41 Как указывает немецкий комментатор, слово ψαλμος, использованное преп. Феодором, означало прежде всего совместную молитву вслух, слово προσευχ – личную молитву каждого про себя. Но под ψαλμος мог подразумеваться и псалом из Псалтири Давида, тем более что монахи должны были знать Псалтирь наизусть (см.: Speck. S. 170). – Ред. 43 Сравнение с рыбой, выброшенной на берег моря, восходит к св. Антонию (см.: Достопамятные сказания. Авва Антоний, 10). Немецкий комментатор указывает, что это сравнение первоначально относилось только к отшельникам, но стало применяться и ко всем монахам вообще. – Ред. 44 Ср.: Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным ( Авв. 2:15 ). Это единственная из эпиграмм, посвященных монастырю, которая оканчивается столь сильной угрозой. Это объясняется прежде всего опасениями преп. Феодора по поводу дурного влияния, которое могут оказать на монахов слухи снаружи или разговоры о событиях из прошлой жизни (см.: Speck. S. 172). – Ред. 45 Согласно немецкому комментатору, эпиграмма написана от лица некого «гостеприимца» ( ξενοδχος), заглавие появилось позже и не вполне отвечает содержанию стихотворения (см.: Speck. S. 174). – Ред. 46 Немецкий комментатор вместе с рядом других исследователей считает, что Феогност – это имя собственное «гостеприимца», от лица которого написана эпиграмма. Впрочем, о ком идет речь, неизвестно. – Ред. 47 В этих словах дано определение отношения между образом и первообразом с точки зрения иконопочитателей. Это отношение заключается по одноименности ( ομωνυμα). Напротив, иконоборцы приписывали образу тождество с прообразом по природе (см.: Speck. S. 176), а потому и отвергали иконы. – Ред. 49 В последних строках рассматривается другой довод иконоборцев, а именно, что иконопочитатели впадают либо в ересь несторианства, либо в ересь монофизитства: изображая Христа, они изображают либо только одну Его человеческую природу, что должно вести к разделению обеих природ во Христе, либо в изображении смешиваются обе Его природы. Однако преп. Феодор делает акцент на утверждении, что Христа невозможно изобразить как Бога, но в Своем Воплощении Он может и должен быть изображен. Решающим доводом против тезисов иконоборцев является учение об Ипостаси ( υπστασις) Христа, из которого следует, что во Христе нет ни смешения, ни разделения обеих природ, Божественной и человеческой; скорее, предметом изображения является не одна и даже не обе Его природы, но общая обеим этим природам Ипостась (см.: Speck. S. 178). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

На примере мистической типологии Оригена и дру­гих александрийцев, а также монашеской и литургиче­ской традиций Православной Церкви мы видим, что це­лью библейской экзегетики является не столько про­стое разъяснение отдельных фрагментов, сколько поис­ки скрытого смысла с прямыми ссылками на личную жизнь слушателя (читателя, молящегося). Святые От­цы, интерпретируя тот или иной текст из Священного Писания, передавали читателю свой духовный опыт и приглашали его разделить этот опыт. Отыскивая «скрытый» смысл в священных текстах, они старались установить прямую связь между Писанием и духовной жизнью: при этом всегда преследовалась одна цель – преобразить ιστορα отдельной человеческой жизни в θεωρα Божественных тайн, в непрекращающееся по­знание Бога через Писание. 2.Учение преподобного Симеона о Священном Писании Как истинный представитель восточного монашества Симеон унаследовал от своего окружения глубокую лю­бовь к Писанию и прекрасное знание его. Понимание места Писания в жизни христианина у Симеона в об­щем соответствует Традиции. Как и многие другие пи­сатели-аскеты, он говорит о пользе, получаемой от чте­ния Писания христианами, в особенности монахами:  Ибо мы имеем большую нужду в том, чтобы... ис­следовать Писания. Пользу, получаемую от них, явил нам Сам Спаситель, сказав: Исследуйте Писания ( Ин. 5:39 ) 166 .  Ничто другое так не полезно для души, избравшей [своим занятием] размышлять о законе Господнем день и ночь ( Пс. 1:2 ), как исследование Писаний. Ибо в них сокрыто разумение Духа благодати... 167 Чтение Писания должно быть непременно включено в ежедневные занятия каждого монаха. Помимо участия в службах, на которых Писание читается ежедневно, Симеон советует молодым монахам три раза в день за­ниматься чтением у себя в келлии 168 : после утрени, по­сле завтрака («возьми книгу и прочти немного») и пе­ред вечерней молитвой («возьми книгу и прочти две-три страницы») 169 . Как пишет Никита Стифат , сам Симеон постоянно читал Писание, особенно перед утреней и Литургией, а также с раннего вечера до полуночи 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

От прихожан Спасо-Преображенского монастыря в «Президиум ГПУ» поступило ходатайство следующего содержания: «Мы, нижеподписавшиеся прихожане коллектива Спасо-Преображенского монастыря, настоящей подпиской подтверждаем, что арестованные по распоряжению ГПУ лица (далее имена арестованных,– К.К.) на общем собрании коллектива, состоявшемся 15 апреля с. г. против советской власти не говорили и никаких контрреволюционных выступлений не делали, и ходатайствуем перед ГПУ об отпуске их на свободу под наше поручительство» 545 . Далее 170 подписей. Но ни ходатайства верующих, ни упорное отрицание своей вины обвиняемыми не возымели действия на органы ГПУ. 2 июля 1923 г. ими было выдвинуто обвинение «в участии в контр. революц. организации, выразившейся в возбуждении масс против соввласти, то есть преступных действиях, предусмотренных 62 ст. УК» 546 . «В связи с возникновением в церкви разных религиозных течений часть духовенства создала организованную группу оппозиции, имея целью воспользоваться борьбой этих течений для борьбы против Соввласти, главным образом путём возбуждения населения против неё . В начале обновленческого движения под давлением коллектива верующих, состоящего исключительно из лиц пролетарского происхождения (пригородный рабочий посёлок), а, следовательно, по идеологии своей сочувственно относящихся к обновлению вообще, монахам пришлось, не желая быть выброшенными коллективом (священнослужители приглашаются по выбору коллектива), подчиниться общему направлению верующих, то есть примкнуть к обновлению. С течением же времени путём подпольной агитации и пропаганды указанная ячейка монахов сумела склонить на свою сторону часть членов совета коллектива и вообще верующих, играя на религиозных предрассудках этих масс, и, получив в свои руки руководство над ними, использовали борьбу этих двух религиозных течений для явной борьбы против советской власти. В середине апреля монахи открыто выступают с данной антисоветской деятельностью перед массой, заявив предварительно совету коллектива верующих, что в силу того, что обновленцы церковники встали на сторону соввласти и признают таковую, они от дальнейшей совместной службы с ними отказываются, так как сами этих взглядов не разделяют .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правительство, проводившее прокатолическую конфессиональную политику, естественно усматривало для себя великую опасность в наличии в государстве православно-русского элемента. Взбудораженное воображение рисовало мрачные картины народного заговора и кровавой резни. И хотя на Украине ничего подобного не происходило, шляхта и магнаты упорно возбуждали в своем сознании призрачную химеру народного бунта и повсюду нагнетали истерию страха. С самого возвращения Преосвященного Виктора в Слуцк над ним стали сгущаться тучи. В среде польской знати не могли поверить, чтобы русский православный епископ не был орудием русского правительства в подготовке воображаемого ими бунта166. Поездке Преосвященного Виктора по Украине приписывали намерение «сделать бунт и вырезать всех католиков». Измышляли будто бы он во время ее «всем своим монахам и попам приказал присягать на верность императрице российской, а попы от черни взяли присягу и на истребление ляхов, т. е. шляхетства " 167. Живущие по лесам и бродячие монахи, бывшие объектом недовольства и самого Преосвященного Виктора, превратились теперь в глазах правительства в его сообщников, сеющих в народе зловещие плевелы бунта. Распространился слух, что задержали несколько десятков «пилипонских повозок», провозивших бочки, наполненные ножами. Ножи эти странной формы будто бы снабжены страшными зубцами и крючьями для причинения ужасных страданий. В Варшаве образцы этих ножей вырезали из бумаги и рассылали по всему городу. При виде их «дамы падали в обморок, мужчины же искали утешение в венгерском " 168. 6 октября 1788 года в Варшаве открылся обычный сейм, переименованный вскоре в чрезвычайный или конфедератский, именуемый так же в истории «четырехлетним " 169. На сейме был объявлен разрыв с Россией; назначена особая военная комиссия для расследования и подавления подготавливаемого бунта; во все города и селения Речи Посполитой были посланы строгие приказы разыскивать «русских бунтовщиков» и устроенные ими склады оружия. Главное внимание сейма было обращено на Переяславского епископа Виктора (Садковского)170.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда обильным потоком изливалось слово его, как то, которое сохранил в его жизнеописании св. Афанасий; иногда говорил он менее пространныя речи, как его 20 кратких слов; но более ограничивался он краткими изречениями, полными смысла и силы. Эти краткия изречения в неисчетном множестве переходили потом из уст в уста, составляя как бы ходящий устав подвижничества, и вошли наконец в сборники отеческих достопамятностей. Иногда св. Антоний писал и послания к детям своим духовным, инокам разных обителей, в которых то изображал общия черты жизни о Христе Иисусе, то врачевал частныя немощи братий. Все, исшедшее из уст св. Антония и преданное письмени, и все им писанное доставит богатую пищу душе, ищущей назиданий. Дошли до нас, кроме пространнаго слова, в жизнеописании помещеннаго, 20 посланий к инокам, 20 кратких слов о добродетелях и пороках, 170 глав о доброй нравственности, его правило для монахов с двумя к нему прибавлениями, и множество его изречений и сказаний о нем, всегда назидательных и поучительных, разбросанных в разных отечниках. Послания и слова его в русском переводе помещены в первых годах Христианскаго Чтения, — главы входят в состав Добротолюбия, изречения и сказания составляют первую статью Достопамятных Сказаний. В подлиннике все это можно найти и читать в Patrologiae graecae, t. 40 — Migne, откуда и переведено все, помещаемое в настоящем сборнике. Здесь предлагаются вниманию любителей такого чтения: 1. Извлечения из посланий и слов. В них 1—15 пункты взяты из жизнеописания св. Антония св. Афанасием. Наставления 16—68 извлечены из писем св. Отца. Наставления 69—82 извлечены из его 20–ти слов к монахам. 2. 170 глав о доброй нравственности. 3. Устав отшельнической жизни. В 40 т. «Patrologiae graecae» Migne, на стр. 1065, помещены Ppaecepta Antonii в 80 пунктах. За ними стоят еще его же: «Spiritualia documenta regulis adjuncta», и «Admonitiones et documenta varia», то и другое, очевидно, как дополнение к предыдущему правилу. Как все изречения, содержащияся под сими заглавиями, одного суть рода, и по содержанию и по образу речи, то оне сводятся здесь воедино и размещаются под особыми рубриками, следуя естественному ходу отшельнической жизни, под заглавием, устав отшельнической жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

P. 196-202). Папа Марин II также подтвердил привилегии монастыря (21 янв. 944) и велел Сикону, еп. Капуанскому, вернуть монахам ц. Сант-Анджело-ин-Формис (Regesto. 1925. P. 39; Italia Pontificia. 1935. P. 128). По-видимому, уже в 944 г. Балдуин возвратился в Рим, хотя и сохранил титул аббата М.-К., к-рый упоминается в грамоте папы Агапита II от 16 окт. 955 г. о передаче аббатству мон-ря св. Стефана в Террачине (Italia Pontificia. 1935. P. 129-130; см.: Bloch. 1986. Vol. 1. P. 208-209). Вместо Балдуина обителью управлял аббат Майельпот (944-949); после его кончины монахов возглавил Алигерн, ученик Балдуина ( Leccissotti. 1947; Bertolini M. G. Baldovino//DBI. 1963. Vol. 5. P. 525-529). Возвращение монахов. Восстановление патримония аббатства М.-К. Укрепление Рокка-Янула. XII в. Укрепление Рокка-Янула. XII в. Аббат Алигерн (949-986), уроженец Неаполя, прибывший из Рима вместе с Балдуином, принял решение вернуть монахов в М.-К. Задача осложнялась не только запустением монастырских земель (Chronica monasterii Casinensis. II 1), но и тем, что мн. владения были захвачены окрестными правителями, прежде всего гастальдами Акуино, Алифе и Теано. В грамоте кн. Ландульфа II (март 948) упоминается о «множестве дурных людей, не боящихся Бога», к-рые присваивали монастырские земли ( Poupardin. 1907. P. 147). В 952 г. аббат Алигерн добился от князя Капуи и гастальда Акуино признания прав мон-ря на нек-рые земельные владения. Стремление аббата восстановить монастырский патримоний привело к конфликту с гастальдом Аденульфом II. Согласно «Хронике Кассинского монастыря», тот взял Алигерна в плен и подверг издевательствам; аббат получил свободу только после того, как кн. Ландульф II захватил Акуино и принудил гастальда к повиновению (Chronica monasterii Casinensis. II 1-2). В более ранней «Салернской хронике» сообщается о мятеже Аденульфа II против князя, но не о пленении аббата (Chronicon Salernitanum/Ed. U. Westerbergh. Stockh., 1956. P. 168-170). Тем не менее столкновение Алигерна с гастальдом Аденульфом II имело место, хотя подробности скорее всего вымышлены.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

В другом известном источнике – бохайрской версии «Жития Шенуте» – мы находим примеры того, что кампании по искоренению языческого культа носили целенаправленный характер (Vita Sinuthii, 83–84, 125–126=Leipoldt, 1906. Р. 41, 57). Если рассмотреть параллельно еще ряд данных «Истории монахов», можно сделать несколько интересных наблюдений. В прологе говорится о том, что подвижники молитвами сдерживали стремительность реки, грозящей затопить соседние селения 519 . Авва Иоанн (cap. 1) предупреждал жителей округи о разлитии Нила и его масштабах 520 . Если вспомнить, что языческий обряд, с которым столкнулся авва Аполлон, был связан с разливом Нила, то можно предположить, что в сознании христианизирующихся жителей хоры жрец постепенно замещается монахом. В тех случаях (неурожаи, разливы Нила и т. д.), когда ранее жители хоры обращались к жрецам для решения своих нужд, теперь они идут к известным подвижникам, вероятно, усматривая в них посредников между земным и небесным. Интересно, что в тексте не отмечено ни одного случая, когда бы с чем-то подобным крестьяне приходили к священникам или епископам, но именно известных монахов они почитают за новых пророков или апостолов 521 . Есть и еще один интересный пример. Поведение аввы Патермуфия (cap. 10 ), который как мы уже знаем, до своего обращения был работником ритуальных услуг, может намекать на то, что его служение по отношению к умершим христианам (вероятно, не только монахам) включало в себя полный цикл подготовки покойного к погребению 522 . Но этим его функции не ограничивались, поскольку он еще совершал «бдения» над усопшим, т. е., как можно предположить, читал положенное такому случаю церковное правило. Т. Баумайстер на основании этих данных полагает, что речь идет о борьбе с весьма распространенным обычаем «плачей» над покойным, который был известен еще в Древнем Египте, и, вероятнее всего, практиковался христианским населением хоры [Baumeister, 2004b. S. 169–170]. Если данная гипотеза верна, мы имеем еще один пример «вытеснения» языческих традиций монахом: приходя к умершему, он готовит его к погребению, что от него и ожидают, но одновременно и заменяет «профессиональных» плакальщиц, совершая над покойным молитвенное правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Что ты называешь уничижительным, то добровольно совершил Он ради тебя» 169 . Подобное читаем в послании Кирилла к монахам египетским, в этом первом памятнике его борьбы с Несторием. Здесь Кирилл, объясняя Флп. 2в смысле уничижения Сына Божия, отвергает несторианское мнение о том, что уничижение состояло только в обитании Сына Божия в человеке, и пишет, что оно состояло в самом воплощении Его и усвоении Им всего человеческого 170 . b) Кирилл Александрийский был самым видным защитником и выразителем церковного учения о лице Иисуса Христа в борьбе церкви с несторианством. В продолжительных и горячих спорах о взаимоотношении во Христе двух естеств, которые возникли по поводу неправомыслия Нестория и которые были плодотворны по раскрытию православного учения, Кирилл принимал не только неутомимо деятельное, но и первенствующее участие. «Весь почти спор о вере, – писал он сам 171 , – поднят из-за нас, так как мы постоянно утверждаем, что св. Дева есть Богородица». Поэтому обильные догматические творения Кирилла как выразителя церковного учения имеют весьма важное значение прежде всего для уяснения вообще тайны богочеловеческой жизни Христа. Но вместе с тем сочинения этого великого александрийского епископа занимают исключительное место в истории учений о самоуничижении Иисуса Христа. Кириллу бесспорно принадлежит честь первого – и по времени, и по совершенству – последовательного раскрытия идеи кенозиса. На этой идее зиждется и ею проникается вся его христологическая система. Его глубоко содержательное и систематически раскрытое учение о взаимоотношении во Христе двух естеств есть не что иное, как православное учение о самоуничижении Иисуса Христа. Такому построению христологии благоприятствовали уже исторические обстоятельства. Разумеем борьбу церкви с несторианством. Какой был смысл этой борьбы? Результатом арианских споров было самое решительное утверждение и божественного достоинства Иисуса Христа, которое еретики умаляли, относя «уничижительные изречения» к Его божеству, и Его человеческого естества, к которому православные и относили «уничижительные изречения».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

150 Кстати заметим, что для правил камец-хатуфа есть отличный мнемонический стих, который мы рекомендовали бы вниманию учащих: «Ante Schewa, Dagesch, Mackeph, nisi signa monebunt, Ante parem, similenive О breve Qames erit» (Büttcher). 156 В тексте св. Кирилла: εωρακασι (как у Pars. один код.), но далее в толковании: εωρακα εν τοις οφϑαλμοις μου (144. С), – а несколько ниже по-видимому иначе: νυν εωρακαμεν εν τ. ο. αυτου (ib. Д). Во всех других Греч.: εωρακα (соотв. евр.). 168 Вследствие того, что институт тайной исповеди в период вселенских соборов не был строго определён и ей не придавали обязательного сакраментального значения, духовниками бывали нередко монахи, не имевшие священного сана, например, настоятельницы монастырей. Это положение развивается в исследованиях проф. Суворова «Объём дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период всел. соб.» Яросл. 1884 и «К вопросу о тайной исповеди и духовниках в вост. ц.» Яр. 1886. Духовники, не имевшие священного сана, встречаются и после, например, во время Вальсамона (Кн. Правил, изд. Об. Люб. Дух. Пр. стр. 1288 и 1291). Наши древние памятники не дают основания предполагать подобного явления в древней Руси. – О приходских иеромонахах см. проф. Е.Е. Голубинского История рус. церкви I, 1, 387–389; I, 2, 382. – О ставленых грамотах духовникам проф. А.С. Павлова , Номоканон при большом требнике. Новое издание, М. 1897 г., стр. 86. 170 Писмо датися священноиноку, когда поставят его духовнаго отца (А. Юр. Б. I, 63. Р. Ист. Б. лит. VI 913–914). В XVII–XVIII вв. о праве священника принимать на исповедь означалось в грамотах ставленых А. Ю. стр. 404–407. Сборник стар. бум., хранящихся в музее П.И. Щукина, II, 164, 166–167), отпускных, (А. Ю. 411:414), патрахильных, (Там же, 415). 177 «Заповедаем же и совершенным мнихом и девствующим, яко не приимати жены на исповедь к себе, точию же иже есть доспел в старость целомудрену и благочинну.., ибо диавол с женами творит брань». Дубакин. Влияние христианства на семейн. быт р. общества. Стр. 132. И только в конце XVII и в XVIII вв. встречаем частные запрещения монахам принимать мирских людей «в духовность» кроме великой нужды. Сбор. Щукина II, 166–167; А. Ю. Б. 1, 148; А. Ю. 407 и 414.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

709 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. сс. 169, 170, 172. 710 см. Nautin P. Origene. p. 128. 711 Kelly J. Inintiation a la doctrine des Peres de l’Eglise. – Paris, 1968, p.479. 712 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. с170. 713 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. с228–229. 714 блаж. Иероним. Письмо 88. К Евстохии.//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 51. 715 Сидоров А. И. Комментарии.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. – М., 1994, с.325. 716 Danielou J. Message evangelique et culture hellenistique aux II et III siecles. Paris, 1961, p. 386. 717 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 219. 718 Danielou J. Message evangelique et culture hellenistique aux II et III siecles. Paris, 1961, p.389. 719 См. G. Florovsky. The Anthropomorphites in the Egyptian Desert.//Coll. works. vol. 4. Aspects of Church history. – Bellemonde, Mass. 1975. 720 Цит. по: блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с.256. 721 Crouzel H. Origen. Sibiu 1999, p. 343. 722 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. сс. 190 и 212. 723 см. Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. с. 178–179. 724 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. сс. 179–180. 725 св. Кирилл Александрийский. Послание к монахам в Фуе . Цит. по: Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, с. 526. 726 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, с. 516. 727 Clement O. Transfigurer le temps. Notes sur le temps a la lumiere de la tradition orthodoxe. Paris, 1959, p. 215. 728 Йог Рамачарака (Аткинсон). Жизнь Иисуса Христа в Оккультном освящении. – М., 1993, с.117. 729 Закон космической справедливости.//Клюква. 1995.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010