13 Эта двуколка или повозка (carpentum), так же, как и длинные волосы и борода Меровингских королей, являлась символом их царского величия. 14 Речь идет о майордоме Пипине Коротком (741–768) – сыне Карла Мартелла, открывшим период великой династии Каролингов (см. прим. 4). 15 Карл Мартелл (Молот) не был законным наследником Пипина. Однако оба легитимных потомка майордома умерли раньше отца. От имени внуков Пипина государством пыталась управлять его вдова Плектруда. С помощью своих приверженцев Карл заставил Плектруду отдать ему власть. 21 Пипин Короткий разделил перед смертью свои земли между сыновьями Карлом и Карломаном. Карл был наделен лучше своего брата, поскольку обладал окраинными землями, омываемыми морем, т.е. северными и западными областями королевства. Эти земли простирались от атлантической Аквитании до Тюрингии, через большую часть Нейстрии и Австразии, Фризию и Франконию. Карломан получил разнородные центральные и юго-восточные (до границы с Италией и Баварией) земли, охватывающие территорию от Суассона до Марселя и от Тулузы до Базеля. Однако и тот и другой владели частью Нейстрии, Австразии и Аквитании, что, по всей видимости, свидетельствовало о желании отца сохранить единство королевства. Такой раздел был осуществлен еще и по той причине, что Карл в последние годы жизни своего отца больше ассоциировался с правителем государства. К тому же родители любили Карломана меньше, чем Карла. Возможно, Пипин учитывал не только возраст детей (Карлу было около 27 лет, Карломану лишь 16), но и личные качества, поскольку Карл был человеком энергичным, решительным и сильным; Карломан же выступает как личность раздражительная, неуживчивая, являясь легкой жертвой для окружавших его льстецов. 23 В настоящее время принято считать, что Карл родился 2 апреля 742 года (см. также прим. 123). Его отец Пипин старался приобщить его к государственной деятельности. В одиннадцать лет Карл был послан встречать папу Стефана II; мальчиком и юношей участвовал в придворных совещаниях и генеральных сеймах, а в 761–762 годах сопровождал своего отца в военных походах.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Карл Мартелл провел еще одну важную внутреннюю реформу, на этот раз в земельной политике. Он практиковал широкую раздачу земель из государственного фонда, который пополнялся благодаря конфискации земель на завоеванных территориях или земель знати. Из этого фонда Карл Мартелл раздавал поместья своей коннице – рыцарям. Эти поместья получили название бенефиций . Земельная политика Карла Мартелла заложила основы для развития будущего мелкопоместного и среднего рыцарства, которое представляло собой низшую и среднюю, наиболее многочисленную прослойку оформляющегося класса феодалов. Раздавая бенефиции, Карл Мартелл не ограничивался изъятием только тех земель, которые принадлежали светским феодалам. Чтобы вести успешные войны, ему нужно было заботиться об увеличении конницы и укреплении положения рыцарства, поэтому он посягнул и на церковные земли. При Карле Мартелле происходит, впервые в истории, секуляризация церковных земель . Впоследствии, сын Карла Мартелла Пипин Короткий был вынужден возвратить Церкви земли, конфискованные его отцом, но с условием, что эти земли будут находиться во владении рыцарей, а за это рыцари обязаны платить своеобразную церковную десятину монастырю или Церкви. Пипин III Короткий (741–768 гг.) тоже носил титул майордома, а номинально королевством все еще правили Меровинги. Пипин III решил положить конец этой двусмысленной ситуации. Он устроил государственный переворот, низложив бессильную и абсолютно никому не нужную династию Меровингов. В этом перевороте его горячо поддерживал римский папа, с которым Пипин III с самого начала своего правления устанавил дружеские отношения. Он не только провел своеобразную десекуляризацию церковных земель, но и оказывал всяческую поддержку папским миссионерам, направляющимся в зарейнские области. Выгода этого союза была обоюдной: папство приобретало за Рейном новых христиан, а франкскому королю было легче ими управлять. Сближению Пипина Короткого и папы римского в немалой степени содействовала ситуация в Лангобардском королевстве. В 751 г. во французском г. Суассоне Пипин Короткий официально был провозглашен французским королем. Вскоре после этого по приказанию папы архиепископ Майнцский Бонифаций, возглавлявший деятельность папских миссионеров в западно-германских землях, совершает над Пипином Коротким особый обряд миропомазания на царство. Таким образом при Пипине Коротком новая династия Каролингов получает необходимую духовную церковную санкцию. Последний из «ленивых королей» династии Меровингов, Хильдерик III, был пострижен в монахи и умер в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в VI-VII вв. Б. называли любое, особенно земельное, пожалование, к-рое из-за связанных с ним преимуществ и выгод являлось «благодеянием» для его получателя. Как правило, он не должен был нести службу за это пожалование, выплачивая незначительную денежную сумму (чинш) или не платя ее вовсе. Нек-рые Б. предоставлялись на основе прекарного договора (см. ст. Прекарий ). В VIII в. франк. майордом Карл Мартелл провел т. н. бенефициарную реформу, имевшую целью создание конной армии и формирование в противовес крупным независимым магнатам слоя вассалов, ставших опорой центральной власти. За выполнение военной и адм. службы и с целью снабдить вассалов средствами для вооружения в их условное пожизненное пользование передавались сначала конфискованные у мятежных магнатов земли, а когда они иссякали - церковные угодья. Такой Б., пожалованный майордомом или королем из церковного имущества, помимо обязательства нести военную службу облагался чиншом, т. к. рассматривался одновременно и как прекарный договор между вассалом и Церковью, у к-рой он был заимствован. При франк. кор. Пипине Коротком , императорах Карле Великом , Людовике Благочестивом и Карле Лысом в VIII-IX вв. понятие «Б.» все прочнее стало связываться с вассальной службой. При передаче земли в качестве Б., к-рый мог охватывать одно или неск. поместий или неск. крестьянских наделов - мансов, доходы с нее шли в пользу вассала, но господин сохранял за собой право собственности. В случае смерти вассала Б. возвращался первоначальному владельцу или его наследникам. Если наследник вассала хотел получить его Б. или сам бенефициарий хотел пользоваться им после смерти сеньора, требовалось возобновление пожалования. При нарушении вассалом взятых на себя обязательств, совершении преступления, разорении хозяйства бенефициария сеньор мог лишить его Б. На протяжении IX в. Б. постепенно превращается из пожизненного держания в наследственное, т. е. в лен или феод - наследственное условное держание, сочетающееся с обязанностью несения военной службы. Церковный Б.

http://pravenc.ru/text/78076.html

К римским по происхождению помимо OR 1 часто относят OR 11, 13A, 14, 23, 27 (2-я часть), 34, 40A, 44, 49. Нек-рые чины, возможно, являются адаптацией рим. богослужения для пригородных храмов Рима (OR 24, 26, 35A, 35B (сильно интерполирован при дальнейшем копировании), 42). Однако, как признают совр. исследователи, ни одна из известных рукописей не происходит непосредственно из Рима и в той или иной степени содержит элементы франк. литургического творчества (напр., в OR 11 указаны 7 «испытаний» (scrutinii), тогда как исконная рим. традиция знала только 3 - см.: Westwell. 2017). Андриё выделил 5 крупных собраний O. R., в каждом из которых встречается особый набор чинопоследований (порядок их расположения и объем сохраняются в разных рукописях почти без изменений). Собрание A обычно включает OR 1 (папская месса), 11 (крещение), 27 (Страстная седмица), 42 (положение реликвий), 34 (ординация), 13А (годовой лекционарий оффиция) и только в одной рукописи 49 (погребение). По мнению Андриё, впервые этот сборник встречается в рукописи Montpellier. Bibliot. Univ. Historique de Médecine. 412, нач. IX в. (рукопись происходит из Тура, текст O. R. следует за соч. блж. Августина «Энхиридион»), но, учитывая новые данные, самым ранним теперь считается сборник в Vat. Palat. lat. 487, в к-ром отсутствуют OR 13A и 42 (по мнению Бишоффа, сборник происходит из Лорша) ( Westwell. 2017). Др. рукописи, имеющие в своем составе это собрание, датируются IX-XI вв. и в основном представляют собой сборники канонического права (иногда O. R. выступают как приложение к Liber officialis Амалария Мецского). По мнению Андриё, это собрание чинов было составлено в Риме в течение VIII в. С. Фогель считал, что все чинопоследования, созданные в Риме, оказались по ту сторону Альп независимо друг от друга еще до сер. VIII в. и были объединены с началом романизации галликанского богослужения при Пипине Коротком, вероятно, в регионе Тур - Корби - Безансон ( Vogel. 1986. P. 144, 146, 201. N 19-20). Однако исследование А. Р. Уэствелла показало, что все рукописи собрания А происходят из разных центров, далеко отстоявших друг от друга ( Westwell. 2017).

http://pravenc.ru/text/2581497.html

Вероятно, при папе Римском Льве III (795-816) П. был рукоположен сначала в субдиакона, затем во пресвитера, а позже поставлен аббатом мон-ря св. Стефана (Сан-Стефано-Маджоре) при Ватиканской базилике. Автор жизнеописания П. в Liber Pontificalis , традиционно написанного в стиле панегирика и составленного, по-видимому, на основе жизнеописания папы Римского Льва III, превозносит добродетели П.: он не только обустроил монашескую жизнь в своем мон-ре, но и активно участвовал в приеме паломников, заботился о больных и тайно раздавал милостыню бедным, что сделало его известным в Риме. После кончины папы Римского Стефана IV(V) (816-817) П. был единодушно избран папой 24 янв. и получил епископское посвящение 25 янв. 817 г. Франкские источники - «Анналы королевства франков» (Annales regni Francorum), составленные до 829 г., и 2 биографии франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840) (одна была написана ок. 836 Теганом Трирским, 2-я - ок. 840 автором, к-рого принято называть Астрономом) - сообщают об этих событиях нейтрально, отмечая законность всей процедуры и отсутствие нарушений. Заняв Римскую кафедру, П. по примеру своих предшественников сразу же отправил Людовику Благочестивому дары и послание, в к-ром заверил императора в законности своего избрания на Папский престол и в готовности сохранять дружбу. В сопроводительном послании (excusatoria epistola) П. объяснял обстоятельства своего избрания, непричастность к к.-л. заговорам, упоминал о своем нежелании быть избранным, а также приносил извинения за то, что вся церемония прошла без участия императора ( Jaff é . RPR. N 2545). Затем к Людовику Благочестивому было отправлено новое посольство во главе с номенклатором Теодором. Папа просил императора о возобновлении договора о дружбе и о подтверждении территориальных уступок, полученных Римскими понтификами при кор. Пипине Коротком (751-768) и короле и имп. Карле Великом (768-814, император с 800) (Ibid. N 2548). Ответом стала привилегия «Pactum Hludovicianum» (817), в основе к-рой лежали соглашения 816 г.

http://pravenc.ru/text/2579157.html

Хродегангом, еп. Меттиса, и Ремигием, еп. Ротомага (ныне Руан) (см., напр.: MGH. SS. T. 2. P. 268). Из послания папы Павла I (757-767) следует, что на франк. землях по решению Пипина были учреждены школы певцов с рим. учителями во главе ( Pauli I Ep. ad Pippinum regem//MGH. Epp. T. 3. P. 553-554). На основании этих сведений С. Фогель построил гипотезу, согласно которой все сообщения о реформе галликанского пения при Пипине Коротком надо понимать шире - как свидетельства крупной литургической реформы ( Vogel. 1960). По мнению исследователя, основной чертой литургических преобразований на франк. землях во 2-й пол. VIII в. была тотальная романизация всех сторон богослужебной жизни. При этом Фогель считал, что Римские папы не были инициаторами этого процесса. Романизация, по его мнению, воспринималась франк. правителями как средство защиты от вост. (визант.) влияния. Однако реформы Пипина Короткого привели к литургической анархии, так что Карл Великий был вынужден их продолжить и провести более централизованно. Ф. Бернар настаивала на решающей роли в проведении литургической реформы Римских пап, к-рые стремились с ее помощью навязать франкам новую модель королевской власти, основанную на ветхозаветных образцах; при этом политический подтекст реформы Бернар отрицала (см.: Bernard. 1996). Обе т. зр. подверглись критике со стороны Й. Хена, по мнению к-рого значение перечисленных свидетельств преувеличено в историографии. Пипин Короткий не проводил глобальных реформ. Во всех источниках, несмотря на различие в терминологии, речь идет лишь о введении во Франкском гос-ве пения по рим. образцу. К тому же сведения о реформе Пипина относятся к более позднему времени и отмечены влиянием политической идеологии. Карл Великий и его придворные богословы стремились подчеркнуть преемственность; согласие с Римом в вопросах веры и богослужения воспринималось как черта, присущая хорошему правителю). В целом Пипин Короткий продолжал меровингскую традицию покровительства Церкви (в т. ч. «украшая» ее богослужение).

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Составление «Дара Константина» явилось, весьма возможно, хотя и запоздалой, но исключительно действенной реакцией галльского духовенства, за спиной которого стояла Римская курия, на ударившие по материальному благополучию монастырей и епископских кафедр административные меры, предпринятые майордомом Карлом Мартеллом. Ради пополнения войска он широко прибегал к секуляризации церковных, главным образом монастырских, владений, что вызывало недовольство со стороны монахов, епископов и Римской курии. Поэтому, стремясь к нормализации отношений с папским престолом, в правление его сыновей Пипина и Карломана, на Соборах, или синодах, состоявшихся в 742-м и 743-м гг. в Австразии, под председательством епископа Бонифация, были приняты решения о частичном возвращении секуляризованного имущества его церковным владельцам и о том, чтобы с земельных владений, оставшихся в светских руках, монастырям, у которых они были отняты, выплачивалась компенсация (census). Эти решения были затем включены в капитулярий, изданный от имени майордомов Пипина и Карломана: «По совету рабов Божиих и народа христианского мы, вследствие опасностей, угрожающих государству, постановили, чтобы некоторая часть церковных имуществ, для пособия нашему войску, с разрешения Бога, еще на некоторое время была удержана за нами... с тем условием, чтобы каждый участок ежегодно вносил в пользу своей церкви или своего монастыря один золотой солид (12 денариев); причем если умрет тот, кому поручено церковное имущество, то последнее должно быть возвращено Церкви, и только в случае крайней необходимости оно... может быть удержано за светскими лицами» . Карл Великий продолжал политику отца, ориентированную на покровительство Церкви и сотрудничество с папским престолом В свое время, на Соборе 745 г., материалы которого не сохранились, так что о нем можно судить лишь по косвенным данным, Бонифаций, как можно предположить по его переписке с Папой Захарией, настаивал на возвращении Церкви всего секуляризованного имущества, но со стороны майордомов получил, вероятно, отказ, о чем можно заключить по сохранившемуся ответу Папы на его послание. В нем Папа, сдерживая порыв Бонифация, пишет, что он «должен и за то благодарить Бога, что Церкви были предоставлены Собором оброки с церковных имуществ» . После того как Пипин Короткий стал королем франков, в 751-м г., была произведена опись всех церковных земель, и тем из них, которые находились в стесненном положении, была возвращена половина или треть их бывших имений, а за земли, оставшиеся во владении государства, оно регулярно выплачивало компенсацию. Таким образом, при короле Пипине совершен был акт, который был, с одной стороны, реституцией церковного имущества, а с другой – узаконением секуляризации, произведенной при Карле Мартелле.

http://pravoslavie.ru/131116.html

Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Взаимоотношения правителей франков с епископами Рима. «Дар Константина» В VIII веке в состав государства франков вошла большая часть Италии, включая и самый Рим, епископы которого, обладая элементами ограниченного суверенитета над патримонием святого Петра, позже называвшегося обыкновенно Папской областью, до середины этого столетия оставались подданными императоров Нового Рима; затем они оказались в положении двусмысленном: признавая свою зависимость от короля франков как суверена, они не объявляли и о разрыве с императорами, которые продолжали считать их своими подданными, хотя и вступившими уже на скользкую лестницу измены, что называлось у ромеев тиранией. Начало завоеванию Италии франками было положено в середине столетия, при Пипине Коротком, который в 752-м г. по благословению Папы Захарии из майордомов стал королем, свергнув с престола и заточив в монастырь последнего правителя из династии Меровингов – Хильдерика. В ходе переговоров между папской курией и майордомом Пипином, или, что вероятнее, уже после их успешного завершения, был сочинен подложный акт, беспримерный по длительности принятия его за чистую монету и по влиянию, оказанному им на церковную и гражданскую историю Запада. Это знаменитый «Дар Константина» (Donatio Constantini), в переводе на славянский язык – «Вено Константиново». Автор фальсификата остался неизвестным, доподлинно неизвестно и место его происхождения, но, всего вероятнее, он появился на свет в королевстве франков, возможно, в Корбийском монастыре в Пикардии, хотя не исключается и иной вариант места его изготовления. Константин I ведёт под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр I — фреска капеллы Сан-Сильвестро в римском монастыре Санти-Куаттро-Коронати. До 1247 года Самое оригинальное авторство имело третье послание – от имени апостола Петра

http://pravoslavie.ru/131116.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНГУЛЬФ [лат. Gengulfus; франц. Gengoux, Gegoux; нем. Gengolf] (VIII в.), мч. (пам. зап. 11 мая). Самое раннее из сохранившихся Житий Г. (Vita prima//ActaSS. Maii. T. 2. P. 644-648) составлено в кон. IX или нач. X в., по всей видимости, в мон-ре Безуа (позднее аббатство Без) в Сев. Бургундии, в 6 км от древнего г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) и неподалеку от имения Г. Варенны (совр. Варен-сюр-Аманс). Ок. 960 г. Гросвита , мон. из мон-ря Гандерсхайм в Германии, переложила Житие Г. элегическим дистихом. Позднее в г. Туль (Франция) анонимный автор составил 3-е Житие, пересказав историю мученической смерти Г. и добавив повествование о чудесах, происходивших от мощей святого в Туле. Гонзон, аббат мон-ря св. Иоанна Крестителя во Флоринах (совр. Флорен, Бельгия), между 1055 и 1059 гг. составил «Историю чудес» святого, происходивших от его мощей, хранившихся в тот период во Флоринах, в зависимой от мон-ря св. Иоанна общине каноников, названной в честь Г. (Historia Miraculorum//ActaSS. Maii. T. 2. P. 648-655). Согласно этим памятникам, Г. был богатым землевладельцем, чьи имения располагались в Сев. Бургундии близ г. Лингоны. В юности получил религ. образование, отличался хорошим знанием Свящ. Писания (Vita prima. 2). Был женат на женщине из знатного рода, служил в элитных войсках (inter fortissimos) при франк. майордоме (с 741), впосл. при кор. франков (с 751) Пипине III Коротком (Vita prima. 4). За свое благочестие Г. при жизни удостоился дара чудотворения. Согласно житию, жена Г. во время его отсутствия вступила в любовную связь с неким клириком. Узнав об этом, Г. решил проверить истинность возводимого на нее обвинения. Святой призвал жену и предложил ей опустить руку в источник: если она невинна, то вода не причинит ей никакого вреда, если же на ней есть грех, то она обожжет ей руку, подобно огню. Жена опустила руку в источник, но тут же отдернула ее, кожа на руке слезла, как от ожога (Vita prima. 8). Удостоверившись в измене жены, Г. отпустил ее, призвав ее к покаянию. Жена с любовником сговорились убить Г. Пробравшись незамеченным в покои святого и дождавшись, когда уйдут слуги и Г. уснет, любовник жены взял лежавший здесь же меч святого, рассчитывая поразить его спящим. Нанеся Г. рану, убийца бежал. Рана оказалась смертельной, и, чувствуя приближение смерти, Г. приобщился Тела и Крови Христовой и мирно скончался (Vita prima. 10).

http://pravenc.ru/text/162003.html

д. В послании Карла Великого к папе Римскому Льву III, составленном Алкуином , говорилось об обязанностях государя и понтифика; правитель укрепляет Церковь, оберегая правосл. веру, и защищает ее от язычников и неверных, тогда как папа Римский, подобно прор. Моисею , освящает молитвой его деяния ( Alcuin. Ep. 93//MGH. Epp. T. 4. P. 136-138). Важность молитвы для благополучия гос-ва К. была обусловлена представлением о том, что «христианский народ» - Церковь Христова (sancta ecclesia vel populus christianus - Annales regni Francorum/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 88. (MGH. Script. Rer. Germ.; 6)). Франки считались избранным народом, «новым Израилем», к-рый пользуется особым благоволением Бога. Во «Всеобщем увещании» Карла Великого (789; Admonitio generalis//MGH. Capit. T. 1. P. 53-61) о франках говорилось как о Божием народе, живущем по Его заповедям. Процветание Франкского гос-ва ставилось в прямую зависимость от сохранения правосл. веры и «правильного» служения Богу. Цель существования государства заключалась в том, чтобы весь «христианский народ» достиг спасения, и ответственность за это возлагалась на государя, к-рый должен был обеспечить благополучие Церкви и благочестие подданных. За правителями из династии К. признавался значительный религ. и нравственный авторитет, их полномочия в области церковного управления были весьма широкими. При Пипине Коротком получила распространение практика назначения правителем епископов и аббатов. К. регулярно созывали церковные Соборы, как правило проходившие в рамках королевских и имп. собраний прелатов и знати. В соборных постановлениях и капитуляриях устанавливались нравственные, обрядовые, церковно-адм. нормы, напр. предписания об уплате десятины, о соблюдении воскресного дня и правил христ. брака. Принимались меры против колдунов, знахарей и предсказателей. Подобные предписания включались в инструкции правителей должностным лицам. При К. государь стал считаться не только защитником Церкви, но и блюстителем чистоты христ. веры.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010