А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. «Дела Авеля, – это дела любви, злые дела Каина, – дела ненависти к брату. Он не только ненавидит своего брата, он еще и завидует его добрым делам» (св. Беда). «Наш мир руководится двумя началами и источниками: Богом и дьяволом. Все хорошее в человеческом мире имеет началом и источником Бога, и все плохое имеет началом и источником дьявола. В конечном счете, всякое добро происходит от Бога и всякое зло, – от дьявола» (прп. Иустин Попович) . 13). Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Апостол имеет в виду здесь «мир как общество тех, кто любит мир. Неудивительно, что любящие мир не способны любить братьев, не принадлежащих мирским привязанностям, чье единственное устремление, – небеса. Для грешников религия, – это мерзость» (св. Беда). «Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро и хочет его уничтожить. Единственное желание зла, – чтобы не было добра… Поэтому не дивитесь, что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло, как способ жизни и логику зла он провозгласил способом мышления и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское» (прп. Иустин Попович) . 14). Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. «Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства, преображает их из временных в вечные, потому что исходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь, – это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога» (прп. Иустин Попович) , «Не любящий, как сам пребывает в смерти, так и всякое дело его, хотя бы имело наружный вид добродетели, есть мертво и бесплодно и слово, как кимвал, бездушно» (свт. Филарет Московский ). 15). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. «Ненавидящий брата своего, есть человекоубийца именно, потому что сердцем желает убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

А нет необходимости перед кем-либо открывать храм Божий. Также, будучи здоровой, не ходи без нужды в баню; не погружай целиком тела своего в воду, потому что ты посвящена Господу Богу. И не оскверняй плоть свою ничем мирским, но только умой лицо, руки и ноги свои. Когда будешь умывать лицо свое, не умывайся двумя руками; не натирай щек своих, не употребляй [моющей] травы, нитра и ничего подобного им, ибо это делают [люди] мирские, но мойся в чистой воде. 12. Не умащай тела своего драгоценным миром и не опрыскивай одежд своих многоценными ароматами, Если же тело твое ослабеет, употреби «немного вина, ради желудка твоего» (1 Тим. 5:23). А если ты впадешь в болезнь (да не случится этого с тобой!), позаботься о себе, чтобы не дать людям повода говорить, будто эта болезнь приключилась с тобой вследствие [чрезмерного] подвижничества твоего. Но прежде чем подобное скажут о тебе, сама позаботься о себе, чтобы поскорее встать на ноги и опять исполнять правило свое. Все время жизни своей проводи в молитвах, постах и [раздая-ниях] милостыни. Блажен тот, кто слышит и исполняет это. Пусть ночью и днем не отступает от уст твоих Слово Божие. Пусть всегда делом твоим будет [непрестанное] размышление над Божественными Писаниями. Имей «Псалтирь» и учи псалмы.   Восходящее солнце пусть видит книгу в руках твоих; а после третьего часа совершай молитвословие, потому что в этот час водружено Крестное Древо. Равным образом в шестой час совершай молитвы с пением псалмов, плачем и молением, потому что в этот час был подвешен на Кресте Сын Божий. В девятый час, со слезами исповедуя грехи свои, опять молись Богу в песнопениях и славословиях, потому что в этот час Господь, подвешенный на Кресте, испустил дух. А после молитвословия девятого часа ешь хлеб свой, благодаря Бога перед трапезой таким образом: «Благословен Бог, милующий и питающий нас от юности нашей, «даяй пищу всякой плоти» (Пс. 135:25). Исполни радости и веселия сердца наши, чтобы мы, «всегда во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А, оттого, и подчиненные, без сомнения, охладевают в своей жизни ревностью о благочестии. Иной из них и готов бы преуспевать в жизни духовной, но, в соблазнительном примере своего предстоятеля, встречает, как бы, преткновение на пути к тому. Ибо, когда ослабевает и опускается голова, то тщетны напряжения членов; и воины в преследовании врага напрасно усиливают свои переходы, если сам полководец сбился с надлежащей дороги и направляет их не в ту сторону, куда следовало бы. Не услышит паства ни утешения, которое облегчило бы и поддержало бы труждающихся, ни обличения, которое вразумило бы виновных: приставник и хранитель душ их превратился в мирского судию; стадо уже не имеет пастыря для охранения себя. Чада Церкви лишаются возможности просветиться светом истины, когда их учители всеми своими помыслами погружаются в житейские заботы, пристрастие к которым помрачает их глаза. Эти печальные последствия имел в виду предупредить и предотвратить Искупитель рода человеческого, когда, увещевая нас быть воздержными в пище и питье, предостерегает от печалей житейских, напоминанием страшного Судного дня ( Лк. 21:34–35 ); или, когда говорит: никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и мамоне ( Мф. 6:24 ). Подобным образом, и апостол Павел, отклоняя благочестивых и богобоязненных людей от пристрастия к мирским заботам и, решительно преследуя этот недуг, говорит: Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику ( 2Тим. 2:4 ). И потому пастырям и пастыреначальникам, как правителям и учителям Церкви, он, с одной стороны, заповедует не обременять себя такими заботами, а с другой – на этот раз подает благие советы в указании средств к удовлетворению и этим потребностям, говоря, как бы, в дополнение к тому: А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви( 1Кор. 6:4 ); т. е. житейскими делами пусть распоряжаются те, кто не наделен дарованиями духовными, или, еще яснее: есть люди, которые не могут глубоко постигать духовные предметы; они-то пусть и занимаются необходимыми житейскими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: – Мною клянусь, говорит Господь, что так, как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего (для Меня),  то Я благословляя благословлю тебя. Потрясающий урок веры, результатом которого стало откровение о том, что жертва и любовь лежат в основании мира. Эта не принятая жертва Авраама была также прообразом жертвы Бога Отца, отдавшего Сына за грехи мира: …С сими и мы божественными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати , да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный… (анафора) Таким образом, мы видим, что отдав маленькую девочку Марию в храм, ее родители не только уподобились праотцу Аврааму, но и сами послужили некой проекцией Троицы на род человеческий. Вряд ли Иоаким и Анна богословствовали. Простые старики из крохотного селения в далекой нищей стране, скорее всего, были вообще неграмотными. Однако все знают, как маленькие дети, еще не усвоившие грех, очень хорошо разбираются в людях. Не при помощи психологических техник, а напрямую проникают в суть человека. Они очень хорошо отличают злых людей от добрых и видят лукавство взрослых. Так Адам видел суть предметов внутренним духовным взором. Совершенно очевидно, что таким духовным видением обладали праведные супруги Иоаким и Анна. И этот мир они видели не так, как мы. Нам, мирским, кажется, что мир устроен для нас. А он устроен в результате взаимоотношений между лицами Святой Троицы несколько с иной целью, чем наше земное благополучие и здоровье. Мы после грехопадения Адама трагически ошибаемся, определяя свое место в мире. Нам кажется, что жизнь – это семьдесят лет. Аще в силах – восемьдесят, а далее труд и болезни. А мы на самом деле рождены к вечности.

http://pravmir.ru/prazdnik-absurda-torzh...

Аврам, верный своему призванию, продолжал оставаться кочующим номадом и жил особняком в западной части Ханаанской земли. Лот же, наоборот, вошел в дружественные отношения с окружающим его населением и даже соблазнившись удобствам их жизни, решил переменить свой прежний кочевой образ жизни на спокойную и приятную жизнь горожанина. Быт.13:13 . Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. Вот краткая, но выразительная характеристика тех жителей, в общение с которыми вступил их новый сосед – Лот. «Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим еще, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и пр.). И надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства» (Властов). Бог повторяет Свои обетования Авраму Быт.13:14 . И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; Последняя прибавка в тексте особенно знаменательна: она показывает, что Лот, самовольно избравший себе долю по мирским расчетам, этим самым исключил себя из участия в жребии Аврама, со всеми его испытаниями и искушениями, но и со всеми его наградами и обетованиями. Быт.13:15 . ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, Как бы в награду за смирение, великодушие и бескорыстие, проявленное Аврамом в разделе с Лотом, Господь снова повторяет Свои обетования и утешает Своего верного раба обещанием, что вся эта земля, по которой он теперь скитается, не имея в ней наследства на стопу ноги ( Деян. 7:5 ), со временем будет принадлежать ему, или, точнее, его потомству. Это обетование, действительно, и исполнилось над плотским его потомством тогда, когда народ еврейский, под предводительством Иисуса Навина, силой оружия занял землю Ханаанскую, и над духовным Израилем, т. е. верующими во Христа, которые в Нем и через Него сделались наследниками и причастниками всех божественных обетований, ибо, по слову Писания, Аврам и по смерти своей продолжает говорить верою ( Евр. 11:13, 16 ; ср. Мф. 22:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Адвентисты, очевидно, не в состоянии понять следующее. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис.55:8–9 ). Человеческое правосудие – слепо, формально; к нему приложима римская поговорка – summum jus – summa injuria. Оно нуждается в букве закона и от нее исходит. Представьте себе в земном смысле преступника и закон. Исполнение буквы закона преступником без внутреннего перерождения не сделает преступника святым и правым. Закон сам по себе бессилен пересоздать человека ( Евр.7:19 ). Человек – судья имеет на земле обвинительный акт и статью закона; он (не даром Фемида изображается слепой) судит слепо, формально оправдывает виновного и формально невинного, ибо он не видит тайников души подсудимого. Наказание выполняется палачами. В отношении Бога к человеку писанный «закон», святой по содержанию, данный в педагогических целях до времени исправления, в оправдание им безусловно отменены во Христе. Меркой спасения и сферой его во Христе является не буква закона, а сердце человека ( Евр.8:9–10 ). Благодать Божия во Христе возрождает верующих, делает их новою тварью и суд Божий Судит не по протоколу в статье закона, – Испытующий сердца и утробы не нуждается в этом. Праведник и грешник пред Богом и в действительности сами β себе носят, или оправдание, или осуждение. «Верующий в Него (т. е. во Христа) не судится, а неверующий уже осужден, потому, что не уверовал во имя Единороднаго Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин.3:18–19 ). Верующий носит зерно Царствия Божия в своей груди уже здесь, на земле, а неверующий – искру адского пламени. Верующий может всегда сказать: «если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» ( Пс.22:4 ). Баптисты и адвентисты (по преемству от Лютера и католических заблуждений) отожествляют дело спасения человека с мирским человеческим судом и понимают его грубо юридически. В баптизме разгневанному правосудию Господа Бога уплачен штраф за грехи мира Кровию Христа на Голгофе; в адвентизме, кроме того, Богу платит и человек исполнением «вечнаго» закона Божия особенно о субботе.... При таком понимании дела и представляется сектантам, что в небесной канцелярии суда лежат в не разобранном виде миллиарды протоколов о человечестве, небожители с 1844 года разбирают эти дела и работы их хватит до всеобщего суда, а «праведники» 1000 лет будут разбирать протоколы на ангелов и нечестивых, – успеют ли? Непонятно в адвентистском учении здесь то: зачем во время 1000 летнего царства «святые» будут утруждать себя лишней работой, когда нечестивые уже выделены на предварительном суде и наказание им всем, все равно, одно – сгорят и – конец!?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Архив Пн Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии 29 марта 2013 г. 19:02 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . При наречении архимандрит Ферапонт обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на великое архиерейское служение. Это высокое призвание «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28) вызывает во мне два чувства — радость и трепет. Радость, ибо я призываюсь в сонм архипастырей Святой Церкви, наследников апостолов Христовых, и святой Павел учит, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Трепет, ибо, как пастырь должен буду, по слову Священного Писания, полагать «душу свою за овец» (Ин. 10:11), а в пакибытии буду «обязан дать отчет» (Евр. 13:17) о вверенной пастве. Оглядываясь сегодня на прошедшие годы моей жизни, вижу, что Всеведущий Бог, по Своей неизреченной милости, направлял мои стопы. Приняв крещение уже в сознательном возрасте, я поступил в один из костромских монастырей и совершал свое церковное служение на Костромской земле, где сейчас призываюсь к продолжению служения уже в сане епископа. Мне довелось быть монастырским послушником, сотрудником епархиального управления, настоятелем прихода, наместником монастыря. Все эти пройденные послушания помогли приобрести опыт, необходимый для предстоящих трудов в должности викарного епископа. Приступая со страхом и ответственностью к архипастырскому служению, сознаю трудность задач, стоящих сегодня перед епископом. В наше время тот мир, в котором «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) сильнее, чем прежде, увлекает людей от следования по путям Господним. Противостоять мирским соблазнам, донести спасительное учение Христово до каждого сердца, способного принять это учение, дать почувствовать окружающим радость благодатной жизни в Святой Церкви сегодня особенно актуально. Чтобы достичь этого, епископу требуется активизировать катехизаторскую и миссионерскую деятельность, другие виды церковного служения. А для этого нужно привлечь людей, способных нести другим слово Божие, потому что и сегодня, как и два тысячелетия назад, актуальны слова Пастыреначальника Христа: «жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). При этом пастырь должен и сам быть образцом для духовных овец, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1 Пет. 5:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2877670.ht...

Беседа 23 «Не судите, да не судимы будете». ( Мф.7:1 ) Изъяснение 7:1–20. Заповедь о неосуждении не все грехи повелевает не судить и не всем запрещает судить. – Должно с любовью исправлять согрешающих. – Не исправивший себя, не должен осуждать другого. – Не должно открывать учение Христово людям, не способным его принять. – Евангельские заповеди легкоисполнимы при помощи Божией, подаваемой по молитве. – Не должно отчаиваться в получении просимого. – О чем следует молиться. – Вместе с молитвою необходима и добрая жизнь. – Что делает трудный путь, ведущий в жизнь, легким. – Нужно распознавать и избегать прикрывающихся личиной добродетели. – Лицемер может быть легко узнан по делам его. – Лишение небесной славы и любви Христовой тяжелее самой геенны. – Жизнь людей, преданных мирским заботам, подобна детской игре. – Расточающий имение в помощь нуждающимся достоин более уважения, чем собирающий; уничиженный – более, чем пользующийся славой. 1. Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? Да; и Павел то же самое говорит, или – лучше – Христос через Павла: «А ты что осуждаешь брата твоего?» Или: «И ты, что унижаешь брата твоего? Кто ты, осуждающий чужого раба?» ( Рим. 14:10, 4 )? И опять: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» ( 1Кор. 4:5 ). Каким же образом тот же апостол в другом месте говорит: «Обличай, запрещай, увещевай» ( 2Тим. 4:2 )? И еще: «Согрешающих обличай перед всеми» ( 1Тим. 5:20 )? Равным образом, и Христос говорит Петру: «Пойди и обличи его между тобою и им одним. Если же не послушает, возьми с собою» другого, если же и при этом не уступает, «скажи церкви» ( Мф. 18:15–17 ). И для чего Он поставил столь многих обличителей, и не только обличителей, но и карателей, так что кто не послушается никого из этих последних, того велел почитать за язычника и мытаря? С какою также целью вверил им и ключи? Если, ведь, они не будут судить, то не будут иметь никакой важности и, следовательно, всуе получили власть вязать и решить. С другой стороны, если бы это было так, то все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах и в семьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

благ и вещей мира сего)».    Вера настраивает на истинное благо; она рождает в нас страх Божий. Подобное же говорит и Феодор Эдесский: Вера правая и глубоко внедренная рождает страх Божий; страх же Божий научает нас соблюдению заповедей». Сам ничего не могу, но «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13). Сознание немощи моей рождает, по словам Симеона Нового Богослова, память смертную. На земле мы имеем время на покаяние, а в той жизни будет уже поздно. Царство Божие начинается на земле, оно внутри нас. Потому-то и утрачиваем мы в конце концов интерес к благам и вещам мира сего.    Все настоящее есть то, что прейдет, но не прейдет моя душа и Царство Божие, к которому я приобщаюсь здесь, на земле. Мы должны готовить себя к иной жизни и к тому, что смерть за Христа есть путь к истинной, настоящей, подлинной жизни. Мы должны пользоваться всем как непользующиеся и не должны делать для себя из «благ земных» настоящие блага. Тогда вера станет иметь для нас совсем не то значение, какое мы придавали ей раньше.    Итак, вера есть дар Божий, о котором должно просить; вера зависит от того, как мы смиряемся, и пути, ведущие к вере, лежат через память смертную, через неприлепление к мирским благам и даже к самой жизни в мире сем, через готовность к смерти за веру во Христа.    Следуя по пути стяжания веры, на что же нам все-таки ориентироваться, что ставить во главу в этой борьбе за веру и смирение? Об этом говорит апостол Павел: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:18—19). В другом месте он говорит о диаконах (и это относится, конечно, ко всякому христианину), что они «должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (1Тим.3:8—9). Таким образом, наша вера зависит от того, насколько чиста наша совесть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3904...

Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. Всегда: не в покое только, но и в печали, и не за благое только, но и за прискорбное, за то, что знаем, и за то, чего не знаем. Потому что все служит к нашему благодеянию, хотя мы и не сознаем этого. И должно благодарить Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть призывая имя Господа Иисуса, и обращаясь к Нему, как к посреднику и благодеяния, и самого благодарения. Повинуясь друг другу в страхе Божием. Вот опять любовь, ибо из нее проистекает повиновение друг другу: не по мирским или человеческим каким-нибудь расчетам, а в страхе, говорит, Божием. Ибо повинующиеся друг другу ради Бога никогда не впадут в соблазн и не разойдутся, имея такую прочную связь. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Недаром и не напрасно Павел прилагает великое попечение о супружестве, ибо и Бог от начала особенно о нем заботился. Ибо с Адамом соединил сестру его, нет, — больше — дочь, да что я говорю? его собственную плоть. Потом с размножением рода и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений. Да и жизнь наша на супружестве держится. Посему и говорит: жены, повинуйтесь своим мужьям. Ибо если согласием будет отличаться супружество, то и дети будут воспитаны хорошо, и слуги будут исполнять свой долг, и все, что касается соседей и друзей, будет хорошо. Служите же, как Господу. Как же в другом месте написано: если кто не разлучится с женой и жена с мужем, тот не может следовать за Мной (Лк.14:26)? Ведь, если должно служить, как Господу, как же говорит, что должно разлучиться ради Господа? Потому что слово как не везде обозначает совершенное равенство. Или: повинуйтесь, зная, что служите Богу, то есть если и не для мужа собственно, но, по крайней мере, для Господа. Ибо, если противящийся высшей власти противится повелению Господа, то тем более противящаяся мужу. И напротив, повинующаяся мужу повинуется Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1062...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010