Архимандрит Тихон (Василий Петрович Агриков) родился 28 ноября 1916 года в селе Одоевщина, Саратовской губернии в патриархальной крестьянской семье. Благочестивые родители рано приобщили мальчика к церкви, имея тонкий музыкальный слух, он пел на клиросе. После учебы в школе освоил профессию шофера, которая пригодилась Василию в годы войны. Демобилизовавшись в 1946 году, закончил Московскую духовную семинарию и академию. В июне 1952 года, еще будучи студентом третьего курса академии, принимает решение стать монахом, и его постригают в рясофор. В 1953 году Василий был пострижен в мантию с наречением имени Тихон в честь преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прошел множество монастырских послушаний: был экономом, казначеем Лавры, духовником академии и семинарии, старшим проповедником. Окончив академию, в 1954 году приступил к преподаванию Библейской истории в семинарии, получил в 1963 году звание доцента. Автор курса лекций по Пастырскому богословию для студентов МДА. В 50-60-х годах о. Тихон становится широко известным духовником и проповедником среди православных. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси, очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова) и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре служились две Божественные литургии: Наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон - на другой. Он становится тем светильником веры, к которому тянутся люди со всей России. В эпоху новых гонений на Церковь архимандрит Тихон был вынужден оставить родную Лавру. Подвизался в горах Кавказа, служил в Мукачевском Свято-Николаевском девичьем монастыре. Преставился ко Господу 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском, в котором некогда существовал царский путевой дворец на Троицкой дороге в Лавру преподобного Сергия. А ныне рядом с храмом установлен памятник работы скульптора В.М. Клыкова святому Царю-страстотерпцу Николаю Александровичу, прославленному во главе сонма новомучеников Земли Русской Архиерейским Собором в августе именно 2000-го года. Известно, что старец-архимандрит Тихон (Агриков) особо почитал новомучеников и связывал с их жертвой надежду на возрождение России.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/10/...

В 1876 г. монастырь приобрел еще одно доходное владение - южное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 17). В 1876–1877 г.г. в нем был выстроен трехэтажный доходный дом по проекту архитектора И. П. Миронова, включивший небольшие здания второй половины XVIII века(вл. улица Большая Лубянка, 17, стр.1). В конце XIX - начале XX в. на территории отдаточных монастырских владений были возведены новые каменные здания: монастырская школа (1897–1899 г.г., вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 5), доходные дома по Рождественскому бульвару (1897-1899 и 1912 г.г., вл. Рождественский бульвар, 18, стр. 2 и 3) и по Большой Лубянке (1913 г., архитектор Н. Гондагсазян, вл. улица Большая Лубянка, 21, стр. 1). Приобретенный в первой половине XIX в. архитектурный облик Сретенский монастырь сохранялся вплоть до своего закрытия в конце 1920-х годов. Именно тогда два из трех имевшихся на обширной территории монастыря храмов были утрачены. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, но усилиями свмч. Илариона (Троицкого) в 1923 г. он был возвращен Православной Церкви и тогда же стал одним из главных центров борьбы с обновленческой церковью. 4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков - будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В конце 1925 г. монастырь был закрыт. В 1928 г. при «спрямлении» улицы Лубянки были разобраны расположенные на этой улице монастырские здания: двухэтажный храм свт. Николая Чудотворца с приделами свт. Димитрия Ростовского и всех святых, органично вписывавшийся в общегородской архитектурный ансамбль, святые врата с колокольней, кельи, а также восточная торцевая часть настоятельского корпуса. Несмотря на то, что храм прп. Марии Египетской с приделом Сретения Господня (наряду с храмом Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи) располагался в глубине монастырской территории, он также был разобран. В оставшихся зданиях обители разместились структуры НКВД. На монастырской территории, к зданиям главного в то время ведомства страны, велись расстрелы. Таким образом, в настоящее время от уникального монастырского ансамбля XVI - начала XVIII в. сохранилось только два здания — собор Владимирской иконы Божией Матери 1679 г. и настоятельский корпус конца XVII в., значительно перестроенный в XIX–XX в.в.

http://sobory.ru/article/?object=04528

В 1954–1955 годах старец был пономарем в Троицком соборе, затем лаврским кассиром, помощником казначея и, наконец, казначеем Лавры. В 1956 году последовало награждение набедренником, в 1957 году – наперсным крестом. Тридцатого октября 1959 года епископ Дмитровский Пимен (Извеков) возвел иеромонаха Кирилла в Трапезном храме Лавры в сан игумена. В 1962 году игумен был награжден крестом с украшением. В 1961 году епископ Афанасий (Сахаров) в письме лаврскому духовнику, архимандриту Феодориту, поздравил двух новых лаврских архимандритов и при этом написал: «Передайте от меня приветствие и всечестному Батюшке игумену Кириллу, которому желаю поскорее уподобиться своим друзьям» 22 . Седьмого октября 1965 года Святейший Патриарх Алексий I возвел отца Кирилла в сан архимандрита. Личные подвиги приносятся Богу, и они мало известны людям. Епископ Афанасий (Сахаров) писал в 1962 году: «Сказали мне, что очень слабеет отец Кирилл... Берегите его и наложите на него строгое послушание: беречь себя, лучше питаться, уменьшить подвиги свои. А Вас прошу, нельзя ли поставить вопрос об освобождении его от всяких нагрузок, особенно нагрузок хозяйственно-административных?» 23 . А в это время начались публичные нападки на отца Кирилла. Один из современных исследователей отмечает, что в «1960-е годы мало кому из епископов удавалось избежать заказной газетной травли» 24 . Это в полной мере коснулось и отца Кирилла. В местной газете «Вперед» во время хрущевских «заморозков», в 1964–1965 годах, был опубликован ряд клеветнических статей, в которых отец Кирилл публично обвинялся в безнравственном поведении 25 . Во время Великого поста в 1964 году, на Пассии, отец Кирилл произнес проповедь на тему «О необходимости молитвы среди искушений». Говоря о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, он отмечает: «При этом воспоминании само собою возбуждается усердие и пламенение к молитве, возникает сознание необходимости для нас молитвы и уверенность в ее благоуспешности. Необходимость высшей помощи, а вместе и молитвы – для испрашивания этой помощи у Бога – с наибольшей силой осознается душой христианина, когда он с особой ясностью и живостью представляет, с одной стороны, тяжесть и опасность искушений, посещающих его на пути земной жизни, и особенно в трудные минуты крестоношения, и, с другой стороны, крайнюю немощь нашего обреченного на это крестоношение естества» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В заключение считаю необходимым отметить, что вышеизложенное мнение всецело разделяют со мной все мои собратья нашей Рижской епархии, а также и весьма многие собратья других епархий нашей Церкви " . Об этих настроениях 5-е управление КГБ было осведомлено лучше других структур. В той же аналитической записке, речь о которой шла выше, предстоящий Собор оценивался как важнейшее событие: " В настоящее время внимание зарубежных религиозных организаций, особенно Ватикана, а также церковников внутри страны, приковано к предстоящему в мае 1971 года Поместному Собору Русской Православной церкви, на котором должен быть избран новый патриарх. Наиболее реакционная часть духовенства и верующих связывает с Собором свои надежды на возможное расширение прав церкви и, в частности, на отмену решений Архиерейского Собора 1961 года, согласно которым духовенство лишилось административных прав в общинах. В связи с Собором заметно активизируется воздействие на верующих из-за рубежа через печать, радио, почтовый канал. На страницах газет, журналов, в радиопередачах стало больше отводиться места клеветническим измышлениям о якобы существующих в нашей стране гонениях на церковь и верующих, нарушениях законодательства о религиозных культах, вмешательстве государства в дела церкви. Верующие и духовенство призываются к " борьбе за свои права " , " отстаиванию интересов церкви " " . Прав был заместитель начальника 5-го управления КГБ т. Серегин, когда писал эти слова. Роль КГБ в 1961 году была совсем иной, нежели 10 лет спустя. Любое инакомыслие, включая церковное, жестоко каралось. Отстаивать свои интересы в советском обществе мало кому удавалось... На Поместном Соборе никто из архиереев, как из русских, так и из зарубежных епархий, не поставил вопрос об отмене решений 1961 года. Их косвенная оценка прозвучала лишь на Совещании епископов 28 мая, за два дня до открытия Собора. Митрополит Пимен (Извеков) отметил одиночные высказывания о возврате к прежнему положению в приходах, подчеркнув, что принятие подобных решений не противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В связи с Собором заметно активизируется воздействие на верующих из-за рубежа через печать, радио, почтовый канал. На страницах газет, журналов, в радиопередачах стало больше отводиться места клеветническим измышлениям о якобы существующих в нашей стране гонениях на церковь и верующих, нарушениях законодательства о религиозных культах, вмешательстве государства в дела церкви. Верующие и духовенство призываются к “борьбе за свои права”, “отстаиванию интересов церкви”» 11 . Прав был заместитель начальника 5-го управления КГБ т. Серегин, когда писал эти слова. Роль КГБ в 1961 году была совсем иной, нежели 10 лет спустя. Любое инакомыслие, включая церковное, жестоко каралось. Отстаивать свои интересы в советском обществе мало кому удавалось… На Поместном Соборе никто из архиереев, как из русских, так и из зарубежных епархий, не поставил вопрос об отмене решений 1961 года. Их косвенная оценка прозвучала лишь на Совещании епископов 28 мая, за два дня до открытия Собора. Митрополит Пимен (Извеков) отметил одиночные высказывания о возврате к прежнему положению в приходах, подчеркнув, что принятие подобных решений не противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Церкви. Митрополит Никодим (Ротов) напомнил присутствующим об усилиях Святейшего Патриарха Сергия по нормализации государственно-церковных отношений. Напоминание было весьма красноречивым и не оставляло надежды на какие-либо позитивные решения со стороны власти. Владыка напомнил также всем присутствующим знаменитые слова Святейшего Патриарха Алексия, произнесенные им на Соборе 1961 года: “Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых” 12 . Свое открытое несогласие с будущей позицией Собора по одобрению решений 1961 года высказал архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин). Не одобрил он и выносимую на Поместный Собор процедуру избрания Патриарха. Владыка не был против единственной кандидатуры митрополита Пимена, он был не согласен с открытым голосованием как способом избрания. И так думал не только он один.

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

В соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» Местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), как старейший по хиротонии иерарх и постоянный член Священного Синода. В июне 1970 г. Синод под председательством местоблюстителя принял решение о созыве Поместного Собора и создании комиссии для его подготовки. Помимо избрания патриарха Собор должен был решить и целый ряд других вопросов. Различные проекты устройства церковной жизни разрабатывались и на местах. В частности, звучали предложения отказаться от приходской системы, установленной в 1961 г. Большой резонанс вызвало письмо священника Николая Гайнова, а также мирян Л.Регельсона, Ф.Карелина и В.Капитончука. В письме критиковалась экуменическая деятельность и взгляды на христианство и Церковь митрополита Никодима (Ротова), а также митрополита Иоанна (Вендланда) , протоиереев В.Борового и Л.Воронова . Еще одно письмо было подписано протоиереем Георгием Петуховым, иеродиаконом Варсонофием (Хайбулиным) и мирянином П.Фоминым. Авторы письма просили церковное руководство ходатайствовать перед советским правительством о предоставлении высшим органам Русской Церкви прав юридического лица, а также об открытии ряда монастырей, учреждении церковных типографий, разрешении факультативного преподавания детям Закона Божия. Заседания Собора открылись 30 мая 1971 г. в Троице-Сергиевой лавре и продолжались до 2 июня. Помимо архиереев в Соборе приняли участие клирики и миряне, как представители епархий. Всего в Соборе приняло участие 75 иерархов, 85 клириков и 78 мирян. Были также гости от других Поместных Церквей – Патриарх Александрийский Николай, Католикос Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан, наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви митрополит Максим, митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей. Собор открылся докладом митрополита Пимена (Извекова) «Жизнь и деятельность Русской Православной Церкви». С докладом «Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви» выступил митрополит Никодим (Ротов), с докладом «О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви» – митрополит Алексий (Ридигер).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Второй раз в жизни Патриарх заставляет меня остаться без слов». Действительно, все слова здесь были бы излишни. Мы и не будем делать никаких комментариев, а лишь расскажем о последних днях Митрополита. Уход Владыки на покой произошел с полным нарушением этикета. Как известно, архиерей, уходя на покой, всегда прощается со своей паствой: в последний раз служит литургию, произносит прощальную речь, дает пастве прощальное благословение. В полное нарушение этого древнего обычая Митрополиту отказали даже в этом последнем торжестве. Митрополиту велено было оставаться в Сухуме до начала ноября. Тем временем в Москву из Питера приехал новый Митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим Свиридов. Кроткий, тихий и совершенно рамолизованный старичок. Бояться его ни властям, ни кому-либо еще не приходилось. В Питер на Митрополичью кафедру был назначен Пимен Извеков, нынешний Патриарх. Лишь в начале ноября (как сказано выше) вернулся в Москву Митрополит Николай. На вокзале его встретили лишь два человека: его бывший секретарь Владимир Талызин (по должности) и Володя Рожков (ныне протоиерей), бывший иподиакон Митрополита Николая, милый, добрый мальчик, искренне привязанный к Митрополиту Николаю. Никого из близких к Митрополиту людей больше не было. Как мало на свете добрых людей. «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного». Прямо с вокзала Митрополит проехал в свою резиденцию, в деревянный дом в Бауманском переулке, где отныне предстояло ему провести последний год его жизни. Сумрачный и одинокий это был год. Вначале Митрополита Николая хотели услать в один из сохранившихся монастырей. Владыка категорически отказался, заявил: «Я гражданин, прописанный в Москве в Бауманском переулке, — и буду жить здесь». Перед таким категорическим отказом власти отступили. На скандал, связанный с применением прямого насилия, не решились. Зато отказывали Митрополиту в служении. Со времени своего ухода на покой Митрополит Николай служил лишь дважды: в рождественскую ночь с 6го по 7 января 1961 года в Елоховском соборе, где он сослужил Патриарху и своему преемнику Митрополиту Питириму.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церковью» в строгое соответствие с Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», которое устраняло священнослужителей как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. После издания Конституции СССР 1936 года, предоставившей всем гражданам одинаковые права, «Постановление» это вступило в противоречие с Основным Законом государства. По докладу митрополита Крутицкого Питирима Архиерейский Собор принял постановление о расширении состава Священного Синода включением в число его постоянных членов управляющего делами Патриархии и председателя Отдела внешних церковных сношений. После Архиерейского Собора 1961 года постоянными членами Синода, кроме митрополита Киевского Иоанна, Ленинградского Гурия и Крутицкого Питирима, стали архиепископы: Тульский Пимен (Извеков) и Ярославский Никодим (Ротов). Заслушав доклад архиепископа Никодима, Собор одобрил постановление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей, вынесенное 30 марта 1961 года. Архиерейский Собор заседал в то время, когда по всей стране происходило закрытие церквей. Делалось это под разными предлогами: то потому, что церковь была открыта в войну на оккупированной территории по разрешению немецких властей, то из-за того, что вблизи храма расположена школа, или под предлогом, что церковь мешает движению транспорта. В Кировской епархии из 75 православных приходов, существовавших в 1969 году, к 1964 году осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная, в епархиальном городе, взорвана; в остальных 32-х - богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии с 1959 по 1963 годы закрыто было более половины церквей. В Москве летом 1964 года впервые за послевоенное время был разрушен храм - Малого Преображения, в которой еще недавно совершал богослужение митрополит Крутицкий Николай. Особенно тяжко пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской и Запорожской епархии в 1959 году было 285 приходов, а к 1961 году осталось всего 49. В Киеве у Церкви отнят был Андреевский собор. Всего по стране за время хрущевских гонений была закрыта почти половина приходов. В 1959 году Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 году число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 году сохранилось 7523 прихода). Соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов. К 1961 году оставалось лишь 8252 священника и 809 диаконов; к 1967 году - 6694 священника и 653 диакона. Сокращался прием в духовную семинарию. В конце концов 5 семинарий: Ставропольская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая - были закрыты. В 1959 году Русская Церковь имела 47 монастырей, а к середине 1960-х годов осталось только 16; число монашествующих сократилось к этому времени с 3 тысяч до примерно полутора тысяч.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

– Да, потом уже мы узнали, что именно в это время, в конце 1941 – начале 1942 года, произошел первый разгром немцев под Москвой. К тому же тут Бог послал в Россию такой мороз, что немцы, не привыкшие к этому, оказались полностью дезорганизованными. Когда Гудериан со своими танковыми полчищами пошел на Москву, он уже докладывал Гитлеру: «Через 7, максимум 10 дней мы будем в Москве!» И этот доклад был сделан 23–24 июня!.. Казалось бы, в самом деле, чего им стоит пройти до Москвы – это заняло бы неделю, не больше! Настолько немцы не понимали, на кого они напали, даже странно! Ну, хотя бы историю Наполеона почитали, что ли... – Давайте перенесемся в более близкие к нам времена. Когда заканчивались 1990-е годы (хотя, я думаю, даже и в 1970-е, и позже) уже почувствовалось некое «потепление» со стороны властей в отношении Церкви. В ту пору Церковь возглавлял Святейший Патриарх Пимен (Извеков)... Вы сами пытались установить отношения с церковными властями? – Я не был лично знаком с Патриархом Пименом, молод был еще тогда. Моим настоящим покровителем, конечно же, явился Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер) . Это был чудесный человек, мы с ним неоднократно много общались. – А еще с кем-то из епископата встречались? – Естественно, ведь я ходил иногда в церковь. И когда однажды митрополит Ювеналий (Поярков) увидел меня где-то во время богослужения в Новодевичьем монастыре, он пригласил зайти к нему, дал мне номер своего домашнего телефона, и я один-два раза им воспользовался. Замечательный человек, скромности необычайной! Он собрал 30 случаев конкретных прижизненных чудес, связанных с Митрополитом Филаретом (Дроздовым). – Он и познакомил вас впоследствии с Патриархом Алексием? – Ну, да. На одном из богослужений он нас и познакомил. 2 декабря 1994 года состоялось прославление святителя Филарета (Дроздова) в лике святых. Мощи его тогда были уже подняты из захоронения в Троице-Сергиевой лавре. Все это организовал и проводил замечательный церковный ученый – археолог Сергей Алексеевич Беляев. Сначала все исследования необходимые были проведены, а потом подняты мощи и помещены в раку. Раку святителя Филарета сначала поставили в Успенском соборе...

http://pravoslavie.ru/123419.html

землю, совершил Божественную литургию у Гроба Господня и в Гефсимании и великое водоосвящение на р. Иордан (ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 238-252). В. принял участие в Архиерейском предсоборном совещании Русской Православной Церкви 28 мая 1971 г ., проходившем в Москве, на к-ром высказался за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г ., передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам, напомнив, что постановление нарушает каноны, согласно к-рым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (Ап. 38) (Из восп. о Соборе 1971 г. С. 212). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г ., проходившем в Троице-Сергиевой лавре 30 мая - 2 июня, на к-ром был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) , В. подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 г., а также выступил против политической окраски «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира»; 3 июня присутствовал на интронизации Патриарха в Богоявления соборе в Елохове . В. неоднократно приезжал в Россию, совершал богослужения, посещал храмы и мон-ри, с большим интересом следил за развитием церковной жизни в России. В окт. 1984 г. он присутствовал на торжествах, посвященных 175-летию со дня основания ЛДА; 7 сент. 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сент.) Патриарха Пимена. 15 сент., в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, В. совместно с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещен. После литургии он почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя 7 дней В. мирно почил о Господе. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле. Сочинения В период пребывания на Св.

http://pravenc.ru/text/150717.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010