В эти же годы, в самом конце VIII столетия в Европе произошло событие, существенно повлиявшее на формирование биполярной модели «Запад – Восток» – образование в 800 году империи франков. Выше уже было сказано о том, что военная и дипломатическая поддержка франским королем Пипином Коротким папского престола и дарования ему в 755 г. принадлежавшего грекам Равеннского экзархата после изгнания оттуда лангобардов уже начало разводить политические мосты между Римом и Константинополем. В 90-х годах король франков Карл Великий подчинил себе Лангобардское государство в Италии, чем еще больше укрепил позиции Римской Церкви. После этого следов военно-политического влияния Византии в Италии не осталось и в помине. Внешнеполитический курс правительства святой Ирины явно не прибавлял престижа Византии в глазах римлян. Даже восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе не сделало Константинополь полюсом политического притяжения для Рима. Папский престол всерьез сязал свои интересы с державой франков. Не смутила его и грубое иконоборчество Карла Великого, имевшего скорее под собой мотив политического оппонирования Византии как единственной сверхдержаве того времени. Вершиной франко-римского альянса стало венчание 25 декабря 800 года папой Львом III Карла Великого как императора. По мнению одного из современных историков Церкви, прот. В. Асмуса , «это было событие, которое в области политической явилось важнейшей предпосылкой церковного разделения, потому что, по всем принятым представлениям того времени, империя – это единое всемирное государство. Двух империй быть никак не может. Есть иможет быть только одна империя. Она существовала прежде, имела столицей Рим, потом – Константинополь. До последнего момента империя, имевшая столицей Константинополь, продолжала вовсем христианском мире считаться римской, и хотя ее границы н совпадали с границами христиаского мира, он считалась неким идеальным увенчанием всего христианского мира». По замыслу пап, создание в 800 г. империи франков было не столько альтернативой уже существующей империи, в скорее – рождением нового полюса извечной римской державы, открытием третьего этапа ее истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Западное государство подвергается нашествиям готов, вандалов, гуннов. Последний западноримский император (Ромул Августул) в 476 году был низложен военачальником Одоакром (германцем), который принял звание наместника восточного императора Зенона. Одоакра сменил Теодорих (король остготов). В половине VI века Остготское королевство было завоевано Византийским императором Юстинианом, который учредил в Италии экзархат со столицей в Равенне. На некоторое время Римская империя вновь предстает пред нами как объединение Востока и Запада Но теперь на смену остготам пришли лангобарды; они стали теснить византийцев. В половине VII века под властью Византии оставались полностью лишь Корсика, Сардиния и Сицилия. Что же касается самого Апеннинского полуострова, имеющего, как известно, форму сапога, то византийскими к тому времени оставались только «носок», «каблук» и несколько лоскутов «голенища»; из них самыми значительными были территория с городом Равенна (севернее Рима) и территория с городом Римом. Все остальное было занято лангобардами. Город Рим, как видим, продолжал пока оставаться частью Византийской империи. Лишь в половине VIII века при папе Стефане II (752–757) Рим вышел из государственного подчинения Византии: в 752 году Равенна была захвачена лангобардами, но ненадолго. В 754 году захваченная территория была отнята у лангобардов королем франков Пипином Коротким, который в 756 году передал часть бывшего экзархата вместе с городом Римом папе Стефану, положив тем самым начало светской власти пап. Это политическое событие отразилось и на церковных делах, способствуя еще большему возвышению папы. Вклад Лжеисидоровских декреталий (VIII век) в процесс развития идей римского католицизма общеизвестен. Главной целью составителей этого сборника было обосновать право папы на светскую власть и оправдать действие Пипина Короткого (756), передавшего папе бывшую византийскую территорию. Конфликт Николая I и Адриана II с Константинопольской Церковью Папа Николай I (858–867) в духе Лжеисидоровских декреталий выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861 года по делу патриарха Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Карл Мартел не смог оправдать надежд Григория III. Однако в 754 г. папа Стефан II самолично отправляется во Францию, чтобы встретиться с Пипином Коротким 2 . Тот в 756 г. отвоевал Равенну у лангобардов, но вместо того, чтобы вернуть Константинополю, передал ее папе, положив основание образованной вскоре Папской области, которая превратила пап в независимых светских правителей. Для того чтобы дать правовое обоснование сложившемуся положению, в Риме была разработана знаменитая подделка – «Константинов дар», согласно которой император Константин якобы передал папе Сильвестру (314–335) императорские полномочия над Западом. 25 сентября 800 г. папа Лев III без всякого участия Константинополя возложил на голову Карла Великого императорскую корону и нарек его императором. Ни Карл Великий, ни позже другие германские императоры, которые в какой-то степени восстанавливали созданную им империю, не стали соправителями константинопольского императора, в соответствии с уложением, принятым вскоре после смерти императора Феодосия 3 (395). Константинополь неоднократно предлагал компромиссное решение подобного рода, что сохранило бы единство Романии 4 . Но каролингская империя желала быть единственной законной христианской империей и стремилась занять место империи константинопольской, считая ее отжившей. Вот почему богословы из окружения Карла Великого позволили себе осудить постановления VII Вселенского собора о почитании икон как запятнанные идолопоклонством и ввести Filioque в Никео-Цареградский Символ веры . Однако папы трезво воспротивились этим неосторожным мерам, направленным на принижение греческой веры. Тем не менее, политический разрыв между франкским миром и папством с одной стороны и древней Римской империей Константинополя с другой был предрешен. А такой разрыв не мог не привести и к собственно религиозному расколу, если принять во внимание то особое богословское значение, какое христианская мысль придавала единству империи, рассматривая его как выражение единства народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛОМАН [лат. Carlomannus] († 17.08.754), св. (пам. зап. 17 авг.), франк. майордом Австразии (742-747), впосл. монах Кассинского монастыря (см. Монте-Кассино ). Сын Карла Мартелла, майордома Франкского гос-ва (719-741), и Хротруды (Ротруды), род. между 706 и 716 гг. О жизни К. до кончины Карла Мартелла († 22 окт. 741) сведений нет. Карл имел 3 законных сыновей - К., Пипина Короткого (от Хротруды) и Грифона (от 2-й жены Сванахильды (Суннихильды)). Сразу после смерти короля началась борьба между наследниками. К. и Пипин объединились, чтобы отстранить от власти Грифона, к-рому отец, вероятно, выделил область в центре гос-ва. Грифон укрылся в г. Лавдун (ныне Лан), но после осады города сдался и был взят под стражу (Annales Regni Francorum. 1895. P. 3). Его мать Сванахильда была отправлена в монастырь. Вероятно, в 741 г. К. и Пипин организовали убийство своего двоюродного брата Теодобальда (Теодоальда), некогда отстраненного от власти Карлом Мартеллом. Сведения источников о разделе Франкского государства между Пипином и К. противоречивы. По одной версии, раздел произвел Карл Мартелл незадолго до смерти (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 31), по другой - договор о разделе был заключен братьями в 742 г., во время похода в Аквитанию (Annales Regni Francorum. 1895. P. 4-5). Пипин получил Нейстрию и Бургундию, К.- Австразию, Алеманнию и Тюрингию, носил титул «dux et princeps Francorum». Воспользовавшись смертью Карла Мартелла и распрей между его наследниками, фактически независимые правители Аквитании, Алеманнии и Баварии объединили усилия в попытке свергнуть власть франкских майордомов из рода Пипинидов. В 742-746 гг. К. и Пипин вели военные действия против мятежников. В 743 и 744 гг. они воевали в Саксонии, где был схвачен вождь саксов Теодорих. Согласно Старшим Мецским анналам, К. принуждал взятых в плен саксов принять христианство (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 36). В Баварии К. и Пипин захватили некоего пресв. Сергия, посланника папы Римского Захарии (741-752), который от имени папы пытался предотвратить войну между франками и баварами (Ibid. P. 34-35). В 746 г., после решающего сражения, К. покорил алеманнов. Неск. тыс. чел. были казнены, возможно, почти вся алеманнская знать (т. н. резня в Каннштатте - Annales Mettenses Priores. 1905. P. 37; Annales Petaviani. 1826. P. 11; см.: Reuter T. Germany in the Early Middle Ages, 800-1056. L.; N. Y., 1991. P. 59-60).

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Пальмерстон Генри Джон (1784–1865) – премьер-министр Великобритании в 1855–58 и с 1859г. Панини (V–IV вв. до н. э.) – др.-инд. лингвист, создавший первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка Пантен (? – 203) – философ-стоик, затем – христианин, в 170–190 г. возглавлял Александрийское огласительное училище, учитель Климента Александрийского Папий (II в.) – епископ Иерапольский, составивший около 130г. «Толкования Господних словес»; по сообщению св. Иринея был другом св. Поликарпа Смирнского и слушал апостола Иоанна; евангельский материал представлен в его книгах отчасти еще в устной традиции Паскаль Блез (1623–1662) – фр. рел. философ, писатель, математик и физик Патен Генри Жозеф Гильом (1793–1876) – фр. писатель, профессор латинской словесности Пелагий (ок. 360 – после 418) – христ. монах-философ, основатель пелагианства, осужденного как ересь на III Вселенском соборе (431) Пелег – см. Фалек Персиянин-колдун (Лже Смердис, Гаумата) (VI в. до н. э.) – маг, захвативший власть в Персии, поднявший восстание против Кира II, выдававший себя за брата последнего Петр (? – ок. 57 или 64) – первоверховный апостол, первый римский епископ Петр – сын болгарского царя Симеона (с 919г.) Петр св. (? – 1326) – митрополит Ростовский, рус. митрополит с 1308, перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву Петр I Великий (1672–1725) – рус. царь с 1682 Петр Ломбардский (? – 1164) – знаменит. схоластик, с 1159 – еп. Парижский Пий IX (1792–1878) – рим. папа с 1846 Пиндар (ок. 518–442 или 438 до н. э.) – др.-гр. поэт-лирик и гимнограф Пипины – представители Каролингской династии во Франкском гос-ве, основанном Пипином Коротким в 751 Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) – гр. философ-скептик; его сочинения утрачены Писарро Франсиско (1470/75–1541) – исп. конкистадор Питеас (Пифей; IV в. до н. э.) – др.-гр. мореплаватель, совершивший в 350 и 320 плавание вдоль западных берегов Европы и сообщивший о природе и занятиях населения Британских островов Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) – др.-гр. мыслитель, рел. и полит. деятель, основатель пифагореизма, математик

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Правление византийского императора Юстиниана I Великого 528–534 «Свод гражданского права» в Византии 540–604 Святитель Григорий I Великий (папа с 590) 541–552 Правление короля остготов Тотилы 535–555 Война Византии с остготами, покорение Италии 568–574 Королевство лангобардов в Италии 613–629 Правление короля франков Хлотаря II 629–639 Правление короля франков Дагоберта 675–753 Св. Иоанн Дамаскин Объединение франкского королевства Пипином II Геристальским (битва при Тертри) 715–741 Правление майордома франкского государства Карла Мартелла 717–867 Исаврийская династия в Византии 717–741 Правление византийского императора–иконоборца Льва III Исавра 718–1472 Период отвоевания Испании у арабов (Реконкисты) 726–843 Иконоборческое движение в Византии Сражение арабов и франков при Пуатье 741–768 Правление майордома франкского государства Пипина III Короткого 741–775 Правление византийского императора–иконоборца Константина V Копронима Коронование Пипина III в Суассоне, основание династии Каролингов 751–843 Династия Каролингов 768–814 Правление короля франков Карла Великого Битва франков и басков в Ронсельванском ущелье 772–804 Франко–сакские войны Съезд в Падерборне, присяга саксов Карлу Великому Седьмой Вселенский собор в Никее, «Капитулярий о науках» Карла Великого 25.12.800 Коронование Карла Великого Верденский договор, раздел империи Карла Великого Поход Аскольда на Константинополь 867–1056 Македонская династия в Византии X–XI вв. Клюнийское движение Первый поход князя Олега на Константинополь, заключение договора Второй поход князя Олега на Константинополь, заключение договора 919–1024 Саксонская династия в Германии 936–973 Правление германского короля Оттона I Великого Первый поход князя Игоря на Константинополь Второй поход князя Игоря на Константинополь, заключение договора 945–959 Правление византийского императора Константина VII Багрянородного Первое посольство княгини Ольги в Константинополь Второе посольство княгини Ольги в Константинополь и принятие крещения Миссия Адальберта на Руси

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

9 Хлодвик I (456/6–511) — вождь и король салических франков (с 481 года) из рода Меровея. Основатель династии Меровингов, превративший свою власть в наследственную. В 486 году основал в Северной Галлии франкское королевство, объединив под своей властью всех франкских вождей. С 486 по 508 годы овладел большей частью Галлии, подчинив себе Аквитанию на юге и часть земель, населенных аламаннами, на востоке (497 год). На Рождество 498/9 года принял христианство. Крещен святым Ремигием. Власть Хлодвика I была признана Византией, ему были присланы консульские инсигнии. 10 Святой Ремигий (437–533) — родился в городе Лан, происходил из знатного рода. В 22 года (459 г.) стал епископом Реймса, оставаясь им в течение 70 лет. 11 Ремы — племя белгов, живших на землях между реками Матрона (ныне Марна) и Аксона (ныне Эна). Их главный город Дурокорторум позже назывался Реми, затем Реймс. 13 …город… на горе… — аллюзия на Мф 5:14. Этот и два следующих евангельских стиха содержат упоминание о свете и свече на подсвечнике. Хотя Вандальберт не использует в своем житии распространенный в каролингской агиографии образ свечи, поставленной на подсвечник, так что ее свет виден всем, его читатель, знакомый с текстом Священного Писания, мог вспомнить этот образ по ассоциации и получить дополнительную характеристику святого, тем более запоминающуюся, что она всплывает в памяти сама. 14 Трикория — Вандальберт определяет Трикорию как местность, “соседст­вую­щую с берегами реки Рейн”; вероятно, ныне это земля Рейнланд-Пфальц. 15 Тревиры — германское племя, жившее по среднему течению реки Рейн и по среднему и нижнему течению реки Мозель. Земли тревиров доходили до реки Маас. Население на землях тревиров было смешанное, кельто-германское. 16 ...в пределах Васалиенских… — область, ныне называемая Обер-Вессель. Там, в месте слияния рек Лорбах и Рейн вблизи старой римской дороги святой Гоар построил свою келью, из-за чего это место так и называлось — Келлия. Вероятно, это был небольшой эремиций, или скит, включающий в себя келью святого, жилище его учеников, церковь, хозяйственные постройки, гостиницу. После кончины святого Гоара его тело было похоронено на месте его подвигов. В 765 году Келлия была передана королем Пипином Коротким (714/5–768), отцом Карла Великого, настоятелю Прюмского монастыря Азуарию. Таким образом, святой Гоар становился до некоторой степени покровителем монастыря. По этой причине его житие было составлено именно в Прюмском монастыре. Позже вокруг Келлии возник городок Санкт-Гоар, а напротив него, на правом берегу Рейна — Санкт-Гоархаузен (оба в 30 км от Кобленца).

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Св. Бонифаций. Рельеф из кафедрального собора в Майнце Св. Бонифаций. Рельеф из кафедрального собора в Майнце Св. Бонифаций, получивший первый миссионерский опыт также во Фрисландии (716) и впосл. почитавшийся как «апостол Германии», при поддержке Карла Мартелла и его сыновей Карломана и Пипина Короткого, а также папы Римского Григория II , а потом Григория III и Захарии начал создавать церковную орг-цию на герм. землях. Деятельность Бонифация и его учеников, выходцев как из Британии, так и из герм. земель, была связана в основном с Центр. Германией и Баварией, хотя не менее важным было их стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 745 г. св. Бонифаций был назначен на Майнцскую кафедру, ставшую при нем митрополией всех герм. еп-ств. Святой способствовал проведению реформы Церкви в Г., целями к-рой были организация духовенства и монашества по рим. образцу, введение рим. литургических и церковно-правовых обычаев, а также установление церковно-адм. структуры в виде постоянных епископских кафедр. Была восстановлена практика регулярного созыва Соборов, в к-рых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранк. Собор, т. н. Concilium Germanicum, состоялся в 742 или 743 г. (место его проведения точно неизвестно); среди постановлений этого и последующих Соборов (744-745, 747) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу, о соблюдении целибата и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников был принят бенедиктинский устав. От монахов святой требовал не только аскетических подвигов, но и миссионерского служения, «словесного труда» (opus verbi). Среди сподвижников св. Бонифация были выходец из Уэссекса и его преемник на Майнцской кафедре св. Лулл , аббат Фрицлара англосакс прп. Вигберт , еп. Бюрабурга Витта, отшельник в Херсфельде и один из основателей аббатства Фульда баварец Стурм , первый еп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

91. ЗАХАРИЙ Римские Папы. Список 91. ЗАХАРИЙ. 741—752. По происхождению грек. Был последним из списка «восточных» пап. В 741 г. умерли Карл Мартелл и император Лев III. Папа Захарий установил тесные отношения с Пипином Коротким, сыном Карла Мартелла. В 751 г., опираясь на согласие Рима, группа влиятельных и богатых франков свергла с трона, Меровингов и передала корону Пипину. Короновал последнего от имени папы Бонифаций. В Италии лангобарды захватили византийский экзархат Равенны и включили этот город вместе со всей провинцией в свое королевство (751 г.). Таким образом, и Рим был полностью освобожден от власти Восточной империи. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442100/

92. СТЕФАН II (III) Римские Папы. Список 92. СТЕФАН II (III). 752—757. Римлянин. Был первым папой, который совершил поездку в страну франков. Причиной этого путешествия была серьезная угроза Риму со стороны лангобардов. Переправившись в зимнюю пору через Альпы, папа встретился в Понтионе (240 км на восток от Парижа, около Бар-ле-Дюк) с королем франков Пипином Коротким. Хронисты пишут, что король принял Стефана с великими почестями, а на следующий день папа на коленях умолял Пипина о помощи. Король обещал удержать лангобардов от дальнейших захватов и «возвратить» папе занятые ими территории. Был составлен документ (так называемый договор в Керси), который впоследствии пропал. Зато известен другой документ, сфабрикованный в тот период папской канцелярией. Это так называемый акт «Константинова дара», согласно которому римский император якобы подарил папе Сильвестру значительную часть своих владений в Италии. Ссылаясь на этот документ, пары утверждали, что король франков не «даровал», а «возвращал» принадлежавшие римскому епископу земли. Во время своего пребывания во Франции Стефан II заново помазал Пипина ни царство (ранее это сделал уже Бонифаций) и присвоил ему титул «патриций Рима», который до этого давался лишь наместнику византийского императора в Равенне. Папа обещал также подарить королю реликвию св. Петронелы, которая согласно легенде, была дочерью св. Петра и тело которой было «чудесным образом» обнаружено в катакомбах. На этом основании Францию в течение нескольких веков называли «первородной дочерью церкви» (св. Петра). Стефан II установил в приделе собора св. Лаврентия первый в Риме церковный колокол. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442106/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010