Рубрики Коллекции Загадки Евангелия от Марка 13 мин., 07.05.2020 Поделиться Сегодня Православная Церковь вспоминает апостола «от 70-ти» Марка, автора одного из четырех Евангелий – самого короткого. Что известно об этом человеке? Почему он взялся за свой труд? И чем необычен его рассказ об Иисусе Христе? В чем загадка личности апостола Марка? Апостол Марк и в самом деле личность загадочная. Доподлинно мы знаем о нем меньше, чем даже об апостоле и евангелисте Матфее, которому Священное Писание уделяет всего несколько строк. О Матфее известно во всяком случае, что он был мытарь (то есть собирал налоги в пользу Рима), а затем оставил свое занятие, последовал за Христом и вошел в круг двенадцати ближайших Его учеников. Марка церковное Предание именует одним из апостолов «от семидесяти», но уже здесь возникают вопросы. Традиционно так называют Христовых учеников «второго призыва», которых Господь избрал после Преображения, намечая Свой последний путь в Иерусалим – и на Крест. Избрал Господь и других семьдесят учеников , – рассказывает об этом евангелист Лука, – и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10: 1-2) . Но Марк в число этих семидесяти, посылавшихся Господом на проповедь, возможно, и не входил. Во всем Евангелии – то есть собственно рассказе о земной жизни Иисуса Христа, – есть только один маленький эпизод, в котором толкователи традиционно видят Марка. Это история о юноше, который после ночного ареста Иисуса Христа в Гефсимании, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14: 51, 52). Этот эпизод, совершенно, казалось бы, незначительный, есть только в Евангелии от Марка, и очень похоже, что этим юношей сам Марк и был: воспоминание о той ночи было дорого ему по личным причинам, потому он и вставил его в текст. Так почему же Церковь называет его апостолом?

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-mar...

Зачем вообще нужна вера в Бога? Почему вы верите в своего Бога? Зачем вам эта вера? Коротко сказать – потому, что Бог достоин того, чтобы в Него верить. По Своим личным качествам. Я постараюсь объяснить это на примерах. Я думаю, вам знакомо чувство уважения, восхищения и благодарности, которое могли вызывать у вас другие люди, их поступки, произведения искусства и т. д. Меня, например, восхищает музыка Генделя. Люди проявляют ко мне бескорыстную доброту, это вызывает во мне благодарность и желание как-то откликнуться. Я узнаю о чьих-то добрых, достойных делах (мать Мария прячет евреев и беглых военнопленных от нацистов; Жан Ванье посвящает жизнь заботе о детях-инвалидах; Махатма Ганди стремится установить мир и справедливость в своей стране); я испытываю искреннее уважение к этим людям. Думаю, вы понимаете, о чем идет речь. При этом я сознаю, что, проявляя восхищение, благодарность и уважение, я не просто переживаю определенные эмоции, но реагирую адекватным, должным образом. Красота действительно достойна восхищения, доброта действительно достойна благодарности, а достойный поступок действительно заслуживает уважения. Так вот, Бог – это тот, кто вызывает восхищение, уважение и благодарность, потому что Он в высшей степени достоин этого; я могу повторить от своего лица слова псалмопевца: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» ( Пс. 91:5 ). Я благодарен (увы, недостаточно благодарен) Богу за Его неизменную доброту, снисходительность и милосердие ко мне; личность и искупительный подвиг Христа вызывают у меня глубочайшее уважение. Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды (в Нем); Он праведен и истинен ( Втор. 32:3,4 ). …достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и (все) по Твоей воле существует и сотворено ( Откр. 4:11 ). И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени ( Откр. 5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

На реках Вавилонских… Был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где покланялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. 2 февраля, 2013 Был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где покланялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. Наступает второе воскресение подготовки к Великому посту , в которое читается Евангелие о блудном сыне . В это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 «На реках Вавилонских«. Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 («Хвалите Имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»). Псалом «На реках Вавилонских» является следующим по порядку в Псалтири. Но по содержанию своему он резко отличается от предыдущих двух. Этот псалом – яркая короткая историческая новелла об одном из моментов жизни древних евреев. Ли Портер. Реки Вавилонские Текст псалма переносит нас в VI век до Р.Х. Это было время неисчислимых бедствий иудейского народа. Вавилоняне вторглись на территорию иудейского царства, разграбили и уничтожили до основания Иерусалим. Так же был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где поклонялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. «Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц» (Плач Иер. 2.7, 11). Казалось, что надежды на сохранение единства народа и возвращение домой уже нет. Никто не мог знать, что через 50 лет Вавилонское царство падет, а персидский царь Кир Великий милостиво разрешит иудеям вернуться домой и начать отстраивать город и Храм.

http://pravmir.ru/na-rekax-vavilonskix/

Беседа об управителе, на которого донесено было господину, что расточает имение его (Лк. 16:1–9) Помню, что я часто говорил в беседах с вами, что по причине некоторого ложного и неосновательного мнения людей о вещах умножаются грехи между ними, и уменьшаются добрые дела, которые каждый должен исполнять по силам своим. Я разумею то мнение, по которому мы почитаем себя полными владетелями и господами всех вещей, которые даны нам для употребления в жизни сей. По причине ложной уверенности в сем мы с великим жаром ссоримся из-за них, вооружаемся друг против друга, нападаем друг на друга, и оказываем им такую любовь и даем им такую цену, как будто бы они были особенное и драгоценное сокровище. Но совсем не так мы должны поступать, потому что вещи не таковы, как мы о них думаем. Ни одна вещь, которую мы имеем здесь, не принадлежит нам, и мы в настоящую жизнь сию введены не как полномочные владетели в собственный дом свой, но как странники, пришельцы и изгнанники. Нас берут из жизни сей туда, куда мы не хотим идти, и притом в такое время, когда мы не ожидаем того. Когда бывает угодно Господу, у нас отнимается все наше имение. Настоящая смертная жизнь наша весьма скоро изменяется. Кто сегодня знаменит и славен, тот на другой день делается бедным и достойным сожаления. Кто теперь изобилует множеством богатства, тот вскоре лишается всего, и не имеет даже хлеба для пропитания себя. Все сие происходит с нами, смертными, по воле Божией. Один только Бог всегда неизменяем, и имеет у Себя неотъемлемую жизнь, славу и могущество. Рассудительные и разумные люди, я думаю, легко видят, почему я сегодня так начал беседу мою с вами. Потому, что сегодня прочитана притча, написанная Лукою, об одном управителе, который сделался печален от того, что господин его и владетель имения, узнавши, что он расточает оное, сказал ему: ступай скоро, и дай отчет в управлении твоем: я не могу позволить тебе расточать имение мое, как свое собственное. Повествование о сем не есть повествование об истинном происшествии, но притча, которая вымышленным примером научает нас добродетели. И так всякий, кто бы ты ни был, знай, что тебе вверено только управление чужим имением, и потому искорени из сердца своего гордую мысль о себе как о господине и о власти своей, старайся иметь смирение и осторожность, приличную управителю, от которого потребуют отчета, непрестанно ожидай прибытия господина своего, и имей всегда в готовности верные отчеты в делах своих; потому что ты странник, и тебе только на короткое время дано право пользоваться имением. Если ты еще сомневаешься в сей очевидной истине, то обратись к опыту. Он, как верный учитель, уверит тебя в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Пост – это время, когда мы должны забыть о себе Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас — и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Можно ли во время Великого поста смотреть телевизор? Как быть с “проглоченным гневом”, который потом, после поста, прорывается еще сильнее? 14 марта, 2006 Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас — и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Можно ли во время Великого поста смотреть телевизор? Как быть с “проглоченным гневом”, который потом, после поста, прорывается еще сильнее? Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь. Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на про­поведь Он удалился в пустыню и там постился – ничего не ел и не пил. В Евангелии есть моменты, которые могут заставить нас думать, что Христос не очень высоко ценил пост. Например, когда фарисеи приступали к Христу и спрашивали: “Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?” И Господь ответил им: “Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мк. 2:18–20). Представим себе на минуту жизнь Христа и Его учеников. Это была жизнь странствующего Учителя – Человека, Который вместе со Своими учениками переходил из города в город, из селения в селение. Где-то Его принимали с любовью, где-то – недоброжелательно. Иногда Он разделял трапезу с людьми богатыми и влиятельными, с фарисеями и книжниками, но чаще оказывался в домах людей бедных. И когда Христос приходил в чей-то дом, Он не требовал для Себя особой еды, а ел то, что Ему предлагали. Проходя через засеянные поля, Его ученики срывали колосья, разминали их руками и ели зерна, нарушая тем самым иногда и субботу. Время, отпущенное Христу для Его служения народу израильскому, было слишком коротким, поэтому Он был сосредоточен на главном и как бы оставлял в стороне все второстепенное. Именно потому традиционные предписания о посте и о субботе Им и Его учениками не всегда исполнялись. Мы вообще не находим в Евангелии указаний на то, что Христос соблюдал какую-то особую диету. Он ел мясо (иначе Он бы не вкушал пасхальную трапезу со Своими учениками), ел рыбу, ел то, что было доступно для Него и Его учеников.

http://pravmir.ru/post-eto-vremya-kogda-...

Рубрики Коллекции Фото Елены Добряковой Кто такой Святой Дух в православии 2 мин., 21.06.2022 Поделиться «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». Этими словами начинаются и заканчиваются многие молитвы. В коротком предложении названы все имена и Ипостаси Святой Троицы. Но кто такой Святой Дух в православии? Давайте разбираться. Святые отцы, учителя Церкви закрепили важнейший догмат о Святой Троице в Никео-Цареградском Символе веры 381 года. Именно из него узнаем, что Бог один, но имеет три Лица, три Ипостаси. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе Лицах, или Ипостасях. Святой Дух — в традиционном смысле — это Третье Лицо Святой Троицы. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. С того момента как Иисус Христос явил Себя миру, он сам много говорил о Святом Духе. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, чтó вам говорить, и не обдумывайте; но чтó дано будет вам в тот час, тó и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк 13:11). Читайте также: Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть? В Ветхом Завете пророки реже повествуют о явлении Духа Божьего, однако значение его велико. В самых первых строках Библии узнаем, что земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1:2). А в 50-м псалме читаем: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс 50:13). Новозаветная история Господа Иисуса Христа начинается с откровения Архангела Гавриила Деве Марии, что после схождения Святого Духа она родит Сына. Позже про Утешителя — так еще называют Третье Лицо Бога — ученикам говорит Сам Спаситель, а потом, после Пятидесятницы, уже они повествуют о благотворном действии Святого Духа. Кто такой Святой Дух в православии и в христианской Церкви? Тот, через кого происходит богообщение, кто помогает человеку молиться, дает и усваивает ему свои Дары. Очень много об этом рассказывают Деяния и Послания апостолов. Так, в Послании к Коринфянам апостола Павла находим важные слова: Дары различны, но Дух один и тот же... Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера... иному дары исцелений... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (1 Кор 12:4–10).

http://foma.ru/kto-takoj-svjatoj-duh-v-p...

Рубрики Коллекции Владимир Боровиковский «Евангелист Марк». 1804–1809 гг. Погружение в Евангелие. День 14 14 мин., 21.11.2012 Поделиться У христиан есть замечательная традиция: брать на себя маленький «подвиг» на время поста. Например, перечитать Евангелие. Но перечитать мало, нужно его еще понять. Мы выбрали самое короткое – от Марка – и будем давать отрывок и толкование на него каждый день. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы в эти дни остались дома на карантине — может стать полезным способом себя занять.  Присоединяйтесь! Тринадцатая глава Евангелия от Марка, которая полностью посвящена предзнаменованиям Апокалипсиса. Читать: Евангелие от Марка, глава 13  Когда Он выходил из Храма, один из учеников сказал Ему: — Учитель, взгляни, какие камни, какие здания! 2  — Ты смотришь на эти огромные здания? — сказал Иисус. — Так вот, здесь не останется камня на камне. Все будет разрушено! 3  Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине, спросили: 4  — Скажи нам, когда это будет? И как мы узнаем, что все это скоро свершится? Каким будет знак? 5  Иисус начал говорить: — Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!  6  Многие придут под Моим именем и будут говорить: " Это Я! " ; — и многих введут в обман.  7  Когда услышите о ближних и дальних войнах, не пугайтесь: так и должно быть. Но это еще не конец.  8  Восстанет народ на народ и царство на царство, землетрясения будут во многих местах, будет голод. Это только родовые схватки.  9  Вы же будьте готовы: в синагогах вас будут судить советы старейшин и будут вас там избивать; предстанете перед царями и правителями из-за Меня, чтобы свидетельствовать обо Мне.  10  Но прежде чем придет конец, все народы должны услышать Радостную Весть.  11  Когда вас поведут на суд, не заботьтесь о том, что вам говорить: что будет дано вам в тот час, то и говорите — говорить будете не вы, а Дух Святой.  12  Предаст смерти брат брата и отец — свое дитя, дети пойдут на родителей и будут их убивать.  13  Из-за Меня все вас будут ненавидеть.

http://foma.ru/apokalipsis-marka-mk-13.h...

Будем ли искать его в постоянном наслаждении чувственными благами в ежедневных пиршествах и празднествах, в удовлетворении страстей своих? Пожелаем ли последовать примеру евангельского богача, говорившего душе своей: покойся, ешь, пей, веселись ( Лк. 12, 19 )? Люди, подобные этому богачу, бывали всегда и везде; много их и в настоящее время. Вот как они рассуждают, по свидетельству премудрого Соломона: коротка и прискорбна наша жизнь, говорят они, и нет человеку спасения от смерти... Случайно мы рождены и после будем как небывшие... и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших... Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти... Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни... никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это доля наша и наш жребий ( Прем. 2, 1–2; 2, 4–7; 2, 9 ). Неужели же последуем примеру этих людей, так безумно, по свидетельству апостола, восклицающих: Станем есть и пить, ибо завтра умрем ( 1Кор. 15, 32 )? Прежде всего, не всякий имеет столько материальных средств, чтобы предаваться постоянно наслаждениям земным. Но и тот, кто имеет такие средства, может скоро утомиться постоянными празднествами, может устать в однообразии удовольствий; пропадет для него и вся мнимая прелесть наслаждений; сам он потеряет силу и крепость, преждевременно состарится. Тогда опять настанет для него скука и тоска, с придачею утомления жизнью. А иной, иногда и богатый, и обладающий средним достатком, а тем более угнетаемый бедственным положением, ничем не утешается, озлобляется на вся и на всех, даже и на самого себя,., и что же? Смерть, но не своевременная и естественная, а преждевременная и насильственная, кажется ему лучшим исходом. Первые, не имея утешения, ищут его и находят не в том, что может действительно его доставить, а этот последний отчаивается во всяком утешении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Смерть Не адамантовое 144 ли сердце было у Иова? Не из камня ли сделана была внутренность его? В короткое мгновение времени умирают у него четверо детей, сокрушенные одним ударом в доме веселья, во время наслаждения, потому что диавол обрушил на них дом. Видит он трапезу, смешанную с кровью, видит детей, рожденных в разные времена, но постигнутых общим концом жизни. Он не плачет, не рвет на себе волос, не издает какого-нибудь немужественного гласа, но произносит это славное и всеми воспеваемое благодарение: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1:21 ). Не бесчувственный ли он человек? Но возможно ли это? Он же сам о себе говорит: плакал я о том, кто был в горе ( Иов. 30:25 ). Но не лгал ли он, говоря это? Впрочем, нет, истина свидетельствует о нем, что при других добродетелях он был и истинен; сказано: человек непорочен, праведен, богочестив, истинен ( Иов. 1:1 ) 145 . А ты плачешь, напевая какие-то песни, сложенные для грусти, и унылыми напевами стараешься томить свою душу. Как лицедеям, когда представляют что-нибудь печальное, свойственно переодевание и наряд, в котором являются на зрелище, так думаешь, что и у плачущего должны быть соответственный вид, черная одежда, всклокоченные волосы, в доме темнота, нечистота, пепел и унылый напев, которым бы рана скорби постоянно сохранялась в душе незаживленной. Предоставь поступать так не имеющим упования. А ты о почивших во Христе научен, что сеется в тлении, восстает в нетлении... сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор. 15:42–44 ). Для чего же плачешь о том, кто пошел переменить одежду? Не плачь и о себе, как лишающийся какого-нибудь помощника в жизни; ибо сказано: лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека ( Пс. 117:8 ). Не сетуй и о нем, как о потерпевшем бедствие, ибо в скором времени пробудит его небесная труба, и увидишь его предстоящим судилищу Христову. Итак, оставь эти малодушные и невежественные возгласы: «Увы! какое неожиданное несчастье!»; и: «Кто бы думал, что это случится?»; и еще: «Когда ожидал я, что покрою землей любезнейшую для меня главу!». При таких словах, если мы слышим их и от другого, нам следует краснеть, потому что и памятованием прошедшего, и опытами в настоящем научены мы необходимости этих страданий естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010