265), «с любовью и тихостью, и смирением» (Чин исповеданию. Алмазов, Т. III, стр. 114, 115. 184), «тихо и умильно» (Исповедание мирским человеком. Алмазов. III, стр. 133). Исповедающийся приходит не в судилище, а во врачебницу. Сущность покаяния – врачевание. Одним из целительных средств, самым главным, является епитимия, о которой особенно много рассуждений в покаянной литературе. Епитимия – лекарство, а не наказание. Некогда преп. Феодор Студит писал в наставление монахам: «Кто окажется виновным, подлежит епитимии. Не думайте однако ж, что это будет от гнева и раздражения. Нет, и делал, и буду делать сие, движимый любовью к вам» (Добротолюбие, Т. 4. Москва 1889. стр. 130). Подобным же образом рассуждают об епитимии и древнерусские авторы. «Аще исповедаем беззакония наша Господеви и отцом духовным, да приложит ны к здравию былие, рекше епитимиями да свяжет до времени, дóндеже язя не будет, и паки разрешите; рассмотрите, что будет успеха в заповедях Божиих» (Православный Собеседник, 1861. Т. 1, стр. 455), «и станут здравы и светли в святей Божией церкви и пред Богом Господом нашим Иисус Христом, получивше от связания корысть и греховных яз разрешение» ( С. Смирнов . Материалы стр. 35–39, 170). «Сему подобии есте, яко на рати устрелять человека и стрела в нем ся преломит и егда к нему врача приведут, тогда разрезав язву измет железо... Тако и вы, егда сотворите грех, той устрелил вы есть диавол, и грех в вас яко железо есть, и аще отцу исповесте, отец же акы врач хитрый измет от вас яко железо грех и язву епитимию лечити начнет» (Православный Собеседник. 859, Т. 1, стр. 133). «Должен есть отец, духовный, яко врач хитрый, взыскати канона исповеднику, рекше правило, и разсмотрев даяти заповедь. О, иерею, зри, прилежно, о сем и умом, внимай!» ( С. Смирнов . Материалы, стр. 165. Срвн. рукопись Волоколамской библиотеки 566, л. 103). «О епитемии, поучает духовенство митрополит Петр, иже предали святые отцы нам на спасение, подавати согрешающим на очищение грехов» (Русская Историческая Библиотека, Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

д. 168 Слова эти, очевидно, относятся не к арианам, а к монахам, отделившимся от общения с назианской церковью 169 . Если же так, если, действительно, эти слова надобно разуметь о монахах, отделившихся от общения с назианским Епископом, то, значит, «обличительные слова», написанные Св. Григорием во время отделения, не были произнесены пред народом 170 . В первом обличительном слове против Юлиана Св. Григорий представляет исторический очерк нечестивых распоряжений, направленных ко вреду церкви. – Жизнь Юлиана он рассматривает как один непрерывный ряд действий и мероприятий, враждебных христианству. Спасенный Констанцием от общей участи своего семейства и воспитанный вместе с братом Галлом в науках и христианском благочестии, Юлиан рано предался всею душою язычеству, хотя показывал в себе видимо – по словам Св. Григория – человека любомудрого и усердного ко Христу. Это наружное усердие обнаружилось особенно в то время, когда оба брата, соперничествовавшие друг с другом в ревности и усердии к почитанию святых мучеников, созидали храм во имя Св. мученика Маманта. Но так как труды их происходили не от одинакового расположения, то и конец их, по замечанию Св. Григория, был различен. Между тем как дело брата Юлианова Галла, искренно преданного христианству, шло успешно, труды Юлиана оставались напрасными; землетрясение разрушало неоднократно все им созданное 171 . Достигнув мужеского возраста, оба брата начали изучать философию и риторику. Юлиан ясно стал обнаруживать свои наклонности, которые доселе сдерживал, по причине неблагоприятных обстоятельств. В диспутах он всегда защищал язычников против своего благочестивого брата, под предлогом упражнения в слове посредством споров, а на самом деле, для противоборства истине, потому что, как показали последствия, он, действительно, тогда сочувствовал язычеству 172 . По смерти Констанция, в которой Юлиан, – по мнению апологета, – принимал несомненное участие, ничто уже не препятствовало ему открыть то, что таилось в глубине его развращенного сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

Однако, волнение в монастыре не улеглось, Стефан даже удалился из него, но при помощи патриарха опять принял на себя управление 168 . К игумену Стефану потом приходил для ознакомления с общежительным уставом игумен Икосифиниссы Никифор 169 . Патриарх внимательно наблюдал и за приходскими монастырями. В декабре (10) 1835 г. он отправил митрополиту Арты Неофиту и прокритам руководственные указания относительно лучшего управления местными приходскими монастырями 170 , а в конце следующего года предписал этому митрополиту, чтобы он для каждого монастыря назначал особого игумена, а не одного на два монастыря 171 . В 1837 году возникла вражда между игуменом монастыря Богородицы Δαδις Венедиктом с одной стороны и митрополитом Дидимотихи Аверкием и прокритами с другой, которая и была представлена на суд патриарха. Григорий, рассмотрев дело, сохранил за Венедиктом игуменство, поручив держать в монастыре и учителя, а митрополиту предоставил наблюдение за обителью 172 . Отцам приходских монастырей янинской епархии патриарх приказал платить местному митрополиту Иоанникию обычные взносы 173 . Относительно внутренней жизни в монастырях Григорий сделал такие распоряжения. В виду того, что на Афоне иногда рукополагались в священные степени лица недостойные, патриарх посланием от 12 февраля 1838 г. предиисал местным властям не рукополагать священников и диаконов и не постригать монахов без предварительного испытания в течение двух, трех и более лет и рекомендовал вообще обращать самое большое внимание на нравственность святогорцев, в частности тех, которые отправляются в качестве таксидиотов 174 . По прежнему на Афоне не прекращались споры о поминовении с коливом и о св. причастии, поэтому патриарх предписал киноту (19 марта 1836 г.) прочитать и распространить среди монахов синодальные грамоты патриарха Григория V относительно предмета споров 175 . Дриинупольскому митрополиту патриарх 3 мая 1839 г. писал, чтобы он запретил монахам местных монастырей, ставропигиальных и приходских, оставлять на ночь женщин, даже с мужьями и детьми 176 . Подобное предписание было отправлено и экзарху Метсова относительно трех здешних ставропигий 177 . Господарю Валахии Гике патриарх выразил (1836 г.) благодарность за постановление, что впредь без рекомендации патриарха в местные монастыри не будет приниматься ни один инок 178 . Игумену хиосской Να Μον патриарх запретил (1840 г.) освящение храма, так как право это принадлежит епископу, а иеромонахам – служить в селах, без разрешения митрополита Софрония 179 . Наконец, игумену монастыря св. Архангелов на Симе Григорий запретил являться в храм села в мантии и с патерицей 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

42 Назначенный в 1758 г. состоять при главнокомандующем генерал аншеф и кавалерии; гр. Салтыков; обер–полевым священником протопоп Богаевский, и имевший некоторое время в своем наблюдении полковых священников и армии графа Румянцева, 1762 г. просил Св. Синод о том, чтобы «ему переменять местопребывание с армией Румянцева», но Св. Синод указал ему быть в распоряжении Салтыкова. Дело арх. Св. Синода. 1762 г. 182. 45 Дело арх. Св. Син. 1800 г. 534. В этом деле есть любопытные сведения о Сигаревиче именно в его семейном, а отчасти и в служебном отношении. 46 Митрополит Гавриил в то время уже был уволен от управления с.–петербургскою епархией, но Амвросий еще не получил назначения на место Гавриила. 49 См. Дела о назначении этих лиц. Рассматриваемые пункты напечатаны в П. С. 3. т. VI, 3759 и в П. С. П. и Р. т. I, 24. 52 В инструкциях прежнего времени упоминается и «телесное наказание» см. П. С. П. и Р. т. II, 318. п. 13. 630. п. 13. 53 П. С. П н Р. т. I, 381 и 629 сн. дела арх. Св. Сив. 1746 г. марта 20, 213, л.13–14; 1747 г. дек. 23, 170, л. 17–12; 1758 г. марта 13, 206 и др. 61 Впрочем есть примеры, когда служившие в полках священники ходатайствовали о награждении их за службу званием обер–иеромонаха. Так, находящийся в астраханском Спасо–Преображенском монастыре казначеем иеромонах Алексей обращался на Высочайшее имя с просьбою о том, чтобы в уважение «тридцатипятилетнего и безпорочного его бытия священником, а равно и за бытность его с отоманскою портою войну при боевых баталиях» наградить его обер–иеромонахом и уволить в гор. Царицын, к устроенной им кладбищенской церкви на собственное пропитание. Св. Синод по сему прошению дал следующую резолюцию: «по состоявшимся в 1721 г. пунктам, чин обер–иеромонаха положен точию во флоте, и на то токмо время, в которое определенный для смотрения тамо за прочими священнослужителями, действительно в сей должности находится, а в другое время конечно оным не награждается; жительство иметь монахам вне монастыря между мирянами духовным регламентом воспрещается; а к кладбищенским церквам за особою причиною и из белого священства определять не велено. Для того ему иеромонаху Алексею в его просьбе, яко излишней и сану монашескому несообразной, отказать». Дело арх. Св. Синод. 1790 г. июня 3 219.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Епископ Варнава (Беляев) Добавки к биографии старца Дополнить еще, как старец одну фрейлину посту и молитве учил. Как она совершенно не могла постного есть и молиться. Вставить несколько изречений старца куда-нибудь. 1. «Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил…» – говорил он впоследствии. Точно неизвестно, о чем была тут у него речь, но можно применить это каждому к себе в связи с учением «Лествицы» об уничтожении в своей душе прежде всего главной страсти 170 . Ее надо сперва сломать. А все остальное само уже отойдет. Но для многих встает вопрос: а какая у меня главная страсть? 171 2. «Простота есть невинность души». И он ее старался оберегать в себе и других всеми силами. О ней он еще говорил: 3. «Простота от Духа Божия подается. Человек сам ничего не приобретет, если Бог не подаст. А даст, так будешь как дитя. Ребенок все просто принимает и живет одним чувством. А мы много знаем, много помним, все это разбивает и рассеивает нас». (Особенно это к ученым-монахам относится, которые и по обязанности должны много знать). Пропущен рассказ о парне, продавшем душу свою блудному бесу. Как он приезжал в Спасо-Елеазарову пустынь и бесы его мучили. (Хотя бы в нескольких словах изложить суть). Старец приехал из Спасо-Елеазаровой пустыни в Казань, «где можно было несколько отдохнуть и полечиться», а потом снова возвратился на свое старческое служение Церкви Божией. Это он и прежде делал, уезжая на 2–3 месяца в Москву или Киев. Картофель, вода и толстобрюхие (нечто от науки) При lipomatosis " e (тучности, полноте) медицина вообще запрещает картофель. Разрешается только такая пища, где много белков, мало углеводов и совсем нет жиров. Утром: 120–150 граммов нежирной рыбы (для мирян можно мясо), чашка чаю без молока и без сахара, 30 граммов сухарей или поджаренного хлеба (а знаете, что такое будет эти 30 граммов?!). В обед: 150 граммов, как теперь говорят, «частиковой» (не красной) рыбы морской. (Митрополит Филарет Московский двумя-тремя пескарями питался, что вошло в известный анекдот. Митрополит Макарий, бывший Алтайский, – то же самое, и лишь по праздникам позволял судака себе подавать. Сколько искушений – скандалов, попросту сказать, – с ним у лаврских монахов было на Троицу, Успеньев и Сергиев день, когда по рукописному древнему Уставу, писанному еще в допетровской Руси, были на эти дни «кормы великие чудотворцев: осетрины 23 пуда, пива и меду без меры, калачи до изъеду…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Как писали православные, имябожники собирались игумена и наместника вынести днем на рогоже, а остальных православных изгнать ночью в одном белье. Более решительные предлагали просто бросить игумена в море. Главарями секты распространялись листки о том, что хулящих имя Божие, то есть не признающих учения имябожников, надлежит побивать камнями (письмо Досифея и др.) или бить по лицу и “освятить этим руку свою”. И листки эти не остались без действия, что пришлось испытать на себе не только многим православным монахам, но и солдатам, в которых бросали по ночам камнями» 25, с. 170 . «В ночь на 3 июня в Старом Русике произошел следующий возмутительный случай. Монах Иоанн около 3 часов ночи пришел в келлию монаха Онисифора, по-всячески обругал его и отправился в другую келлию, к монаху Ивкириону, которого стал ругать: “Ты, окаянный отступник, отступил от Иисуса, подписавшись под Халки. Я тебя на мелкие кусочки расщеплю”, причем стал его толкать. Монах Ивкирион ему ответил: “Я верую так, как верует святая Церковь и как патриарх написал в своей грамоте, и подписывался я не под Халки, а под вероисповеданием святой Церкви, а что хочешь меня бить, так делай свое дело” – и сложил руки. Монах Иоанн, видя, что его жертва не сопротивляется, стал грозить ему, говоря: “Сиди здесь, в Русике, и никуда не ходи, а если пойдешь, то моих рук все равно не избежишь, я тебя убью; отца Митрофана мы повесим, а архиепископ Никон будет в наших руках, мы и с ним расправимся”. И с тем ушел. Днем же 3 июня пришел в Русик к схимонаху Силуану (преподобному Силуану Афонскому . – И. П.) монах Вениамин, пустынник, который все время боролся против Иларионова заблуждения. К ним подошел вышеупомянутый монах Иоанн и стал наносить им оскорбления. Когда же они отправились в каливу к схимонаху Филофею, за ними последовал и монах Иоанн, но, не допущенный в келлию, стал грозить: “Все равно наших рук не избежите, мы всех убьем!” И завязал веревкой порту (дверь, ворота. – И. П.), так что им пришлось сорвать дверь с крючков и выйти из каливы, около которой монах Иоанн поджидал их с палкой в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

В великопостном цикле особо выделялись первая и средняя седмицы Поста (гл. 10). Неделя Вайи, служившая переходом от поста к Страстной седмице, праздновалась при стечении «множества народа» в продолжение целых двух дней (видимо, включая Лазареву субботу – гл. 119). В начале Страстной и «Великой» седмицы (глл. 27, 167) святой объезжал округу своего монастыря, распределяя по церквам свечи, елей, лампадные фитили, благовония и пшеничные просфоры для праздничной Литургии; в Великий четверг святой служил для сестер женского монастыря около 9-го часа дня (считая от восхода солнца) некий чин, включавший Причащение Св. Тайн, а затем Литургию в своем монастыре (т.о., или следует допустить совершение двух Литургий в один день, что в IV-VI вв., в принципе, было возможно на Страстной седмице 21 , или в женском монастыре святой совершил не Литургию, а аналог известной по более поздним источникам службы изобразительных, или обедницы); сразу после Литургии Великого четверга святой совершил чин умовение ног (чин включал в себя собственно умовение ног монахам, отирание и лобзание их, благоговейное отпивание от использовавшейся воды, евангельские чтения в форме диалога – иными словами, чин вполне соответствовал тому порядку, какой известен и впоследствии; совершение чина не до Литургии, а после нее указывает не на константинопольскую, а на палестинскую и малоазийскую традиции); ночь на Великую пятницу была посвящена чтению евангельских повествований о Страстях Христовых 22 ; в Великую пятницу умовение ног было повторено для тех, кто отсутствовал накануне (это могло быть как обычной практикой, так и особым действием святого, предчувствовавшего свою скорую кончину); в Великую субботу и на Пасху совершались Литургии, преисполненные особой радости, во время которых Евангелие читал сам предстоятель (гл. 167). За днем Пасхи следовала Светлая («светоносная» – Λαμπpοφpη) седмица, заканчивавшаяся в Светлую пятницу литийным шествием по округе монастыря с чтением Евангелия (гл. 167). Следующее после пасхального воскресенье называлось Отданием Святой Пасхи (τ " Απολοσια το γου Πσχα) 23 (гл. 170); торжественно отмечался праздник Вознесения 24 , в субботу после которого устраивалось всенародное литийное шествие в монастырь прп. Феодора (гл. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Преподобный Силуан Афонский. (5, с. 170.) Странно, что мы, привязавшись к земным, мало думаем о небесных друзьях наших, мало грустим и тоскуем по райской отчизне, и во всем хотим видеть только здешнее. Иеросхимонах Сергий Святогорец. (8, с. 472.) Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Преподобный Силуан Афонский. (5, с. 174.) Всякий раз, как почувствуешь в творениях Божиих что привлекательное и услаждающее, не останавливайся вниманием на них одних, но, минуя их, перейди помыслом своим к Богу и скажи: «Если творения Твои, Боже мой, так прекрасны, так радостотворны и усладительны, сколь же безмерно прекрасен, сколь безмерно радостворен и сколь безмерно сладостен Ты Сам, Творче всяческих!». Преподобный Никодим Святогорец. (4, с. 135—136.) Вера, уловляя человека, привлекает его и удерживает надеждою благ небесных; неверие же, чтобы уловить человека, прельщает его похотением благ земных, чувственных и, так как удовлетворение их связано с нарушением заповеди Божией, то, прельстив человека и возбудив в нем похотение запрещенного, неверие возбуждает затем в нем сомнение в истинности слов Божиих, наводит на вопросы: так или нет? истинно ли или нет? Преподобный Нил Мироточивый. (3, с. 2.) Чем больше человек забывает себя, тем больше помнит о нем Бог. Старец Паисий Святогорец. (7, с. 210.) За что же человек страдает на земле, несет скорби и терпит беды? За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство. Преподобный Силуан Афонский. (5, с. 176.) Полнота любви приводит к тому, что мы любим до забвения о самих себе. «До забвения», т. е. до ненависти к себе. Архимандрит Софроний. (10, с. 31.) Чистота же целомудрия есть сие: каждый монах и христианин, когда сидит за делом рук своих, да не принимает никакого ядовитого помысла клеветы, которая есть орудие осуждения. Преподобный Нил Мироточивый. (3, с. 102.) Если постигнет тебя беда, не унывай, но помни, что милостиво Господь смотрит на тебя, и не допускай мысли: «Станет ли Господь смотреть на меня, когда я Его оскорбляю», потому что Господь по естеству есть Милость, но с верою обратись к Богу и, как евангельский блудный сын, скажи: «Не достоин я назваться сыном Твоим», и увидишь, как будешь ты мил Отцу, и будет тогда неописуемая радость на душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   15) И так поступали они со всеми. Между тем в Риме собралось до пятидесяти епископов. Евсевиевых сообщников, как подозрительных и убоявшихся прийти, не приняли они в общение, и писанного ими не уважили, а меня приняли и возлюбили со мною общение. Но, пока это происходило, дошло до сведения Царя Констанса и о Соборе, бывшем в Риме, и о том, что сделано против Церквей в Александрии и на всем Востоке. Тогда пишет он к брату Констанцию; и обоим уже было угодно, чтобы составился Собор и были разобраны дела, и обиженные не терпели более обид, обидчики же не могли более осмеливаться на подобные поступки. Поэтому, в город Сардику сходятся епископы с Востока и Запада числом более или менее 170-ти. Западные епископы были одни с Отцом Осиею, а восточные привели с собою пестунами и ходатаями Мусониана комита и Исихия Кастрисия, которых ради и пришли охотно, надеясь опять сделать все их властью. Ибо так и всегда с помощью их показывали себя страшными, кому хотели, и строили козни, против кого было им угодно. Когда же пришедши увидели, что производится один Церковный суд без комита и воинов, увидели против себя обвинителей и обличителей от каждой Церкви и от каждого города, увидели, что почтенные Епископы Арий и Астерий, хотя пришли с ними, но уклонились от них, присоединились к нам и пересказали нам о лукавстве их и о том, сколько они подозрительны по делам и сколько боятся судопроизводства, чтобы и мы их не обличили как клеветников, и представленные ими обвинители не показали, что сами они все это внушили им и подстроили, примечая все это, хотя пришли со тщанием к той мысли, что иначе не встретят нас, как устрашенными, но как скоро увидели нашу готовность, заключаются во дворце (ибо там жили) и начинают рассуждать между собою: «С иною целью мы шли, и иное видим; пришли мы с комитами, а суд производится без комитов; без сомнения, мы будем осуждены, все вы знаете данные предписания; Афанасиевы защитники имеют у себя мареотские записи, по которым он оправдается, а мы посрамимся. Поэтому, что же нам делать? Для чего медлить? Выдумаем какие — нибудь предлоги и уйдем, чтобы оставаясь не быть осужденными; лучше, бежав, понести стыд, нежели потерпеть посрамление, когда обличат нас клеветниками. Если убежим, то будем еще в состоянии хотя сколько — нибудь защитить ересь. Хотя и осудят нас бежавших, но нашим покровителем Царь; он не попустит, чтобы народ изгнал нас из Церквей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2565...

К отцам собора царь обратился с просьбою утвердить судебник, и можно полагать, что эта просьба стояла в связи с фактом, что ко времени Стоглава на Руси оказалось только два юридических собственника земли: царь и духовенство ( церковь ). Остальные были только владельцами. Игумены Афанасий и Симеон и их последователи при­мыкали к большинству отцов собора. Курбский клеймил их одними и теми же прозвищами. Стоглав только объеди­нил и узаконил стремления всех приверженцев общежительно-вотчинного монашества. Но не ограничиваясь защитою вотчинного быта монастырей, он выработал ряди мер, основанных на порядках этого быта, и чрез это еще сильнее разошелся с защитниками противовотчинного иночества.   Относительно устройства монастырей Стоглав высказался в пользу сохранения прежних уставов их 152 . Он допу­скал устройство иноческих общин, как на основе общежития, так и особножития. Но первую форму он признал более высокою 153 , идеальною, и потому в частных предписаниях об иночестве делал постоянные уступки в пользу второй, останавливаясь, таким образом на полумерах. Вы­сказавшись твердо в защиту вотчинного хозяйства мона­стырей 154 , он, правда, пытался поднять уровень монашества 155 : усиливал нравственный надзор игумена за братией 156 , уста­навливал принципы общности и равенства относительно участия в монастырской трапезе 157 , запретил курение вина по монастырям и пьянство безмерное 158 , не позволял в мо­настыре по кельям держать робят голоусых 159 , а мона­стырским слугам предложил жить вне монастыря 160 , во­спретил назначать чернцов в посельские 161 , а настоятелям делать объезды по селам 162 , повелевая монахам проживать в своих монастырях и т. п. 163 Но почти из всех подобных предписаний он делал исключения, которые откры­вали удобный доступ к их невыполнению. Стоглав разрешал употреблять пищу в келиях по случаю немощи и старости 164 , ставить стол не в трапезе, а в келарской «заезжого ради великого человека», «князя, боярина», или «какова от вельмож» 165 , дозволил употребление «фряжских вин» 166 и умеренное употребление вина 167 , дозволил в случае немощи иметь мирскую прислугу по кельям 168 ; советовал посылать старцев добрых по делам монастырским земским для досмотра «монастырского хлеба» или «для управы крестьянския» 169 ; позволял настоятелям однажды или дважды выезжать из монастыря для дозора и управы 170 , а также для поездки со святой водой и отпускать из монастыря стар­цев ради великих монастырских и их личных дел 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010