь побежден злом, но побеждай зло добром » (Рим. 12:21). Видишь ли доходящую до самой вершины степень любомудрия и долготерпения? Послушай также, что заповедует он о любви — главе добродетелей: поставив ее выше всего и сказав о ее действиях, он объяснил, что от мирян он требует той же любви, какой (требовал) Христос от учеников. Как Спаситель сказал, что самая высшая степень любви состоит в том, чтобы душу свою полагать за друзей своих (Иоан. 15:13); так и Павел выразил то же самое, сказав: « не ищет своего » (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

80. К пресвитерам монахам: Аффонию, Феодоту, Херею и ко всему вашему братству 52 Личное свидание с любимыми, конечно, всего более способно утешить любящих. Так блаженный Павел, постоянно и непрерывно носивший в своем сердце всю совокупность верующих и не забывавший о них ни на одно мгновение ни в заключении, ни в узах, ни даже среди произнесения оправдательных речей, как это выразил он, сказав: «я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования» («за еже имети ми в сердцы вас, во узах моих и во ответе и извещении благовестия») ( Флп.1:7 ), при всем том с живейшим усердием желал личного с ними свидания, как это видно из его слов: «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше» («мы, же... осиротевше от вас ко времени часа лицем, а не сердцем, лишше тщахомся лице ваше видети многим желанием») ( 1Фес. 2:17 ). То же самое чувствуем теперь и мы, горячо желая личного свидания как с видевшими, так и с не видавшими нас никогда. Но так как это пока невозможно (потому что и дальность расстояния препятствует, и время года, и опасность со стороны разбойников, да и помимо всего этого неудобно нам отлучаться из своего местопребывания и предпринимать далекие путешествия), то, прибегая к другому средству, мы письменно воздаем вам должное приветствие, прежде же всего умоляем вас и просим, как величайшей милости, непрестанно поминать нас в молитвах своих и со всеусердием, со слезами припадать к человеколюбивому Богу с мольбой о нашем смирении. Вы, избежавшие водоворота житейских дел, освободившиеся от копоти и шума свирепствующих в мире бедствий и управившие свои души, как бы в своего рода тихую и необуреваемую пристань, в приют этого доброго любомудрия; вы, превратившие ночи в дни священными всенощными бдениями и среди ночей видящие яснее, чем другие видят днем, – вы скорее всех можете оказать нам помощь – вашими молитвами. Мы можем воспользоваться ими, несмотря на такое дальнее расстояние наше от вас, и нет такого далекого места, равно как и времени, которое могло бы помешать этого рода помощи дойти до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В 1749 году я спрашивал об этом всеблаженнейшего Патриарха Антиохийского кир Сильвестра, при светлейшем лице Его величества господина Константина Николаевича, князя Угровлахийского. И тогда Его святительство дал худости моей благословение говорить и писать против тех, кто учит монахов вкушению мяса. Основываясь на этом, я дерзнул, хотя и лишен всякого дерзновения перед Богом, собрать из Священного Писания и из книг учителей церковных и из типиков великих монастырей, которые Святая Соборная Церковь принимает и которых придерживается, доказательства того, что ныне вовсе не подобает монахам, оглядываясь на древность, есть мясо. И не для того, чтобы обличать или осуждать других, собрал я это, но только для того, чтобы поучать братьев моих, уверяя, и укрепляя, и отводя их от такого попрания совести и боясь праведного суда и отмщения Божия, постигшего того древнего архиерея Илия из-за сыновей его Офни и Финееса (см. 1Цар.1–4 ). Недостойный старец, Василий схимонах Исследование. О воздержании и невкушении монахами мяса: откуда пошло этому начало? Божественный апостол назвал все ветхозаветное тенью будущего и умопостигаемого (см. Кол.2:17 ; Евр.10:1 ), как говорит и священнейший Григорий Богослов : «потому и три этих города, созданные людьми израильскими в Египте: Пифон, Рамессин и Он, прообразовали три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и тщеславие, первую из которых, то есть сластолюбие, словно некую плату за свою работу, израильтяне вынесли с собой из Египта и из-за нее много раз, более же побуждаемые ею, пытались снова возвратиться в Египет, как показывается во второй и четвертой книгах Моисеевых, называемых Исход и Числа». «Ибо возроптал, – говорит Писание, – весь сонм сынов Израилевых на Моисея и Аарона, говоря: О, лучше бы мы умерли, пораженные Господом в земле Египетской, когда сидели над котлами мясными» (см. Исх.16:2–3 ). И еще: «и сев, плакали сыны Израилевы и говорили: кто накормит нас мясом, ибо душа наша иссохла, ничего, кроме манны, нет пред очами нашими. И сказал Моисей: откуда у меня мясо, чтобы дать всем этим людям, ибо они плачут предо мной, говоря: дай нам есть мяса. И повелел Бог Моисею сказать им: очиститесь к утру, и будете есть мясо, ибо вы плакали пред Господом, говоря: кто накормит нас мясом? Как хорошо было нам в Египте! И даст вам Господь есть мяса, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и станет вам мерзостно» (см. Чис.11:4–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Вы знаете, братия, что жизнь наша в мире сем кратка: посему не будьте беспечны, но старайтесь проводить ее свято, чтобы переселение ваше из мира сего не случилось тогда, как вы будете гневаться друг на друга и потому причислены будете к человекоубийцам, потому что Писание говорит: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть ( 1Ин. 3:15 ). Сии слова относятся не к одним монахам и девам, но и ко всем верующим, которые вместе с нами принадлежат к одной повсемственной 2 и Апостольской Церкви Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, будьте снисходительны друг к другу, чтобы и Господь был снисходителен к вам, потому что сказано: отпущайте, и отпустят вам ( Лк. 6:37 ). Если кто из вас оклеветан, тот должен с радостью переносить оклеветание и оправдание себя предоставлять Богу, Который есть правосудный Судия и Защитник. Но кто оклеветал другого, тот должен со смирением раскаяться пред Богом, испросить прощение у ближнего своего, чтобы и Господь простил его. Опасайтесь, возлюбленные мои, солнце да не зайдет в гневе вашем, как говорит Писание ( Еф. 4:26 ). Искореняйте из сердца вашего всякую порочную мысль, которая относится или к вашему собственному злу, или ко злу ваших ближних. Прекращайте всякую вражду между собою, которая проистекает из ненависти или из зависти друг к другу. Сии две страсти весьма гибельны: они противны Богу и в презрении у людей. Они не должны быть ни в каком верующем и ни в каком рабе Божием. Посему, возлюбленные мои, если вы имели некогда сии страсти, теперь старайтесь, чтобы не было их между вами и чтобы они не господствовали над вами. Знайте, что дни жизни нашей немногочисленны и мы в продолжение их должны очистить себя от грехов своих, чтобы переселение наше из мира сего не случилось тогда, как мы не ожидали оного. По смерти возвращение в мир сей уже невозможно. Мы видим, что никто, переселившийся из мира сего, не возвращается к нам, и мы уже и не ожидаем никогда возвращения их к нам, но, напротив, сами ожидаем переселения к ним. Это определено для всех людей мира сего от начала его до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Господь создал человека по образу Своему. Образ Божий должен чтиться в человеке, и перед другими людьми мы не должны ни превозноситься, ни унижаться. Мы должны высоко нести этот образ в своем сердце и уметь разглядеть его в других людях. Следует особо поговорить о случаях исцеления. Физическое здоровье сейчас рассматривается как главная ценность. Однако следует помнить, что не всегда физическое здоровье возвращается человеку, так сказать, бесплатно. Особенно об этом следует помнить тем, кто обращается к знахарям, или экстрасенсам, как теперь говорят. Если исцеление приходит не от Бога, человек теряет что-то духовное, а иногда он, получая исцеление одного какого-то органа, от одной какой-то болезни, приобретает другую, скрытую болезнь, более опасную, чем та, от которой он избавился. Следует всегда помнить слова Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего… и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:24-27 ). М. М.: Отец Александр, в истории Церкви известно много таких случаев, когда монахам и не только монахам, но и мирянам являлся свет или ангел, который говорил: “Я за твои добродетели приставлен к тебе, поклонись мне, и я больше никогда от тебя не отойду. Буду помогать тебе во всем”. И вот человек, обманутый видением, поклонялся лжеангелу, а дальше — страшный хохот и отвратительные морды. И человек или с ума сходил, или погибал вовсе. Так что самое верное отношение — это не искать никаких знамений, не быть настроенным на их поиск. О. А.: Да, самая верная, трезвая позиция — это не искать чуда. Потому что стремление к чуду — это нездоровье души, неверие в Бога и Его добрую волю по отношению к нам. Дело в том, что настоящее Божие чудо происходит тогда, когда душа человека готова его принять, готова поверить в Бога, пойти за Ним. И тогда в помощь ей Господь посылает чудо — чудо избавления от опасности, помощи в трудной ситуации и даже исцеления.

http://azbyka.ru/fiction/prosite-i-dano-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010