Когда он был более сияющим, скажи мне – тогда ли, когда он приносил жертвы за детей и сближал их между собою в целях единомыслия, или когда он, после того как они были засыпаны и окончили жизнь самым горьким видом смерти, перенес случившееся с большой мудростью? Когда он лучше заблистал – тогда ли, когда от стрижки овец его нагревались плечи обнаженных, или когда, услышавши что огонь упал с неба и истребил стадо вместе с пастухами, он не смутился этим, не пришел в замешательство, но кротко снес несчастье? Когда он был более великим – тогда ли, когда пользовался здоровьем тела для защиты обижаемых, сокрушая челюсти неправедных, исторгая из зубов их похищенное ими, и был пристанищем для угнетаемых, или когда видел тело свое, этот щит для обижаемых, съедаемым червями и, сидя на навозной куче, сам скоблил его, взявши глиняный черепок? «Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится» («Обливаю... грудие земли гной стружа»), – говорит он ( Иов. 7:5 ). Хотя то все были добродетели, а это все – страдания, однако последние показали его более славным, чем первые, потому что они составляли самую трудную часть состязания, требовавшую для себя большего мужества, более энергичной души, более возвышенного разума и обладания большей любовью к Богу (чем добродетели). Вот почему, когда были только добродетели, диавол, хотя и бесстыдно и совершенно разбойнически, но все же возражал: «разве даром богобоязнен Иов?» («еда туне Иов чтит Бога») ( Иов.1:9–10 ). А когда приключились и несчастья, то диавол, закрывши свое лицо, обратился в бегство, не имея уже возможности прикрыться даже и тенью какого-либо бесстыдного противоречия, потому что это – вершина венца, это – высшая степень добродетели, это – ясное доказательство мужества, это – тщательнейшее напряжение мудрости. И сам этот блаженный Иов, объясняя, насколько сила уныния тягостнее смерти, называет последнюю покоем. " Спал бы, – говорит он, – и мне было бы покойно» («Смерть... мужу покой») ( Иов.3:13:23 ), и просит ее себе в качестве милости, чтобы только освободиться от уныния, говоря: «О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог ! О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня!» («аще бо дал бы, да приидет прошение мое, и надежду мою дал бы Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Есть предположение, что автор книги принадлежал к партии фарисеев, потому что он упоминает, притом дважды, о воскресении мёртвых. 1.9.3. Время и место написания . В тексте есть ясное указание на время написания второго письма: «в сто восемьдесят восьмом году…»( 2Мак.1:10 ). С учётом разницы между двумя летоисчислениями можно установить, что 188 г. Селевкидской эры – это 124 г. до Р. Х. На время создания книги проливает свет и упоминание автором того факта, что Иерусалим оставался во власти евреев во все годы его жизни, а это означает, что книга написана гораздо позднее описываемых в ней событий (176–161 гг. до Р. Х.), но не позднее завоевания Иудеи Римлянами (70 г. до Р. Х.). Во втором письме фигурирует некий Иуда, первый раз в качестве отправителя: «…живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать» ( 2Мак.1:10 ), второй раз – в конце письма, где сказано: «Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал…» ( 2Мак.2:14 ). И то, и другое упоминание могут указывать только на Иуду Маккавея, павшего весной 160 г. до Р. Х. А если учесть, что в этом письме упоминается о смерти Антиоха IV, последовавшей в 164 г. до Р. Х., оно, вероятнее всего, было и написано в 164 г. до Р. Х. Анализируя, расставленные автором второй Маккавейской книги, акценты – критическое отношение к политике Иоанна Гиркана, разрушение храма на горе Гаризим и т. п., – можно сделать вывод, что книга, в дошедшем до нас виде, была написана, очевидно, вскоре после 124 г. до Р. Х. 1.9.4. Язык оригинала . На основании Предания и анализа языка книги блж. Иероним утверждал, что книга была первоначально написана на греческом языке, за исключением двух писем, переведённых с еврейского или арамейского. Гебраизмы, встречающиеся в книге, объясняются тем, что автор был еврей, но, при этом, такой, которому все-таки был чужд еврейский язык. Как и все иудеи-эллинисты, он пишет на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

1-15). Исполняя просьбу Ездры, Бог объяснил ему, что «крепкий муж» - это тот, «который самим собою избавит творение Свое» (3 Езд 13. 26). Он выходит «из средины моря» (3 Езд 13. 25), поскольку «никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его» (3 Езд 13. 51-52). Войны и др. знамения о скором будущем будут служить приметой прихода Сына Божия, когда «Всевышний начнет избавлять тех, которые на земле». Услышав глас Его, люди оставят войны друг с другом и соберутся вместе, «как бы желая идти и победить Его». Сын Божий станет на вершине горы Сион и там «обличит нечестия» людей и «истребит их без труда законом, который подобен огню» (3 Езд 13. 25-38). Собранное Им «мирное общество» - это «десять колен» Израиля, отведенных в плен Салманассаром и решившихся «оставить множество язычников и отправиться в дальнюю страну», чтобы там соблюдать закон и жить праведной жизнью. Истребляя «множество собравшихся вместе народов», поднявших на Него оружие, «Он защитит народ Свой, который останется. И тогда покажет им множество чудес» (3 Езд 13. 39-50). Услышав это толкование своего сна, Ездра «вышел в поле, много славя и благодаря Всевышнего» за Его чудеса и благодеяния. Через 3 дня Ездре было последнее, 7-е видение. Сидя под дубом, он услышал голос Бога, исходящий из находившегося поблизости куста (vox exivit contra me de rubo). Бог предсказывает Ездре, что он будет «взят... от людей» и будет «обращаться» с подобными ему и с Сыном Божиим. Поскольку «век разделен на двенадцать частей», из к-рых прошло уже 9 с половиной, Ездра должен понять, что немного времени остается до последнего суда. Бог повелевает ему вразумить народ, самому отбросить «смертные помышления» и «немощи естества» и готовиться «переселиться от времен сих» (3 Езд 14. 1-14). Наступают тяжелые времена, «больше будет бедствий... будет умножаться зло для живущих...». Ездра обещает вразумлять народ, однако он обеспокоен судьбой потомков, «которые потом родятся». Поэтому он просит Бога: «...ниспошли на меня Духа Святого (inmitte in me spiritum sanctum)»; обладая Св. Духом, Ездра сможет написать «все... что было написано в законе», чтобы «те, которые захотят жить» праведно в последние времена, смогли это сделать. Бог назвал Ездре имена 5 чел., «способных писать скоро», приказал привести их и приготовить «побольше дощечек» для письма и обещал возжечь в сердце Ездры «светильник разума, который не угаснет», с его помощью он сможет записать все необходимое. Часть записанного можно было объявить народу, остальное следовало передать «мудрым (sapientibus)» (3 Езд 14. 15-26).

http://pravenc.ru/text/189579.html

Глава 3 2Кор.3:1 .  Не­ужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? «Зачинаем ли паки нас самех извещавати вам?» Ибо не нам следует сказать это, а вам, которые в точности знаете, что касается и до нас, и до них. И Апостол продолжает уязвлять их словом. «Или требуем, якоже нецыи, извещавателных посланий к вам, или от вас!» А сим дает им понять, что некоторые из оных обманщиков и им выхвалены были другими, и от них напутствованы одобрительными к другим посланиями. И поскольку к поражению их достаточно было сказанного, то Апостол в последующих словах предлагает врачевство и говорит: 2Кор.3:2 .  Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками. «Послание [бо] наше вы есте, написанное в сердцах наших, знаемое и прочищаемое от всех человек». Не имеем нужды в посланиях; о нас свидетельствуют самые дела; и есть у нас одушевленное послание, которое говорит вам в нашу пользу; это – вера ваша, прославляемая везде, и на суше и на море; потому что мы, избавив вас от заблуждения, привели к свету Боговедения. Сие выражают и последующие слова. 2Кор.3:3 .  вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. «Являемы, яко есте послание Христово служеное нами». И что я говорю – наше? Вы – послание Самого Спасителя нашего, изречения самой проповеди Его, а мы только служители писмен. «Написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных». Оставив учащих противному, Апостол переходит к действительности и показывает различие двух заветов, ибо один начертан был на скрижалях каменных, а другой написан на разумных сердцах. 2Кор.3:4 .  Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа. 2Кор.3:5 .  Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. «Надеяние же таково имамы Христом к Богу, не яко доволни... от себе помыслити что, яко от себе». Благовременно упомянул Апостол о Боге всяческих, потому что проповедующие противное утверждали, будто бы Бог печется о сохранении закона. Посему говорит: смело уповаем на Бога всяческих, потому что Христос дерзновение сие дал нам; о себе же не думаем высоко и не из собственных своих помыслов слагаемую предлагаем проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Доныне вы ничего не просили во имя Мое, просите и получите, да будет радость ваша совершенна» ( Ин.16:23 −24). чем же нам прежде всего молиться Богу, если не о прощении грехов и о том, чтобы в нас открылись те же мысли и чувствования, какие показал в себе Христос Иисус? ( Флп.2:5 −11). Посему терпение, которое вам нужно иметь, как сказал Апостол Павел, есть Христово терпение, как он же говорит во втором послании к Фессалоникийцам: «Господь да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» ( 2Фес.3:5 ). Видите, прежде говорит о любви и притом Божьей, а потом уже о терпении, и притом о Христовом. Это превосходно! Но как мы не достаточествуем ни в любви, ни в терпении, то все грешим, и грешны много ( Иак.3:2 ). Но если вера, действующая внутренне и наружно любовью ( Гал.5:6 ), соединяет нас со Христом ( Еф.3:17 ), то мы имеем и полноту всего Богоугодного ( Кол.2:10 ), которой подобает постепенно открываться в нас, чтобы нам исполниться наконец всею полнотою Божьею ( Еф.3:19 ) подобно тому, как и в телесной натуре постепенно же рассветает день ( 2Пет.1:19 .). Посему-то и необходимо нужно для нас постоянное покаяние, и вера во Евангелие Иисуса Христа Сына Божия (Мр.1:1−15), ибо мы не имея сей веры, не получим прощения грехов; а если умрем во грехах наших ( Ин.8:24 ), то не увидим царства небесного ( Ин.3:36 ; Деян.2:38 ). Но Господь Иисус Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, дабы ходатайствовать за них» ( Евр.7:25 ). Сие пишу я вам, говорит Апостол Иоанн, чтобы вы не грешили, впрочем, если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( Ин.2:1 −2). Слава Ему! Всеусердно желаю Вам, как себе самому, увидеть себя некогда в том великом множестве прославляющих Иисуса Христа, которое Иоанну Богослову было показано. Советую вам прочитать об этом в седьмой главе Апокалипсиса ( Апок.7:9 −17.) Может быть, Вы и не ожидали ответа такого, да и я начав диктовать это письмо, совсем не думал отвечать таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Братия! и к нам говорит апостол Павел: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу. Никто не думай, что он уже достиг совершенства, имея некоторые дары от Господа. Никто не полагайся на земное благополучие, и не предавайся мечтам самодовольства, почитая себя как бы вполне счастливым и довольным, как бы воцарившимся в земной жизни. Внимая учению и примеру св. апостола Павла, будьте кротки и смиренны; будьте послушны заповедям Божиим; прежде всего ищите царствия Божия и правды его. Терпеливо переносите, ради Господа, всякие скорби и обиды от других. Помните и соблюдайте заповедь Господа: любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам натает и изгонящия вы, яко да будете сынове Отца вашего, иже на небесех ( Мф.3:13.14 ). По примеру св. Павла, забывая заднее, простирайтесь вперед; стремитесь к цели вышнего звания во Христе Иисусе ( Филип.3:13.14 ). О горнем всегда помышляйте, всячески умеряя и сокращая заботы о земном: Наше бо житие на небесех, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа ( Филим.3:20 ). Ему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Беседа 27. В день Нерукотворенного Образа Братие, надеяние таково имамы Христом к Богу; не яко довольна есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога ( 2Кор.3:4.5 ). Прежде предложенных слов, апостол Павел писал к Коринфянам: «неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам, или от вас? Вы наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками. Вы показываете собою, что вы–письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:13 ). Этими словами Апостол указывает на то обстоятельство, что Коринфяне им были обращены к вере в Иисуса Христа, и что настоящая их жизнь христианская пред всеми свидетельствует о том, что для них сделал Павел. В след за этим Апостол говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2. Возвестите и разгласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены. 2 . Воздвигните знаменїе ср. Иер. 6:1 . Посрамис Вилъ: последнее название, в евр. тексте произносимое Бел, а в ассирийско-вавилонских памятниках клинообразного письма Бил, и составляющее видоизменение слова Ваал=Баал, принадлежало главному вавилонскому божеству солнца. Вил посрамился в том смысле, что, не оправдав надежд, возлагавшихся на него его почитателями, не станет с тех пор слыть за великого, могущественного бога. Когда Вавилон будет взят, то халдеи станут думать, что бог их безсилен сохранить их великую столицу (ср. Иер. 10:15 ). Другое название Меродах относилось к идолу, в котором халдеи боготворили планету Юпитера, и произносилось ими Мардук или Марудуку. Меродах провозглашается побежденным в том смысле, что когда халдеи были поражены, поражение это в их глазах было равносильно поражению бога, их надежды (ср. Ис. 37:12 ). Иер. 50:3 3. к прїиде нань зыкъ свера, той положитъ землю ег в запстнїе, и не бдетъ живй в ней члвка даже и до скота: подвигншас, идоша. 3. Ибо от севера поднялся против него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там; от человека до скота, все двинутся и уйдут. 4. В те дни и в то время, говорит Господь, прийдут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Господа Бога своего. 5. Въ Сїнъ испытаютъ стез, там бо бративше лица сво прїидтъ, и приложатс ко Гд завтомъ вчнымъ, иже забвенїю не предастс. 5. Будут спрашивать о пути к Сиону, и, обращая к нему лица, будут говорить: идите и присоединитесь к Господу союзом вечным, который не забудется. 4–5. О слезах, с которыми пойдут сыны израилевы и иудины в Сион, см. под Иер. 31:9 . Грехи, раскаяние в которых означали эти слезы, послужили причиною расторжения союза между Богом и Его народом (ср. Иер. 3:1, 8 ); за них Господь отверг народ Свой от лица Своего (ср. Иер. 7:15 ; 4Цар. 24:20 ). Раскаяние во грехах привлечет к народу снова милость Божию, и так как эта милость будет не только последствием раскаяния, но и действующею причиною нравственного очищения народа: то возстановленный союз имеет пребыть вечным, как вечен Сам всемогущий Бог (ср. Иер. 31:3, 29–31 с толков.). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 50:6–13

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

В главе 8 обращу внимание на то, что воображающие, будто и они понимают, – обманываются: кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него ( 1Кор. 8:2–3 ). Итак, путь к знанию не философствование рассудочное, а любовь к Богу, за что Он дает тому Откровение. Глава 10 о вкушении идоложертвенной трапезы (то есть остатков от жертв, приносимых идолам, а в сущности – бесам). Здесь обращает внимание то, что апостол ставит в параллель чашу Господню (то есть Евхаристию) и чашу бесовскую; трапезу Господню и трапезу бесовскую (ср.: 1Кор. 10:21 ). Значит, там – жертвы, и Евхаристия – Жертва. И в следующей, 11-й главе – прямо говорит слова Господа, что чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11:25 ). А о прочем ([Тело Мое], за вас ломимое) уже говорилось. Евхаристия должна напоминать первообразную Жертву Голгофскую: смерть Господню возвещаете ( 1Кор. 11:26 ). Главы 12–14 о дарах духовных. Верующие суть члены Тела Христова – Церкви; а соединяет их Дух Святой, разделяя и назначая каждому члену духовного организма свой дар и свою задачу. Вы – тело Христово ( 1Кор. 12:27 )... Вот это есть истинная связь – Духом Его. Все от Него. Даже уверовать нельзя без Духа Святого: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Глава 13 об истине воскресения людей. Эта истина основывается прежде всего на факте воскресения Христа: а Он умер за грех наш ( 1Кор. 13:3 ), а после и воскрес (что фактически несомненно: ибо является множеству). Но если воскрес, то в Нем все оживут, ибо есть духовное наследство подобно худому наследству от Адама (грех и смерть) (см.: 1Кор. 13:22 ). Каков Небесный, таковы и небесные ( 1Кор. 13:48 ). Из этого Послания особенно примечательны для нашего вопроса главы 1–4, где говорится о «тайне» Искупления, простой для веры и безумной для мудрецов. Второе Послание к Коринфянам Написано в защиту апостольского авторитета против доверчивой паствы (главы 1–3) и агитаторов-вожаков (главы 10–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

15). В 1898 году, когда прошли 3,5 года, учение еноховцев изменилось относительно времени царствования антихриста и проповеди пророков Илии и Еноха. Время это они стали обозначать семилетием, так как будто положено на Илью и Еноха отдельно по 3,5 года, а всего – семь лет. В это же время в умах ересеучителей-еноховцев стала зарождаться мысль о том, что Бог может вселяться в обыкновенных людей, а души праведников – переселяться в живых угодников Божиих. Эта мысль первее всего проглядывала в письмах от сосланных в польский край. Бакланов, напр., пишет: «Батюшка Андрей – Спаситель – явлением своим скоро убъет антихриста и в три дня соберет своих деток, т.е. еноховцев и явится в «Россею». Из Польши же были письма, в которых три светильника – Илия, Енох и Иоанн Богослов, т. е. о. Иоанн Кронштадтский , Николай Благовещенский и Андрей Черкасов – переименованы, а именно: Николай Благовещенский – в Бога Отца, Андрей Черкасов – в Бога Сына – Иисуса Христа Спасителя, а о. Иоанн Кронштадтский – в Духа Святого, а потому с того времени особенно стало заметным, что еноховцы молятся на портреты Иоанна Кронштадтского , Николая Благовещенского и Андрея Черкасова, который изображен Иерусалимским патриархом, ставя их или рядом с иконами, или отдельно на столе (на престоле, как выражают еноховцы). Там же в ссылке некоторые начали называться различными именами: кто евангелист Лука, кто Архангел Гавриил, а кто и богородица. Такое лжеучение еноховцы основывали на словах Иоанна Богослова; «Кто исповедует, что Иисус есть сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( Ин.4:15 ), а также: «Матерь моя и братья мои – суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). В 1902 году учение еноховцев о времени царствования антихриста и проповеди Илии и Еноха, а также о пришествии Христовом с судом снова подвергалось изменению. Время пришествия Христова неизвестно: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». ( Мф.23:36 ). А если и сказано, что антихрист будет царствовать З,5 года, и пророки будут проповедовать 3,5 года, то это нужно понимать неопределенно, потому что «у Бога тысяча лет как один день, и один день, как тысяча лет» ( 2Пет.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   2) Так Своим смирением учит нас Христос смирению, и потому говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Смиримся же ради Того, Который ради нас так смирился. Преклоним голову нашу не только пред Богом, но и пред людьми. «В» нас «должны, быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5).    3) Отсюда учатся дети родителям, рабы господам, подчиненные властям, люди пас­тырям, ученики учителям, юные старым по­виноваться и почитать их. Если Христос, бу­дучи Богом, людям повиновался, то есть Выс­ший низшим, насколько более люди людям и низшие высшим повиноваться должны.    Да посрамится же человеческая гордость и непокорность пред Сыном Божиим, так сми­рившимся. Он велик был и тогда, но, величе­ство Свое скрывая, показывался как смирен­ный человек, и Господь всех в образе рабском обращался.    Запечатлеем же, возлюбленный, сей живой образ смирения в мыслях наших и постараемся подражать Ему в том, дабы Сам Он нас возвы­сил. «Ибо всякий унижающий себя возвысится» (Лк 14:11).    Спасайся.    Ныне посмотрим, как велико то дело, ради которого пришел на землю Господь наш Иисус Христос. Сам Он да поможет нам, и мой ум да просветит, и руку мою да направит писать, и твое сердце да отверзет принять написанное. Почерпнем же все из Евангелия Его и прочего Писания Его Святого, как источника живого, для пользы и утешения нашего.    Перед тем, как должен был явиться Сын Божий миру и проповедать Евангелие царст­вия Божия, пред Ним послан был от Бога Ио­анн святой, как утренняя звезда перед восхо­дящим солнцем, как о том через пророка прежде объявил Бог: «Се, Я посылаю Ангела Мо­его пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мал 3:1; Мф 11:10), — и это пророчество Сам Сын Божий к Предтече Своему прилагает и Ему приписывает.    Великий Предтеча родился от престаре­лых и неплодных родителей, Захарии и Елисаветы, и родился по обещанию Божию (Лк 1). Потом Сама Истина — Иисус Сын Божий засвидетельствовал, что он «больше пророка» и что «из рожденных женами не восставал боль­ший Иоанна Крестителя» (Мф 11:9, 11). И сами иудеи настолько высоко почитали его ради святости его, что надеялись и помышляли в сердцах своих, «не Христос ли он» (Лк 3:15). И жил он в пустыне, как Ангел Божий, от сопребывания и молвы человеческой удаленный, и пищей питался, и одеждой одевался самой простой, как проповедник покаяния, которое и словом и житием своим проповедовал. Этот великий муж перед самым явлением Христо­вым, по повелению Божию, вышел из пусты­ни, и пришел в страну Иорданскую, и пропо­ведовал людям, приходящим к нему, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф 3:2). «Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», и прочее (Лк 3:16). Это он о Христе Спасителе нашем говорил людям. И другие его святые пропове­ди во Евангелии написаны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010