Еп. Генесию († до 660) приписывается основание 1-го жен. мон-ря - Магнилок (ныне Манглиё). Согласно Житию св. Бонита, в мон-ре были церкви во имя Девы Марии (возможно, центрический в плане храм, увенчанный башней) и 12 апостолов. В Манглиё сохранилась алтарная часть храма с прямоугольной апсидой (VII или IX в.) - один из самых ранних в Оверни памятников церковной архитектуры. Воспитанник Генесия св. Прейект был настоятелем церкви в Ициодоре, затем аббатом мон-ря Кантобенн (ныне Шантуан, в черте г. Клермон-Ферран), впосл. возведен на епископскую кафедру. По инициативе еп. Прейекта был основан жен. мон-рь Камалария (ныне Шамальер) во имя святых Бенедикта, Цезария и Колумбана (позднее именовался во имя Пресв. Девы Марии). Епископ составил Житие св. Австремония и сказание об арвернских мучениках Кассии, Викторине и Антолиане. Участие Прейекта в политических интригах, которые привели к гибели массилийского патриция Гектора и ссылке св. Леодегария (675), вызвало недовольство арвернской знати; епископ был убит в поместье Вольвик. Вскоре после гибели Прейекта, вероятно, в мон-ре Камалария составили его Житие (BHL, N 6915-6917). В средние века помимо Австремония и Иллидия самым почитаемым местным святым являлся еп. Бонит (ок. 690 - ок. 700), к-рый после отречения от кафедры жил в мон-ре Магнилок и неоднократно совершал паломничества в Рим. Вскоре после кончины Бонита и перенесения его мощей в Арверн в Магнилоке было составлено Житие святого (BHL, N 1418). К нач. VIII в. с ослаблением королевской власти Арверния перешла под контроль дукса (герцога) Аквитании. В 761 г., во время военных действий против дукса Ваифария, Арверн был захвачен франкским кор. Пипином Коротким . В Старших Мецских анналах в сообщении об этом событии впервые приведено новое название города - Клермон (usque Clarum-montem castrum). Несмотря на то что город был включен в состав гос-ва Каролингов , франк. хронисты и историки IX-X вв. уделяли мало внимания событиям в Оверни; К. не стал одним из центров Каролингского возрождения .

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Для устранения этой опасности папа налаживал все более и более тесные связи с франкской церковью. Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий (741-768), уже дал согласие на то, что папа сделает Бонифация архиепископом Майнца, ибо Пипин хотел завоевать германцев с помощью папы. Понимание ситуации побудило папу Захария в 751 году способствовать заключению последнего короля из династии Меровингов в монастырь и согласиться с венчанием на королевский трон Пипина, имевшего фактическую власть в стране, Пипин получил от папы узаконение своей власти и, воспользовавшись ею, поднялся над племенными и национальными отношениями. Христианская монархия правившего по милости Божьей Пипина и его семьи стала наследственной. Теперь папа вправе был ожидать от франкского короля вооруженной поддержки. В 751 году лангобарды захватили Равеннский экзархат. Не подлежало сомнению, что после Равенны наступит очередь Рима. Новый папа, Стефан II (752-757), организовал в Риме крестный ход. В дни, когда Рим оказался беззащитным, при папском дворе возник план: обратиться к франкам с просьбой о вооруженном вмешательстве. Втайне начался обмен послами между Стефаном II и Пипином. Стефан II в своих письмах с просьбами о помощи вновь и вновь напоминал франкскому королю, что королевскую власть тот смог получить и укрепить лишь с помощью папы. Пипин колебался потому, что лангобарды были ему нужны в борьбе против арабов, не говоря уж о той внутренней оппозиции, которая считала новую итальянскую политику короля неверной. Будучи в стесненном положении, папа, чтобы добиться решения, сам отправился к франкам. Стефан II был первым папой, который зимой 753/754 г. переправился через Альпы. В январе 754 года он встретился с королем вблизи Понтиона. Пипин принял папу с византийскими церемониями: он бросился перед ним на землю, а затем, как конюший, взял лошадь папы под уздцы, сопровождая гостя. Однако в церкви папа без всяких церемоний опустился на колени перед франкским королем и не вставал до тех пор, пока Пипин не пообещал ему оказать помощь против лангобардов. В соответствии с соглашением, которое означало союз между папством и феодальной монархией, Пипин и его преемники обещали защищать «права Петра»: отвоевать экзархат и восстановить положение, существовавшее до 680 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/441587/

В ряде посланий П. упоминал о своих опасениях относительно византийцев, к-рые надеялись восстановить контроль над Равеннским экзархатом и Пентаполем. Страх папы Римского перед греками нек-рые исследователи называли «одержимостью» (напр.: Noble. 1984. P. 111). Визант. имп. Константин V (741-775) и его соправитель Лев IV Хазар (император в 775-780) стремились заключить соглашение с Пипином Коротким, сильнейшим правителем на Западе, рассчитывая на его поддержку в конфликте с папой Римским. Начиная с 756 г. они направляли к франк. двору послов, к-рые преподносили королю щедрые дары и убеждали его в том, что союз с К-полем выгоднее союза с Римом (LP. T. 1. P. 452-453). Встревоженный этими переговорами, П. потребовал, чтобы король информировал его о контактах с греками. В свою очередь Пипин Короткий уверял папу Римского в своей верности договору. П. с беспокойством передавал королю слухи о военной экспедиции в Италию, якобы готовившейся византийцами. Так, понтифику донесли, что 300 кораблей под началом 6 патрикиев отплыли из К-поля в Рим (MGH. Epp. T. 3. P. 521). В др. раз П. получил от архиеп. Сергия известие о том, что византийцы собрались напасть на Рим и Равенну. Поэтому он попросил Пипина Короткого оказать влияние на Дезидерия, чтобы лангобарды помогли отразить нападение (Ibid. P. 536-538). Впосл. П. утверждал, что «греки ежедневно угрожают ворваться в Равенну» (Ibid. P. 551). Папа Римский боялся не только нашествия византийцев, но и предательства приближенных. Когда он узнал о переговорах рим. пресв. Марина, находившегося при франк. дворе, с визант. послом, то попросил Пипина Короткого назначить пресвитера на к.-н. епископскую кафедру в Галлии. Король был удивлен и отказался выполнить эту просьбу. Тогда П. заявил, что попросил о кафедре для Марина по ходатайству его матери, и разрешил королю поступить с ним так, как тот считает нужным, обвинив при этом пресвитера в «злобном коварстве» (Ibid. P. 529-530, 535; см.: Baumont. 1930. P. 9-10). Навязывая королю франков роль защитника Церкви, П.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Последний император империи Франц II Габсбург отрекся от престола в 1806 г ., в эпоху наполеоновских войн. 12. «Каролингское Возрождение» Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также капитулярий (802 г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Аахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф (вестгот из Испании), но самым блистательным был молодой Эйнгардт, который позднее напишет биографию Карла I «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей». Римские первосвященники, папство, по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать Римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными. При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Аахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев – мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 741 г. умер Карл Мартелл. Власть над империей перешла к его сыновьям Карломану (Шарлеманю) и Пипину Короткому. Умершего 28 ноября 741 г. папу Римского Григория III сменил папа Захария. Святитель Бонифаций, завоевавший к этому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломана и приступил к реформе Франкской Церкви, в которой имело место сильное обмирщение духовенства. Осуществляя реформу Франкской Церкви, Бонифаций неоднократно стремился повысить уровень канонического сознания клира. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывая наказывать священника за его нарушение бичеванием и даже тюремным заключением: очевидно, нравы той эпохи требовали подобных жёстких мер. Бонифаций сумел восстановить практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранкский Собор (Consilium Germanicum) состоялся в 742 или 743 г., место его проведения точно не известно. Бонифаций принял в нём участие как архиепископ и “посланник святого Петра” (missus St. Petri). Среди постановлений этого и следующих Соборов (744, 745, 748) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников нормой был провозглашён устав преподобного Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Деятельность Бонифация закрепила сближение Каролингов с папством. По преданию, Бонифаций в 751 г. в Суасоне впервые в истории франков помазал Пипина Короткого на царство. После смерти епископа Утрехта святого Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под своё управление. Примерно в то же самое время умер Рагенфрид, епископ Кёльнский. Папа Захария хотел учредить для Бонифация митрополию с центром в Кёльне (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа назначил Бонифация епископом Майнца и примасом Германии.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

В том же году Юстиниан II был свергнут и убит в ходе мятежа армянина Вардана, правившего под именем Филиппик (711–713). Новый император приказал отменить решения VI Вселенского собора и восстановить монофелитство, отправив в Рим указ о вере вместе с головой Юстиниана. Император-еретик не был признан папой Константином, который распорядился поместить на стенах базилики св. Петра картины с изображением всех шести Вселенских соборов. Вскоре Филиппик был свергнут, и отношения Рима с Константинополем нормализовались. 3. Иконоборческий кризис и сближение пап с франками Коренной перелом произошел на десятом году правления императора Льва III Исавра, когда тот в 726 г. инициировал гонение на иконы. Эта политика была решительно осуждена папами Григорием II (715–731) и Григорием III (731–741). Воспользовавшись разрывом между Римом и Империей, лангобардский король Лиутпранд начал планомерное наступление на византийские владения, в ходе которого пали Болонья, Римини, Анкона и, наконец, Равенна (751 г.). Следующей целью лангобардов был Рим, брошенный византийцами на произвол судьбы. В этой обстановке папы, фактически возглавившие гражданскую власть в Римском дукате, обратились за защитой к могущественным франкским королям. Папа Захария (741–752) установил контакты с Пипином Коротким, благословив избрание его королем франков после низложения последнего из «ленивых» Меровингов, а его преемник Стефан II (III) 65 (752–757) 28 июля 754 г. в церкви Сен Дени лично совершил королевское миропомазание Пипина и присвоил ему титул «патриция и протектора римлян». § 2. Рим и Франкская держава 1. Папский Рим под франкским протекторатом Отделившись от Византийской империи, Рим попал под опеку франкских королей. Сын и наследник Пипина, Карл Великий (768–814), ликвидировал Лангобардское королевство (774 г.) и фактически присоединил Рим к своей огромной державе, объединившей все христианские земли Западной Европы (за исключением Британских островов). Церковные вопросы занимали видное место в политике франкского короля, считавшего насаждение христианского образа жизни как среди своих подданных, так и у окрестных язычников одной из своих главных задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вслед за ними идут вымышленные акты папы Сикста (432–440) о некоем Иерусалимском патриархе Полихронии, обосновавшие правоспособность понтифика единолично судить епископов и даже патриархов. И хотя едва ли справедливо утверждение, будто апостолики являлись тайными инициаторами или даже изготовителями этих «документов», но, бесспорно, они очень умело и охотно использовали их в своих многочисленных баталиях как с Восточной церковью, так и с Западными императорами 474 . Под влиянием идей не признанного на Востоке Сардикского собора 343 г. на Западе появились императорские грамоты, закрепляющие особые права Римской кафедры. Так, эдикт императора Валентиана III от 445 г., изданный по поводу обращения к нему папы св. Льва I Великого, признает первенство Римской кафедры, утвержденное за ней якобы Сардикским собором. Папа назван «главой Церкви» на вечные времена, и все епископы, включая галльских архиереев, обязаны ничего не предпринимать без согласия святейшего (venerabilis) папы вечного Рима. То, что повелевает понтифик, должно служить законом для всех. Фальшивки касались не только духовных полномочий апостоликов, но и политических, а также территориальных прав. В архиве Латерана до сих пор хранится грамота от 817 г., приписываемая Людовику Благочестивому. Согласно этому документу, Римскому епископу принадлежат не только те области, какие ранее были дарованы ему Пипином Коротким и Карлом Великим, но еще и Калабрия, Неаполь, острова Корсика, Сардиния и Сицилия. Кроме того, утверждалось, что с этого времени латиняне свободно могут выбирать себе папу, не испрашивая на то согласия императора и не утверждая у него избранника. Подложность этого послания очевидна – указанные территории в то время принадлежали Византийскому императору, с которым у франков был заключен мирный договор, и никакая передача прав на эти земли, конечно, не могла иметь места. Но этот акт вместе с другими сыграет большую роль в последующем обосновании Римскими епископами своих территориальных притязаний 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И хотя указ Фоки, скоро низвергнутого с престола народом, не мог иметь никакого значения для Восточной Церкви, папы последующих веков стали ссылаться на него в подтверждение своих властолюбивых притязаний на Восточную Церковь . В VIII и IX веках открылись новые обстоятельства, способствовавшие возвышению римских пап на Западе Европы, и вместе с тем еще решительнее стали высказываться в папах властолюбивые стремления к распространению власти на всю Церковь . Иконоборческие волнения, возникшие в то время на Востоке, дали повод папам со всею Италиею совершенно отделиться и сделаться независимыми от византийских Императоров, которые со времен Юстиниана в VI и VII веках все еще считались верховными властителями Италии. В то же время папы сблизились с сильными на Западе владетелями Франции, с династиею Карловингов, способствуя в свою очередь их возвышению. Папы Захария и Стефан, своим авторитетом, незаконно утвердили за родоначальником этой династии, Пипином Коротким, королевскую корону, а Лев III на сына его, Карла Великого, возложил корону Западной Римской Империи, по древнему праву принадлежавшую византийским Императорам. Для пап в этом обстоятельстве особенно важно было то, что за ними, таким образом, de facto утверждалось право раздавить царские венцы. Кроме того Карловинги, в благодарность, подарили папам обширные земли в Италии, (так называемый равеннский экзархат, положивший основание светской власти пап), и объявили себя преданными сынами и защитниками Римской Церкви. Таким образом, папы сделались не только духовными, но и светскими властителями, и утвердили свое влияние над сильнейшими государствами Западной Европы. Чтобы прочнее, на законном основании, утвердить за собою, на будущие времена, случайно доставшиеся им преимущества высокого положения, папы стали искусно пользоваться различными подложными документами, распространившимися в пользу их в VIII и IX веках. В конце VIII века была сочинена подложная дарственная запись Константина Великого папе Сильвестру, которою будто бы Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОТМАР [Лат. Otmarus, нем. Otmar] (ок. 689-759), прп. (пам. зап. 16 нояб.), аббат Санкт-Галленский. Житие О. (Vita S. Othmari) составил (830) аббат Гозберт, настоятель мон-ря Санкт-Галлен (816-837), текст дошел до нас в сокращенном виде; эту работу проделал Валафрид Страбон . Памятник сохранился в 9 рукописных списках: St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. Cod. 553, 560, 562, 564, 572. Appr. 265, 393, 553, 587 (XV в.). О. род. в богатой алеманнской семье. Получил образование в школе при соборе г. Кур (ныне кантон Граубюнден, Швейцария). По окончании ее был назначен настоятелем мон-ря св. Флорина. В 719 г. при поддержке магната Вальтрама, просившего епископа г. Кур Виктора найти аббата в пустовавший на тот момент Санкт-Галлен, О. стал настоятелем этой обители. Он приступил к строительству Санкт-Галлена, разрушенного почти до основания, организовал в мон-ре школу и скрипторий. Вскоре ему удалось собрать 53 монаха, обрести покровительство окрестной знати и получить множество земель в дар мон-рю, а также добиться формального признания владений мон-ря кор. франков Пипином Коротким. В 744 г. О. был переизбран аббатом. После покорения алеманнов франками мон-рь признал власть франк. короля. Тем не менее сменившиеся владельцы окрестных поместий были заинтересованы в лишении обители земель. О. был ложно обвинен неким монахом Ламбертом в насилии над женщиной и приговорен к голодной смерти. Однако после вмешательства знатного покровителя О., гр. Гозберта фон Эшенца, удалось заменить смертную казнь на пожизненное заключение. Аббата сослали на остров на р. Рейн около г. Штайн-ам-Райн, где он и умер. Спустя 10 лет стало известно, что преподобный не был причастен к беззаконному действу. В 867 г. его мощи торжественно перенесли в мон-рь. Ист.: BHL, N 6386-6389; MGH. SS. Scr. T. 2. P. 40-52. Лит.: Kirchenlexikon, oder Encyklopädie der katholischen Theologie/Hrsg. H. J. Wetzen, B. Welte. Freiburg i. Br., 1895. Bd. 9. S. 1149; Duft J., Raggi A. M. Otmaro//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1300-1303; Stangel A. L. The Abbey of Saint Gall, 1200-1350. Los Ang., 1976. P. 133; Vollmer W. Die evangelische Pfarrkirche St. Othmar zu Dinker: Versuch einer Deutung. Dinker, 1988. S. 1-95; idem. Das Kirchspiel Dinker im Mittelalter: Ritterschaft, Stadt Soest, Grafen von der Mark, St. Kunibertstift in Köln, Erzbischöfe und Päpste bestimmen über unsere Gemeinde. Norderstedt, 2013. S. 177; Maurer H. Das Bistum Konstanz zur Zet Karls des Großen im Vorfeld von Churrätien und Oberitalien//Wandel und Konstanz zwischen Bodensee und Lombardei zur Zeit Karls des Grossen: Kloster St. Johann in Müstair und Churrätien, Tagung 13.-16. Juni 2012 in Müstair. Zürich, 2013. P. 179-186, здесь P. 180. Рубрики: Ключевые слова: АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)

http://pravenc.ru/text/2581715.html

315 Епископы Гаувальд в Регенсбурге, Эремберт во Фрайзинге и Иоанн в Зальцбурге. Вивило был епископом в Пассау. 317 Грифон – сын франкского майордома Карла Мартелла от Свангильды (второй жены или конкубины), сводный брат Пипина Короткого и Карломана (детей от Ротруды). Впоследствии отстранен братьями от власти и заточен в монастырь, откуда бежал в 747 году в Баварию. После смерти баварского герцога Одило объявил герцогом себя, но был свергнут Пипином, оказал ему военное сопротивление и погиб в бою в 753 году. Во время написания этого письма после смерти Карла Мартелла было неясно, получит ли Грифон свою долю власти наряду с братьями. 318 Очевидно, с подобными письмами Бонифаций обратился к Пипину и Карломану, однако они не сохранились. 321 Вероятно, речь идет о Григории, впоследствии настоятеле монастыря святого Мартина в Утрехте, который был связан с домом Каролингов через свою бабку аббатису Адолу. Имя его упоминаемого далее брата неизвестно, как и имя убитого им, который должен был быть братом Ротруды (Кродтруды), жены Карла Мартелла. 326 Карломан – сын Карла Мартелла, майордом Австразии, северо-вос­точной части Франкского государства (741–747). Поддерживал Бонифация в его миссии. Впоследствии удалился от власти, которая перешла к Пипину Короткому, и принял постриг в монастыре Монте-Кассино. 327 Источник этой цитаты не установлен, хотя она неоднократно встреча­ется в документах, относящихся к регламентированию брака для священства. 328 Грамоты, утверждающие кафедры Бюрабурга и Вюрцбурга, публику­ются в собрании писем Бонифация 52 и 53 (ниже приведен перевод первой из них). Грамота, касающаяся Эрфуртской кафедры, не сохранилась. 331 Леобгита (Лиоба), родственница Бонифация по матери и его спод­вижница в миссионерстве, первая аббатиса в Таубербишофсхайме. Текла впоследствии стала аббатисой в Китцингене и Оксенфурте. Кинехильда, тетка Лулла, преемника Бонифация, также участвовала в миссионерской дея­тельности святителя, прославилась как руководительница школ в Тюрингии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010