Отвергнитесь себя, и последуйте Евангелию! Письмо 225. Скорби от Господа для исправления нашего Человек – как трава, и много ли надо, чтоб подкосить его? Одна минута может решительно сокрушить его здоровье и повергнуть тело или в могилу, или на одр мучительной и продолжительной болезни. Евангелие научает нас, что никакая скорбь не может нас постичь без воли Божией, – научает нас, благодарить Бога за все, по мановению Его, приходящия нам скорби. С одра болезни приносите благодарение Богу, как приносил его с кучи гноя покрытый смрадными струпами Иов. Благодарением притупляется лютость болезни. Благодарением приносится болящему духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силою живой веры. Озаренный внезапно светом веры, ум начинает созерцать дивный Промысл Божий, неусыпно бдящий над всею тварию. Такое созерцание приводит в духовный восторг: душа начинает обильно благодарить, славословить Бога, начинает восхвалять Его Святый Промысл, предавать себя Его святой воле. Одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во время болезни сперва – надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемыя благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали. «Многими скорбями подобает вам внити в Царствие Божие» ( Деян. 14:22 ). Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога. Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующия врачества приносят душевную пользу и отраду: преданность воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые совершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страданиях, что скорби – чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство. Письмо 226. Краткость человеческой жизни. – Единственно полезное занятие на земле – познание Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1911 г., 11 июля. 20. С. 312. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1911 г., 11 июля. 20. С. 317. ЦАМО. Ф. 58. Оп. 18002. Д. 332. Донесение о безвозвратных потерях 28042 от 18.05.1944 г. Управления по персональному учету потерь. Л. 187. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 45 об., 46. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1912 г., 11 июля. 20. С. 337. Там же. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1913 г., 21 июля. 21. С. 489. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 45 об., 46; Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. – 1918 г. Часть II. Доц. А. Г. Сизенко. Ростов-на-Доу. РГСУ. 2012. С. 516, 517; ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослужителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117 об., 118. Построена в 1883 г. на средства прихожан. Деревянная на каменном фундаменте с деревянной колокольней в одной связи, крыта железом. Один престол во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. Штат: один священник, один псаломщик и просфорня. Подробно: ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 41, 42. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11741. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1910 г. Л. 27 об., 28. Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. – 1918 г. Часть II. Доц. А. Г. Сизенко. Ростов-на-Дону. РГСУ. 2012. С. 516. Построена в 1883 г. на средства прихожан. Каменная с каменной колокольней в одной связи, крыта железом. Три престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, южный – во имя святых царей Константина и Елены, северный – во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Причт: два священника, один дьякон, два псаломщика. Церкви принадлежат здания: кирпичная караулка под железной крышей и кирпичное здание церковно-приходской школы, крытое железом, в четыре комнаты на 60-ть учащихся. Подробно : В.Л. Авдеев. История храмов станицы Кагальницкой. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовской-на-Дону Епархии. 2011. 336 с.; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11741. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1910 г. Л. 21, 22.

http://pravoslavie.ru/158426.html

Беда переходит от христианской любви вообще, которую принимающие оказывают путешественникам, к ее частному случаю – к проявлениям любви и уважения к конкретному человеку, Бенедикту Бископу. Впервые за всю проповедь слушатели узнают, что день, когда они собрались на службу, является днем кончины основателя и первого настоятеля монастыря. Еще раз Беда напоминает собранию, что сейчас будет рассказан пример того, как евангельские истины воплощаются в жизнь: «... видим, что весь дух этого поучения совершеннейше им исполнился» (с. 226). Таким образом, сам автор свидетельствует о том, что перед нами проповедь типа «exemplum». В отличие от классического «экземплюма», сложившегося в Высокое Средневековье 454 , тема проповеди, которую надо проиллюстрировать, и сам пример связаны, как предмет и его отражение в зеркале. Все или практически все мысли, которые Беда развивал в комментариях, находят подтверждение в рассказе о Бенедикте Бископе. Первая часть рассказа о Бенедикте представляет собой пересказ его биографии, включая тот момент, когда он уже основал монастырь. Служители узнают о том, из какого рода происходил Бенедикт («был знатен родом» (с. 226)), что он оставил, уезжая в Рим, «королевскую службу» (с. 226), почему он возвратился на родину – «для сопровождения в Британию... архиепископа Феодора» (с. 226), как и по какому образцу основал монастырь: «учреждая нам постановление не от своего ума, но предлагая вернейшие уставы древних монастырей» (с. 226). Внешняя сторона жизни Бенедикта Бископа была известна всем и каждому. Беда дает ее обобщенно, не упоминая ни одного имени, кроме имени архиепископа Феодора, и даже Рим называет перифрастически: «там, где превосходная глава всей Церкви возвышается благодаря величайшим апостолам Христовым» (с. 226). Все это настолько хорошо известно собравшимся, что Беда предваряет их возможное недовольство и рассеянность следующим поучением: И никому из вас, братия, не должно казаться скучным, если мы рассказываем об известных вещах, но предпочтительнее считать приятным, потому что мы говорим правду, когда повествуем о духовных подвигах нашего Отца, для которого в явном чуде Господь исполнил то, что пообещал своим верным... (с. 227).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Смотри также примеч. 1 к Апост. 22. Остается сказать о том, что не просто по взаимному согласию следует монашествовать супругам, но, более того, следует спрашивать жену, согласна ли она сама монашествовать и согласен ли на это ее муж, и если после трех месяцев она не изменит своего благого намерения, тогда можно ее постригать, если, конечно, жене исполнилось 40 лет и у нее твердые убеждения, согласно толкованию Вальсамона на 2-ю гл. 1-го тит. «Номоканона» Фотия. Смотри также Иова Амартола, который требует, чтобы супруги становились монахами по общему согласию (Хрисанф. Синтагматион. С. 133). 261 Отметь, что патриарх Сисиний, а также Иоанн Антиохийский издали согласный с этим вселенским правилом томос, определяющий, чтобы монастыри не передавались мирянам. А патриарх Сергий, напротив, издал другой томос, который определял отдавать монастыри мирянам; впрочем, не для того, чтобы они превращали их в мирские жилища – настоящим правилом это запрещено, – а для восстановления и усовершенствования их. Ну а если хорошо поразмыслить, то становится ясно, что не по правому суду вынес Сергий такое определение. В самом деле, если бы целью отцов было не отдавать монастыри мирянам только с тем, чтобы они не делали из них мирских жилищ (в то время как правило IV Всел. 24 говорит об этом вполне определенно), то зачем настоящее правило стало бы прибавлять, чтобы никто вообще не отдавал монастыри мирским людям? Это прибавление было бы излишним и напрасным пустословием. Далее, правило IV Всел. 8 предписывает монастырским клирикам и предстоятелям подчиняться власти архиерея. И если согласно томосу Сергия монастыри отдаются мирянам, следовательно, монастырские предстоятели должны подчиняться и архиерею, и мирянам, а значит, служить двум господам. Но служить двум господам невозможно, как сказал Господь (см. Мф. 6:24 ), и оттого, что архиерей приказывает одно, а миряне – другое, возникают разногласия и соблазны. Поэтому монастыри не следует отдавать мирянам даже ради восстановления и усовершенствования, но следует отдавать их клирикам и монашествующим. Священное нужно отдавать священникам, а не мирянам. Поступать иначе – это бесчинство и полнейшая несообразность. Я уж не говорю о том, что это и причиняет вред душам, и губит дома мирян, принимающих монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Характер мытаря и фарисея//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 21.  Ср.: «Надо признавать, – и это признание будет вполне справедливым; – надо признавать, что все мы, человеки, находимся больше или меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе. Это – следствие нашего падения, совершившегося чрез принятие лжи за истину; так всегда падаем и ныне. Оттого в нас такая переменчивость! Утром я таков, к полудню иной, после полудня еще иной, и так далее» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к мирянам. Письмо 9//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 449).  Таинству креста будет посвящен раздел в одной из последующих статей.  См. об этом в следующей статье.  Ср.: «Единственное и неоцененное приобретение человека на земле – познание Христа и усвоение Христу» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 145).   Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).   Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 168.  Комментируя Ин. 1:16-18, свт. Игнатий замечает, что «Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества (2 Пет. 1:4)» (Там же. С. 167).  В данном случае святитель ссылается на Символ св. Афанасия Великого в Следованной псалтири.   Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в 1-ю неделю Великого поста. О Православии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 78.   Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 139.   Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю о самаряныне.

http://bogoslov.ru/article/6176468

Практика древней церкви еще с древних времен подтверждает этот факт. В западной церкви еще Тертуллиан сказал: «и мирянам в крайнем случае дозволено крестить, ибо кто что получил, тот то может и дать» 1782 . Во время плавания в чужих странах, говорит собор Ельвирский, или если вблизи не будет церкви, может крестить оглашенного больного всякий кто только в целости сохранил свое омовение и не двубрачен» 1783 . Слова Тертуллиана почти буквально повторены у Иеронима. «Крестить в случае необходимости, говорит он позволительно и мирянам» 1784 . Августин признавал тоже самое» 1785 . И этот обычаи он производить еще из власти (ех auctoritate). апостолами преданной епископам 1786 . Мысль Августина буквально повторяется у папы Геласия († 496 г.) 1787 . Наконец Исидор Севильский († 636 г.) говорит: (ни мирянам, ни клирикам без степени не позволено крестить, разве только священникам: мы в евангелии читаем, что это дозволено только апостолам... Отсюда ясно, что крещение передано одним только священникам, и совершение его не позволено даже самим диаконам, без епископа или пресвитера, разве только при отсутствии заставляет крайняя необходимость, что и мирянам верным б. ч. позволяется, дабы кто-нибудь не отошел, от жизни без средства спасения» 1788 . Мы представили только свидетельства отцев западной церкви. Но и древняя восточная церковь также всегда снисходительно смотрела на, крещение, совершенное мирянином в случае, крайней необходимости, и не отказывала в общении лицам, обращенным, таким образом. Известно, напр., что многие, заключенные в темницы, за исповедание имени Христова,, крестили своих темничных стражей и церковь не отвергала такого крещения, но восхваляла совершителей оного, хотя большая часть из них была – миряне. Но самое лучшее доказательство того, что крещение, правильно совершенное мирянином, считалось и в восточной церкви имеющим, полную силу, а потому и здесь мирянам, в исключительных, случаях дозволялось совершать крещение, служить соборное решение александрийского епископа Александра об отроках, крещенных св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 141. – Ср.: Бог «требует от нас, чтоб мы распяли свою  плоть со страстми и похотми , требует не потому, чтоб Сам нуждался в этом, но потому, что мы нуждаемся: только в теле, умерщвленном для греха, может раскрыться явление жизни благодатной», – пишет свт. Игнатий со ссылкой на прп. Исаака Сирина (см.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в понедельник 1-й недели Великого поста. Приуготовление к таинству исповеди. Введение//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 48). См.: Ис. 9:6 по церковнославянскому переводу. Ср. выше экзегетическое замечание свт. Игнатия, что дети Адама приходят в бытие уже не по образу Бога, как сотворён был изначально сам Адам, а по образу Адама – падшего человека. Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в понедельник 1-й недели Великого поста. Приуготовление к таинству исповеди. Ч. 1//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 57. «Всесвятый, неприступный для тления, низводится в тление христианами, облеченными во Христа, имеющими в себе Христа, когда христиане пресмыкаются в скверне беззаконий» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Плач инока. Статья I//Приношение современному монашеству. С. 380). Так по-церковнославянски. В синодальном переводе: Духа усыновления . Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в понедельник 1-й недели Великого поста. Приуготовление к таинству исповеди. Ч. 1//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 57-58. Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в понедельник 1-й недели Великого поста. Приуготовление к таинству исповеди. Ч. 1//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 59-60. Опять непосредственное приложение догматической «теории» к аскетической «практике». См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 2//Творения. Т. 2. С. 339, 341; Поучение в тридесятую неделю. О спасении и совершенстве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 332.

http://bogoslov.ru/article/6176871

424 . Приготовление к вечности: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Рус. инок. – 1916. – 18. – С. 774:425. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к архимандриту Игнатию (Васильеву)/Сообщ. Е. А. Лебедев ; Примеч. П. Флоренского ]//Богосл. вестн. – 1917. – 2/3. – С. 179–237:45 писем (1847–1859 гг.). 426 . Печать и знамя Христовы: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Вестн. Рус. зап.-европ. патриаршего экзархата=Messager de l " exarchat du patriarche russe en Europe occidentale. – Париж, 1952. – 10. – С. 24–26. Без указания адресатов и дат. 427 . Письмо к мирянину: О силе покаяния//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1970. – 2. – С. 12–14. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 428 . Из неизданных писем//Вестн. Рус. христиан, движения. – Париж, 1977. – 121. – С. 9–21; 123. – С. 5–10:11 писем, среди названных адресатов: игум. Иларий, игум. Варлаам, прп. Макарий Оптинский , монах Серафим. Одно письмо датировано 14 дек. 1847 г. 429. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1981. – 5–10. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 430 . Избранные высказывания из писем епископа Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. – 1982. – 12. – С. 143–147. Без указания адресатов и дат. 431. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1982. – 1–2, 5–8. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 432 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 5. – С. 9–24:3 письма без адресатов, одно датировано 4 февр. 1848 г. 433 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 9. – С. 13–20. Без указания адресатов и дат. Письма к мирянам//Там же. – 1983. – 1, 3–6, 8:435. Неопубликованные письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к Валаамскому игумену Дамаскину и настоятелю Коневского монастыря архимандриту Израилю/Предисл. мон. Иувиана (Красноперова)//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1984. – С. 21–32. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 6 писем к игум. Дамаскину от 6 мая 1843 г., 30 нояб. 1846 г., 10 февр. 1848 г., 12 янв. 1857 г., 24 мая 1857 г., 21 июля 1858 г.; 4 письма к архим. Израилю от 28 апр. 1840 г., 31 июля 1865 г., 1 дек. 1865 г., б. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесять первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 344. Свт. Игнатий ссылается 37-е Слово прп. Исаака ( Исаак Сирин, прп. Слово 37//Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 158-159). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово утешения к скорбящим инокам//Творения. Т. 1. С. 354). «Желать покаяния и чистоты мы можем; мы можем и должны употреблять все зависящие от нас средства к снисканию их; но приобретение их зависит не от нас. Оно – дар Божий. Мы должны прежде всего молить небесного Отца, чтоб Он из духовных сокровищниц Своих ниспослал нам дар покаяния, покаянием очистил нас от греховного осквернения, украсил нас блаженною чистотою, которая зрит Бога ( Мф. 5:8 ), которая одна способна к принятию истинного Богопознания» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово во вторник двадцать третьей недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 242-243). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу тридесять второй недели. О молитве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 356. Игнатий (Брянчанинов), свт. Видение Христа//Творения. Т. 1. С. 106. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики. М.: Московская Патриархия, 1996. С. 294. Ср.: Там же. С. 191. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 1//Творения. Т. 2. С. 330. См. также, напр.: Письма к мирянам. Письмо 28//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 480-481). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 1//Творения. Т. 2. С. 331. Даже и в православной среде. Там же. С. 335. Обычно это – некая «жалость» (конечно, земная, человеческая, свойственная падшему естеству, не духовная) к иноверцам и инославным, жалость, претендующая на то, чтобы быть милосерднее Самого Бога; с другой стороны, это и нежелание самому отказаться от греха, от мнимой свободы действий и мыслей.

http://bogoslov.ru/article/6177850

ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 12169. Клировые ведомости церквей Митякинского благочиния за 1915 г. Л. 31 об., 32. Церковь на Дону в годы Гражданской войны 1918–1919 гг. Расследования Особой комиссии/Сб. документов под ред. Ю.А. Бирюковой, свящ. Е.А. Агеева. Волгоград. ПринТерра-Дизайн. 2022. С. 190–192. Донская армия. Организационная структура и командный состав 1917–1920 гг. Приложение-справочник к монографии «Г.Г. Матишов. Донские казаки: от опоры самодержавия до жертв большевизма (XVIII–XX вв.). Заметки на полях истории». Вып. 1. Донские партизанские отряды. Командование Донской армии. Молодая армия. Военно-учебные заведения/А.В. Венков; отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону. Изд-во ЮНЦ РАН. 2014. С. 347–351. ВСЮР – оперативно-стратегическое объединение Белых армий на Юге России в 1919–1920 гг. База данных 2: Участники Белого движения в России, историк, д.и.н. С.В. Волков. 2016. С. 65 из 699 на букву «М»,/7-163/. Далее по ссылке URL (дата обращения 16.09.2023 г.): . Трофимов Г.И. Непрославленные новомученики//Журнал «Посев». М. 2023. 4. С. 32–39; Церковь на Дону в годы Гражданской войны 1918–1919 гг. Расследования Особой комиссии/Сб. документов под ред. Ю.А. Бирюковой, свящ. Е.А. Агеева. Волгоград. ПринТерра-Дизайн. 2022. С. 29, 47, 342, 355; Суворин Б.А. За Родиной. Героическая эпоха Добровольческой Армии 1917-1918 гг. Париж. 1922. С. 97; ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослужителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117, 117 об. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослужителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117, 117 об. Трофимов Г.И. Непрославленные новомученики//Журнал «Посев». М. 2023. 4. С. 32–39; Церковь на Дону в годы Гражданской войны 1918–1919 гг. Расследования Особой комиссии/Сб. документов под ред. Ю.А. Бирюковой, свящ. Е.А. Агеева. Волгоград. ПринТерра-Дизайн. 2022. С. 29, 47, 342, 355; Суворин Б.А. За Родиной. Героическая эпоха Добровольческой Армии 1917-1918 гг. Париж. 1922. С. 97; ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослужителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117, 117 об.

http://pravoslavie.ru/158426.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010