За то же светское несоответствующее высоте священного сана поведение Синод перемещал его с кафедры на кафедру и, наконец, он водворился в Пензенской и Саранской епархии, уволенный с Донской и Новочеркасской кафедры по жалобе Наказного атамана войска Донского 1013 . Последней епархией «салонный архиерей» управлял самочинно, не подчиняясь Синоду, за что, а больше за распущенный образ жизни был судим 50 епископами Поместного Собора 19171918 гг. и лишен сана 1014 . —565— В 1892 г. митрополитом Антонием был пострижен в МДА явно душевнобольной, вследствие неудачи пострижения вернувшийся с Афона, где был послушником 5 лет, небезызвестный Серапион Машкин. Покровительствуемый митрополитом, он дослужился до архимандрита Знаменского монастыря и нередко срывался, впадая в сильные запои. Во время очередного приступа хронического недуга он не мог даже встретить Государя и был уволен в 1900 году на покой. Не прибавляет славы «Великому Авве» в когорте его постриженников целый полк преосвященных, будущих церковных раскольников и сепаратистов. Это такие раскольники, как обновленческий митрополит Евдоким (Мещерский), старообрядческие епископы Андрей (Ухтомский) и Михаил (Семенов); сепаратисты: митрополит Варшавский Дионисий (Валединский), митрополит Минский Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Подольский Пимен (Пегов), католикос-патриарх Грузии Амвросий (Хелая), архиепископ Батумский Давид (Качахидзе) и др. Митрополит Сергий (Ляпидевский) предупреждал уже тогда в 90 гг. молодого ректора МДА: «Вы распложаете монахов, но из них есть такие, о которых говорят дурное» (с. 87 работы). Может быть, прав протопресвитер Шавельский, упрекавший Антония за то, что он в монашестве видел таинство, творящее чудеса, самое немощное – врачующее и оскудевающее сверх всякой меры – восполняющее» 1015 . К.П. Победоносцев с ужасом смотрел на чрезмерное умножение ученого монашества и не раз повторял: «Ох, уж эти монахи! Погубят они Церковь !» Вместе с нетребовательностью к кандидатам в монашество Антоний проявлял, по словам профессора Казанской духовной академии К. Харламповича , «необъятную снисходительность и доброжелательство» к академическим занятиям студентов: «Он принял в Академию и выпустил много лиц, недостойных звания кандидата богословия, равно как и низ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1909-1912 гг. в Эривани выходил духовный ж. «Вестник Эриванского православного прихода». К 1913 г. на территории Е. в. действовало свыше 30 правосл. церквей в Александрополе, Карсе, Эривани, Сарыкамыше, Каракурте, Кагызмане, Джалал-Оглы, Канакере, Ольты, в селах Арзни, Димитров, Анкаван и др. 13 дек. 1912 г. решением Святейшего Синода РПЦ для окормления правосл. паствы на территории исторической Армении было учреждено Е. в. Первым викарием стал Бакинский вик. еп. Пимен (Пегов ; 13 дек. 1912 - 12 февр. 1915, переведен Балтским викарием в Подольскую и Брацлавскую епархию). В 1907-1911 гг. он занимал должность ректора Тифлисской ДС, с 1907 г. был членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . Уже будучи Ереванским викарием, временно управлял Грузинским Экзархатом с 20 мая до 26 июня 1914 г. (после кончины экзарха архиеп. Алексия II (Молчанова) и до поставления во экзарха архиеп. Самарского и Ставропольского Питирима (Окнова) ). В 1915 г. входил в состав Комитета Грузинского Экзархата по сбору пожертвований на военные нужды (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). 12 февр. 1915 - 24 марта 1916 г. кафедру Е. в. занимал перешедший с Чебоксарской кафедры Леонтий (Вимпфен ; расстрелян 6 июля 1919), штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, позже переведенный на Оренбургскую кафедру Кустанайским викарием (Правосл. собеседник. 1915. Февр. С. 373). 23 марта (по др. источникам, 24 или 26 апр.) 1916 г. в тифлисском кафедральном Сионском соборе (см. Тбилисский Сиони ) на Ереванскую кафедру был хиротонисан ректор Кишинёвской ДС архим. Дамиан (Говоров ; с 7 июля 1917 епископ Петровский, викарий Саратовской епархии), с 28 марта штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Речи при наречении во епископа Ереванского//ПрибЦВед. 1916. 21. С. 503-506).

http://pravenc.ru/text/190125.html

Бакинская Основана 19.05.1905 298 Карталинское и Кахетинское викариатство. Упразднена 13.09.1917. Возобновлена с «кон. 1920 г.» (?) (см. Приложение 7. С. 872). Самостоятельная. Упразднена в 1933 г. (?) Возобновлена 13(26)02.1994. Ставропольское викариатство. Самостоятельная с 15(28)12.1998 (выделена из Ставропольской епархии) – «на территориях Азербайджанской республики, Дагестанской республики (Россия) и Чеченской республики (Россия)». Именовалась: Бакинская; с кон. 1920 г. – Прикаспийская и Бакинская; с 15(28)12.1998 – Бакинская и Прикаспийская. Викарная кафедра: Эриванская. 07.1905 06.04.1907 09.05.1907 31.12.1910 Григорий Вахнин 13.02.1911 13.12.1912 Пимен Пегов 13.12.1912 13.09.1917 01.1919 «с конца 1920» 02(15)03.1923 13(26) 09.1923 09(22)11.1920 12(25)09.1923 13(26).09.1923 06(19)10.1923 06(19) 10.1923 08.1924 Митрофан Огиенко 13(27)08.1924 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 Серафим Протопопов 21.03(03.04).1930 24.10(06.11)1930 Никон Пурлевский 29.10(11.11)1930 03(16)09.1931 Валериан Рудич 03(16)02.1933 29.07(11.08)1933 Александр Раевский 13(26)02.1994 05(18)07.1995 (05(18)07.1995 15(28)12.1998 01(14)01.1999 01(14)01.1999 Александр II Ищеин Бакинская, обн. (см. Закавказский Митрополитанский Округ, обн.) 298 Тогда же на кафедру был назначен ректор Тифлисской духовной семинарии архимандрит Никандр (Феноменов), но уже 02.06.1905 новым указом Св. Синода определено ему быть епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Официальный веб-сайт Бакинской епархии baku.eparchia.ru числит его в вышеуказанные дни епископом Бакинским, но он был хиротонисан лишь 10.07.1905 – на Кинешемскую кафедру. 300 13.11.1917 состоялось определение Св. Синода об изменении титула епископа Бакинского на Елисаветпольского (Кировабадского; см.). 304 Бывш. Можайский; затем еп. Ставропольский (?). Вторая дата – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 118. Временно управляющий в виду невозможности прибытия еп. Павла (Вильковского). 307 Об этом иерархе известно очень мало. Его родители (отец – поляк, инженер-путеец, и мать – грузинская аристократка, урожденная княжна Эристави) дали ему превосходное образование. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета и университет в Лозанне. Был известен нестяжательством, скромностью и величием в совершении богослужений, был замечательным проповедником. Деятельно противостоял обновленчеству в Закавказье. После 1928 г. сведения о местопребывании отсутствуют. Судя по тому, что до 1931 г. не был на какой-либо кафедре, пребывал эти три года в ссылке или в заключении. 308 Арестован в начале 1933 г. Приговорен 24.04(07.05)1933 к 3 годам «местного заключения», но освобожден 10 (23)01.1934. Скончался в Баку 03(16)12.1934 и погребен на городском кладбище (См. официальный веб-сайт Бакинской епархии baku.eparchia.ru с ссылкой на следственное дело еп. Митрофана). Дата кончины по ММЛ РПИ – 26.11(09.12)1934. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Дмитровский, с 1931 года — митрополит Трифон (Туркестанов) (1861–1934). Похоронен в Москве на Немецком (Введенском) кладбище. Интернет-журнал Свято-Данилова монастыря. Воспоминания об архимандрите Серафиме. http://msdm.ru/2013–05-31–13-31–10/arhiv/332–113 Цитируется по: Сайт православной энциклопедии «Древо». Документы. Декрет от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковные ведомости. 1918. 13–14. Акты Святейшего Патриарха Тихона, С. 165. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922–1925. — В 2х кн. — М.: РОССПЭН, 1997. — Кн. 1., 345–346. Владимир Дмитриевич Красницкий (10 декабря 1881 — ноябрь 1936) — видный деятель обновленчества, в обновленческой церкви имел сан протопресвитера, сотрудник ЧК, до 1922 года — протоиерей Русской Православной Церкви. Цыпин В. , протоиерей. История Русской православной Церкви (1917–1990). — М.: Изд. дом «Хроника», С. 58–59. Там же, С. 59. Священномученик Серафим (Чичагов) , автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, с 1928 митрополит Ленинградский, расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. Священномученик Иларион (Троицкий) . богослов, видный церковный деятель, ближайший помощник Патриарха Тихона, противник обновленческого раскола, скончался в заключении в 1929 году. О епископе Амвросии (Полянском) см. на с. 000, примечание 0. Архиепископ Черниговский Пахомий (Кедров) скончался от перенесенных тягот и гонений в 1937 году, прославлен РПЦЗ в лике новомучеников и исповедников. Священномученик Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский и Таврический, входил в состав временного Синода при патриархе Тихоне, многократно находился в ссылках с 1925 по 1937 год, был расстрелян в 1937 году. Священномученик Валериан (Рудич), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, расстрелян в 1938 году, прославлен УПЦ в лике новомучеников и исповедников Российских. Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. По окончании гражданской войны на территории Украины и с возникновением обновленчества, советские власти начали беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленчество, оказывая давление при помощи светских чиновников. В ответ епископ Амвросий и викарный Проскуровский епископ Валериан (Рудич) обвинили Пимена в пособничестве ОГПУ. Владык Амвросия и Валериана арестовали в 1923 году, они оба были высланы за пределы Украины и поселились в Москве. Осиротевшая Каменец-Подольская епархия была совершенно разгромлена обновленцами; в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

   На вакантную кафедру, освободившуюся после ареста епископа Житомирского Аверкия (Кедрова) (Житомир был тогда кафедральным городом Волынской епархии), в 1933 г. был назначен престарелый архипастырь из протоиереев Николай (Пирский). Но через несколько месяцев епископ Николай скончался, его преемником стал епископ Вячеслав (Шкурко), которого в 1935 г. арестовали и выслали из епархии. Во главе Одесской епархии с 1928 г. стоял архиепископ Анатолий (Грисюк), в 1932 г. возведенный вместе с другими членами Временного Патриаршего Синода в сан митрополита. Богослужения он совершал в Успенском соборе, который после уничтожения большей части одесских церквей был переполнен народом. Вокруг архипастыря сложился тесный круг религиозно настроенной молодежи из интеллигенции. На глазах у владыки взорваны были Спасо-Преображенский военный и Свято-Сергиевский соборы, портовый храм святителя Николая. В 1931 г. арестовано было более 20 одесских священников. Митрополит Анатолий хлопотал об освобождении некоторых из них, но тщетно. Его часто вызывали в НКВД, то ночью, то прямо из храма во время богослужения, но при всем своем смирении архипастырь являлся по вызову только после окончания службы, и его держали там по часу-два в приемной, а инспектор НКВД по культам орал на него и топал ногами. В своем известном каталоге митрополит Мануил характеризовал владыку Анатолия как человека доброго и доступного: «Он был малого роста, щуплый, сутуловатый, всегда смотревший вниз, производил впечатление человека, углубленного в себя и занятого своими мыслями».    В начале 30-х гг. на Украине в православную Церковь вернулся обновленческий епископ Лоллий (Юрьевский), а в 1935 г. владыка Пимен (Пегов) после увольнения от должности председателя Всеукраинского Синода присоединился к канонической православной Церкви и стал архиепископом Подольским и Брацлавским.    В 1935 г. поводом для очередной кампании арестов и расправ по всей стране послужило убийство С. М. Кирова, совершенное коммунистом Николаевым 1 декабря 1934 г. и едва ли не спланированное самими вождями Советского Союза, чтобы развязать себе руки для сведения внутрипартийных счетов. На этот раз репрессии коснулись и партийцев, но с большим размахом они ударили и по другим слоям населения: до четверти всех коренных питерцев, почти всех бывших дворян, чиновников, интеллигенцию и, конечно, многострадальное православное духовенство, унес с собой в лагеря кировский поток арестов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Каменец-Подольская и Хмельницкая; Каменец-Подольская и Винницкая; с 09(22)06.1993 – Каменец-Подольская и Городокская. Викарные кафедры: Винницкая, Балтская, Могилев-Подольская, Проскуровская, Староконстантиновская, Ушицкая. 05.1681 12.04.1795 07.02.1819 07.02.1819 03.1819 15.03.1819 03.04.1821 05.1820 09.1820(6?) 03.07.1821 23.01.1832 24.01.1832 08.03.1841 05.04.1841 06.11.1848 06.11.1848 29.03.1851 Елпидифор Бенедиктов 29.03.1851 01.03.1858 Евсевий Ильинский 17.03.1858 20.12.1863 20.12.1863 02.10.1874 07.12.1874 09.12.1878 Феогност Лебедев II 09.12.1878 06.03.1882 Маркелл Попель 06.03.1882 21.08.1882 15.09.1882 28.03.1887 Иустин Охотин 28.03.1887 13.12.1890 Донат Бабинский-Соколов 13.12.1890 02.11.1896 Димитрий Самбикин 02.11.1896 29.03.1900 Ириней Орда 29.03.1900 26.11.1903 Христофор Смирнов 26.11.1903 01.12.1904 Климент Верниковский 01.12.1904 15.02.1908 Парфений Левицкий 15.02.1908 20.03.1914 Серафим Голубятников 20.03.1914 05(18)05.1918 05(18)05.1918 04(17)09.1918 04(17)09.1918 17(30)11.1925 10.1923 01.1927 29.08(11.09)1932 10(23)10.1932 03(16)02.1933 15(28)04.1946 21.05(03.06)1948 Панкратий II Кашперук 21.05(03.06)1948 14(27)12.1951 Варлаам Борисевич 14(27)12.1951 25.02(10.03)1953 Анатолий Бусел 19.01(01.02)1955 04.1954 19.01(01.02)1955 23.08(05.09)1956 Варлаам Борисевич, паки 23.08(05.09)1956 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 30.12.1961 12.01.1962) Игнатий Демченко 30.12.1961 12.01.1962) 17(30)03.1964 29.10(11.11)1975 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)03.1990 07(20)03.1990 17(30)03.1990 18(31)03.1990 12(25)08.1992 Нифонт Солодуха 13(26)08.1992 09(22)06.1993 Питирим Старинский 09(22)06.1993 22.03(04.04)1997 02(15)04.1997 Феодор Гаюн Каменец-Подольская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1935 г. Викарные кафедры: Балтская, Староконстантиновская, Проскуровская, Шепетовская. 1922 Пимен Пегов 06(19)08.1925 26.10(09.11)1925 Иоасаф (1928) 11.1928 08.1935 Мелетий Фомин 1814 (Прим. М. Е. Губонина. – В кн. Диев М. Я., свящ. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. М., 1892. С. 25) упоминается Православный епископ Каменец-Подольский, участвовавший в Брестском соборе 1596 г. и не совратившийся в унию. Однако в числе участников печально знаменитого собора в Бресте епископа Иннокентия не было. В епископате Киевской митрополии того времени подобный митрополит не значится. Вместе с тем не исключено, что церковное управление в Каменец-Подольске могло быть в одних руках и подобно епископской власти, что привело к подобной ошибке. Происхождение ее заслуживает внимания и исследования прежде, чем признать имя Иннокентия Тупало (из того же рода, что и свт. Димитрий Ростовский ?) легендарным. Это имя впервые появляется в печально известной фальсификации «История руссов» (Кониский Г. История Руссов, или Малой России. М., 1846.) В список оно не внесено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай – Епископ Уральский, 45 . Николай – Архиепископ Семипалатинский (Минин), 46 . Николай – Епископ Саратовский (Позднев), 47 . Николай – Епископ Павлоградский (Гиляровский), 48 . Николай – Епископ, управляющий Пермской епархией (Ашихмин), 49 . Николай – Епископ Зиминский, от Омской епархии (Наганов), 50 . Никон – Епископ Курский [Пурлевский], 51 . Никанор – Епископ от Екатеринославской епархии, 52 . Пётр – Архиепископ Таврический и Симферопольский (Рождественский), 53 . Петр – Архиепископ Омский (Сысуев), 54 . Пимен – Архиепископ Каменец-Подольский (Пегов), 55 . Петр – Архиепископ Воронежский (Сергеев), 56 . Сергий – Архиепископ Томский (Дмитриевский), 57 . Севастиан – Епископ Костромской (Вести), 58 . Сергий – Епископ Гомельский (Иванцов), 59 . Филимон – Епископ Рыбинский 546 , 60 . Феофилакт – Епископ Ростовский и Таганрогский (Клементьев). В дальнейшем прибыло ещё 7 иерархов 547 . О составе участников Собора красноречиво говорит помещаемая сравнительная таблица-схема: В партийном отношении было: 250 человек от группы «Живая Церковь », 110 человек от группы «Церковное Возрождение» и 45 человек беспартийных (староцерковников). Представители «Свободной Трудовой Церкви» и других левых групп не были допущены в число членов Собора, они присутствовали на Соборе лишь в качестве гостей, без права голоса (газета «Извести ВЦИК» за 117 от 30 мая 1923 г.). В сообщении газеты «Известия ВЦИК» не упомянуты ещё так называемый СОДАЦ и незадолго до Собора организованная церковная группировка, лидером которой был прот. А. Введенский . Она была представлена на Соборе 25 депутатами. Характерно, что некоторые члены Собора умудрялись одновременно состоять в «Живой Церкви» и СОДАЦ. Лидеры СОДАЦ (Союза Общин Древне-Апостольской Церкви) терпели это ради пополнения мест на Соборе. Мы воспользовались этими статистическими данными для того, чтобы показать, что собор был групповым и чисто партийным и что самый состав его не позволял питать надежд на объективность его «деяний». Обновленцы утверждали, что «Собор» 1923 года отражал мнение всей Русской Церкви и что выборы на него были «свободными», но это тоже ложь, легко опровергающаяся цифровыми данными самого же обновленческого синода.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

М., 2-го мая 1923 г. С. 6–7). 27/I-1925 г. вошёл в состав Всероссийского съезда Пленума Св. Синода. От Сибирской митрополии присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. 30/III-1927 г. согласно прошению уволен на покой. Ученый архиепископ, «стойкий обновленец», сотрудник газеты «Церковное обновление». Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6. С. 4; 12–13. С. 13, 23. Церковное обновление. 1924. 21–22. С. 92; 1927. 5, 6, 7. ФАОС дело 61д. Кат-АМ 286. Кат-ЯВ 232. С. 115. Кат-ЕС 2. С. 17, п/п 104. [Кат-ГУБ. С. 989.] (Турбин [Петр Федорович]) Архиепископ Тульский и Белевский Родился 1/Х-1886 года. В 1907 г. окончил Тульскую духовную семинарию и Московский университет по юридическому факультету, затем прошёл Ярославский (Демидовский) лицей. Служил всё время в Тульской епархии. Уклонился в обновленческий раскол. С мая 1942 г. и до сентября 1942 г. продолжал священствовать в разных приходах Тульской епархии. 13/IX-1942 г. хиротонисан во еп. Тульского и Белевского в брачном состоянии. Хиротонию совершали митр. Александр (Введенский) и другие обновленческие архиереи. В феврале 1943 г. возведён в сан архиепископа. В 1944 г. перед Свят. Патр. Сергием принес покаяние и принят в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея и назначен в один из храмов г. Москвы. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 173. Кат-АМ 287. Кат-ЯВ 233. С. 115. Кат-ЕС 1. С. 10, п/п 55. [Кат-ГУБ. С. 989.] [Левитин. С. 638, 651.] [Шкаровский. С. 54, 56, 84, 86.] ПИМЕН (Пегов [Павел Григорьевич!) Архиепископ Подольский и Брацлавский Родился 15/Х-1875 или 1876 года. Окончил Казанскую духовную академию со званием кандидата богословия. В 1897 г. пострижен в монашество. В 1901 г. – учитель в Уфимском духовном училище. В 1903 г. – помощник смотрителя Уфимского духовного училища. С декабря 1903 г. – смотритель Соликамского духовного училища. С 1906 г. – смотритель Бугурусланского духовного училища. Был ректором духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

с 30.08.1814 – Мцхетская, Тифлисская и Карталинская, Грузинский Экзархат; с 28.12.1818 – Карталинская и Кахетинская, Грузинский Экзархат; с 13.08.1917 – Тифлисская и Бакинская, Кавказский Экзархат. Викарные кафедры: Горийская, Владикавказская, Алавердская, Эриванская, Кахетинская, Елизаветпольская, Сухумская. 08.07.1811 14.05.1817 14.05.1817 19.07.1821 01.10.1821 05.03.1832 12.03.1832 13.07.1834 01.09.1834 12.11.1844 12.11.1844 01.03.1858 Исидор Никольский 01.03.1858 08.12.1877 Евсевий Ильинский 08.12.1877 27.06.1882 Иоанникий Руднев 06.07.1882 29.09.1887 Павел Лебедев 29.09.1887 18.10.1892 Палладий Раев-Писарев 18.10.1892 21.02.1898 21.02.1898 10.11.1901 Флавиан Городецкий 10.11.1901 01.07.1905 01.07.1905 09.06.1906 Николай Налимов 09.06.1906 28.05.1908 07.12.1909 09.09.1913 в/у Пимен Пегов 09.09.1913 04.10.1913 04.10.1913 20.05.1914 20.05.1914 26.06.1914 26.06.1914 23.11.1915 Питирим Окнов 05.12.1915 09(22)02.1918 19.03(01.04)1918 04.1920 Гудаутская, обн. Основана в 1925 г. Именование -по г. Гудаута (Абхазская АССР). Сухумское (Абхазское) викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 Нил Ушаков 1257 Последний католикос – Антоний I (царевич Мцхетский и всея Грузии). «...Положение его среди русских иерархов по договору России с Грузией было невысоко: он «состоял местом в числе российских архиереев в 8-й степени, именно после Тобольского, хотя получил навсегда звание члена Святейшего Синода (8 артикул договора, заключенного между Россией и Грузией в г. Георгиевске, 24 июня 1783 года)...» (ЦВ. 1901. 2). 1258 Бывший архиепископ Ахтальский. В 1801–1808 гг. – член Святейшего Синода, с 08.07.1811 – митрополит Мцхетский. Вторая дата – определение на покой. 14.05.1817–09.02.1825 – присутствующий в Святейшем Синоде, затем – управляющий Московским Даниловским монастырем, где и скончался 18.12.1830. 1260 Митрополит с 22.08.1828. Вторая дата – увольнение с введением в Св. Синод. Скончался 22.06.1849. 1271 С титулом: Тифлисский и Бакинский; местопребывание – в г. Баку (см. Приложение 6. С. 867). Экзарх Кавказский. Сохранился документ, отразивший сложное положение в Экзархате, нуждавшегося в мудром и энергичном иерархе, каковым был митрополит Кирилл. Это телеграмма от 14(27)06.1918, адресованная сщмч. архиепископу Митрофану (Краснопольскому) в Астрахань: «Сообщите митрополиту Кириллу, что он избран на Нижегородскую кафедру, но благо Церкви требует ныне его пребывания на Кавказе. Ожидаю его ответа. Патриарх Тихон» (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 октября 1918 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец–Подольской епархии. В 1922 году он был перемещен на кафедру Каменец–Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго. После окончания гражданской войны на Украине и образования обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Каменец–Подольской епархии Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священника. Обвинение не соответствовало действительности, так как люди, о которых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями. Избрав в советских условиях крестный путь священнослужителя, они выдержали экзамен для принятия сана и были рукоположены епископом Амвросием. В 1923 году епископ Амвросий был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. После высылки православного архиерея КаменецПодольская епархия, при поддержке советских властей, была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма. В 1923 году обновленцы вступили в переговоры с Русской Православной Церковью об условиях объединения. Их основным условием было отстранение Патриарха Тихона от управления Церковью и удаление его на покой. В конце сентября 1923 года в Донском монастыре состоялось собрание двадцати семи архиереев, на котором обсуждались вопросы, связанные с примирением с обновленцами. Доклады делали архиепископы Серафим (Александров), Иларион (Троицкий) и Тихон (Оболенский). Первым докладывал архиепископ Серафим:«Богомудрые архипастыри, мы только что сейчас в качестве трех уполномоченных Святейшим Патриархом Тихоном лиц были у высокопреосвященнейшего митрополита Евдокима, где около двух часов беседовали с ним обстоятельно по вопросу о ликвидации нашего церковного разделения. Высокопреосвященнейший митрополит Евдоким предложил нам обсудить три вопроса по этому делу безотлагательно… Это — согласны ли мы на примирение с ним. Если мы согласны, то надо завести сношения и начать совместную подготовительную работу к предстоящему Поместному Собору. В этом случае Поместный Собор открывает Святейший Патриарх Тихон. На этом Соборе Патриарх Тихон должен отказаться от управления Церковью и уйти на покой. Если мы согласны будем провести это в жизнь, то Высокопреосвященнейший Евдоким дал нам обещание, что Патриарх Тихон будет на Соборе восстановлен в сущем сане».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010